Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка. Пират или герой: Френсис Дрейк — первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие Кругосветное путешествие дрейка 1577 1580 на карте

Дрейк (Drake), Фрэнсис (около 1545 – 28 января 1595) – английский мореплаватель, пират, военачальник, совершивший впервые после Ф. Магеллана кругосветное плавание (1577-1580). Плавал к берегам Африки и Америки, занимаясь работорговлей и пиратскими набегами на испанские корабли и владения. В декабре 1577 Дрейк с эскадрой в 5 кораблей покинул Плимут, пересек Атлантический океан и в апреле 1578 достиг берегов Южной Америки (устье Ла-Платы). В августе 1578 Дрейк через Магелланов пролив вышел в Тихий океан, имея уже только 1 корабль, который бурей был отнесен на юг до мыса Горн. Так была открыта самая южная точка Америки. Это открытие поколебало легенду о существовании мифического Южного материка, обозначавшегося на картах южнее 40 0 - 45 0 ю. ш. Далее Дрейк поплыл вдоль западного берега Америки, грабя по пути испанские корабли и города. Пытаясь уйти от испанских судов, Дрейк пошел на север в поисках прохода с севера из Тихого около в Атлантический и достиг 48 0 с. ш. Спускаясь на юг, открыл бухту Сан-Франциско, откуда повернул на запад, держа курс на Молуккские острова. В июне 1580 он обогнул мыс Доброй Надежды и в сентябре 1580 г. вернулся в Плимут.

Дрейк принимал активное участие в разгроме испанской «Непобедимой армады» (1588). Плавания и набеги Дрейка, всемерно поддерживаемые английской королевой Елизаветой, нанесли сильный удар испанскому монопольному положению на Тихом океане.

Именем Дрейка назван: пролив Дрейка между Огненной Землёй и Антарктидой.

Дрейк Френсис, английский мореплаватель, родился близ Тавистока (Девоншир) около 1545 г., умер близ Пуэрто-Бельо (Панама) 28 января 1596 г. Первый английский кругосветный путешественник. Сын матроса, он рано ушел в море и в 1565-1566 гг. в первый раз отправился в Вест-Индию. В 1567-1569 гг. он участвовал в качестве капитана в плаваниях Джона Хокинса в Гвинею, откуда доставлял негров-рабов в Вест-Индию. От одного нападения испанского флота у Веракруса Хокинс и Дрейк ускользнули лишь с большими потерями. В 1570-1572 гг. Дрейк предпринял три пиратских похода в Вест-Индию; после этого ему было поручено королевой Елизаветой препятствовать испанской торговле в Тихом океане. В конце 1577 г. он с пятью судами покинул Плимут и с 20 августа по 6 сентября 1578 г. проплыл Магелланов пролив. В Тихом океане из-за непогоды его судно было разлучено с другими судами. Однако он продолжал плавание на одном судне и грабил гавани западного американского побережья. От Калифорнии он продвинулся на север примерно до 48° с. ш., но из-за господствующих там холодов должен был отказаться от плана вернуться в Англию, обогнув Америку с севера. При этом он первым из европейцев дошел до р. Колумбия, а может быть, и до южной оконечности острова Ванкувер. Так как вторично обогнуть Южную Америку было невозможно из-за принятых испанцами ответных мер, он пересек Тихий океан и 4 ноября 1579 г. через Марианские острова достиг одного из Молуккских островов – Тернате. Оттуда он, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, 5 ноября 1580 г. вернулся в родной Плимут. Этим Дрейк завершил второе кругосветное путешествие после Магеллана. Однако, кроме части западного североамериканского побережья, он ничего нового не открыл. В 1585-1586 гг. Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии, и возвратился, как и из кругосветного путешествия, с богатой добычей. В 1587 г. Дрейк в гавани Кадиса сжег отряд испанской армады и в 1588 г. уже в чине вице-адмирала под руководством лорда Говарда участвовал в ее уничтожении в Ла-Манше. Его более поздние предприятия: одно – против Лиссабона в 1589 г., так же как и два последующих вест-индских в 1594 и 1595 гг., были безуспешны. Во втором из них в 1596 г. он умер от дизентерии.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва: Мысль, 1966. – 271 с.
С

середины XVI в. на испанских атлантических путях появились многочисленные пираты, и не только французские, но и английские, голландские, датские.Их пиратскими базами стали Малые Антильские о-ва; отдельные острова постоянно переходили из рук в руки, от пиратов одной национальности к другой. Они охотились преимущественно за судами, груженными драгоценными металлами, на путях от берегов Мексики и Центральной Америки к Испании, Но они не брезговали и торговлей рабами из Западной Африки. К числу таких разбойников с больших морских дорог и работорговцев принадлежал англичанин Джон Хокинс , будущий участник разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.), позднее адмирал; в испанских хрониках он фигурировал под именем Хуана Акинеса . В октябре 1567 г. его судно потерпело крушение у западных берегов Флориды. 114 моряков, среди которых находился Дэвид Ингрэм , двинулись пешком на север, справедливо опасаясь испанцев и надеясь, что значительно севернее, на Атлантическом побережье материка, им удастся встретить какое-нибудь судно. Они шли по Приатлантической низменности, переправляясь на индейских челнах через многочисленные небольшие и сравнительно крупные реки, в том числе Потомак, Саскуэханна и Гудзон. В походе большая часть пиратов-путешественников погибла: вероятно, некоторые остались жить среди индейцев; лишь Д. Ингрэм и два его спутника, преодолев приблизительно за два годаИнгрэм утверждал, что все путешествие заняло 11 месяцев - скорее всего, он учитывал лишь время, затраченное на движение. по прямой 2500 км (в действительности больше), добрались до о. Кейп-Бретон, где их подобрало французское судно.

После благополучного возвращения на родину Ингрэм за выпивку и закуску стал рассказывать о своих скитаниях по заатлантической стране. Слушатели поражались его «басням» об огромном седом медведе (гризли), не верили его «россказням» о птице, не умеющей летать (бескрылая гагарка), удивлялись «сказкам» о другой птице - фламинго с перьями ярко-красного цвета, ставили под сомнение существование животного, похожего на лошадь, но с рогами (американский лось), и жадно внимали его сообщениям о выдуманных многочисленных городах страны, о ее мифических богатствах - золоте, серебре и жемчуге. Но не эта фантазия, а правдивое описание некоторых представителей животного мира Северной Америки снискало Ингрэму славу враля. В большой интернациональной «семье» лгунов-путешественников он пребывал без малого 400 лет: лишь в середине нашего века он был «реабилитирован». Однако среди его современников все же нашлись люди, понимавшие, что в его рассказах есть доля правды. К ним принадлежал министр английской тайной полиции. Вероятно, сведения, сообщенные Ингрэмом на допросе (август - сентябрь 1582 г.), побудили правительство королевы Елизаветы отправить к североамериканским берегам экспедицию Хрмфри Гилберта .

реди пиратов, пользовавшихся покровительством английской короны, выделился англичанин Френсис Дрейк , открывший, по выражению вице-короля Перу, «путь в Тихий океан всем еретикам - гугенотам, кальвинистам, лютеранам и прочим разбойникам...».

«Железный пират», как его позднее называли, был человек властный и крутой, с бешеным характером, мнительный и суеверный, даже для своего века. Однажды во время бури он кричал, что ее наслал его враг, находящийся на корабле, что тот - «колдун, и все это идет из его сундука». Дрейк в качестве пирата действовал не на свой страх и риск, а как «приказчик» крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была английская королева Елизавета. Она снаряжала за свой счет корабли, делилась с пиратами добычей, но брала себе львиную долю прибыли. Боевое крещение Дрейк получил в 1567 - 1568 гг. во флотилии пирата Джона Хокинса, захватившего испанские города в Центральной Америке, чтобы беспошлинно вести торговлю неграми с испанскими же плантаторами. Набег этот кончился тем, что пять судов попали в руки испанцев и только один - под командой Дрейка - вернулся в Англию. Через четыре года Дрейк уже самостоятельно совершил набег на Панамский перешеек, разграбил караван с драгоценными металлами из Перу и на захваченных новеньких испанских судах прибыл на родину.

В 1577 г. Дрейк приступил к самому важному из своих предприятий, которое неожиданноСуществует, правда, другое мнение: Ф. Дрейк заранее планировал кругосветный поход, намереваясь обнаружить участок Южного континента, открыть пролив «Аниан», установить английский контроль над американскими землями, не находящимися под испанским господством, изучить географию Тихого океана, по достижении Молукк захватить любые «свободные» острова и завязать торговые отношения с Китаем и Японией. для него самого завершилось кругосветным плаванием. Целью пирата был набег на тихоокеанские берега Испанской Америки. Королева и ряд английских вельмож и на этот раз поддержали предприятие своими средствами требуя лишь, чтобы пират хранил в тайне их имена. Дрейк снарядил четыре корабля вместимостью 90 - 100 т, не считая двух пинас (небольших вспомогательных судов), и 13 декабря 1577 г. вышел из Плимута. В апреле 1578 г. пираты достигли устья Ла-Платы и, медленно продвигаясь на юг, обнаружили удобную гавань у берега Патагонии (у 47° 45" ю. ш.). Один из спутников Дрейка так характеризует патагонцев: «Они оказались добродушными людьми и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан. Они тащили нам пищу и казались счастливы нам угодить». По его словам, патагонцы действительно «отличаются... ростом, плотным сложением, силой и зычностью голоса. Но они вовсе не такие чудовища, как о них рассказывали испанцы: есть англичане, которые не уступают ростом самому высокому из них...»

20 июня пираты остановились в той же бухте Сан-Хулиан, где зимовал Магеллан. Именно здесь Дрейк, явно подражая великому португальцу, обвинил офицера Томаса Даути в заговоре и казнил его. 17 августа пираты покинули бухту. Флотилия Дрейка уменьшилась до трех судов: еще в конце мая он приказал снять с одного полуразрушенного корабля снасти и все железные части, а остов сжечь. Через четыре дня англичане вошли в Магелланов пролив и с большими предосторожностями продвигались в виду обоих берегов, которые постепенно сближались. На побережье попадались бродячие жители, укрывавшиеся от непогоды в жалких шалашах. «Но для грубых дикарей их утварь казалась нам очень искусно и даже изящно сработанной, - пишет спутник Дрейка священник Френсис Флетчер .- Их челноки сделаны из коры, не просмолены и не проконопачены, а только сшиты по швам полосками тюленьей кожи, но так аккуратно и плотно, что не дают течи. Из коры же сделаны и их чашки и ведра. Ножи сделаны из громадных раковин: отломив края, они оттачивают их на камне до... нужной остроты» .

Путь через пролив «с его черными, как ад, ночами и немилосердной яростью неистовых штормов» продолжался две с половиной недели. «Не успели мы выйти в это море... для нас оказавшееся Бешеным, как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали... [днем] мы не видели солнечного света, а ночью - ни луны, ни звезд. Невдалеке были видны по временам горы... потом они скрывались из глаз... Мы потеряли наших товарищей». Один корабль флотилии Дрейка пропал без вести, другой, через месяц, отброшенный бурей обратно в Магелланов пролив, выбрался в Атлантический океан и вернулся в Англию.

Буря длилась 52 дня, до конца октября. За все время было только два дня передышки. «И вдруг все точно рукой сняло: горы приняли благосклонный вид, небеса улыбались, море спокойно, но люди были измучены и нуждались в отдыхе». Одинокий корабль «Золотая лань» (100–120 т) за два месяца отнесло бурей на юг почти на пять градусов. 24 октября моряки усмотрели «самый крайний» к югу остров и простояли там до 1 ноября; «за ним в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе». Но Дрейк ошибся: обнаруженный им маленький о. Хендерсон (55° 36" ю. ш., 69° 05" з. д.) находится в 120 км к северо-западу от мыса Горн.

Открытие свободного водного пространства дало Дрейку возможность доказать, что Огненная Земля, или «Неведомая Земля» (Терра Инкогнита), вовсе не выступ Южного материка, а архипелаг, за которым простирается, казалось, беспредельное море. Подлинный южный материк, Антарктида, лежит в 1000 км к югу от Огненной Земли. В XIX в., после открытия Антарктиды, широкий проход между ней и Огненной Землей нарекли проливом Дрейка, хотя он с большим правом должен называться проливом Осеса. (См. главу 19)

На этих южных широтах, столкнувшись с ужасными ветрами и штормами, Дрейк не смог продвинуться к западу, чтобы выполнить один из пунктов инструкции - обнаружить побережье Южного континента. И тогда он взял курс на север, надеясь соединиться с пропавшими кораблями своей эскадры, как ранее было установлено, в Вальпараисо.

25 ноября «Золотая лань» стала на якорь у о. Чилоэ, населенного индейцами-арауканами; «бежавшими с материка из-за жестокости испанцев». Они справедливо не доверяли европейцам и, когда Дрейк с 10 вооруженными матросами высадился на берег, заставили его уйти, убив двух англичан. Но севернее на материке индейцы дружелюбно встретили пришельцев и дали им лоцмана до Вальпараисо. Дрейк разграбил город и захватил стоящий в гавани испанский корабль с грузом вина и «...некоторым количеством золота».

Пират двинулся дальше на север. На испанских картах, попавших в руки англичан, чилийский берег имел северо-западное направление, но всякий раз, когда Дрейк поворачивал на северо-запад, он терял его из виду. Оказалось, что все побережье Чили тянется в основном с юга на север. Только у Перу берег действительно повернул на северо-запад: Дрейк «срезал» сотни тысяч квадратных километров несуществующей территории. После его плавания контур Южной Америки на картах принял более правильные, знакомые нам очертания. В бухте Баия-Салада (у 27° 30" ю. ш.) Дрейк простоял месяц, ремонтируя «Золотую лань» и напрасно ожидая два других судна.

За Южным тропиком пират подошел к портам, через которые испанцы отправляли в Панаму перуанское серебро. Испанцы чувствовали себя там, и на суше, и на море, в полной безопасности и перевозили ценные грузы без охраны. Ряд таких грузов легко перешел в руки Дрейка. В Кальяо (порт Лимы) на рейде стояли 30 испанских судов, из них несколько хорошо вооруженных. А Дрейк ввел «Золотую лань» в гавань и простоял там всю ночь среди врагов. Моряки на соседних кораблях громко разговаривали о судах, недавно вышедших в Панаму. Утром 14 февраля 1579 г. Дрейк снялся с якоря, нагнал один особенно заинтересовавший его корабль и взял его на абордаж: там оказался богатый груз золота и серебра, подсчет которого длился шесть дней.

озвращаться через Магелланов пролив было опасно: Дрейк боялся, что там его ждут испанцы,Действительно, туда было послано несколько военных кораблей. и решил вернуться домой вокруг Северной Америки. Он привел в порядок «Золотую лань», запасся топливом, водой и двинулся на северо-запад, вдоль тихоокеанского берега Мексики. Там он не нападал на портовые города, а грабил только поселки. От Мексики он пошел дальше на север.

Когда англичане в июне поднялись до 42° с. ш., они испытали внезапный переход от жары к холоду: падал мокрый снег, снасти обледенели, часто налетали шквалы. В тихую погоду надвигались густые туманы, из-за которых приходилось стоять на месте. Две недели ни по солнцу, ни по звездам нельзя было определить положение корабля.

«Когда мы приближались к берегу, мы видели голые деревья и землю без травы, и это в июне и в июле... Берег неизменно отклонялся к северо-западу, как будто шел на соединение с Азиатским материком... Нигде не видели мы следов пролива... Тогда решено было спуститься в более теплые широты: мы находились под 48°, и десять градусов, пройденные нами, перенесли нас в прекрасную страну с мягким климатом». Тихоокеанский берег Северной Америки начинает «неизменно отклоняться к северо-западу» у о. Ванкувер (за 48° с. ш.). Именно эту параллель и указал Флетчер. На самом деле там есть пролив - между о. Ванкувер и материком (Хуан-де-Фука). Англичане могли не заметить его из-за тумана или из-за того, что буря в то время отогнала их слишком далеко от берега, но гораздо правдоподобнее, что Дрейк достиг только 42 - 43° с. ш. (мыс Бланко). Вряд ли такой опытный мореход, как Дрейк, мог допустить ошибку в пять градусов в определении широты, но дело в том, что из-за скверной погоды как раз и не было возможности определить положение корабля.

У 38° с. ш. в бухте (теперь Дрейкс-Бей) 17 июня 1579 г. англичане высадились на берег и приступили к ремонту корабля, занявшему шесть недель. Дрейк разбил лагерь и укрепил его. Жители (калифорнийские индейцы) подходили к лагерю группами, но не проявляли враждебных намерений, а только с изумлением смотрели на пришельцев. Англичане раздавали им подарки и старались жестами показать, что они не боги и нуждаются в пище и питье. У лагеря стали собираться толпы индейцев - голые дети, мужчины, большей частью нагие, женщины, носившие «юбки из тростника, растрепанного как пакля, а на плечах - оленьи шкуры». Они приносили пиратам перья и мешки с табаком. Однажды, когда в лагерь пришли вождь, его воины в меховых плащах и толпа голых индейцев с женщинами и детьми, пират решил, что настал момент для присоединения к английским владениям открытой им страны.

У одного индейца был «скипетр» из черного дерева, три костяных цепочки и мешок с табаком. «...От имени королевы Дрейк взял в руки скипетр и венок, а вместе и власть над всей страной, назвав ее «Новым Альбионом», на что были две причины: белый цвет прибрежных скал и желание связать страну с нашей родиной, которая некогда так называлась». Перед отплытием Дрейк поставил на берегу столб. На медной пластинке, прибитой к столбу, были вырезаны имя Елизаветы, даты прибытия англичан в страну и «добровольного подчинения» ее жителей королеве. Ниже пират вставил серебряную монету с изображением королевы и ее гербом и вырезал свое имя (пластинка обнаружена в 1923 г., утеряна и вновь найдена в 1926 г.).

Дрейк решил идти от Нового Альбиона через Тихий океан к Молуккам. В конце июля на открытых им о-вах Фараллон (37° 45" с. ш., 123° з. д.) англичане запаслись провизией - мясом морских львов, яйцами и мясом диких птиц - и взяли курс на Марианские о-ва. 65 или 66 дней моряки не видели ничего, кроме неба и моря. В конце сентября вдали показалась земля - один из Марианских о-вов. Но из-за противных ветров Дрейк только в ноябре увидел Молукки. Остановился он у Тернате, выяснив, что правитель острова был врагом португальцев. Англичане получили через него много провизии и двинулись дальше. К югу от Сулавеси, у необитаемого островка, пираты простояли месяц: их судно нуждалось в ремонте, а они сами - в отдыхе. Затем еще месяц корабль блуждал в лабиринте островков и отмелей близ южных берегов Сулавеси, причем едва не погиб, наскочив на риф. У Явы пираты узнали, что невдалеке стоят корабли, такие же большие, как «Золотая лань». Дрейк решил не медлить, не имея ни малейшего желания встретиться с португальцами, и взял курс прямо на мыс Доброй Надежды. «Золотая лань» обогнула мыс в середине 1580 г., а 26 сентября 1580 г. бросила якорь в Плимуте - через 2 года 10 месяцев после того, как покинула Англию, завершив второе, после испанского корабля «Виктория», кругосветное плавание. И Дрейк ставил себе в особенную заслугу, что он был первым командиром, который не только начал, но и закончил кругосветное плавание.

Пиратский «рейд» Дрейка открыл для английских и голландских кораблей морские пути, известные ранее только испанцам и потругальцам,В 1586–1588 гг. совершил кругосветное плавание английский пират Томас Кавендиш, разграбивший на пути несколько перуанских городов, в 1598–1601 гг. - голландский торговец пират Оливер Ван-Норт. и резко ухудшил англо-испанские отношения. Испанский посол в Англии требовал примерного наказания пирата и возвращения награбленного добра, которое оценивалось в несколько миллионов золотых рублей, но английская королева осыпала милостями Дрейка, дала ему титул баронета, открыто гуляла с ним в своем саду и жадно слушала рассказы о его похождениях.

Послу Елизавета приказала ответить, что все ценности будут храниться в ее сокровищнице, пока между Англией и Испанией не будут произведены расчеты по взаимным претензиям. Для описи и опечатывания награбленного имущества королева послала чиновника с наказом, чтобы он раньше дал Дрейку возможность «привести все в порядок». Тот, по его собственным словам, «видел желание ее величества, чтобы точные цифры не были известны ни одной живой душе». Еще сильнее англо-испанские отношения обострились в 1586 г., после того как Дрейк, командуя уже целым флотом в 25 судов, разграбил несколько портовых городов на Гаити и у юго-западных берегов Карибского моря.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год


Дрейк, Фрэнсис
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель и корсар времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие (в 1577-1580 гг.) Разгромил испанский флот (Непобедимую Армаду) в Гравелинском сражении 1588. Владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне.

Биография

Детство и юность
Фрэнсис Дрейк родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока, в Девоншире в семье фермера (отец - Эдмунд Дрейк), впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим. В 1549 Семья Дрейка перебралась в Кент. С 13 лет стал моряком, был помощником капитана, а в 16 лет принял командование кораблём - небольшим барком. Первые плавания - в Северном море.

Взрослая жизнь
В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса. В ходе этой экспедиции корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. По разным сведениям уцелело от одного (корабль Дрейка) до трёх кораблей.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в Испанские владения в Вест-Индии, захватил город Номбре де Диас на Панамском перешейке, захватил корабли в гавани Картахены, сжёг Портобелло. В ходе этого рейда Дрейк несколько раз пересёк по суше Панамский перешеек и захватил испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра). 9 августа 1573 Дрейк вернулся в Плимут знаменитым.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности Австралии. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Френсис отправился в это путешествие на 100 тонном флагмане «Пеликан», который сопровождали ещё четыре корабля. Не заходя в Магелланов пролив, Дрейк первым обошёл Огненную Землю, тем самым выяснив, что она не является частью южного континента (хотя первенство Дрейка оспаривается).

После того, как флагман «Пеликан» единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья, атакуя испанские порты, такие как Вальпараисо, и исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера. 17 июня 1579 Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта, Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам. Обойдя Африку, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя сокровищ на 600 000 фунтов. За эту экспедицию Дрейк был удостоен рыцарского звания. В 1588 году был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую «Непобедимую армаду». После этого Дрейк предложил Елизавете I английской напасть на Лиссабон. Англичане, возглавляемые Дрейком, захватили бы Лиссабон, но у него не было осадных орудий. После этого он потерял благосклонность королевы. Умер от дизентерии, на рассвете, 28 января 1596 года.

Дрейк и карта Мира
Дрейк известен также в географии. Его именем назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Загрузка...