Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

Великолепная . - Церковь Покрова на Нерли

Возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли относится к весьма интересному и знаменательному периоду русской истории. Перенеся своей волей центр политической жизни Древней Руси из в ничем не примечательный дотоле Владимир-на-Клязьме, стремился закрепить в умах соотечественников его новый статус — в том числе и при помощи строительства великолепных зданий, среди коих церкви занимали первое место.

Шедевр древнерусского зодчества — церковь Покрова на Нерли — была построена, если верить историческим источникам, очень быстро: «единым летом». Наряду с Успенским собором во Владимире, она стала апофеозом строительной деятельности Андрея Боголюбского, вознамерившегося превратить столицу своего княжества в один из самых благолепных городов Руси.

За восемь веков своего существования церковь Покрова на Нерли пережила немало. Вспоминая все подробности исторического процесса, разворачивавшегося «на глазах» Покровского храма, мы понимаем, с какой легкостью этот храм мог бы пасть жертвой одной из таких «подробностей», и это действительно чудо, что он существует по сей день.


Саша Митрахович 03.01.2017 14:26


История церкви Прокрова на Нерли драматична и загадочна. Обстоятельства постройки храма вызывают у исследователей множество вопросов. Наиболее спорной в наши дни представляется общепринятая датировка храма — 1165 год.


Саша Митрахович 03.01.2017 14:34


Вот уже на протяжении нескольких десятилетий исследователи пытаются представить, как выглядела первоначально церковь Покрова на Нерли. О том, что ее «ландшафтное восприятие» было несколько иным, чем теперь, мы уже сказали. Но существенно и то, что, скорее всего, самый архитектурный облик храма значительно отличался от нынешнего.

Еще в 1858 году владимирский епархиальный архитектор Н. А. Артлебен, проводя раскопки, обнаружил близ юго-западного угла Покровского храма фундамент какого-то здания и элементы резного убранства. Эти находки позволили ему предположить существование некоего «терема», окружавшего церковь с трех сторон. Догадку Артлебена подтвердили археологические изыскания, произведенные в 1950-е годы крупным специалистом в области древнерусского зодчества Н. Н. Ворониным.

Выяснилось, что храм действительно был окружен «теремами» — а точнее, галереями, достигавшими в высоту пяти с половиной метров. Сообщение Воронина о некогда существовавших галереях перевернуло представления исследователей о первоначальном облике храма Покрова на Нерли (хотя, надо признать, некоторые искусствоведы оставляют вопрос о существовании галерей открытым). Скромный и стройный ныне, ранее он являл собой торжественное ступенчатое сооружение, величаво поднимавшееся над стрелкой Нерли и Клязьмы.

Несомненно, иным было и завершение церкви. Ее венчала шлемовидная главка, подобная главе Димитриевского собора во Владимире. Луковичную форму купол приобрел сравнительно поздно, в начале XIX века. Внутри храм украшали фрески, остатки которых еще в 1859 году обнаружил академик Ф. Г. Солнцев


Саша Митрахович 03.01.2017 15:02


Сейчас церковь Покрова на Нерли стоит среди заливных лугов, но прежде она возвышалась над слиянием Клязьмы и Нерли, словно бы охраняя и освящая речные ворота Владимирской земли. Но с течением времени русло Клязьмы отодвинулось несколько южнее, оставив по себе старицу, заросшую кувшинками.

Трудно было выбрать более правильное с «идеологической» точки зрения место для возведения храма. Однако воплотить в жизнь сей архитектурный замысел было не так-то просто. Холм, из которого столь естественно «вырастает» церковь Покрова, не является природным. Он — творение рук человеческих.

Это открытие, сделанное при раскопках, поразило археологов. Оказывается, строители сначала заложили ленточный фундамент глубиной 1,6 метра, на нем возвели стены из тесаного камня высотой в 3,7 метра, а затем засыпали их внутри и снаружи грунтом. Так появился искусственный холм, ставший неотъемлемой частью окружающего ландшафта.

Все эти сложности были обусловлены специфическими условиями местности, ведь талая вода при разливе Клязьмы и Нерли поднималась более чем на три метра, а когда шел лед, льдины бились порой о фундамент храма. Здание, выстроенное на подземном основании общей высотой в 5,3 метра, призвано было выдерживать эти ежегодные катаклизмы. Как показала многовековая история Покровской церкви, строители не ошиблись в расчетах: фундамент и теперь предохраняет храм от разрушения, несмотря на то, что во время весеннего разлива он оказывается на крошечном островке посреди моря воды


Саша Митрахович 03.01.2017 15:37

Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли Покровский храм располагается в необычном месте - низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того. . .


Саша Митрахович 03.01.2017 15:42


От первоначального внутреннего убранства храма Покрова на Нерли почти ничего не сохранилось, и лишь следы, приметные острому взгляду исследователя, могут рассказать о былом великолепии. «Над головой вошедшего, — пишет Н. Н. Воронин, — как бы парил полный света купол. Его сферу занимало фресковое изображение Христа-Вседержителя, окруженного архангелами и многокрылыми серафимами. Над окнами шел фриз круглых медальонов с поясными фигурами святых, а в узких межоконных
простенках высились стройные силуэты апостолов в высоких арочных обрамлениях: роспись, как и скульптура, подчинялась замыслу зодчего. Роспись купола была лишь остатком монументального живописного ансамбля; на южном центральном своде видны черные шляпки гвоздей, закреплявших известковый фресковый грунт». И далее: «В древности интерьер белокаменного храма складывался в стройный ансамбль: невысокая алтарная преграда, настенные фресковые росписи, керамические полы из разноцветных поливных плиток... Возможно, от древнего времени сохранился престол в алтаре, сложенный из девяти белокаменных блоков на известковом растворе».

Что касается росписей, то остатки их сохранялись в барабане и куполе вплоть до второй половины XIX века, в 1859—1860 годах их осматривал Ф. Г. Солнцев. Однако в 1877 году по инициативе начальства церковь Покрова «поновили», сбив остатки древних фресок.

Особого внимания заслуживает пространственное решение интерьера Покровского храма. Пролеты между стенами и столпами узки, высота арки больше пролета почти в десять раз, благодаря чему храм кажется внутри очень высоким. Этому же впечатлению служит и то, что сами столбы, энергично взмывающие к куполу, слегка сужаются в верхней своей части.


Алтарная часть — которая по замыслу древних строителей и благоукрасителей церкви почти не закрывалась от взора богомольцев (низкая алтарная преграда не в счет) —также заставляет глаз скользить по вертикалям апсид (алтарных выступов).

Храм Покрова на Нерли открыт ежедневно, но имейте в виду, что во время весеннего разлива он отрезан от «большой земли», и придется воспользоваться услугами местных жителей-лодочников.

Храм Покрова на Нерли богослужения

Литургия в храме совершается редко, в престольный праздник (Покров Пресвятой Богородицы; 1/14 октября), а также в Господские двунадесятые праздники, каковых всего восемь:

  • Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября)
  • Рождество Христово (25 декабря/7 января)
  • Крещение Господне (6/19 января)
  • Сретение Господне (2/15 февраля)
  • Вход Господень во Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)
  • Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи)
  • День Пресвятой Троицы (пятидесятый день после Пасхи)
  • Преображение Господне (6/19 августа).

Адрес : 601270, Россия, Владимирская обл., Суздальский р-н, поселок Боголюбово, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

Как добраться к церкви Покрова на Нерли самостоятельно

Боголюбово отстоит от Владимира на 13 километров. На машине выезжать из города следует по трассе М7 (на Нижний Новгород). Миновав стену (остается по правую руку) нужно повернуть на светофоре направо. Дорога уходит резко вниз и ведет к железнодорожной станции «Боголюбово». На стоянке возле нее вам придется оставить машину и дальнейший путь проделать пешком — по вымощенной камнем дорожке через Боголюбовский луг (около полутора километров).

Можно добраться до Боголюбова и на автобусе: из Владимира сюда идут маршруты №18 и №152.

GPS-координаты : 56.19625,40.56135

Расположение Покровского храма на карте России:


Саша Митрахович 03.01.2017 16:40

Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красот.

Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки...


На днях православная Церковь отметила великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.

Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок…

Тайна первая. Время строительства

Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

А вот историки более скептичны с выводами и датами. Летописи, по их словам, так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви. Единственная летопись - Владимирский летописец - содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». И только поздний памятник XVI века - «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой - вновь обнаруженный - вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.

Тайна вторая. Название

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!

«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», - задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века - явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!



Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, по какой причине? Загадка…

Тайна третья. Расположение

А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.

Да, да: холм, на котором стоит церковь - дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
В чем секрет холма?

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя - в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?

Тайна четвертая. Белокаменная резьба

Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту…


Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена - неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.

Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски - пардуса) - древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой …

Справка

Описание

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами. Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон. И, наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу. В 1954 - 1955 гг. при археологических изысканиях были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. Скорее всего, это - основание несохранившейся арочной галереи, которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен. Внутреннее убранство - фрески не сохранились, были сбиты при "поновлении" храма в 1877 году. Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Владимирская область, село Боголюбово

Алиса Городцова

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне» , – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими» .

Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Наследие ЮНЕСКО

Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

Князь Изяслав Андреевич

Благоверный князь Изяслав Андреевич родился в 1148 г. к княжеской семье. Отец - святой преподобный князь Андрей Боголюбский, Великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.).
Постоянно находился при отце.
В 1159 г., по приказанию отца, ходил на помощь нареченному зятю своему, князю вщижскому Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже князьями - черниговским Святославом Ольговичем и полоцким Всеславом Васильковичем.
1160 г. - возглавлял поход ростовских, суздальских, рязанских, пронских и муромских полков на половцев. Русское войско зашло далеко за Дон, встретило половцев и в кровопролитной битве победило их. Половцы бежали с поля боя, но и потери русских были огромны.
В 1164 г. с отцом ходил на камских болгар, и участвовал во взятии их города Бряхимова.
Умер 28 октября 1165 г., после тяжёлого ранения, полученного в битве с болгарами.

Мощи пребывают в Успенском кафедральном соборе во Владимире.
Отец поставил в память о сыне храм Покрова Богородицы на Нерли.

«29 сентября 1882 г. открыли на северной стороне собора комары, в которых погребены благоверные князья: сын Великого князя Андрея Боголюбского Изяслав и сын Великого князя Даниила Александровича Борис. Обе эти комары заложены были в 1869 году в полкирпича. Плита на гробнице князя Изяслава Андреевича оказалась поврежденной на середине и замазанной известью. Когда отняты были поврежденные части, то виден был полный остов человека, кости желтые и на ногах несколько остатков темно-зеленого цвета одежды, сквозь ткань которой просвечивалось золото. Были видны в гробе еще: железный крючок, железные полоски со слюдой, изломанный деревянный, позолоченный крест, мелкие металлические вещи и несколько коротеньких пучков красной вербы, с сохранившимися на ней белыми росточками. В этом гробу мусора не было, как в гробницах Митрофана и Симона, а было только несколько кусков сухой известки, вероятно нападавшей туда, когда наскоро заделывали поврежденную плиту. Покрыт был князь Изяслав парчовой пеленой, с совершением литии, и затем плита исправлена была с теми же предосторожностями, как и плиты на гробницах двух Святителей.
На гробнице князя Бориса Данииловича средняя часть покрывающей ее плиты была цела, а повреждены были оба ее конца, после опять положенные и грубо замазанные известкой. Когда сняты были с концов поврежденные камни, то открылось, что весь этот гроб, до самого верха, наполнен костями и все они сложены были в беспорядке. Между гостями было несколько черепов, из которых один небольшой, желтый, как воск, имел какое то приятное выражение, как будто улыбающееся. Грустно и горько было видеть такое пренебрежение к Державным Русской Земли, но надобно было, воздавши земное поклонение почившим и помянув Великих князей Владимира, Иоанна и Святослава Всеволодовичей и князя Изяслава Глебовича, гробницы которых некогда, по описаниям, находились вблизи этого места, совершить литию, покрыть Великокняжеские кости пеленой и утвердить плиту под гробом, что и было исполнено. После трудов, каждый раз давал я от своих средств рабочим на поминок, на утешение и подкрепление» «Воспоминания»).

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли (Старица Нерли), церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека.

Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил.

Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка . Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.

Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме.

Раскопки раскрыли и интереснейшую строительную историю церкви Покрова на Нерли. Место для постройки было, видимо, точно указано князем Андреем. Но здесь в 1165 г. была низменная пойма, над которой на три с лишним метра поднималось море весеннего разлива. Мастера не отказались от рискованного княжеского заказа. Они заложили обычный фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 м, оперев его подошву на слой тугопластичной юрской глины, обнаружив хорошее понимание строительной геологии. Для большей прочности они ввели внутри ленточные фундаменты, связывавшие фундамент стен и столбов. Далее они возвели в два приема основание стен храма из чисто тесанного камня высотой 3,70 м. и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, плотно утрамбовывая его. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 м. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм с его галереями.


Археологические раскопки. Белокаменная вымостка холма и водосточный желоб. Фото: из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Зодчие не ограничились этим - они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили такие же, как в Боголюбовском дворце, каменные желоба для отвода осадков. Так холм был одет белокаменным панцирем. Можно себе представить, каким сверхъестественным чудом казался людям XII в. этот храм, неподвижно стоящий над бурными водами разлива на своем каменном острове. Да и сейчас мы отдаем дань любви и уважения художественному дару и смелой инженерной мысли владимирских зодчих. Их труд оправдал себя и их постройка гордо прошла невредимой через восемь столетий, когда каждую из восьмисот весен ее подножие штурмовали пенистые воды двух рек - Нерли и Клязьмы.


Вид храма Покрова на Нерли с гипотетическими открытыми галереями. Западный фасад. Реконструкция Н.Н. Воронина.




Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция по Н.Н. Воронину. Восточный фасад. Рис. О.В. Гришинчук.

Разрез и план церкви Покрова на Нерли с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Раскопки середины XIX века и 1954 -1955 гг. показали, что, как в Димитриевском и Боголюбовском соборах, полностью законченное и отделанное до деталей здание включалось в систему окружавших его одновременных обстроек. Раскопки вскрыли фундаменты опоясывавшей храм с трех сторон белокаменной галереи. В ее юго-западном углу и помещалась идущая внутри утолщенной стены лестница на хоры. Найденные при раскопках детали и резные камни позволили гипотетически восстановить облик храма и галереи в целом. Здесь особенно важно подчеркнуть условность этой реконструкции, дающей, конечно, лишь схему здания, лишенную той гениальной силы подлинника, которой покоряет наши чувства сохранившийся храм. В отличие от Димитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками. Аркада погружала низ храма с его резными порталами в воздушную полутень, он казался как бы висящим на легких опорах. Меж аркадой и храмом был балкон-гульбище, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив, Мы не знаем, как и где были размещены здесь резные камни, изображающие грифонов и других чудищ. Но наиболее крупные из них - поднявшиеся в прыжке барсы - эмблема владимирской княжеской династии, - видимо, украшали обращенный к речному устью главный южный фасад галереи, ее «лестничной стены».

Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин.

Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Кони, везшие икону в Ростов, не смогли сдвинуть ее с «возлюбленного богом места», на котором позднее и вырос княжеский Боголюбовский замок. Полагали, что только милостью остались живы-здоровы неосторожные зеваки, пришедшие полюбоваться на построенные Андреем в столице Золотые ворота и погребенные под их рухнувшими полотницами. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 г.) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы - Покрову.
День памяти: 1/14 ОКТЯБРЯ

Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.

В 1165 г. возникла церковь в устье Нерли, посвященная новому празднику в честь Богородицы – Покрову.

Храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 г. , и болгары в качестве своего рода контрибуции должны были поставлять белый камень для строительных работ во Владимире и Боголюбове. По легенде, каждый десятый камень из всего количества оставляли около устья реки Нерль при впадении её в Клязьму, именно в том месте, где через год после победы князя Андрея суждено было появиться архитектурному чуду Русской земли - церкви Покрова на Нерли. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины и среди них княжич Изяслав (сын Андрея Боголюбского который умер вскоре после завершения похода) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников.

Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели - передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь.

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей» подобные гласу труб, славящих Бога и святых.



Восточный фасад храма





Южный фасад храма


Южный вход в храм





Западный фасад храма


Западный вход в храм






Северный фасад храма


Северный вход в храм

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородоицу в храме Софии. «Слышу Давида, по-ющатебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...» Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.

Труднее поддаются расшифровке зооморфные образы (птицы, львы, «когтящие» грифоны), окружающие Давида. Символика их, вследствие сложностей путей развития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н.Н. Воронина, эти образы восходят к тем текстам Псалтири, «где душа псалмопевца уподобляется голубю, а враги – льву».
Но возможно и иное толкование. На уровне верхних окон центральных прясел имеются парные изображения львов, подобные тем, которые располагаются у ног пророка в тех же пряслах. Эти львы - символы княжеской власти и стражи храма. Они лежат, скрестив передние лапы, и кажутся дремлющими. Но глаза их открыты. По мнению Г.К. Вагнера, они «могут означать и тех львов, которых побеждал пастух Давид, и львов-охранителей, и львов-спутников, или символов царя».

Во всяком случае, поскольку момент борьбы здесь совершенно не выявлен, эти укрощенные хищники выглядят беззлобными созданиями, подчиненными Творцом человеку. «Когтящие» грифоны, возможно, были победными символами, напоминавшими о болгарском походе, а вздыбленные барсы (которые вместе с грифонами в свое время украшали лестничную башню Покровского храма) признаны эмблемой владимирских князей.

В скульптуре храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальская пластика делала свои самые первые шаги. Мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей будут решать уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись образы, в строгом порядке застывшие на плоскостях стен: то спокойные девичьи лица, то характерные физиономии львов, то фигурки грифонов или птиц, то тупоносые морды драконов (скорее смешные, чем страшные). Вытянутые в одну цепочку, они символизируют единство мира в его многообразии. Это мир сказочный, полный чудес и красот, мир, в котором чудовища внушают не страх, а любопытство.

Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Таким образом, уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластики заложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести и восхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутренней стройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которого последнее невозможно. Такое мироощущение лаконично сформулировано в поэтических вопросах и толкованиях «Беседы трех святителей»: «Что есть дивнея всего человеку?» - «Небо и земля дивно и все дело Вышнего».

Рельефы - не самостоятельная иллюстрация, не отдельная икона, они словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. Ясная симметричность пластики нерльского храма отражает разлитую в мире гармонию. Звери и птицы кротко внимают юному пророку. Лик псалмопевца, лики дев, морды львов обращены к зрителю, и внутри композиции нет движения, нет сюжета. Это песнопение ритмичное и стройное, как то, что воспевается.

«Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте... Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и рыбы крылатые... Все дышущее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки Псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». И этот главный смысл напева был понятен всем и каждому. Псалтирь пользовалась в те времена исключительной популярностью среди всех слоев населения. По ней гадали о судьбах, ею утешались в печали, ею же объясняли сокровенный смысл исторических событий.

Псалмопевец Давид в народных представлениях стал Давидом Евсеичем, героем «Голубиной книги» и других произведений (он также ассоциировался с излюбленными образами гусляров). Подобно вещему Бояну и удалому Садко, он возлагал персты свои на живые струны и славил Того, кому «есть небо престол, а земля подножие ног его, того бо мати девица повивши в пелены, повивающа небо облакы, а землю мглою приникши к нему».

Храм Покрова на Нерли - величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.


Крест XII в. с крестопохвальной надписью. Находился в Боголюбове, вблизи церкви Покрова на Нерли.
Крест - церковное украшение,
Крест - царям держава,
Крест - верным утверждение,
Крест - ангелам слава,
Крест - демонам прогонитель.

Невзгоды протекших восьми столетий не миновали и этого одинокого памятника, который, как увидим ниже, утерял свои важнейшие части и сохранил лишь свое основное ядро. Более того, в 1784 г. игумен Боголюбова монастыря просил разрешения... на разборку Покрова на Нерли на материал для строительства монастырской колокольни. Он получил это разрешение от духовного начальства, но не успел разрушить храм лишь потому, что не сошлись в цене за разборку с подрядчиками! Здание уцелело.
В 1803 г. оно получило взамен шлемовидной древней существующую луковичную главу.

В середине XIX века к северу от храма были выстроены кирпичные ворота с колокольней над ними. Тогда же, в связи с вопросами «реставрации» собора Рождественского монастыря во Владимире, были проведены около Покрова на Нерли первые раскопки.

В 1877 г. духовные власти предприняли ремонт храма. Были уничтожены и заменены штуковыми доделками поврежденные резные детали, храм был обвязан уродливыми железными связями и сделано существующее позакомарное покрытие со сферической кровлей, скрывшей прямоугольный постамент и низ барабана...




Покровский на Нерли скит


Остатки кладки цоколя святых врат с колокольней


Вид Покровского монастыря с севера. Фотография. Кукушкин В.Г. Около 1881 г.

Ансамбль каменных зданий. Справа белокаменная церковь Покрова на Нерли (1165 г.), северный фасад: луковичная глава, выпуклая кровля (1877 г.), водосточные трубы вдоль пилястр, темный цоколь, застекленная дверь в портале; справа от портала легкая деревянная оградка; стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.).
Слева колокольня с центральной башней и двумя боковыми шатрами (после 1858 г., архит. Н.А. Артлебен, снес.: верх 1930-е гг., низ ок.1970 г.), за ней видна церковь Трех святителей (окончена 1884 г.). Перед ансамблем деревья, кустарники и капустный огород в очень простой деревянной ограде; немощеная дорога к северному порталу церкви Покрова.
Надписи. На паспарту наклейка: “Древняя Покровская церковь близ Боголюбова. Покровская церковь построена св. Великим Князем Андреем Боголюбским в 1162 г. из камней привозимых по Волге из Болгарии для сооружения златоверхого Успенского собора во Владимире; впоследствии тут был женский, а потом мужской монастырь, упраздненный в 1764 г., при учреждении штатов. Сохранившийся всецело снаружи в течении семи столетий, - этот священный памятник церковного зодчества XII в., в наружном своем виде сохранил всецело характер древности”.

Колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны в советское время.


Вид церкви Покрова с востока. Фотография. Мелехов Я.Я. 1884-1891 гг.

Покровская церковь близ Боголюбова Монастыря. 1891 г.

В центре церковь Покрова (1165 г.), восточный и южный фасады: луковичная глава темного цвета, выпуклая кровля, водосточные трубы вдоль пилястр, цоколь темного цвета, стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.). Слева виден угол одноэтажного деревянного дома (в 1891 г. перестроен в двухэтажный с каменным низом), справа - угол церкви Трех Святителей (1884 г.). Около юго-восточного угла церкви Покрова надгробный памятник. В глубине, с западной стороны, каменная ограда со столбами, отчасти глухая, отчасти с крестчатыми просветами в шахматном порядке (1884-1891 гг.). Слева у ограды простой деревянный стол со скамейкой. Несколько деревьев. На переднем плане снег.

В советское время храм долгое время был в запустении. Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 г. констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей. «Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует» (см.: Т.П. Тимофеева. «Лежит в развалинах Твой храм…» Владимир, 1999. С.52).
В 1928 г. музейные работники предоставили для летнего лагеря юных пионеров жилое помещение рядом с храмом Покрова на Нерли. Прожив около 3-х недель в указанном месте, отряд выбыл предусмотрительно на несколько дней раньше назначенного срока, чтобы не встречаться с представителями губмузея. Последние. Прибыв на «место стоянки» детского лагеря, обнаружили, что для устройства нар отрядом был отчасти разобран дощатый сарай по соседству и взяты некоторые иконы из иконостаса, а варка пищи производилась на костре в притворе церкви. Значительное количество стекол оказалось выбитыми и в самом памятнике, а также сломаны входные ворота, ведущие в ограду.

11 января 1931 года Владимирский музей отчитывался перед Ивановским областным музеем: «Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 г. она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX в. и теплой церкви XVIII в., то они предназначены к разборке, о чем было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…».

В 1954-1955 гг. церковь подверглась археологическому исследованию Н.Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического «бума».
Службы в храме велись только по великим праздникам; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял «без пения». Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы. В этот период Покровский храм – «русское чудо» - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.
Не случайно именно этот храм выбрал великий режиссер Андрей Тарковский для «Андрея Рублева» (многие, наверно, помнят, что именно с кровли храма Покрова на Нерли совершается прекрасный по своей символике и трагический в реальности полет на самодельных крыльях).

В 1980-1985 гг. храм был полностью отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; поверхности обработаны защитным составом; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. В кон. 1980-х гг. владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю нач. XIX в. и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви - святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев - были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь была оставлена в качестве сторожки.

В кон. 1992 г. памятник включен ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия . В любое время года перед Вами пейзаж дивной красоты и поэтичности: легкость и изящество, стройность пропорций, невесомость памятника и его устремленность ввысь в интерьере природы среднерусской полосы.
В нач. 1990-х гг. храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре - местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею.


Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

На октябрь 2012 г. числился приписным к Владимирскому .

2007-2009 гг. произведен плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования.
В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом.

Боголюбовский Луг является государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему запрещено.

Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам. В остальное время днём обычно храм открыт, можно зайти, поставить свечу.

В 2000-е гг. С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли», усилиями которого к концу 2006 г. удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов.

В 2007-2009 гг. был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено.



Усть-Нерлинский Покровский монастырь

Покровский женский монастырь основан в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским в память сына его Изяслава, скончавшегося в 1165 г.
Сразу после построения храма Покрова, князь Андрей… «обитель монашествующим при ней содела». Монастырь при Покровской церкви сначала был женским, впоследствии, а когда неизвестно, Покровский женский монастырь превращен был в мужской.
См. .

Покровский скит

В 1799 году Покровский храм упраздненного монастыря еще числился приходским. А в начале (вероятно) XIX века передан был в ведение Боголюбова монастыря. После причисления Покровской церкви к Боголюбову монастырю ее положение со стороны внешнего благоустройства значительно улучшилось.
В 1803 г. храм получил железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 г. устроили кирпичные крыльца.

В нач. XIX в. древний храм перешёл в распоряжение Боголюбова монастыря. Там был открыт Покровский скит Боголюбова мужского монастыря.

В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.

Отдельно от храмов в 1855 году была построена каменная колокольня , состоящая из двух ярусов, в первом ярусе по ту и другую сторону имелось по комнате, во втором ярусе находились колокола.

В 1859-1860 гг. памятник осматривал академик Ф.Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII в., что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.

В 1877 г. монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы - причём рабочие «в усердии своем помещали их там, где их не было» никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей.
Известный археолог граф А.С. Уваров дал самый неодобрительный отзыв этого ремонта в протоколах Московского Археологического Общества: «По прибытии на место, что приступлено к полной переделке церкви, которая ни в каком случае не соответствует той простой выбелке, о которой говорит Преосвященный Антоний. Работники без всякого надзора, даже в отсутствие того крестьянина подрядчика, который принял на себя эту работу, окрашивали внутри масляною краскою по новой штукатурке, отбив прежнюю штукатурку с фресками. Сверх того они безобразными подделками изваяний заменяли утраченныя и даже в усердии своем помещали их там, где их не было; а также обвязали всю церковь снаружи железными связями, чего по состоянию церкви совсем не требовалось».

После экспедиции Ф.Г. Солнцева и раскопок Н.А. Артлебена, с северной стороны церкви Покрова были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней , очевидно, по проекту . В ее кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами.

В 1884 году был перестроен храм Трех Святителей и освящен. В нем была достопримечательна местная икона Трех Святителей, как икона древняя.
Из древностей, составляющих внутреннее украшение монастырского Покровского храма, к 1891 году сохранились:
«1) Современный основанию церкви престол, устроенный из белых известковых камней. Он стоит против окна среднего алтарного притвора, или горняго места, имеющего в ширину в самом начале перед выступом, или нишей, 3 арш. 13 вершков, тогда как боковые притворы простираются каждый только на 1 аршин 13 ½ верш. Престол составлен из 9 тесаных, но негладких камней, залитых известковым раствором; в боковых частях его, с северной, западной и южной сторон находятся пролеты, образовавшиеся как будто от вынутия камней уже после первоначального его устройства. Верхняя доска состоит из одного известкового камня, длиной и шириной в 1 арш. 3 ½ верш.
2) Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. по преданию, икона эта современна Боголюбской иконе Божией Матери, вместе с которой приносится каждогодно 21 мая во Владимир и там совокупно с прочими иконами переносится из дома в дом до 16 июня. Икона Покрова пресвятой Богородицы, длиной в 1 аршин и 7 вершков, а шириной в 1 аршин и 1 вершков, украшена серебряной вызолоченной ризой, устроенной в 1819 году усердием Владимирских граждан и других благочестивых жертвователей.
Прочие внутренние украшения Покровского храма с течением времени изменялись. В нем давно уже нет ни древнего иконостаса, ни древней утвари церковной, ни древнего украшения стен. Настоящий иконостас и утварь церковная устроены, а стены храма окрашены белой масляной краской в 1889 году усердием крестьянина села Боголюбова Тимофея Васильева Ерофеева. Иконостас без резьбы, без позолоты, окрашен белой масяной краской и состоит из трех ярусов. Иконы в иконостасе древнего писания. Тем же Ерофеевым пожертвована следующая утварь церковная: напрестольный серебряный и вызолоченный крест, Евангелие, сосуды, запрестольный крест и икона Божией Матери, плащаница, две хоругви, паникадило, три подсвечника, семисвечник и облачение на престол.

Здания бывшего монастыря в 1891 г.:
а) Деревянное здание, находящееся на северо-восточном углу монастыря, состоящее из трех комнат с кухней и служащее помещением лицам из братии Боголюбова монастыря, назначенным туда для отправления богослужения.
б) Деревянное здание, находящееся на юго-восточном углу монастыря и назначенное для временного пребывания богомольцев, но в 1891 году за ветхостью разобрано и заменено новым двухъэтажным зданием, в котором нижний этаж – каменный, а верхний – деревянный.
в) Деревянный сарай для дров.
г) Деревянный амбар для хранения разных хозяйственных вещей.
д) Деревянная баня, в 1891 году исправленная».


Покровский скит Боголюбского монастыря. Фото конца XIX в.


Первый ярус колокольни. 1964 г.

Если посмотреть альбом «Владимир в старой открытке» и найти там, как выглядел храм Покрова в то время: рядом с ним не одно, а много строений. Это тяжелая колокольня 1860-х гг. в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар…
В 1903 г. железную луковичную главу храма позолотили.

Одинокость храма среди лугов, рек и озер, отдаленность от селений, древность его и даже ропотный перелив речных и озерных волн в бурные ночи,- все это конечно по временам возбуждало, свойственную суеверным и запоздалым путникам боязнь, что и было причиной порождения чудесных рассказов о здешних местах, носящихся между окрестными поселянами. Например, здесь иногда в церкви видали будто-бы огонь зажигаемый тайной, невидимой рукой, погасавший при приближении к храму; а один раз когда-то, на день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по окончании здесь всенощной, видимы были будто бы в лучезарном сиянии, в блестящем вооружении воины, на белых конях, несшиеся от церкви по береговым низменностям Клязьмы к городу Владимиру; крестьяне-рыболовы на день св. пророка Илии, проходя мимо Покровской церкви в самую полночь, будто-бы были поражены явлением какого-то таинственного человека, с бледным лицом, пожилых лет, в белой одежде: он шел к церкви и спросил их: «эта-ли церковь Покрова Пресвятыя Богородицы?» И когда получил удовлетворительный ответ, к общему их ужасу, тотчас вошел в нее, хотя церковь была заперта.

«По осмотре палат Андрея Боголюбского, учащиеся направились к Покровской церкви, отстоящей от Боголюбова монастыря в расстоянии одной версты. Дорога шла по живописной пойме, покрывающейся молодой травой. По пути к Покровскому храму ученикам сообщены сведения о многострадальном прошлом этого драгоценнейшего нашего церковно-исторического памятника, в конце ХѴIII века только чудом спасшегося от окончательного уничтожения. По осмотре храма снаружи и внутри, экскурсанты выслушали от престарелого сторожа Покровской церкви рассказ о подземном ходе, открытом в 60-х годах XIX столетия и затем засыпанном по распоряжению настоятеля Боголюбова монастыря. Сторож точно указывал место входа в это подземелье и передавал так много подробностей, что его рассказу нельзя было не верить» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-21. 21-го мая 1916 года).

Закрытие

С 1919 г. древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
«ПОД СПУДОМ «СВЯТИЛИЩА» .
В Покровском монастыре, что близ села Боголюбова, был произведен обыск у г-на Дорина. При обыске была найдена закваска в 7 ведер, в двух кадках, при чем одна кадка с закваской была найдена под церковью «собором».
Святая закваска была, конечно, уничтожена, а этот утолитель всех жаждущих отцов и братий был предан Народному суду 4 участка.
Утолитель был приговорен к заключению в тюрьму на 3 года, с высылкой из пределов губернии на 2 года (по отбытии наказания, конфискацией имущества на 25 руб. золотом и лишен избирательного права на 3 года).
Самогонщик Дорин сидит в Губисправдоме» (газета «Призыв», 5 апреля 1923).
Боголюбов монастырь вместе с Покровским скитом были закрыты в 1923 г.
Крупной реставрационной работой, выполненной в 1962-63 годах, явилась реставрация палат Андрея Боголюбского. Было проведено берего-укрепление реки Нерль близ церкви Покрова, в сохранившемся нижнем ярусе колокольни у церкви Покрова была размещена комната отдыха для туристов, принадлежавшая сначала реставраторам, потом музею. В середине 70-х годов остатки колокольни были снесены.


Храм Покровска на Нерли. 1958 г. Фото Германа Гроссмана.

Фото Николая Атабекова. 1950-60 гг.





Архиерейское подворье епархиального Богородице-Рождественского мужского монастыря



Алтарь Трехсвятительской церкви






Трехсвятительская церковь

В 2015 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто и архиерейское подворье при церкви Покрова на Нерли, в котором теперь живут три человека.
На средства меценатов зимний Трехсвятительский храм (постройка 1884 г.) был восстановлен и освящен 4 октября 2015 года. Службы в этом храме будут проводиться зимой.
4 октября 2015 года была освящена и церковь Покрова на Нерли. Впервые после 1917 года снова начались регулярные богослужения в храме. Их будут проводить в летнее время каждое воскресенье священники Владимирской епархии.
В обоих церквах установлены белокаменные престолы, дополнительные иконы, приобретена необходимая церковная утварь.

За Трехсвятительским храмом, за его алтарем построен одноэтажный домик.

Крестный ход в честь 850-летия храма Покрова на Нерли

14 октября верующие отмечают праздник . В этот день в 2015 г. по случаю праздника в храме прошла праздничная служба. Народу было так много, что церковь не смогла вместить всех желающих.
Прихожане крестным ходом обошли храм, еще одна процессия во главе с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием проследовала к святыне от Боголюбского монастыря.


Вынос иконы Покрова Пресвятой Богородицы из Боголюбского собора

Крестный ход из храма Боголюбской иконы Богоматери проследовал к храму Рождества Богородицы




Митрополит Евлогий




Торжественные мероприятия, посвященные юбилею храма Покрова, продлятся до конца года. Это и фотовыставки, и детские творческие конкурсы и выпуск юбилейных почтовых конвертов со специальным штемпелем. Директор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова в разговоре о Храме представляла книгу о святыне, написанную сотрудником музея, и выразила искреннее восхищение зодчими того времени.

Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри», Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли», ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление», М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.». 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли», КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.», Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII - XIII вв.», ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм..., Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)», Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Там где река Нерль впадает в Клязьму, среди девственной природы, возвышается на холме храм Покрова Пресвятой Богородицы, больше известный как церковь Покрова на Нерли. Отправляясь в путешествие по старинным русским городом Золотого Кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбово, что всего в 10 км. от Владимира. Не упустите шанс увидеть этот небольшой, но очень красивый и знаменитый храм 1165 года постройки. Чем Покровский храм на берегу Нерли так прославился на Руси, мы и расскажем в этой статье.

Пожалуй одним из самых красивых, и самых знаменитых, храмов Руси является храм Покрова Пресвятой Богородицы расположенный на берегу реки Нерль, или, как принято называть в народе: "Храм Покрова на Нерли" . Храм был построен святым князем Андреем Боголюбским как памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, и в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью.

Отец хотел получить хоть какое-нибудь утешение в смерти сына, и его отцовская любовь вылилась в постройке первого на Руси храма в честь Покрова. Интересно заметить, что в то время еще не был так почитаем этот праздник, и Андрей производит некое нововведение в традиции Русской Церкви.

Первоначально храм находился на месте впадения Нерли в Клязьму, и построен он был на рукотворном холме, но со временем реки поменяли свои русла а холм осел, и сейчас не заметна его искусственность.

Церковь невелика и удивительно гармонична. Храм крестовокупольного типа, одноглавый, ранее купол был шлемовидный, а сейчас имеет форму луковицы. Фасады разделены лопатками и приставленными к ним полуколоннами. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура. Стены идеально вертикальны, но благодаря удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, что придает храму иллюзию большей высоты.

Первоначально храм был обнесен галереями, высота которых была 5,5 м. А рукотворный холм был защитой от наводнений, и этот холм был покрыт панцирем белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами ведущими к пристани.

Церковь была построена Андреем Боголюбским на расстоянии версты от Боголюбовского замка. Князь задался целью построить новую столицу для Руси, он хотел, чтобы она в своем величестве не уступала не только Киеву, но Иерусалиму, и Константинополю. За семь лет было возведено множество храмов во Владимире, построено Боголюбово.

Как всегда бывало на Руси, каждое большое и значимое дело, в благодарность Богу, было отмечаемо возведением нового храма, даже города начинали строить с возведения церкви. Моральное состояние русских в то время было таково, что первое и лучшее, приносилось Богу. Так и в этом случае, победа над булгарами и потеря сына, подвигли святого князя воздвигнуть храм.

После мученической кончины князя, во время княжеских усобиц, а позже в годы монголо-татарского ига храм получил первые разрушения. Да и во время весеннего половодья храм бывал подтопляем, и льдины бились о цокольные камни. И лишь во второй половине 17 века был произведен ремонт, во время которого ветхие галереи были убраны. В 1784 году храм чуть не исчез с лица земли, дело в том, что настоятель Боголюбова монастыря хотел разобрать Покровскую церковь на камень для постройки святых врат в своем монастыре, но, к счастью, не хватило денег для оплаты труда рабочих. В 1877 году был произведен самостоятельный ремонт братией монастыря: храм обвязали железными стяжками, сбили оставшиеся фрески в барабане и куполе, белокаменные, утраченные рельефы заменили гипсовыми.

В 1923 году Боголюбов монастырь закрыли, но, еще с 1919 года, Церковь Покрова была взята под охрану по делам музеев. Что, вероятно, сохранило ее в целости до наших дней. В начале 1990-х годов храм вернули Русской Православной Церкви. В конце 1992 года церковь была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на долгую и тяжелую участь, Церковь Покрова на Нерли осталась украшением просторов России. Ничто не смогло уничтожить это выраженное в камне чувство любви отца к сыну, полководца к солдатам, князя к народу, патриота к Родине, христианина к Богу!

Загрузка...