Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Описание иконы сошествие святого духа. Икона «Сошествие Христа во ад

Сошествие во ад

Начало XIV в.

  • Смирнова 1976: Первая половина XIV в.
  • Новгородская икона 1983: Начало XIV в.
  • Иконы Великого Новгорода 2008: Первая половина XIV в.
  • Трифонова 2013: Первая половина XIV в.

Новгородский музей, инв. 7579.
Первая половина XIV в.
81 × 64.

Происхождение. Из собора Введенского монастыря в Тихвине 1 . Была обнаружена там в 1911 г. 2 (возможно, в связи с подготовкой XV Археологического съезда в Новгороде, когда учеными была проделана большая работа по обследованию и разысканию памятников древнерусского искусства в Новгородской губернии). До 1916 г. поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище, а затем в Новгородский музей.

1 О монастыре см.: «Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине Новгородской губ.». Тихвин, 1909.

2 Архивные сведения о местонахождении иконы в Тихвине см.: ЦГИА, ф. 796, д. 2467 (указание Э. А. Гордиенко).

Раскрыта в Новгородском музее в 1926–1927 гг. Н. Е. Давыдовым. В 1928 г. поступила в ЦГРМ в связи с подготовкой к выставке древнерусской живописи 1929–1932 гг. в Германии, Англии, Австрии и США (куда икона не была отправлена). В 1930 г. подверглась в ЦГРМ повторной реставрации, проводившейся И. И. Сусловым, Е. А. Домбровской и М. М. Тюлиным, под наблюдением А. И. Анисимова и Г. О. Чирикова: была снята басма XVI в. с фона, полей и нимбов, удалена остававшаяся под басмой запись, а также оставленные во многих других местах при первом раскрытии участки поздней записи и потемневшей олифы 3 . В 1946 г. икона укреплялась в ЦГРМ (сообщение Э. А. Гордиенко).

3 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 298.

Доска липовая из двух частей, с двумя торцовыми шпонками на деревянных и кованых железных гвоздях. Ковчег. Паволока холщового переплетения, тонкая.

Сохранность. Золото фона утрачено и видно лишь справа вверху и по контуру левой горки. Многочисленные вставки нового грунта. Верхняя часть креста, который несет Христос - поздняя (по реставрационному протоколу - XVI в. 4 ; первоначально крест был киноварным). Следы гвоздей от венцов на нимбах и от оклада, покрывавшего весь фон. Живопись сильно потерта. Верхние слои карнации не всюду сохранены. Возможно, что некоторые контуры слегка подрисованы. По стыку досок восковая заливка. На полях, в настоящее время белых, остатки оливковой охры поновления.

4 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 198.

На свитке у Соломона поздняя надпись (согласно реставрационному протоколу, относящаяся к XIX в. 5), с текстом из «Книги Притчей Соломоновых», IX, 1–2 :

5 Там же.

Описание.

Христос, с восьмиконечным крестом, обращенный вправо, держит за руку Адама. В правой группе праведников за Адамом - Ева и Авель, держащий пастушеский посох; в левой - Соломон, Давид, Иоанн Предтеча. Каждая группа на фоне горки плавных очертаний, с уступчатой, как бы «защипнутой» вершиной; левая горка светло-лиловая, правая - желтая. Под ногами Христа черная пещера, имеющая орнаментальные «фестончатые» контуры. В пещере - створки врат, ключи, замки, цепи, топор и другие инструменты; сатана в красной набедренной повязке держит ногу Адама; под ногами Адама и Евы - оливковая гробница.

Лиловый хитон Христа и его зеленый гиматий покрыты золотым ассистом. Одежды остальных персонажей киноварные, зеленые, лиловые. Нижняя одежда Адама украшена ассистом, на облачениях Давида, Соломона и Евы - золотые орнаменты: звезды, кресты, круги. На голове Евы - светлый голубовато-зеленый плат. На лиловом гиматии Адама - широкие мазки прозрачных голубых пробелов.

Лики написаны по светлому желтоватому основному тону очень тонкими слоями жидких красок, почти плавями: прозрачной охрой, в освещенных местах - жидкими белилами, в тенях - серо-зеленоватыми тонами. Контуры черт - коричневые и красноватые. Руки и ноги исполнены по более плотной светлой охре, с яркой подрумянкой в тенях.

На фоне остатки первоначального золота. Нимбы золотые. Авель и Ева изображены без нимбов. По лузге киноварная обводка.

Надписи киноварные, уставом:

Иконография.

Сцена, основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений 6 , представлена с. 181
с. 182
¦ в одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа - группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора - симметричной и фронтальной 7 , либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама 8 , то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек» 9 .

6 О «Евангелии Никодима» и других сочинениях, послуживших источником изображения сцены, см.:

Об иконографии сюжета:

Общие обзоры развития иконографии:

  • E. Lucchesi Palli, Anastasis. - K. Wessel, M. Restle. Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. I, Lief. 1. Stuttgart, 1963, Sp. 142–148;
  • R. Lange. Die Auferstehung. Recklinghausen, 1966.
  • См. также: «Auferstehung Christi». - H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Ikonographie, Lief. 3. Wien, 1961, S. 232–249.

7 Напр., в иконе XII в. из Гос. Эрмитажа . А. В. Банк. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.–М., 1966, табл. 231.

9 Е. Diez, О. Demus. Op. cit., p. 70–71. Примеры таких изображений:

  • мозаика Дафни (Е. Diez, О. Demus. Op. cit., fig. 100),
  • фреска Курбинова (А. Николовски. Фреске у Курбинову. Београд, 1961, сл. 50).

Для текста ср. «Слово в великую субботу» Епифания Кипрского: «И отвещав Христос, глаголя Адаму... И ем его за десную руку, воскрешает, глаголя: въстани, спяи, въскресни из мертвых...» ( , стр. 226).

Византийские композиции «Сошествия во ад» различаются и составом персонажей. Такой состав, как в издаваемой иконе (Предтеча с Давидом и Соломоном, а Адам и Ева с Авелем), встречается уже в XI в. 10 и нередок в произведениях XII в. 11

Среди памятников византийского круга икона из Тихвина обнаруживает наибольшее иконографическое сходство

  • с фреской Курбинова 1191 г. 12

Русские иконы, примыкающие к этой традиции:

  • из Чухчерьмы , первой половины XIV в. в ГТГ 13 ;
  • из Михаило-Архангельского монастыря , XV в. (?) в ГИМ 14 ;
  • из собрания Ханн, XVI в. (?) в США 15 .

Очевидно, такой извод распространился в русском искусстве в XII–XIII вв., и эта традиция долго удерживалась в провинциальном творчестве (илл. стр. 182).

13 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., I, № 336, илл. 241. См. об этой иконе также в предисловии к нашему Каталогу.

14 , стр. 139–156, цв. вклейка между стр. 140 и 141, илл. на стр. 142. См. об этой иконе также в предисловии к нашему Каталогу.

15 Н. P. Gerhard. Welt der Ikonen. Recklinghausen, 1963, Taf. XIII.

Древние особенности издаваемой иконы: стигматы на ногах Христа (имеются также в иконе из Чухчерьмы) 16 ; на голове Евы - еще не мафорий, а белый плат. Индивидуальная особенность памятника - свиток с надписью в руке Соломона. Свитки с текстами пророчеств с. 182
с. 183
¦ изображаются в сценах «Сошествия во ад», но относительно редко 17 .

16 Подчеркивание стигматов связано с тем, что в православной церкви изображение «Воскресения» («Сошествия во ад») осмыслялось как демонстрация догмы о нераздельности божественной и человеческой натуры Христа даже после распятия. См. об этой иконографической детали: К. Weitzmann. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinaï. - «Art Bulletin», XLV (September, 1963), p. 184–185.

17 Примеры:

  • в росписи Сопочан (около 1265 г.) свиток в руках Иоанна Предтечи (В. Ђуриħ. Сопочани. Београд, 1963, табл. XIX);
  • в росписи 60-х годов XIV в. в монастыре Сретения в Метеоре (Греция) в руке Давида свиток с текстом LXVIII-гo псалма (Г. Суботиħ. Почеци монашког живота и црква манастира Сретења у Метеорима. - «Зборник за ликовне уметности», 2. Нови Сад, 1966, стр. 166, схема IV и илл. 21).

Об этом мотиве в русских памятниках XVI–XVII вв. см.: Н. В. Покровский. Очерки памятников христианского искусства и иконографии, изд. 3. СПб., 1910, стр. 356, рис. 197. Чаще всего со свитком изображается Иоанн Предтеча. Текст на свитке Соломона в издаваемой иконе не имеет прямой связи с изображенной сценой. Не является ли это свидетельством того, что свиток был приписан на иконе в позднее время?

Сцена «Сошествия во ад» на Васильевских вратах 1336 г. представлена в другом иконографическом типе, чем на тихвинской иконе (Христос, обернувшись, выводит Адама), и она более архаична по составу персонажей (Авель еще отсутствует) 18 . Икона праздничного ряда иконостаса Софийского собора (около 1341 г.) близка по иконографии к издаваемому памятнику, но композиция усложнена: группа ветхозаветных персонажей состоит уже из шести фигур (илл. стр. 183).

18 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года. - В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, илл. на стр. 193.

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа», – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа». Ибо нужно было, говорят отцы Церкви, чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся». Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4-13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы, наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Из книги Исчезновение Вселенной. Честный разговор об иллюзиях, прошлых жизнях, религии, сексе, политике и чуде прощения автора Ренард Гэри Р

Глава 6 Альтернатива Святого Духа «Эго создало мир, согласно собственному восприятию его, но Дух Святой, толкующий содеянное эго по-иному, усматривает в мире только средство обучения для возвращения твоего домой» .В следующие несколько месяцев я находился в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

V. Уроки Святого Духа 1. Как всякий хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. Ты уже обучил себя неверно, поверив лжи. Ты не поверил в собственное совершенство. Стал бы Господь тебя учить, что ты создал

Из книги Тайны православных святых автора Нестерова Дарья Владимировна

IV. План прощения Святого Духа 1. Искупление - для всех, поскольку оно - путь упразднения веры в существование чего–либо для одного тебя. Простить - значит не обратить внимания. Смотри тогда поверх ошибки, не разрешая восприятию покоиться на ней, ибо ты веришь

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Глава 12 - УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по

Из книги Я познаю себя как Мир Единства автора Климкевич Светлана Титовна

I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

VII. Разделяя восприятие Святого Духа 1. Чего ты хочешь? Свет или тьма, невежество иль знание - твои, но только не то и другое вместе. Противоположности должны сводиться вместе, а не храниться врозь. Ведь их раздельное существование - исключительно в твоем разуме, и они

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

VI. Храм Святого духа 1. Смысл Божьего Сына заложен исключительно в его взаимоотношениях с Творцом. Будь его смысл в чем–либо другом, он бы зависел от случайности; но ведь другого ничего и нет. Их взаимоотношения вечны и исполнены любви. И тем не менее Сын Божий придумал

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Глава 5 ПЕЧАТЬ ДУХА СВЯТОГО (XVII–XIX ВЕКА) Среди прочих нововведений царя стало перенесение празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Как известно, 1 сентября христиане отмечали день нового года, который был «начатком свободы христианской», поскольку в этот день

Из книги автора

4 ИЮНЯ День Святого Духа День Святого Духа приходится на следующий день после Троицы.В этот день старший в семье должен встать рано, пока не заалеет заря. Непременно ополоснуть все, какие есть, ложки в одной воде, а потом этой же водой вымыть входную дверь со словами:Ходи к

Из книги автора

Двери в Эру Святого Духа открыты 986 = Двери в Эру Святого духа открывают те, кто ищет Создателя в себе по принципу подобия = Каждый способен моделировать свой путь в соответствии с собственным уровнем сознания = Ты вмещаешься в божественный план просто тем, что ты есть, ни

Из книги автора

Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа! 679 = Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа = «Числовые коды» Крайон Иерархия 26.04.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Дорогая! Человек в воплощении это

Из книги автора

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги автора

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Праздник Вознесения есть праздник завершенного спасения. Все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение – завершается вознесением. «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси

Из книги автора

бб) «Силою Святого Духа» Исповедание творения и нового творения посредством Логоса как исповедание самооткровения Бога в Иисусе Христе имеет именно с точки зрения богословия творения определенное пневматологическое измерение. Божественная Пневма не только лежит в

Из книги автора

б) Церковь, «дом Божий и храм Святого Духа» Врученный Церкви дар традиции есть, вместе с тем, препорученная ей задача дальнейшей его передачи. Тем самым, будучи частью жизненной истории Церкви, традиция заключает в себе процесс всегда актуального ее (этой истории)

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы. Однако этот образ не традиционен для Православия.

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании. Не существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».

«Евангелие Никодима» содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином Höllensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.

Обратим внимание на одну фразу из «Евангелия от Никодима» — слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». В иконографии «Сошествие во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада; иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?

Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии.

Догмат о сошествии Христа во ад — часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, вслед за греческим православным богословом И. Кармирисом, что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных» . Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

«…Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил»

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как казалось Фоме Аквинскому.

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша». Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Если мы встанем на точку зрения тех церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению справедливости. В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией. Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.

1 Дамаскин Иоанн . Точное изложение православной веры, 3, 29.

2 Дамаскин Иоанн . Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 (PG 95, 841).

3 Василиадис Н . Таинство смерти. С. 179-180.

Есть праздник, пришедший к нам из первых годов христианства. Он носит название Иногда его называют Пятидесятницей. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет событие, в память которого он был установлен.

Исполнение пророчеств

Икона "Сошествие Святого Духа" зрительно передаёт нам исполнение как ветхозаветных, так и новозаветных пророчеств о явлении Святого Духа и его очистительном крещении. Этот великий момент, когда на ближайших учеников и последователей Иисуса снизошла обещанная им благодать Божья, описан во 2-й главе книги

В ней говорится о том, как апостолы, выполняя повеление Христово, данное им на не покидали Иерусалим, а ежедневно собирались в Сионской горнице, ожидая обетованного им утешителя ― Духа Святого. С ними вместе пребывала и Пресвятая Дева Мария. В книге описывается, как на десятый день ожидания, утром, все неожиданно услышали шум, наполнивший горницу. Он походил на звуки ветра, несущегося в бешеных порывах.

Чудо, ниспосланное апостолам

Далее произошло то, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» являет нам во всех подробностях. Неожиданно взорам собравшихся предстали языки пламени, которые, проплыв над ними, почили на каждом из учеников Христовых. Отныне каждый, исполнившись Духа Святого, обрёл благодать Божью. Этот дар наделил апостолов многими качествами, которые ранее были им не присущи. Он отверз их умы, прежде ограниченные рамками земного, тварного мира, для постижения Божественных истин.

Но не только способность в полной мере понимать слово Божие стяжали в этот миг апостолы. Святой Дух наделил их и всеми необходимыми душевными и физическими качествами для проповеди этого слова среди людей. Им предстояло обратить к свету истины многие народы, и для общения с ними апостолы получили способность проповедовать на чуждых им языках, что привело в смятение свидетелей, оказавшихся поблизости.

Заключение Нового Завета

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображает тот великий миг, который явился рождением Вселенской Церкви Христовой. То, что произошло в Сионской горнице, ознаменовало собой заключение Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому, чьи законы были высечены на каменных скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай. В связи с этим становится понятна символика, заложенная в пятидесяти днях, прошедших от воскресения Христова до события, в память которого написана икона «Сошествие Святого Духа».

Как Синайский закон был получен евреями на пятидесятый день по выходу их из Египта, где они пребывали в состоянии духовной смерти, так и новый, Сионский, закон Христос даровал людям на пятидесятый день по исшествии своём из гроба, где им была попрана смерть, властвовавшая над миром со времён первого грехопадения. По этой причине именно Пятидесятницей часто называют сошествие Святого Духа на апостолов. Икона, изображающая это событие, также порой именуется этим названием.

Сведения о ранних иконах данного типа

Как было сказано выше, праздник, установленный в память этого дня, отмечался ещё на заре христианства. Когда же свет истинной веры воссиял на Руси, то вместе с ним унаследовали наши предки и традицию празднования особых дней, отмеченных в церковном календаре. Эти праздники нашли широкое отражение в иконописи. Известно, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» появилась очень рано, но в течение веков её иконографический тип претерпел значительные изменения.

Можно проследить этот процесс, используя дошедшие до нас изображения или свидетельствующие о них исторические документы тех лет. Что же представляла собой самая ранняя, известная ныне икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Описание её говорит о том, что по своему типу она была близка иконе «Вознесение Господне». Это объясняется очень просто: в давние времена оба этих праздника были объединены в один.

Изменения, внесённые византийскими мастерами

Однако со временем византийские мастера внесли в её написание изменения, ставшие впоследствии той композиционной схемой, которой придерживались во все последующие века. Так, например, в более поздних канонических изображениях часто отсутствует фигура Богородицы. Объясняется это тем, что ей принадлежит совершенно иная, важная роль ― телесное рождение Спасителя, тогда как внимание зрителей должно быть сконцентрировано на Святом Духе и его вмешательстве в домостроительство.

По той же причине византийские мастера отказались и от фигуры Христа. В целом же в поисках оптимального композиционного решения они обратились к широко распространённой в изображениях Древней Греции и Рима схеме ― учитель и ученики. Она представляла собой фигуру учителя и учеников, сидящих полукругом и внемлющих ему.

Окончательный вариант иконы

На этой основе и был написан ими образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона представляла сидящих овалом апостолов, над головами которых обозначены языки огня. Центральное же место учителя оставалось на иконах свободным, так как на нём подразумевалось присутствие Святого Духа. Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур и Павла, которые, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовали, но в силу своих заслуг стали изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней части иконы. Она символизирует народы, получившие от Святого Духа свет богопознания. Описанная здесь композиция может считаться наиболее распространённой, тогда как нередко приходится видеть и иные её варианты. Одним из них является китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото ее представлено в статье.

В течение многих веков эта икона была неотъемлемой частью храмов и в России, и на Западе. Сюжет, заложенный в её основу, давал вдохновение многим поколениям иконописцев и художников, представителей самых различных направлений живописи. В этом нет ничего удивительного, так как данная тема, исполненная гуманизма, всегда была и будет близка людям независимо от того, в какую историческую эпоху они родились.

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

Праздник Пятидесятницы в Русской Православной Церкви

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Загрузка...