глаголах, но это тема на все времена и сезоны года. Перед вами формы семи глаголов, в которых часто делают ошибки. Запоминаем, рассказываем друзьям и больше так не делаем. А ещё, если вы по какой-то нелепой случайности не знаете, у «Грамотности на „Меле“» есть своя группа в фейсбуке и «ВКонтакте» . Присоединяйтесь к нам!
Правильно: пишите грамотно!
Правильно: вы пишете верно.
Один из самых популярных глаголов как по употреблению, так и по количеству ошибок в нём. Поднимите руку, кто ни разу не путал две похожие формы глагола «писать». Надеемся, что таких большинство, а если нет - объясняем, в чём тут дело. Глагол в повелительном наклонении пишем через «и»: «Пиши те письма!» Если же у нас второе лицо множественного числа, то будет: «Вы пише те и говорите неграмотно». Ещё одна простая объяснялка: под ударением пишем «И», в безударном положении - «Е». Путаница формы спряжения в повелительном наклонении возникает, судя по всему, из-за выученного ещё в младшей школе вечного правила: «ЖИ-ШИ пиши через И». Но здесь оно не работает. Сюда же напишем: ищите / ищете («Ищите женщину!», «Вы что-то ищете?»), скажите / скажете («Скажите, кто это написал?», «А вы потом скажете: «Ну и ну!»).
Правильно: (они) борЮтся
Возникают сомнения и при написании глагола «бороться» в третьем лице множественного числа - на слух уловить окончание сложно. Варианты с «Я» и «Ю» встречаются практически одинаково часто, но верный вариант лишь один. «Бороться» относится к первому спряжению (оканчивается на –оть). Напрягаем память и вспоминаем, что такое спряжение (да, оно существует) и какие буквы нужно писать в окончаниях. Если коротко, то у глаголов первого спряжения пишем гласные «е, у (ю)». Про себя, соответственно, скажем: я борюсь (вместо нелепого «я борясь»), затем ты борешься, он борется, мы боремся, вы боретесь. А в третьем лице множественного числа будет по аналогии с «я борюсь» - «они борются» с буквой Ю, и никакого мягкого знака. В повелительном наклонении мы скажем: «Боритесь!» (с ударением на «И»).
Правильно: Ваня машет родителям на прощание
Ваня махает или машет? Ребята машут или махают? Вообще, правильными формами этого глагола в третьем лице в настоящем времени будет «машет» и «машут». В то время как в прошедшем времени верно говорить «махал» и «махали». Вероятно, так и появился симбиоз «махает». Как мы знаем, язык терпит изменения, и теперь форма «махает» считается допустимой в разговорной речи. Но мы ратуем за употребление литературной нормы «машу, машешь, машет, машут» и так далее. Поэтому, когда будете просить ребёнка помахать на прощание кому-либо, делайте это правильно: «Ваня, помаши ручкой!»
Правильно: почему он плачет?
Почему-то вызывает затруднение правильная форма глагола «плакать». Возможно, по той же причине, что и с глаголом «махать». Правильное спряжение глагола «плакать»: я плачу, ты плачешь, она плачет, мы плачем и так далее. А в прошедшем времени появляется буква «к»: плакал, плакали. Но если в глаголе «махать» допустимы разные варианты, то в глаголе «плакать» существует только один: «Почему он плачет?».
Правильно: пойдём / пойдёмте!
Боль всех граммар-наци. У глагола «пойти» в побудительном наклонении грамотными вариантами являются «пойдём», «пойдёмте» или «идём». Кроме того, есть разговорное слово «пошли», употребляемое в устной речи. Но форма «пошлите» - грубая ошибка, которую мы вам не рекомендуем не то что писать, а даже вслух произносить.
Правильно: первый снег таял
Два глагола, формы которых мы можем перепутать: таять и таить. Они относятся к разным спряжениям, потому и окончания у них различаются. К примеру, в настоящем времени снег «тает», сугробы «тают», а в прошедшем уже «таял» или «таяли». Если же мы хотим сказать, что кто-то держал нечто в тайне, тогда будет «таит» или «таил» - в зависимости от временного контекста.
Правильно: дети лазят по канату
У глагола «лазить» есть брат «лазать». Во многих словарях они равнозначны, то есть употреблять можно как тот, так и другой. Правда, «лазать» все же носит разговорный окрас, то есть на письме лучше «лазить». На всякий случай напомним спряжение глагола «лазить»: я лажу, ты лазишь, он/она лазит, мы лазим, вы лазите, а они лазят. Ну или в крайнем случае «лазают» (в третьем лице множественного числа от глагола «лазать»). А теперь к нашему примеру: «лазеют» - это нечто несуществующее, так говорить не стоит. Никогда. Как, впрочем, и «ездеют». Правильно будет - ездят.
Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.
Доска:
дело лихо,
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подхoд . т он.
Вот и слыш . т , будто стон…
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)
3. Словарная работа
– Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс
– Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду ” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и : -ить (II) , -еть (I) .
4. Постановка проблемы
– Прочитаем стихотворение-шутку:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
К морю лишь подхoд . т он, Вот и слыш . т , будто стон… |
Смотр. т – вид. т : дело лихо, Бьётся лебедь средь зыбей… |
||||
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
подходить |
подхoдишь |
подходят |
смотреть |
смотрешь |
смотрят |
-ишь |
-ют |
||||
слышать |
слышет |
слышут |
видеть |
Видешь |
видят |
-ит |
-ат |
-ишь |
-ют |
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и ” (ты видишь , он видит и видят они)
Весёлые рифмы
Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .
8. Первичное закрепление
Все глагольные формы делятся на две группы: личные (verbum finitum) и неличные, или именные (verbum infinitum). Личные формы соотносят действие с лицом,его производящим,это формы спрягаемые. Неличные формы не имеют лица.
К ним относятся причастия (participia, gerundivum), отглагольные имена (supinum,gerundium), инфинитивы (infinitivi).
Латинский глагол имеет категории:
Лица (persona): 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо.
Числа: единственное (singularis – sg.) и множественное (pluralis – pl.).
Времени (6) (praesens (настоящее)
Наклонение (modus):
Личные формы глагола имеют три наклонения:
изъявительное (indicativus),
сослагательное (conjunctivus),
повелительное (imperativus).
Залог (genus):действительный (genus activum) и страдательный (genus passivum)
Спряжение (conjugatio)
Спряжения: все глаголы делятся на четыре спряжения. Принадлежность к спряжению определяется по окончанию основы инфекта.
Спряжения |
Окончание основы инфекта (наст. вр.) |
Инфинитив = основа инфекта + |
-āre (signare, dare) |
||
-ēre (docere, miscere) |
||
согласный, -ŭ |
-ĕ-re (solvere, diluere, recipere) |
|
-īre (audire, finire) |
Словарная форма глаголов в учебнике
В отличие от обычных полных словарей латинского языка в учебных словарях для студентов-медиков глагол дается в сокращенной словарной форме: полная форма 1-го лица ед. ч. настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога (окончание -о), затем указывается окончание инфинитива - re вместе с предшествующей гласной, т. е. три последние буквы инфинитива. В конце словарной формы цифрой отмечается спряжение, напр.:
solvo, ere III растворять
diluo, ёге III разводить, разбавлять
finio, ire IV заканчивать
Инфинитив
Инфинитив - неопределенная форма. Чтобы правильно выделить основу и определить по ее конечному звуку, к какому из четырех спряжений относится тот или иной глагол, надо знать (помнить) инфинитив этого глагола. Инфинитив - исходная форма глагола; она не изменяется по лицам, числам и наклонениям. Признак инфинитива во всех спряжениях - окончание -re. В I, II и IV спр. оно присоединяется непосредственно к основе, а в III спр. - посредством соединительного гласного - ĕ -.
Образцы инфинитива глаголов I- IV спряжений
I спряжение sterilisa-re стерилизовать
II спряжение misce-re смешивать
IV спряжение fini-re заканчивать
III спряжение solv-e-re растворять
dilu-e-re разбавлять, разводить
Личные окончания
8. Изъявительное наклонение глагола
(indicativus)
В отличие от императива и конъюнктива оно обозначает действие без выражения какого бы то ни было отношения к сообщаемому.
Настоящее время
Praesens Indicativi
Индикатив образуется путем присоединения к основе глагола настоящего времени личных окончаний действительного или страдательного залога. Эти окончания в I, II и IV спр. (в ед. ч.) присоединяются непосредственно к основе глагола. В III спр. в ед. ч. окончание добавляется к основе глагола с помощью соединительного гласного -i-, а во мн. ч. III и IV спр. - с помощью соединительного гласного -u-.
основа инфекта + + ЛО
Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем |
-у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут |
-ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
- -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
- глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
- тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
- всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .
Глаголы второго спряжения представлены:
- глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
- семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
- четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .
Разноспрягаемые глаголы
Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .