Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Системное и специфические недоразвитие речи отличия. Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Недоразвитие речи - это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР задержка речевого развития ». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР общее недоразвитие речи », обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов (в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда - употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей . Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог . Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

— ведущий логопед-дефектолог центра, стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. Работает в нашем центре с 2013 года. Огромное число . Использует Дэнас-терапию и специализированные наушники Forbrain в своей работе.
— ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений , проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития. При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

– нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии .

Классификация ОНР

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия , резус-конфликт , родовые травмы , асфиксия ; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы , частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня , наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом , педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи - способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Любое отклонение, которое возникает в процессе развития, вызывает у родителей тревогу. Когда нарушаются речевые функции, ребенок не имеет возможности полноценно общаться с членами собственной семьи и окружающими людьми. В тяжелых случаях речь идет о такой патологии, как системное недоразвитие речи.

Рассмотрим подробнее данную патологию.

Общие характеристики

Недоразвитие речи системного характера - это комплексное нарушение функций у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.

При этом могут нарушаться следующие :

  1. Фонетика - некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
  2. Лексика - ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
  3. Грамматика - имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.

Понятие "системное недоразвитие речи" введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость. Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».

Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.

Причины развития патологии

Выделить основную причину возникновения системного недоразвития речи довольно непросто, поскольку зачастую значение имеет не один фактор, а целая их совокупность.

Основными такими факторами являются:

  • травмы головы, которые были получены ребенком в процессе родов или на первых годах жизни;
  • сложное течение беременности, и к данной категории причин относятся серьезные инфекционные заболевания в период вынашивания ребенка, употребление алкогольных напитков, курение, тяжелые инфекции хронического характера и прочее;
  • гипоксия плода;
  • неблагоприятная ситуация в семье - невнимательное и грубое отношение к ребенку, частые ссоры между родственниками, чересчур строгие методики воспитания и т.д.;
  • детские заболевания, к которым относятся астения, ДЦП, рахит, синдром Дауна, сложные патологии ЦНС.

В определенных случаях системное недоразвитие речи в легкой степени развивается в виде реакции на перенесенную бактериальную или вирусную инфекцию.

Признаки и симптомы

Как понять, что и заподозрить, что при этом имеет место задержка речевого, психического или интеллектуального развития еще перед тем, как ему исполнится пять лет?

Первоначальные тревожные признаки у детей с системным недоразвитием речи могут отмечаться еще на первом году жизни. Должны насторожить такие ситуации, когда в ответ на определенные слова, произносимые взрослыми, ребенок не пытается их воспроизвести.

В возрасте до полутора лет ребенок должен научиться имитировать звуки, произносимые окружающими людьми, а также указывать на предметы по их просьбе. Если этого не наблюдается, родителям необходимо задуматься. Следующим рубежом является двухлетний возраст. Здесь ребенку необходимо уметь выговаривать слова и даже словосочетания по своему желанию спонтанно.

В возрасте трех лет дети должны понимать приблизительно две трети того, что говорят взрослые, и наоборот, взрослые - ребенка. К четырем годам должен взаимно пониматься смысл абсолютно всех слов. В случаях когда этого не происходит, следует обратиться за консультацией специалиста.

В возрасте пяти лет, когда вопрос стоит о постановке такого диагноза, как системное нарушение речи, симптоматика может быть следующей:

  • речь ребенка остается невнятной, ее крайне трудно понять;
  • между экспрессивной и импрессивной речью не наблюдается согласованности - ребенок все понимает, однако самостоятельно высказаться не может.

Классификация

Данное нарушение имеет несколько степеней системного недоразвития речи:

  1. Легкая степень - недостаточный для определенного возраста словарный запас, нарушение в произношении звуков, неточность в применении косвенных падежей, предлогов, множественных чисел и прочих сложных моментов, дисграфия, недостаточное осознание причинно-следственных связей.
  2. Системное недоразвитие речи средней степени - сложности при восприятии чересчур длинных предложений, слов, которые употребляются в переносном значении. Также отмечаются трудности с построением смысловых линий при пересказе. Дети не умеют согласовывать род, число, падеж либо делают это с ошибками. У них недоразвитость фонематического слуха, слабая активная речь, бедный словарный запас, нарушена координация движений языка в процессе артикуляции.
  3. Системное недоразвитие речи тяжелой степени - восприятие сильно нарушено, отсутствует связная речь, наблюдаются нарушения мелкой моторики, писать и читать ребенок не может, или это дается ему с большим трудом, в словарном запасе имеется лишь несколько десятков слов, интонация монотонная, сила голоса снижена, отсутствует словообразование. При этом ребенок не может вести конструктивный диалог, так как с трудом отвечает даже на простые вопросы.

Постановка диагноза, а также выявление степени расстройства, которая наблюдаются у конкретного ребенка, осуществляется только специалистом, а не родителями, другими родственниками или учителями.

Иная классификация

Существует и другая классификация общего недоразвития. При этом:

  • 1-я степень - речь отсутствует.
  • 2-я степень системного недоразвития речи - имеются только начальные речевые элементы с большим объемом аграмматизма.
  • 3-я степень характеризуется тем, что ребенок может говорить фразы, однако смысловая и звуковая стороны отличаются недоразвитостью.
  • 4-я степень предполагает отдельные нарушения в виде остаточных расстройств в таких разделах, как фонетика, лексика, фонематика и грамматика.

Общее недоразвитие речи средней степени, к примеру, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Уровни системного недоразвития речи мы рассмотрели.

Умственная отсталость

Такое патологическое явление, как системное недоразвитие речи в тяжелой степени при умственной отсталости, обусловлено следующими симптомами:

  • Развитие речевой системы значительно отстает от нормы.
  • Наблюдаются проблемы с памятью.
  • Имеются сложности при определении простых понятий и связей между ними;
  • Повышена двигательная активность.
  • Ребенок не может сосредоточиться.
  • Отсутствует осознанная воля.
  • Недоразвито или отсутствует мышление.

В случае системного недоразвития речи при умственной отсталости психоэмоциональные функции детей развиты неправильно, что негативно сказывается не только на общении, но и на иных необходимых социальных навыках.

От чего зависит успех?

Успех коррекционных мероприятий зависит от степени самих нарушений, а также от своевременности оказанной ребенку помощи специалистов. Цель родителей при этом состоит в том, чтобы вовремя отметить отклонения в речевом или интеллектуальном развитии и посетить с ребенком специалиста.

Системное недоразвитие экспрессивной речи

Расстройства - это общее недоразвитие речевых функций у детей на фоне достаточного умственного развития при понимании того, что говорят окружающие.

Данное расстройство проявляет себя малым словарным запасом, который не соответствует возрасту ребенка, трудностями при вербальном общении, недостаточной способностью с помощью слов выражать свое мнение.

Также для детей, которые имеют в той или иной степени выраженные расстройства экспрессивной речи, характерны трудности при изучении грамматических правил: ребенок не может согласовывать окончания слов, неадекватно употребляет предлоги, не может склонять существительные и прилагательные, не применяет союзы или использует их неправильно.

Стремление к общению

Несмотря на вышеописанные нарушения речевых функций, дети с подобными расстройствами стремятся к общению, используют невербальные реплики и жесты, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Первые признаки расстройств экспрессивной речи можно заметить еще в младенческом возрасте. К двухлетнему возрасту дети с подобной патологией не употребляют слова, к трехлетнему - не составляют примитивные фразы, состоящие из нескольких слов.

Терапия и коррекция

При легкой и средней стадии расстройств прогноз, как правило, довольно положительный, при тяжелых формах патологии лечение более продолжительное и комплексное, однако оно также дает хорошие результаты.

Терапевтические мероприятия проводятся врачом-логопедом, если расстройства речи сопровождаются другими нарушениями. В работу также включаются психолог и прочие специалисты.

Занятия должны проходить в разных формах - как в виде постоянного повторения звуков, правил построения окончаний, слов, предложений и прочего, так и с применением прогрессивных современных методов, в ходе освоения которых дети учатся запоминать, задавать вопросы, понимать речь, осваивать значение определенных понятий, тренировать память, развивать моторику.

Интересная форма подачи материала, яркие картинки, благоприятная атмосфера в лечебном учреждении, где осуществляется коррекция, являются совокупностью компонентов, призванных помочь пациенту быстрее справиться с имеющимися нарушениями.

Как правило, в процесс общей терапии включаются и физические упражнения - дети не сидят неподвижно, а активно тренируют двигательный центр.

Серьезный подход

Системное недоразвитие речи - заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.

Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.

полиморфное нарушение зву-копроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двуслов-ными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения

ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.

Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1-2 предложения вместо пересказа).

Загрузка...
danger4you.ru - Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика