Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Что будет если отстранили от причастия. Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше? Кто снимет епитимью

Вопрос отлучения от участия в Таинстве Причащения - очень деликатный. Конечно, есть целый свод канонических правил по этому вопросу - однако он в современных реалиях - скорее ориентир, помогающий осознать тяжесть того или иного согрешения, нежели чем работающее руководство к действию.

Однажды я был свидетелем очень драматической ситуации. Один священник, недавно рукоположенный - будучи уже в преклонных летах - запретил пожилой женщине причащаться до самой смерти. Причина столь жесткого наказания - то, что она состояла в невенчанном браке. Возраст, наличие внуков, десятилетия законной супружеской жизни - для него все эти факторы оказались ничего не значащими. Раз не венчана - значит, живёт в блуде. А по канонам - епитимья. Всё это оказалось таким неожиданным и я бы не побоялся сказать, подлым ударом по её зреющей вере - что на протяжение очень долгого периода она вообще не ходила в храм, пребывая в сильнейшей депрессии. Одним словом, чего добились? Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше? Кого это подвигло ко Христу? Никого!

Неспроста одной из важных тем, которые стоят на повестке обсуждения Межсоборным Присутствием, является эпитимийная практика: как научиться правильно и целесообразно руководствоваться церковными канонами при определении различных форм церковного прещения. Само наличие такой темы однозначно свидетельствует: на сегодня нет выверенного и единообразного понимания, каким образом применять каноны в области духовного руководства.

Если говорить по сути, то прежде чем отлучать от причастия, надо… приучить человека регулярно причащаться. Какой смысл накладывать отлучение, когда человек и так подходит к Чаше один раз в год - а то и ещё реже? Он и так сам себя отлучил; зачем здесь ещё какое-то формальное отлучение? Пока участие в Таинстве Божественных Тела и Крови не станет для верующего самым главным, самым желанным событием жизни, самой значимой ценностью - на мой взгляд, об отлучении не может быть и речи. Безумно пытаться лечить голоданием истощённого человека.

Немалое значение имеет и то, что в сознании даже глубоко церковных людей причастие нередко воспринимается как «награда», или «пропуск» в Царство Небесное. Своего рода «духовная печать», подтверждающая, что ты - в числе спасающихся. И эту «награду», естественно, надо заслужить - а потом ходить с высоко поднятой головой: я великий, я сегодня причащался, смотрите все и завидуйте!.. Но чаще всего такие люди не подпадают под действие существующих церковных канонов - хотя пребывая в таком самодостаточном горделивом состоянии, они куда дальше от живого и спасительного покаяния, нежели чем многие на самом деле грешники.

То, что причащение - не награда, а путь, инструмент возделывания души, способ очищения от грехов, преодоления страстей - который не работает механически, но только в согласии, в соработничестве со свободной волей человека - про это зачастую забывается. Представьте себе такую ситуацию: стоит в гараже шикарный, дорогой автомобиль; его хозяин каждый день чистит, убирает, натирает воском кузов, моет стёкла, заправляет до горлышка бензином - садится за руль, гладит нежный кожаный руль - но никуда на нём не едет. Даже не заводит! И такая ситуация продолжается годами. Пока этот дорогой автомобиль не выедет за пределы гаража - его хозяин никогда не узнает, какие у машины проблемы, может ли вообще она ездить - не сгнила ли ходовая, не потек ли аккумулятор - и так далее. А рядом туда-сюда ездит какая-нибудь полуразвалившаяся «шестёрка» - но ведь ездит! Точно так же порой представляется, что частое причащение «себя ради», а не ради исполнения Христовых заповедей - такая же заправка без дальнейшего использования. И вот здесь-то надо порой помочь человеку осознать - а зачем ты причащаешься? что реально в твоей жизни меняется от участия в Евхаристии? возрастает самомнение? увеличивается градус ненависти к окружающим безбожникам и нехристям? укрепляется сознание собственной исключительности и непогрешимости? Вот в каком состоянии действительно надо отлучать от причастия - хотя бы на какой-то срок - но здесь невозможно применить ни один канон - а не совершает человек никаких тяжких, смертных грехов!

Мне приходилось встречаться с ситуацией, когда отлучение от причастия становилось мощным инструментом манипулирования со стороны авторитарных духовников. Не послушалось духовное чадо в чем-то - теперь нельзя причащаться. Конечно, всё это кого-то отталкивало навсегда, а кого-то, напротив, вводило в патологическую и очень эмоционально заряжённую зависимость от «батюшки».

Но для церковной общины отлучение любого члена от участия в причащении - это огромная трагедия, это просто беда! Это отнюдь не «частная проблема отдельного человека». Значит, проблемы в самой общине, в ней катастрофически недостаёт любви, открытости, понимания, поддержки друг друга - если возможна ситуация, когда кто-то выбрасывается за её пределы. Отлучение - это же не «духовная гаупвахта», а свидетельство неспособности человека к участию в Божественной благодати, утверждение, что тональность его жизни настолько резко отличается от правильной жизни во Христе, что неизбежен конфликт, неизбежно острое противостояние между человеком и Богом! Нет и не может быть в таком состоянии никакого взаимопроникновения, соработничества между Богом и человеком, человек - откровенный враг Богу! И не по какой-то немощи, случайной ошибке - а именно сознательно и ответственно, в полном разуме и при понимании всего происходящего. Но если мы внимательно всмотримся в тех, кого порой подвергают отлучению - таких людей мы там практически не встретим. Да, будут люди с порой очень тяжкими грехами, даже смертными - но для самого человека - это будет боль сердца, тяжкий камень, сдавливающий, не дающий подняться. Ему и так плохо, он и так ищет Того, Кто Один-то и может снять этот удушающий груз греха - а мы ему как врежем каноном - чтобы знал, негодяй, как грешить!..

Поэтому отношение к отлучению от Божественного Причащения должно быть очень вдумчивым и ответственным, надо всегда понимать, ради чего и зачем существует такая духовная практика, ни в коем случае нельзя подобные решения принимать «на потоке», слёту, без подробного объяснения, почему принимается такое решение. И совершенно другое дело - когда мы не допускаем к причастию человека неготового, без покаяния, без понимания сути Евхаристии, никогда не исповедовавшегося - или живущего «по стихиям мира сего, а не по Христу». Но это вовсе не «отлучение от Причастия» - это не более чем отказ от профанации Таинства. Когда пациенту предстоит операция на внутренних органах - а он перед этим покушал и операция поэтому переносится - это же не «отлучение»! И если к вопросам телесного здоровья требуется порой продолжительная подготовка - то тем более к вопросу здоровья души и подготовки к Царству Небесному!

Протоиерей Павел Великанов
Православие и Мир

Просмотрено (88) раз

Каноны предполагают, что за многие грехи человека следует на годы отлучать от Причастия. Однако сейчас многолетние отлучения - дело церковного суда. При этом из ведения судов изъяты дела о разводах и повторных браках. Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин рассказывает о том, в каких ситуациях могут столкнуться с церковным судом простые прихожане и миряне, работающие в храмах и церковных учреждениях.

Чаще всего церковный суд разбирает дела о нарушении духовенством церковных установлений. В каких случаях миряне могут оказаться подсудны церковному суду?

Понятно, что исходя из современной церковной дисциплины житейские грехи - не предмет разбирательства в церковных судах, это повод для принятия решения духовником, который может наложить епитимью. Но если мирянин является церковным работником, состоит на церковной должности, он может оказаться под церковным судом за правонарушение. Но и для простых прихожан мы можем представить экстремальные случаи. Например, необходимость действительного отлучения от Причастия или совершенного отлучения от Церкви. В таком случае, если дело имеет совершенную ясность, архиерей может принять решение, исходя, например, из прямого заявления, сделанного самим мирянином, об его отпадении от Церкви, когда не требуется дополнительного расследования. Но если есть обстоятельства, которые надо выяснять, если сам обвиняемый в каком-то тяжком церковном преступлении отрицает факт своей вины, то епархиальный суд может рассмотреть дело и такого мирянина. Кроме того, в «Положении о церковном суде» указаны и «прочие дела» как объект рассмотрения в церковном суде, а под «прочими» могут пониматься самые разные дела.

- До революции церковный суд рассматривал и бракоразводные дела мирян.

Такие вопросы сейчас решаются во внесудебном порядке или, по крайней мере, лично архиереем. Однако легко себе представить, что тот или другой правящий архиерей сочтет целесообразным бракоразводные дела передавать для предварительного рассмотрения в епархиальный суд. Это не значит, что так непременно стоит поступать, из «Положения о церковном суде» это не вытекает, но по крайней мере, это «Положению» и не противоречит.

Конечно, в синодальную эпоху бракоразводный процесс был сложным делом. Другое дело, что тогда не существовало отдельных судебных церковных учреждений. Духовная консистория была исполнительным и одновременно судебным учреждением при полноте власти правящего архиерея. Однако в те времена при огромных размерах епархий, при множестве приходов, вопросы расторжения и браков решались Духовной консисторией. У архиерея недоставало времени войти в рассмотрение всякого дела. Каждый день он должен был подписать многие десятки документов, изучить которые он физически не мог. В Духовной консистории многое решалось фактически окончательно, но полномочия Консистории были ограниченными, полнота власти архиерея сохранялась. Это касалось и судебных дел. Поскольку тогда никакой другой регистрации браков, кроме церковной, не существовало, понятна вся серьезность отношения к этому. И всякий бракоразводный процесс предварительно решался в епархии, то есть рассматривался Духовной консисторией, выносилось заключение правящего архиерея, а потом дело передавалось в Святейший Синод и там еще раз рассматривалось. В Синоде принималось окончательное решение.

Понятно, что принципиальное отличие современной ситуации заключается в том, что браки заключаются и расторгаются в государственных учреждениях, в загсах и гражданских судах. Самостоятельно и отдельно, независимо от гражданской регистрации браков, Церковь решать эти вопросы не может. Это было бы действием в каком-то пустом пространстве, или возникала бы нежелательная конкуренция с государственным законодательством о браке. Раз Церковь учитывает государственный статус брака, то особенного значения исследования обстоятельств расторжения брака, который и без того уже на момент обращения к архиерею, например, три года не существует, нет.

Остается другой вопрос: разрешать ли второй брак. И можно в этом случае проявлять, скажем так, гораздо большую строгость, чем это часто сейчас бывает. Во многих случаях, с церковной точки зрения, оснований для разрешения на второй брак не имеется. Хотя он, фактически, заключен, и по икономии Церковь, не желая разрушать то, что как-то держится, часто вынужденно пренебрегает отсутствием канонических оснований, исходит из того, что есть, и дает разрешение на этот брак. Однако церковная власть достаточно жестко относится, по крайней мере, к количеству браков. Безусловно, четвертые браки венчанными быть не могут. Другое дело, есть разные подходы: вводить ли в счет только венчанные браки или и гражданские (зарегистрированные в загсе) также. Тут Церковь часто склоняется к снисходительной позиции, если речь идет о венчании брака, который, при учете невенчанных государственных браков, был бы уже не третьим, все еще возможным при определенных условиях, а четвертым.

С одной стороны, в «Основах социальной концепции» написано, что разрешение на повторный брак дается только невиновной в распаде семьи стороне. Но разве кто-то разбирается сейчас, какая сторона виновна?

Я не буду утверждать, что никто не разбирается, потому что епархий у нас много и подходы могут быть у разных архиереев разными, более строгими и менее строгими. Канонический принцип ясен: только невиновная сторона имеет право на вступление во второй брак. Правда, надо учитывать, что под виновностью разумеется не вообще какая-то виновность, - всегда все виновны, - речь идет о каких-то определенных действиях, которые рассматриваются как разрушающие брак.

В начале ХХ века Святейший Синод проявил икономию и дозволил виновной стороне также вступать в повторный брак, но спустя определенное время. Это время вычислялось как канонический срок прещения за ту вину, из-за которой брак распался. Обыкновенно это прелюбодеяние. Как минимум, каноном назначалось семь лет. Можно было попросить о сокращении этого срока - однако не более чем вдвое. То есть, три с половиной года, по меньшей мере, должно было пройти. Хотя большая часть канонов указывает на 15-летнее отлучение.

Вы сказали о том, что отлучать от Причастия тоже может суд. А разве простой приходский священник, принимая исповедь, не может сказать человеку, что ему не следует причащаться сколько-то времени?

Тут есть разные моменты. Не допустить к Причастию в виду нераскаянности в грехе, конечно, священник может. А если речь идет о покаянии в грехе, совершенном ранее, и о епитимье, то длительные сроки отлучения от Причастия, вообще говоря, возбраняются. Они не просто вышли из практики. В синодальное время издавались указы, которыми воспрещалось отлучать от Церкви и Причастия кающихся грешников, даже если они совершили деяние, за которое, по канонам, отлучение полагается.

Надо сказать, что эта практика восходит к гораздо более ранним временам, чем синодальная эпоха в России. Смягчение канонической дисциплины происходило уже в ранний византийский период. Каноны создавались, когда, хотя Церковь уже стала свободной, почти торжествующей, все еще были памятны времена гонений. Поэтому каноны отражают христианскую этику времен гонений. Тогда исповедание Христа по закону влекло за собой смертную казнь, и грубые житейские грехи хотя и случались, но исключительно редко. Поэтому налагались длительные отлучения от Причастия. Когда же весь мир стал христианским, все и вся вошли в Церковь, то, как известно, от этого уже христианского мира монахи уходили в пустыню. Следовательно, и грехи человеческие были обыкновенным явлением в жизни крещеного мира. Применять прежние строгие меры, отлучать на 7, 15 лет - значило бы опустошать храмы.

Есть еще одно обстоятельство. Все-таки власть отлучать от Причастия, которая бы связывала всю Вселенскую Церковь, и никто бы уже такого отлученного не мог бы причастить, принадлежит епископам. Священник, налагая епитимью, делает это как лицо, имеющее духовный авторитет, то есть с согласия исповедующегося. Это пастырский совет, а не судебный приговор, после которого никто не может причастить этого грешника.

А если архиерей отлучает от Причастия, то никто не может причастить этого человека без пересмотра дела. Разумеется, если человек не скроет свое отлучение.

Священнические прещения имеют иной характер. Это надо ясно понимать. Каноны, устанавливающие длительные сроки отлучения от Причастия, имели в виду публичный суд у епископа, когда грехи публично назывались, не скрывались. Тайная исповедь - это явление уже более позднее. И тогда же радикально смягчалась церковная дисциплина. Еще у Василия Великого указываются длительные сроки отлучения от Причастия, а уже Иоанн Постник вводит в 2-3 раза более короткие сроки.

У нас во времена святого князя Владимира христиане не подвергались гонениям, народная культура оставалась полуязыческой. И невозможно было применять к прихожанам канонические сроки отлучения от Причастия. Но, скажем, в XVII веке церковная дисциплина стала более строгой, и ее надо было вводить в берега во времена уже синодальные. Тогда и издавались уже упомянутые мною акты, фактически запрещавшие отлучать на долгий срок от Причастия. Но остается оговорка: кающихся грешников. Если же грешник «кается» только в том смысле, что он, мол, понимает, что это нехорошо, но намерения изменить образ жизни не выражает, такового не надо допускать до Причастия ввиду отсутствия настоящего покаяния. Другое дело, что речь в этом случае идет не об епитимье, а о необходимости дождаться, когда же он, наконец, в самом деле покается и переменит образ жизни.

Случается слышать, что священники и сегодня отлучают людей от Причастия на много лет. Если человек столкнулся с наложением такой епитимьи, куда ему обращаться?

Если что-то подобное происходит, когда речь идет о бывших грехах человека, который никогда раньше не исповедовался, то такая мера, конечно, крайне удивительна.

- А если речь идет о недавнем аборте, например?

Если речь идет о недавнем аборте, сделанном женщиной, которая никогда ранее не исповедовалась, то, может быть, и уместна епитимья, но в том виде, в котором она сейчас назначается: поклоны, особенно усердные молитвы, а не отлучение от Причастия.

- Все же, куда деваться человеку, если ему батюшка сказал: «Тебе нельзя причащаться пять лет», например?

Понятно, что все вопросы может решить архиерей, но если это сказал просто один из священников, то можно обратиться к другому священнику.

- То есть власти другого священника хватит для снятия такой епитимьи?

Он может на это и не пойти, если отнесется очень серьезно... Поэтому, в конце концов, все вопросы решает архиерей. Но есть еще, кроме того, епархиальный духовник. Хотя он, главным образом, исповедует священнослужителей епархии, он тоже может как-то решить подобный вопрос.

То есть, канонически, отлучающий от Причастия священник действует обоснованно, но дело в том, что такая практика не существует, по меньшей мере, полторы-две тысячи лет. А указами Святейшего Синода она вообще воспрещена под угрозой извержения из сана тех пресвитеров, которые налагают подобные епитимьи. Покойный Святейший Патриарх Алексий II напоминал на епархиальных собраниях, что применять епитимью, связанную с длительным отлучением от Причастия, нужно с крайней разборчивостью и лишь в исключительных случаях.

Портрет протоиерея В. Цыпина взят с сайта www.russianorthodoxchurch.ws

Вопрос отлучения от участия в Таинстве Причащения - очень деликатный. Конечно, есть целый свод канонических правил по этому вопросу - однако он в современных реалиях - скорее ориентир, помогающий осознать тяжесть того или иного согрешения, нежели чем работающее руководство к действию.

Однажды я был свидетелем очень драматической ситуации. Один священник, недавно рукоположенный - будучи уже в преклонных летах - запретил пожилой женщине причащаться до самой смерти. Причина столь жесткого наказания - то, что она состояла в невенчанном браке. Возраст, наличие внуков, десятилетия законной супружеской жизни - для него все эти факторы оказались ничего не значащими. Раз не венчана - значит, живёт в блуде. А по канонам - епитимья. Всё это оказалось таким неожиданным и я бы не побоялся сказать, подлым ударом по её зреющей вере - что на протяжение очень долгого периода она вообще не ходила в храм, пребывая в сильнейшей депрессии. Одним словом, чего добились? Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше? Кого это подвигло ко Христу? Никого!

Неспроста одной из важных тем, которые стоят на повестке обсуждения Межсоборным Присутствием, является эпитимийная практика: как научиться правильно и целесообразно руководствоваться церковными канонами при определении различных форм церковного прещения. Само наличие такой темы однозначно свидетельствует: на сегодня нет выверенного и единообразного понимания, каким образом применять каноны в области духовного руководства.

Если говорить по сути, то прежде чем отлучать от причастия, надо… приучить человека регулярно причащаться. Какой смысл накладывать отлучение, когда человек и так подходит к Чаше один раз в год - а то и ещё реже? Он и так сам себя отлучил; зачем здесь ещё какое-то формальное отлучение? Пока участие в Таинстве Божественных Тела и Крови не станет для верующего самым главным, самым желанным событием жизни, самой значимой ценностью - на мой взгляд, об отлучении не может быть и речи. Безумно пытаться лечить голоданием истощённого человека.

Немалое значение имеет и то, что в сознании даже глубоко церковных людей причастие нередко воспринимается как «награда», или «пропуск» в Царство Небесное. Своего рода «духовная печать», подтверждающая, что ты - в числе спасающихся. И эту «награду», естественно, надо заслужить - а потом ходить с высоко поднятой головой: я великий, я сегодня причащался, смотрите все и завидуйте!.. Но чаще всего такие люди не подпадают под действие существующих церковных канонов - хотя пребывая в таком самодостаточном горделивом состоянии, они куда дальше от живого и спасительного покаяния, нежели чем многие на самом деле грешники.

То, что причащение - не награда, а путь, инструмент возделывания души, способ очищения от грехов, преодоления страстей - который не работает механически, но только в согласии, в соработничестве со свободной волей человека - про это зачастую забывается. Представьте себе такую ситуацию: стоит в гараже шикарный, дорогой автомобиль; его хозяин каждый день чистит, убирает, натирает воском кузов, моет стёкла, заправляет до горлышка бензином - садится за руль, гладит нежный кожаный руль - но никуда на нём не едет. Даже не заводит! И такая ситуация продолжается годами. Пока этот дорогой автомобиль не выедет за пределы гаража - его хозяин никогда не узнает, какие у машины проблемы, может ли вообще она ездить - не сгнила ли ходовая, не потек ли аккумулятор - и так далее. А рядом туда-сюда ездит какая-нибудь полуразвалившаяся «шестёрка» - но ведь ездит! Точно так же порой представляется, что частое причащение «себя ради», а не ради исполнения Христовых заповедей - такая же заправка без дальнейшего использования. И вот здесь-то надо порой помочь человеку осознать - а зачем ты причащаешься? что реально в твоей жизни меняется от участия в Евхаристии? возрастает самомнение? увеличивается градус ненависти к окружающим безбожникам и нехристям? укрепляется сознание собственной исключительности и непогрешимости? Вот в каком состоянии действительно надо отлучать от причастия - хотя бы на какой-то срок - но здесь невозможно применить ни один канон - а не совершает человек никаких тяжких, смертных грехов!

Мне приходилось встречаться с ситуацией, когда отлучение от причастия становилось мощным инструментом манипулирования со стороны авторитарных духовников. Не послушалось духовное чадо в чем-то - теперь нельзя причащаться. Конечно, всё это кого-то отталкивало навсегда, а кого-то, напротив, вводило в патологическую и очень эмоционально заряжённую зависимость от «батюшки».

Но для церковной общины отлучение любого члена от участия в причащении - это огромная трагедия, это просто беда! Это отнюдь не «частная проблема отдельного человека». Значит, проблемы в самой общине, в ней катастрофически недостаёт любви, открытости, понимания, поддержки друг друга - если возможна ситуация, когда кто-то выбрасывается за её пределы. Отлучение - это же не «духовная гаупвахта», а свидетельство неспособности человека к участию в Божественной благодати, утверждение, что тональность его жизни настолько резко отличается от правильной жизни во Христе, что неизбежен конфликт, неизбежно острое противостояние между человеком и Богом! Нет и не может быть в таком состоянии никакого взаимопроникновения, соработничества между Богом и человеком, человек - откровенный враг Богу! И не по какой-то немощи, случайной ошибке - а именно сознательно и ответственно, в полном разуме и при понимании всего происходящего. Но если мы внимательно всмотримся в тех, кого порой подвергают отлучению - таких людей мы там практически не встретим. Да, будут люди с порой очень тяжкими грехами, даже смертными - но для самого человека - это будет боль сердца, тяжкий камень, сдавливающий, не дающий подняться. Ему и так плохо, он и так ищет Того, Кто Один-то и может снять этот удушающий груз греха - а мы ему как врежем каноном - чтобы знал, негодяй, как грешить!..

Поэтому отношение к отлучению от Божественного Причащения должно быть очень вдумчивым и ответственным, надо всегда понимать, ради чего и зачем существует такая духовная практика, ни в коем случае нельзя подобные решения принимать «на потоке», слёту, без подробного объяснения, почему принимается такое решение. И совершенно другое дело - когда мы не допускаем к причастию человека неготового, без покаяния, без понимания сути Евхаристии, никогда не исповедовавшегося - или живущего «по стихиям мира сего, а не по Христу». Но это вовсе не «отлучение от Причастия» - это не более чем отказ от профанации Таинства. Когда пациенту предстоит операция на внутренних органах - а он перед этим покушал и операция поэтому переносится - это же не «отлучение»! И если к вопросам телесного здоровья требуется порой продолжительная подготовка - то тем более к вопросу здоровья души и подготовки к Царству Небесному!

Протоиерей Павел Великанов
Православие и Мир

Просмотрено (88) раз

Все люди хорошо понимают, что жить без греха очень трудно, и у многих из нас имеется огромный «послужной список», которым не стоит гордиться. Для того, чтобы очистить душу от большинства пороков, достаточно прийти в церковь на исповедь и чистосердечно покаяться. Впрочем, в отдельных случаях даже этого «ритуала» будет мало, поэтому на человека накладывается епитимья. Одни считают, что это серьезное церковное наказание и очень боятся его, для других же это - духовная «таблетка», горькая, но необходимая. Давайте же разберемся, действительно ли верующий человек должен бояться такого способа искупления прегрешений, и всем ли грозит епитимия?

С греческого языка это слово переводится как «наказание по закону». Но священники объясняют: на самом деле нельзя проводить аналогии с мирскими судами. Епитимья - это добровольное очищение человеческой души от «ран», оставленных действительно тяжким проступком .

Иногда даже после самой честной исповеди человек очищается не полностью. Поэтому ему назначается свершение определенных подвигов, то есть заданий, исполняя которые, он будет очищаться и становиться выше грешной жизни.

Если человек болен телесно, врач выписывает ему лекарство - нельзя вылечиться, не выпив его. Так же и с епитимией: христианин должен относиться к ней максимально серьезно и обязательно исполнить все, что ему «выписали».

Какими бывают епитимьи?

Если сравнивать с мирской судовой системой (штрафы, тюрьма), церковные «наказания» менее строги: это может быть прочтение определенных молитв, раздача милостыни бедным людям, пост. Священник старается выбрать подвиг, исходя из личностных качеств и прегрешения определенного человека. Скажем:

  • сребролюбец (вор, взяточник, жадный человек) должен будет раздавать милостыню;
  • человеку, виновному в смертном грехе обжорства, могут «выписать» строгий пост;
  • слишком праздному христианину прикажут почаще посещать храм Божий.

Чаще всего время такого духовного «лечения» - около 40 дней . Если за это время обстоятельства жизни человека изменились и он больше не может выполнять указания батюшки, ему следует посетить своего духовного наставника или иное церковное лицо и получить другие наставления. Ну, а если испытание оказалось не по силам верующего, он может обратиться к батюшке или епископу, чтобы его сняли.

Самые распространенные примеры епитимьи:

  • чтение молитв (скажем, 10 раз в день «Отче наш»);
  • серьезное изучение духовной литературы;
  • земные поклоны при домашней молитве или в церкви;
  • исключение половой близости (такой запрет часто накладывается на пары, которые не смогли воздержаться от близости перед венчанием),
  • временное отлучение от Причастия.

Кто может наложить это церковное наказание?

Духовник. Важно, чтобы прихожанин часто общался с этим духовным лицом, исповедался ему. В таком случае батюшка сможет подобрать «таблетку» по его силам, и в то же время не слишком «слабую», ведь выполнять епитимью нужно не играючись, а превозмогая что-то злое и недостойное в себе.

После того, как подвиг окажется исполненным, верующий должен опять придти к батюшке. Священник прочтет разрешительную молитву (это называется «разрешить запрещенного»). Если батюшка в долгом отъезде, серьезно болен или умер, эту молитву может прочесть иное духовное лицо.

Иногда епитимью накладывает другой представитель церкви - например, инок (так может случиться, если человек отправляется в паломничество в святой монастырь, и там при общении с монахом кается ему в грехах). Правда, в таких обстоятельствах испрашивать епитимью не рекомендуется, ведь этот человек плохо знает все ваши качества, и назначенное им «лекарство» может оказаться не действительным, а то и вовсе непосильным.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько «покаянных» стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач . Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание . Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко - им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние . Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

Как долго могло длиться раскаяние? Это зависело от вины человека, то есть греха.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

За какие грехи ее могут наложить в наши дни?

  • За детоубийство . В целом, в этом случае чаще всего подразумевается аборт . Этот грех церковь тоже считает детоубийством. Причем если его совершила замужняя женщина, виновными считаются оба супруга. Считается, что за этот тяжкий грех кару посылает сам Господь. Это может быть бесплодие, болезни, семейные проблемы. Если случается что-то из перечисленного, эти проблемы могут быть признаны Божьей епитимьей, которую человек (или пара) вынужден нести по жизни, поэтому батюшка уже не будет назначать ничего больше от себя.
  • За блуд и прелюбодеяние (этот перечень можно продолжить грехами лесбиянства, гомосексуализма и другими нарушениями 7 заповеди). Даже в наши дни за разгульный образ жизни и супружескую неверность могут на 7 лет отлучить от Причастия.
  • За богохульство . Сюда относятся и проклятия, которыми без раздумий сыплют во все стороны некоторые несдержанные люди.
  • За клятвопреступление . Очень тяжким грехом считается побожиться, сказать неправду перед иконами (пытаясь именем Божьим добавить своей лжи побольше авторитетности), лгать с рукой на Библии. Ложь сама по себе зло, но когда в свои фантазии человек еще и Господа как свидетеля приплетает, это плохо вдвойне.
  • За воровство . Просто помолиться в церкви мало. Если по вине человека кто-то понес серьезные убытки, эти убытки надо ему восстановить.
  • За лживые слова , свидетельства. Конечно, если люди с утра при звонке на работу врут, что застряли в пробке, а сами дальше отсыпаются, это грех. Но куда хуже, если чья-то ложь ломает человеческие судьбы. Такие прегрешения должны повлечь за собой серьезное душевное «лечение».
  • За магию (например, гадание на картах). Конечно, батюшка не будет сильно ругать молоденьких девочек, в шутку вызывающих в летнем лагере «черную руку». Но взрослых женщин, промышляющих ведьмовством (даже с молитвами перед иконами), назвать праведницами нельзя даже с натяжкой.
  • За алкоголизм, наркоманию . Это двойной грех. Во-первых, пагубные привычки разрушают данное человеку тело (поэтому алкоголизм сравним даже с самоубийством). А во-вторых, они заставляют страдать родных такого человека. Но церковь может помочь не только замолить грехи, но и избавиться от убивающей привычки, нужно всего лишь поверить в это.

Всем ли ее назначают?

Нет. Дело в том, что для очищения от греха человек должен четко понимать, что это именно грех. Если прихожанин только недавно навернулся в лоно церкви, знакомится со многими аспектами веры и обдумывает их, то епитимья может показаться ему малопонятным ритуалом. Который, ко всему прочему, может отвернуть его от веры.

Священники хорошо понимают это, и, подобно отцу, радующемуся приходу блудного сына в притче, не судят очень строго. Они могут просто исповедовать таких людей, давая им советы и комментарии.

Если же человек давно посещает храм и священник стал ему настоящим духовным отцом, хорошо понимающим его мысли; если этот верующий пришел к глубокому пониманию смысла служения Господу, значит, он «дорос» и до более осознанного искупления собственных грехов.

Итак, вы поняли, что эпитимия - это не строгое наказание, а просто ваша добровольная «плата» за грехи. Но грехи иногда бывают настолько тяжкими для души, что даже если священник отпустит их, человеку хочется каяться снова и снова… Можно ли по просьбе верующего (верующей) получить епитимью за уже отпущенный в церкви грех? Отвечает священник:

Разговор на тему отлучения от причастия продолжает протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник».

Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».

А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.

С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Загрузка...