Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Факторы снижения работоспособности персонала. Пониженная работоспособность

  • Глава III профессиональная подготовка психолога-консультанта Контрольные вопросы
  • Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта
  • Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
  • Упражнения
  • Общие вопросы организации работы психологической консультации
  • Режим работы психологической консультации
  • Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
  • Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава V подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры Контрольные вопросы
  • Как подготовиться к психологическому консультированию
  • Как проводится психологическое консультирование
  • Основные этапы психологического консультирования
  • Процедуры психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VI техника психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования
  • Встреча клиента в психологической консультации
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации
  • Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
  • Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
  • Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей
  • Тесты памяти
  • Упражнения
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты организаторских способностей
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава х ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями Контрольные вопросы
  • Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
  • Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования
  • Советы по развитию интеллектуальных способностей
  • Советы по развитию мнемических способностей
  • Пути решения проблем развития коммуникативных способностей
  • Улучшение организаторских способностей клиента
  • Развитие специальных способностей клиента
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента Контрольные вопросы
  • Советы по вопросам, связанным с темпераментом
  • Общие рекомендации по коррекции черт характера
  • Советы по развитию воли
  • Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
  • Советы по развитию коммуникативных черт характера
  • Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Отсутствие интереса к людям
  • Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей
  • Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них
  • Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях Контрольные вопросы
  • Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
  • Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
  • Неудачи в продвижении по службе
  • Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
  • Неудачи в конкуренции с другими людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
  • Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
  • Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
  • Наличие антипатий в общении клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть самим собой
  • Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть лидером
  • Неспособность клиента подчиняться другим
  • Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования Контрольные вопросы
  • Основные вопросы семейного консультирования
  • Взаимоотношения с будущим супругом
  • Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
  • Взаимоотношения супругов с их родителями
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVI рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования Контрольные вопросы
  • Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVII практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами Контрольные вопросы
  • Неудачи личного характера
  • Неудачи в развитии потребностей и интересов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVIII практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья Контрольные вопросы
  • Психогенные заболевания
  • Психогенные сердечные заболевания
  • Психогенные нарушения пищеварения
  • Изменчивость настроения клиента
  • Депрессивные состояния
  • Снижение работоспособности
  • Бессонница
  • Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIX практические рекомендации по деловому психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Руководство личными отношениями людей
  • Руководство деловыми отношениями людей
  • Принятие и реализация решений по персональным делам
  • Принятие и реализация решений по рабочим делам
  • Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы
  • Неумение убеждать людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XX оценка результатов психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Что такое результативность психологического консультирования
  • Как оценивать результаты психологического консультирования
  • Причины недостаточной результативности психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Учебный план и программа курса «основы психологического консультирования» Пояснительная записка
  • Учебный план курса «Основы психологического консультирования»
  • Программа курса «Основы психологического консультирования»
  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе
  • Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • Тема 4. Организация работы психологической консультации
  • Тема 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры
  • Тема 6. Техника психологического консультирования
  • Тема 7. Тестирование в практике психологического консультирования
  • Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
  • Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования
  • Тема 10. Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями
  • Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента
  • Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию
  • Тема 13. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях
  • Тема 14. Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования
  • Тема 15. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования
  • Тема 16. Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования
  • Тема 17. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами
  • Тема 18. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья
  • Тема 19. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию
  • Тема 20. Оценивание результатов психологического Консультирования
  • Литература
  • Словарь терминов попсихологическому консультированию
  • Советы р. Мея, а. Пиза и других известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Советы по определению целей психологического консультирования
  • Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
  • Советы по ведению психологического консультирования
  • О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
  • Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
  • Личностные особенности клиента
  • Немов Роберт Семенович основы психологического консультирования Учебник для вузов
  • Глава I введение в психологическое консультирование 5
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования 70
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования 75
  • Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования 82
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента 115
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию 129
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях 137
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования 150
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования 170
  • Снижение работоспособности

    Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

    Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

    В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

    Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

    Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

    Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

    Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

    В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

    Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.

    Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

    Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

    Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

    Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

    Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

    Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

    Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

    М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

    М.д. – мотивация деятельности,

    Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

    В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

    О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

    Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

    В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

    О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

    Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

    М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

    От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

    Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

    Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

    Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

    Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

    То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

    Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

    Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

    1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

    Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

    2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

    Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

    Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

    3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

    В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

    Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

    Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

    Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

    К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

    Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

    Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

    Какую реакцию это событие вызвало у вас?

    Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

    Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

    Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

    Для того чтобы жить, необходима энергия или жизненная сила. Человек способен добывать энергию из различных источников, например атома, угля, воды и так далее. Но до сих пор нет такого способа, который бы помог накопить энергию, необходимую для жизни человека. Ее нельзя искусственно синтезировать, слить в бутылочку и при необходимости употреблять. Никакие цели и мечты никогда не осуществятся, если у человека нет энергии что-либо делать. Так давайте же выясним, как зарядиться энергией и повысить свою работоспособность.

    Что такое жизненная энергия

    Гармоничное развитие человека возможно только при совокупности мышечной силы и нервной. Это сочетание и можно назвать жизненной даны нам для осуществления разнообразных движений, координацией которых занимается нервная система.

    Слаженная работа нервной и мышечной систем обеспечивает равновесие между физическими, ментальными и эмоциональными процессами. Получается, если жизненная сила снижается, то нарушается работа всего организма.

    Откуда черпаем жизненную силу

    Например, когда у человека нарушается сон, то это является примером разлаженной работы мышечной и нервной систем. Мышцы расслаблены, а мозг не может отключиться. Отсутствие жизненной силы ослабляет тело человека, что является причиной развития различных патологий.

    Когда нет сил, то пропадает всякий интерес к жизни, все планы отходят в сторону, ничего не хочется, наступает эмоциональное истощение.

    Для восстановления жизненной силы в организм должны поступать различные например воздух, который наполняет наши легкие во время дыхания. Он просто необходим для функционирования всех систем органов.

    В теле человека может быть аккумулирован некоторый запас жизненных сил, чтобы их накопить, можно использовать всевозможные практики:

    • Полноценный сон.
    • Медитации.
    • Дыхательные практики.
    • Расслабление.

    Как только у вас возникает вопрос о том, то попробуйте для начала сделать несколько дыхательных упражнений, а потом можно перейти и к другим методам.

    Причины снижения работоспособности

    Наша современная жизнь такова, что мы постоянно находимся в окружении стрессовых ситуаций и часто испытываем перегрузки. Это касается как мышечной работы, так и умственной. Зачастую однообразная и приводит к тому, что понижается работоспособность, как повысить ее - волнует многих. Прежде чем говорить о ее повышении, давайте разберем причины снижения работоспособности:

    1. Большие физические нагрузки, особенно когда требуется выполнять длительное время такую работу.
    2. Физические недомогания и различные заболевания, при которых нарушается функционирование систем, что и приводит к тому, что происходит снижение работоспособности.
    3. Длительное выполнение монотонной работы также приводит к усталости.
    4. При нарушении режима работоспособность не способна оставаться на высоком уровне.
    5. Злоупотребление искусственными стимуляторам приводит к кратковременному эффекту, например, при употреблении крепкого кофе, чая изначально человек чувствует бодрость и прилив сил, но это происходит ненадолго.
    6. Вредные привычки также можно отнести к врагам работоспособности.
    7. Отсутствие интереса к жизни, личного роста приводит к угасанию ранее полученных навыков и способностей, а это не может негативно не сказаться на работоспособности.
    8. Стрессовые ситуации в семье, на работе, личные проблемы способны повергнуть человека в глубокую депрессию, которая напрочь лишает всякой работоспособности.

    Если снизилась работоспособность, как повысить ее - вот в чем проблема. Давайте с этим разбираться.

    Популярные средства повышения жизненных сил

    Существует много способов, с помощью которых можно восстановить свои умственные и физические силы. Их можно разделить на несколько групп:

    1. Лекарственные препараты.
    2. Физиотерапевтические процедуры.
    3. Средства народной медицины.

    Остановимся на каждой группе немного подробнее.

    Лекарства против усталости

    Если посетить врача, то, скорее всего, он порекомендует повысить свою активность, работоспособность с помощью лекарственных препаратов. К таковым можно отнести:


    Для тех, кто не желает использовать лекарственные средства, чтобы справиться со своей повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью, есть и другие средства.

    Водные процедуры для придания сил

    Все процедуры, связанные с водой, тонизируют организм, снимают усталость, повышают работоспособность организма. Можно порекомендовать при сильной усталости и когда кажется, что совсем нет сил, следующие ванны:

    • Принять ванну с добавлением хвойного экстракта. Она прекрасно восстанавливает после усиленных физических нагрузок.
    • Всем знакомая морская соль также способна творить чудеса. Ванна с ее добавлением расслабляет, способствует отдыху организма и восстановлению жизненных сил.

    Страдает работоспособность, как повысить - не знаете? Примите для начала расслабляющую и восстанавливающую ванну. Сил непременно прибавится, общее самочувствие значительно улучшится.

    Знакомые методы повышения работоспособности

    В настоящее время многими учеными и исследователями, которые изучают человека, доказано, что есть способы повышения работоспособности, доступные абсолютно каждому, необходимо только желание.


    Наш мозг тоже устает

    Можно чувствовать не только физическую усталость, но и потеря умственной работоспособности совсем даже не редкость. Человеку мозг дан не зря, он не только управляет работой всего организма, но и должен постоянно решать какие-либо задачи, чтобы быть в тонусе. Ученые установили, что мы используем возможности своего мозга всего процентов на 15, практически каждому под силу сделать так, чтобы этот процент значительно повысился. Это даст огромные возможности. Сколько важных задач мог бы решить человек!

    Ученые уверены, что как мышцы нуждаются в постоянной тренировке, чтобы быть в тонусе и поддерживать красивую форму тела, так и мозг необходимо тренировать. Раньше считалось, что он не поддается тренировкам, но сейчас все это уже опровергнуто многочисленными исследованиями. Если мы тренируем мозг, то о потере умственной работоспособности не может быть и речи. Ежедневная рутинная работа достаточно утомительна для мозга, он не получает пищу для развития.

    Давайте выясним, как же можно повысить способности нашего мозга.

    Способы повышения умственной работоспособности

    1. Неоспоримая истина - ночью человек должен спать, а днем бодрствовать.
    2. Даже на рабочем месте необходимо выделять время для отдыха, но только не с сигаретой в руках или чашкой кофе, а совершаем небольшую прогулку по свежему воздуху, просто расслабляемся или делаем гимнастику.
    3. После работы многие спешат на свой любимый диван или к монитору компьютера, чтобы просмотреть ленту в соцсетях, но разве это отдых? Для нашего мозга это настоящее наказание, ему требуется активный отдых - прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры, общение с друзьями и детьми.
    4. Курение и алкоголь являются главными врагами нашего мозга, откажитесь от них и увидите, насколько эффективнее стал он работать.
    5. Тренируем мозг, для этого старайтесь считать не на калькуляторе, а в уме, информацию запоминаем, а не записываем на бумажку. На работу маршрут стоит периодически менять, чтобы между нейронами образовывались новые связи.
    6. Подкармливайте свою память с помощью витаминных препаратов, а еще лучше употреблять больше свежих овощей и фруктов.
    7. Освоение дыхательной гимнастики поможет вам насытить ваш мозг необходимым кислородом.
    8. Массаж шеи и головы также поможет существенно улучшить кровообращение в головном мозге.
    9. Постоянные стрессы и тревожные мысли утомляют мозг, учитесь расслабляться, можно освоить приемы йоги или научиться медитировать.
    10. Научитесь мыслить позитивно, неудачи бывают у всех, но пессимист на них зацикливается, а оптимист идет дальше и верит, что все будет хорошо.
    11. Все дела решаем постепенно и поочередно, не стоит рассеивать свое внимание.
    12. Тренируйте свой мозг, решая задачки, ребусы.

    Методы довольно просты и вполне выполнимы, но достаточно эффективные, стоит только попробовать.

    Народная медицина против усталости

    Как повысить работоспособность человека, подскажут рецепты народных лекарей. Вот некоторые из них:

    • Взять свеклу и натереть ее на терке, сложить в банку примерно на три четверти и залить водкой. Настаивать в темном месте около 2 недель, а затем принимать по столовой ложке перед каждым приемом пищи.
    • Приобрести в аптеке исландский мох, взять 2 чайные ложки и залить 400 мл прохладной воды, поставить на огонь и сразу после закипания снять. После остывания процедить и все количество выпить в течение дня.

    Если посмотреть травники, то можно найти еще массу рецептов, которые помогут повысить работоспособность.

    Подведем итоги

    Из всего сказанного становится очевидно, что в потере умственной и физической работоспособности чаще всего виноват сам человек, а не окружающие факторы. Если правильно организовывать свой рабочий день и отдых после него, то не придется страдать из-за того, что снизилась работоспособность. Как повысить ее различными способами, не потребуется выяснять.

    Ведите наслаждайтесь жизнью, радуйтесь, что вы живете на этой прекрасной земле, и тогда никакая усталость вас не победит.

    Снижение работоспособности часто связывают со стрессами и перегрузками, однако не всегда причина в них. Временное снижение работоспособности может быть следствием болезни, результатом смены режима сна и питания. Утрата интереса к теме, появление отвлекающих факторов, возрастные или гормональные изменения также влияют на результативность труда. Ошибочно считать уменьшением работоспособности ситуацию, когда после повышенной, напряженной активности человек возвращается к нормальному темпу работы. В сущности, о реальном снижении эффективности стоит говорить только тогда, когда результат труда явно не соответствует затраченным усилиям и последующему утомлению.

    Когда снижение работоспособности нормально?

    Живой человек, в отличие от машины, не способен стабильно работать 24 часа в сутки и нуждается в перерывах для восстановления сил. Некоторое снижение концентрации можно отметить уже через 4-5 часов после начала трудовой деятельности. Это одна из причин появления обеденного перерыва на большинстве рабочих мест. Отдохнув примерно 40 минут, человек способен качественно и эффективно трудиться еще 3-4 часа, после чего снова начнется постепенное снижение умственной работоспособности. При длине смены в 12 часов перерывов предусмотрено два, однако последняя треть рабочего дня все равно будет менее продуктивной, поскольку усталость накапливается и часового отдыха не хватит для полного восстановления.

    Ежедневное снижение физической работоспособности происходит примерно по той же схеме, однако накопление физической усталости сильнее зависит от спортивной формы человека. Кто-то снижает темп уже через час-полтора, кто-то стабильно работает всю смену. В физической работе важны также привычность действий и способность рассчитывать свои силы. Мелкая физическая работа у станков требует одновременно внимательности, концентрации, точности и выносливости, а тяжелые грузовые работы - крепких мышц и сухожилий, чувства баланса. И, конечно, снижение работоспособности к концу смены - закономерный результат, который не должен беспокоить: достаточно поесть, расслабить тело и выспаться, чтобы усталость сменилась бодростью и готовностью трудиться снова.

    Во время болезней временно снижается и физическая, и умственная трудоспособность, поэтому работать на больничном не только вредно для здоровья, но и менее эффективно. Конечно, самые ответственные дела можно завершить усилием воли, однако это может вылиться в осложнения и более долгий период восстановления. Беспокоиться из-за временного снижения работоспособности при наличии воспалительного процесса в организме не стоит. Просто все свободные ресурсы тело тратит на борьбу с инфекцией.

    Менструации тоже могут приводить к временному снижению работоспособности, поскольку боль из-за сокращения мышц матки, потеря крови, колебания гормонального фона серьезно нагружают организм. За редким исключением, периодическое снижение эффективности труда замечают сами женщины, отмечая, что на получение стабильно высоких результатов в критические дни тратят больше сил.

    Опасное снижение работоспособности

    Состояние временного снижения работоспособности должно насторожить, если отдых не помогает восстановить силы и концентрацию. Например, если усталость настигает в первой половине дня и после обеденного перерыва не уходит. Еще опаснее, если ночной отдых и полноценный восьмичасовой сон не возвращают привычную продуктивность. Причин у такого состояния может быть несколько:

    • тяжелое хроническое заболевание;
    • депрессия;
    • эмоциональное выгорание и потеря интереса к работе;
    • резкая смена образа жизни, диета;
    • неудовлетворительные отношения с коллективом;
    • прием некоторых лекарственных средств.

    Еще одна причина длительного снижения работоспособности - возраст. По данным Всемирной организации здравоохранения, пожилым сейчас считается человек в возрасте от 60 лет. По достижении этой цифры работоспособность может снижаться из-за неизбежных возрастных изменений. Однако, даже в такой ситуации умственную и физическую форму можно частично восстановить и поддерживать на достаточно высоком уровне долгие годы.

    Что делать при снижении работоспособности?

    Первое, что нужно сделать, заметив длительное снижение эффективности или слишком сильную усталость - проанализировать свое состояние. Длительное снижение работоспособности, касающееся конкретной сферы деятельности, говорит о необходимости изменений. Если мучительно сложно выполнять привычную работу, можно задуматься о переквалификации. Если поход в зал не вызывает радости, как раньше, можно попробовать бассейн, танцы или командные виды спорта. Если утомительным стало общение с семьей, необходимо найти возможность для отдыха - пригласить няню, уехать в отпуск в одиночестве, чтобы была возможность проанализировать, в чем именно сложность. Если стало ясно, что перерасход энергии вызван токсичными отношениями в коллективе, стоит задуматься о новой работе в своей сфере.

    Выяснив, что внешние причины ни причем, не стоит пугаться. Необходимо:

    1. Обратиться к терапевту с жалобой на быструю утомляемость.
    2. Посетить эндокринолога и сдать анализы на гормоны щитовидной железы.
    3. Сдать общие анализы мочи и крови.
    4. Посетить невролога.
    5. Посетить психиатра.

    Совместными усилиями специалисты выяснят, что стало причиной снижения трудоспособности, и назначат наиболее подходящее лечение. Снижение работоспособности, причины которого не связаны со здоровьем, означает, что необходимо начать работу над повышением собственной продуктивности, как умственной, так и физической.

    Как восстановить работоспособность?

    Длительное снижение работоспособности вредит не только карьере, но и здоровью. Апатия и неспособность решать задачи в прежнем темпе создают стресс, нервное напряжение негативно влияет на сон, работу сердца и сосудов, на аппетит, на иммунитет. Даже если со здоровьем проблем изначально не было, они могут начаться на фоне постоянного переутомления. К тому же, сила воли тоже имеет границы и если постоянно работать, превозмогая себя, то может развиться депрессия.

    Создать организму условия для восстановления трудоспособности помогут прогулки на свежем воздухе, чтение художественных книг (а не статей и заметок), регулярная физкультура, прослушивание иностранной речи или изучение языков, письмо от руки, рисование, лепка из глины. Прежде чем браться за развитие, будет правильным отрегулировать режим сна, сбалансировать рацион и отказаться от всех лишних нагрузок, не приносящих никакой пользы. Необходимо тщательно планировать день, по возможности - делегировать часть задач, чтобы не переутомляться, и обязательно проводить немного времени наедине с собой. Подобный подход помогает как вернуть работоспособность после переработок, так и увеличить продуктивность, снизившуюся по непонятным причинам.


    Стоит также подобрать средство, которое поддержит сердечно-сосудистую систему в период восстановления. Эффективный препарат при снижении работоспособности должен помогать справляться с нагрузками, в том числе, за счет коррекции внутриклеточных обменных процессов. Например, Милдронат оптимизирует клеточный метаболизм при нагрузках, обеспечивая защиту мембран от повреждения продуктами неполного обмена. Его применение позволяет безболезненно включиться в тренировочный процесс, преодолеть последствия стрессов и перегрузок, а также увеличить эффективность спортивных и интеллектуальных тренировок.

    Работоспособность будет повышаться постепенно, поэтому сразу ждать от себя высоких результатов не стоит. Только планомерное, неспешное, но постоянное развитие принесет действительно заметный результат.

    Только представьте себе, что каждый день вы трудитесь с максимальной продуктивностью, на какую способны. Представили? Какими были бы ваши успехи? На какой ступеньке карьерной лестницы вы бы сейчас находились? Почему действительная картина отличается от той, которая нарисовалась в вашем воображении? И если вам мешает низкая работоспособность, то в чем ее причины и что делать? Существуют проверенные способы повысить свою работоспособность.

    Способы повысить свою работоспособность

    Если вам не нравится, как проходит рабочий день, измените его. Большинство из нас показывают низкую работоспособность по двум основным причинам.

    1. Дурные привычки, которые мешают правильной организации своего рабочего места и времени.
    2. Действие «в ответ», а не на упреждение: из-за этого слишком много сил и времени уходит на работу, без которой можно вообще обойтись.

    В целом решение выглядит просто: заменить дурные привычки на правильные, рутинные паттерны на продуктивные.

    А теперь подробнее о том, как именно это сделать.

    Действуйте в соответствии с биологическими ритмами

    Существует бездна советов не тратить утреннее время на рутинные дела вроде разбора почты, а посвятить его самой креативной части своих обязанностей. Однако они хороши только для тех, у кого пик продуктивности приходится на утренние часы. Людям, которые достигают наилучшей формы вечером, они не подходят.

    Хватит подражать Цезарю

    Выполнение нескольких дел сразу - настоящий убийца эффективности. И это не общие рассуждения, а результаты исследований, проведенных в Лондонском университете. Как только мозг сталкивается со смешением нескольких одновременных задач, его продуктивность падает в среднем на 40 %, а IQ - примерно на 15 пунктов.

    Чтобы повысить работоспособность, перейдите от такой модели поведения к другой: сосредоточьтесь на выполнении только одной задачи. Выполнив ее, беритесь за следующую.

    Планируйте завтрашний день

    В конце рабочего дня составьте список завтрашних дел. Это простое действие способно заметно повысить работоспособность:

    • помогает собраться,
    • повышает сосредоточенность на определенном объекте,
    • дает чувство удовлетворенности достигнутым результатом.

    Кроме того, если вы возьмете за правило составлять список дел по вечерам, вам не придется тратить на него драгоценное утреннее время. Сколько дел должно быть в этом плане? Пять? Двадцать пять?

    Продуктивность требует сосредоточенности, а значит, возьмите за правило ограничивать круг обязанностей. Критически перечитайте свой список и вычеркните из него некоторые пункты еще до того, как возьметесь за их выполнение.

    Перераспределите обязанности

    Разумеется, только если у вас есть такая возможности. Делегировать часть дел своим подчиненным или договориться об их перераспределении с менее загруженными коллегами - хороший способ повысить работоспособность. Игнорируйте отвлекающие факторы

    Для большинства из нас это электронная почта и социальные сети. Научитесь игнорировать их, пока работаете - или хотя бы не тратьте на них самую продуктивную часть своего рабочего дня.

    Фильтруйте телефонные звонки

    Это позволит не отвлекаться на разговоры в процессе выполнения важной работы. Прежде чем взяться за проект, который требует максимального внимания, отключите телефон (если только не ожидаете какого-то суперважного звонка, что бывает редко). Также вы можете настроить прием звонков, чтобы аппарат пропускал одни из них и блокировал другие.

    Делайте перерывы

    Подберите комплекс упражнений, которые удобно выполнять на рабочем месте. Делайте несколько 10-минутных перерывов в течение дня. Это позволит отдохнуть и спине, и мозгу, следовательно, повысит продуктивность и с лихвой окупит «потерянное» время.

    Будьте оптимистом

    Культивируйте оптимистический взгляд на вещи! Счастливые люди работают с более высокой отдачей и показывают лучшие результаты. Если по натуре вы склонны к пессимизму, воспитывайте в себе оптимистическое отношение к жизни. По мнению психотерапевтов, лучшим инструментом для этого является поддержка и готовность прийти на помощь окружающим.

    Придерживайтесь здорового образа жизни

    В это понятие входит очень многое, от крепкого сна и полноценного питания до экологически здоровой обстановки. Ни один из этих компонентов не является залогом высокой работоспособности, но все они - важные условия продуктивности.

    Все мы стараемся уделить максимум внимания своей работе — ради хорошей оплаты, дальнейших перспектив, из-за своего врождённого перфекционизма. При этом мы часто рискуем перегореть, и депрессивное состояние — лишь малая часть того, чем могут обернуться повышенные требования к самому себе.

    Как повысить собственную работоспособность и при этом сохранить хорошее настроение. Здесь вы найдёте простые и действенный советы.

    Всем нам знакомы ситуации, когда нагрузка становится слишком высокой. Постепенно запал сменяется усталостью, усталость нежеланием делать хоть какую-нибудь работу, а затем следуют самая настоящая депрессии и полный упадок физических и душевных сил. В итоге пропадает желание не только работать, но и отдыхать — проводить время с семьёй, встречаться с друзьями.

    Причины уменьшения работоспособности могут быть самыми разными. К примеру, наиболее распространённая среди них — неправильная мотивация. Мы зачастую говорим себе, что нужно много и усердно трудиться, но при этом в глубине души совершенно не понимаем, для чего именно нам все это нужно.

    Кроме того, причина быстрого упадка сил может крыться в неправильном режиме дня, плохой погоде и не только.

    Что предпринять для повышения работоспособности

    Если вы немного покопаетесь в себе, то быстро найдёте причины снижения работоспособности и устраните возникшую проблему. Тем не менее, существует несколько методов, которые помогут вам повысить продуктивность независимо от того, что послужило основной причиной её исчезновения.

    Как сохранять стрессоустойчивость при высокой нагрузке

    Если у вас накопилось слишком много работы и вы чувствуете приближение хронической усталости, то самое время уделить время хобби. Найдите в своём рабочем графике хотя бы полчаса для любимого занятия, которое позволит расслабиться и гарантированно поднимет вам настроение. И хоть работы у вас от этого меньше не станет, но вы вернётесь к её выполнению с совершенно другим эмоциональным настроем.

    Не пренебрегайте также семьёй и друзьями . Обязательно посвящайте им время, устраивайте семейные посиделки и дружеские встречи. Такое времяпровождение напитает вас новыми силами, которые опять-таки пригодятся при выполнении профессиональных обязанностей.

    Как мы видим, повысить работоспособность и сохранить при этом положительный настрой вполне возможно. Нужно только подойти к решению данной проблемы грамотно, и хороший результат не заставит себя долго ждать.

    Видео: Aerosmith - Crazy

    Высокой вам работоспособности и хорошего настроения!

    Загрузка...