Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

«Здоровье и факторы, влияющие на него. Понятие здоровья

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

2. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

3. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ

4. ВЛИЯНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

5. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье населения в настоящее время находится в критическом состоянии. В стране ежегодно регистрируется 180-190 миллионов случаев острых и хронических заболеваний, при этом около 100 миллионов из них с впервые установленным диагнозом. Наблюдается рост заболеваемости взрослого населения практически по всем классам болезней. Стремительно распространяется ВИЧ-инфекция, и специалисты прогнозируют её дальнейший рост в геометрической прогрессии.

Значительно ухудшилось репродуктивное здоровье населения.

15-20% семейных пар бесплодны. Почти 80% будущих матерей в периоды зачатия, вынашивания и рождения имеют отклонения в состоянии здоровья. По оценкам многих ученых в России сейчас здоровых детей, не имеющих каких-либо отклонений, рождается не более десяти или даже пяти процентов.

Наибольшую угрозу не только здоровью, но и социально-экономическому положению страны в целом представляют алкоголизм и наркомания. Настоящей трагедией является наркомания. Следует подчеркнуть, что наркомания, как и алкоголизм, распространены преимущественно среди молодежи, то есть потенциальных родителей, что является одной из основных причин рождения всё большего числа слабоумных, физически неполноценных больных детей.

На этом мрачном фоне как-то поблекла проблема курения табака, уносящего здоровье и жизнь миллионов людей. Резкое снижение уровня здоровья привело к сокращению продолжительности жизни населения, в частности мужчин до 57-59 лет, что в среднем на 10-15 лет меньше, чем в экономически развитых странах, продолжительность жизни женщин в стране составляет 72 года, что также меньше (на 6-8 лет) уровня в западноевропейских странах.

1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 - Факторы обеспечения здоровья

Сфера влияния факторов

Укрепляющие

здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.

2. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы. Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.

Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.

Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.

Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.

Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека.

В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной.

И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

3. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ

В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами, то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

4. ВЛИЯНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой.

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья;

медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентирован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;

профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;

доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);

ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;

узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

5. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых "панацей" не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее "физиологической стоимости" и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;

оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

здоровье наследственность медицина жизнь

Под здоровьем понимается состояние полного физического и духовного благополучия. В общем, это достаточно точно раскрывает данное понятие.

Лидирующие позиции в формирование здоровья занимает образ жизни (50%). Сколько бы люди об это не говорили, какая бы пропаганда не велась проблема, к сожалению, была, есть и будет. И сложно не поспорить с теми людьми, которые говорят, что это наша жизнь и как хотим, так и распоряжаемся, а министерство здравоохранения выступает в форме мучителя, продлевая их жизнь на этом свете. Отчасти они правы, не всегда долгожители счастливы от своей жизни. Организм уже не молодой и не имеется уже тех возможностей, а порой жизнь переходит в существования. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания - это отчетливо снижает продолжительность жизни.

Экологическая ситуация городов, ни для кого не секрет, может желать лучшего. Мы сталкиваемся с проблемами загрязнения воды пищи и воздуха, что негативно влияет на рост развитие и существование человека в целом. Участие экологической ситуации в понятии здоровья составляет 20%.

Индивидуальные генетические характеристики занимают также 20%. В данной ситуации возможны самые различные варианты. У каждого свой определённый уровень здоровья, заложенный генетически, который может быть реализован со временем.

И наконец, всего 10% зависит от медицины. Несмотря на то, что современной медицине много остается по силам. Медицина в эволюции человека сыграла злую шутку. Человек, стремясь излечить все заболевания, с каждым шагом ослаблял популяции человека разумного. В природе особи, оказывающие слабыми или неспособными выжить, умирали, тем самым совершался естественный отбор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

Тихомирова И.А. Физиологические основы здоровья: Краткий курс лекций по валеологии. - Ярославль: ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2007.

Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. - М.: 2000. - 407 с.

Шурыгина Ю. Ю. Научно-практические основы здоровья: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование генетики, окружающей среды, медицинского обеспечения, условий, образа жизни людей как основных факторов, влияющих на здоровье человека. Определение роли пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, вода, витамины) в поддержании жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Система здорового образа жизни, факторы, положительно влияющие на здоровье. Влияние наследственности и состояния окружающей среды на организм человека. Значение правильного распорядка дня, труда и режима питания. Влияние вредных привычек на здоровье.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Понятие риска для здоровья и гигиенического нормирования вредных факторов окружающей среды. Обоснование основных принципов: этапности и пороговости. Биологический закон субъективной количественной оценки влияния раздражителя на жизнь и здоровье человека.

    презентация , добавлен 30.09.2014

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

    Понятие "здоровый образ жизни". Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Влияние загрязненного воздуха, питьевой воды, шума и радиации на показатели заболеваемости. Основные понятия и этапы оценки риска воздействия химических факторов окружающей среды на здоровье населения. Управление риском и распространение информации о нем.

    реферат , добавлен 20.01.2014

    Понятие и сущность здоровья. Репродуктивное здоровье – часть здоровья человека и общества. Рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для здорового образа жизни. Условия проведения закаливающих процедур. Основные правила рационального питания.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией, Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

При приеме внутрь алкоголь всасывается через слизистую оболочку желудка (20 %) и кишечника (80 %). Продолжительность всасывания алкоголя 40-80 минут, при этом через 5 минут он уже определяется в крови, а через 30 минут - час достигает в ней максимальной концентрации. На всасывание алкоголя и уровень его концентрации в крови влияет прежде всего наличие и характер принимаемой пищи, а также функциональное состояние желудочно-кишечного тракта. Картофель, мясо, жиры препятствуют всасыванию алкоголя в желудке, что ослабляет опьяняющее действие.

Клетки мозга и печени сильнее всего поглощают алкоголь, чем объясняется наибольшее поражение этих органов при злоупотреблении им.

Окисление алкоголя происходит с помощью фермента алкоголь-дегидрогеназы в печени и крови. Количество и активность данного фермента различно в организме различных людей, и у женщин, и подростков ниже, чем у мужчин. 90-95,% алкоголя разлагается в организме до конечных продуктов распада — углекислоты и воды, а остальные 5-10 % выделяются в неизменном виде (с выдыхаемым воздухом, потом и с мочой). Недоокисленные продукты алкоголя задерживаются во внутренних органах (мозге, печени, сердце, желудке, ЦНС и др.) до 15 суток и при повторном употреблении алкоголя возникает суммирующее действие.

Действие алкоголя на организм характеризуется двумя эффектами: психотропным и токсическим. Эйфория и двигательная активность сменяются заторможенностью и нарастающим оглушением, что связано с токсическим действием алкоголя и угнетением центральной нервной системы. Психомоторное возбуждение при легкой степени опьянения (0,5-1,5 % в крови) переходит в замедленные, плохо координируемые движения, эйфория сменяется колебаниями настроения и опьянением средней степени (1,5-2,5 % в крови) нередко заканчивается сном. При тяжелой степени опьянения (2,5 % и выше) ориентировка полностью утрачивается, развивается стопорозное, а затем и коматозное состояние с нарушениями со стороны всех органов и систем организма. Увеличение концентрации алкоголя свыше 5 % может привести к смерти.

Как всякий наркотик, алкоголь привлекает к себе слабых и инфантильных людей. Употребление алкоголя является своего рода испытанием для личности и организма человека. Пьянство нередко является индикатором несостоятельности в какой-либо из человеческих сфер (нравственной, психологической и т. д.). Духовная неразвитость, утрата или отсутствие высших интересов приводят к эгоцентрической направленности личности. Алкоголь закрепляет переход человеческого существования в тесный мирок биологических, физиологических потребностей, выбраться из которого совсем не просто.

Алкогольная эйфория исключает возможность критического отношения к своим высказываниям, поступкам, действиям, приводит к потере бдительности, употребление спиртных напитков уничтожает все, чем обогатил человек свой ум и профессиональный опыт в течение жизни. С понижением трудовых способностей нарушается и психическое здоровье, слабеет воля, интеллект. Академик В.И. Бехтерев говорил: «От алкоголиков родителей родится (на каждые сто человек) десять уродов, восемь идиотов, пятнадцать больных падучей, пять алкоголиков. Из ста самоубийц — половина алкоголики...» Показатель смертности от разных причин у лиц, потребляющих алкоголь, в 3-4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни не превышает обычно 55 лет.

«Алкогольная зависимость» имеет 3 степени: она может быть легкой (потребность выпить, когда нет алкоголя), умеренной (пьянство без повода, в неподходящих условиях, втайне от других), выраженной (запой, безудержная тяга к алкоголю, неспособность выполнять профессиональные и социальные обязанности). Поэтому надо говорить не о пьяницах и. алкоголиках, а о потребляющих спиртные напитки. Но никто и нигде не провел границы, где кончается потребление и начинается злоупотребление и что приносит человечеству больший вред. Так, например, кружка пива увеличивает опасность автомобильной катастрофы в 7 раз!

Под действием алкоголя изменения возникают практически во всех жизненно важных органах. Печеночные клетки перерождаются, печень сморщивается, подобные явления возникают в поджелудочной железе. Алкогольное поражение сердца в виде гипертрофии миокарда и его ожирения («бычье сердце») приводит к сердечной недостаточности с одышкой, отеками, нарушениями ритма. В головном мозге отмечается сильное переполнение сосудов кровью, нередко их разрыв в области мозговых оболочек и на поверхности извилин. Снабжение мозговых клеток кислородом нарушается или прекращается, что приводит их к гибели.

Алкоголь губительно действует на половую систему. У мужчин, даже изредка употребляющих алкоголь, число сперматозоидов в семенной жидкости и их подвижность снижены на 30 %. У хронических алкоголиков снижается уровень мужских половых гормонов в крови и развивается импотенция и атрофия яичек, а уровень женских половых гормонов растет, что ведет к появлению женского типа оволосения и увеличению грудных желез.

Доказано изменение наследственного аппарата половых клеток под влиянием алкоголя. Алкоголь губительно действует на детей еще до их рождения. Дети часто рождаются слабыми, с отставанием в физическом развитии, мертворожденные. Влияние алкоголя на потомство идет по двум направлениям. Во-первых, изменениями в половой сфере людей, включая атрофию репродуктивных органов, снижение функций половых клеток и уменьшение выработки половых гормонов. Во-вторых, прямое действие на зародышевую клетку.

Особенно тяжелыми бывают последствия женского алкоголизма. К действию алкоголя развивающийся организм особенно уязвим в первые 3-8 недель беременности, что может привести к алкогольному синдрому плода — особый тип сочетания врожденных черепно-лицевых аномалий, пороков развития органов, и частей тела с последующими нарушениями умственного и физического развития детей.

Микроцефалия (неестественно маленькая головка), недоразвитый подбородок, уплощенный затылок, волчья пасть, микрофтальм (уменьшение глазных яблок неправильной формы), птоз (опущение верхнего века), косоглазие — вот неполный перечень дефектов лица и черепа, характерный для алкогольного синдрома плода. Кроме того, пороки сердца: незаращение артериального протока, недоразвитие или отсутствие легочной артерии, дефекты перегородок сердца; пороки развития половых органов, мочевыводящих путей, отсутствие заднего прохода могут встречаться у детей с алкогольным синдромом.

Нарушения психического развития зависят от тяжести повреждений ЦНС — от полной идиотии до олигофрении различной степени, нарушения зрения, слуха, задержка речи, неврозы. Одним из ранних проявлений неврастении считают нарушения сна: беспокойный сон, плач во сне, капризы при засыпании, такие дети путают день с ночью, во время сна у них бывают пароксизмальные состояния (вздрагивание, сердцебиение, слюнотечение, недержание мочи, приступы кашля) и даже сноговорение и снохождение (сомнабулизм , лунатизм).

Весьма часто алкогольный синдром плода проявляется в виде эпилепсии. Среди пациентов психиатров от 60 до 80 % приходится на долю людей, родители которых страдали алкоголизмом. Дети, родившиеся от отцов, пьянствовавших в течение 4-5 лет, страдают умственной неполноценностью. Эти ученики быстро утомляются, их внимание рассеивается, они не могут решать сложные задачи, требующие сообразительности и творческих усилий, у них быстро пропадает желание учиться.

Алкоголь действует на организм ребенка намного сильнее, чем на организм взрослого. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает опустошающее действие на психику подростка: задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и этических понятий, но утрачиваются уже развившиеся способности.

Подросток становится грубым, черствым, злобным, равнодушным, нарастает вялость, апатия, исчезает желание что-то делать и к чему-то стремиться. Вместе с тем алкоголь притупляет нравственное начало, что приводит к росту преступности. За пьянство родителей расплачиваются дети, которые часто рождаются невропатами, психопатами, с врожденными уродствами или дефектами. За последние 20-30 лет неуклонно увеличивается количество школ (коррекционных классов) для дефективных и умственно отсталых детей.

Наркомания и токсикомания. Наркомания — болезненное пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их потребление. Наркомания — группа заболеваний, выражающихся в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне при условии постоянного потребления наркотических веществ, что ведет к глубокому истощению.

Наркомания - болезнь, делающая человека социально опасным.

Наркомания является следствием патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ наркотического действия.

Различают наркотики растительного происхождения: кокаин , опийные препараты — морфин , героин ; препараты индийской конопли — гашиш, анаша, план, марихуана . Синтетические препараты психотропного действия: снотворные, обезболивающие, успокаивающие. Самые тяжелые наркомании (быстро наступает физическая и психическая зависимость) вызывают наркотики растительного происхождения.

Наркотики поражают генетический аппарат. Причем, если мужчина при условии полного отказа от любых видов наркотиков имеет шанс через 4 года восстановить свою репродуктивную сферу, то у женщин не удалось установить факт восстановления яйцеклеток, подвергшихся действию наркотиков. Генетический фонд нации есть главное сокровище, его потеря и разрушение есть величайшее преступление не только перед живущими поколениями, но и перед будущим.

При поражении генетического кода возникают анатомические дефекты развития и происходит повреждение сознания. Причем в том случае, если первые отсутствуют до поры до времени, создается видимость благополучия. Частичное поражение отдельных органов (косоглазие, глухота, глухонемота) в настоящее время носит массовый характер.

Наркоман редко живет дольше 30-35 лет. Смерть наступает либо от передозировки, либо от истощения, либо от заражения гепатитом, СПИДом или введения токсических примесей.

Учитывая то, что данные болезни имеют тенденцию к омоложению (возраст начала приема наркотиков сегодня 9 лет), необходимо начинать просвещение уже в детском возрасте. Установлено, что в этом возрасте три главные причины приводят к диагнозу «наркомания» — любопытство 65 %у влияние среды 14 %, подражание 13 %. Решающее значение имеют типологические особенности характера ребенка, подростка. Это сверхвозбудимость психики или заторможенность (непрестижное положение в коллективе). Изучения личности наркоманов оставляют впечатление отсталости в развитии: они обидчивы и капризны, эгоистичны и эмоционально неустойчивы, склонны к тоске и депрессии.

Для них характерны безответственность, духовная пустота, недостаток жизненных интересов, незнание вреда наркотиков, психические отклонения и болезни. Эти черты могут неосознанно формироваться воспитателями (родителями, педагогами). Такое неправильное воспитание, как чрезмерная забота матери в раннем детстве или безграничная свобода, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение прихотей или же наоборот — суровое отношение, нетерпимость к личности ребенка, эмоциональная холодность родителей формируют тот или иной тип личности ребенка.

Воспитатель должен помнить, что та или иная потребность является движущей силой поведения человека. Ни одна из потребностей (биологическая или социальная) не может длительное время оставаться неудовлетворенной. В процессе воспитания (семья, школа, ровесники, спорт и т. д.) ребенок овладевает способами удовлетворения своих потребностей. Задача воспитания — научить ребенка самостоятельному выбору этих способов, а также правильному принятию решения в трудной ситуации.

Следует обратить внимание на восемь симптомов физического и эмоционального характера, которые свидетельствуют об употреблении человеком наркотиков:

1. Типичным признаком является воспаление век и носа. Зрачки или сильно расширены или сильно сужены в зависимости от того, какой вводился наркотик.

2. Могут проявляться отклонения в поведении. Человек бывает заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, ведет себя истерически, шумно, проявляет чрезмерную подвижность.

3. Аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать. Может наблюдаться потеря веса.

4. Происходят неожиданные изменения личностных особенностей. Человек может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым взорваться по любому поводу.

5. Появляется неприятный запах от тела и изо рта. Проявляется небрежное отношение к личной гигиене и одежде.

6. Могут возникнуть проблемы в системе пищеварения. Случаются поносы, тошнота и приступы рвоты. Часто болит голова и двоится в глазах. В числе других признаков физического нарушения организма можно назвать также изменение состояния кожного покрова (дряблая кожа) и общего тонуса организма.

7. На теле можно обнаружить следы уколов, обычно они бывают на руках: очень важный симптом! В эти места иногда попадает инфекция, и там появляются нарывы, язвы.

8. Разрушаются представления о моральных ценностях, и они замещаются извращенными, идеями.

Табакокурение. Если 40-50 лет назад курение считалось более или менее невинной забавой, то в последние 25-30 лет все ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, его окружающих и государства. В России сегодня курят 70 млн. человек, а ежегодно умирает от курения 400 тыс. человек. 10 % средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническими отравлениями табачным дымом.

Самым вредным для здоровья человека растением является табак. В состав табачного дыма входит 30 компонентов, которые относятся к натуральным ядам, например, никотин , окись углерода , канцерогенные вещества, тяжелые металлы и их соли, радиоактивные элементы и их изотопы. Первое место среди этих веществ по токсичности занимает радиоактивный изотоп полоний-210. В составе дегтеобразных смол содержится: кадмий , свинец, хром, стронций.

Эти металлы и их соли приводят к перерождению клеток и возникновению раковых заболеваний. Никотин является нейротропным ядом, вызывающим поражение ЦНС. Оксид углерода блокирует гемоглобин, что приводит к развитию кислородной недостаточности мозга и других внутренних органов. Компоненты табачного дыма повышают свертываемость крови и способствуют образованию склеротических бляшек. Причем табачный дым при пассивном курении более агрессивен, так как в организме нет адаптации к ядам ферментативных систем.

Известно, что среди курящих смертность от всех причин вдвое выше, чем у некурящих, и табакокурение является причиной всех раковых заболеваний человека. Курение — это наркомания, это расстройство всех функций организма, это частые болезни и преждевременная смерть. Удовольствие, которое якобы испытывает курильщик, является патологическим, вызванным извращением психики, как у всякого наркомана. Табачный дым в любых дозах вредно действует не только на легкие, но и на сердце, сосуды, другие органы и на потомство.

Курение очень часто начинается с детства. В последние годы ряды курильщиков пополняются подростками, девочками и женщинами. Вредные последствия курения отражаются на будущей матери, у таких женщин наблюдается повышенная смертность детей в родах, выше заболеваемость детей, отставание их в умственном и физическом развитии. У курящих юношей и девушек, вступающих в брак, могут родиться умственно отсталые дети. По причине курения родителей умственный потенциал ребенка может снизиться до 25 %. Курение табака отрицательно сказывается и на половой функции у мужчин.

На растущий организм табачные яды действуют еще сильнее — слишком раннее начало курения задерживает рост, снижает умственные способности.

Аборт и его последствия. Аборт — искусственное прерывание беременности, небезобидная, пустяковая операция. Это грубая биологическая травма для организма женщины. При резком прерывании беременности происходят сдвиги в деятельности яичников, надпочечников, гипофиза, нарушается обмен веществ и детородная функция.

Аборты почти неизбежно влекут за собой тяжелые рецидивирующие воспалительные заболевания внутренних половых органов, способствуют нарушению функции яичников, развитию опухоли молочной железы и половых органов. У молодых женщин (20-24 года) аборт вдвое увеличивает риск развития в дальнейшем рака молочной железы. Аборт повышает риск тяжелых осложнений последующих беременностей: самопроизвольные выкидыши у женщин, перенесших аборт, происходят в 8-10 раз чаще, чем у тех, кто не прибегал к искусственному прерыванию беременности.

Мини-аборт — прерывание беременности на ранних срока с помощью вакуум-аспирации. Вакуумный метод аспирации — один из технически наиболее простых, удобных и наиболее безвредных способов не только искусственного прерывания беременности, но и диагностических манипуляций. Практически отсутствуют осложнения, не требуется обезболивание и через час можно приступить к работе.

Определенные трудности возникают при диагностике беременности на ранних сроках. Однако современная медицинская техника (ультразвуковые исследования) наряду с традиционными методами: базальная температура, иммунологический метод, данные гинекологического исследования дают возможность определить наличие беременности с высокой точностью. Учитывая тяжелые последствия абортов, необходимо уметь планировать желательную и предотвращать нежелательную беременность.

Венерические болезни. Эти заболевания имеют общий механизм передачи — половой и включает пять болезней: сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховой лимфогранулематоз, венерическая гранулема. В нашей стране распространена гонорея и сифилис. До настоящего времени эти болезни широко распространены и остаются серьезной социальной и нравственной проблемой. Излечение венерических заболеваний возможно только при своевременном обращении к врачу и строгого выполнения всех его назначений.

Венерические заболевания чаще встречаются у молодых людей из семей, где между родителями имела место супружеская неверность. Одной из главных причин половой распущенности является алкоголизм. К беспорядочной половой жизни более склонны интеллектуально и нравственно незрелые или отвергающие нормы общественной морали, для которых единственным увеселительным времяпрепровождением является половая связь, которая обычно осуществляется на основе искусственно вызванного влечения (просмотры фильмов на сексуальные темы, алкоголь и т. д.).

Борьба с венерическими заболеваниями включает меры специального медицинского характера и медицинскую пропаганду об опасности заражения и последствиях этих "болезней. Ведущее место в борьбе с распространением венерических болезней принадлежит половому воспитанию молодежи, направленному на формирование здоровых морально-этических установок.

Половое воспитание в обществе также должно учитывать, что ведущее значение имеет тот пример, который подают молодежи взрослые во взаимоотношениях между полами во всех общественных местах — транспорт, на работе, в местах отдыха. Огромное значение в области интимных отношений между мужчиной и женщиной имеет просвещение, которое должно вестись на основе хороших и лучших произведений искусства. Неразборчивость и малая информированность подростков в этом вопросе может привести к копированию и повторению зачастую не лучших примеров, а это ведет к полному личному краху в области сексуальных отношений.

Список литературы

1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назаворова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. Учебник. - М.: Высшая школа. - 2001. - 256с.

2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320с.

3. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256с.

4. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2003. - 320с.

5. Смирнов Я. Здоровье и здоровый образ жизни // ОБЖ. - 2000. - №1. - С.18-26.

Здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетических характеристик физического здоровья, психофизиологического уровня жизни. Формирование здорового уровня жизни, рост благосостояния, развитие «индустрии» здоровья способствует росту здоровья нации.

Здоровье человека зависит от четырех групп факторов :

1) наследственность , т. е. предрасположенность к наследственным заболеваниям (15-20%);

2) социальная среда и образ жизни в ней (50-55%);

3) экологические и природно-климатические условия (20-25%);

4) уровень медицинского обслуживания (10-15%).

Экологические, природно-климатические и социальные условия относятся к внешним (экзогенным ) факторам, они в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни. А наследственность и возрастные изменения к внутренним (эндогенным ) факторам. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком и его волей.

Кроме того, все факторы благодаря которым формируется индивидуальное здоровье можно разделить на две большие группы. Во-первых, это факторы, определяющие (обуславливающие) здоровье . Они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье, а так же влияют на образ жизни людей. К факторам, определяющем здоровье относятся:

§ Биологические факторы (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.).

§ Природные факторы (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.).

§ Состояние окружающей среды.

§ Социально-экономические (уровень жизни, материальное благополучие, качество и условия жизни и т.д.).

§ Уровень развития здравоохранения.

Во-вторых, это факторы риска здоровью . Они вызывают патологические изменения в организме и способствуют возникновению и развитию болезней. Число таких факторов риска велико и увеличивается с каждым годом. Так, например в 60-е годы XX века их насчитывалось не более 1000, а сейчас примерно 3000, среди них выделяют главные, так называемые большие факторы риска . Они являются общими для развития самых различных заболеваний. Это курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т.д.

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

§ Нездоровый образ жизни.

§ Загрязнение окружающей среды.

§ Отягощенная наследственность.

§ Неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т.д.

К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, атеросклероз и т.д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязанны.


Смоленский Государственный университет
Кафедра физической культуры

Факторы, формирующие здоровье.

Студентки 1 курса
отделения землеустройство и кадастры
естественно-географического факультета
Костюковой Юлии Станиславовны

Смоленск
2011 г.
План
Введение

    Факторы, формирующие здоровье:
      Наследственность, как фактор здоровья
      Окружающая среда, как фактор здоровья
      Медицина, как фактор здоровья
      Образ жизни, как фактор здоровья
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

1. Факторы, формирующие здоровье
Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

      Наследственность, как фактор здоровья.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей.
Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально- экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.
Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе
человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.
Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.
Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.
Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

1.2. Окружающая среда, как фактор здоровья

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.
Человек на Земле постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с неблагоприятными природными и стихийными факторами, что требует расширения и интенсификации производства. Для этой цели человек во все меньшей степени применяет мускульную энергию, а все в большей - природные материалы и источники энергообеспечения. В середине 19 в. 95% необходимой в производстве энергии приходилось на долю мышц животных и человека, а в 70-х годах нашего столетия – всего лишь 0,5%. С одной стороны, человек имеет возможность получать полезный результат при меньших затратах своей энергии, а с другой - получал непредсказуемый, неблагоприятный с точки зрения детренированности для его здоровья эффект.Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличению чисто нервных нагрузок. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.
Показано, что в г.Салавате (республика Башкортостан), где загрязненность атмосферы продуктами нефтехимического производства особенно велика, с 1985 г. стали появляться непроизвольно дергающиеся дети, которых называют «тикерами» (от слова тик - дергаться). Показательно, что при смене этими детьми места жительства проявления болезни у них бесследно исчезают.
Можно говорить о складывающейся, специфичной для каждой местности картине патологии, которая связана не столько с географическими и климатическими условиями региона, сколько с преобладанием отраслей производства.
В центрах металлургии (города Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк и т.д.) гораздо выше заболеваемость дыхательного аппарата, аллергией, злокачественными образованиями.В некоторых рисосеющих районах Краснодарского края, где интенсивно применяются пестициды, в отдельные годы из-за плохого состояния здоровья не был призван в армию ни один юноша. зменение уклада жизни севера народов, у которых за последнее десятилетие было уничтожено до 20 млн. гектаров оленьих пастбищ, привело к тому, что средняя продолжительность жизни среди них составляет 42 - 45 лет, т.е. на 16 - 18% меньше, чем у проживающего здесь некоренного населения.
Многократные «тихие Чернобыли» постоянно оказывают свое негативное влияние на окружающую среду через нарушения структуры и разрушение структурных связей биогеоценоза, через компенсаторные воздействия на отдельные виды флоры и фауны за счет других видов, через создание ранее не существовавших структурных элементов и связей биологически активных синтетических веществ и появление новых условий среды, к которым в организме человека нет эффективных средств адаптации или защиты, и т.д.
Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах. Значительная часть населения России (18%) в настоящее время проживает в городах, где загрязнение превышает санитарные нормы в 10 раз и более. В этих районах 10 - 12% населения страдает психическими нарушениями при средних значениях этого показателя - 4 - 5%.Поэтому экология должна развиваться в двух направлениях. Валэкология - наука о здоровье биосферы, о нормальных взаимоотношениях человека с окружающей его средой на уровне минимальных воздействий должна находить, оберегать и создавать заново эталонные (здоровые) террито­рии и регионы. Санэкология - наука о диагностике и коррекции (лечении) неблагоприятных (патологических) изменений в биосфере.

    Агенты или загрязнители воздуха
    Возможные влияния на здоровье человека
    Окислы серы в сочетании с другими веществами (дым)
    Усугубление существующих заболеваний дыхательных путей и опасность их возникновения; функциональные расстройства легочной деятельности, раздражение органов чувств.
    Взвешенные частицы в воздухе
    Усугубление влияния газообразных загрязнителей, таких, как окись серы; токсичное влияние зависит от химического состава.
    Окислители, включая озон
    Окись углерода
    Вступая в реакцию с гемоглобином, лишает ткани кислорода; наиболее чувствительные лица, страдающие сердечной недостаточностью и дыхательными (респираторными) расстройствами; психические отклонения возможны даже при слабой концентрации.
    Свинец
    Попадание свинца в организм с продуктами питания, водой и воздухом, может иметь роковые последствия для организма человека-вызвать интоксикации.
    Асбест
    Как и другие загрязнители воздуха, асбест может вызывать легочные заболевания и пропитывание известью плевры- обызвествление плевры.

1.3. Медицина, как фактор здоровья
Следует отметить, что сегодня наука о здоровье развита гораздо меньше, чем медицина. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека»
По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Свои заслуги она видит не в количестве здоровых, а в увеличении числа посещений поликлиник, объемов госпитализации и скорой помощи. В расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек на 65% больше, чем в США. Ежегодно стационарное лечение получают 25% граждан России, каждый из граждан РФ в 1991 г. в среднем посетил внебольничные учреждения 10 раз, а станции скорой помощи обслуживали каждого третьего и т.д. При таком колоссальном объеме медицинской помощи средняя продолжительность жизни у нас в стране на 12 лет меньше, чем в США и на 15 лет меньше, чем в Японии.
Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, т.е. лечебная медицина не всегда укрепляет здоровье. В определенной мере одностороннюю направленность имеет и существующая охрана здоровья, трактуемая как система мер, предусматривающих возможность поддерживать нормальное состояние организма человека. Она ориентирована на развитие сети поликлиник, больниц, санаториев, сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка, оснащение их современной аппаратурой, лекарственными и санитарно-гигиеническими средствами.
Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III-го уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых в общепопуляционном масштабе, поскольку медицина своей основной задачей ставит предупреждение рецидивов заболевания у больных.
Поэтому, согласно принятой методологии охрана здоровья детей и взрослых может быть реализована только на основе многоуровневого медико- биологического подхода, включающего, помимо медицины III-го уровня, профилактику I-го и II-го уровней.
Профилактика II-го уровня предполагает выявление маркеров конституционального предрасположения и риска по отношению ко многим заболеваниям детского возраста, возможность вычислительного прогнозирования риска по совокупностям наследственно-семейных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешнего окружения. Огромное значение в медицине этого уровня имеет диагностика предрасположения на основе антигенов гистосовместимости, хромосомных и генных исследований, проводимых даже в первые недели беременности. Выявляя уже не болезни, а только состояния предрасположения и риска медицина этого уровня ориентирована не на лечение болезней, а на вторичную их профилактику. К этому уровню нужно отнести и учение о неспецифических дезадаптационных синдромах и состояниях, а также концепцию о донозологических расстройствах регуляторных систем.
Профилактика I-го уровня нацелена на контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики являются опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды для поддержания здоровья. Своей целью она ставит отбор и широкое практическое внедрение рекомендаций, обладающих потенциальными возможностями повышения здоровья, творческой и духовной активности человека.
Становится очевидным, что центром приложения сил медицины и физиологии как научно-практической отрасли, должен быть не только больной, но и в полной мере здоровый человек, охрана и укрепление его здоровья.
К сожалению, у медицины до этих видов профилактики «руки не доходят», а все усилия сосредоточены на третичной профилактике. По мнению американских кардиологов, предупредить заболевание почти в 25 раз дешевле, чем лечение уже возникшей патологии. Даже в США, где на здравоохранение выделяется 12% валового национального дохода, в 1993 г. около 1 млн. человека не смогли получить адекватного лечения.
Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации оказалась на практике несостоятельной по следующим причинам:
требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.
Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных и других организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового образа жизни.
1.4. Образ жизни, как фактор здоровья
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Существует много различных подходов к определению ЗОЖ. Представители философско- социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для гармоничного развития и жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11]. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003].
Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни.
Учитывая выраженную индивидуальность каждого человека, здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.
Здоровый образ жизни должен соответствовать заложенной в человеке генетической программе. Это необходимо как для гармоничного сосуществования человека с природой, так и максимального развития потенциала здоровья. Генетическая программа человека определяет его конституцию (морфофункциональный тип, преобладающие типы нервных и психических реакций), норму биологических реакций, и, следовательно, предопределяет наличие или отсутствие различных заболеваний.
На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:
возраст человека
пол человека
образование
интеллект
профессия
условия труда
воспитание
семейные традиции и устои
материальное благополучие
бытовые условия
личные мотивации
Вот некоторые валеологические формулировки взаимосвязи этих факторов:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:
- индивидуально-типологическими наследственными факторами;
- объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
- конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
- личностно-мотивационными факторами, определяемым и мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Достаточно часто в истории предлагалась возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-либо одного средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.п.). При этом некоторые авторы делают акцент на физической составляющей (например, Гиппократ), некоторые – на духовной (например, Демокрит), реже главный акцент приходится на социальные факторы. Такие подходы явно не оправдывают себя. Как и не существует «панацеи» от всех болезней, так и не существует главного элемента ЗОЖ. Это понятно еще и потому, что любое средство или явление воздействует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему.
Некоторые люди, увлекаясь одним методом укрепления здоровья, готовы поклясться, что именно этот метод помог им больше других, оказался чудодейственным. При этом не стоит забывать о внутреннем психическом потенциале человека, самовнушении, а также об эффекте «плацебо».
Контроль за состоянием здоровья осуществляется с помощью некоторых показателей, имеющих конкретное количественное выражение. Например, основные показатели гомеостаза, показатели резервов организма при направленных нагрузках.
и т.д.................
Загрузка...