Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Ямик tv. Формирование правильного дыхания у детей Значение носового дыхания для развития детей

При дыхании носом воздушная струя совершает своеобразный путь. Главная масса воздуха направляется дугообразно вверх, оттуда спускается вниз и кзади, к хоанам. При выдыхании воздух устремляется в обратном направлении по тому же пути, несколько заходя в обонятельную область. Такой путь прохождения воздушной струи подтверждается рядом опытов. Так, Паульзен(Paulsen) пропускал через нос пары осмиевой кислоты. Показателем пути прохождения воздуха, насыщенного этими парами, служили места побурения слизистой оболочки. В опытахКайзера(Kayser) путь прохождения воздуха был отмечен осевшей магнезиальной пылью.Франке(Franke) в опытах на трупах заменил носовую перегородку стеклянной пластинкой и через одну половину носа пропускал табачный дым. Наблюдая за движением дыма через стеклянную перегородку, автор судил о пути его прохождения. Все эти опыты вполне подтвердили указанный выше путь, который совершает вдыхаемый носом воздух.

Носовое дыхание является нормальным физиологическим актом, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Понижается газообмен в легких, вследствие чего уменьшается щелочной резерв крови. В частности,нарушается кислородный обмен,в результате чего уменьшается количество гемоглобина и эритроцитов. Наступает ослабление вентиляции легких,гипоксемияигиперкапния(Зауфер - Saufer, Ругони - Rugoni, М. Е. Гиндес, Е. Н. Павловский, И. И. Щербатов).

Выключение и затруднение носового дыхания отражается на работе сердца и артериальном давлении. Наступает слабость сердечной деятельности,уменьшается скорость кругооборота кровив легких, возникают патоморфологические изменения в нервных узлах и в мышце сердца,артериальное давление повышается(М. Ф. Цытович, Е. Н. Павловский, Н. Д. Королев, Б. Н. Луков, А. Г. Бондаренко и В. В. Громов).

Выключениеносового дыхания сопровождается снижением лимфодвижения, изменением внутриглазного, внутричерепного и спинномозгового давления (В. А. Александровская, М. В. Кочурова и А. В. Савельев, В. К. Трутнев и В. В. Громов, Л. Е. Комендантов), ослаблением вентиляции придаточных пазух носа и полостей среднего уха (М. Ф. Цытович), нарушением всасывательной способности слизистой оболочки носа (В. К. Трутнев и В. В. Громов, О. В. Урбах, А. А. Арутюнов), моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта и функции печени (А. Г. Бондаренко, В. В. Громов, И. Д. Христофоров, П. Е. Ермолаев, Е. Н. Павловский).

При выключении носового дыхания изменяется морфологический состав крови и физико-химические свойства ее. Количество эритроцитов уменьшается, снижается содержание гемоглобина и увеличивается число лейкоцитов (Н. В. Белоголовов, В. Г. Ермолаев, А. Г. Лихачев), реакция оседания эритроцитов ускоряется (И. Д. Христофоров и В. В. Громов), наступает увеличение сахара крови (Р. И. Мошин), снижается уровень молочной кислоты в крови (М. Я. Шапиро), повышается количество кальция (Д. Н. Матвеев), уменьшается концентрация хлоридов (Н. Н. Ивановский и С. Н. Семенов), повышается остаточный азот крови (Н. А. Бобровский).

Разнообразие изменения многих функций возможно объяснить влиянием выключения носового дыхания на функцию центральной нервной системы. Это предположение подтверждается данными исследований многих авторов. При выключении носового дыхания наступает повышение внутричерепного давления (А. Я. Шапиро, Н. Д. Ходяков), расстройство мозгового кровообращения и движения мозговой жидкости, гиалиновое перерождение внутренней и средней оболочек мозговых сосудов (С. Ф. Гамаюнов), затруднение оттока цереброспинальной жидкости из полости черепа. Все эти расстройства крово- и лимфообращения в головном мозгу, по-видимому, и приводят к нарушению высшей нервной деятельности, следствием чего и является расстройство жизнедеятельности организма. В пользу этого мнения говорят исследования Е. С. Викторовой, которая методом условных рефлексов доказала, что выключение носового дыхания приводит к резкому угнетению коры головного мозга. В. А. Буков считает, что при нарушении носового дыхания расстройство жизнедеятельности организма как целого обусловливается выключением афферентных импульсаций, идущих с рецепторных полей слизистой оболочки носа.

Всем известно, насколько важным является дыхание для поддержания жизненных функций организма. Но мало кто задумывается о том, как может влиять даже незначительное нарушение нормального носового дыхания на состояние различных систем органов человека.

Различные аномалии верхних дыхательных путей, не выявленные своевременно и не вылеченные заболевания (аденоиды, синуситы, риниты, искривление носовой перегородки и др.), а так же ряд других причин может приводить к развитию трудно устранимых или неустранимых вообще патологических изменений в слизистой оболочке носа, к нарушению нормального носового дыхания, что в дальнейшем способствует возникновению заболеваний различных систем организма.

Из-за затруднения носового дыхания, происходит «переход» на дыхание через рот. Такие люди обычно спят с открытым ртом, сон у них беспокойный, прерывистый и, нередко сопровождается храпом. Как бы долго они не спали, пациенты с нарушенным носовым дыханием постоянно жалуются, что не высыпаются, поэтому обычно выглядят вялыми и апатичными. У школьников, студентов, по этой причине часто отмечается снижение успеваемости, происходит ослабления памяти и внимания, у взрослых людей отмечается снижение работоспособности, они становятся раздражительными.

В носу вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согревается. При дыхании через рот в лёгкие поступает неочищеннный (это при нашей-то экологической обстановке!!!), сухой и холодный воздух, что неминуемо влечёт за собой заболевания лёгких и бронхов.

Часты у таких пациентов и жалобы на головную боль, как результат затрудненного оттока крови и лимфы от головного мозга, такое состояние объясняется застойными явлениями в полости носа.

Наиболее опасно «неправильное дыхание» для растущего организма. Постоянное дыхание через рот приводит к деформации лицевого скелета. У таких детей часто формируется неправильный прикус. В результате длительного затрудненного носового дыхания деформируется грудная клетка. Нарушается вентиляция легких, снижается насыщение крови кислородом, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина.

При дыхании через рот наблюдается меньшее сопротивление току воздуха, в результате чего подавляется развитие положительного и отрицательного давления в грудной полости., необходимого для нормального функционирования сердца.

Таким образом, нарушение носового дыхания отражается не только непосредственно на органах дыхания, но также может привести к значительным патологическим изменениям во всем организме. Когда человек переходит на дыхание через рот, нарушается весь механизм функционирования различных органов и систем. Нарушается дыхательный ритм, отток крови и питание мозга, и как следствие - ухудшение памяти, мыслительных способностей, нарушение состава крови, функций сердечно сосудистой системы…

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей.

При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучше­ния их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет спо­собствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем ребенок мо­жет подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, за­тем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей -хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулки предложить ребенку медленно вдыхать и еще более мед­ленно выдыхать носом. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Элементы дыхательной гимнастики

(Для восстановления носового дыхания детям от 3 до 7 лет)

1. Глубокий вдох, выдох через нос с произношением - «эм».

2. Выдох через нос коротким толканием, рот плотно закрыт.

3. Выдох поочередно через правую и левую ноздрю, другая прижа­та пальцем, рот закрыт.

4. Нос зажат пальцем, задерживается дыхание на счет до 8-10 раз. Выдох через нос, полный вдох через рот.

5. Положить на ладонь легкую бумажку, сдувать ее, делая выдох, поочередно левой и правой ноздрей, рот плотно закрыт. Одна нозд­ря прижата пальцем.

Аутотренинг

Аутотренинг - это метод самовнушения. Его можно использовать для снятия переутомления и эмоциональных стрессов.

Лечь на коврик, расслабиться, представить себе голубое небо. Дышать глубоко и спокойно. Мысленно дети произносят формулы, предложенные педагогом и представляют их в своем сознании.

1. Я спокойно отдыхаю. Расслабляю мышцы всего тела. Лежу спо­койно. Чувствую себя легко. Чувствую полный покой. Мое тело рас­слаблено. Мне хорошо и приятно. Я спокойно отдыхаю. Чувствую покой.

2. Расслаблены мышцы правой руки, расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены, чувствую тяжесть рук, приятное тепло чувствую в руках.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы левой ноги. Мышцы ног расслаблены. Ноги неподвижные и тяжелые.

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслабле­ны мышцы живота. Во всем теле приятное тепло.

5. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб раз­глажен. Веки опущены, мягко сомкнуты. Рот слегка приоткрыт. Чув­ствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойное, расслабленное.

6. Дышу свободно, легко, мне дышится легко и свободно, мне при­ятно и я отдыхаю.

7. Сердце бьется спокойно, ровно и ритмично. Я отдохнул, дышу глубоко, чувствую бодрость и свежесть во всем теле.

Верхним дыхательным путям принадлежит более важная роль жизнедеятельности организма, чем она представлялась ранее.

Эта часть дыхательной системы имеет значение для согревания, увлажнения и очищения вдыхаемого воздуха, для речевой функции , но этим ее значение не ограничивается. Верхние дыхательные пути имеют очень чувствительные рецепторные зоны, возбуждение которых рефлекторным путем оказывает влияние на различные физиологические системы. И наоборот, слизистая оболочка носа (и гортани) легко реагирует на рефлекторные воздействия. Например, при охлаждении ног происходит вазомоторная реакция слизистой носа.

Носовое дыхание имеет большое значение для правильного развития организма и нормальной деятельности дыхания, кровообращения, лимфообращения, нервной системы и др. Уже давно было замечено, что при нарушениях слизистой оболочки носа и придаточных полостей возникают расстройства функции других органов. Известно, что существует связь их состояния с развитием бронхиальной астмы, с нарушениями зрения, с заболеваниями ушей, нарушением секреции желудка, отклонениями в половой функции, с развитием неврозов сердца, даже с приступами стенокардии. Известно, что при нарушениях в носовых ходах и в придаточных полостях страдает высшая нервная деятельность. Каждый из нас замечал, что «простой» насморк снижает умственную работоспособность, вызывает легкую утомляемость, головную боль.

Когда у ребенка благодаря росту аденоидов выключается носовое дыхание и он дышит ртом, настолько характерно изменяется внешний вид, что он получил название «аденоидная маска».

Важно, что при этом тормозится умственное развитие: возникает рассеянность, ослабевает память, слух. Появляются головные боли, головокружение, ночное недержание мочи и другие нарушения нервной функции.

Итак, длительное затруднение и еще более того выключение носового дыхания приводит к ослаблению важнейших функций – дыхательной, кровообращения, лимфообращения, печени, почек, эндокринной системы, нервной деятельности .

В эксперименте эти наблюдения были подтверждены и в какой-то степени объяснены.

Когда у животных искусственно вызывали ротовой тип дыхания, наблюдали значительное ослабление циркуляции тканевой жидкости. Развивался застой в сосудистой системе глаза. Нарушалось крово- и лимфообращение головы, и внутричерепное давление повышалось.

Оказывается, при носовом дыхании синхронно с дыхательными движениями колеблется давление в сосудах мозга . Видимо, это имеет важное значение для кровотока в мозгу. Дыхание через рот становится более выгодным лишь при очень высоком напряжении дыхания во время большой нагрузки. Узкие носовые ходы создают значительное сопротивление току воздуха, которое не ощущается при работе умеренной величины. Максимальная легочная вентиляция при ротовом дыхании достигает 228 л/мин, при носовом – лишь 85 л/мин. Во время нормального носового дыхания рецепторы слизистой носа (окончания тройничного и обонятельного нервов) и гортани (верхне- и нижнегортанных нервов) ритмично раздражаются перепадами давления, температуры, влажности воздуха, содержащейся в нем углекислотой и другими веществами. Возбуждение этих рецепторов очень сильно влияет на дыхательный центр. Оно даже может подавлять рефлекс Геринга-Брейера (инспираторно-ингибиторный, или гипервоздушный рефлекс). Суть данного рефлекса заключается в том, что он запускается значительным объемом вдыхаемого воздуха. Развивающееся при этом увеличение объема легких усиливает импульсацию от рецепторов растяжения, находящихся в дыхательных путях, и приводит к прекращению вдоха. Считается, что рефлекс Геринга-Брейера развивается при дыхательном объеме, превышающем 1,5-2,0 л.


При полном выключении из дыхания верхних путей и при искусственной вентиляции легких может возникать полная картина задушения животного (асфиксии).

Чрезмерно сильное раздражение рецепторов верхних дыхательных путей эмульсией скипидара, спиртом вызывает быструю гибель животных при явлениях, которые напоминают травматический шок. Вдыхание высоких концентраций аммиака, раздражающих БОВ, может также вызывать моментальную гибель от рефлекторного спазма голосовой щели и торможения дыхательного центра.

Воспаление слизистой верхних дыхательных путей значительно повышает возбудимость рецепторов. Длительное усиление при этом потока импульсов в дыхательный центр вызывает в нем парабиотическое торможение и остановку дыхания. Замечено, что при воспалении верхних отделов дыхательных путей у спортсменов (даже если это механически не мешает дыханию) снижаются их спортивные результаты. Ожог верхних дыхательных путей при общих ожогах всегда сильно ухудшает прогноз. Итак, состояние верхнего отдела дыхательной системы и в нормальных и в патологических условиях имеет важное значение для жизнедеятельности организма, хотя дыхание возможно и без их участия.

Эмпирически уже давно с лечебной целью использовали воздействия на организм через верхние дыхательные пути:

ü применяли вдыхание приятных запахов (снижается давление и урежается пульс);

ü слабую ионогальванизацию слизистой носа использовали при лечении гипертонической, язвенной болезни, бронхиальной астмы;

ü раздражение рецепторов носовых путей вдыханием аммиака, «нюхательной соли» для возбуждения коры мозга при обмороке;

ü длительное дыхание прохладным и холодным воздухом используют для лечения различных болезней (в частности, пневмонии у детей). Особенно важно это при длительном постельном режиме (например, у больных туберкулезом).

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Строение обонятельного анализатора. Обонятельная и защитная функции носа

Строение обонятельного анализатора.

В обонятельной зоне слизистой оболочки носа находятся нейроэпители-алъные веретенообразные обонятельные клетки, представляющие собой хеморецепторы. От этих клеток отходят обонятельные волокна (fila olfactoria), проникающие через lamina cribrosa в полость черепа к обонятель­ной луковице, где образуются синапсы с дендритами клеток обонятельного тракта (обонятельный нерв). Коньковая извилина (gyms hippocampi) пред­ставляет собой первичный центр обоняния. Кора аммонова рога и передняя перфоративная субстанция являются высшим корковым центром обоняния.

Обонятельная функция носа

Обонятельная функция обеспечивается обонятельной зоной слизистой оболочки носа, в которой находятся обонятельные клетки. Непосредствен­ным раздражителе обонятельного рецептора являются молекулы пахучего вещества - одоривекторы (М =17- 2000)

Теории обоняния:

1. Химическая теория Цваардемакера. Одоривектор растворяется в сек­рете (слизи) боуменовых желез и вступает в контакт с волосками обонятель­ных клеток и вызывает их возбуждение.

ЛОР-болезни

2. Теория Гениигса (физическая). Одоривекторы излучают волны вы­сокой частоты, которые передаются на обонятельный анализатор и различ­ные группы клеток резонируют в ответ на колебания, характерные опреде­ленному одоривектору.

3. Теория Мюллера (электрохимическая). Возбуждение органа обоня­ния происходит благодаря электрохимической энергии пахучих веществ.

Защитная функция носа

Защитная функция носа представлена механизмами с помощью которых воздух согревается, увлажняется и очищается.

Согревание воздуха осуществляется за счет тепла от поверхно­сти стенок носа. Вдыхание холодного носа вызывает быстрое рефлектор­ное заполнение кровью кавернозных тел, расположенных в слизистой оболочке нижних и частично средних раковин. Сопротивление воздуху возрастает, происходит более интенсивное его согревание

Увлажнение воздуха в полости носа происходит за счет насы­щения влагой, покрывающей слизистую оболочку. Для оптимального га­зообмена необходимо получить воздух 100% влажности и температуры 37°С. Придаточные пазухи носа также участвуют в согревании и увлаж­нении воздуха.

Очищение воздуха начинается в преддверии носа, где крупные частицы задерживаются волосами. Около 40-60% пылевых частиц и мик­робов вдыхаемого воздуха задерживается в слизи и удаляется вместе с ней. Механизм, удаляющий слизь из носа - мерцательный эпителий. Его функции оценивают угольным и сахариновым тестами.

» к защитным механизмам относится также рефлекс чихания и слизеотделения.

19. Клиническая анатомия и топография глотки. Загло­точные и окологлоточные пространства

Глотка (pharynx) является начальным отделом пищеварительного тракта и дыхательных путей.

В глотке различают три отдела:

1. Верхний - носоглотка,

2. Средний - ротоглотка.

3. Нижний - гортаноглотка.

Носоглотка выполняет дыхательную функцию. В верху свод носоглот­ки фиксирован к основанию черепа, сзади носоглотка граничит с I и II шей­ными позвонками, впереди находятся хоаны, на боковых стенках располага­ются глоточные отверстия слуховых труб. Кзади от устья слуховой трубы имеется глоточный карман, в котором находится трубная миндалина (V и VI миндалины глотки). На границе верхней и задней стенки носоглотки нахо­дится глоточная (III или носоглоточная) миндалина.

Ротоглотка.. Здесь происходит перекрест дыхательного и пищевари­тельного тракта. Спереди ротоглотка через зев открывается в полость рта, сзади она граничит с III шейным позвонком. Зев ограничен краем мягкого неба, передними и задними небными дужками и корнем языка. Между неб­ными дужками находятся небные миндалины (1 и II). На корне языка распо-

лагается язычная (IV) миндалина глотки.

Гортаноглотка. Границей между ротоглоткой и гортаноглоткой являет­ся верхний край надгортанника и корень языка. Книзу гортано глотка ворон­кообразно суживается и переходит в пищевод. Гортаноглотка располагается впереди IV, V и VI шейных позвонков. Спереди и снизу в гортаноглотку открывается вход в гортань. По бокам от входа в гортань имеются груше­видные синусы.

Строение глотки

Стенка глотки состоит из четырех слоев: ее основу составляет фиброз­ная оболочка, которая изнутри со стороны полости глотки покрыта слизи­стой оболочкой, а снаружи - мышечным слоем. Мышцы покрыты соеди­нительной тканью - адвентицией.

Слизистая оболочка глотки в верхней части покрыта многорядным мерцательным эпителием, а в средней и нижней частях - многорядным пло­ским эпителием. В слизистой оболочке много слизистых желез. Лимфадено-идная ткань, включая миндалины локализуется в подслизистом слое.

Фиброзная оболочка вверху прикрепляется к костям основания черепа, внизу - к подъязычной кости и щитовидному хрящу.

Мышечный слой представлен циркулярными и продольными мышца­ми.

Сжимают глотку три констриктора - верхний, средний и нижний. Про­дольные мышцы поднимают глотку. К ним относятся m.stylopharyngeus, m.palatopharyngeus. Между задней стенкой глотки и предпозвоночной фасци­ей располагается заглоточное пространство в виде плоской шели, запол­ненной рыхлой соединительной тканью. С боков заглоточное пространство ограничено фасциальными мешками, которые идут к стенке глотки от пред-позвоночной фасции. Начинаясь от основания черепа, это пространство про­ходит вниз позади глотки до пищевода, где его клетчатка переходит в поза-дипищеводную клетчатку, затем в клетчатку заднего средостения. Средин­ной перегородкой заглоточное пространство разделено сагиттально на две симметричные половины.

Но бокам от глотки располагается выполненное клетчаткой окологло­точное пространство, в котором проходит сосудисто-нервный пучок и на­ходятся основные лимфатические узды шеи.

Кровоснабжение глотки - из a.pharyngea ascendens, a.palatina ascendens, aa. palatinae descendens, a.thyreoidea inferior.

Загрузка...