Организация: Детский сад «Солнышко»
Населенный пункт: Самарская область, п. Масленниково
Цель образовательной деятельности: познакомить детей со звуками [Т], [Т’], буквой Т.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи.
В ходе непрерывной образовательной деятельности необходимо развивать умения:
В области «Речевое развитие»:
Закреплять представления о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
Четкое произношение звука Т;
Сформировать представление о характеристике звуков [Т], [Т’];
Развивать фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез) через:
- воспроизведение слоговых рядов;
- выделение звука Т из ряда сходных согласных (т, д, г, х, п...);
- выделение звуков т, т’ из слов;
- звуковой анализ и синтез обратных слогов ат, от, ит, ут
Закрепить представления об образе буквы Т с целью профилактики дисграфии;
В области «Социально – коммуникативное развитие»:
Формировать у детей навык сотрудничества, взаимодействия в игре;
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
Развивать нравственные качества, желание помогать.
В области «Физическое развитие»:
Развивать общую моторику.
Методы и приемы: Наглядные – рассматривание. Словесные – беседы, вопросы детям. Практические – Дидактические игры, игровая ситуация.
Материал и оборудование: Стилизованные картинки «На что похожа буква Т», картинки со словами для звукового анализа, карточки для звукового анализа, картинки со звуками [Т], [Т’]; презентация «Домик дядюшки Тыквы», ноутбук, фрагменты записи мультфильма «Чиполино»; бархатная бумага и нитки для каждого.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
|
Предлагает вспомнить, чем занимались на предыдущих занятиях и сыграть в игру «Веретено крути, на меня покажи». Крутит веретено, на кого оно указывает, тот отвечает на вопрос |
Отвечают на вопросы |
Повторение пройденного материала |
|
Демонстрирует картинку дедушка-Тыква из сказки «Чиполино» (слайд 2). Просит напомнить, что случилось с Тыквой и его домиком. Предлагает посмотреть отрывок мультфильма «Чиполино». Просит помочь построить для него новый дом, а в этом поможет буква похожая на молоток |
Соглашаются помочь построить дом для Тыквы |
Проявление интереса к теме, желания помочь |
|
Просит определить первый звук в слове Тыква. Сообщает, что сегодня дети будут изучать букву Т. Просит определить, какие два звука обозначает эта буква ([Т], [Т’]), дать характеристику этим звукам (т – согласный, твердый. Т’ – согласный, мягкий) |
Дают характеристику звукам [Т], [Т’] |
Умеют давать характеристику звукам [Т], [Т’] |
|
Предлагает взять карандаши – «молоточки» и забить в стол гвоздики. Стукнуть один раз карандашом по столу, когда услышат звук [Т]: В звуковом ряду: т, д, к, д, п, т … В словах: том, дом, ком, тот, мак, дым, хвост. |
Стучат, если слышат звук Т |
Развитие фонематического слуха |
|
Предлагает сыграть в игру «Повторюшки» и повторить за логопедом ряд слогов. Интонационное ударение делается на выделенный слог: ТА – ТУ - ТА ТЫ – ТО – ТУ ТУ – ТА – ТУ ТО – ТА – ТЫ ТЫ – ТО – ТУ ТА – ТО – ТУ - ТЫ |
Повторяют слоги |
Развитие фонематического слуха, отработка четкого произношения звука Т в слогах |
|
Сообщает, что для домика Тыквы нужно найти кирпичи. Но нужны только твердые кирпичи. Просит найти картинки, в названии которых есть твердый звук Т (слайд 3-4). |
Выбирают картинки, в названии которых есть звук Т. Определяют его твердость или мягкость |
Развитие фонематического слуха. |
|
Предлагает отдохнуть и выполнить физминутку «Молоток» Шаг на месте: Молоток в хозяйстве нужен, (держат воображаемый молоток) Он с гвоздями очень дружен. Я гвоздочки забиваю, («забивают гвозди») Маму с папой забавляю. (С. Чертков) |
Повторяют движения |
Развитие общей моторики |
|
Предлагает соединить кирпичики – звуки и определить, что получится. Называет отдельные звуки: а+п – ап, у+т – ут и т.п. |
Соединяют звуки в слоги |
Развитие фонематического синтеза |
|
Предлагает проверить построенные кирпичики и определить звуки в слогах АП, АТ, УТ, ИТ, ОТ |
Проводят звуковой анализ слогов |
||
Сообщает, что нужно достроить забор – подставить в конец слова или звук Т или П и определить слово: бале… лиф… бан… хобо… су… ко… то… ки… бин… хло… пото… |
Определяют, какой звук в конце этих слов |
Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа |
|
Просит помочь исправить неправильно построенные стены домика – заменить в слогах звук Т на П, звук П на Т. Преобразование АП в АТ, УП в УТ, ИП в ИТ |
Заменяют в слогах заданный звук на другой |
Развитие навыков звукового анализа |
|
Предлагает обсудить, на что похожа буква Т, рассмотреть картинки «На что похожа буква Т». Я буквой Т, как молотком, (А. Шибаев) |
Дети отвечают, на что похожа буква Т. Рассматривают изображение, анализируют иллюстрации. Повторяют стих |
Формирование представлений о зрительном образе буквы Т |
|
Предлагает детям построить из ниток букву Т. |
Дети конструируют букву |
Закрепление зрительного образа букв |
|
Сообщает, что домик построен, демонстрирует картинку. Тыква благодарит ребят |
Проявление интереса к теме |
Проявление интереса к теме |
|
Рефлексия |
Дети делятся впечатлениями |
Развитие связной речи |
Используемая литература:
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»
НОД Звуки «Т,Ть» . Буква «Т»
Цель :
коррекционно – образовательные :
Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т» ,
«Ть» и различать их;
Учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д» ;
Закрепление терминов «согласный» , «гласный» звук ;
Формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды» ;
коррекционно – развивающие :
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
Развивать фонематический слуха;
коррекционно – воспитательная :
Расширять кругозор детей.
Оборудование : зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т» , «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик» , наборы для схем;
Ход : I. Организационный момент.
Назови что это?
Берёза, тополь, ива – это деревья.
Платье, рубашка, кофта – это одежда.
Мяч, кукла, машина – это игрушки.
Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.
Василёк, роза, тюльпан – это цветы.
Стол, стул, шкаф – это мебель.
Ласточка, ворона, синица – это птицы.
Сом, корюшка, щука –это рыбы.
Весна, лето, осень – это времена года.
Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.
Собака, корова, кошка – это домашние животные.
Помидор, огурец, лук – это овощи.
Земляника, голубика, смородина – это ягоды.
Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.
Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками : хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами : топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
3. Развитие мелкой моторики.
Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам
Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.
На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.
Точно солнышки горят! / Соединить в круг
(«солнышко» )
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,
поглаживание.
5. Мнемогимнастика
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем удивляться!
Мы умеем огорчаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
Повторяйте вместе со мной :
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти : попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ : «бублик» - «трубочка» , «воздушный поцелуй» ,
Беззвучная артикуляция звуков А , У;
- для языка : самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,
расслабление – тя – тя – тя.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. - Какие буквы учили ?
Назовите гласные, согласные.
Придумайте слова со звуками «П» , «Пь» .
2. Знакомство со звуком «Т»
Логопед : - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)
Какой первый звук в этих словах ? (Звук «Т» .)
С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т» .
2. Артикуляция звука
При произношении звука «Т» язык находится за верхними
зубами и ударяются о бугорки.
Проговаривание звука хором и индивидуально.
Характеристика звука . Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой
(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.
Выставляются картинки : танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.
Логопед выставляет картинки : телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,
телёнок и т. д.
У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть» .
Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом
зелёного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
* Воспроизведение слоговых рядов :
та – то – ту – ты ти – тя – тё
ту – то – ты – та тё – тю – тя
ат – от – ут – ыт
ут – ит – ат – от
* Проговаривание чистоговорок :
Та – та – та – у нас дома чистота.
Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.
То – то – то – стали мы играть в лото.
Ат – ат – ат – берём с собою автомат.
4. Дидактическая игра «Светофор»
Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах :
Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,
дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
5. Связь звуков и буквы .
Звуки «Т» , «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т» .
В кассах дети находят и рассматривают букву .
Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ
6. Из скольких элементов состоит буква .
Прорисовывают букву в воздухе , на столе.
Печатают букву в тетрадях .
IV. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел.
Низко над землёй нагнулся
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать.
Крепче, Буратино, стой!
Вот он ключик золотой!
V. Игра «Какое слово я загадала»
Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.
…арелка (тарелка) …алон (талон)
…апочки (тапочки) …учи (тучи)
…анец (танец) . опор (топор)
…арокан (тарокан) …ыква (тыква)
…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)
VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя» .
Это Тома.
Это Толя.
У Томы кукла Ната.
У Толи – танк.
Тома купает Нату.
Толя катает танк.
Вопросы : - Как зовут девочку?
Как зовут мальчика?
Что у Томы?
Что у Толи?
Что делает Тома?
Что катает Толя?
VII. Итог. С какими звуками познакомились ?
Дайте характеристику этим звукам .
Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи .
Игра «Собери ягоды»
«Я собрал в лесу много ягод черники» .
«Я собрала в саду много ягод крыжовника» . И т. д.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.
Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия
Цель: повышение эффективности коррекционной работы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);
Коррекционно-развивающие задачи:
- содействовать развитию навыка звукового анализа;
- содействовать развитию фонематического слуха;
- содействовать развитию общей, мелкой моторики;
- содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
- способствовать формированию умения делить предложения на слова;
- содействовать развитию навыка чтения;
- содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.
Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.
Предшествующая работа:
- обучение чтению;
- деление слов на слоги;
- составление предложений, деление предложений на слова.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- дидактические игры;
- использование наглядности.
Индивидуальная работа:
- Рувим, Валерия, Настя - звуковой анализ;
- Айзат, Таня, Руслан - чтение слогов;
- Таня, Руслан, Вероника - произношение слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Скажи наоборот»
Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки
II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса
1. Развитие мелкой моторики. «Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)
2. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
3. Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .
Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).
5. Общее расслабление.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.
III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте
1. Объяснения темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.
Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Входит садовник.
Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети:
Здравствуйте.
Логопед:
Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети:
Садовник.
Логопед:
Правильно ребята, молодцы.
Садовник:
Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед:
Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети:
Да.
Садовник:
Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед:
До свидания, садовник.
Логопед:
Ну, тогда приступаем.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.
Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.
Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
4. Автоматизация звука в словах.
Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)
Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь
5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)
Слова: тыква, капуста, салат.
6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)
7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)
Физкультминутка.
Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).
8. Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
10. Составление буквы Т из пуговиц.
11. Прописывание буквы Т в тетрадях.
12. Работа по карточкам № 23
Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.
13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Игра «Плодовое дерево»
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
V. Итог занятия и оценка работы детей
Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.
VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).
Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .
Тема : Звук [Т] . Буква «Т» .
Цель : Познакомить детей с буквой «Т» «т» . Научить находить букву и звук в слогах , словах, фразах и предложениях.
Задачи :
Повторение уже изученного материала;
Знакомство с буквой «Т» , соотнесение буквы и звука ;
Работа над поиском звука (в слове, фразе) ;
Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;
Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению , воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.
Оборудование :
Схемы слов, Изображение букв , картинки, прописи, цветные карандаши.
Этапы Ход занятия
1. Организа- циооный У.: Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.
Д.: проверяют.
У.: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем ? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова , в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место .
Д.: отвечают, занимают места.
А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.
У.: Молодцы, назвали все звуки , с которыми мы уже познакомились и заняли свои места . Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки ?
Д.: гласные и согласные.
У.: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?
Д.: отвечают.
У.: Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?
Д.: поднимают руку, отвечают.
У.: хорошо, молодцы.
2. Основной У.: Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!
Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)
2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор)
3. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена (Тыква)
4. Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (Туфли)
5. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем (Торт)
6. Белое Покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот! (Туман)
7. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)
Д.: дети отгадывают
У.: Ребята, что общего в словах-отгадках?
Д.: Это предметы, слова…
У.: Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале ?
Д.: отвечают
У.: Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т] ?
Д.: Отвечают
У.: Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т» . Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.
У.: Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т» . Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т» , а рядом печатная маленькая буква «т» , (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т» ). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы . Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом . Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?
Д.: Буква «Т» - согласная
У.: Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву .
Д.: читают
У.: Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т» ?
Д.: на молоточек, телефон…
У.: (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка , телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т» . А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т» . А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)
Физкультминутка : Часы
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так :
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час :
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
У.: Ребята, ну как вы немного отдохнули?
Д.: отвечают!
У.: А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами) . Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы . Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.
У.: хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли ?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами , читайте слоги на доске по цепочке.
АТ-ОТ-УТ-ЫТ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ
ТА-ТО-ТУ-ТЫ
УТ-ЫТ-АТ-ОТ
ТО_ТУ_ТЫ_ТА
ЫТ-АТ-ОТ-УТ
ТЫ_ТА_ТО_ТУ
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ
ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП
Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т» , чтобы она стояла :
В начале
В середине
У.: Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.
Д.: поднимают
У.: Маша, какие слова у тебя получились? прочитай
Саша, какие слова получились у тебя? прочитай
Катя, а что составила ты? прочитай
Д.: отвечают.
Пальчиковая гимнастика :
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
У.: Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т» . Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т» , скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»
Д.: крючки, палочка
У.: правильно, а маленькая буква «т» ?
Д.: отвечают.
У.: Сейчас будем писать отдельные элементы букв . Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т» , обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.
У.: Хорошо, все закончили?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т» . Вот какая красивая буква получилась ! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.
Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т» , она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.
У.: Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.
Д.: Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки) .
У.: Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?
Д.: Отвечают.
ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.
Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.
Д.: пишут.
У.: Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.
Д.: отвечают.
У.: Ребята а в этих словах есть буква «Т» ?
Д.: отвечают
У.: Подчеркните букву «Т» синим карандашом.
Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?
Д.: отвечают
Чистоговорка :
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат - берем с собою самокат.
У.: Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.
Д.: читают.
У.: Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы , а также напишите слоги с буквой «Т» . И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.
Заключительный этап У.: Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?
У.: С какой буквой мы сегодня познакомились?
У.: Чему научились?
У.: Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?
У.: Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.