Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Детские болезни: психосоматика. Психосоматика у детей

В век научно-технического прогресса современной маме не позавидуешь. Информации навалилось столько, что остаться мамой, не наносящей вред и психологическую травму ребенку, просто нереально. Кормишь грудью больше года - блаженная, кормишь смесью - эгоистка. Спишь с ребенком - сексопатология, оставляешь одного в кроватке - депривация, выходишь на работу - травма, сидишь с ребенком дома - нарушенная социализация, водишь на кружки - перенапряжение, не водишь на кружки - растишь потребителя... И было бы смешно, если бы не было так грустно. Не успела мама пережить и переосмыслить все статьи по психологии развития и воспитания - а тут новинка в обертке прописной истины. Если заболел ребенок, виноватой может быть только мама - не прямо, так косвенно, не физически, так энергоинформационно… И как при всем этом сохранить здравый рассудок, не впасть в депрессию и не превратится в тревожного невротика?

Предлагаю оставить маму в покое, и взвешенно разобраться, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».

Изначально я предполагаю, что «травля мамы» началась с тех самых времен, когда популярная формула «все болезни от мозгов» вышла на первый план статей популярной психологии. Если мы знаем, что в основе любого заболевания лежит какая-то психологическая проблема, значит нужно ее найти. Но когда вдруг оказалось, что у ребенка нет озабоченности материальными ценностями и достатком, что ребенок не испытывает такой усталости и ограничения ресурса как взрослый, не имеет проблем сексуального характера и пр. Собственно в силу возраста ребенок еще не вплетен в социальную структуру настолько, чтобы иметь все те комплексы и переживания, которые взрослые наживали годами , сразу обнаруживается незадача - или трактовка причин неверна (но как не хочется в это верить), или проблема в маме (а как объяснить иначе?).

Да. Ребенок действительно во многом зависит от мамы, ее настроения, соответственно поведения и т.д. Часть «проблем» ребенок впитывает с материнским молоком, через гормоны; часть от недостатка ресурса и невозможности дать ребенку то, что действительно нужно; часть от того, что ребенок становится заложником вымещения некоторых проблем, из-за усталости, незнаний, недопониманий и ошибочных трактовок и пр.. И вот когда речь заходит об ангине, больных ушках, энурезе и пр. многое можно обсуждать, решать и делать скидку на то, что не все должны разбираться в медицине или психологии на равне со специалистами. Но современная проблема общества заключается и в том, что акцент со «всех болезней от мозгов», а «детских болезней от мозгов их родителей», сместился на мам с особенными детьми. В лучшем случае это карма, урок или опыт, в худшем же наказание, воздаяние и отработка… И тогда оставаться в стороне просто губительно. Поэтому, первое, что важно понять тому, кто действительно интересуется «психосоматикой» и хочет работать над собой в этом направлении, это то, что НЕ ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ МОЗГОВ. И даже не 85%, как многие об этом пишут;)

Иногда болезни это просто болезни

Бывает так, что стресс снижает иммунитет. Но стресс это понятие не только психическое, а и физическое. Переохлаждение или перегрев, яркий свет, шум, вибрации, боль и пр. - все это тоже стресс для организма, и тем более для детского. Также стресс это не синоним плохого (читай дистресс и эустресс), и истощать и ослаблять организм, могут вполне себе позитивные события, сюрпризы и т.д.

Более того, если ребенок ходит в сад/школу, он постоянно находится в зоне риска вирусного или бактериального инфицирования. Если в саду ветрянка, если в саду коклюш, если на кухне какая-то палочка высеялась в избытке, глисты, вши и пр. говорит ли это о том, что мама ребенка спроецировала на него свои психологические проблемы? Говорит ли это о том, что заболеют только те дети, у которых в семье неблагоприятный психологический климат?

В моей практике работы с аллергическими заболеваниями, был случай мамы, которая долго искала свои «скрытые обиды и спорные чувства» по отношению к отцу ребенка, с которым была в разводе. Связь была очевидна, потому что высыпания на теле девочки появлялись через время после встреч с папой, но чувства не находились, потому что развод был полюбовным. Беседа с родителями не давала никаких зацепок, но беседа с ребенком обнаружила тот факт, что папа, при встречах с дочкой, просто закармливал ее шоколадом, а чтобы мама не ругалась, это был их маленький секрет.

Просто нужно принять как факт, что иногда болезни это просто болезни.

Иногда болезни являются следствием психологических проблем в семье

Различные семьи, различные условия проживания, уровень достатка, образования и пр. Бывают семьи «неполные», а бывают и «переполненные», с бабушками/дедушками, или когда на одной территории живет несколько семей, н-р, братьев и сестер. В семьях «переполненных» у детей слишком много разных моделей и вариантов установления взаимоотношений, прав, обязанностей, в неполных - наоборот. Часто, как от переизбытка так и от недостатка этих связей возникают конфликты. Скрытые или явные, они есть практически в любой семье, и могут влиять на здоровье ребенка, как прямо, так и косвенно. По каким же маячкам можно заподозрить именно психсоматическую основу заболеваний у детей?

1. Возраст ребенка до 3 лет, особенно в случае, когда ребенок находится на грудном вскармливании и большинство своего времени проводит только с одним из родителей (опекунов).

2. Заболевания появляются как будто из неоткуда, без всяких предвестников и соответствующих условий (если это не глисты).

3. Заболевания имеют тенденцию к постоянному повторению (одни дети постоянно болеют ангинами, другие отитами и т.д.)

4. Заболевания проходят легко и слишком быстро или наоборот излишне затягиваются.

Все это может указывать на психосоматическую основу возникновения заболевания, но не обязательно .

Н-р, в семье, где ребенку запрещается проявлять негативные эмоции (плакать, кричать, злиться и т.д.), ангина вполне может быть своеобразным способом показать родителям, что молчание, затрудненное дыхание и затрудненное глотание (то же происходит, когда ребенок должен подавить «истерику») и т.д. - это не нормально, так быть не должно.

Однако бывает такое, что ребенок болеет ангинами в семье, в которой разрешено проявлять свои эмоции и принято обсуждать и проговаривать свои проблемы. Тогда это говорит о том, что область горла, это просто конституционально слабое место в организме, поэтому любая усталость, перенапряжение и т.д. прежде всего «бьют» туда.

Анализ семейного случая специалистом по психосоматике помогает определить, есть на самом деле психологическая причина у недуга или причина все же физиологическая.

Иногда болезни неосознанно проецируются самими ребенком, для достижения вторичной выгоды

С самого раннего детства ребенок усваивает понимание того, что заболевшему предоставлены особые «льготы», в виде вкусностей, внимания, дополнительного сна и мультиков и пр.

Чем старше становятся дети, тем больше вторичная выгода принимает характер избегания - не ехать к бабушке, не идти в сад, пропустить контрольную, переложить свою работу на кого-либо и т.д.

Все эти варианты слабо зависят от маминого психологического состояния, и вместе с тем легко распознаются и могут быть грамотно объяснены и скорректированы ею.

Иногда болезни являются проявлением алекситимии или реакцией на табуирование

И это распознать не так просто, но очень важно.

В силу недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои чувства с помощью слов и просто элементарным недопониманием каких-либо связей и процессов взрослого мира, ребенок выражает свои переживания через тело.

Обычно такими становятся темы «необсуждаемые» или «тайные», н-р, тема смерти, тема потери, тема секса, тема насилия (психологического, физического, экономического и т.д.) и т.д.. Застраховаться от этого невозможно, и как показывает практика, тому же насилию подвергаются и дети, с которыми родители обсуждали подобные вопросы, и дети, с которыми беседы не проводились . Случается это не только с детьми старшего возраста, но и с малышами. Первыми весточками о том, что что-то идет не так могут быть резкие изменения в поведении, успеваемости, ночные кошмары, ночные недержания и т.д.

Иногда болезни к детям приходят сквозь поколения

От прабабушек и прадедушек, а не от психологического климата в новой семье. Психологические теории о наследственных патологических паттернах, вы скорее всего уже читали. Их легко представить в виде старого анекдота, в котором:

Внучка обрезала крылья индейке, поставила ее в духовку и задумавшись о том почему такие вкусные части нужно выбрасывать, спросила у мамы:

- Зачем мы обрезаем индейке крылья?

- Ну как же, моя мама - твоя бабушка всегда так делала.

Тогда внучка спросила у бабушки, зачем обрезать крылья индейке, и бабушка ответила, что так делала ее мама. Ничего не оставалось девочке, как подойти к прабабушке и спросить, почему в их семье принято обрезать индейке крылья и прабабушка сказала:

- Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня была очень маленькая духовка и индейка целиком в нее не влезала.

В наследство от наших предков, мы получаем не только нужные и полезные установки и навыки, а и такие, которые утратили свою ценность и значимость, а иногда даже превратились в деструктивные (н-р, установка предков, переживших голод «есть прозапас», как причина детского ожирения). Поэтому обнаружить связь с конкретным событием прошлого на первый взгляд может быть достаточно сложно, т.к. опять-таки, в семье нет особых конфликтов, мама относительно психически стабильная и пр.. Но возможно)

Иногда детские болезни это просто данность

Случается так, что родители ведут аморальный образ жизни, курят, пьют и т.д., и у них рождаются абсолютно здоровые дети. А бывает, что долгожданный ребенок, выношенный с любовью и заботой, рождается с патологией. Почему происходит так наверняка никто не знает. Ни врачи, ни психологи, ни священники, все только предполагают и часто версии эти исключают одна другую.

Патология может быть явно выраженной, а может быть косвенной, и в таком случае всегда найдется кто-то, кто «объяснит» маме, что она не так думает, не так делает и т.д., потому что «все болезни от мозгов, а детские болезни от мозгов родителей»! Если есть возможность тактично объяснить таким людям, что «худший совет непрошенный» - это был бы самый лучший вариант.

Конечно, мамы особенных детей очень часто могут задаваться вопросами, что они сделали не так. И ответ здесь может быть один - все было сделано так, как должно было быть сделано. Не берите на себя вину, которую вам навязывают «психосоматические доброжелатели».

В психотерапии есть такое направление «позитивной психологии и психотерапии». Оно исходит из понимания, что события, которые происходят с нами изначально не плохие и не хорошие, а просто такие, какие они есть. Любую ситуацию можно принять как данность, просто как случившийся факт «да, это случилось и это так». И любой ситуации можно задать направление развития - «да, это случилось с нами, в этом никто не виноват, я не могла повлиять на это событие ранее, но я могу приложить все усилия, чтобы с теми данными, которые уже есть, направить нашу жизнь в конструктивное русло».

И напоследок, хочу напомнить мамам, что дети которые часто и долго болеют вовсе не обязательно имеют больше психологических сложностей и проблем в семье, чем дети, здоровье которых нам кажется идеальным. Тело, это всего лишь один из вариантов перерабатывания энергии, в том числе психической . Чей-то ребенок решает свои проблемы и проблемы семьи через учебу, чей-то через характер, чей-то через поведение и т.д. Это, конечно же, напоминание не для злорадства, а для того, чтобы вы понимали, что если детские недуги случаются в ваших семьях чаще, чем в других, нужно не корить себя в родительской несостоятельности, а заручиться поддержкой медиков и психологов.

Частые болезни в детском возрасте, увы, не редкость. Обычно родители сталкиваются с этим, как только ребенок начинает посещать детский сад - простудные заболевания следуют одно за другим, ребенок капризничает, постоянно жалуется, устраивает истерики или становится невероятно тихим, безразличным ко всему. Родители пичкают малыша микстурами, модными препаратами, возят по врачам, пытаясь спасти свои нервы и вернуть малышу здоровье. На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в детском коллективе, семье, способы общения ребенка со сверстниками - детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов.

Здоровая мама - здоровый ребенок

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний - восточные целители призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь - страдают зубы и печень, много грустите - неизбежны бронхиты, хронический кашель и т.д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая - все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Беременным женщинам всегда советуют не нервничать, стараться избегать стрессовых ситуаций, больше отдыхать и т.д. Это очень верные рекомендации, так как формирование психосоматических расстройств у ребенка происходит уже на стадии внутриутробного развития. Ребенок, которого любят и ждут, приходит в этот мир спокойным и уравновешенным. Крохи, родители которых не планировали беременность, не очень рады появлению ребенка и позволяют негативным эмоциям вмешиваться в естественный ход развития малыша, часто рождаются недоношенными, плаксивыми, болезненными. В младенческом возрасте исправить эти состояния можно практически всегда, основное условие - спокойная, здоровая и расслабленная мама. Связь малыша с матерью очень сильна - грудничок чутко реагирует на изменения ее настроения, улавливая ее перепады, и меняет свое поведение.

Детская психосоматика, в отличие от аналогичных проблем у взрослых, имеет свои особенные проявления - ребенок не может справиться с душевным дискомфортом способами, которые доступны людям в зрелом возрасте. Он просто не понимает, что происходит, а чувствует только подавленность и неуверенность. Рано или поздно его неудовлетворенность выливается в проблемы со здоровьем. Как часто родители жалуются на то, что, только заслышав слово «детский садик», ребенок тут же начинает симулировать, выдумывая несуществующие боли в животе, голове, горле и т.д. Но если колики трудно проверить, то постоянные ангины и бронхиты симулировать невозможно. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье - это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях. У ребенка болит горло - он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест - малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием - воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения - родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно. Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка - это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения. Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок. Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей - ребенка что-то пугает. У малыша портятся зубки - возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение. Проблемы с кожей - аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер - ему необходимо личное пространство. Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Устраните источник проблемы

Детская психосоматика, как источник нарушений физического состояния ребенка, подвержена коррекции, но работать необходимо со всеми членами семьи. Еще более важно осознание родителями того, что любая их эмоция, поступок или особенности поведения, всегда находят отражение в состоянии здоровья ребенка. Понять необходимость перемен, сделать все возможное, чтобы к процессу выздоровления подключились все близкие ребенку люди - это уже пройденная половина пути к успеху. Важно выбрать хорошего специалиста, которому вы будете полностью доверять, ведь цена такой работы высока - здоровье, гармоничное развитие и будущий успех вашего ребенка.

Воздействие психосоматики на здоровье людей изучается длительное время. Ранее было установлено, что развитие заболеваний может произойти из-за психосоматики у детей. При этом не столь важно, в каких условиях растет ребенок в неблагополучной или обычной семье. Обычно причины болезни лежат на поверхностном уровне. Но иногда причина может быть гораздо глубже. В этом случае нужно будет обратиться за помощью к специалисту.

Психосоматика

Дети болеют часто, и молодые родители волнуются за состояние своего малыша, воспринимая болезнь как испытание. Родители этих детей постоянно обращаются к специалистам, выполняют все требуемые рекомендации, следят за тем, чтобы ребенку было тепло. Также родители запрещают своим чадам посещать многолюдные места, чтобы они не заразились какой-нибудь инфекцией. Но иногда, ребенок, за которым тщательно следят, постоянно болеет: выздоравливает от одного заболевания и через пару дней лежит уже с другой болезнью. В данном случае родителям нужно знать, что, возможно, постоянное появление болезней происходит из-за психосоматики у детей. Педиатр не может найти истинную причину болезни, так как по всем анализам и осмотру у малыша нет патологии. Поэтому нужно обратиться за помощью к психологу. Возможно, состояние ребенка ухудшается не из-за физических расстройств организма, а вследствие психологического нарушения. Психологи определяют причину расстройства психики малыша и устраняют проблему. На сегодняшний день серьезной проблемой в медицине становится психосоматика заболеваний детей. Обычно психологическое расстройство наблюдается у малышей, страдающих от заболеваний желудочно-кишечного тракта, диабета, аллергии, астмы. Число заболеваний постоянно растет, хоть и медицина находится на высоком уровне, но врачи ничего не могут сделать. Для того чтобы вылечить ребенка, необходимо обратиться к психологу и устранить проблему.

Взрослые пациенты также часто сталкиваются с психосоматикой заболевания. Причем выявить причину появления заболевания сложно. Порой причины расстройства кроются в прошлом, в детстве человека. А проявления детского психологического расстройства влияют уже на взрослого сформировавшегося человека.

На сегодняшний день большинство детей страдают от нестабильного давления, проблем с желудком. Также встречаются дети с атеросклерозом. Все перечисленные заболевания ранее считались возрастными. Почему от детской психосоматики страдает множество малышей?

Причины появления психосоматических расстройств

Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать отрицательные эмоции, переживать и обижаться. Ребенок не знает, что ему делать, и не понимает, что с ним происходит. В подростковом возрасте дети начинают понимать причины своего дискомфорта и пытаются разобраться с проблемами.

Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Также у детей могут проявляться кратковременные болезни, о причинах которых он не знает. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.

Факторы

Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:

  • Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
  • Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
  • Нарушения нервной системы.
  • Появление стафилоккока после рождения ребенка.
  • Нарушение гормонального фона малыша.
  • Отклонения в биохимических данных от нормы.

Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.

Психосоматика в самом раннем возрасте человека

Во время проведения исследований специалисты выявили, что какие-либо заболевания могут быть заложены во время беременности женщины. Это утверждение является спорным, так как плод не может испытывать различного рода переживания. Но стоит отметить, что во время беременности эмоции у женщины становятся наиболее насыщенными, также она часто испытывает раздражение. Негативные эмоции могут отрицательно повлиять на здоровье будущего ребенка. Во время исследований также осматривались дети, которые были нежеланными. Женщины считали их ошибкой и воспринимали всю беременность негативно. По их мнению, беременность была не вовремя и разрушила множество планов. Нежеланные дети уже в первые дни своего рождения страдали от множества различных болезней. В основном дети заболевали такими болезнями, как язва желудка, бронхит, ОРВИ, астма, бронхит, аллергия, болезни сердца. То есть еще не рожденный малыш чувствовал свою ненадобность и пытался самостоятельно себя уничтожить.

Для того чтобы плод развивался правильно, женщина должна желать эту беременность. Беременную женщину нужно всегда поддерживать. Весь негатив, который испытывает будущая мама, будет отрицательно сказываться на здоровье малыша.

Но даже если беременность была желанной, женщина все равно чувствует то, как к ней относятся другие люди. Если она не находит понимания и любви, то станет испытывать отрицательные эмоции. Также на психосоматику у ребенка влияют эмоции родителей в первые месяцы жизни. Малыш после рождения отделяется от матери и становится отдельной личностью. Но все же связь между ними сохраняется, и ее настроение передается малышу. Негативные эмоции передаются из-за того, что мама становится внешним миром. С помощью матери ребенок начинает впервые воспринимать окружающую его действительность. Таким образом, он смотрит на реакцию окружающих и сам начинает проявлять активность. Причем все переживания и обиды матери будут передаваться ребенку на эмоциональном уровне.

Для того чтобы избежать психосоматики у детей, необходимо создать в доме условия, которые не позволят матери переживать, ведь ребенок будет воспринимать все эмоции. Важно, чтобы и мать понимала это. Она должна настроиться на позитив во время беременности и после рождения малыша. Положительные эмоции помогут избежать психосоматических последствий, и ребенок будет расти здоровым.

Кашель

Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме. Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд. Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.

Аллергия как симптом психологического нарушения

Основной причиной психосоматики аллергии у детей является атмосфера в доме. В первые месяцы жизни малыш чувствует чужие эмоции, но не может рассказать о своем состоянии. Его негативные чувства будут проявляться аллергией. Уже в дошкольном позднем возрасте ребенок может привлечь внимание родителей и рассказать о том, что его тревожит. Но, как правило, родители не прислушиваются к малышу, а лишь следят за его его физическим здоровьем. При воспитании детей в тоталитарной семье им и вовсе запрещается выражать эмоции негативным образом (например, плакать). Длительное сдерживание чувств и обид может привести к различным заболеваниям, в том числе к аллергии.

Психосоматика аллергии у детей также проявляется при возникновении проблем во взаимоотношениях родителей. При частых ссорах в семье, скандалах, рукоприкладстве у ребенка появляются различные патологии. Психологическое состояние аллергиков индивидуально у каждого. Но основной причиной аллергии является непереносимость какой-либо ситуации или человека. Это может быть окружение в детском саду, обида и злость на мать или отца. Проявлением отрицательных эмоций у малыша становятся зуд, сыпь, кашель, астма, проблемы с пищеварением.

Дерматит

Состояние кожи является показателем состояния здоровья человека. Любые заболевания отражаются на состоянии кожи. Часто психосоматика дерматита у детей связана с серьезными эмоциональными потрясениями, переживаниями, злостью, обидами. Например, если дерматит появляется на коже рук или ног, то возможно, малыш не желает делать то, что его заставляют (идти гулять, посещать детский сад). Дерматит на голове, лице может быть следствием психологического давления, конфликтов в семье, неуверенности в себе. В более серьезных ситуациях дерматит может стать симптомом появления у ребенка фобии или какой-либо другой проблемы. Психосоматические заболевания у детей чаще всего проявляются, если ребенок является эмоционально неуравновешенным. То есть ему намного тяжелее пережить проблему, чем другим деткам. У малышей происходит внутренний психологический конфликт, который они не могут решить самостоятельно. В данном случае может понадобиться помощь специалиста.

В первые месяцы жизни ребенка контакт с матерью установлен. Но для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы прикосновения. Так ребенок почувствует себя любимым и нужным. При отсутствии тактильных отношений матери и ребенка происходит дисбаланс, и начинают появляться различные заболевания. В старшем возрасте атопический дерматит проявляется из-за конфликтов в семье или проблем со сверстниками. Например, ребенку в детском саду кажется, что с ним никто не хочет играть и все над ним насмехаются и обижают. Чувствуя негативные эмоции, ребенок становится подавленным, у него пропадает желание общаться с другими детьми, а также малыш может почувствовать себя хуже других. Вследствие данных отрицательных эмоций у детей может появиться дерматит.

Рвота

Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.

Устранение болезней

Если ребенок постоянно заболевает одной и той же болезнью, то родителям стоит задуматься о психосоматике. Возможно, болезнь - это всего лишь симптом психологического сбоя у ребенка. Почему болеют дети? Психосоматика поможет ответить на данный вопрос родителям. Для того чтобы избавиться от болезни, необходимо:

  • проконсультироваться со специалистом, психологом;
  • выявить причину болезни;
  • получить направление на определенную терапию.

Во время посещения психолога также важна откровенность родителей. Возможно, какое-либо событие в жизни семьи стало отправной точкой для болезни. Часто специалисты направляют детей на иглотерапию, климатотерапию. Также для успокоения детей выписываются различные седативные препараты. Препараты ни в коем случае нельзя давать самостоятельно. Можно покупать успокаивающие средства только по направлению врача.

Заключение

Почему болеют наши дети? Детская психосоматика может стать причиной множества недугов у детей. Родители могут думать: «Какие могут быть проблемы у ребенка?» Но проблемы у детей действительно есть. Дети сильнее воспринимают окружающую действительность, так как они намного впечатлительнее взрослых. Чтобы болезни отступили, ребенку нужно дарить счастливые моменты в жизни. Также важно давать право выбора в каких-либо вопросах для того, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Право выбора должно быть не во всем у маленького ребенка, так как не все решения могут быть верными с его стороны. Например, дать право выбора - это не значит разрешить ребенку идти на улицу зимой без шапки или куртки только из-за того, что он так захотел. Право выбора должно проявляться в мелочах и постепенно расширяться с возрастом малыша. Например, можно спросить у ребенка: «Какую куртку ты наденешь сегодня, красную или зеленую?» Малыш будет понимать, что он самостоятельно решает какие-то вопросы в своей жизни. Если постоянно ребенку говорить о том, что он должен делать, то впоследствии он перестанет быть самостоятельным и не сможет принимать решения, будучи взрослым. Также у ребенка дома должны быть обязанности для того, чтобы он понимал свою необходимость и значимость в жизни семьи. Хорошая атмосфера дома, внимание родителей, ощущение нужности и значимости помогут детям избавиться от множества психологических и физических заболеваний.

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых : категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции - нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание - болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и . Тревога - это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность - это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе... По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Загрузка...