Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Петр, апостол. Апостол петр - краткое житие

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян.5:15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании" - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне".

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге "Камо грядеши, Господи".

***

Молитва первоверховному апостолу Петру:

Молитва первоверховному апостолу Петру . Прежде апостольства был рыбаком, затем вместе с братом, апостолом Андреем, первым призван Господом в число учеников. Имел различные благодатные дарования - исцелил хромого, расслабленного, воскресил умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру молятся о благоустроении церковном, умножении веры при маловерии, при искушениях и гонениях, о вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты, помощи в учебе, исцелении от различных недугов, например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве

12 июля Православная Церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба святых являются разными примерами достижения святости и показывают разные пути к Богу. Один — малограмотный рыбак, второй — образованнейший фарисей. Но их объединяет любовь к Богу и ревностная проповедь христианства.

Апостол Петр: путь малограмотного рыбака

О святом Петре мы узнаем уже с четвертой главы Евангелия от Матфея. Его зовут Симон, и они вместе с братом Андреем сидят на берегу Галилейского моря и закидывают сети.

Встреча с Христом

Кто такие Андрей и Симон до встречи с Христом? Два малограмотных рыбака из Галилеи, которые день за днем трудятся, чтобы прокормить себя и родных.

К ним обращается Спаситель со словами: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).

Трудно не заметить, с какой легкостью братья соглашаются, хоть в то время у Симона уже была собственная семья. Из Евангелия мы знаем, что Христос потом исцелит его тещу от горячки. А во время миссионерской проповеди Симона будет сопровождать и его жена.

Так пример апостола показывает, что семья — отнюдь не помеха на пути к Богу. Одни спасаются в браке и любви, а вторые — в монастыре и усердной молитве.

Но вернемся к началу проповеди Христа и началу апостольского служения.

Личные качества апостола Петра

Симон ярко отличается на фоне остальных учеников: искренний, открытый, вспыльчивый. Он фактически первым исповедует Иисуса как Бога: Ты — Христос, Сын Бога живого (Мф. 16:16). Также он идет навстречу Христу по водам, но еще не окрепший в вере, начинает тонуть. Симон и еще два ученика — Иоанн и Иаков — были свидетелями Преображения Господнего.

Сам Спаситель обращается к будущему первоверховному апостолу, указывая на его особую миссию и называя его иным именем — Петр , что переводится с греческого как «камень» (на арамейском языке, которым владел Христос, это звучит как «Кифа» ).

Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17-19).

Впоследствии так и будет: после сошествия Святого Духа святой Петр фактически возглавит Церковь, первым выступит с проповедью, совершит преломление Хлеба.

А слова о ключах от рая еще надолго засядут в человеческих умах. В католической традиции особо распространенными станут скульптуры первоверховного апостола с ключом в руках.

Неидеальный апостол

Но Священное Писание показывает нам не образец идеального ученика. Это в одинаковой мере относится к апостолам Петру и Павлу.

Петр идет по водам, а потом начинает тонуть. Христос с одной стороны называет его блаженным и говорит о ключах от рая, а в другой ситуации резко пресекает: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23).

На Тайной вечере, когда Петр клянется в верности, Спаситель говорит, что Симон отречется от него трижды, пока пропоет петух.

В Евангелии можно найти много примеров проявления духовной слабости того, кого назовут первоверховным апостолом. Но за что тогда святой Петр получил такую высокую награду? Не за то, кем он был, а за то, кем стремился быть и стал.

Рыбак у Галилейского моря и даже идущий по морю ученик — это еще не тот Петр, который всю жизнь оплакивает отречение от Христа и который после сошествия Святого Духа становится на проповедь.

Поэтому для каждого верующего пример апостола Петра, как и Павла, особо ценен, так как мы видим перед собой живого человека, с его слабостями и изъянами, с его стремлением и искренним покаянием. Мы видим, как Христос прощает, а Святой Дух восполняет все недостатки.

Исполненный Святого Духа Петр

Преображенный Петр проповедует не только среди иудеев, но идет и к язычникам, совершает множество чудес, рукополагает епископов. Особо известна его миссионерская деятельность в Риме. Также апостолу приписывают авторство Первого и Второго посланий.

За твердую веру и непоколебимую проповедь христианства был предан мученической кончине — распятию. Но его смерть отличалась от Христовой.

Крест апостола Петра и сатанинская символика

Святой считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому попросил перевернуть его тело вместе с крестом на 180 градусов — и был распят вниз головой. Вот почему в христианстве существует понятие о кресте апостола Петра. Он изображается в перевернутом виде.

Наверное, об этом мало осведомлены сатанисты, считая перевернутый крест своим символом, не понимая, насколько глубокие христианские корни имеет этот знак. Тогда, в 66 или 68 году, когда распяли святого Петра, никаких сатанистов не было и в помине.

Апостол Павел: путь образованного фарисея и гонителя христиан

Путь этого апостола начинался совсем иначе. Будучи глубоко образованным фарисеем, Савл (такое имя он получил от рождения), отстаивал веру предков и букву закона. Поэтому христиане для него были враждебными сектантами. Савл был свидетелем избиения перводиакона Стефана, а через определенное время и сам стал гонителем христиан. С такой целью он и направлялся в Дамаск, на пути в который и совершилась встреча, изменившая всю его жизнь.

Образованный фарисей и римский гражданин

Родился второй первоверховный апостол приблизительно в 5-10 году от Рождества Христова в городе Тарсе, центре эллинистической культуры. Его родители были знатными иудеями, а своего сына назвали в честь библейского царя Саула. От отца-фарисея Савл унаследовал любовь к Закону, желание учиться и римское гражданство.

Будущий святой получил хорошее образование: он обучался у одного из самых авторитетных учителей Торы — Гамалиила, также свободно владел древнееврейским, греческим и латынью, можно сказать, был на «ты» с богословием и философией.

И вот такой высокообразованный человек не мог поверить в то, что Христос — Сын Божий. Пока не встретился со Спасителем лично. Апостолы Петр и Павел стали для верующих двумя разными примерами встречи со Христом и следования за Ним.

На пути в Дамаск

Воскресший Христос явился Савлу по дороге в Дамаск и, осияв Своим Светом, спросил: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Перепуганный, ослепленный гонитель упал на землю и спросил: «Кто Ты, Господи?».

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:5-6).

Когда человек встречается с Богом лично, никаких сомнений в истинности этой встречи и важности изменения себя даже быть не может. Так было и с будущим апостолом Павлом. В один миг разрушилось его фарисейское мировоззрение, вслед за физическим ослеплением пришла духовная ясность.

Савл все-таки достиг Дамаска, но уже не с целью гонений на христиан. Пораженный произошедшим, он три дня ничего не видел, но непрестанно молился.

Господь же обратился к некоему ученику Анании и попросил, чтобы тот исцелил Савла, которого назвал не гонителем и преследователем, а «Своим избранным сосудом». С момента этой личной встречи и исцеления и начинается богоизбранный путь святого Павла.

Миссионерское служение апостола Павла

Его необычайная одаренность и образованность послужили успешной проповеди христианства. Более 30 лет длилась миссионерская деятельность святого Павла.

За это время он совершил три апостольских путешествия, обратил многих людей к вере, привлек к проповеднической деятельности многих сподвижников, а также написал 14 посланий, которые до нашего времени удивляют читателей глубиной мудрости, умением обращаться к разным людям на языке их понятий, культуры и уровня понимания.

Как казнить римского гражданина?

Его миссионерскую деятельность и проповедь христианства среди язычников осудили иудеи, обвиняя апостола в том, что он вводит в Храм Соломона иноверцев.

Но казнить апостола Павла оказалось не так-то просто из-за римского государства. Процесс затянулся на несколько лет, за это время святой успел совершить последнее путешествие и написать несколько посланий.

Мученическая смерть настигла его, по одним данным, в 64-м году, по иным — в 67-м или 68-м. В отличие от первого верховного апостола, это было не распятие. Считалось, что римский гражданин, каким бы преступником он ни был, не может умереть так позорно. Поэтому святой Павел, как и Иоанн Предтеча, был обезглавлен.

Главный урок апостолов Петра и Павла

Но, расправляясь с неугодными, противники христианства не смогли убить главное — Церковь Христову, которая и по сей день живет по апостольским традициям и особо чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Внешне кажется, что у них нет ничего общего.

Один из них принадлежал к 12 ученикам, второй повстречал Христа уже после Воскресения и Вознесения.

Первый был обычным рыбаком, со вспыльчивым и одновременно доверчивым характером. Второй — высокообразованный иудей из знатной семьи, римский гражданин и ученик Гамалиила.

Но Христу не важно, кто ты есть до встречи с Ним. Ему важно, кем ты станешь. Примеры апостолов Петра и Павла показывают, кем все мы призваны быть, независимо от национальности, образования и социального статуса. А помолиться первоверховным апостолом вы можете своими словами, или прочитать акафист .

О служении первоверховных апостолов вы узнаете также из этого видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Апостол Пётр
Симон (ивр. ????? ? - Шимон)

Святой Пётр, икона VI века.
Монастырь Святой Екатерины (Синай)
Смерть:

около 64
Рим

Почитается:

во всех христианских церквях

В лике:

апостолов

Атрибуты:

ключи от рая

Труды:

1-е послание Петра, 2-е послание Петра

Подвижничество:

апостольская проповедь

Апо?стол Пётр (греч. ????????? ?????? ; умер около 64 в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ????? ? - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. ?????? - камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф. ).

Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого» . В ответ Иисус произнёс:

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропели первые петухи (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях и церковных преданиях

По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию 25 лет занимал пост епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей [каких? ] полагает, что апостол Пётр прибыл в Рим в начале 60-х гг. I в [источник не указан 181 день ] .

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом является её основателем.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жен, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошел было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда ты идешь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключен в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Воскрешение мёртвых

По мнению церкви, апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тафифу. Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо ), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа .

Случай с Ананией и Сапфирой

В «Деяниях Святых Апостолов» описывается случай и иного характера. По обычаям ранних христиан «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деян. ). Эпизод произошёл, когда Пётр узнал, что Анания вместе со своей женой Сапфирой утаил часть денег, полученных от продажи своего имущества. Пётр сказал Анании:

Такая же участь постигла и Сапфиру. Когда она пришла, апостолы решили подвергнуть её испытанию. Умолчав о том, что произошло с её мужем, они спросили, какова сумма, полученная ими от продажи имущества. После того как Сапфира назвала неправильную цифру, Пётр заявил:

После этих слов Сапфира упала замертво у ног апостола, и молодые люди похоронили её рядом с мужем.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Bas?lica Vaticana ), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Однако некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы. .

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола .

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. , Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год). . Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу" .

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. ) и, по мнению ряда исследователей, он имел ввиду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община . Так как, по словам Павла (Гал. ) , Петру было вверено проповедование Благой Вести обрезанным иудеям, то отдельные исследователи предполагают, что он посетил Вавилон с этой целью.

Почитание

Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу). В честь него назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Примечания

Ссылки

  • Ален Деко. Гробница святого Петра // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. - М .: Вече, 2004, 2006. - С. 152-177. - 480 с. - (Великие тайны). - 5000 экз . - ISBN 5-9533-0229-0
  • Православные церкви и часовни в России, освященные во имя святых апостолов Петра и Павла
Предшественник:
-
епископ Рима
33 - 29 июня 64 (67)
Преемник:
Лин

Двенадцать апостолов

Андрей | Варфоломей | Иаков Зеведеев | Иаков Алфеев | Иоанн | Иуда Искариот | Левий Матфей | Матфий | Пётр | Симон Кананит | Фаддей | Филипп | Фома

- поклонение честны́м веригам , 29 июня - вместе с ап. Павлом , 5 сентября - воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в в. (Греч. ; РПЦЗ ) и в Соборе двенадцати апостолов

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте , где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе , потом проповедовал в Риме , Испании , Карфагене и Британии . Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. , Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

Загрузка...