Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Сложные существительные с соединительными гласными о е. Открытый урок "соединительные о - е в сложных словах"

У всех звуков речи есть свои глубинные изначальные смыслы. …Правильно ли по смыслу сделан выбор гласных для соединения разных слов?..

Да, правильно, других таких гласных по смыслу нет: звук О - вообще соединяет, у него смысл такой, а вот Е - позволяет одному слову к другому как бы «пристыковаться» (будто щепку прибьет течением к берегу или к другому предмету, потому что звук «Э» - это, если помните, «течение, поток»).

…А теперь вспомните правило:

Соединительная гласная -О- пишется после основ на твердый (отвердевший) согласный: парО воз, зверО лов, лесО полоса, левО бережный, быстрО ногий, .

Но КАК это получается? На самом деле. В живой ситуации, когда не было никаких «филологов», изобретающих орфографические правила. Зато были разумные человеки, глубоко чувствующие природу и смысл звуков Живой Речи!

Давайте осмысленно объяснять происхождение такого соединения слов в реальности речевой практики предков.

Например: вот просто для соблюдения форм возьмем словосочетания «полоса леса», и/или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».

А теперь вспомните, что в прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами , т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).

Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!

А теперь вам снова придется вспомнить о чередовании гласных А и О , в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.

Поймите, что мы сейчас как раз не фантазируем, а моделируем, воспроизводим естественную ситуацию возникновения смыслового чередования гласных в сплошном тексте из многих и многих слов.

Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности , а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения !

Предки использовали только реальные выразительные средства - смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.

лесаполоса …» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А

лесополоса …», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!

У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А , либо через О .

Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!

Так же и в случае: «…звера лов » и «зверо лов ». И в других аналогичных ситуациях.

Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).

А не формальная орфограмма (как сейчас, перед нами, когда смысл ситуации утрачен!). Формальная орфограмма, которую сейчас разумно, с учетом всех важных обстоятельств, не объясняют, а заставляют писать вот так и не иначе. Так не только у детей, а любого возникает чувство протеста против нелепости (будто серьезным видом разыгрывают, когда розыгрыш неуместен!).

Вот через такие нелепые ситуации и возникает недостаточная (бессмысленная) педагогика и недостаточная (формальная) методика преподавания.

Теперь перейдем к ситуации с другой соединительной гласной.

Соединительная гласная -Е- пишется после основ на мягкий согласный, шипящие, Й и Ц : землЕ трясение, пешЕ ход, краЕ ведение, птицЕ лов.

Имейте в виду, что исторически перед нами та же реальная ситуация сплошного текста: «…землитрясение…» и «птицылов».

Для предков была та же обыденная осмысленная ситуация выбора пути (повторяем, выбора правописания или «правдописания»).

Здесь та же ситуация осмысленного чередования гласных, но только в данном случае речь шла уже о чередовании И и Е .

Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…землитрясение …» (по-современному, с пробелом: «земли трясение»), где И показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.

Когда в тексте видели картину: «…землетрясение …», с гласным Е

Так же и в ситуации с Ц . Когда перед нами два разных слова, то в сплошном тексте: «…птицылов …» (по-современному, с пробелом: «птицы лов»), где Ы после Ц показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.

Когда в тексте видели картину: «…птицелов …», с гласным Е (по-современному так же), то каждому было понятно, что перед нами 1 сложное слово!

Так же и в ситуации с Й. Когда два разных слова, в сплошном тексте: «…крайведать …» (по-современному, с пробелом: «край ведать»), где перед нами 2 простых слова. Когда в тексте видели: «…краеведение …», с гласным Е (по-современному так же), то 1 сложное слово!

Эту целостную осмысленную ситуацию разрушили в современном языкознании: сложное слово с «соединительной гласной» стало орфограммой, а вот с появлением «пробела» между словами, такие написания, как «птицы лов, леса полоса » тематически отнесли совсем в другой раздел языкознания…

Команда ЗоВУ Живая Русская Грамота ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)

Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

В этом уроке разберём такие понятия, как сложные слова, соединительные гласные; ответим на вопрос, когда пишется соединительная гласная О, а когда - Е.

Сложными называются слова, которые создались в результате соединения двух (реже трёх) слов в одно слово:

сам, летать - самолёт

пар, ходить - пароход

кашу, варить - кашевар

птица, фабрика - птицефабрика

Сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е. Эти гласные прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.

Обратите внимание на ряд слов, приведенных ниже:

На основании этих примеров сформулируем правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Соединительная гласная Е пишется после:

1) шипящих: ж, ш, щ, ч;

2) буквы Ц;

3) мягких согласных.

А соединительная гласная О пишется после основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц): баснописец, зверолов.

Как же определить, какую соединительную гласную нужно писать в слове?

Для этого надо сначала выделить первый корень. Если конечная согласная корня шипящая, буква Ц или мягкая согласная, то для соединения корней следует писать букву Е.

В остальных случаях пишется соединительная О.

Например:

В остальных случаях в сложных словах пишется соединительная буква О, например:

Важно научиться правильно выделять корни в сложных словах, запомнить правило написания соединительных гласных О и Е и его применять.

Список использованной литературы:

  1. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
  2. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986. - 80стр.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. и др.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
  4. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006. -55 стр.
  5. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.
  6. Яровикова О. В. Запоминаем через образ. Методическое пособие для учителей и учащихся. - Йошкар-Ола: «Стринг», 2008. – 84 стр.

Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Правописание сложных слов вместе и через дефис

Сложные слова образуются сочетанием двух и более оснований.

Компоненты сложных слов могут соединяться между собой сочинительной или подчинительной связью. При сочинительной способе связи основы, из которых образуются сложные слова, сочетаются как равноправные, и между ними можно поставить союз и: премьер-министр, физико-математический.

При подрядном способе связи одна основа синтаксически зависит от второй: зализопрокат (прокатывать железо), электросварка (сваривать электричеством), кратковременный (короткое время), красноречивый (красно сказать), рукописный (писать рукой), вагоноремонтный (ремонтировать вагоны).

Основы сложных слов могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е (есть) или без них. Буква о пишется, если образующая основа заканчивается на твердый или шипящий согласный: железобетон, человеко-день, голубоглазый.

Буква е пишется, если образующая основа оканчивается на мягкий согласный: сталевар. Связующее является пишется после основания, заканчивается на и или удлиненный мягкий согласный: пейзаж, животворный. Если первой частью такого слова является прилагательное мягкой группы, то перед ним пишется ь: древнерусский.

Сложные существительные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные существительные, образованные:

1. Из двух основ с помощью соединительных гласных о, е, являются: аист, земледелец, чаеризка, Новопетровке, Белополье, Красноводск.

2. Без соединительных гласных сочетанием

— Глаголы в повелительной форме и существительного: болиголов, перекати, Тягнырядно, Гуляйполе;

— Числительные (написанного буквами) и существительного: десятилетия, но: 10-летие, Триполье, Пятигорск.

Сложные прилагательные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные прилагательные, образованные от:

1) сложных существительных, которые пишутся слитно: железобетонный, черноземный, Новобеличский (Новобеличи), Староконстантиновский (Староконстантинов)

2) словосочетаний с подчинительной связью сочетания:

— Существительного и прилагательного: темноглазый (темные глаза), восточно (восточная Украина), белоцерковский (Белая Церковь);

— Числительные (написанного буквами) и существительного: пятиэтажный, двадцятипьятитомний;

— Существительного и глагола: вугледробильний, зерноуборочный;

— Наречия и прилагательного: вышеупомянутый, долгосрочный;

— Из нескольких прилагательных, которые образуют термины новогреческий (язык), сложносочиненный, древненемецкий, слепоглухонемой.

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: дизель-моторный, экс-чемпионский, Пуща-Водицкий (Пуща-Водица), Ивано-Франковский (Ивано-Франковск);

2) образованные от словосочетаний с сочинительной связью: русско-украинский, курортно-санаторный, но: хитроумный, зловредный;

3) с первой частью, которая заканчивается на-ико, (-ико): физико-математический, химико-технологический;

4) с первой частью военно-, военно-: военно-воздушный, военно-промышленный. Исключение: военнообязанный, военнопленный;

5) которые означают дополнительные оттенки качества, цвета: горьковато-соленый, темно-красный. Исключение: оранжевый, пунцовым;

6) которые означают названия сторон света: юго-западный, северо-восточный;

7) географические названия, в состав которых входят названия сторон света: Северо-Западный фронт, Юго-Западная железная, но: Северокрымский канал, Западно низменность, южно степи (по общему правилу подрядной зависимости словосочетаний).

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб оглаз ый, тепл олюб ивый, бел о-красн о-голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем - соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две - о и е .

Паро ход, тысяче летие, бело лицый, сине глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

    суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

    Мало симпатичный, вечно зелёный.

    суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью - формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);

    Пяти этажный, двух дневный, дву стволка.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Авиа база, кино фильм, авто база, мото гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

    Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

    О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

    Водо ворот, сине глазый, свеже выбритый.

Обратите внимание!

1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:

  • крово жадный - крове носный ;
  • коно крад - коне вод, коне завод ;
  • песно пение - песне творчество ;
  • камено ломня - камне дробилка ;
  • дально бойный - дальне струйный, дальне восточный ;
  • косто резный - косте дробильный .

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь - зверо лов, зверо бой, зверо подобный ;
  • власть - власто любие ;
  • честь - често любие ;
  • шерсть - шерсто ткацкий ;
  • плоть - плото ядный ;
  • басня - басно писец ;
  • кровь - крово подтёк .

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Время исчисление, время препровождение, семя доля, семя ножка, семя почка.

    Но в других случаях с первой частью - тем же корнем - используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

    Ср.: семено хранилище, семено водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е : авто- (авто база ), агро- (агро химия ), био- (био стимулятор ), гео- (гео политика ), гидро- (гидро узел ), зоо- (зоо техник ), кино- (кино альманах ), макро- (макро элемент ), метео- (метео сводка ), мото- (мото спорт ), радио- (радио механика ), теле- (теле очерк ), фото- (фото ателье ), электро- (электро мотор ).
    Исключение: кине скоп ;

    а : авиа- (авиа почта, авиа линия );

    и : квази- (квази научный ), мульти- (мульти миллионер ), поли- (поли витамины ), мини- (мини -платье ).

    В некоторых словах (центри фуга, агри культура, электри фикация, электри фицировать, электри фицированный, гази фикация, гази фицировать, гази фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центро бежный, агро школа, электро бритва, газо обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ума лишённый, сума сшедший, себя любие, себя любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .

Загрузка...