Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Виды и способы проведения аллергопроб у детей. Корректурная проба для детей

Приложение 1 "Корректурная проба"

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:

Приложение 2

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни левой ногой.

Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.


Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Приложение 3

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Приложение 4

Классификация

    Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета : линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+3 7+2 7-3 8-3

6+2 5+2 5-3 9-4

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=

Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

Являясь одним из самых точных исследований, аллергопробы для детей позволяют выявить наличие аллергена и определить его качественную составляющую. Процедура подразумевает проведение ряда тестов с введением раздражителя, на который у пациента может объявиться непереносимость. Введение осуществляется различными способами, после чего, через определенное время, оценивается реакция организма на разражитель.

Что такое аллергопробы

Процедура мало отличается от обычной, предназначенной для взрослых. Однако существуют ограничения: на некоторые виды тестов не допускаются детки младше 3 лет. Доктора советуют проходить обследование после 5-летнего возраста, чтобы растущий организм не выдал необъективную реакцию на тот или иной аллерген.

Важно! Аллерген – препарат, изготовленный из пыльцы растений, частиц шерсти, кожного покрова животных, бытовой пыли, спор грибов, микроэлементов химического, бактериального, пищевого характера.

Технологически процесс представляет собой нанесение вещества на заранее сделанные маленькие царапины, либо введение инъекционным образом. Аллерголог может посоветовать многоразовое введение аллергена в различных концентрациях. Каждый раз проводится оценка реакции, все показания фиксируются.

Условия проведения процедуры


Главное и обязательное требование – стойкий и длительный период ремиссии. В противном случае проба окажется неактуальной и придется заново проводить тесты. Перед проведением процедуры, осуществляется ряд общих обследований, включающий в себя осмотр педиатра, забор анализов мочи, крови. Только после этого доктор выписывает направление и можно делать тест на аллергию у детей. Чаще всего проба ставится на участок кожи на внутренней поверхности предплечья, примерно на расстоянии 3-4 см от запястья. Но если ребенок страдает от аллергии, пробы ставятся на другие места тела, иногда на спинку малыша.

Факт! В процессе тестирования может проявиться любая реакция. Потому крайне важно делать обследования в профильных медицинских центрах, где в случае необходимости смогут спасти ребенка от ураганных патологических проявлений.

Показания к проведению процедуры


Аллергические пробы у детей берут в случае необходимости выяснения типа веществ, вызывающих негативные реакции. Основными показаниями забора пробы на аллергию детям являются следующие факторы:

  1. Диагноз бронхиальная астма, аллергодерматит;
  2. Поллиноз;
  3. Постоянная заложенность носа;
  4. Аллергические реакции на пищу: сыпь, зуд;
  5. Риниты, конъюнктивиты аллергического характера;
  6. Приступы затрудненного дыхания/удушья, постоянный надрывный кашель;
  7. Беспричинный зуд глаз, носа;
  8. Круглогодичные высыпания на теле, отечность кожи;
  9. Ранее наблюдаемые аллергические реакции на укусы насекомых, животных;
  10. Высыпания на коже при взаимодействии с химическими веществами бытового назначения, продуктами питания.

Иногда к кожным высыпаниям и зуду прибавляются боли в желудке, головные боли, сонливость. Любой из вышеперечисленных признаков может стать показанием к забору аллергопроб. Крайне важно обращать внимание мамам малышей, в роду которых уже имеются случаи проявления аллергии. Даже ведя дневник питания и дозируя продукты, выявить аллерген часто не представляется возможным, в этом случае поможет только проба на аллергены у детей.

При проявлениях сезонной симптоматики также рекомендуется сделать пробы на специфическую иммунотерапию. Разница лишь в том, как берут пробы на аллергию. В этом случае тестирование проводится вне сезона цветения растений (например), аллерген вводится в организм малыми дозами, а вот количество веществ может быть довольно большим, чтобы выяснить на пыльцу каких растений у малыша возникает непереносимость.

Какие бывают пробы


Разобравшись, как делают пробы на аллергию у детей, следует понимать, какие могут быть анализы:

  1. Анализ крови на наличие антител. Первый тест, делаемый пациенту. Данный тест не приводит к усилению реакции непереносимости и не имеет противопоказаний. Рекомендуется при любой форме непереносимости.
  2. Прямые кожные пробы. Аллергены вводятся в микроцарапины на коже, число проб до 20 единиц. Реакция оценивается через 1 и более суток. Пациент должен находиться в стационарных условиях под наблюдением лечащего доктора. Положительная реакция – локальное или обширное покраснение (более 2 мм), отечность точки нанесения аллергена.
  3. Косвенные кожные пробы вводятся инъекционно. При этом доза раздражителя сопровождается дозой сыворотки крови, обладающей повышенной чувствительностью к аллергену. Реакция оценивается также через 1 и более суток. Итог – оценка опасности данного конкретного раздражителя для организма пациента.
  4. Провокативные пробы назначаются в случае несовпадения реакционных признаков с данными развития аллергии. Выделяют конъюнктивные, назальные и ингаляционные тесты. Последние следует брать у пациентов с бронхиальной астмой.

Расшифровка результатов


После проведения тестов, доктор отслеживает реакцию организма на аллергены и оценивает результаты. Если на месте введения аллергена образовалось покраснение, отек, предполагается наличие аллергии. Но в ряде случаев диагностика требует выявление степени чувствительности, то есть непереносимость организма на ту или иную концентрацию вещества. В этом случае следует взять повторные пробы, отслеживая дозировку препарата.

Все результаты оцениваются при ярком освещении через 1-3 суток после проведения теста. Положительная реакция – папула более 2 мм в диаметре. Разовое исследование не может включать более 15-20 пробных реакций.

В результате выявленных реакций определятся способ лечения аллергии. При невозможности полного исцеления, назначается иммунная терапия. Следует внимательно относиться к пробам, ограничить контакт с аллергеном. Основная методика лечения заключается именно в устранении причины, вакцинация – не панацея, способ не всегда помогает, поэтому пациентов предупреждают о возможных последствиях заболевания.

Если доктор порекомендовал вакцинацию, то приготовьтесь – это длительный и непрерывный процесс. Организм должен привыкнуть к вводимым аллергенам, затем постепенно начать вырабатывать собственные антитела. Первые инъекции вакцины проводятся через день, затем длительность промежутков увеличивается. После достижения определенного результата, уколы ставятся раз в 30-35 дней для поддержания положительного результата.

Зная, как делают аллергопробу детям и для чего предназначен процесс, не следует затягивать визит к доктору. Обнаружение признаков аллергии в самом начале помогает выявить и максимально снизить реакцию организма. Бывает, что детки «перерастают» аллергию, но надеяться на такой эффект без вспомогательных средств, не стоит.

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка - это ошибка внимания.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов

Тест «Таблицы Шульте»

Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации.

a. Определить время (в с) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.

b. Определить среднее время поиска цифр в квадрате.

c. Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат - время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию - работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (таблица Шульте)

Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)



Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.



Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

1. Веселый праздник

2. Развитие

3. Тяжелая работа

4. Зимний день

5. Разлука

6. Легкая работа

7. Болезнь

8. Счастье

10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Имена обитателей НЛО.

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО.

Их зовут:

От слова к рассказу

Вариант 1:

Задание 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.

поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

Задание 2. Расскажи, что получилось.

Задание 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.

Вариант 2:

дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.

Задания те же.

Вариант 3:

пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

Задания те же.

Калейдоскоп явлений

Задание 1. Играющий самостоятельно читает нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба, лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства, награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть, тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш .

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью, необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна, ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными словами.

§ весна - лужи, март, листья, поздравления, праздник;

§ ягоды - голубика, черника, земляника, вишня, малина;

§ спорт - соревнования, судья, спринт, свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;

§ дружба - переживания, страдания, чувства, страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова, используя для этого ключевые слова.

Примечание . Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на существование.

Развитие памяти. Барабан

Задание 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

Задание 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

Задание 3. Расскажи, каким способом запоминал.

Примечание. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Счет с наращиванием

Эту игру придумал известный психолог, академик В. Д. Шадриков. Задача заключается в том, чтобы складывать два числа, а результат прибавлять к третьему. Полученную сумму надо запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и т.д.

Например, игроку называется исходное число (667), далее называются два однозначных числа (2; 7), которые играющий должен сложить, а сумму -запомнить:
667; 2; 7 - 2 + 7 = 9 + 667 = 676

Операции играющего:
3; 5 - 3 + 5 = 8 + 676 = 684 и т. д.

Если задание понятно, можно начинать игру.

Играющий должен это число назвать и запомнить. Это задание можно усложнить или упростить в зависимости от возраста, опыта, способностей ребенка. Для того, чтобы играющему было легче считать и запоминать, надо предложить ему называть (проговаривать) все операции.

«Счет с наращиванием» можно использовать как развивающую индивидуальную игру, как коллективную игру-соревнование на длительность безошибочной игры и как тест, позволяющий определить силу оперативной памяти человека. Оперативная память - память, обслуживающая какие то действия человека, которая необходима ему в процессе конкретной деятельности. Человек с хорошей оперативной памятью отличается тем, что помнит все, касающееся его текущего занятия, но после окончания работы он может забыть большую часть имевшей место информации.

Как правило, это второстепенная информация, т.е. нюансы, штрихи, детали.

После окончания игры участников можно спросить, помнят ли они те числа, которые складывали.

Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

Внимание!

3. Геометрия

4. Фальсификация

8. Контроль

9. Ножницы

10. Любовь

12. Свидание

13. Сказка

14. Необычность

15. Костер

16. Записка

18. Проблема

19. Родители

20. Кризис

Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

Примечание. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы

Цель : исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование : стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования . Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов . Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и
х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к
в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а
и с в е х в е и с н

Методика Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Аллергопробы для детей назначаются в тех случаях, когда у ребенка появляется негативная реакция организма в виде высыпания или зуда, но причина этого неизвестна. Данный вид анализа может быть сделан как в виде иммунологического теста, т. е. путем исследования крови, так и кожным методом.

На данный момент проба аллергическая может быть 3 видов:

  1. Аллергены наносятся непосредственно на кожу ребенка (прямые пробы). В это же время специалист делает на кожном покрове царапины для введения в них аллергенов. Далее смотрят на реакцию кожи, и если появляются какие-либо негативные реакции, например, отек, шелушение или покраснение, можно сделать вывод относительно у ребенка. Как правило, такие диагностические методы проводятся под постоянным контролем специалистов в стационаре, поскольку на получение результатов требуется некоторое время.
  2. Исследования провокационного характера, к которым относят использование назальных, ингаляционных или конъюнктивных средств. Аллергопробы у детей берутся в том случае, когда присутствуют клинические проявления аллергии и несоответствия результатов проб кожного типа.
  3. Пробы косвенного характера, когда путем подкожной инъекции вводится раздражающее вещество и чувствительная к данному аллергену сыворотка. Полученная при исследованиях реакция позволяет определить, какие аллергены являются опасными для ребенка.

Преимущества и недостатки

Что касается такого исследования, как кожные пробы на аллергию, то их главным плюсом считается то, что они являются довольно точными в плане получения результатов. Еще 1 их преимущество - это простота и доступность. Если говорить о недостатках данного метода, то сюда стоит отнести в первую очередь возможный риск отрицательной реакции детей на пробу, поэтому данный вид диагностики проводится исключительно в лечебном учреждении. Однако есть и ряд негативных сторон данной пробы. Это, во-первых, болезненность процедуры, во-вторых, достаточно продолжительное время исследования.

Если брать анализ крови, к преимуществам данного способа относятся следующие моменты:

  1. Применение конкретных аллергенов позволяет получить максимально точные данные.
  2. Полностью отсутствует контакт с аллергическими элементами.
  3. Анализ с использованием крови могут взять в любое время, даже если у ребенка наблюдается обострение аллергической реакции.
  4. Независимо от количества аллергенов, достаточно всего 1 раз сдать кровь.

Что касается недостатков данного метода исследования, то это только его дороговизна.

Противопоказания к проведению аллергопробы

Кожные аллергопробы имеют следующие противопоказания:

  • данный метод нельзя использовать, если имеются какие-либо повреждения кожного покрова;
  • при использовании антигистаминных препаратов, поскольку они приводят к снижению чувствительности кожного покрова;
  • с увеличенной чувствительностью кожи к аллергену из-за высокого риска ложного результата;
  • если у ребенка наблюдались анафилактические реакции либо имеется к этому предрасположенность;
  • нельзя делать подобные пробы, если ребенку нет 3–5 лет;
  • при продолжительном лечении с использованием кортикостероидов;
  • если имеются какие-либо инфекции острого характера.

В данный список следует включить еще и грудных детей до года, поскольку у них в крови могут находиться антитела, передавшиеся от матери.

В какое время проводятся аллергопробы, и какой анализ выбрать?

Если проводится кожная проба, то их необходимо делать только во время ремиссии. После того как закончилось обострение, должно пройти не менее месяца для проведения нового исследования. Так как нельзя спрогнозировать то, как поведет себя организм маленького ребенка, исследование следует проводить только в стационаре под постоянным наблюдением специалистов. А вот что касается анализа с забором крови, то его можно делать в любое время, однако, за исключением пациентов грудного возраста.

Главное, что следует помнить - это то, что кожные пробы на аллергены у детей нельзя проводить маленьким пациентам минимум до 3 лет.

По мнению большинства аллергологов, подобные исследования лучше делать детям только после 5-летнего возраста, за исключением случаев, когда аллергическая реакция организма проявляется в остром виде.

Лабораторное исследование крови на аллергены

О том, что такое аллергопробы, и как берут кровь на анализ, знают многие. При этом стоит заметить, что данный метод исследования считается самым безопасным, поэтому его можно проводить как взрослым, так и грудным малышам. С его помощью исследуется реакция организма на все виды аллергенов, при этом прямого контакта с ними нет, что делает этот метод еще более привлекательным. Во время проведения происходит выявление антител lgE в крови пациента, которые и реагируют на появление аллергена в организме. В зависимости от того, какова его концентрация, делается расшифровка и окончательные выводы относительно тяжести реакции организма на аллерген.

Таким образом, можно проверить реакцию на 200 видов аллергенов.

Подготовка к аллергопробам заключается в том, что перед исследованием нельзя есть, т. е. кровь сдается на голодный желудок. Кроме того, не должно быть никаких физических и эмоциональных нагрузок на организм.

Если анализы сдает ребенок, и встал вопрос относительно того, как подготовиться к исследованию, то за сутки до сдачи крови должна быть назначена диета, исключающая жирное, кислое, острое, сладкое и возможные аллергены.

Причины аллергической реакции у грудного ребенка

Когда речь заходит о грудных детях, то родителей часто интересует вопрос относительно того, как же определить, на что у их малыша аллергия, если сдавать аллергологические пробы в данном случае нельзя. Все зависит от терпения и внимательности мамы и папы. Необходимо тщательно следить за питанием ребенка и исключать потенциальные аллергены.

В зависимости от того, чем питается малыш, методы выявления аллергенов заключаются в следующем:

  1. Если ребенок находится на грудном вскармливании, за питанием должна следить мама и не употреблять в пищу продукты с повышенной аллергенностью. К таковым относятся овощи и фрукты, имеющие красный и оранжевый цвет. Коме того, нельзя употреблять цитрусовые и шоколад. Мед тоже попадает в список аллергенов, поэтому и от него следует отказаться.
  2. Если же малыш питается смесью, причину аллергии стоит искать в ее составе. Возможно, подобную реакцию организм дает на лактозу. Хотя нередко причиной становится слишком частая смена питания.
  3. Когда происходит введение прикорма, а обычно это происходит в возрасте 6 месяцев, у малыша может наблюдаться аллергическая реакция на некоторые продукты, поэтому начинать стоит с гипоаллергенных.
  4. В силу того, что организм грудного ребенка еще не сформирован, значение имеет и объем принимаемой пищи, так как слишком большое количество еды может вызывать негативную реакцию.

Если же родители не смогли самостоятельно выявить аллерген, малышу назначаются исследования в лабораторных условиях путем забора крови.

Родители вполне могут самостоятельно выявить аллергены, на которые у ребенка негативная реакция, достаточно просто внимательно наблюдать за своим малышом.

Однако даже если кажется, что причина обнаружена, подтвердить предположение можно только путем лабораторных исследований с помощью аллергопроб.

Если говорить о грудных детях, то для того чтобы у малыша не было аллергии, мама должна правильно и хорошо питаться на этапе вынашивания и кормления грудью. Для этого женщина должна исключить из своего рациона продукты с повышенной аллергенной активностью.

Когда у человека обнаруживается аллергическая реакция, ему в обязательном порядке назначается кожная проба. При таком исследовании, как аллергические пробы, их сущность, применение направлены на выявление чувствительности конкретного пациента к различным аллергенам. В основе препаратов, использующихся для аллергопроб, применяются всевозможные материалы, с которыми человек контактирует постоянно. Это шерсть домашних животных, их перхоть, пыльца растений и деревьев, пыль домашняя.

Кроме того, используются всевозможные грибки бытовые и бактериальные.

Что касается того, как делают аллергопробы, то с помощью шприца аллерген вводится под кожу или на сделанную заранее царапину. В случае если у человека наблюдается повышенная чувствительность к нему, на месте, куда было введено средство (спустя 15 минут) возникает пятно красного цвета или же отек.

В каких случаях назначаются аллергопробы?

Среди показаний к проведению исследований, в список которых входит и кожно-аллергическая проба с антраксином, стоит выделить следующие заболевания:

  • дерматит аллергического характера, который выражается сильным зудом и высыпаниями на коже;
  • астма с одышкой, затрудненным дыханием и удушьем;
  • аллергия на продукты, при которой появляется зуд и высыпания;
  • конъюнктивит и ринит аллергического характера с насморком, зудом, слезотечением и покраснением глаз;
  • хронический или же сезонный поллиноз, проявляющийся зудом в носу, заложенностью, насморком и постоянным чиханием;
  • с зудом и сыпью.

Что касается того, с какого возраста делают аллергопробы, то ребенку должно быть не менее 5 лет. Кроме того, к моменту исследования он не должен ничем болеть. В противном случае предсказать реакцию организма и результат анализа невозможно.

Побочные эффекты от исследования

У человека, которому делаются аллергопробы, возможны такие последствия, как гиперчувствительность, возникающая, как правило, через 6 часов, и она может длится на протяжении суток. Проявляется она в виде плохого заживления участка, на котором проводилось исследование, и появления риска сенсибилизации.

В тяжелых случаях аллергопробы могут привести не просто к дискомфорту, а к летальному исходу.

Однако такие случаи бывают очень редко, поскольку исследование проводится в медучреждении под присмотром специалистов.

Загрузка...