Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Благоверные князь петр и княгиня феврония, муромские чудотворцы. История вечной любви петра и февронии муромских

Развитие агиографического жанра приводит в 40-е гг. XVI в. к созданию оригинального памятника, воспринявшего как особенности житийного жанра, так и фольклорные элементы. Речь идет о произведении, которое, бесспорно, относится к числу шедевров древнерусской словесности.

Автором произведения, как установлено сравнительно недавно, был псковский священник и публицист Ермолай-Еразм. "Повесть о Петре и Февронии" предназначалась, судя по всему, для включения в грандиозный агиографический свод — «Великие Минеи-Четьи». Однако митрополит Макарий руководствовался строгими нормативными требованиями. Оригинальное житие Ермолая-Еразма не соответствовало этим критериям, существенно расходилось с классическим каноном жития и потому не вошло в агиографическую "энциклопедию" Макария. В книжной традиции оно бытовало независимо от «Миней-Четьих».

Житие было посвящено муромским местночтимым святым: князю Давиду (Петру) и его жене Ефросинье (Февронии), которые жили, вероятно, в XIII в. и были канонизированы на соборе 1547 г. как «новые чудотворцы» (реальные исторические прототипы княжеской четы точно не установлены). "Повесть о Петре и Февронии Муромских" представляет собой небольшой ансамбль, состоящий из четырех новелл. Первые три связаны друг с другом причинно-следственным способом, четвертая присоединяется логико-хронологическим. Существенно, что именно первые три части содержат сюжеты, имеющие в основе устные предания, а последняя восходит к традициям собственно агиографии.

Краткое содержание "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Первая часть играет роль своеобразной экспозиции. Здесь повествуется о том, что к жене муромского князя Павла стал наведываться нечистый дух в облике "летящаго змия". Княгине удалось выведать секрет «змия»: он может умереть только от "Петрова плена и Агрикова мена". Избавителем должен выступить брат князя Павла, Петр. Герою помогает чудесный отрок, который указывает на место, где хранится оружие. В алтарной скважине между «керамидами» храма главный герой находит чудесный меч и в назначенный день является в палаты Павла, чтобы убить нечистого. Но «змий» принимает облик Павла, и только с помощью хитрости Петру удается уничтожить демона. Однако оборотень "окропи блаженного князя Петра кровию своею". Тело князя покрылось язвами. С этого момента он ищет исцеления.

Ему стало известно, что в Рязанской земле много искусных врачей. Именно туда едет сам князь. Один из его отроков приходит в село Ласково на безлюдный крестьянский двор. В доме перед слугой князя предстает «видение чюдно»: в комнате сидит прекрасная девушка-ткачиха, а «пред нею же скача заец». Разговор слуги и крестьянки Февронии строится по канонам сказочной прозы. Мудрая простолюдинка задает загадки, на которые слуга не в силах ответить. Феврония берется исцелить князя. Единственным условием договора становится непременная женитьба Петра на Февронии. Князь недоумевает: «Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!» Однако надеется на свою хитрость и соглашается с требованиями Февронии. Одновременно он пробует испытать мудрость девицы и велит ей из пучка льна соткать одежду и "убрусец". Крестьянка в ответ просит невыполнимого: соорудить из лучины, отколотой от малого поленца, ткацкий стан. Князь дивится мудрости Февронии. Она исцеляет его с помощью чудесной мази, но предусмотрительно оставляет одну язву незалеченной.

Князь выздоровел и готов наградить мудрую девушку, отправляя ей дары. Тем не менее, на женитьбу он не согласен. Феврония отвергает дары князя. Петр возвращается в Муром. Однако незалеченная язва становится причиной того, что страшная болезнь повторяется, и от одного "струпа" образуется множество новых ран. На этот раз Петр принимает условия целительницы, и Феврония становится муромской княгиней.

После смерти Павла Петр наследует престол в Муроме. Бояре князя по наущению своих завистливых жен начинают преследовать Февронию как безродную и недостойную великой чести. Гонители недовольны тем, что княгиня ведет себя за столом, словно крестьянка, собирая в ладонь хлебные крошки.

Князь снова решил испытать мудрую женщину. Однажды Петр «приим ю за руку и, развед, виде ливан добровонный и фимиян». Так совершается первое чудо: крошки сверхъестественным образом превращаются в руке княгини в ладан и фимиам. Преследования бояр тем не менее не прекращаются. Они требуют от князя изгнать Февронию из города. Княгиня готова подчиниться гонителям, но при этом просит выполнить только одно условие: «Дадите мне его же, аще аз воспрошу у ваю». Безумные бояре, «не ведуще будущаго», соглашаются. Феврония готова покинуть город, но только вместе с князем Петром. Желание своей супруги Петр считает вполне законным, объясняя свое решение оставить Муром необходимостью жить согласно евангельским заповедям: муж не может без достаточных на то оснований изгнать жену; лучше отказаться от власти, чем нарушить Божественный порядок.

Супруги покидают Муром на судах, спускаясь по Оке. На ладье Феврония чудесным образом разгадывает злой умысел недоброго человека, а во время остановки, на берегу, благословляет поврежденные деревца. Утром деревца процвели и украсились пышной листвой. Этому эпизоду предшествует важная в смысловом отношении сцена: на какое-то время Петр усомнился в правильности своего решения, но Феврония успокаивает его. Мудрой женщине известно будущее: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете быти!".

Между тем в Муроме бояре начали междоусобную брань. Они не поделили власть. Народ Мурома просит князя и княгиню вернуться. Так истинный ум и знание сокровенных тайн Божьих побеждает безрассудство и злой умысел. Петр и Феврония становятся добрыми покровителями города, правят "бес порока", снисходят к мольбам несчастных.

В последней новелле Ермолай-Еразм рассказывает о чудесной кончине благоверных супругов. Незадолго до смерти Петр и Феврония принимают постриг. Князь удаляется в мужскую обитель, а княгиня подвизается в женском монастыре. Как истинные праведники, герои повести знают час своей кончины. Петр первым готовится к смерти. Он отправляет к блаженной Февронии, нареченной Ефросинье, весть: "Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе". В это время бывшая княгиня вышивает священный покров («воздух») для храма. Она просит Петра, во иночестве Давыда, подождать: работа еще не завершена. Во второй и в третий раз благоверный Петр отправляет посыльного в женский монастырь. Феврония успела завершить только лики святых, но на этот раз она прекращает работу и, воткнув в покрывало иглу и обмотав вокруг иглы нить, отходит к Богу одновременно со своим бывшим супругом.

Чудесное провидчество и верность находят продолжение и после смерти. Святые завещали похоронить себя в одном месте, но люди нарушили их волю. Тела святых положили в отдельные гробы, но на следующий день тела оказываются в общем, заранее подготовленном гробу. Чудо повторяется, и люди уже не смеют перечить Божественной воле. На этом заканчивается "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (краткое содержание).

/ «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Дело было в славном русском городе Муроме. В то время правил в нем князь Павел. И вот однажды приключилась с ним беда, Дьявол подослал к жене князя змея, чтобы склонять ее на блуд. Являлся он перед княжной в образе самого князя Павла.

Жена Павла не стала скрывать этого от мужа и все ему рассказали. Стал князь думать, как защитить честь супруги и убить проклятого змея. Долго думал Павел, но не чего в голову ему не приходило. Не знал он, как победить дьявольское создание. Тогда предложил князь своей жене, чтобы та во время их следующей встречи сама узнала у змея от чего он примет смерть. Княжна все поняла и согласилась.

Скоро случилась встреча княжны и змею. Обаяв последнего, княжна спросила змея от кого он примет смерть свою. Змей, ни чего не подозревая, гордо ответил: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Княжна запомнила эти слова и в точности передала их мужу. Сперва Павел был в недоумении от услышанного.

У князя Павла был брат Петр, которому он и рассказал эту историю. Петр тут же вызвался на бой со змеем, но, так же, как и князь, он не знал, что такое Агриков меч.

В один из дней Петр отправился в церковь, которая находилась в женском монастыре за городом, помолиться. В церкви к Петру обратился отрок и показал, где находится Агриков меч. Петр взял его и отправился в город к князю Павлу. Стали братья ждать, когда же появится змей. Змея долго не было.

Через некоторое время Петр пришел навестить Павла и его супругу. В светлице княжны он заметит князя, но спросил у прислуги, где сейчас князь, Павел понял, что это змей принял образ князя. Завязался бой. Павел сумел сокрушить дьявольское создание. Из тела змея брызнули капли крови и попали на князя Петра. В тех местах сразу появились язвы. Тяжело заболел Петр и ни кто не мог его излечить.

Узнал Петр, что в Рязанской земле есть много лекарей и решил ехать туда искать исцеления. Прибыла княжеская свита в деревню под названием Ласково. Один из отроков князя стал ходить по деревне спрашивать за лекаря. Подошел отрок к одному из домов окликнул хозяев, но, ни кто не ответил. Тогда юноша зашел в дом. В горнице сидела девушка и разговаривала с зайцем. Это очень удивило юношу. Между ними завязался разговор, но отрок не понимал, ни слова. После он спросил ее имя. Девушка сказала, что зовут ее Феврония. Тогда юноша рассказал ей историю, которая приключилась с князем Петром.

Феврония ответила, что может излечить князя. Сделать это девушка согласиться, если только князь возьмет ее в жены.

Отрок передал слова девушки князю. Тот разгневался и сказал, что щедро отблагодарит ее. Феврония стояла на своем. Тогда князь решил обмануть девушку, сказав, что согласен на ее условия.

Феврония передала для князя мазь и сказала натопить баню и намазать все язвы, кроме одной, этой мазью. Петр так и сделал.

После принятия бани, Петр сразу почувствовал, что пошел на поправку. Язвы стали пропадать. Князь отправил Февронии щедрые дары, но девушка не приняла их.

Князь уехал назад в Муром, оставив Февронию в деревне. Через некоторое время язвы снова покрыли тело Петра. Он с повинной вновь явился в деревню к Февронии. Условия исцеления были такими же. Петр принял их. И вновь мазь Февронии помогла князю.

После этого взял Петр в жены Февронию и отправились они назад в город Муром.

В скором времени Павел скончался, а князь Петр стал самодержавцем в славном городе Муроме.

Боярские жены были очень не довольно тем, что находятся в подчинении у Февронии. Они начали подговаривать своих мужей, чтобы те избавились от княжны. Бояре начали распускать слухи и сплетни про Февронию, будто она не чтит традиций, не уважает господа. Что, вставая из-за обеденного стола, собирает крошки в рукав. Князь Петр решил проверить, правду ли говорят бояре. Он пригласил Февронию на обед. После трапезы княжна собрала крошки в руку. Петр, подойдя к ней, посмотрел, что у нее в ладони, но увидел лишь ладан и фимиам. После этого случая князь больше ни когда не проверял свою супругу.

Бояре продолжали гневаться. Через время они снова пришли к князю и начали просить его выслать Февронию из города. Петр подумал и сказал, чтобы они шли к княжне и сделали ей такое предложение. Он пообещал сделать так, как она скажет.

Бояре обрадовались, закатили пир. Во время пиршества завели свои пьяные речи. В один голос они обратились к Февронии, пообещав любые богатства за то, что она уедет из города. Княжна сказала, что готова выполнить их просьбу, но при одном условии. Восторженные бояре, не подозревая беды, тут же согласились. Феврония сказала, что покинет город только вместе с князем Петром. Бояре ответили, что если сам князь примет такие условия, то отпустят их.

Петр не мог поступить иначе, ведь жил он по божьим законам. Он принял предложение своей супруги. Бояре были в восторге. Каждый из них в тайне хотел взойти на престол.

Князя Петра и Февронию посадили в два судна и отправили из города. К вечеру судна пристали к берегу. Петр и Феврония начали готовиться на ночлег. Петр думал, что теперь будет с его городом. Феврония ответила, что господь ни кого в беде не оставит.

Утром в лагерь к Петру пришли вельможи и стали просить вернуться князя в Муром. Бояре в борьбе за княжеский престол поубивали друг друга.

Так Петр и Феврония вернулись в город Муром.

На случай своей смерти, Петр и Феврония завещали, чтобы их похоронили в общем гробу, сделанного из цельного камня. Перед смертью князь и княжна приняли монашество. Князю дали церковное имя Давид, а Февронии – Ефросиния. И молили они господа, чтобы принять смерть в один день. Случилось это двадцать пятого июня.

После смерти князя и княжны, люди ослушались из последней воли и решили, что князя Петра нужно похоронить у церкви пречистой Богородицы, а Февронию - у церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Смастерив им отдельные гробы, положили в них тела и оставили на ночь до утра.

Когда солнце взошло, отдельные гробы были пусты, а тела князя и княжны оказались в их общем гробу, сделанным еще при их жизни. Снова разделили их, положив в разные гробы. На следующий день история повторилась. Тогда люди решили больше не разлучать Петра и Февронию и похоронили их в общем гробу у церкви Рождества святой Богородицы.

Б лаговерный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы бояре умолили князя вернулся назад вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч. Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Петр - муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермолаем-Еразмом на основе местной народной легенды. В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена П. и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями - Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г. на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.

«Повесть» делится на четыре части. П. является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке П. (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. П., достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело П., вызвала тяжелую болезнь. П. покрылся язвами и струпьями. Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества Но наряду со сходством между князем П. и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь П. не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. П. же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь П. получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь П. отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя П. Затем Феврония соглашается вылечить П. с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь П., вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова. Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве). Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.

Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.

Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, П. послал к Февронии сказать, что время пришло. Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. П. еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили П. и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между П. и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а П. как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в «Повести» П. как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

Феврония - главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Ф. - один из немногих персонажей др.-русск. литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Ф. создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части «Повести» Ф. не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Ф. держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Ф., князь Петр посылает ей дары, но Ф. отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Ф. В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Ф. лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.

В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Ф. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же.Ф. с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Ф. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка - оставления княжества ради жены. Ф., в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Ф. разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают, Ф. опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Ф. держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Год издания книги: 1547

Книга Ермолая – Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» наравне с « » считается одним из лучших образцов древнерусского творчества. Написана она была после канонизации в святые Петра и Февронии на Московском соборе. Сами же главные герои повести предположительно жили в Муроме и умерли в 1228 году. Полное название произведения «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии».

Сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратко

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о событиях, разворачивающихся в городе Муроме. Правит в этом городе князь Петр. Велел дьявол крылатому змею летать к жене Петра на блуд. Перед всеми змей показывался в обличии Петра, а перед женой его в истинном обличии. Рассказал жена князя о том, что силой овладел ею змей. Но князь не знал, что делать. И велел он тогда жене расспросить змея, как его погубить. Хитростью женщина выспросила у змея какова будет его смерть. Змей уверял, что погибнет от «Петрова плеча и от Агрикова меча». У князя был брат Петр, но где взять Агриков меч некто не знал.

Брат князя любил в одиночестве ходить по церквям. В одном из таких походов к нему подошел отрок и предложил показать Агриков меч. Петр не раздумывал и достал его из алтарной стены между плит. Об этом он рассказал брату, и все стали ждать подходящего момента. И момент этот не преминул случится. Каждый день Петр ходил к брату своему и снохе дабы отдать им поклон. И вот однажды он зашел к брату, а от него пошел к снохе. Но Петр уже был там. Тогда вернулся он в покои брата и велел ему некуда отсюда не выходить. Взял он меч Агриков и ударил им змея. Змей приняла свое естественное обличье, но перед смертью обрызгал Петра своей кровью. И на тех местах где попала кровь змея появились у Петра язвы страшные. Не один врач не мог совладать с этими язвами.

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратком содержании вы узнаете, как познакомились главные герои. Отправился Петр в землю рязанскую, где было много хороших врачей. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково и зашел в дом древолазов. Так называли собирателей меда, которые лазали за ним по деревьям. В этом доме он встретил Февронию, которая очаровала его своей мудростью и словами. Рассказа он ей о беде Петра и девушка согласилась помочь. Но только с одним условием. Коль вылечит она Петра быть ей его женой.

Пренебрежительно отнеся к словам девушки главный герой «Повести о Петре и Февронии Муромских». Дал обещание, но женится на дочери древолаза не собирался. Девушка же взяла плошку хлебной закваски дунула на нее три раза и велела князю истопить баню. А те места, которые покрыты язвой, помазать закваской, кроме одной. Слишком просто это показалось князю и велел он передать девушке пучок льна. Из него он велел пока он будет в бане сшить ему сорочку и одежду, и платок. Слуга передал слова Петра девушки. Та же велела отрубить чурбачок от поленца и смастерить из него ткацкий стан, пока она вычешет пучок льна. Подивился Петр таким словам и велел передать, что это невозможно. Тогда и Феврония велела передать, что из пучка льна рубахи даже не сшить.

В точности выполнил наказы Февронии Петр. И уже на следующий день исцелился. Послал он дары девушке, которая Феврония не приняла, а сам отправился в Муром. Но от той одной язвы, которую он не помазал, пошли у него новые и стало их как прежде. Вернулся тогда он вновь к девушке и просил вылечить его вновь. Феврония ничуть не обидевшись поставила те же условия. На этот раз Петр вылечился и взял девушку в жены. Возвратились они в Муром и жили они благочестиво.

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о том, как князь Павел умер и его место на престоле занял Петр. Но сословие Февронии обижало жен бояр. Тогда стали они на нее клеветать, что мол крошки собирает со стола. Но когда князь решил проверить это, то в руках жены обнаружился ладан благоухающий. Тогда стали бояре князя просить выбрать себе новую жену. Но Петр велел боярам спросить этого у Февронии. И когда во время пира все бояре как один стали просить Февронию уйти, то она сказала, что уйдет только вместе с князем. Бояре обрадовались. Ведь каждый видел себя самодержцем. Петр же не решился рушить законы божьи.

Быстро собрали бояре корабли и Петр с Февронией отплыли по Оке. Вместе с ними отплыл один человек, жена которого была на этом же корабле. Посмотрел он на Февронию с помыслом, но святая сразу этот помыслы поняла. Велела она ему отпить воды сначала правого борта лодки, а затем левого. И спросила какая вода вкуснее. Ответил тот человек что одинакова. «Так и естество женское одинаково» — ответила ему Феврония. К вечеру они пристали на ночлег. Повар обрубил несколько маленьких деревцев, чтоб поставить чан. Святая подошла и сказала, что на утро это будут большие деревья. Так и случилось. А еще утром пришли гонцы из Мурома. Просили они князя вернуться. Ведь устроили бояре, как в , резню страшную, пытаясь сесть на престол. Вернулся князь Петр и Феврония в Муром и правили мудро.

Когда же пришла им пора благочестивого представления стали молить Петр и Феврония, что умереть в один день. И даже заказали себе сделать из одного камня два гроба с тонкой перегородкой. В то время главная героиня «Повести о Петре и Февронии Муромских» работала над ликами святых для храма пречистой Богородицы. Пришло ей известие от мужа, что он скоро помрет и просит ее вернуться. Феврония просила подождать. И так два раза. На третий раз она отправилась к мужу и умерли они в один день 25 июня.

Но люди решили нарушить завет князя. Им соорудили отдельные гробы и поставили их в отдельных частях города. Но на утро оба тела лежали в их двойном гробу. Тогда люди еще раз разделили Петра и Февронию, но на утро они вновь были вместе. Так и остались они вместе в городском храме пресвятой Богородицы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» на сайте Топ книг

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Тем не менее это позволило произведению занять высокое место в нашем осени 2016, а также быть представленным среди . И скорее всего мы еще не раз увидим этот образец старославянской письменности на страницах нашего сайта.

На сайте Топ книг «Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать онлайн вы можете .

Загрузка...