Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Краткая биография александра невского. Сказание о житии Александра Невского

Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.

Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя. Узнав об этом, Александр сразу же отправился к противникам с небольшой дружиной. Старшему по имени Пелугий Александр поручил военно-морской караул. Князь Александр пошел в бой и принес удар самому королю. Остальные оппоненты мчались.

Через год снова объявился люд с Западной страной, и они построили небольшой городок на чужой для них земле. Александр немедленно разрушил город. Он наказал некоторых из противников, а некоторых пощадил.

На третий год, Александр отправился на немецкую территорию с огромной армией. Он освободил город, который был взят раньше. Битва состоялась на Чудском озере. Когда князь вернулся с победой, население города, величественно приветствовало его у своих стен.

В Восточной стране, в то же время был могущественный правитель. Он послал людей к князю и приказал ему прийти к нему в Орду. Александр отправился к королю Батыю. Второй разозлился на Андрея, суздальского князя, а его командир Невруй опустошил Суздальскую землю. Уже после этого великий князь Александр возобновил соборы и города.

Между тем, царь Восточной страны заставил христиан пойти с ним в дорогу. Услышав это, Александр прибыл в Орду, чтобы убедить короля не поступать, таким образом, каким он желает. А отпрыска его собственного Дмитрия отправил в Западные государства. Он взял город Юрьев и вернулся в Новгород.

В то время, когда князь Александр возвращался домой, он занемог. Он принял монашеские обеты перед тем, как скончался. Он умер 14 ноября. Во Владимире тело великого князя было похоронено. Священники и весь люд большой приняли его в Боголюбове. Стоял в воздухе громкий, долгий крик и плач.

Картинка или рисунок Житие Александра Невского

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Крутые горы Лиханов

    Началась война. Когда это произошло, никто не осознавал что случилось. Я, совсем еще мальчишка, радостно провожал отца на фронт. Я и не догадывался, что нас ждет впереди. Осознание происходящего приходило потихоньку

  • Краткое содержание Губарев Путешествие на утреннюю звезду

    Трое друзей – Илья, Никита и Леша – проводят каникулы в дачном поселке. Там они знакомятся с девочкой по имени Вероника и ее дедушкой, который оказался волшебником. Он предложил друзьям отправиться в далекое космическое путешествие

Записи в любом читательском дневнике позволят школьнику вспомнить содержание книги, которую он когда-либо прочитал. Главным образом там должен быть описан краткий сюжет, даты основных событий, действующие лица. Рассмотрим повесть «Житие Александра Невского». Краткое содержание для читательского дневника должно иметь план. По нему можно будет легко понять, о чем идет повествование.

«Житие Александра Невского». Краткое содержание. План

Для того чтобы последовательно описать события этого произведения, школьнику понадобится план, в котором необходимо выделить несколько важных пунктов.

2. Описание и портрет князя Александра.

3. Обращение князя к Господу о помощи.

4. Видение.

5. Битвы со шведами и немцами.

6. Ледовое побоище.

7. Смерть Александра.

«Житие Александра Невского». Краткое содержание. Автор

Повесть «Житие Александра Невского» была создана в XIII столетии. Автором этого уникального древнего исторического произведения, скорее всего, был монах-книжник Владимирского митрополита Кирилла, пришедший в 1246 году из Галицко-Волынской Руси. Этот автор утверждает, что он не только лично знал князя, но и собственными глазами видел его деяния и подвиги.

Описание и портрет князя Александра

Итак, обратимся к тексту произведения «Житие Александра Невского». Краткое содержание сразу можно начать с описания самого князя, как и в оригинале этой исторической повести. Александр родился у благочестивой княжеской пары, Ярослава и Феодосии. Он был очень красивым, голос его звучал, как труба, лицо отдаленно напоминало мужественное лицо Иосифа из силой обладал неистовой, как у Самсона, мудрый был, как Соломон, храбрый, как Веспасиан, покоривший всю Иудейскую землю. Так и Александр побеждал и не был побежден.

Узнав о таком правителе, из Западной страны пришел к нему один вельможа по имени Андреаш, который, повидавшись с произнес: «Прошел я много стран и не видел такого царя среди царей и князя среди князей».

Обращение князя к Господу о помощи

О воинской доблести князя Александра дошли слухи и до короля Римской страны северных земель. И решил он сразиться с ним и двинул свое огромное войско, в котором собрал самых лучших своих воинов и амуницию. Обезумев от красоты земель новгородских, на он остановился и послал к князю гонцов с посланием, чтобы тот защищался, ибо пришел в его земли тот, кто разорит их.

Александр, узнав про надвигающуюся угрозу, отправился в упал на колени и начал слезно молить Господа о помощи и защите земли своей от врагов иноземных. Ободрившись, он сказал дружине: «Не в силе Бог, но в правде». Не оповестив своего отца и не дожидаясь от него подкрепления, получив благословение архиепископа Спиридона, он ринулся навстречу к врагу.

Так продолжает свое повествование «Житие Александра Невского». Краткое содержание в читательском дневнике обязательно должно вместить в себя главные события из жизни святого.

Видение

В те места была отправлена ночная стража, которой руководил отважный муж Пелугий. Всю ночь он не смыкал глаз и вдруг услышал плеск и шум воды, а потом увидел плывущую ладью, а на ней стояли святые мученики Борис и Глеб. Они вели достойный разговор, и стражник услышал: «Брат Глеб, поможем сроднику нашему Александру!». Пелугий оцепенел и при встрече с князем все это рассказал. Для Александра это стало большим ободрением. И ранним утром враг пал. Шесть храбрых сынов полегли из полка Александра: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Меша, Сава и Ратмир.

Их подвиги очень подробно рассказаны в повести «Житие Александра Невского». Краткое содержание в дневнике может описывать лишь некоторые факты.

Битвы со шведами и немцами

На другой год опять пришли незваные гости из Западной страны, позарившиеся на богатства и земли новгородские. Князь, недолго думая, пошел и разрушил их город, и вешал одних, миловал по доброте душевной других. Он одерживал победы одну за другой, взял и город немецкий Псков. Одних немцев он посадил за решетку, других перебил. Но дерзкие немцы не простили ему этого и решили объединиться. Их многотысячная армия двинулась в бой.

Ледовое побоище

Князь Александр был тоже готов к бою. Его отец - князь Ярослав - прислал ему в подкрепление младшего брата Андрея со своею храброю дружиною. И пошли они на врагов своих в субботу, и покрылось множеством убитых тел, что с одной стороны, что с другой. Всегда с молитвой бился князь русский, поэтому и помощь получал неожиданную. Были очевидцы того, как воинство божие в воздухе ему помогало. И победил он в этой славной битве, и прославлял его народ.

Смерть Александра Невского

Русь оставалась под гнетом орды хана Батыя. Восхищенный победами Александра, он пригласил его к себе. Почтив его достойно, он отпустил князя. Но позже Батый разгневался на младшего брата Александра и полностью разорил его владения, земли суздальские. Александру пришлось заново воздвигать города, церкви и разогнанных жителей собирать по домам.

Щедрым и добрым был Александр Невский, богатством и славою Бог наполнил его землю и продлил его дни. Священники Великого Рима хотели, чтобы его народ принял католическую веру, но князь был непреклонен.

Возвратившись из Орды, Александр Невский занемог и, приняв монашеский постриг, получив имя Алексей, мирно почил. Похоронили его в городе Владимире в храме Рождества Святой Богородицы.

Перед тем как положить святое тело князя в гробницу, митрополит Кирилл и Савастьян-эконом хотели в руку вложить грамоту, но князь сам протянул руку за ней, как будто живой. Их охватило смятение. Так прославил Своего угодника Сам Господь Иисус Христос.

Этим и закончилась историческая повесть "Житие Александра Невского". Краткое содержание для детей школьного возраста в их читательском дневнике навсегда оставит неизгладимую память о Великом новгородском Невском.

«Житие Александра Невского» посвящено князю Александру Ярославовичу - великому полководцу и мудрому правителю. Повесть должна была показать, что несмотря на подчинение ордынцам, на Руси остались князья, готовые противостоять врагам земли Русской, а их доблесть и мужество внушают уважение другим народам.

Дата создания и автор

Произведение было написано во Владимире в Рождественском монастыре, где погребен князь. По предположению Д. С. Лихачева, к написанию «Жития Александра Невского», краткое содержание которого представлено ниже, имел отношение митрополит Кирилл. По композиции, отдельным стилистическим приемам и фразеологизмам «Повесть» близка к произведениям, в написании которых он принимал участие. Кирилл умер в 1280 году, поэтому исследователи уверены, что повесть написана между 1263 и 1280 годом.

Об этом свидетельствует и целый ряд характерных особенностей повести, написанной в агиографическом жанре. Во-первых, в предисловии автор рассказывает о себе с подчеркнутым самоуничижением, что соответствует канонам этого жанра: «худый и многогрешный». Во-вторых, он сообщает о родителях князя и его рождении, что также соответствует духу агиографии. В-третьих, рассказ о чуде после смерти Александра также носит агиографический характер. И, наконец, в тексте делаются отступления, имеющие церковно-риторический характер.

Автор произведения в самом начале повествования сообщает, что он знал князя лично и был свидетелем его ратных подвигов. Формулировка «самовидець есмь» дает все основания утверждать это. По мнению исследователей, в агиографических произведениях авторы всегда сообщают, откуда известны подробности о жизни героя. Такая формулировка ни в одном житии не зафиксирована и встречается впервые. И есть все основания полагать, что митрополит Кирилл принимал участие в составлении жизнеописания.

Князь Александр

Повесть «Житие Александра Невского», краткое содержание которой вы читаете, начинается с предисловия автора, сообщающего, что о князе Александре он слышал «от отцов своих». Он рад рассказать о святой и славной жизни этого великого человека, поскольку и сам стал ее свидетелем. Призывая в помощь святую Богородицу и князя Александра, автор продолжает повествование рассказом о родителях героя повести.

Отец Александра Ярослав был милосердным, кротким и миролюбивым князем. Мать героя повести звали Феодосией. В книге Исайи говорится, что человека на княжество ставит сам Господь. И действительно, правление князя Александра было не без Божьего благословения. Он был красив, как Иосиф, который стал вторым после египетского царя. Силен был Александр, как Самсон. А мудрость дал ему Господь Соломонову. Был он храбрым и непобедимым, как царь Веспасиан, покоривший Иудею.

Один именитый слуга Божий пришел с Запада, чтобы воочию увидеть зрелость силы князя Александра. Так и царица Савская ходила к Соломону. Вернулся Андреаш к своим и сказал, что видел много народов, но такого, как Александр, не встречал.

В продолжении краткого содержания «Житие Александра Невского» необходимо уточнить, что автор повести почти не называет имен противников. В данном эпизоде шведского короля он именует «королем из Полуночной земли». Услышал о доблести Александра и решил завоевать землю князя. Собрал войско великое, снарядил множество кораблей и пришел, пылая духом ратным, в Неву. А послов своих отправил в Новгород, чтобы передали князю, что пришел он разорить землю его, пусть защищается, если сможет.

Обращение к Богу о помощи

Князь Александр возгорелся сердцем и вошел в церковь с молитвою к Господу, который повелел жить всем народам, не переступая чужих границ. Воздел князь руки к нему и попросил Господа взять щит и заградить от врагов. Окончив молитву свою, князь поднялся с колен и попросил благословения у архиепископа Спиридона.

Выйдя из церкви, князь Александр сказал своей дружине, что Бог в правде, а не в силе. Повержены и пали те, кто был с оружием и на конях, выстоит только тот, кто будет с именем Господа на устах. Уповая на Святую Троицу, не стал дожидаться князь «большого войска» и выступил «с малою дружиною». Враги приближались, поэтому некогда было Александру послать известие своему отцу Ярославу. Из-за чего и не присоединились к нему многие новгородцы, что не знали о нападении врага.

Сражение на Неве

Продолжаем передавать краткое содержание «Жития Александра Невского» рассказом автора о старейшине Пелугии, которому поручили наблюдать за морем. Он жил среди язычников, но был крещен, получив имя Филипп. Жил он богоугодно, соблюдал пост два раза в неделю, и удостоил Господь этого послушного мужа видения чудного.

Всю ночь он стоял у моря и наблюдал за обоими путями. А под утро, на восходе солнца, он услышал с моря сильный шум и увидел плывущий насад - на плечах друг у друга стояли мученики Борис и Глеб. Были они в красных одеждах, а гребцы были одеты во мглу. Обратился Борис к Глебу с просьбой, чтобы тот велел грести, так как помочь нужно князю Александру. Увидев и услышав мучеников, старейшина так и стоял, пока насад не скрылся.

Встретив Александра, Пелугий рассказал ему о видении. После напал князь Александр на своих врагов и была великая битва с римлянами. Полегло их бесчисленное множество. А князь оставил отпечаток своего копья на лице самого короля. Шесть воинов из дружины Александра повели себя в этот бою храбро и достойно, о чем сам князь поведал автору этой повести.

Продолжим передавать краткое содержание «Повести о житии Александра Невского» сравнением автора битвы за Иерусалим при царе Езекии и сражением Александра. Как в древние времена, пришел Ангел Господень и положил бесчисленное множество войска ассирийского, так было и после победы князя. На другом берегу Ижоры, куда не смогла пройти дружина Александра, нашли несметно мертвых воинов противника, сраженных Ангелом Господним. Князь вернулся из похода с победою, восхваляя имя Господа.

Ледовое побоище

Затем автор, не акцентируя внимания на многих победах князя, упоминает о них в сокращении. Краткое содержание «Житие Александра Невского» продолжим описанием знаменитой битвы на Чудском озере. Через три года после победы князя, решили немцы покорить словенский народ. Заняли город Псков, даже наместника в нем посадили. Князь Александр со своей дружиной освободил город и много пленных взял в плен.

Собрали немцы тогда большое войско и выступили против Александра. Покрылось Чудское озеро погибшими воинами и тех и других. Ярослав, отец Александра, послал в помощь князю младшего сына Андрея с дружиною. Когда сошлись противники, была жестокая битва. Казалось, двинулось замершее озеро, так как покрылось оно кровью так, что не было видно льда.

Автор повести слышал это от очевидца тех событий, который видел, что пришло в помощь Александру воинство Божие. Обратился враг в бегство, а того, кто сказал, что захватит Александра, отдал в руки князю. Возвратился Александр со славною победою, ведя множество пленных. Весь народ со священниками встречали победителя с крестами, хваля и славя имя Бога.

Поездка в Орду

Прославилось имя Александра во всех странах. В это же время литовские князья начали грабить земли Александра. Он выезжал и избивал их. Однажды победил Александр за один выезд семь полков. Прослышал о его славе один Восточный царь, покоривший многие народы, и отправил к князю послов, сказавши, чтобы Александр приехал посмотреть на его могущество.

Епископ Кирилл благословил Александра и отправился он в Орду. Царь Батый увидел его и сказал, что правду сказали ему об Александре, - нет князя, подобного ему. Но разгневался Батый на младшего сына Ярослава Андрея, и послал воеводу разорить землю Суздальскую. Князь Александр после это собрал разогнанный народ в свои дома, отстроил города и воздвиг церкви. И наполнил по Слову своему Бог землю Александра богатством и продлил годы его.

Посланники из Рима

Продолжаем краткое содержание «Жития князя Александра Невского». Однажды послал к Александру папа Римский кардиналов, чтобы рассказали они ему о своей вере. Князь собрал мудрецов и написал ответ папе, что известно им все от Адама и до седьмого Собора, а другого учения они не примут. Гнали тогда христиан неверные по всей земле, принуждая воевать на своей стороне. Отправился Александр к Батыю, чтобы отмолить своих людей от этой беды.

Сына Дмитрия со своими полками отправил князь на Запад. Он завоевал землю Немецкую и возвратился в Новгород с великой победой. Отец же его Александр возвратился из Орды и занемог. Много потрудился князь на земле, а перед смертью решил стать монахом и принял схиму. Вскоре он предал дух свой Господу. Святое тело его понесли во Владимир, где встречали его со свечами и кадилами, и каждый из великого множества народа, бывшего здесь, хотел прикоснуться к святому телу.

Завершаем очень краткое содержание «Жития Александра Невского» описанием чуда, произошедшего в день похорон Александра. Положили его тело в церкви Рождества, когда и произошло удивительное: митрополит Кирилл попытался разжать пальцы князя, чтобы вложить духовную грамоту, но князь, как живой, поднял руку свою и взял из рук Кирилла грамоту. Смятение охватило всех, и отступили они от гробницы его.

Особенность написания

Как видно из повести, в задачу автора не входило составление полной биографии Александра. Он рассказал об основных эпизодах его жизни, которые позволили бы воссоздать его героический образ умного политика, доблестного воина и полководца, - о победах на Чудском озере, на Неве, о его визите в Орду и ответе папе Римскому.

Автор жития не называет точных дат, он не всегда последователен в изложении событий. Но повесть насыщена цитатами и аналогиями из Библии, которые не приводятся в кратком содержании. В сказании «О житии Александра Невского» повествователь желал подчеркнуть этими сравнениями вечный и вневременный характер деяний князя, придать им величественность. Постоянно упоминая о небесном покровительстве Александру, автор повести стремился показать, что на таковых и «Бог презирает», помогает им, «одаривает и являет» милосердие свое.

И стинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.

В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Свя-той бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Алек-сандр Нев-ский ро-дил-ся 30 мая 1220 г. в го-ро-де Пе-рея-слав-ле-За-лес-ском. Отец его, Яро-слав, в Кре-ще-нии Фе-о-дор, был млад-шим сы-ном Все-во-ло-да III Боль-шое Гнез-до. Мать св. Алек-сандра, Фе-о-до-сия Иго-рев-на, ря-зан-ская княж-на. В 1227 г. князь Яро-слав по прось-бе нов-го-род-цев стал кня-жить в Нов-го-ро-де Ве-ли-ком. Он взял с со-бой сы-но-вей, Фе-до-ра и Алек-сандра.

На-чи-на-лось са-мое труд-ное вре-мя в ис-то-рии Ру-си: с во-сто-ка шли мон-голь-ские ор-ды, с за-па-да на-дви-га-лись ры-цар-ские пол-чи-ща. В этот гроз-ный час Про-мы-сел Бо-жий воз-двиг на спа-се-ние Ру-си свя-то-го кня-зя Алек-сандра - ве-ли-ко-го во-и-на-мо-лит-вен-ни-ка, по-движ-ни-ка и стро-и-те-ля зем-ли Рус-ской.

Вос-поль-зо-вав-шись на-ше-стви-ем Ба-тыя, пол-чи-ща кре-сто-нос-цев вторг-лись в пре-де-лы Оте-че-ства. Пер-вы-ми бы-ли шве-ды. Мно-же-ство ко-раб-лей по-до-шло к Неве под ко-ман-до-ва-ни-ем яр-ла Бир-ге-ра. Св. Алек-сандр, ему не бы-ло то-гда еще 20 лет, дол-го мо-лил-ся в хра-ме Свя-той Со-фии. Ар-хи-епи-скоп Спи-ри-дон бла-го-сло-вил св. кня-зя и во-ин-ство его на брань. Вый-дя из хра-ма, Алек-сандр укре-пил дру-жи-ну ис-пол-нен-ны-ми ве-ры сло-ва-ми: «Не в си-ле Бог, а в прав-де. Иные - с ору-жи-ем, иные - на ко-нях, а мы имя Гос-по-да Бо-га на-ше-го при-зо-вем!»

С неболь-шой дру-жи-ной князь по-спе-шил на вра-гов. Но бы-ло чуд-ное пред-зна-ме-но-ва-ние: сто-яв-ший в мор-ском до-зо-ре во-ин ви-дел на рас-све-те 15 июля ла-дью, плы-ву-щую по мо-рю, и на ней св. му-че-ни-ков Бо-ри-са и Гле-ба в одеж-дах баг-ря-ных.

Алек-сандр, обод-рен-ный, му-же-ствен-но по-вел с мо-лит-вой вой-ско на шве-дов. «И бы-ла се-ча ве-ли-кая с ла-ти-ня-на-ми, и пе-ре-бил их бес-чис-лен-ное мно-же-ство, и са-мо-му пред-во-ди-те-лю воз-ло-жил пе-чать на ли-цо ост-рым ко-пьем». За эту по-бе-ду на ре-ке Неве, одер-жан-ную 15 июля 1240 г., на-род на-звал св. Алек-сандра Нев-ским.

Опас-ным вра-гом оста-ва-лись немец-кие ры-ца-ри. В 1241 г. мол-ние-нос-ным по-хо-дом св. Алек-сандр вер-нул древ-нюю рус-скую кре-пость Ко-по-рье, из-гнав ры-ца-рей. В 1242 г. зи-мой он осво-бо-дил Псков, а 5 ап-ре-ля дал Тев-тон-ско-му ор-де-ну ре-ши-тель-ное сра-же-ние на льду Чуд-ско-го озе-ра. Кре-сто-нос-цы бы-ли пол-но-стью раз-гром-ле-ны. Имя св. Алек-сандра про-сла-ви-лось по всей Свя-той Ру-си.

За-пад-ные пре-де-лы Рус-ской зем-ли бы-ли на-деж-но ограж-де-ны, на-ста-ло вре-мя обез-опа-сить Русь с во-сто-ка. В 1242 г. св. Алек-сандр Нев-ский со сво-им от-цом Яро-сла-вом вы-ехал в Ор-ду. Свя-щен-ную мис-сию за-щит-ни-ков Рус-ской зем-ли Гос-подь увен-чал успе-хом, но на это по-тре-бо-ва-лись го-ды тру-дов и жертв. Князь Яро-слав от-дал за это жизнь.

За-ве-щан-ный от-цом со-юз с Зо-ло-той Ор-дой - необ-хо-ди-мый то-гда для предот-вра-ще-ния но-во-го раз-гро-ма Ру-си - про-дол-жал кре-пить св. Алек-сандр Нев-ский. Обе-щав свою под-держ-ку, св. Алек-сандр дал воз-мож-ность Ба-тыю вы-сту-пить в по-ход про-тив Мон-го-лии, стать глав-ной си-лой во всей Ве-ли-кой Сте-пи.

В 1252 г. мно-гие рус-ские го-ро-да вос-ста-ли про-тив та-тар-ско-го ига. Сно-ва воз-ник-ла угро-за са-мо-му су-ще-ство-ва-нию Ру-си. Св. Алек-сан-дру опять при-шлось ехать в Ор-ду, чтобы от-ве-сти от рус-ских зе-мель ка-ра-тель-ное на-ше-ствие та-тар. Св. Алек-сандр стал еди-но-власт-ным ве-ли-ким кня-зем всей Ру-си. В 1253 г. он от-ра-зил но-вый на-бег на Псков, в 1254 г. за-клю-чил до-го-вор о мир-ных гра-ни-цах с Нор-ве-ги-ей, в 1256 г. хо-дил в по-ход в фин-скую зем-лю. В тьму язы-че-ства св. Алек-сандр нес свет еван-гель-ской про-по-ве-ди и пра-во-слав-ной куль-ту-ры. Все По-мо-рье бы-ло про-све-ще-но и осво-е-но рус-ски-ми.

В 1256 г. умер хан Ба-тый. Св. князь в тре-тий раз по-ехал в Са-рай, чтобы под-твер-дить мир-ные от-но-ше-ния Ру-си и Ор-ды с но-вым ха-ном Бер-ке. В 1261 г. ста-ра-ни-я-ми св. Алек-сандра и мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла бы-ла учре-жде-на в Са-рае, сто-ли-це Зо-ло-той Ор-ды, епар-хия Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

На-сту-пи-ла эпо-ха ве-ли-кой хри-сти-а-ни-за-ции язы-че-ско-го Во-сто-ка, в этом бы-ло про-ро-че-ски уга-дан-ное св. Алек-сан-дром Нев-ским ис-то-ри-че-ское при-зва-ние Ру-си. В 1262 г. по его ука-за-нию во мно-гих го-ро-дах бы-ли пе-ре-би-ты та-тар-ские сбор-щи-ки да-ни и вер-бов-щи-ки во-и-нов - бас-ка-ки. Жда-ли та-тар-ской ме-сти. Но ве-ли-кий за-ступ-ник на-ро-да вновь по-ехал в Ор-ду и муд-ро на-пра-вил со-бы-тия со-всем в иное рус-ло: ссы-ла-ясь на вос-ста-ние рус-ских, хан Бер-ке пре-кра-тил по-сы-лать дань в Мон-го-лию и про-воз-гла-сил Зо-ло-тую Ор-ду са-мо-сто-я-тель-ным го-су-дар-ством, сде-лав ее тем са-мым за-сло-ном Ру-си с во-сто-ка.

В этом ве-ли-ком со-еди-не-нии рус-ских и та-тар-ских зе-мель и на-ро-дов со-зре-ва-ло и креп-ло бу-ду-щее мно-го-на-цио-наль-ное Рос-сий-ское го-су-дар-ство, вклю-чив-шее впо-след-ствии в пре-де-лы Рус-ской Церк-ви по-чти все на-сле-дие Чин-гис-ха-на до бе-ре-гов Ти-хо-го оке-а-на.

Эта ди-пло-ма-ти-че-ская по-езд-ка св. Алек-сандра Нев-ско-го в Са-рай бы-ла чет-вер-той и по-след-ней. На об-рат-ном пу-ти, не до-ез-жая до Вла-ди-ми-ра, в Го-род-це, в мо-на-сты-ре князь-по-движ-ник пре-дал свой дух Гос-по-ду 14 но-яб-ря 1263 го-да, за-вер-шив мно-го-труд-ный жиз-нен-ный путь при-ня-ти-ем свя-той ино-че-ской схи-мы с име-нем Алек-сий. Свя-тое те-ло его по-нес-ли к Вла-ди-ми-ру, де-вять дней длил-ся путь, и те-ло оста-ва-лось нетлен-ным. 23 но-яб-ря при по-гре-бе-нии его в со-бор-ной церк-ви Рож-де-ствен-ско-го мо-на-сты-ря го-ро-да Вла-ди-ми-ра (ныне там уста-нов-лен па-мят-ник свя-то-му кня-зю; еще один па-мят-ник уста-нов-лен в го-ро-де Пе-ре-я-с-лав-ле-За-лес-ском) бы-ло яв-ле-но Бо-гом «чу-до див-но и па-мя-ти до-стой-но»: свя-той сам про-тя-нул ру-ку за раз-ре-ши-тель-ной мо-лит-вой.

По-чи-та-ние бла-го-вер-но-го кня-зя на-ча-лось сра-зу же по его по-гре-бе-нии. Ве-ли-кий князь Иоанн Иоан-но-вич (1353-1359) в сво-ем ду-хов-ном за-ве-ща-нии, пи-сан-ном в 1356 го-ду, оста-вил сво-е-му сы-ну Ди-мит-рию (1363-1389), бу-ду-ще-му по-бе-ди-те-лю Ку-ли-ков-ской бит-вы, «ико-ну Свя-тый Алек-сандр». Нетлен-ные мо-щи бла-го-вер-но-го кня-зя бы-ли от-кры-ты, по ви-де-нию, пе-ред Ку-ли-ков-ской бит-вой - в 1380 го-ду, и то-гда же уста-нов-ле-но мест-ное празд-но-ва-ние. Об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние св. Алек-сандра Нев-ско-го со-вер-ши-лось при мит-ро-по-ли-те Ма-ка-рии на Мос-ков-ском со-бо-ре 1547 г.

К мо-лит-вам свя-то-го кня-зя, про-сла-вив-ше-го-ся обо-ро-ной Оте-че-ства, рус-ские пол-ко-вод-цы при-бе-га-ли и во все по-сле-ду-ю-щие вре-ме-на. 30 ав-гу-ста 1721 г. Петр I, по-сле про-дол-жи-тель-ной и из-ну-ри-тель-ной вой-ны со шве-да-ми, за-клю-чил Ништад-ский мир. Этот день ре-ше-но бы-ло освя-тить пе-ре-не-се-ни-ем мо-щей бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го из Вла-ди-ми-ра в но-вую, се-вер-ную сто-ли-цу, Пе-тер-бург, рас-по-ло-жив-шу-ю-ся на бе-ре-гах Невы. Вы-ве-зен-ные из Вла-ди-ми-ра 11 ав-гу-ста 1723 го-да, свя-тые мо-щи бы-ли при-ве-зе-ны в Шлис-сель-бург 20 сен-тяб-ря то-го же го-да и оста-ва-лись там до 1724 го-да, ко-гда 30 ав-гу-ста бы-ли уста-нов-ле-ны в Тро-иц-ком со-бо-ре Алек-сан-дро-Нев-ской Лав-ры, где по-чи-ва-ют и ныне. Ука-зом от 2 сен-тяб-ря 1724 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-не-ство на 30 ав-гу-ста (в 1727 го-ду празд-не-ство бы-ло от-ме-не-но по при-чине не цер-ков-но-го ха-рак-те-ра, а вслед-ствие борь-бы груп-пи-ро-вок при цар-ском дво-ре. В 1730 го-ду празд-не-ство сно-ва бы-ло вос-ста-нов-ле-но).

Ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил Бу-жин-ский (впо-след-ствии епи-скоп Ря-зан-ский, † 27 ап-ре-ля 1731 го-да) со-ста-вил спе-ци-аль-ную служ-бу на вос-по-ми-на-ние Ништад-ско-го ми-ра, со-еди-нив ее со служ-бой свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Имя за-щит-ни-ка ру-бе-жей Рос-сии и по-кро-ви-те-ля во-и-нов из-вест-но да-ле-ко за пре-де-ла-ми на-шей Ро-ди-ны. Сви-де-тель-ство то-му - мно-го-чис-лен-ные хра-мы, по-свя-щен-ные свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Наи-бо-лее из-вест-ные из них:

Пат-ри-ар-ший со-бор в Со-фии,

ка-фед-раль-ный со-бор в Тал-лине,

храм в Тби-ли-си.

Эти хра-мы - за-лог друж-бы рус-ско-го на-ро-да-осво-бо-ди-те-ля с брат-ски-ми на-ро-да-ми.

Загрузка...