Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Поступление в медицинский колледж. Все о профессии фельдшера Сколько учатся на фельдшера после 11

Медицинские профессии являются самыми необходимыми и гуманными на земле. Некоторые из них можно получить не только в вузе, но и в колледже после завершения 9-летнего обучения в общеобразовательной школе. Как стать студентом средней специальной учебной организации, из каких специальностей можно делать выбор - вопросы, которые возникают у многих абитуриентов, желающих поступить в мед. колледж после 9 класса. В них и предстоит разобраться.

Мед. колледж после 9 класса: специальности, выбор будущей профессии

Если уже принято решение поступить в колледж, то в первую очередь стоит определиться со специальностью. Абитуриентам, закончившим 9 классов в общеобразовательной школе, средние специальные учебные организации предлагают следующие основные направления подготовки:

  • «Сестринское дело».
  • «Акушерское дело».

«Сестринское дело»

Многие абитуриенты при поступлении в мед. колледж после 9 класса выбирают направление подготовки «Сестринское дело». Во время учебы в первом и втором семестре студенты изучают общеобразовательные предметы, которые они должны были бы изучать в 10 и 11 классах. На втором курсе начинают преподаваться профессиональные дисциплины (анатомия, физиология, основы сестринского дела). На последних курсах изучается сестринское дело в конкретных областях медицины (в педиатрии, хирургии).

Выпускники «Сестринского дела» получают квалификацию или медицинского брата. После получения диплома молодые специалисты устраиваются в поликлиники, стационары, родильные дома, санатории, школы, частные медицинские центры.

«Акушерское дело»

Очень благородная, важная и самая прекрасная медицинская профессия - это акушерка. Благодаря ей на свет появляются новые жизни. Если говорить образно, то можно сказать, что у акушерки все человечество находится в руках. Эту профессию можно получить, выбрав любой мед. колледж после 9 класса. Во всех учебных заведениях имеется направление подготовки «Акушерское дело».

На этой специальности во всех вузах образовательный процесс построен по лекционно-семинарскому виду. Несколько раз за период обучения студенты проходят практику. Она проводится в женских консультациях, Также студенты посещают обычные больницы, онкологические диспансеры.

Другие направления подготовки

Специальности, связанные с сестринским и акушерским делом, имеются в каждом медицинском среднем специальном учебном заведении. Некоторым абитуриентам предлагаются другие направления подготовки, но это уже зависит от вуза. Часть образовательных организаций не имеет широкого перечня специальностей, поэтому это стоит учитывать. Какие же дополнительные специальности могут быть предложены? Вот ответ на этот вопрос:

Вступительные испытания и проходные баллы

Несколько лет назад поступить в какой-либо было довольно сложно. Нужно было сдавать биологию, русский язык. Сейчас условия приема в учебные заведения изменились. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам не проводятся (так как никаких экзаменов нет, то вопрос о проходных баллах становится неактуальным). Единственное условие, которое нужно выполнить перед тем, как поступить в медицинский колледж после 9 класса, - пройти в письменной форме психологическое тестирование. Оно позволяет узнать, имеют ли абитуриенты физические и психологические качества, которые просто необходимы в медицине.

Какие же черты должны быть присущи человеку, желающему посвятить медицине свою жизнь? Вот основные качества:

  • ласковость;
  • нежность;
  • милосердие;
  • сострадание;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • безграничное терпение.

Сбор необходимых документов

Когда специальность выбрана и уточнены все вопросы, касающиеся поступления, следует приступить к сбору документов. Для поступления в мед. колледж после 9 класса необходимы:

  • фотокарточки размером 3 на 4 см;
  • заявление на имя директора с указанием конкретной специальности;
  • оригинал или копия паспорта;
  • оригинал или копия аттестата;
  • справка о прохождении обязательного медицинского осмотра.

Учеба в медицинском колледже увеличивает шансы на успешное поступление в медицинский вуз. Эксперты отмечают, что приблизительно 95% выпускников медколледжей становятся студентами мединститутов, причем более половины из них поступает на бюджетные места.

Поступление в медицинский колледж становится возможным после окончания 9-го класса общеобразовательной школы. На базе неполного среднего образования обучение длится три года 10 месяцев, затем учащиеся могут проходить испытания в медицинский вуз на упрощенной основе. Большинство таких колледжей сотрудничает с высшими учебными заведениями медицинского профиля или входит в структуру медицинских вузов.

Подача документов

Прием документов длится до 1 августа. В случае недобора нужного количества учеников срок может быть продлен даже до конца сентября. Понадобится предоставить:

  1. Справку 086/у.
  2. Заявление на имя директора колледжа.
  3. Шесть фото 3х4.
  4. Аттестат об окончании 9-ти классов.
  5. Паспорт. Если еще не выдан, то любое другое удостоверение личности.
  6. Характеристику с места предыдущей учебы (если потребуется).

Очень важным моментом при поступлении является достойный результат по ЕГЭ и высокие баллы по профильным дисциплинам: химии и биологии. Для любого колледжа обязателен достаточный уровень знания правил русского языка. На некоторых факультетах требования жестче и может понадобиться знание математики.

Основные специальности

Чтобы знать, как поступить в медицинский колледж, следует определиться с направлением подготовки. Медколледжи реализуют программы обучения следующим специальностям:

Экзамены

Не стоит впадать в крайние степени беспокойства и беспрерывно задаваться вопросом, как поступить в мед колледж. Целесообразнее основательно подготовиться к вступительным испытаниям. Для начала обеспечить себе высокий средний балл школьного аттестата и ликвидировать пробелы в знаниях по русскому языку и биологии. Скорее всего, при поступлении потребуется пройти письменный экзамен по русскому языку и собеседование по биологии. Для некоторых специальностей к биологии может прибавиться собеседование по химии или письменный экзамен по алгебре.

Согласно нововведениям, абитуриенты, поступающие после 9-го класса, зачисляются на основании результатов ГИА, а выпускники 11-х классов - по итоговым оценкам ЕГЭ. Но руководство большинства медицинских колледжей предоставляет своим абитуриентам возможность пройти процедуру зачисления посредством сдачи вступительных экзаменов. Если вы не уверены в результатах ЕГЭ и ГИА, надежнее предпочесть экзаменационный вариант.

Выпускники 9-х классов учатся в среднем 3 года и 10 месяцев, выпускники 11-х - на один год меньше.

Эффективную помощь в поступлении окажет учеба на подготовительных курсах при избранном колледже. Обычно длительность таких курсов составляет от полугода до года. Если вы выбрали вариант с поступлением по результатам ЕГЭ и ГИА, но не сумели пройти конкурс, не отчаивайтесь. В медколледжах практикуется организация специальных дней, когда все желающие могут сдать вступительные экзамены.

Медицинскому колледжу № 8, или бывшему медицинскому училищу № 23 , в следующем году исполнится 40 лет. Зеленоградские поликлиники и городская больница в большой степени укомплектованы его выпускниками. Чему и как учат в колледже сегодня, куда попадают на практику и кем идут работать медсестры и фельдшеры, о таланте «легкой руки» и о том, что тактичность и чуткость медработника — это предмет для нескольких специальных курсов, рассказала в студии сайт Ольга Рыжова, специалист по профориентационной работе колледжа.

Сестринское и лечебное дело для «девятилеток» и «одиннадцатилеток»

— Ольга Владимировна, с какого возраста вы набираете учащихся в колледж и на какие специальности?

— Для выпускников школ в нашем колледже существует две специальности: сестринское дело и лечебное дело. Сестринское дело готовит медсестру широкого профиля. На это отделение могут поступать учащиеся 9 и 11 классов. Лечебное дело готовит фельдшеров — только на базе 11 класса.

— Обучение в колледже бесплатное? Есть ли платное обучение?

— Мы являемся бюджетным учебным заведением под эгидой департамента здравоохранения города Москвы, поэтому обучение у нас бесплатное. Платное обучение существует только для иностранцев, то есть для тех, кто не является россиянами. Россияне у нас тоже обучаются платно — только те, кто получает второе среднеспециальное образование.

— На сколько бюджетных мест вы проводите приём?

— Пока неизвестно, сколько мест нам выделит в этом году департамент здравоохранения в связи с кризисом. Но обычно каждый год мы принимаем 240 человек: 120 человек на базе девяти классов, 60 человек на базе 11 класса на сестринское дело и 60 человек на базе 11 класса на фельдшеров. Если говорить о конкурсе, то по результатам прошлого года на сестринское дело у нас было 1,8 девятиклассников на место, на фельдшеров — 2 человека на место. На сестринское дело после одиннадцатого класса студенты у нас идут крайне плохо, конкурса практически нет. Это, наверное, связано с тем, что сроки обучения у нас достаточно большие: три года и десять месяцев учатся сестры на базе 9 классов и фельдшеры, два года и десять месяцев учатся сестры на базе 11 классов.

— А учиться на фельдшера 11-классники идут лучше?

— В общем, идут значительно лучше, потому что программа совершенно другая. Фельдшеры — это люди, которые работают на скорой помощи, и это прельщает, наверное, студентов. К нам много идет мальчиков, потому что по окончанию нашего колледжа они могут работать не только на скорой помощи, их берут в МЧС, они идут в пожарники, где нужны эти навыки. Или идут в армию уже подготовленными, не просто солдатами, а как военные медики.

— Обучение в колледже дает отсрочку от армии или нет?

— С этого года тем, кто приходит на базе 11 классов — уже нет. Их забирают, но они к нам возвращаются. А вот тех наших ребят, кто поступает на базе 9 классов, пока военкомат не забирал.

— Чем отличается профессия фельдшера от профессии медсестры?

— В американском стандарте фельдшер — это парамедик: para по латыни «схожий», а medicus — «врач», то есть это человек, схожий с врачом. Специалист, который может устанавливать диагноз и прописывать какие-то лекарственные препараты, то есть который оказывает неотложную первую помощь. А медсестру мы готовим широкого профиля — она может работать везде, начиная со школьного кабинета и заканчивая хирургической медицинской сестрой, но это совершенно другой профиль. Это тоже помощник врача, но она работает только под руководством врача и выполняет только назначения врача.

— Как школьники определяют для себя будущую специальность? Мальчики стремятся больше стать фельдшерами, а девочки медсестрами?

— Вы знаете, как показывает опыт и мои опросы, а я работаю профориентатором уже очень давно, мальчики все почему-то хотят быть патологоанатомами, а девочки косметологами, когда они поступают к нам. Но в процессе, когда они побывают на практике, когда начинают изучать уже клинические и параклинические дисциплины, конечно же, всё меняется. И с возрастом, безусловно, они взрослеют, умнеют, начинают многое понимать в этой жизни.

— Никогда бы не подумала, что выпускники школ могут хотеть стать патологоанатомами. Может быть, это связано с тем, что всем мальчикам хочется узнать, как что-то устроено внутри?

— Может быть.

— Я прочитала на сайте колледжа, что ваши медсестры могут работать также и акушерками?

— Только после переподготовки. Дело в том, что мы готовим медсестёр широкого профиля, но в Москве есть колледжи, которые готовят медсестёр узкой направленности — например, медицинский колледж имени Клары Цеткин готовит акушерок, училище № 1 готовит стоматологов. А наши медсестры могут быть акушерками только если они пройдут переподготовку уже после получения нашего диплома, это занимает приблизительно год.

— Чем отличается обучение у вас выпускников 9 классов и 11 классов?

— Ну, наверное, «девятилетку» у нас прельщает то, что уже на первом курсе наши студенты начинаю изучать клинические и параклинические дисциплины, например, анатомию — то есть близкие к медицине. Кроме того, они проходят школьную программу десятого и одиннадцатого класса за один год. Мы не даем отдельно аттестат зрелости, но у них в дипломе, во вкладыше, отдельной строкой перечисляются эти общеобразовательные дисциплины с указанием часов. Это дает возможность нашим выпускникам поступать потом не только в медицинские вузы, а вообще в любые другие государственные и негосударственные вузы. То есть на нашем дипломе пока образование не заканчивается.

— Одиннадцатиклассники поступают к вам по результатам ЕГЭ? Какие им нужно сдать предметы?

— Русский язык и биологию. А для «девятилетки» русский язык в форме ГИА, а биологию — по выбору самого школьника, он может сдать её в школе или на нашем экзамене.

— Те, кто поступает к вам после девятого класса, дальше с ЕГЭ уже не сталкиваются?

— Нет, почему, они могут столкнуться с ЕГЭ, если пойдут дальше в вуз, потому что у вузов существуют совершенно другие правила приема. Поэтому у нас уже на последнем курсе существует подготовка к ЕГЭ. Департамент образования определяет места сдачи ЕГЭ — как правило, для нас это 229 школа, — и наши студенты едут туда и сдают ЕГЭ, в основном всегда успешно. «Двоек» у нас практически нет по этим экзаменам.

Стипендии, практика, трудоустройство: «38% выпускников идут работать в городские медучреждения, но вакансий там мало»

— Сколько в колледже учиться зеленоградцев и иногородних?

— Вы знаете, пятьдесят на пятьдесят, эти доли колеблются буквально в пределах нескольких процентов. Мы принимаем зеленоградцев, Клин, Солнечногорский район, Клинский район. Москва к нам не ездит

— Общежитие у вас есть или ребята ездят на учебу оттуда, где живут?

— Нет, общежития нет.

— Есть ли у вас платное обучения, сколько оно стоит?

— Платно у нас учатся иностранцы и те, кто получает второе среднеспециальное образование. Стоимость его — 21600 рублей в год. Но это не касается наших студентов-россиян. Если раньше жители Москвы и Московской области принимались бесплатно, а россияне учились у нас на платной основе, то в последние года три россияне тоже обучаются бесплатно.

— А как выглядит другая сторона финансового благосостояния студентов — стипендия? Цифры с сайта колледжа: академическая ступень — стипендия за «пятерки» 315 рублей, за «четверки» и «пятерки» с преимуществом «пятерок» 263 рубля. Это реальные цифры, которые ребята получают?

— Теперь уже не реальные, но реальные тоже далеки от потребностей наших студентов. Так называемая базовая стипендия, которую получают те, кто учится без «троек» — 400 рублей. Как и во всех государственных учреждениях, с «тройками» у нас не получают стипендию вообще. Стипендия у тех, у кого превалируют «пятерки» — 500 рублей, а отличники получают 600. Помимо этого, студенты 3-5-х курсов получают еще деньги на питание из расчета 90 рублей в день — это около 1500 рублей в месяц. Наша столовая имеет возможность кормить только первый и второй курс, они получают горячий обед бесплатно.

— Значит при самом хорошем раскладе можно около 2000 рублей стипендии получать?

— Да. Еще у нас существует социальная стипендия для тех, кто считается малоимущим. Вот, пожалуй, и всё.

— Каждый студент имеет право один раз в семестр получать материальную помощь с учетом своих семейных финансовых обстоятельств — такая информация есть на сайте. Это часто используется студентами?

— Практически всегда, когда у нас бывают деньги. Как правило, наша централизованная бухгалтерия подводит итоги где-то за три месяца, но студенты действительно получают деньги. Материальная помощь, стимулы какие-то есть.

— Есть еще какие-то источники дохода для студентов? Скажем, за клиническую практику они получают отдельно? Или в основном родители поддерживают?

— В основном, родители, а потом работа. Зарплаты за практику нет, потому что они не специалисты. Студенты могут устраиваться на работу младшим медперсоналом, санитарами, тогда они заводят трудовую книжку, идет трудовой стаж. Но не многие студенты прибегают к такому способу заработка.

— Тяжело учиться и работать?

— Да, тяжело совмещать. И потом, мы как-то не очень приветствуем работу тех, кто учится неважно, потому что они тогда вообще перестают учиться. А если кто-то всё успевает, то мы только поощряем его работу, потому что это стаж.

— Как у вас проходит клиническая практика на базе городской больницы № 3? Чем ребята занимаются?

— Я не клиницист, но в общих чертах могу рассказать. Студенты там работают под руководством врачей, старших медсестер, под руководством наших преподавателей, выполняют некоторые манипуляции, которые им разрешены. Кроме того, у нас существует доклиническая практика: прежде чем опробовать свои теоретические знания на больных, студенты проходят практику на муляжах, в училище.

— Практика проходит во всех отделениях больницы, с реальными больными? Или студенты, скажем, в регистратуре работают?

— В регистратурах они, конечно, тоже работают, носят карты — не без этого, и медсестры бывают даже рады приходу наших студентов, потому что это помощь. Но, тем не менее, с прошлого года у студентов даже есть дневники практики, где они за каждую манипуляцию должны получать оценки.

— Оценки у реальных действующих специалистов?

— Да, у наших специалистов. То есть студент обязательно должен уметь и ставить капельницу, и делать внутренние инъекции, и мышечные инъекции, и больных перестилать и ухаживать, и клизму ставить. То есть всё, что входит в программу, они обязаны выполнять. Обязательна и поликлиническая практика.

— А практика, скажем, в медпунктах детских садов или школ бывает?

— Нет. Вот старших студентов уже приглашают на практику в детские санатории на ярмарке вакансий, там на наших практикантов смотрят руководители лечебных заведений, заинтересованные в будущих кадрах. То есть, и практиканты должны себя показать и выбрать себе место, и руководитель любого лечебного заведение может выбрать для себя тех, кого он хочет видеть в своем коллективе.

— По итогам этой практики поликлиника может пригласить к себе на работу выпускников?

— Безусловно. Ребята, заканчивая четвертый курс, приносят запросы из поликлиник или из отделений больницы. Сейчас с этим стало посложнее, вакантных мест для наших студентов не очень много в связи с кризисом. Та текучка, которая раньше наблюдалась в больницах и поликлиниках, закончилась.

— Еще я хотела спросить про практику студентов в хосписе Зеленограда. Вы с ним никак не работаете?

— Вы знаете, у нас есть такой кружок, он называется «Милосердие». И наши ребята из него ходят и в хоспис, и на дом к одиноким старикам. У нас есть такая программа, но она добровольческая.

— Перейдем к трудоустройству выпускников, которого мы уже коснулись. Вы говорите, что спрос сейчас перестал превышать предложение на рынке ваших кадров?

— Да. Я знаю, что в Зеленограде совсем не востребованы юристы и психологи, а про медиков как-то не говорят, но, насколько мне известно, вакантных мест в третьей городской больнице сейчас нет. Тем не менее, наши студенты все равно устраиваются, потому что их поле деятельности — это не только Зеленоград. Устраиваются и в Москву, и ведомственные лечебные заведения. У нас 50% студентов-областников — они уезжают работать к себе, по месту жительства. В области с работой проще.

Весной у нас проходит ярмарка вакансий, к нам приезжают и из Москвы, и из госпиталей. Нельзя сказать, что кто-то хочет работать в медицине, но не может — не берут. В прошлом году мы выпустили 151 человека: 25 человек на «скорую», по специальности «лечебное дело», и 126 человек по специальности «сестринское дело». 38% выпускников у нас пошли работать в учреждения городского подчинения (58 человек). 11% (17 человек) продолжают обучение на следующем уровне, причем не факт, что это медицинские учебные заведения, хотя я знаю, наших выпускников хорошо берет Тверская академия, Сеченовская академия. Мы, наконец, пробились в Питерскую военно-медицинскую академию — один наш выпускник учится там шестом курсе, он будет военным медиком. То есть те, кто хочет получить высшее медицинское образование, его получают. А не работают по специальности 13%.

— Какая доля выпускников идёт в бюджетные медучреждения и какая предпочитает коммерческие? Некоторое время назад мы беседовали с представителями Управления здравоохранения — они сетовали, что выпускники-медики в Зеленограде есть, но они идут не в бюджетную сферу, а в коммерческую медицину. Сейчас это положение сохраняется?

— Знаете, судя по тому, что нет вакантных мест в третьей городской больнице, ситуация, наверное, сохраняется. Безусловно, «рыба ищет там, где лучше» — конечно, они идут в коммерцию. Тем не менее, 58 из 151 выпускника — это те, кто работает в городских учреждениях здравоохранения. В учреждения здравоохранения других ведомств ушли 35 человек. Вот соотношение — 38% и 23%.

— На сайте колледж обещает всем выпускникам по окончании трудоустройство в лечебных учреждениях Департамента здравоохранения. Это действительно так? Вы всем помогаете?

— До сегодняшнего момента — да. Это всегда было так.

— Можно ли примерно оценить, сколько ваших выпускников сегодня среди медработников Зеленограда?

— Трудно сказать, мы такую статистику не ведем. Но знакомые лица в медицинских учреждениях встречаем очень часто.

«Лёгкая рука — это талант, остальному мы научим»

— В конце 2008 года ваше медицинское училище стало медицинским колледжем. Что дала эта смена статуса, что за год реально изменилось? Появились какие-то новые учебные программы?

— Скорее всего, правильнее говорить не о том, что дала нам смена статуса, а о том, что позволило нам сменить статус — это было открытие у нас третьего отделения, отделения повышения квалификации. Медики, так же как и педагоги, должны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. И если раньше этот квалификационный экзамен зеленоградские медсестры ездили сдавать в Москву, то теперь они его сдают на базе колледжа. Для наших студентов или тех, кто работает в системе здравоохранения, мы делаем этот экзамен бесплатным, а для тех, кто работает в коммерческом секторе, он платный.

— Какой уровень отсева из колледжа во время обучения? Медицина — это особая сфера деятельности, возможно, кто-то из ребят уже после начала учебы в колледже понимает, что не может и не хочет становиться медиком. Есть такие?

— Конечно, есть. Но, к сожалению, есть и 7%-ный барьер, «выпрыгивать» за который нам не разрешает Департамент здравоохранения. Это сложно, поскольку у нас двойное подчинение — и здравоохранения, и просвещения. К тому же, у нас ведь и «девятилетка» учится, и мы не можем выставлять несовершеннолетних на улицу. Я согласна с тем, что в медицине должны работать, конечно, те, кто это может и этого достоин. Но в том-то вся и сложность, чтобы научить, переубедить.

— Убеждать стать медиком — это тоже входит в процесс обучения?

— И учить, и воспитывать, поэтому у нас вместо кураторского статуса есть классное руководство.

— У вас на сайте есть клятва медицинской сестры, её приносят студенты? Это что-то вроде клятвы Гиппократа?

— Да, в октябре у нас происходит «посвящение в студенты» — когда ребята уже немного адаптировались, поняли, в какое учебное заведение они пришли, «оторвались» от школы. Именно с посвящения им позволяется носить медицинский халат. И они действительно приносят эту клятву, это клятва Флоренс Найтингейл. Уже с первого курса мы приучаем студентов носить и уважать свою будущую униформу.

— Кроме того, на сайте есть устав колледжа, а в нём — довольно строгие меры воздействия на студентов, его нарушающих. Вплоть до снятия со стипендии или отчисления. Поясню для читателей: грубыми считаются такие нарушения как курение в здании колледжа, употребление мата, драки и неуважительное отношение к преподавателям.

— Меры у нас действительно жесткие по той простой причине, что мы учим людей, которые потом будут работать не с инструментом, не с неодушевленными предметами, а с другими людьми. Это накладывает определенный отпечаток и требования.

— Действительно бывают отчисления? Например, в прошлом году были?

— Я постоянно цитирую ваш интернет-сайт , и замечу, что он довольно хороший и подробный А вы как-то используете интернет, компьютеры в обучении студентов?

— У нас есть два компьютерных класса, один для «девятилетки», для первого курса — им дают самые азы работы на компьютере. А на втором курсе ребята уже действительно серьезно изучают компьютер. Мы часто используем презентации на уроках, у нас есть интерактивные доски, то есть процесс обучения у нас технически оснащен.

— А как вы относитесь к введению электроники в здравоохранение? Нам обещают в ближайшем будущем электронные карты больных, ведение всей информации в компьютерном виде, электронные страховые полисы. Ведь как раз именно медсестры, наверное, будут этим заниматься? Вы как-то готовите своих выпускников к этому?

— Нет, пока, как я понимаю, это только прожекты. Их нужно еще довести до совершенства, обучить кадры. Да, наши студенты потихоньку обучаются технике, но пока так у нас вопрос не стоял. Когда у лечебных заведений возникнет необходимость в такого рода кадрах, безусловно, начнется какая-то переподготовка. Я думаю, что наши выпускники это осилят. Потому что сейчас нет, наверное, такого ребенка, который бы с электроникой не был «на ты» — это нам, взрослым, сложнее.

— В колледже проходит городской конкурс лучшей медицинской сестры — расскажите о нём, пожалуйста.

— Если вы имеете в виду больничный конкурс на лучшую медсестру города Зеленограда, в котором участвуют специалисты — то мы для него только предоставляем свою базу, актовый зал. А еще предоставляем муляжи и своих студентов в качестве статистов, они изображают убитых и раненых, которым необходимо оказывать какую-то помощь. Но у нас внутри колледжа, и потом по городу тоже проходит конкурс на лучшую медсестру среди старших выпускников-четверокурсников. Он проверяет знания выпускников, с которыми они выходят «в жизнь», то есть на работу. В прошлом году наша девушка заняла третье место по городу в этом конкурсе.

— В конкурсе «Лучшая медсестра» при выполнении заданий профессионализмом медсестер считается не только правильное выполнение каких-то действий, но и, например, тактичность — там это особо подчеркивалось. Скажите, вашим будущим медсестрам не читается какой-то курс вроде психологии больного или психологии больного ребенка?

— У нас не просто читается курс, у нас читается очень много психологии — есть курс общей психологии, медицинской психологии, на старших курсах и психиатрия читается. В плане тактичности медработника есть общая психология и медицинская психоэтика

— Значит, вы рассчитываете не только на личные качества, но и на обучение тактичности, психологическим подходам к больным?

— Конечно, и на обучение, и на знания.

— Бывает ведь, что одни медсестры с детьми работают, они прямо «волшебницы» для детей, а другие наоборот умеют ухаживать за пожилыми людьми?

— Это уж кто какое направление для себя выберет. Мы готовим медсестру широкого профиля, и для всех читаем курсы: например, у нас есть курс педиатрии для тех, кто любит работать с детьми, а есть курс геронтологии для сестер, которые будут работать со старшим поколением. А при выпуске они уже сами решают, куда они пойдут.

— Есть такое выражение — «легкая рука». Вы этому можете научить, или это должен быть врожденный талант?

— Мне кажется, что все-таки это талант, как и в любом деле. Это должны быть какие-то природные данные. Да, научить, безусловно, всему можно. Можно научить аккуратности, каким-то отработанным навыкам, но вот то, что ассоциируется, например, у меня, как у пациента, с «легкой рукой» — мне кажется все-таки это особый дар, данный от природы. Это от Бога.

— Много к вам попадает таких студентов, или это большая редкость?

— Трудно сказать, на мне ведь студенты не практикуются. И потом, бывают люди, которые умеют хорошо учиться, но когда они приходят на работу, то оказываются очень посредственными специалистами. А бывает наоборот, студенты показывают очень средние знания, но, тем не менее, когда они приходят работать в больницу, у них всё хорошо получается. И пациенты всегда довольны, и даже письма благодарственные присылают на имя директора колледжа.

Дни открытых дверей и подготовительные курсы

— Для старшеклассников — расскажите о Дне открытых дверей в колледже и о подготовительных курсах. Они у вас есть?

— Да, подготовительные курсы у нас начинаются каждые два месяца, последний заход — апрель, май, стоимость их — 4500 рублей. Занятия на курсах проходят по русскому языку и биологии, два раза в неделю во второй половине дня, для того, чтобы школьники успели к нам после уроков. Что дают курсы? Во-первых, мы считаем посещающих их ребят уже «своими», потому что если ребенок пришел к нам на курсы, значит он уже профессионально ориентирован, и 0,5 балла к своим оценкам по вступительным экзаменам он от нас получит как бонус. У нас есть и два Дня открытых дверей — в последнюю субботу марта и последнюю субботу апреля, в 12 часов, — но мы их проводим скорее уже не для самих школьников и абитуриентов, а для их родителей, чтобы они тоже могли в субботу приехать со своими детьми к нам. Два раза в год мы участвуем также в Дне выпускника, который устраивает Межрайонный центр «Дети улиц» во Дворце творчества. И мы приглашаем к себе ребят в течение всего года. Я, например, больше люблю не общие Дни открытых дверей. Когда приходит много народу, у нас меньше возможности что-либо показать. Нужно ведь учитывать нашу специфику, у нас очень маленькие группы студентов — когда они практикуются, то занимаются по десять человек, на практику ходят по пять человек. Интересно увидеть все это воочию, походить по аудиториям, посмотреть, как студенты занимаются. А большую толпу народу, которую мы собираем в Дни открытых дверей, очень сложно организовать. И поэтому я всегда за то, чтобы к нам приходили отдельные классы школ, что, собственно, мы и практикуем и называем это малыми Днями открытых дверей.

— Школьные классы приходят по заявкам от школ?

— Да, они нам звонят, мы договариваемся, и дети к нам приходят малыми группами. И тогда мы их проводим по всем аудиториям, они вживую видят наш учебный процесс, наших студентов, мы им даем всё потрогать руками, везде походить, все посмотреть, дать представление, где они будут учиться. Мы им даем листовки, где расписано всё: когда приходить, что нужно с собой приносить, когда начинает работать приемная комиссия, какие экзамены сдавать. А большие Дни открытых дверей мы устраиваем для родителей, потому что когда у нас поступает «девятилетка», то это всё-таки в большинстве случаев выбор родителей. «Одиннадцатилетка» — да, они приходят к нам осознанно, это уже взрослые люди.

— Чтобы школьник, интересующийся медициной, попал к вам на такую экскурсию, надо проявить инициативу, попросить школу об ее проведении? Или школы сами предлагают такие экскурсии своим ребятам?

— Есть школы, где даже наши стенды оформлены, школы, с которыми мы дружим очень давно — например, школа 1151. А вообще в каждой школе есть человек, который занимается профориентационной работой, он и выходит на нас. И я всегда говорю ребятам на Дне выпускника: обратитесь в школу, соберитесь компанией в два-три человека и приходите к нам — мы вас примем. Нужно только предварительно позвонить, потому что к нам просто так пройти нельзя — мы находимся на территории больницы, у нас охрана. А еще к нам иногда приходят учителя без детей, полюбопытствовать — например, классные руководители или учителя-биологи, которые и готовят детей к нашему экзамену. И им тоже интересно, ради чего они, собственно говоря, стараются.

— Спасибо за беседу и удачи вам в наборе этого года, побольше «легких рук» вашим ученикам. А всем зеленоградским выпускникам или девятиклассникам, кто сейчас выбирает свое будущее: обратите внимание на медицину.

Елена Панасенко

Чем фельдшер отличается от врача или медицинской сестры и в чем заключаются особенности профессии? Где и на каких специальностях надо учиться, чтобы работать помощником доктора? Ответы на все эти вопросы ниже.

Средняя заработная плата: 24000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Фельдшер в свободном переводе с немецкого означает «полевой врач». Это специалист со средним базовым или углубленным медицинским образованием. Он может одновременно выполнять функции , реаниматолога, или , если работает один, но довольно часто фельдшер трудится под началом доктора. Профессия вполне оправданно считается очень важной и ответственной, так как именно ее представители чаще всего оказывают первую квалифицированную помощь и спасают жизнь больного еще до поступления в отделение. Сегодня фельдшер занимает позиции между медицинской сестрой и врачом.

История

Понятие «фельдшер» вошло в обиход в средневековой Германии - так называли «полевых цирюльников», которые занимались перевязками на поле боя, а в мирной жизни устанавливали диагнозы, проводили несложные манипуляции, оказывали простейшую медицинскую помощь.

В России обучение фельдшеров и врачей долгое время проводилось совместно. После трех лет учебы студент уже назывался «подлекарь» и имел право помогать докторам. Для получения квалификации врача необходимо было отучиться еще два года. И только в конце 18 века образование фельдшера стали получать отдельно от специальности врача. Именно такая система действует и по сей день.

Описание профессии

В любом медицинском заведении фельдшер - это правая рука . Он транспортирует больного в стационары и реанимационные отделения, ставит первичные диагнозы, оказывает неотложную помощь, а при наличии определенных навыков ассистирует хирургу во время операции.

Фельдшеры имеют право работать самостоятельно:

  • на станциях скорой помощи;
  • в амбулаториях;
  • в здравпунктах крупных предприятий и организаций;
  • в медкабинетах вокзалов и аэропортов, школ, детских садов и других учебных или культурно-массовых заведений.

Но подавляющее большинство трудится в ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах) в сельской местности и выполняет функции терапевтов, а нередко и , лаборантов, медсестер.

Как самостоятельный медработник фельдшер проводит первичный осмотр, ставит предположительный диагноз, направляет тяжелых больных в стационары. Он имеет право выписывать листы нетрудоспособности и рекомендовать необходимое лечение. От его умения и знаний зависит здоровье жителей небольших населенных пунктов.

Специальности, учебные заведения и предметы ЕГЭ

Чтобы стать фельдшером, надо:

  • получить общее (11 кл.) или основное (9 кл.) среднее образование;
  • окончить медицинский колледж;
  • получить диплом и сертификат.

Срок обучения в колледже на базе 11 классов составляет:

  • 2 г. 10 мес. на специальности «медико-профилактическое дело» 32.02.01;
  • 3 г. 10 мес. на специальности «лечебное дело» 31.02.01.

Поступить в колледж на фельдшера можно после 9 и 11 класса, но на «лечебное дело» - только на базе полного (одиннадцатилетнего) среднего образования. Какие-либо дополнительные , кроме обязательных для получения аттестата математики и русского языка, сдавать не надо. Срок обучения по специальности «медико-профилактическое дело» на базе 9 классов увеличивается на год и составляет 3 г. 10 мес.

Фельдшер может работать по следующим направлениям:

  1. Фельдшер-акушер. Проводит наблюдение за беременными, участвует в родоразрешении, помогает врачу проводить осмотр и ведет документацию.
  2. Детский фельдшер. Проводит осмотр новорожденных, следит за состоянием здоровья и оказывает помощь детям всех возрастов.
  3. Лаборант. Занимается сбором материала для проведения анализа, часть из них делает самостоятельно.
  4. Санитарный фельдшер. Контролирует состояние школ, детских садов, больниц, магазинов с продовольствием, парикмахерских салонов.
  5. Фельдшер скорой помощи. Возглавляет медицинскую бригаду или выполняет функции помощника врача. Работает на вызовах, перевозит больных в профильные стационары, выполняет все манипуляции по неотложной помощи.
  6. Военный фельдшер. Занимается проверкой состояния здоровья призывников, солдат и представителей офицерского состава. Помогает в лечении во время боевых действий в полевых условиях и госпитале. Как правило, их готовят на факультетах СПО.
  7. Участковый фельдшер. По сути, выполняет обязанности , работает на крупном предприятии, осуществляет лечение и профилактику его сотрудников, контролирует соблюдение условия труда.

Образование фельдшера можно получить в десятках медицинских колледжей России, например:

  1. Санкт-Петербургские медицинские колледжи №1 и 2;
  2. Московские государственные медицинские колледжи № 1,5 и 7;
  3. Колледж Ростовского государственного медицинского университета;
  4. Свердловский областной медицинский колледж;
  5. Медицинский колледж Уральского университета путей сообщения и др.

Обязанности

Профессия фельдшер предполагает широкую сферу ответственности, в обязанности медика, оказывающего доврачебную, помощь входит:

  1. Прием больных в поликлинике, осмотр их на дому.
  2. Ведение отчетной документации.
  3. Оказание срочной доврачебной помощи при возникновении острого состояния.
  4. Проведение физиотерапевтических процедур по указанию врача.
  5. Участие в диспансерном наблюдении и учете.
  6. Контроль состояния пациентов с часто обостряющимися хроническими заболеваниями.
  7. Патронаж беременных и новорожденных до одного года.
  8. Наблюдение детей до 2 лет, входящих в группу риска.
  9. Проведение прививок.
  10. Осуществление мер для профилактики производственного травматизма.

Санитарный фельдшер проводит санпросвет работу, контролирует условия проживания детей и взрослых в неблагополучных семьях. Также в его обязанности входит контроль доброкачественности пищи в пунктах общественного питания, а это требует подготовленности по вопросам экспертизы.

Санитарный фельдшер отбирает пробы и готовит из них образцы, в некоторых случаях самостоятельно проводит анализы.

Решая, кем становиться - медсестрой или фельдшером, нужно определиться, готовы ли вы брать на себя полную ответственность за жизнь пациента. Разница между этими двумя похожими профессиями состоит не только в уровне подготовленности, но и в степени самостоятельности. Фельдшер имеет право ставить диагнозы, делать назначения, выписывать рецепты и открывать больничные листы, тогда как медсестра может выполнять исключительно указания врача.

Кому подходит профессия

Работа фельдшера требует хорошего здоровья, выносливости и выдержки, поэтому она не подходит для людей со следующими проблемами:

  • болезни сердца и сосудов;
  • нервные и психические отклонения;
  • хронические заболевания легких с частыми обострениями (особенно бронхиальная астма);
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • склонность к аллергии;
  • пристрастие к алкоголю;
  • тугоухость, плохое зрение.

Медицина - стрессовая сфера деятельности, поэтому фельдшеру надо обладать устойчивой психикой и умением действовать в экстренных ситуациях. Также очень пригодятся:

  • быстрая реакция;
  • логическое мышление;
  • умение находить общий язык с людьми;
  • выносливость;
  • доброжелательность и гуманизм;
  • ответственность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • внимательность и собранность;
  • талант психолога, умеющего успокоить пациента, впавшего в отчаяние и панику.

Обладая этими качествами и желанием помогать людям, можно смело подавать документы в колледж и поступать учиться на фельдшера.

Заработная плата

Средняя заработная плата фельдшера в России составляет 24 тыс. р. Сумма зависит от категории, местонахождения лечебного заведения, стажа работы. Нижняя граница находится в районе 7 тыс. рублей - столько получает в начале карьеры специалист в амбулатории или маленькой больнице в сельской местности, обычный лаборант или санитарный фельдшер.

Самые высокие оклады - в Ханты-Мансийском округе (35 тыс. р.). Москва и область - 28 тыс., Петербург - 25 тыс. р. Немногим выше зарплаты у фельдшеров скорой помощи (в столице - 36 тыс.). В частных клиниках платят больше.

Как строить карьеру

Прибавку к зарплате принесет повышение квалификационной категории, а для продвижения по административной линии нужен стаж не менее пяти лет и окончание курсов по управлению сестринской деятельностью. Должность помощника руководителя медицинского учреждения предполагает контроль работы санитарок и среднего персонала.

Есть вариант продолжить обучение, получить в и стать практикующим доктором, а потом уже строить карьеру в науке или занять место заведующего отделением или даже главного врача.

Перспективы профессии

Актуальность профессии фельдшера будет сохраняться до тех пор, пока люди не перестанут нуждаться в квалифицированной врачебной помощи. Разносторонние знания и навыки, которыми обладает хорошо подготовленный, пусть даже и еще не накопивший большого опыта, медик среднего звена, открывают широкие горизонты. Фельдшеры востребованы в государственных поликлиниках и стационарах, в частных оздоровительных учреждениях. Их принимают на работу и в центры красоты, а лаборант всегда необходим для проведения анализов, без которых сегодня не ставится ни один диагноз.

Получить медицинское образование в одном из учебных заведений столицы по-прежнему престижно. Об этом свидетельствуют огромные конкурсы при поступлении в медицинские вузы Москвы , других городов России, а также огромное количество абитуриентов ССУЗов, избравших для себя медицину в качестве определяющей сферы деятельности на всю оставшуюся жизнь.

Во времена Советского Союза и в конце прошлого столетия слово «колледж» только оседало в сознании наших соотечественников. Медицинские училища охватывали весь сегмент среднего специального образования с медицинским уклоном. С разделением образовательных учреждений среднего звена на училища и колледжи расширился перечень специальностей, которые получают выпускники медицинских ССУЗов, изменился подход к образовательному процессу, значительно повысился технический потенциал заведений и квалификационный уровень преподавательского состава.

В здравоохранение России еще с 40-х годов прошлого века интегрирована единая система среднего медобразования. Сегодня по-прежнему можно поступить в медицинский колледж после 9 класса. Даже наличие аттестата об оконченном среднем образовании с высокими оценками по предметам не во всех случаях гарантирует поступление на высшую образовательную ступень. Не уверены в своих силах — начните с обучения в одном из медицинских колледжей Москвы , которые готовят сегодня медицинских сестер и фельдшеров, акушеров и массажистов, лаборантов и зубных техников, и других специалистов.

Несколько слов о содержании образования

Канул в Лету образ выпускника медучилища в белом одеянии и со шприцем в руках. Познания человека, закончившего медицинский ССУЗ, достаточно обширны, о чем говорит перечень преподаваемых предметов. Физиология, анатомия, биохимия, гистология, цитология, биофизика — по окончании колледжа вам будут доступны знания, полученные по этим и другим специальностям.

Учеба в медицинском колледже не только интересна. Ответственность, приходящая вместе с возможностью дарить людям здоровье, требует огромных умственных усилий и временных затрат. Изучение фармакологии, педиатрии, хирургии и других медицинских направлений проводится в современных лабораториях, где создаются оптимальные условия для работы с людьми, страдающими разными патологиями. Выпускникам медицинских колледжей Москвы и других городов вместе с документом об окончании выдают военные билеты, поскольку сфера их работы не ограничивается будничной медицинской практикой, а охватывает также полный перечень мероприятий, проводимых в чрезвычайных ситуациях.

Что выбрать: медицинский колледж или училище

Российская система среднего медицинского образования представлена 2-мя видами учебных заведений:

  • техникумами (училищами);
  • колледжами.

Принципиальное отличие вариантов находится в плоскости образовательного уровня: большинство училищ дают людям только базовое образование, тогда как в колледжах имеется возможность получить максимально глубокие знания по большинству предметов. Окончание колледжа открывает двери множества медицинских вузов Москвы, и не только. Многие медицинские ССУЗы проводят образовательную деятельность при институтах, клиниках, других департаментах, например:

  • Медицинский колледж МИИТа при Московском Государственном Университете Путей Сообщения;
  • при Департаменте Здравоохранения г. Москвы, и пр.

По окончании одного из медицинских колледжей, открытом на базе института, выпускник получает льготы в виде автоматического зачисления на 2-й или 3-й курс столичного вуза. Лицам, обучавшимся в за счет столичного бюджета, например, трудоустройство в государственные медучреждения г. Москвы гарантировано.

(Среднего Профессионального Образования): раздел здравоохранения

Полный перечень направлений, по которым ведется подготовка в медицинских колледжах и училищах Москвы , дается в классификаторе специальностей СПО, в разделе «Здравоохранение»:

Специальность по СПО Номер Медицинская профессия
Акушерское дело 60102 акушер, акушерка
Лабораторная диагностика 60640 квалификация медицинского лабораторного техника
Лечебное дело 60101 фельдшер
Медико-профилактическое дело 60105 санитарный фельдшер
Медицинская оптика 60606 техник-оптик (изготовление и ремонт очков, линз, других корригирующих средств)
Медицинский массаж 60502 массажист
Сестринское дело 60501 медицинская сестра.
Стоматология ортопедическая 60203 зубной врач
Стоматология профилактическая 60205 гигиенист стоматологический
Фармация 60301 фармацевт

Правила приема в медицинские колледжи Москвы

Студентами столичных медицинских ССУЗов могут стать:

  • граждане России;
  • граждане иностранного государства;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • подданные России, проживающие за рубежом.

Обучение в медицинских колледжах Москвы проводится на бесплатной (бюджетной) и платной (договорной) основе. Для поступления в колледж необходимо иметь один из перечисленных документов:

  • аттестат об общем образовании (9 классов);
  • аттестат о среднем (общем) образовании (11 классов);
  • диплом о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании (выдаются по окончании медучилища, колледжа, вуза).

Основанием для поступления лица в мед колледж Москвы является заявление, заполненное по установленной в учебном заведении форме. По направлению госслужбы занятости населения гражданам РФ дается право на неоднократное поступление и обучение в профессиональном учебном заведении, если того требуют обстоятельства, а именно:

  • при отсутствии возможности работать по ранее полученной профессии;
  • при наличии профзаболеваний;
  • при назначении инвалидности.

Документы для поступления в медицинский колледж Москвы

Заявления от абитуриентов, поступающих в медицинский ССУЗ на очную форму обучения принимаются до 25-го августа. Прием документов начинается с 1-го июня. Заявление в колледж для очно-заочного (вечернего) обучения принимаются также до 25 августа, однако если в колледже после зачисления на 1-й курс имеются свободные места, прием документов производится до 25 декабря текущего года.

В перечень документов, предъявляемых приемной комиссии, включены:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ);
  • документ об образовании (оригинал и копия);
  • фото: 6 шт, размер 3,5 х 2,5;
  • медицинская справка (форма 086у);
  • медицинское страховое свидетельство (копия);
  • документы, удостоверяющие право на льготы.

Все документы государственного образца предъявляются на русском языке.

Экзамены для поступления в медицинский колледж

Приказом Минобрнауки РФ для поступления в медицинские колледжи, училища необходимо пройти экзаменационные испытания по следующим предметам:

Обычно количество абитуриентов лучших медицинских колледжей Москвы превышает число выделенных бюджетных мест. В таких случаях приемная комиссия принимает во внимание средний балл аттестата о среднем образовании, округленный до сотых. Если у нескольких поступающих и этот показатель окажется одинаковым, смотрят на оценки в аттестате по конкретным предметам — русскому языку, биологии, а также на балл, заработанный при сдаче ЕГЭ по биологии.

Некоторые учебные заведения изобретают дополнительные методы отбора абитуриентов, как например в г. Москвы, где кроме вышеперечисленных вступительных экзаменов поступающим предлагается пройти психологическое тестирование.

Внимание: студентам, обучающимся в медицинских колледжах Москвы, полагается отсрочка от армии до достижения ими 20-тилетнего возраста.

Продолжительность обучения в медицинских колледжах Москвы

Выбрав для себя одну из медицинских специальностей, следует обратить внимание на тот факт, что некоторые мед колледжи Москвы предлагают пройти обучение по одному и тому же направлению за разные временные сроки. Это обосновано уровнем подготовки специалистов, который предполагает овладение базовыми знаниями (период обучения около 2-х лет) и углубленное изучение специальностей (до 4-х лет).

Главным требованием к правилам приема и зачисления абитуриентов на 1-й курс является строгое соответствие нормам, изложенным в приказе Минобразования РФ. Помимо установленных правил, медицинские училища и колледжи устанавливают свой собственный регламент приема, не идущий в разрез с законодательством. Вам в качестве абитуриента остается лишь полностью мобилизоваться — следить за новостями, задавать вопросы приемной комиссии и читать материалы, размещенные на нашем сайте.

Проходной балл для поступления в медицинский колледж

Как уже говорилось, престиж медицинского образования в современной России поднят на самый высокий уровень. Поступить в один из медицинских вузов Москвы для большей части выпускников отечественных школ, гимназий, лицеев считается делом практически неосуществимым. Плоскость среднего специального образования отличается сравнительной доступностью. По результатам набора 2013 года средний балл ЕГЭ в большинстве медицинских институтов был установлен в пределах 200 и более баллов. Стать студентом одного из медицинских колледжей после 9 класса или при наличии полного среднего образования можно при минимальном или среднем количестве баллов (по результатам ЕГЭ, ГИА).

Известные медицинские колледжи Москвы

Загрузка...