Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Роль мировоззрения в жизни общества. Значение мировоззрения для человека и его сущность Эссе роль мировоззрения в жизни человека

Гражданско-правовая ответсвенность наступает за

1)нарушение санитарных норм,установленных для очистных сооружений 2)нарушение трудовой,учебной,воинской,служебной дисциплины
3)совершение преступления,связанное с хищением имущества
4)нарушение договорных обязательств имущественного характера

9. Запишите слово, пропущенное в схеме. Структура политической власти ↓ ↓ ↓ ↓ ……………. Объекты Процесс осуществления Средства принужденияОтвет:

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политическая культура».Найдите и выпишите термин, выпадающий из общего ряда.Политические знания, ценности, национализация, идеи, убеждения, навыки политического поведения, политические нормы.Ответ: ____1

11.Установите соответствие между критериями классификации политических партий и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В приведённую ниже таблицу запишите буквы, соответствующие указанным цифрам.ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ1. массовые2. нелегальные3. правящие4. радикальныеКРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИA)по отношению к законуБ) по отношению к действующей властиB)по методам отстаивания интересовГ) по численному составуД) по методам формирования1234

Помогите пожалуйста, заранее спасибо. 1) Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ? А) лицо, не имеющее гражданство РФ, автоматически получает его,

заключив брак с гражданином РФ. Б) гражданин рф не может быть выслан за пределы России.2) что такое конституция РФ? 3) найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву под которой она указана а) вещные права б) гражданские права в) личные правая г) имущественные правда д) обязательственный права 4)прочитайте текст. А) с появлением первых государств во звонило право б) современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. В) однако она не всегда эффективна в защите интересов граждан. Г) в тоже время нельзя не признать что правовая культура населения остается крайней низкой. Д)право- это система норм, установленных или санкционированных государствам, обеспеченных силой государственного принуждения Определите какие положения текста имеют. 1)фактический характер. 2) характер оценочных суждений. 3) характер теоретических утверждений. Ответ: (А-?, Б-?,В-?,Г-?,Д-?). 5) какие из приведенных ниже позиций иллюстрирует экономику как науку? 1) изобретение ресурсосберегающих технологий. 2)разработка принципов распределения ресурсов. 3) оказание населению образовательных услуг. 4) расширение сети салонов по продаже мобильных телефонов

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?

Характеристика мировоззрения

Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.

Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

Право на мнение

Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.

Понятие, типы, уровни

Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.

Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности - это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Мировосприятие

Компонент нашего мировосприятия - это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, - совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.

Миропонимание

Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.

Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.

Элементы мировоззрения

В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).

Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.

Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.

Еще одна составляющая формирования мировоззрения - это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика - критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.

Виды мировоззрения

В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.

Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.

Типы мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.

Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, - это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Религиозный тип

Второй тип - это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.

Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.

Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.

Философский тип

Третий тип мировоззрения - философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.

Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.

Можно ли поменять мировоззрение?

Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение - как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.

Мировоззрение в ХІХ веке

После распада СССР многие люди испытали ми ровоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: "Жизнь - удовольствие". Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.

Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения - залог понимания информации.

Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно включает в себя идеалы, принципы, установки, знания, поступки, самосознание, идеи, духовные ценности.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие , которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия. Мировосприятие=образ мира, полученный в результате его чувственного познания.

В мировоззрение входит также и миропонимание , выраженное в образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем. Миропонимание=представление о мире на основе рационального его объяснения.

Мировоззрение имеет ряд особенностей, которые играют немаловажную роль в жизни человека:

1.Мировоззрение всегда исторично (т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, поэтому каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. Выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества).

2.В нем могут проявляться догматизм (форма мышления и действия оперирующая догмами, характеризующаяся косностью, неподвижностью, «мертвостью»,стремлением к авторитарности), скептицизм (философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления),разумный критицизм (метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.)

3.Всегда связано с убеждением. Убеждение -устойчивый взгляд на мир; идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

4.Определяет общую направленность личности. Направленность личности - это совокупность устойчивых, независимых от текущей ситуации мотивов, ориентирующих деятельность личности.

5.Сказывается на поведении, привычках и мышлении человека, то есть на всем облике .

Существует четыре основных типа мировоззрений:

1. Обыденное(житейское) мировоззрениевозникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности. Данный тип мировоззрения опирается на непосредственный жизненный опыт человека -в этом его сила, однако оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - в этом его слабость

2.Религизное мировоззрение. Его основой являются религиозные учения(определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души).К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабые стороны религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, их игнорирование.

3.Философское мировоззрение предполагает теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, установление норм, ценностей, идеалов, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей. По главенствующему явлению философы выделяют следующие типы мировоззрений: теоцентризм(глав. явл. –Бог), антропоцентризм(глав. явл.-человек), природоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм, наукоцентризм.

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Функции мировоззрения

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.

Загрузка...