Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Когда проводят соборование. Исторические сведения о совершении таинства

Соборование входит в список Великих Таинств, которые совершаются в православных храмах. Бытует мнение, что Соборование проводит батюшка над умирающим человеком, но это неверно. Таинство помогает излечить душу любого православного человека, который верует в Господа. После его проведения у многих людей проходят и телесные болезни. Самое главное – все знать о Таинстве и правильно к нему подготовиться.

Как проходит Соборование?

Соборование проходит церкви, и проводится батюшкой дома, если человек очень болен и не может дойти до храма. Таинство основал Иисус Христос. Он исцелял больных от душевных и телесных недугов и научил этому апостолов. По правилам, Таинство проводят семь священников, но в небольших храмах его могут проводить меньше батюшек. Соборование проводится следующим образом:

  • в центре церкви устанавливается аналой, на нем помещают Евангелие;
  • возле аналоя находится столик. На нем стоит блюдце с пшеницей, а на блюдце – сосуд с елеем. В пшеницу помещают 7 горящих свечей и столько же кисточек для помазания верующих;
  • участники Соборования стоят с зажженными свечками в руках. Они являются свидетельством того, что Господь – свет жизни человеческой;
  • священники читают подготовительные молитвы и каноны, отрывки из Нового завета;
  • во время молитвословия священники перечисляют имена всех соборующихся;
  • священник вливает кагор в сосуд с елеем и молится об его освящении;
  • звучат песнопения и проводится чтение семи отрывков из Евангелия. После чтения каждого отрывка из Библии священники проводят помазание участников Таинства. Освященный елей батюшка наносит на лоб, ноздри, губы, щеки и на обе кисти рук;
  • завершается Таинство возложением Библии на головы участников службы. Священники молятся о прощении всех грехов человека.

Правильно готовимся к Соборованию

Большинство людей обращаются к Таинству в Великий Пост перед Пасхой. Но это можно сделать и в другое любое время, когда чувствуете необходимость. Поститься перед Соборованием не обязательно. Вам потребуются силы, чтобы выстоять службу, которая длится два часа и даже больше. Все зависит от количества участников.

Подготовка к Таинству заключается в следующем:

  • узнайте, когда будет совершаться подобная служба. Запишитесь на проведение Таинства в храме заранее, точно узнайте время;
  • заблаговременно купите бутылочку растительного или оливкового масла и бумажные салфетки, чтобы вытереть с тела остатки елея. Принесите их в храм. После службы салфетки сожгите;
  • купите в церковной лавке перед началом службы свечу.

Вино (кагор) можете принести в храм для Таинства, но это необязательное условие. Не забудьте взять с собой небольшую баночку или другой сосуд, чтобы забрать домой елей, оставшийся после службы. Смазывайтесь им во время болезней или добавляйте в пищу. Оденьте перед походом в храм верхнюю одежду с открытой шеей, чтобы батюшка смог без проблем помазать вам верхнюю часть груди. Желательно надевать такую одежду, которую не жалко, ведь масло может на нее попасть, а отстирать его будет сложно.


Подготовьте свою душу перед Соборованием

Получите благословение у батюшки на Соборование. Желательно исповедаться перед этим важным событием в вашей жизни. Очищение души способствует более глубокому покаянию и восприятию Таинства. На исповеди очистятся высказанные грехи, а Соборование очищает вас от ненароком забытых прегрешений. Но если не получилось исповедаться – не беда. Это нужно сделать обязательно после Соборования, не забудьте потом и причаститься.

В канун дня Соборования почитайте молитвы, Библию. Задумайтесь о своей вере и о роли этого важного события в вашей жизни.


Кому доступно Соборование?

Таинство доступно любому крещеному человеку православной веры. Но детям до семи лет Соборование не проводится. Во время месячных женщины не допускаются на Таинство. Обычно человек принимает его не чаще одного раза в год.


Соборование обязательно поможет в излечении душевных и телесных недугов искренне верующему в Господа и раскаявшемуся в своих грехах человеку. Ему простятся даже невольно забытые прегрешения. Регулярно обращайтесь ко всем церковным Таинствам, задумывайтесь над поступками в своей жизни и надейтесь на милость Господа. Это даст надежду на благополучие и спасение души.

священник Александр Богдан

Соборуемся по правилам

Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер : «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Нынешний митрополит рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник – только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас ….»

Так нужно ли тогда, перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете поисповедоваться перед или сразу после соборования. Аналогично дело обстоит и с Причастием.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа.

А некрещеный может собороваться?

Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Некрещеный не подпадает под эту категорию, также как и католик или представитель любой другой веры.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «помазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Соборованию, как и к любому Таинству, следует приступать со страхом Божиим и верой.

Наверное, ни одно из семи церковных таинств не окружено таким количеством мифов и суеверий как Елеосвящение, или, как его чаще называют, так сказать, в мирском варианте - Соборование.

У многих людей, далеких от Церкви, уже само это название вызывает дрожание в конечностях: как же - иначе как предсмертные приготовления это таинство не воспринимается!

Сам «термин» Елеосвящение имеет греческую основу и состоит их двух слов: elaioa, что означает «масло», и eleos - милость, что можно «перевести» более пространно: когда священнослужитель с молитвой помазывает больного освященным маслом , тот осеняется Божьей благодатью, способной исцелять немощи - как душевные, так и телесные.

Название же «соборование» произошло от слова «собор» - не в значении «храм», а в смысле «собрание», подразумевая под этим, что в идеале данное таинство совершает собор из семи священников. Но далеко не каждый храм располагает таким клиром, посему вполне допустимо проведение соборования и одним батюшкой.

О сути таинства

В таинствах все действия не разделяются на главные и второстепенные. Несведущие люди считают, что в Соборовании основное - «помазаться» маслом. Это в корне неверно. Сам по себе этот продукт, участвующий в ритуале, ни малейшей магической силой не обладает.

Когда у человека в принципе нет веры, когда в ходе совершающегося действа его мысли где-то витают и далеки от молитвенного настроя, то для него Таинство Елеосвящения теряет всякий смысл.

Соборование, как, впрочем, и каждое из иных церковных таинств, требует наличия страха Божия и веры.

Что дает человеку церковное соборование?

На этом моменте стоит остановиться подробнее. Жизнь каждого наполнена огромным количеством грехов, а человек в силу своей общей греховной сущности даже порой не осознает их как таковые, попросту не придает им значения.

Но это совсем даже не мешает им оставаться грехами, постепенно отягощая душу. Вот говорит кто-нибудь: на душе что-то тяжело, но, возможно, совершенно не осознаёт, отчего это происходит… А бывает, совершен грех - и забыт. Заметьте: не утаен сознательно, а забыт и именно поэтому не раскаян на исповеди. Именно от таких вот грехов и очищает Елеосвящение.

Если же говорить о, так сказать, физическом выздоровлении, то можно сослаться на фразу апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Совсем нередко после совершения Соборования случаются поистине чудеса исцелений. Но это не значит, что данное таинство следует расценивать как процедуру с магическим «акцентом», дающую стопроцентное и немедленное исцеление от всяческих недугов. А ведь некоторыми пришедшими собороваться духовный аспект даже не берется во внимание.

Другая крайность - это когда люди имеют весьма странные соображения относительно описываемого таинства, в частности, что производится оно лишь над тяжелобольными, буквально умирающими людьми. Это неправославное понимание, точнее непонимание, действа, воспринимаемого как «последнее помазание». Вспомним опять евангельские свидетельства: ведь апостолы Христовы помазывали елеем именно ради исцеления.

И уж совершенно нечего бояться Соборования и самим больным людям - оно никоим образом не ускорит кончину, а, не исключено, что поможет выздороветь или хотя бы продлит жизнь, чтобы мирно и по-христиански перейти в мир иной - с непременными исповедью и причащением.

Символика Елеосвящения

Можно принести оливковое или подсолнечное масло.

Растительное масло, на церковном языке называемое елеем, в богослужениях применяется с библейских времен, символизируя Святой Дух. Это может быть оливковое или, за неимением оного, подсолнечное.

Свет, милосердие Божие и врачевание символизирует елей и в современной христианской Церкви. Из Евангелия известно о множестве чудесных исцелений, совершенных Иисусом Христом.

Знаем мы и о том, что даром врачевания Он наделил своих апостолов, которые, проповедуя Христово учение, «многих больных мазали маслом и исцеляли», что свидетельствует об установлении данного таинства СамимСпасителем мира.

Многие совершаемые в процессе действия уходят корнями в те древние евангельские времена и потому наполнены особым символизмом.

Так, перед началом Соборования елей соединяют с красным вином, как в Христовой притче о добром самаритянине. Тот, наткнувшись по дороге на израненного лиходеями путника, обработал раны страдальца, возливая на них вино и елей.

Около сосуда, наполненного маслом, зажигают семь свеч, что знаменует благотворные действия, производимые над нами дарами Святого Духа, - а их тоже семь.

Поставленный в пшеницу елей - тоже глубокий символ, говорящий больному о такой истине: после кончины его ждет неизбежное воскрешение в обновленной и нетленной телесной оболочке, как в природе из посеянного пшеничного зернышка прорастает новый стебель.

Когда священник освящает масло крестным знамением, это показывает, что все действо совершается силой Иисуса Христа, распятого на Животворящем Древе.

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви маслом.

Пришедших на таинство священнослужители помазывают елеем, также изображая крестик на лбу, с обеих сторон носа, на губах, щеках, груди, ладонях и их тыльном «обороте», как бы передавая им благодать Духа Святого.

Сие действие - символ очищения мыслей, а также пяти человеческих органов чувств, сердец и творений наших рук, т.е. всех тех «источников», способных помочь нам совершить грех.

Завершающий ритуал - возложение Святого Евангелия на головы молящихся - тоже очень важный символ. Читается особая заключительная молитва. А символизирует это действие то, что болящих посетил Сам Спаситель - посредством Его Святого Евангелия, которое повествует о том, как Иисус Христос исцелял всех приходящих к Нему.

Как проходит и как себя вести

В назначенный день посередине храма устанавливают стол, где помещают крест, Святое Евангелие и блюдо с зернами злаков, куда ставят сосуд, где будет освящаться елей с вином. Рядом водружают семь кисточек, которыми будет проводиться помазание, и размещают зажженные свечи в количестве семи. Их будут гасить по очереди по мере прочтения очередного Евангельского отрывка об исцелениях, совершенных Спасителем, а также фрагментов посланий Христовых апостолов.

Те, кто желает пособороваться, должны на свечном ящике/церковной лавке записать в список для священнической молитвы свои имена, купить свечи. Это тоже символ, свидетельствующий, что Сын Божий является светом наших жизней. Держа их в руках, соборующиеся становятся по периметру храма.

Молитвословие начинает возглас «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков», при этом перечисляются имена соборующихся. В елей священник добавляет вино с молитвой о его освящении ради «исцеления и очищения плоти и духа» помазывающихся прихожан.

В ходе всего действа звучат молитвенные обращения ко Творцу и святым, отмеченным даром целительства. После каждого евангельского отрывка с перечислением имен присутствующих молитвенно призываются Пречистая Матерь Божия, Крест Животворящий, Иоанн Предтеча, апостолы и все святые, и священники обходят всех присутствующих, помазывая их освященным маслом, с молитвой «Помазывается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа во исцеление души и тела».

Елеосвящение длится более часа.

При этом помазываемый произносит «Аминь!», в переводе означающее «Истинно!», выражая этим свою веру в действенность совершаемого таинства. Во время священнического обхода люди поют общую молитву: «Услыши нас, Боже, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

Соборование длится довольно долго, может, даже пару часов. Это зависит от количества пришедших прихожан и числа занятых священнослужителей.

Когда иерей (или иереи) возвращается на свое место, вновь звучат молитвы, специальные песнопения и следующие евангельско-апостольские отрывки. Все это повторяется семикратно.

Когда происходит

В некоторых церквях запись на Елеосвящение ведется за несколько дней до него, но ничего страшного, если вы решились собороваться именно в этот день. Поэтому в церковь к совершению таинства лучше не только не опаздывать, а прийти пораньше - внести себя в список, купить свечу, поклониться иконам, настроить себя на молитвенный лад.

В храме недопустимы громкие разговоры, смех, хождения без особой надобности.

Какую одежду надеть?

Следует выбрать одежду так. чтобы был открыт лоб и шея.

Учитывая места, которые помазываются елеем, надо выбрать соответствующую одежду. Она должна быть максимально удобной. Будут явно неуместны свитер или водолазка, закрывающие верхнюю часть груди. Но так же неуместно и глубокое декольте в женском платье - вы идете в храм.

Лучше всего, если это будет блузка или кофточка, которую несложно расстегнуть на груди. Поскольку помазывается и тыльная сторона ладоней, не надо, чтобы этому мешала, скажем, свисающая с рукавов бахрома или другие висюльки.

Платок, косынку или шарф надо завязать так, чтобы они тоже не мешали проведению ритуала, максимально открыв лоб.

Украшения в виде колец, браслетов и цепочек рекомендуется не надевать: мало того, что они будут просто мешать, так еще и обильно смажутся маслом.

Во избежание появления на одежде пятен от масла его можно втирать в кожу или промокать бумажными салфетками.

В храме и дома

Можно вызвать батюшку на дом к больному или в больницу.

Елеосвящение можно совершать над одним человеком, который болен, у него на квартире или, если он там находится, - в больнице, а можно, как уже понятно из изложенного выше, в церкви - над всеми, кто пожелает и сможет дойти сюда.

Соборование в православной церкви обычно совершается со второй недели Великого поста до Страстной седмицы. Во время же поста Рождественского это практикуется реже.

У каждого храма свои расписания и обычаи, это может быть проведено и один раз за великопостный период, и два - в начале и ближе к концу. В многолюдных приходах есть необходимость проводить таинство буквально каждую неделю. Иных «великопостных особенностей» относительно таинства не наблюдается.

Перед совершением Соборования специальный пост не установлен. Но поскольку его обычно проводят в Великий пост, то, естественно, соблюдать его обязан любой православный.

Что касается Елеосвящения на дому или в больнице, то если уж священник приглашен для этого, соборовать можно всех желающих и присутствующих. Как-то особо готовиться для этого не нужно. Главное, чтобы при этом люди понимали свои грехи и покаялись в них.

Однако опять же, у каждого храма свои правила. Поэтому не будет лишним уточнить у конкретного священника, на что следует настраиваться, оговорить все детали при первичном обращении.

Готовясь к совершению данного таинства на дому, в комнате больного перед иконами надо поставить покрытый скатертью стол, стул, вскипятить чайник воды, подготовить растительное масло. На столе помещают блюдо с пшеничным зерном. Если пшеницы нет, вполне подойдут другие злаковые: просо, рис, рожь и т.д.

Священник начинает обряд каждением вокруг стола, помещения, всех присутствующих. А дальше все идет по уставу.

Может случиться, что Соборование в силу состояния больного необходимо соединить с его исповедью и причащением. В этом случае порядок изменится:

  • сначала исповедь,
  • за ней - Елеосвящение,
  • и все завершается причастием.

Жизнь полна различных ситуаций, и если существует угроза скорой смерти, то чтобы человек не мог лишиться последнего причастия, сразу же за исповедью совершают его сокращенный чин, а уже после, если болящий находится в сознании, проводят Елеосвящение.

Стоит знать о том, что таинство считается уже совершённым, если иерей, освятив елей, успеет прочитать над больным необходимую молитву с помазанием указанных частей тела хотя бы один раз.

Кому можно, кому нет

Дети до 7 лет в Таинстве участвовать не могут.

С какого возраста можно приходить на Елеосвящение? В церкви такое возрастное определение: младенец - это человечек от настоящего младенчества и до семи лет.

Над младенцами Соборование не совершается, ведь врачевание напрямую связано с очищением души соборуемого от грехов, как уже говорилось, забытых или неосознанных. А какие подобные грехи у детей такого возраста?

Для младенца самым целительнейшим средством будет являться причащение - как можно более частое.

Елеосвящение не производится над больными, если они находятся без сознания, а также над психическими больными с проявлениями буйства.

Не проводится и заочный обряд - присутствовать и участвовать необходимо лично.

В период одной и той же длительной болезни недугующего соборуют лишь однажды.

Не могут приступать к Соборованию приговоренные к смертной казни, иноверцы, нераскаявшиеся грешники, оскорбители веры.

По правилам, совершать данное таинство нельзя над уже умершими.

Соборование не является обрядом, это церковное таинство, и Церковь посредством елеосвящения и усиленной молитвы взывает ко Всевышнему о даровании болящим выздоровления. При этом необходимо понимать, что данное действо - вовсе не напутствие с предсмертным контекстом. С другой же стороны, совершенно здоровый человек в таком таинстве не нуждается. Ему следует очищаться от грехов через исповедь, раскаяние и причастие.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?

“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 — 15).

Соборование не совершается над младенцами , потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда!

Это не напутствие на тот свет , но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. VI, 13).

Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию”.

Часто миропомазание путают с соборованием. Помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной не является Церковным Таинством .

Кроме этого Соборование, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств , Господом данных, для врачевания наших болезней.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ: как подготовиться к соборованию?

Но перед тем как принять участие в этом Таинстве, Вам необходимо прийти заранее и подготовиться . Совершение этого Таинства — платное. Но надо не только оплатить, но и чтобы ВНЕСЛИ ВАШЕ ИМЯ в список соборующихся. Потом эти имена священник будет несколько раз читать при совершения Танства Соборования. Поэтому надо сначала подойти к церковной лавке.

Также надо приобрести свечку , которую Вы будете держать в руках во время всего Таинства Соборования. Оно продолжается около 1 — 1,5 часов.

Также прежде возьмите либо 2 больших носовых платка, либо 2 куска хорошо впитывающей ткани (марли) — один нужен будет для того, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, другой, чтобы закрепить его на горловине, чтобы масло не стекало на одежду .

Женщинам нужно взять еще и головной платок (учитывая, что лицо будет замаслено и волосы поправить будет очень трудно).

Также обычно приносят с собой бутылочку масла (на ваше усмотрение, большую и маленькую, домашнее масло или из магазина). И поставить на столик для соборования (в центре).

Одеться надо так , чтобы шея была хорошо открыта и можно было расстегнуть кофточку на груди – будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома – тыльная сторона ладоней также будет помазываться. Лоб должен быть открыт для того же.

Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты также выпачкаются и будут мешать.

После соборования не забудьте забрать вашу бутылочку с маслом.

Это масло можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем можно помазывать (крестообразно) больные части тела. Это масло, как и крупа, используются понемногу на протяжении всего года – до следующего поста.

Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками , которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления : в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Как происходит соборование?

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.

Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершения Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение.

Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам о чудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего»… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Во время помазывания масло настоятель храма на колнеях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, учавствующих сейчас в Таинстве Соборования.

Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестобразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.

И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений — читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…»

От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

Первое чтение — Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение — Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение — 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении — 2 Кор. 6, 16-7, 1 — апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, «совершая святыню в страхе Божием».

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении — 2 Кор. 1, 8-11 — апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира — Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», — призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола — Гал. 5, 22-6, 2 — апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов», — призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

О СОБОРОВАНИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

- В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Как часто можно прибегать к Таниству Соборования?

— К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

- А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но бывает так, что люди забывают про него, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.

Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

О ТАИНСТВЕ ЕлеосвящениЯ (Соборовании)

17.1. Что такое Соборование?

О ТАИНСТВЕ ЕлеосвящениЯ (Соборовании)

17.1. Что такое Соборование?

– Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор.

17.2. Зачем надо собороваться?

– По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак.5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

17.3. Кто может собороваться?

– Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14, 15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

17.4. Как подготовиться к Соборованию?

– Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться в том, что осознается как грех.

17.5. Надо ли поститься перед Соборованием?

– Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина.

17.6. Надо ли исповедоваться перед Соборованием?

– Если есть возможность, то перед Соборованием желательно исповедоваться.

17.7. Когда бывает Соборование?

– В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах.

17.8. Что делать после Соборования?

– После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

17.9. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

– Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

17.10. Что делать с маслицем, оставшимся с прошлогоднего Соборования ?

– Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться – крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Если масло испортилось, то его можно сжечь.

17.11. Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места ?

– Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любые места, когда они больны.

17.12. Можно ли соборовать младенцев ?

– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14, 15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

17.13. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания ?

– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным. При безсознательном состоянии больного Таинство будет состоять только из одного обряда при отсутствии участия и психической способности лица к восприятию благодати. Благодать усвояется лишь при условии ее восприятия душой человека. Воспринять благодать эту не может тот, у кого при священнодействии над ним разумение прекратилось, волевое хотение отсутствует, сознание и самосознание замерло.

17.14. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

– Надо пригласить священника на дом.

Загрузка...