Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Паспортный возраст. Понятие о паспортном и биологическом возрасте

ТРИ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА

Ученые (и не без основания!) считают: нельзя достоверно судить о возрасте человека лишь по числу прожитых им лет. Существует не один, а три возраста человека:

* Паспортный;
* Биологический;
* Психологический.

Паспортный , или хронологический, возраст указан в Вашем паспорте.

Биологический возраст характеризует объективное состояние физиологических систем организма и показывает, сколько Вам лет на самом деле.

Психологический возраст – это Ваше субъективное восприятие, насколько молодым Вы себя чувствуете.

И вот что интересно: совершенно не имеет значения, каков Ваш паспортный возраст! Он относителен и может очень сильно отличаться от биологического возраста человека, а также от его возраста психологического. Двадцать Вам лет или пятьдесят, эти цифры – условность, и говорят лишь о том, сколько раз вместе с планетой Земля Вы обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возрасты биологический и психологический.

Чтобы определить биологический возраст, протестируйте себя по таблице доктора Сухова (кликните по таблице, чтобы увеличить):

Выполните все 11 тестов. Затем заполните вторую таблицу своими результатами и проставьте против каждого результата тот возраст, который ему соответствует по таблице доктора Сухова:

Набранные Вами цифры возрастов сложите и разделите полученную сумму на 11. Это и будет Ваш биологический возраст. Можно выполнить не все тесты, а хотя бы некоторые из них, и тогда полученную сумму необходимо разделить не на 11, а на количество выполненных тестов.

Что делать, если результаты Вас не порадовали? – не расстраиваться: биологический возраст — не приговор! Помолодеть можно, для этого достаточно лишь изменить свой образ жизни: питайться правильно, высыпаться, почаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться (например, начните делать зарядку).

И еще: к резкому старению организма приводит хронический стресс. Если устранить его причину, а это вполне возможно при желании, все параметры, характеризующие возрастные изменения, как правило, улучшаются и человек объективно «молодеет». Ведь физическое состояние организма в огромной степени зависит от условий среды и образа жизни человека:

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

А через две недели вновь пройдите тесты – и Вы наверняка увидите разницу. Возрастные показатели – перед Вами, натренируйте себя хоть до 20-летнего уровня!

Но это ещё не всё! Биологический возраст человека также очень зависит от возраста психологического, который определяется возрастом его души. Каждый наверняка знает людей, сумевших до весьма преклонного возраста (паспортного) сохранить юношескую энергию и свежесть восприятия жизни.

Бывает и наоборот: сравнительно молодой человек уже тяготится грузом прожитых лет и жить ему скучно, тяжело, он чувствует себя то ли слишком старым, то ли слишком взрослым…

Определить Ваш психологический возраст поможет методика
«Из прошлого — в будущее»:

Возьмите карандаш и лист бумаги и проведите на нем прямую линию – это будет линия Вашей жизни. Обозначьте её начало и конец. И отметьте также точку, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас, например так:

Теперь вспомните все значимые события Вашей жизни: как хорошие, радостные, так и грустные. Все. Школа, учёба в вуз, рождение ребёнка или внука, свадьба, какая-то значимая встреча, развод, путешествие. Поставьте точки, соответствующие этим событиям, на первом отрезке, который является Вашим прошлым. Чем значимее событие, тем жирнее должна быть точка.

Теперь на отрезке, который является Вашим будущим, отметьте события, которые Вы планируете, которые с Вами ещё произойдут.

Если больше событий будущих – всё в порядке: у Вас много планов, Вы молоды душой! Если же больше событий прошлых, всё самое хорошее, похоже, у Вас уже в прошлом.

И вот что важно: психологический возраст влияет на возраст биологический, и чем более молоды Вы душой, тем более молодо и здорово Ваше тело. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — лишь от Вас самих зависит, обладаете Вы этим или всё уже куда-то подевалось.

Как и биологический, психологический возраст – тоже не приговор: можно изменить биологический возраст и помолодеть телом; можно изменить психологический возраст и помолодеть душой.

Как это сделать? – начните с трёх самых важных вещей:

1. Начать ставить цели. Чтобы запланировать себе на будущее побольше интересных и ярких событий. Поставить перед собой амбициозные цели и наметить шаги по их осуществлению: конкретные дела. Взять новый лист бумаги и отметить эти события жирными точками на своём грядущем жизненном пути.

2. Начать побольше двигаться. Заняться, к примеру, танцами! Это может быть классический танец, народный, брейк или танец живота. Танцевать можно дома в одиночестве – просто включить музыку и начать двигаться! Или записаться в группу. С каждым движением, пусть и неловким, Вы будете уменьшать свой психологический возраст, а с ним и биологический, реальный. Заниматься можно чем угодно: танцами, бегом, плаванием, лыжами или коньками или просто пешими прогулками на свежем воздухе — главное, двигайтесь побольше! Это — второе.

библиографическое описание:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

html код:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

код для вставки на форум:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

wiki:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

В ходе установления личности человека, целесообразно начинать идентификационные исследования с определения общих признаков личности, которые служат не только как источник дополнительной информации, но и позволяют провести судебно-медицинское разграничение объектов подлежащих дальнейшему сравнительному исследованию, тем самым, снижая как объем необходимых сопоставлений, так и вероятность случайной ошибки (Абрамов С.С., 1996). Одним из таких признаков является возраст человека.

Под возрастом человека, в настоящее время понимается отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека.

Столь многогранная характеристика «возраста» обусловлена становлением и развитием геронтологии – науки изучающей старение в разнообразных медико-биологических аспектах.

Во-первых, произошла коренная ломка самого понятия «возраст человека». Раньше возраст однозначно понимали как число прожитых человеком лет, а затем произошло разделение этого понятия на паспортный (календарный, хронологический) и биологический (функциональный) возраст.

Календарный (паспортный) возраст – это показатель хронологической шкалы, определяемый по паспортным данным индивида, и измеряется периодом времени прошедшего в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.д.) с рождения человека по настоящий конкретный момент.

Биологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития человека. Неравномерность возрастных изменений - одна из важнейших закономерностей индивидуального развития. Именно это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма. (Белозерова Л.М., 2000).

Для биологического определения и понимания сути индивидуального развития используется понятие «онтогенез».

Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения . Впервые термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. при формулировании им своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается вся последовательность преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).

Традиционно жизненный цикл представляется в виде плавно переходящих друг в друга периодов развития, зрелости как этапа стабилизации биологических параметров, и старения – процесса постепенного угасания жизнедеятельности.

Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития.

Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

В общие задачи возрастной антропологии входит:

  • исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
  • выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных). Следует заметить, что исследования эти ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов - без учета этой информации они просто не имеют смысла;
  • изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.

Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим (от греч. allos - иной). В отличие от изометричекого роста (характерного для ряда многоклеточных), в ходе развития органы и части нашего тела увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей. К таковым относят:

  • Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу . Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.
  • Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
  • Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста . Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.
  • Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности), проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
  • Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничива­ются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реак­ции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля отно­сится к собственно генетическому контролю , реализованному на уровне организма бла­годаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция). Есть регуляция иного характера, например, биомеханическая (т.е. взаимозависимость признаков) или тканевая (обусловленная взаимодействием между тканями в процессе роста).
  • Половой диморфизм – как особенность биологической изменчивости человека, проявляется на всех этапах его онтогенеза (хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков). Различия, обусловленные "фактором пола", настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике является недопустимым. Естественно, данные по росту и развитию мужчин и женщин сравни­ваются друг с другом, но ни в коем случае не смешиваются в ауксологических исследова­ниях.

Еще одна фундаментальная характеристика суммируется из всех приведенных выше - это индивидуальность процесса онтогенеза . Люди рождаются, растут, развиваются, ста­реют, умирают в соответствии с некоторыми закономерностями. Но динамика онтогене­тического развития отдельного человека неповторима . Она предсказуема лишь в общих чертах, из прочих - уникальных "деталей" - складывается морфологическая индивидуаль­ность человека.

Попытки периодизации онтогенетического развития человека восходят к античным временам - Пифагору и Гиппократу. С тех пор было предложено огромное количество вариантов деления онтогенеза человека на периоды.

В России вопросами периодизации онтогенеза занимались: А.П. Рославский-Петровский, Н.П. Гундобин, А.Ф. Тур, В.В.Бунак, А.В. Нагорный (Хрисанфова Е.Н., 1996). Однако трудно найти какую либо универсальную схему, поскольку, исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тому варианту, который наиболее соответствует объекту изучения.

А.В. Нагорным и его учениками в 60-х годах XX столетия, была разработана общая фундаментальная схема, по которой цикл индивидуального развития человека разделяется на два крупных этапа:

  • период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента об­разования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;
  • постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от пер­вого вдоха до последней мысли).

Этап постнатального онтогенеза, согласно схеме принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва 1965 г.), делится на следующие периоды:

  • Новорожденные – от рождения до 10 дней.
  • Грудной ребенок - от 110 дней до 1 года.
  • Раннее детство - от 1 года до 3 лет.
  • Первый период детства - от 4 до 7 лет.
  • Второй период детства:
    • - 8-12 лет для мальчиков;
    • - 8-11 лет для девочек.
  • Подростковый возраст:
    • - 13-16 лет для мальчиков;
    • - 12-15 лет для девочек.
  • Юношеский возраст:
    • - 17-21 год для мужчин;
    • - 16-20 лет для женщин.
  • Зрелый возраст:
    • первый период
      • - 22-35 лет для мужчин;
      • - 21-35 лет для женщин.
    • второй период
      • - 36-60 лет для мужчин;
      • - 36-55 лет для женщин.
  • Пожилой возраст:
    • - 61-74 года для мужчин;
    • - 56-74 года для женщин.
  • Старческий возраст:
    • - 75-90 лет для обоих полов.
  • Долгожительство - старше 90 лет.

Каждый из этих периодов постнатального онтогенеза имеет свои качественные и количественные возрастные характеристики, но так как жизнь человека не представляет собой равномерно развивающегося процесса, то в течение ее наблюдается несколько более или менее резких сдвигов, из которых каждый отмечает собой начало нового жизненного этапа. Эти сдвиги носят название возрастных кризисов. Важнейшими из них для клиники, и для судебно-медицинской экспертизы возраста являются:

  • Период полового созревания или пубертатный кризис;
  • Период полового увядания или климактерический возрастной кризис;
  • Период постарения или старческий возрастной кризис.

Установление возраста в разные периоды жизни основано на оценке степени выраженности признаков эволюции и инволюции организма. При этом одни и те же признаки в разные возрастные периоды имеют различное идентификационное значение.

Для точной оценки индивидуального развития рекомендуется учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.

Если попытаться дать определение возрасту , то его можно обозначить как длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. Существует понятие календарного (паспортного) и биологического возраста. Календарный возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Однако, календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения. Хорошо известно, что даже внешний облик людей одного календарного возраста бывает настолько разным, что ориентировочное определение возраста может быть ошибочным.

В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости, показатели артериального давления, состояние аккомодации зрения, слуховой порог и др.

Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

У долгожителей биологический возраст обычно меньше календарного. Если же биологический возраст опережает календарный, то говорят о преждевременном старении. Последнее является одной из важных проблем геронтологии.

Поэтому наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности развития.

Критерии биологического возраста . При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Индивидуальные колебания процессов роста и развития послужили основанием для введения такого понятия, как биологический возраст или возраст развития.

Основными критериями биологического возраста являются:

зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

зубная зрелость (сроки прорезывания зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма па основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Оценка биологического возраста производится при сопоставлении соответствующих показателей развития обследованного индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Половая зрелость. Оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке: Волосы в подмышечных впадинах: Набухание сосков у мальчиков:Выступание кадыка: Перелом голоса: Развитие молочных желез у девочек:.

Скелетная зрелость . Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостене­ния, сохранность или закрытие эпифизарных хрящевых зон роста, у младенцев - зарастание родничков на голове. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (истончение), губчатого вещества (разрежение). В периоде старения как критерий биологического возраста используются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофитоза (разрастания костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитаем всего организма (длина тела, темпы роста, стадии по­лового созревания), а ее стадии ее приурочены к определенным; этапам онтогенеза.

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется определение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст . Определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, у" взрослых - по состоянию стертости постоянных зубов.

Морфологическая зрелость . Оценивается на основании развития сопорно-мышечного аппарата - мышечной силы, выносливости, частоты движений.

Под психологической готовностью ребенка к школе, понимается уровень морфологического и функционального разви­тия, при котором требования системы обучения, нагрузки и новый режим дня не будут обременительны для будущего школьника,

С морфологической и психологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают уровень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточный для рначала школьного обучения.

Загрузка...