Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как влияют гены на поведение. Поиск новых впечатлений

Один из самых интересных вопросов заключается в том, какую роль в жизни человека играет наследственность, а какую - среда. Есть такие признаки, которые практически не зависят от внешней среды. К примеру, это цвет глаз. А есть и такие, на которые внешний мир оказывает самое непосредственное влияние - это свойства характера, поведенческие особенности.

Роль генов

Вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, никогда не потеряет своей актуальности. Многие люди были в свое время убеждены в том, что генетика - это нечто, определенное раз и навсегда. С какими генами человек появился на свет, так он и проведет целую жизнь, и ничего тут не попишешь. Сложно разубеждать таких людей. Ведь они не задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность, оправдывают свою пассивность, неудачи и заболевания «плохими генами».

Генетика определяет многие особенности человека - например, мы не можем находиться под водой длительное время или же летать подобно птицам. Однако такие черты, как склонность к агрессии или же доброта, общительность или замкнутость, чувствительность или хладнокровие, передаются от родителей к ребенку в виде задатков. Предмет, по которому учителя задают подготовить ответ на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность - обществознание. 5-9 классы - это время, когда школьники начинают изучать вопросы генетики. Однако данная тема будет интересна в большей степени ученикам постарше. Школьникам средних классов можно объяснить, что человек способен развивать свои генетические задатки, а также, наоборот, стремиться их подавить.

Мигрирующие элементы в геноме

Давно доказано, что код ДНК непостоянен. Человеческие гены изменяются под воздействием переживаний, эмоций. Эти чувства, как правило, не осознаются человеком. В 1983 году Барбара Мак-Клинток получила Нобелевскую премию за свое открытие подвижных элементов в человеческом геноме. До этого открытия считалось, что человек имеет статичный и неподвижный набор генов, который не изменяется в течение жизни и передается из поколения в поколение.

Мак-Клинток доказала, что в ДНК человека есть мигрирующие гены. Под влиянием стресса они меняют свое положение, чем обеспечивают выживание вида. Барбара утверждает, что серьезный стресс, тяжелая инфекция или же неблагоприятные условия окружающей среды оказывают «шоковое воздействие» на генетический код. Это заставляет геном перестраиваться, чтобы преодолеть возникшую угрозу. Таким образом, можно метафорически сравнить геном человека с «книгой судьбы», которая определяет его жизнь, однако постоянно переписывается им самим.

Заглянуть вглубь веков

Случается так, что человек убежден в своей плохой наследственности. На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, такие пессимисты всегда ответят отрицательно. В качестве примера можно рассмотреть неблагополучную семью, в которой один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, являются тунеядцами или же просто ведут недостойный образ жизни. В таком случае человек может полагать, что наследственность у него плохая, а стало быть, от судьбы ему нечего ждать. Однако такой подход в корне неверен. Скорее всего, если бы этот человек имел возможность копнуть глубже и изучить историю своих предков, он был бы крайне удивлен. Ведь герои и сильные личности есть в каждом роду - в противном случае фамильная линия попросту бы прервалась. Проблема заключается в том, что человек чаще всего не обладает информацией о том, кем были его пращуры. Если бы он знал, какие достойные поступки совершались его предшественниками, то наверняка не стал бы винить «плохие гены» в своих жизненных неудачах.

Можно ли влиять на наследственность: исследования ученых

Уже не одно десятилетие ведутся споры о том, что же оказывает на жизнь человека большее влияние - наследственность или среда. Учеными из Квинсленда были проведены исследования, которые показали: в этой схватке нет проигравших или победителей. И генетика, и среда оказывают влияние приблизительно в равной степени.

Чаще всего именно в старших классах школы ученики готовятся к теме «Можно ли влиять на наследственность?». 5 класс - это время, когда школьникам еще не задают таких заданий. Вряд ли получают они их и в шестом классе. Вопросы влияния среды и наследственности проходят школьники старших классов, а также студенты гуманитарных вузов. Исследования, проведенные учеными касательно данного вопроса, будут интересны уже старшеклассникам. Специалисты обработали данные исследований, полученные с помощью близнецового метода за последние полвека.

Можно ли влиять на наследственность (обществознание): роль среды и генов

Их исследование является одним из наиболее масштабных - в выборку были включены порядка 14,5 млн пар близнецов. Необходимо отметить, что близнецовый метод является одним из важнейших в области психологии и генетики. С его помощью ученые всегда стремились найти ответ на вопрос, можно ли влиять на наследственность. Его широко применяют для того, чтобы определить влияние генов и среды. Основывается он на сравнении черт монозиготных и гетерозиготных близнецов. Монозиготными называют таких близнецов, у которых идентичный набор генов. Поэтому различия между ними могут быть обусловлены только лишь влиянием той среды, в которой они живут. Исследователи выяснили, что практически каждая вторая черта личности или же расстройство обусловлены генетикой и окружением в равной степени (49 % обусловлено наследственностью, а 51 % - внешней средой или же возможными ошибками в измерениях).

Пластичность мозга и изменение поведения

На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, многие ученые сегодня отвечают однозначно: да. Профессор СПБГУ Татьяна Черниговская утверждает: важна для человека не только одна наследственность, но и все то, что формирует его как личность. Сюда относятся книги, фильмы, музыка, которую слушает человек, люди, с которыми он общается. Ведь жизнь формируется не только в зависимости от генов, но и во взаимодействии с окружающей средой. Татьяна Владимировна употребляет в своих лекциях понятия «плохого» и «хорошего» мозга. При этом «хороший» мозг - это тот, который обладает сложной нейронной сетью.

Возможности человеческого мозга

Непросто сходу ответить на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность. Краткий ответ - да, делать это можно и нужно. На протяжении всей жизни человек имеет возможность создавать новые нейронные связи в мозгу - это происходит в процессе обучения в самом широком смысле слова. Например, тот, кто страдает от застенчивости, способен «научить» свой мозг новым поведенческим паттернам в процессе психотерапии. И таким образом, генетика уже не будет играть определяющей роли в жизни этого человека. Необходимо понимать, что многое в большой степени зависит от работы мозга и желания личности что-то менять.

Пытаясь объяснить поведение ребенка - особенно, если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаем вопросы: почему он так себя ведет? Можем ли мы изменить его поведение? Что для этого нужно сделать?..

Что такое наследственность?

Наследственность - свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития. Обеспечивается эта преемственность воспроизведением материальных единиц наследственности - генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.

Но одновременно наследственность допускает и вариации. Ведь некоторые гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена - один унаследован от отца, другой - от матери. Формы этих генов могут быть разными, а могут быть и одинаковыми.

Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми.


Интересно...

Геном совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. Геном характеризует не отдельную особь, а вид организмов в целом.


Что такое характер?


Под характером понимается совокупность устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных ситуациях.

По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности. Наследуемые особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера.

Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить внимания, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.

Таким образом, внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

Насколько мы отличаемся друг от друга?

Мы все отличаемся друг от друга не более чем на 0, 5 %... Все остальное у нас одинаковое! Но этих 0,5 % хватает, чтобы каждого из нас сделать уникальным!

Коэффициент наследуемости вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили и воспитывали.

Если бы коэффициент наследуемости, например, интеллекта оказался близок к 0 %, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам.

Исследования же показывают, что гены отвечают за 50-70 % разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49 % различий по выраженности пяти «универсальных», наиболее важных, свойств личности:

  • уверенности в себе,
  • тревожности,
  • дружелюбию,
  • сознательности,
  • интеллектуальной гибкости.

Это данные для взрослых.

Результаты психогенетических исследований не подтверждают генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств, для взрослых выше, чем для детей.

Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве сходство двух разнояйцевых близнецов такое же высокое, как у двух однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребёнка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет.

Одни гены - разное воспитание

Можно сказать, что от генотипа зависит, как ребенок будет развиваться в определенных условиях среды. Поэтому даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. В одной и той же семье у детей формируются разные качества, поскольку дети занимают в ней разное положение. Даже у детей с общей наследственностью, живущих в одной и той же семье, формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере.

Во-первых, условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, изменяются жилищные условия. Одного ребенка воспитывала няня, другого детский сад, третий долгое время жил в деревне у бабушки. Все эти обстоятельства по-разному влияют на формирование характера.

Во-вторых, разве одинаково относятся родители к первому и второму ребенку или к самому младшему, который появился тогда, когда первые выросли? Ведь первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой «дрожат». Это не может не оказать влияния на формирование характера. Но вот появляется второй, и от старшего «баловня» родителя требуют уступок малышу.

Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

Но было бы неправильно сделать вывод, будто характер формируется только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и детский сад, и школа, и друзья по двору, книги, которые он читает, и кинофильмы, которые он смотрит… Другими словами - все то с чем он соприкасается в жизни. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладка характера начинается в семье. Об этом и следует помнить родителям.


Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает ПСИХОГЕНЕТИКА.


Что делать родителям?


Итак, нам, родителям нужно помнить, что биологические особенности и нарушения определяют только силу и характер реакций на внешние воздействия, «пределы» выраженности признака. То есть, только 50 % нашего характера генетически обусловлено. Само же поведение определяется сложным взаимодействием биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов.

Если на генетическую предрасположенность мы повлиять не можем, то на окружающую ребенка среду можем влиять непосредственно. Причем, зная наследственную предрасположенность, можем постараться не допустить формирования определенных качеств, и наоборот, повлиять на формирование качеств желаемых.

К примеру, если мы видим склонность ребенка к импульсивному поведению, вспыльчивости, истерикам - то наша задача состоит в создании такой атмосферы, в которой эти качества не будут иметь возможности проявиться. Если мы это сделаем, то не сможем полностью убрать данное качество, но в наших силах сгладить его, свести его проявления к минимуму либо научить ребенка справляться с собой в такие моменты.

Точно также обстоят дела с другими проявлениями характера: застенчивостью, страхами, зависимым поведением, неконтролируемыми вспышками агрессии и т. д.

Самое главное для родителей - понимать, что поведение ребенка часто вызвано именно наследственной предрасположенностью и нашим, родительским неумением правильно скорректировать ее.

Когда родители ругаются на ребенка, всерьез обижаются на него за «недостойное» поведение, они должны помнить, что многое наши дети наследуют от родителей и других родственников… И даже то, что мы корректируем воспитанием, сохраняется в скрытом виде и может проявиться в самый неожиданный момент. Полностью устранить генетическую предрасположенность нельзя. Она будет прорываться, (говорят - «не справился с наследственностью»). Нужно быть к этому готовыми.


Чаще всего поведенческие реакции сознательного человека - это компромисс между наследственностью и воспитанием… Невоспитанный человек - проявляет все свои «плохие» гены, воспитанный - умеет их не показывать.


И еще. Задача воспитания - не только приглушить негативные наследственные данные, но и развить положительные! Только так Вы поможете реализоваться своему ребенку как личности, «переключить» его с борьбы со своими «плохими» сторонами на развитие «хороших».

Интересно...

Во всех клетках человека одинаковый набор хромосом… Но, например, в клетках глаза, з всего имеющегося в них набора, «работают» только ДНК глаза…


Можно ли прервать цепочку передачи «нехороших» генов?


Самый логичный и простой способ борьбы с генетическими пороками - это исключить возможность рождения ребенка с серьезными наследственными пороками. На первый план выходит профилактика генетических болезней.

Первичная профилактика наследственной патологии сводится к тому, чтобы не допустить зачатия или рождения больного ребенка.

Скрытое носительство патологических генов - явление настолько распространенное, что практически каждый здоровый человек имеет 1-2 генетических дефекта. Поэтому более уместно говорить не о проблеме носительства вообще, а о носителях конкретных генов и отягощенных семьях, то есть о родственниках больных, имеющих повышенный риск унаследования и передачи своим детям наследственных заболеваний.

После уточнения диагноза проводится расчет риска рождения больного ребенка в семье или вероятности заболевания в более позднем возрасте для уже родившихся. Расчет риска не всегда бывает простым, и от врача-генетика требуется хорошее знание математической статистики, теории вероятностей. В некоторых случаях используются специальные компьютерные программы.

Риск, не превышающий 10 %, относится к низким, при этом деторождение может не ограничиваться. Риск от 10 до 20 % считается риском со средним значением. В этих случаях при планировании деторождения необходимо принимать во внимание тяжесть заболевания и продолжительность жизни ребенка. Чем тяжелее заболевание и чем больше продолжительность жизни больного ребенка, тем больше ограничений для повторного деторождения.

И наконец, на заключительном этапе, пожалуй, наиболее сложном не только для врача, но и для пациентов, дается объяснение прогноза. Но решение о зачатии, пренатальной диагностике или деторождении, естественно, принимает семья, а не врач-генетик. Задача врача-генетика - определить риск рождения больного ребенка и разъяснить семье суть рекомендаций.

Вторичная профилактика предусматривает коррекцию проявления болезни после рождения.

Степень проявления патологического гена можно уменьшить путем изменения среды (диета, лекарства). Исключение мутагенов из среды обитания человека уменьшит мутационный процесс, а следовательно, и частоту наследственной патологии за счет новых случаев.

Меняем ген

Генная инженерия работает с генами как с кирпичиками. И сегодня эта молодая наука уже добилась фантастических результатов.

Родился ребенок с тяжелым генетическим заболеванием. Казалось бы, уже ничего не исправить. Но сегодня появился шанс…

С помощью ЭКО - у родителей ребенка берут клетки, отбирают без патологического гена, - получают зародыш со здоровым генотипом, полностью совместимым с больным ребенком… Пуповинная кровь братика или сестрички с заведомо отобранным «здоровым» геном переливается больному ребенку. Клетки со здоровым геном размножаются, нормально работают, восполняя функцию родных клеток, с «нездоровым» геном. Таким образом происходит восстановление необходимой функции.

Правда, сегодня таким способом медицина научилась справляться только с некоторыми заболеваниями. Но начало положено…

На сегодняшний день для генной инженерии основная сложность не в том, чтобы заменить один ген на другой, а в том, чтобы заставить его работать!


В случаях, когда замена гена невозможна, прибегают к симптоматическому, патогенетическому или хирургическому лечению лечение назначают практически при всех наследственных болезнях, а для многих форм оно является единственным.

Наше генетическое будущее

Человек может быть счастлив, когда он нашел свое призвание, когда может реализовать свои способности. Вот только как заметить в ребенке способности и склонности в раннем детстве? Ведь он еще не может себя проявить во всех возможных областях. В этом вопросе уже может помочь генетика.

Генная профилизация - совсем не фантастика, а вполне реальное не такое уж далекое будущее.

Хотите отдать своего сына в хоккей? Но если нет заложенных генетически способности к этому виду спорта, вряд ли малыш станет выдающимся хоккеистом, как ни сбудет стараться. Просто потеряет безвозвратно время и силы, а может и здоровье… А вдруг он прирожденный футболист?

Сегодня наши белорусские генетики уже могут определить некоторые генетические особенности. Скажем, спринтер или марафонец ваш ребенок от природы, и многое другое… Тогда, с учетом психологических особенностей, черт характера, можно будет выбрать оптимальный вид спорта именно для вашего малыша… Или вообще дорога в большой спорт ему заказана?

Наша индивидуальность - это не только наша внешность, интеллект, физические качества, но и, в огромной степени, наше здоровье, состояние которого определяется уникальной комбинацией генов, полученных от родителей, и которые, пронеся через всю жизнь, мы передадим своим детям. Генетическое исследование даст вам данные о вариациях в определенных участках генома, которые являются маркерами предрасположенности к двигательной деятельности и факторами риска для здоровья или наоборот, защитными факторами. Это дает возможность узнать наши потенциально сильные и слабые стороны.

Благодарим за консультацию
сотрудников Института генетики и цитологии
Национальной Академии наук Беларуси
Ирму Борисовну МОССЭ
и Александра ГОНЧАРА

Пожалуй, каждый когда-либо слышал подобные фразы: "весь в отца", "яблоко от яблони...", "на маму похожа". Все это говорит о том, что люди отмечают родственное сходство. Человеческая наследственность - способность организма на генетическом уровне передавать собственные черты будущему поколению. Прямого и эффективного воздействия на это не существует, однако есть определенные способы предотвратить развитие в характере человека негативных черт, полученных от родителей или других предков.

Что передается по наследству

Согласно исследованиям, любой индивидуум может передать своему потомству не только какие-либо внешние черты, болезни, а еще и отношение к людям, темперамент, способности к наукам. По наследству передаются следующие позитивные и негативные особенности человека:

  • Хронические заболевания (эпилепсия, психические заболевания и прочее).
  • Возможность произведения на свет близнецов.
  • Алкоголизм.
  • Склонность к нарушению законов и
  • Суицидальные наклонности.
  • Внешность (цвет глаз, форма носа и другое).
  • Талант к какому-либо творчеству, ремеслу.
  • Темперамент
  • Мимика, тембр голоса.
  • Фобии и страхи.

В данном списке указаны лишь некоторые признаки, передающиеся по наследству. Не стоит отчаиваться, если одна из негативных особенностей встречается у вас или ваших родителей, совсем необязательно, что она в полной мере раскроется именно в вас.

Можно ли влиять на наследственность, определив, что у человека имеется предрасположенность к нарушению закона? Согласно психологическим и социологическим исследованиям, предотвратить негативную ситуацию можно только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия.

Влияние генов

Генетикой доказано, что человек в точности перенимает предпочтения и страхи его родителя. Уже во время формирования плода происходит закладка некой которая впоследствии даст о себе знать, проявившись под воздействием каких-либо факторов.

Можно ли влиять на наследственность? Обществознание, как и другие науки об обществе и человеке, сходятся здесь в одном: да, влиять на нее не только можно, но и нужно. Несмотря на то что гены и поведенческие особенности индивидуума тесно взаимосвязаны, наследственность не предопределяет его будущее. К примеру, если отец является вором или убийцей, то совсем не обязательно, что ребенок станет таким. Хотя вероятность подобного развития событий все же высока, и у потомка преступника больше шансов попасть за решетку, чем у ребенка из благополучной семьи, этого все же может не произойти.

Многие родители, обнаружив в генеалогическом дереве алкоголика или преступника, задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность. Кратко на этот вопрос ответить нельзя, так как существуют различные факторы, усугубляющие развитие наследственных предрасположенностей. Главное - это своевременно обнаружить негативные особенности, передающиеся по наследству, и предотвратить их дальнейшее развитие, оградив ребенка от соблазнов и нервных срывов.

Наследственность и черты характера

При помощи родители передают своим детям не только предрасположенность к определенным негативным жизненным ситуациям, но еще и характер, темперамент. В большинстве своем манера общения с окружающими имеет "природные" корни - наследственность. Поведение, заложенное генами, чаще используется детьми и подростками ввиду их не сформировавшегося до конца характера.

На дальнейшее развитие черт характера и поведенческих особенностей человека влияет темперамент, передающийся только по наследству. Его нельзя приобрести или развить, он складывается из черт матери или отца (деда, бабушки, дяди и других) либо из смешения нескольких особенностей поведения родителей. Именно от темперамента зависит то, как себя будет вести ребенок в будущем, а также то, какое место в социуме он займет.

Можно ли влиять на наследственность? (5 класс, обществознание). Ответ на вопрос

Нередко можно встретить заявления о том, что на наследственность можно повлиять при помощи прямого вмешательства в гены человека. Однако наука еще не настолько развита, чтобы воздействовать на организм на таком уровне. На наследственность можно повлиять за счет воспитательного процесса, обучения, психологических тренингов, а также с помощью воздействия на человека общества и семьи.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Помимо генетической передачи, существуют и другие способы копирования родительских черт в поведении ребенка. Существуют факторы и определенные условия, при которых дети начинают перенимать, наследовать поведение и отношение к жизни от взрослых:

  • Семья. То, как родители обращаются друг с другом и как они относятся к ребенку, глубоко проникает в его "подкорку" и закрепляется там в качестве нормальной модели поведения.
  • Друзья и родственники. Отношение к посторонним людям также не остается без внимания детей - они перенимают поведенческие особенности родителей и в дальнейшем общаются с окружающими именно так.
  • Быт, условия проживания.
  • Материальная обеспеченность (бедность, зажиточность, средний уровень жизни).
  • Количество членов семьи. Данный фактор в большей мере сказывается на будущем ребенка, на том, кого он изберет для создания семьи.

Дети полностью копируют своих родителей, но можно ли влиять на наследственность в данном случае? Да, но это полностью зависит от родителей. К примеру, если отец будет постоянно пить и избивать жену, то в будущем сын будет склонен к жестокости по отношению к женщинам, а также к алкоголизму. Но если в семье царят любовь и взаимопомощь, то эффект будет прямо противоположный предыдущему примеру. Стоит помнить, что мальчики копируют отцов, а девочки - поведение матерей.

Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Саму генетическую предрасположенность к опасным заболеваниям устранить нельзя, однако можно значительно сократить вероятность развития болезни. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, не перенапрягаться, в меру заниматься спортом. Пытаться повлиять на наследственность нужно обязательно, так как это позволит оставаться здоровым длительное время.

Можно ли влиять на наследственность, пытаясь не поддаваться соблазнам? Этот вариант удобен, но ровно до того момента, как человек потеряет самоконтроль из-за нервного срыва или другой негативной ситуации (психологического потрясения, к примеру). Влиять на наследственность необходимо не только через контроль над своими слабостями, но и через круг общения. Ведь трезвенник, пускай и с никогда не запьет, если на то не будет причины: маргинального близкого окружения или потрясшей его трагедии.

Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом.

Влияют ли гены на поведение человека? А как же! Бывает, заботливая мамочка воспитывает ребенка, контролирует каждый его шаг, заставляет учиться в школе, всеми силами пытается вырастить из него доброго и честного человека, но… В подростковом возрасте он грубит матери и прогуливает уроки. В юности пьет, курит, ворует и дерется. Что скажут о таком ребенке бабушки на лавочках у подъезда?

«Да уж, против генов не попрешь , – горестно вздохнут они, разведя руками, – отец сидит, и этот когда-нибудь сядет ».

Бывают и обратные примеры. Некоторые родители пускают ребенка на самотек, не занимаясь его воспитанием или образованием. Но он учится, работает над собой, приспосабливается к обществу. Затем оканчивает институт, находит работу, заводит семью, воспитывает детей. В общем, живет полной социальной жизнью.

Ни в коем случае вышеприведенные примеры не означают, что воспитывать ребенка не нужно. Родители играют немаловажную роль в становлении человека, как личности. Но влияние на социальное поведение генов бесспорно. И противостоять ему бывает весьма трудно.

Что передается с генами?

По генам передается не все, но очень и очень многое. Это внешность человека, его интеллект, уровень тревожности, отношение к людям, самооценка. Конечно, далеко не все приходит к человеку от родителей с генами. Недостаточно получить хороший интеллект, его нужно еще и развивать. Приложив некоторые усилия, можно снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Используя различные методики воспитания, можно изменить даже отношение человека к людям.

И все-таки, влияние генов остается большим. Вспомните начальную школу. Некоторые из ваших одноклассников схватывали все на лету, а другие не могли решить даже простейшую задачу по математике, несмотря на многочасовые усилия. Один человек, попадая в сложную ситуацию, ломается, а другой выходит из нее победителем и становится лишь сильнее. То же самое касается отношения к другим людям. Человеку можно привить определенную модель поведения, но в критических условиях он все равно проявит свои врожденные качества.

В настоящее время считается доказанным, что с генами передается склонность к:

  • алкоголизму;
  • асоциальному поведению;
  • нарушению закона;
  • суициду;
  • психическим расстройствам.

Если отец алкоголик, то сына тоже может постичь эта же участь. Причем, даже в том случае, если его воспитали в чужой семье, и примера пьющих родителей перед глазами не было. С генами передается склонность к нарушению закона и асоциальному поведению. Ученые даже установили влияние генов на определенные виды преступлений. У отца-вора сын тоже может иметь склонность к воровству, но не к убийствам или мошенничеству.

Степень влияния генов на поведение человека

Установленная связь генов и поведения человека не говорит о том, что будущее каждого из нас предопределено. Если отец сидит в тюрьме, это вовсе не значит, что сын непременно пойдет по его стопам и тоже окажется на нарах. Вполне вероятно, что этого не случится. Но сын вора с более высокой степенью вероятности окажется в тюрьме, чем сын учителя, врача или предпринимателя.

Вместе с тем, в наследовании поведения родителей имеют значения и другие, не связанные с генетикой факторы. Это:

  • бытовые условия;
  • модель социального поведения в семье;
  • уровень финансового благополучия;
  • отношения родителей друг к другу;
  • отношение родителей к посторонним людям.

В семье мальчик подражает отцу, а девочка – матери. Дети считают, что поведение в их семье – это норма. Поэтому сын алкоголика вполне может начать заглядывать в бутылку не потому, что у него «плохие гены», а лишь по той причине, что пример пьющего отца и его собутыльников ежедневно находится перед его глазами.

Гены и темперамент человека

С генами передается не только алкоголизм, склонность к суициду или преступлениям. Во многом люди ведут себя так, как им предначертано природой. Особенно это касается детей и подростков, у которых еще не сформировался характер. Наверняка вы слышали о том, что каждый человек имеет свой темперамент. Он передается только по наследству и во многом определяет поведение человека и его место в обществе.

Темперамент определяют две вещи:

1. Эмоциональная устойчивость.
2. Открытость или замкнутость.

Отсюда и четыре типа темперамента, которые формируются благодаря четырем комбинациям из двух этих факторов:

1. Холерик – это открытый, общительный, эмоционально неустойчивый человек.
2. Сангвиник – открытый человек, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью.
3. Флегматик – человек эмоционально устойчивый, но закрытый, замкнутый в себе.
4. Меланхолик – эмоционально неустойчивый и замкнутый в себе человек.

Чистых темпераментов не бывает, они всегда смешиваются. Но изменить этот набор характеристик человек не может. Получив определенный тип темперамента с генами, он проносит его через всю жизнь, и частичку его передает своим детям.

Как противостоять генам?

В настоящее время ученые еще не научились вмешиваться в генотип человека. Среди людей бытует мнение, что «плохие гены» можно исправить, изменив свое поведение. Многие считают, что если преступник адаптируется в обществе, то он не передаст своему ребенку по наследству склонность к асоциальному поведению. Это не так. Гены, будь они «плохими» или «хорошими», будут передаваться дальше, к детям, внукам и правнукам, вне зависимости от изменений в поведении их носителя.

Но с генами стоит бороться только в случае асоциального поведения человека. В иных случаях это нецелесообразно и даже вредно. Хотя многие люди пытаются противостоять своей наследственности, в итоге это приводит лишь к разочарованию. Чаще всего такое случается, когда человек пытается сменить профессию. Причем, он выбирает деятельность, для которой не подходит ни его темперамент, ни унаследованные от родителей таланты, ни модель поведения.

Вывод

Поведение человека определяется не только жизненным опытом, но и наследственностью. Влияние генов можно уменьшить, искусственно скорректировав поведение человека. Но это возможно лишь в детстве и целесообразно только при асоциальном поведении ребенка. В остальных случаях бороться со своей наследственностью не нужно. Учитывая, что изменить заложенное природой человек не может, противостояние собственным генам приведет лишь к дискомфорту, неудачам в работе и личной жизни, постоянным стрессам и депрессиям.

Источник:

Статья защищена законом об авторских и смежных правах.!

Похожие статьи:

  • Рубрики

    • (30)
    • (379)
      • (101)
    • (382)
      • (198)
    • (189)
      • (35)
    • (1369)
      • (191)
      • (243)
      • (135)
      • (134)

Все живые существа способны передавать своим потомкам определенные признаки и свойства. Именно этой способностью обусловлена наследственность человека, объясняющая схожесть ребенка и его родителей. При этом у малыша признаки, свойственные каждому из родителей, проявляются неодинаково. Так, например, внешне ребенок может походить на отца, а характер ему передастся от матери. Это объясняется тем, что в организме человека есть два типа генов – доминантные и рецессивные. Первые из них обязательно проявляются в процессе развития ребенка, подавляя действие вторых.

Влияние наследственности на человека

Гены, отвечающие за наследственность человека, передают ребенку информацию обо всех признаках предшествующих поколений. Новорожденный получает целый комплект потенциальных личных качеств, каждое из которых было свойственно либо его родителям, либо бабушкам и дедушкам, либо более отдаленным родственникам. Среди всего многообразия возможных путей развития маленького человека в жизнь претворяется только один, обусловленный доминантными генами.

Наследственность человека отражается на его умственном и физическом развитии. При этом нельзя судить о потенциале ребенка только по его родителям. Вполне возможно, что преобладающими качествами малыша станут те, которыми отличались достаточно далекие предки. В связи с этим большой интерес представляет изучение наследственности человека, в первую очередь, с помощью составления генеалогического дерева. Оно позволяет проследить доминирующие признаки у родственных лиц в течение нескольких поколений.

С практической точки зрения подобное исследование имеет очень большое значение для выявления различных заболеваний, передающихся в результате влияния наследственности на человека. Изучение родословной дает возможность будущим родителям еще до зачатия ребенка узнать о вероятности возникновения у него тяжелого недуга. Подобными вопросами занимается генетик – специалист по изучению наследственности человека. Он, в случае необходимости, разрабатывает способы диагностики и профилактики возможной патологии.

Наследственность человека и среда

Каждый ребенок, появляясь на свет, имеет множество различных задатков, обусловленных наследственностью человека. Далеко не все из них могут проявиться в полной мере. Индивидуальный процесс развития зависит не только от генетических факторов, но и от социальных условий, в которых развивается малыш. Для полноценной реализации любого потенциального качества необходимо соответствующее воспитание и обучение. Таким образом, наследственность человека и среда его существования должны находиться в состоянии гармонии.

Факторы окружающего ребенка мира играют существенную роль в обеспечении растущего организма всеми необходимыми условиями для развития. Правильное, адекватное воспитание, а также обучение, направленное на полноценное раскрытие врожденных задатков, позволяют сформировать на их основе те или иные способности. Если же наследственность человека не подкрепляется необходимыми социальными условиями, природные возможности не получают дальнейшего развития. В то же время, в результате систематических занятий, побуждающих к определенной деятельности, у ребенка могут развиться достаточно хорошие способности даже при отсутствии, казалось бы, необходимых задатков.

Взаимосвязь между наследственностью человека и средой, окружающей его, просматривается и в таких показателях, как, например, масса тела и рост. Данные параметры, конечно, во многом зависят от природных возможностей. Однако немаловажное значение имеет качество питания и образ жизни ребенка.

Генетическая предрасположенность, или наследственность человека, является лишь потенциальным фактором к формированию и развитию каких-либо качеств, свойств, заболеваний. Выявить природные особенности можно с помощью родословной, учитывающей наличие доминантных и рецессивных генов. В зависимости от условий внешней среды у ребенка эта предрасположенность может получить дальнейшее развитие или же остаться в зачаточном состоянии.

Загрузка...