Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Работа над ошибками. повторение пройденного

Шмыкова Наталия Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Международный образовательный комплекс "Гармония-школа №97"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: реферат
Тема: "Система работы над ошибками на уроках русского языка"
Дата публикации: 09.03.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 87»
Система работы над ошибками на уроках русского языка
(аттестационная работа на 1 квалификационную категорию). Учитель: Шмыкова Наталия Геннадьевна. Ижевск, 2010.

ПЛАН РАБОТЫ:
1. Введение. 2. Работа над орфографическими ошибками учащихся: 1) причины появления у детей орфографических ошибок; 2) предупреждение орфографических ошибок в письменных работах учащихся; 3) фиксация учителем орфографических ошибок в письменных работах учащихся; 4) учет слов с орфографическими ошибками из работ учащихся; 5) подготовка учителя к работе над ошибками; 6) работа над орфографическими ошибками на уроке; 7) дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся. 3. Работа над пунктуационными ошибками учащихся: 1) причины появления у учащихся пунктуационных ошибок; 2) предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся; 3) фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся; 4) учет пунктуационных ошибок из работ учащихся; 5) работа над пунктуационными ошибками на уроке. 4. Заключение. 3

1. ВВЕДЕНИЕ.
Никто не станет спорить, что работа над ошибками необходима, так как это важный этап формирования орфографических умений учащихся. Но традиционная работа над ошибками приносит мало пользы. Как обычно она проводится? Работу над ошибками делают все: и те, кто получил «2» и «3», и те, кто получил «4» и «5». Выписываются на доску слова, в которых были допущены ошибки, объясняется правописание слов, записываются проверочные слова на это правило, приводятся подобные примеры. И так на доске оказывалось от 10 до 35 слов (в зависимости от возраста учащихся). Успевающие ученики хорошо справляются с этой работой, а тот, кто получил «2», едва успевает механически списать записанное на доске. Эта работа поможет ему улучшить грамотность? Никогда. И вообще, зачем такую работу выполнять всем ученикам? Зачем, например, Васе Петрову, который за диктант получил «4», работать над ошибками, которые допустил Дима Иванов или другие ученики? Когда после такой работы спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь те, над которыми работал весь класс и которые были записаны на доске. Свои ошибки вспоминают кое- какие, а если спросить о тех, которые были допущены в предыдущих работах, даже и не вспомнят, на какое правило они были. Чтобы исправить положение и получить результат, надо было искать выход из создавшегося положения. Пришлось найти, прочитать и проработать массу методической литературы, прежде чем сложилась система работы над ошибками, которая позволяла получить нужный результат. 4

2. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ.
Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.
Причины появления у детей орфографических ошибок.
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин. Объективными причинами являются: - незнание орфографической нормы к моменту письменной работы; - оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи; - психофизическая усталость детей к концу письменной работы; - наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил. Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изученные к моменту письменной работы и на не изучаемые в школе. Нормы, не изученные к моменту письма, относятся либо к программе данного класса (например, в V классе появление ошибок, допускаемых детьми при изучении имени существительного, на правописание орфограмм, которые будут изучаться только в связи с именами прилагательными, глаголами), либо к программам последующих классов (например, в V - на правописание орфограмм, которые будут изучаться только в VI классе). Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Из данного факта вытекают следующие методические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности. Обычно такие слова выписываются на доске, в них подчёркиваются орфограммы, которые могут быть неправильно написаны, и даётся их короткое пояснение. Поскольку орфография связана со всеми разделами языка (в том числе с лексикой), большое значение имеет понимание детьми семантики слов, их ст руктурно-с емантиче ской близо сти, т ак как ф о р м и р о в а н и е орфографических умений требует оперирования большим количеством слов. Но это условие не реализуется в достаточной мере, поскольку изучение орфографии заканчивается в 13 лет (VII класс), а основной поток новой лексики обрушивается на детей в последующие годы обучения. Из данного факта вытекает следующее методическое правило: в процессе изучения орфографии в V-VII классах в работу следует вводить как можно больше новой лексики, а в VIII-IX классах - изучать синтаксис и пунктуацию на все новой и новой лексике. 5
Для проведения такой работы нами используются пособия по русскому языку для старшеклассников и для поступающих в вузы (например, пособия под редакцией Розенталя). Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость. Можно провести обычную физкультминутку, небольшую разминку или даже просто предложить детям потянуться. Методическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим трудные случаи применения орфографических правил. Его систематическая реализация предупредит появление орфографических ошибок у учащихся.
Предупреждение

орфографических

ошибок

письменных

работах

учащихся.
В методике орфографии имеется два понимания сущно сти предупреждения ошибок: предупреждает их появление вся система работы по орфографии (Н.Н. Алгазина, Л.К. Назарова) и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений (М.Т. Баранов). Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа. Самоконтроль ученика. Самоконтроль - намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. Самоконтроль у школьников развивается с помощью следующих приемов: послогового орфографического проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным текстом; проверка написанного с помощью орфографического словаря; морфемное членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова. Послоговое орфографическое проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно используется как при списывании, так и при написании диктантов. Полезно оно и при проверке изложений и сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного. Пословное сравнение написанного с печатным текстом применимо при списывании. Используя этот прием самоконтроля, учащиеся могут идти от печатного текста к рукописному или от рукописного к печатному. Проверка написанного с помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися любых работ. Предварительно учащимся следует сообщить о том, что в орфографическом словаре нет сведений об окончаниях слов. Он дает нормы правописания букв в остальных частях слов, а также 6
небуквенных написаний. Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с помощью орфографического словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать отдельные виды орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно это сделать. Членение слова на морфемы как прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение в правильности написания букв в выделенных частях слова. Знакомство с перечисленными приемами самоконтроля происходит постепенно. Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок. Эта работа организуется учителем перед выполнением как обучающих упражнений, так и контрольных работ. В обоих случаях проводятся различные виды словарно-орфографической работы. В качестве упражнений, предупреждающих орфографические ошибки, используются зрительные и предупредительные диктанты, работа с орфографическим словарем. Существенную роль в работе по предупреждению орфографических ошибок играет повторное выполнение упражнений, которое особенно эффективно в слабом классе. В методике орфографии существуют две формы применения таких упражнений: повторное полное их использование для новых целей и словарно-орфографическая работа на основе лексики ранее выполненных упражнений. Повторная работа над ранее выполненными упражнениями предлагается спустя 3-4 урока, когда навык написания слов начинает угасать и поэтому нуждается в подкреплении. Для повторного выполнения целесообразно использовать упражнения, заключающие в себе элементы систематизации и разнообразные орфограммы. Повторному выполнению упражнения может предшествовать словарно-орфографическая работа над допущенными детьми ошибками.
Фиксация учителем орфографических ошибок в письменных работах

учащихся.
В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся: 1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется; 2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка, например: «прикаснуться» 4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка, например: «прозьба» 5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки |. В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки. Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений и сочинений используются два первых способа (но чаще второй способ). При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения 7
детей умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке. Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе учитель будет использовать разные способы фиксации ошибок и у разных учащихся, но в течение учебного года необходимо всех детей провести через все способы фиксации.
Учет слов с орфографическими ошибками из работ учащихся.
Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых не постигнуто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором -иметь списки слов, затруднивших их. Работа над ошибками в отдельных словах требует их учета учителем. В методике орфографии имеется два подхода к их регистрации: общеклассные и индивидуальные ошибки учитывает учитель в особой тетради; общеклассные ошибки учитывает учитель, а индивидуальные - сами учащиеся. Опыт работы школы показывает, что второй подход экономнее и эффективнее. Он обеспечивает бóльшую результативность. Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Его форма и объем зависят от видов выполненных учащимися письменных работ. Для всех случаев учета во всех классах, где работает учитель, целесообразно иметь специальную тетрадь, куда заносятся списки слов, в которых школьники допустили ошибки. Для регистрации слов с ошибками из обучающих упражнений, выполненных в рабочих тетрадях № 1 и 2, в учетной тетради отводятся отдельные страницы, на которых вверху пишется число, тема урока, вид работы. Техника учета заключается в следующем: берется проверенная учителем тетрадь слабого ученика, из нее столбиком записываются слова с ошибками; после проверки очередных работ учитель, во-первых, дополняет, если потребуется, слова с ошибками, во-вторых, отмечает каким-либо знаком (например, ৆) количество учащихся, допустивших данную ошибку. В конце страницы желательно записать фамилии учащихся, допустивших большое количество ошибок. В результате такого анализа учитель получает ясную картину текущих орфографических затруднений школьников: словник с указанием частотности каждой ошибки. Учет ошибок, допущенных детьми в контрольных диктантах, изложениях и сочинениях, в силу обобщающего характера этих видов работ организуется по-другому. Он требует одновременной группировки. Наиболее простой ее формой может служить тип орфограммы и место ее в слове. Для регистрации слов с ошибками требуются две страницы (разворот тетради). 8
Вверху надписывается число, когда проводилась работа, ее вид и название. Обе страницы делятся на несколько граф, по количеству орфограмм, проверяемых в данном виде работы. Заполнение этих граф учетной тетради целесообразно начать с выписывания слов с ошибками из проверенной работы слабого ученика. При проверке остальных тетрадей учитель пополняет словник, а также обозначает количество ошибок, допущенных учащимися в записанных словах. Заполненный учетный лист дает ясную картину уровня усвоения орфограмм, проверяемых в данный момент. Для полноты сведений об орфографической грамотности учащихся полезно на учетном листе указать количество разных отметок, количество работ с одной, двумя и т.д. ошибками. Учет учащимися слов, в которых были допущены орфографические ошибки. Учет таких слов носит индивидуальный характер. Получив проверенную учителем работу, каждый учащийся выписывает в исправленном виде слова либо в тетрадях № 1 или 2 (если это ошибки в классной или домашней работе), либо в особой тетради "Мои ошибки" (если это ошибки в диктанте, сочинении или изложении). В тетрадях № 1 и 2 регистрируемые слова целесообразно записывать столбиком на полях, заключив их в рамку, чтобы словник был заметен: к нему школьники будут в дальнейшем обращаться неоднократно. Очень интересен в этом отношении опыт М.Ганькиной, представленный ею в книге «Грамматическая аптечка». В ученических тетрадках вместо привычных символов (палочек и галочек) появляются разные цифры, которые проставляет учитель при проверке. Каждой ошибке строго соответствует та или иная цифра, отсылающая ученика в «Проработку ошибок и неточностей». Такую маленькую рукодельную брошюрку делает каждый ученик. Казалось бы, зачем она? Ведь все орфограммы и пунктограммы есть в учебниках, справочниках и словарях. Но учебник – большой и чужой, а книжечка – маленькая и моя, собственноручно написанная и даже проиллюстрированная. Орфограммы и пунктограммы появляются в ней по мере изучения материала и не всегда по программе, потому что иногда требовалось объяснение орфограмм, которые по программе изучаются гораздо позже. Вот один фрагмент «Проработки…»: Вижу орфограммы Прорабатываю так 19. Соединительная гласная О или Е в сложных словах. Отмечаю корни, из которых состоит слово, и обвожу в кружок соединительную гласную: босоножки. 20.Непроизносимая согласная в корне. Подбираю и пишу через чёрточку проверочное слово и ещё три слова с этим корнем: грустно – грустить; грустный, загрустил, грусть. Тетрадь после проверки обзаводится разными цифрами: цифра без кружочка – орфограмма, цифра в кружочке – пунктограмма. 9
Завидев одно из двух на полях своей тетради, ученик действует так. Открыв «Проработку…» на нужной цифре, он прорабатывает её по инструкции, изложенной в правом столбике. В средней и старшей школе поводом лишний раз открыть «Проработку…» служат сочинения и изложения. Постепенно орфограммы и пунктограммы без всякой зубрёжки откладываются в памяти, конечно, если обращаются к ним постоянно, а не время от времени.
Подготовка учителя к работе над ошибками.
Подготовка учителя к работе над орфографическими ошибками складывается из ряда элементов: проверки тетрадей, составления учетных листов орфографических ошибок, составления плана урока, на котором (или на его отдельной части) намечается работа над ошибками. Содержание первых двух элементов подготовки описано выше. Остановимся на составлении плана урока (или его части) работы над ошибками. Подготовка к работе над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Работа над ошибками в обучающих упражнениях проводится столько раз, сколько проверяется ученическая тетрадь (см. "Нормы проверки тетрадей"). Следовательно, элемент работы над ошибками входит в ежедневную деятельность учителя на уроке. В план урока на очередную тему включается следующий материал: 1) общая оценка выполненной работы (она сообщается до раздачи тетрадей); 2) перечень 2-3 самых распространенных ошибок; 3) текст словарно-орфографического предупредительного диктанта из 5- 7 слов, более всего затруднивших учащихся; 4) разные виды заданий со словами, в которых было более всего ошибок; 5) задание выучить правописание слов из индивидуального учетного листа. Таким образом, в течение всего урока предусматривается работа над трудными в орфографическом отношении словами. Подготовка к работе над ошибками в контрольных диктантах. Опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя учетный лист общеклассных ошибок, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Среди них должны быть: а) орфограммы, проверяемые в связи с изученной грамматической темой; б) трудные орфограммы, ранее пройденные в других грамматических темах. В плане подготавливаемого урока необходимы следующие структурные элементы: общая оценка результатов контрольного диктанта; исправление ошибок школьниками и учет ими слов с ошибками; работа над каждым из отобранных видов орфограмм; диктант из слов, над которыми велась работа на уроке; подведение итогов урока и задавание работы на дом. 10
В общую оценку включаются следующие сведения: продвижение учащихся в овладении орфографией; перечень видов орфограмм, более всего затруднивших учащихся; количественные показатели выполненной работы. Учитывая ситуацию в классе, учитель добавит и другие сведения. Важно, чтобы сообщаемые сведения не отбивали интереса к намечаемой работе. При исправлении ошибок необходима индивидуальная помощь слабым ученикам, поэтому в плане урока следует указать фамилии таких учащихся. Для работы над каждым из отобранных видов орфограмм нужно предусмотреть такие виды работ: запись названия объясняемой орфограммы; диктант из слов с данной орфограммой, взятых из контрольной работы, с объяснением условий ее выбора; другие упражнения по выбору учителя (подбор однокоренных слов, составление словосочетаний или предложений, образование разных форм слова, в том числе работа по учебнику, работа с карточками и т.д.). Работа над одним видом орфограммы обычно рассчитана на 5-6 мин. Задание на дом предусматривает повторение учениками всех слов, над которыми велась работа, а также заучивание правописания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок. Подготовка к работе над ошибками в изложениях и сочинениях. Урок работы над ошибками в изложениях и сочинениях посвящается исправлению речевых и содержательных недочетов. Работа над орфографическими ошибками переносится на очередные уроки грамматики и правописания и проводится рассредоточено. Работа над орфографическими ошибками может стать и домашним заданием. Анализируя учетный лист общеклассных ошибок, учитель выбирает самые частотные среди них, но не более 5-6 видов. В план очередного урока включается следующий материал по каждому из отобранных видов орфограмм: перечень всех слов с данной орфограммой, в которых была соответствующая ошибка; распределение их на группы по степени трудности; включение этих групп в систему упражнений, отобранных для изучаемой темы (для образования форм слов, составления словосочетаний и предложений и т.д.); словарный диктант из этих слов в конце урока. Работа над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях, таким образом, длится в течение нескольких уроков, что обеспечивает достаточную прочность усвоения детьми правописания трудных слов.
Работа над орфографическими ошибками на уроке.
Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. В зависимости от видов работы различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы. Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с 11
изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ. Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. Она проводится на специальном уроке, который начинается с объявления темы и ее записи. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в тетради «Мои ошибки». В словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся. Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. Необходимо при этом иметь в виду следующее: обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок. Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях. Специальный урок вмещает только работу над ошибками в содержании и языковом оформлении. Работа над орфографическими ошибками в этих условиях заключается в следующих действиях учителя и учащихся: - учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся; - учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде в тетрадь «Мои ошибки» (целесообразно столбиком), подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся. Дети, получившие за работу «5», работают по индивидуальным карточкам (обычно это упражнения повышенной трудности), пока все остальные работают над своими ошибками. Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Таким образом, рассредоточено учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы. 12
В самостоятельной работе над ошибками детям очень помогают их личные рукописные словари, которые они ведут с пятого по девятый класс и по материалам которых учитель проводит разные виды работ.
Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся.
Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок. Слова из индивидуальных учетных листов учащихся (списки слов в рабочих тетрадях и в тетради "Мои ошибки") используются при опросе детей (выясняется, как они усвоили правописание тех или иных слов). Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов. На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).
3. РАБОТА НАД ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ.
13
Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - необходимое звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
Причины появления у учащихся пунктуационных ошибок.
Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (2), но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте. Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективными (вытекающими из характера объема изучения пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска): - незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы; - коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики; - связь с достаточно сложной грамматикой; - наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции; - возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу. Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины: - неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы; - незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания; - невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения; - смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил. Перечисленные причины действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок объясняется ря дом взаимодействующих причин. 14

Предупреждение

пунктуационных

ошибок

письменных

работах

учащихся.
Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах учащихся. Для нейтрализации причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций, следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью, следует в систему пунктуационных упражнений включать коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной нормы. Существенную роль в предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора смешиваемых детьми норм. Специальная работа по предупреждению пунктуационных ошибок организуется перед выполнением контрольных работ и работ по развитию связной речи учащихся. Для предупреждения пунктуационных ошибок в предстоящем контрольном диктанте из него выписываются предложения с теми синтаксическими структурами, которые ранее у других учащихся вызывали затруднения. Выбранный материал в течение двух-трех уроков до написания диктанта используется в качестве дидактического материала. В сильном классе учитель предлагает аналогичные примеры, а в слабом - выписанные из текста диктанта. Такая работа в сочетании с другими пунктуационными упражнениями обеспечивает достаточно устойчивые, хорошие результаты. Подобная работа проводится незадолго до написания изложений, тексты которых предварительно подвергаются пунктуационному анализу. Из них выписываются предложения с изученными или изучаемыми в данный момент синтаксическими структурами. Эти или аналогичные предложения включаются в упражнения для рассредоточенной работы на двух-трех уроках. В слабом классе целесообразно сообщить о том, что подобные предложения могут встретиться в тексте изложения и что желательно запомнить, как в них расставляются знаки препинания. В процессе знакомства с текстом изложения на специальном уроке развития связной речи уместно обратить 15
внимание детей на повторенные синтаксические конструкции, а также вывесить на доске таблицы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препинания в них. Содержание работы по предупреждению пунктуационных ошибок в сочинениях складывается, во-первых, из конкретных недочетов, допущенных другими учащимися в такой же работе, во-вторых, из синтаксических конструкций, которые школьники могут использовать для передачи собственных мыслей. Первая группа синтактико-пунктуационного материала используется для рассредоточенной подготовки, а вторая - на уроке развития речи во время составления рабочих материалов к сочинению.
Фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах

учащихся.
При проверке ученических работ знаком √ на полях тетради принято указывать ученику о наличии у него на данной строке пунктуационной ошибки. Место ошибки подчеркивается одной чертой, а сама ошибка либо учителем зачеркивается и надписывается нужный знак, либо это должен сделать сам ученик во время раздачи тетрадей на уроке. Вот отрывок из работы ученика, проверенной учителем. «Сучья, собранные для костра_казалисъ каменными, и густой, мокрый дым, смешавшийся с таким же серым туманом_тяжело ложился на землю.» Исправление пунктуационных ошибок делает или сам учитель при проверке, или предоставляет это делать учащимся в зависимости от цели работы. Если она была обучающей, то исправление ошибок целесообразно предоставить учащимся. Если же работа была контрольной, то в целях экономии времени на уроке ошибки может исправить учитель при проверке тетрадей.
Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся.
В работе над пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них соответствующих смысловых отрезков, например: В учетном листе учителя возможна не полная схема, а только та часть, в которой отражается ошибка, например: Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принять участие и учитель, и 16
ученики. Учитель регистрирует общеклассные ошибки - частотные и типичные, а учащиеся - свои индивидуальные погрешности. Учет учителем общеклассных затруднений школьников. Регистрацию ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих упражнениях (в рабочих тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях. Для регистрации пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки, например: В силу того что контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами, а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших подобные ошибки. Пример заполнения такого учетного листа (на развороте тетради): Вид работы, дата проведе-ния Ошибки при обращении Ошибки при причастном обороте Ошибки при однородных членах Ошибки в с л ож н ом предложении Ошибки при прямой речи Диктант 15.09.10. - 10 7 5 - Учет учащимися индивидуальных пунктуационных ошибок. Дети должны знать свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними. Регистрацию своих ошибок школьники проводят в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма. Дома необходимо подобрать из произведений художественной литературы (лучше из произведений, в данное время изучающихся на уроках литературы) предложения с конструкциями, в которых были сделаны ошибки.
Работа над пунктуационными ошибками на уроке
17
Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками. Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы: - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей; - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников). В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини- диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал. Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации. Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных. В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией); во-вторых, для каждой отобранной нормы: - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте; - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений; - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой. На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение- миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков 18
препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками. Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII- IX классах. Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются: - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения; - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы. Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
19
Несмотря на то, что методика орфографии и пунктуации имеет богатую историю и что в наше время также есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии и пунктуации очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю-словеснику. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, и поэтому с вопросами орфографии и пунктуации учащиеся сталкиваются постоянно, и очень часто такие «столкновения» заканчиваются «поражением» ученика, а иногда и полным поражением. Предложенная система работы над ошибками позволяет учащимся справиться именно со своими проблемами, которые возникают у него в процессе обучения орфографии и пунктуации. Эта система, как нам кажется, позволяет и учителю получить результат в обучении учащихся орфографии и пунктуации.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.,1987. 20
2. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978. 3. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1982. 4. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1975. 5. Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В. Текучева идр. - М., 1982. 6. Приступа Г.Н. О системе орфографических упражнений // Рус. яз. в школе. - 1978. - № 6. 7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - 2-е изд. - М., 1996. 8. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994. 9. Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авторы-сост. В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. - М., 1995. 21

Предмет: Русский язык

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Форма работы учащихся : групповая.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Тема: Работа над ошибками диктанта

Цель: выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

    применять правила правописания;

    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

получит возможность научиться:

    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    подбирать примеры с определенной орфограммой

    предупреждать возможность появления орфографической ошибки;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Текст диктанта:

Летучая мышь.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, определите, род, число, падеж.

    Спишите предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).

    Найдите слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на шипяший.

Структура и ход урока

1 слайд.

Сегодня продолжаем работать в группах. Поднимите руки, ученики, сидящие под номером 1.

Вы будете руководителем своей группы.

5. В своей работе вы можете воспользоваться теми ресурсами, которые имеются в наличии (памятки, учебники). Работайте дружно, сообща, помогайте друг другу, слушайте друг друга.

2минуты

Целеполагание, планирование работы

Когда все возможные

ответы озвучены, на экране

появляется

2 слайд.

предложенные действия

представлены в виде

кластера.

Данный алгоритм

появляется на экране. В

кластере рядом с действие

мы видим порядковый номер

действия. Для сохранения

информации можно вывесить

данный линейный алгоритм

на доске.

Слайд 3

Ребята, мы написали диктант. В целом можно сказать, что многие с диктантом справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в группах.

Попробуйте расположить

выбранные нами действия

в том порядке, как следует работать над ошибкой.

- Думаю, что если следовать

этому алгоритму, то можно

будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Диктант написан,

отметки уже есть?

Сегодня нам предстоит

разобраться, почему ученик

допустил ошибку, поработать

над своими ошибками,

исправить их. Это и будет

основной целью нашей

работы. Повторите цель урока

другу в группах, хором

Мозговой штурм: Что делать с ошибкой по русскому языку?

(найти, увидеть,

распознать, исправить,

запомнить)

Составление

алгоритма работы

над ошибкой:

Дети предлагают

порядок расположения

действий.

Алгоритм работы над

ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить.

Дети высказывают свои мнения.

Повторение цели урока.

5 минут

Работа над ошибками (учащиеся выполняют 3 задания)

1 задание

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Карточка-таблица 1

Выписать из текста диктанта слова на указанные правила.

Внимание. Сейчас руководители группы поменяются карточками: 1отдаёт 2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-1.

Проверьте работу ваших соседей. Исправьте ошибки, если они есть. Поставьте

им отметку за выполнение работы.

Внимание, по моему сигналу

вы меняетесь карточками в обратном направлении.

Сейчас вы видите отметки своих соседей. У вас есть возможность сравнить свою карточку с образцом. Внимание на экран.

Что у вас получилось? Не получилось?

Руководители группы)

приглашаются к учителю.

Он тихо проговаривает

им задание. Дети

возвращаются в свои группы

и рассказывают задание.

По работе в группе сразу

становится видно, то, как

представитель объяснил

суть задания. По сигналу

учителя группа заканчивает

работу над заполнением

карточки.

Дети должны

проанализировать

как можно больше

слов и предложений

диктанта, с целью

нахождения в них

указанных орфограмм.

Время ограниченно.

Ученики должны

быстро договориться

о том, кто будет

вести запись, как они будут искать слова.

От этого зависит

результат работы

группы. Учитель в

эту деятельность

не вмешивается,

на вопросы по

выполнению задания

не отвечает.

задание 2

Слайд 7

Следующее задание: выберите из текста диктанта самое трудное по написанию слово. Свой выбор докажите. Слов может быть выбрано больше одного не более 3-х.

Прошу выступающих от каждой группы выйти к доске и прокомментировать свой выбор.

Дети выбирают из текста диктанта самые

трудные слова. В этот момент они

анализируют слова, учатся договариваться

между собой, ищут

доказательства

трудности

написания, выбирают

выступающего. Все

выбранные слова

записываются на

отдельных листках,

крупно, маркером или

фломастером.

Представители

групп комментируют

свой выбор. Если

слова повторяются,

то объяснять их

необходимо один раз,

чтобы не затягивать

время урока

3 минуты

3 минуты

1 минута

Задание 3

Слайд 8

Следующая ваша задача исправить

ошибки в тексте диктанта.

Будьте внимательны!

Внимание, проверка работы

будет осуществляться по экрану. Внимание на экран.

Проверьте свою работу. На экране вы видите, цветом

показаны слова и места в диктанте, где была допущена ошибка.

Все ли ошибки вы обнаружили? Объясните их.

Учащиеся получили

карточку с диктантом,

в котором есть

орфографические и пунктуационные ошибки. Данные

ошибки были самыми

распространенными

в диктанте. Они

должны обнаружить и

исправить все ошибки.

Учащиеся

осуществляют

действие

самоконтроля по экрану. В ходе проверки, допущенные

ошибки поясняются:

где допущена ошибка,

почему допущена

ошибка, как проверить

(по возможности).

3 минуты

3 минуты

Рефлексия. Подведение итогов работы

Слайд 9

Вы сегодня рассмотрели

диктант с точки зрения

правописания. Находили

слова с орфограммами,

исправляли ошибки.

Пришло время посмотреть

на свою работу.

раздаю тетради с выполненной работой.

Посмотрите на свою работу. Есть ли в ваших диктантах орфограммы, на

которые вам надо обратить

внимание? Что это за орфограммы, слова?

Я думаю, что после нашей работы на уроке дома вам будет легко выполнить

работу над ошибками.

Работу вы выполните,

используя памятку “Работа

над ошибками”.

Памятка раздается

ученикам вместе с

работой.

Работать вы будете в табличке. Как называются колонки? Понятно ли, что вы будете записывать в каждой колонке? Это и будет вашим домашним заданием.

Подведем итог нашему уроку.

Какие трудности встретились?

Учащиеся

просматривают свою

работу.

Анализ собственных

ошибок.

Разбор домашнего

задания.

Анализ собственной

деятельности.

Рефлексия.

5 минут

Приложения к данному уроку:

    Презентация «Работа над ошибками». Навигация – по щелчку.

    Таблица (1 задание).

    Текст диктанта (3 задание).

    Памятка для домашнего задания.

Приложения:

Таблица (к 1 заданию)

Номер группы________ Проверка __________ Самопроверка___________

Текст (к 3 заданию)

Веселая птичка*.

На ступила поздняя осень. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом весело засохшее дерево. Сколько лет этому старику. К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он поседел, огледелся. Вот он спорхнул сел на сук ближнего дерева и радосно зачерикал.

В хвойном лису у чижа есть маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. Весной слышна весёлая песня чижыка. Он очень похож на воробья. Это защитник наших лесов.

Памятка (для домашнего задания)

"Советы" для удачной работы над ошибками.

Перед началом работы над ошибками, познакомься с "Советами".

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!"). Заполни таблицу.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь...

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

А) Обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

Б) Не можешь заполнить таблицу, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю или родителям!

Слово (предложение) с ошибкой

Если возможно, то подбери проверочное слово.

Название орфограммы

Другие примеры на это правило.

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки формирования языковых умений и навыков

(закрепления)

Уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления) проводятся, если на изучение материала отведено несколько уроков, например, изучению темы «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» посвящено 2 урока, на первом уроке будет происходить объяснение нового материала, на втором – закрепление.

На этапе проверки домашнего задания целесообразно использовать фронтальный опрос для повторения изученного на уроке нового материала, а также карточки разных типов.

Для прочного усвоения знаний и выработки необходимых умений учитель должен разработать систему разнообразных постепенно усложняющихся упражнений. В структуру урока-закрепления может быть включена самостоятельная работа, контролирующая уровень усвоения знаний. В таком случае урок будет комбинированным. Если в орфографическую пятиминутку включены элементы повторения по ранее изученным темам, урок также будет квалифицирован как комбинированный.

Основные этапы урока-закрепления:

1. Оргмомент.

3. Закрепление.

5. Домашнее задание.

(повторения)

Уроки повторения включают в себя повторение по нескольким темам или разделу. Проводятся они в начале учебного года для повторения изученного в предыдущих классах (например, в 5 классе повторение проходит по следующим темам: «Части слова»; «Орфограмма»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Местоимения 1, 2 и 3-го лица»; «Глагол»; «Наречие»; «Предлоги и союзы»; «Текст, тема текста.Стили»). Уроки данного типа необходимы и для повторения и систематизации знаний в конце изучения раздела, в конце четверти и учебного года.

Структура урока следующая:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Если в структуре урока встречаются этапы уроков разных типов, то такой урок называется комбинированным (например, если урок объяснения нового материала включает орфографическую пятиминутку на правило, изученное несколько уроков назад, то это этап повторения, а значит, урок комбинированный ).

7.1. Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.



Этапы урока работы над ошибками :

1. Оргмомент (1 – 2 мин.).

2. Слово учителя (не более 5 мин.):

а) общая характеристика качества выполненной работы (приведение количественных показателей);

б) общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).

3. Работа над ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):

а) работа над орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе 3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3) закрепление.

б) работа над пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут. Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3) закрепление;

в) индивидуальная работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).

4. Подведение итогов (не более 5 мин.).

5. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Каждый родитель желает своему ребёнку счастья, беспокоится о его безопасности, и делает все для того, что бы разъяснить, что можно делать, а чего нельзя. И вроде уже тысячи раз было говорено, переговорено о многих вещах, но вот вновь ваш ребенок совершает одну и ту же ошибку.

Очень часто, мы говорим нашим малышам одно, а сами то делаем совершенно другое. И наши дети просто не понимают, как нужно поступать. Отговорка, что родителям можно, для их ума не подходит. Любой психолог скажет, что только в возрасте девяти лет дети начинают мыслить логически. А до этого времени только подражают. Давайте посмотрим, что же, в первую очередь, делаем не правильно мы сами, а уж потом станем спрашивать с наших детей.

Для начала, давайте определимся, какие бывают «Нельзя!» Есть такие вещи, которые вы запрещаете. И ребенок слушается вас. Вы точно знаете, что ничего страшного не случится, если вы запретите ребенку одно, но при вас он может делать некоторые вещи. Это и есть первая, и самая распространенная ошибка. Пусть примером будет многострадальная духовка. Наверное, нет ни одного родителя, который бы с отчаянием не оттаскивал свое чадо от горячей духовки. А затем возмущался: «Ну, сколько можно тебе повторять, она горячая, ее нельзя трогать.» Так вот, должны быть абсолютные запреты, которые действуют в любом случае. Вы будете не правы, если разрешите ребенку играться холодной духовкой. Мы же уже выяснили, что он просто не может понять разницу, почему в этом случае мама разрешает играть, а в другом нет. Это мы понимаем, что когда горячо, то можно обжечься, ребенок же этого не знает. И не узнает, пока не стукнет определенный возраст.

И так, первый вывод, выбираем те запреты, которые категорически запрещаем. Сами же больше не создаем прецедентов. Было бы хорошо, если и вы сами в присутствии ребенка не делали то, что ему категорически запрещаете. Понимаю, что это тяжело, но если есть возможность, то лучше делайте такие вещи без детей.

Перейдем к следующим моментам. Мы обязательно приучаем ребенка, что ни в коем случае нельзя разговаривать, а уж тем более, подходить к незнакомым людям. Но вот вы видите, как вам малыш с удовольствием берет конфетку, или же разговаривает с бабушкой во дворе. «Опять!» - Думаете вы. Давайте посмотрим, что же вы, именно вы, делаете не правильно. Если вы говорите ребенку, что нельзя подходить к незнакомым людям, но при этом, встретив свою подругу, которую ребенок еще ни разу не видел, сразу же начинаете без умолку с ней разговаривать, то…. Вернемся к пункту первому. Малыш не понимает, вы же только что говорили, что нельзя, а эта тетя не знакомая, но вы с ней говорите. Сначала нужно сказать своему ребенку, что это тетя, мамина подруга, познакомить их, и сказать, что теперь они могут общаться. Вроде простое действие, но у вашего малыша не возникает чувство противоречия. Совет второй: даже если вы знаете этого человека, а ваш ребенок нет, то сначала представьте их друг другу.

Очень часто можно увидеть такую картину. Многие люди умиляются, когда видят маленьких, и не очень детей. И обязательно норовят угостить их чем - нибудь. Но вы же сами говорили, что ребенку нельзя брать у незнакомых людей. Опять непонятки для малыша. Тут уже вам нужно проявить твердость. Даже если очередная бабушка, или продавщица в магазине, или тетя на перекрестке, в маршрутке…. дает вашему малышу что - нибудь, и пусть вы знаете, что она не хочет ничего плохого, нельзя разрешать. Вы, если уж так сильно хочется не обидеть человека, можете сами взять, а затем отдать ребенку. Но ни в коем случае из рук в руки от незнакомого человека.

Совет: А лучше вообще откажитесь, ведь малыш может вновь не понять, почему маме можно, а ему нельзя. Да, люди обижаются, но тут нужно понять, что вам дороже. Взрослому человеку можно объяснить, почему вы отказались, если он вменяемый, но вот ребенку это намного тяжелее.

Четвертая ошибка. Часто родители говорят, что нельзя, но при этом забывают про то, что не только можно, но и нужно. Смотрите, достаточно часто бывает такая ситуация, что ребенок заблудился. Он растерян, не знает, что делать, ведь к чужим людям обращаться нельзя. Это ваше упущение. Совет номер четыре: обязательно скажите ребенку, к кому он может обратиться за помощью. Пусть это будет и не знакомый человек, но если он милиционер, охранник, врач, то именно эти люди могут ему помочь. Объясните, чем они занимаются, что это их профессия - помогать людям. И они обязательно скажут, что делать.

И последнее, так сказать на заметку. Учите ребенка на примерах. Дети лучше всего понимают, если им наглядно показать, рассказать в форме сказки. Не даром, именно сказки и являются нашими первыми учителями. Будет еще лучше, если ребенок сам поучаствует в такой игре. Придумайте какую - нибудь ситуацию, или возьмите сюжет знакомой сказки. И играйте в него, задействовав как можно больше взрослых и детей. Такое наглядное пособие и игра одновременно, и урок, и запоминается намного легче, и практически с первого раза. Не теряйте времени, если стоите в очереди, едете в общественном транспорте, или же стоите в пробке. Любой момент можно использовать. Увидев какую - то ситуацию, обратите на нее внимание вашего ребенка. Спросите, что в ней не правильно, как бы он поступил на месте того, или иного человека. Проиграйте этот вариант, когда окажетесь дома. Еще раз подчеркну, когда ребенок участвует в ситуации, он ее запоминает. Не нужно читать многочасовые нотации, они пользы не принесут не вам, не им.

Вот такие работы над ошибками нам нужно сделать самим. И что еще важно, это периодически делать мини экзамены. Можно заранее договориться с незнакомым для малыша человеком, и попросить вашего друга подойти к ребенку. Посмотрите, что будет делать ваше чадо в таком случае. Если вы в крупном магазине, то можно специально потеряться. И не считайте это жестокостью, ведь вы же сейчас контролируйте ситуацию. Вы видите ребенка, смотрите, как он себя ведет, к кому обращается. Это может показаться издевательством, но ведь вы точно будете знать, что ваш малыш усвоил, и как себя поведет в ситуации, когда вам не будет рядом. Наверно, это стоит того.

Ц е л ь : развивать умения проверять написание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными; совершенствовать умения разбирать предложения по членам.

Х о д у р о к а

I. Работа над группами ошибок.

1. Прочтение диктанта, самостоятельный анализ допущенных ошибок.

2. Коллективная работа над ошибками.

а) Проверка слов с безударными гласными.

– К каждому слову с пропущенной гласной подобрать проверочное слово.

Запись н а д о с к е:

З..л..неть – … Б..льной – …

Вес..ло – … Ур..внение – …

П..чалиться – … Ж..леть – …

Объ..снить – … Д..р..вянная – …

М..сные – … З..л..тое – …

б) Правописание мягкого знака.

– Заполните клетки кроссворда. Впишите в клетки слова с разделительным мягким знаком.

Ответы: вьюга, ульи, семья, варенье.

II. Закрепление пройденного.

1. Восстановление деформированных предложений. (Упр. 68.)

2. Самостоятельная работа. (Упр. 66.)

Домашнее задание. Упражнение 67.

Урок 38 (19)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь : формировать представления о предложениях с перечислением, об интонации перечисления, о знаках препинания в предложениях с перечислением.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

гриб тормоз реставрация

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

– Объясните смысл пословицы.

– Расставьте знаки ударения в словах. Выделите и объясните орфограммы.

II. Закрепление изученного материала.

1. Орфографическая минутка. Запишите отгадки.

1) Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило. )

2) Не сшит, не скроен,

А на ниточке сборен. (Чулок. )

3) У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (Щука. )

4) Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек. (Часы. )

5) Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки. (Лыжи. )

6) По обеим сторонам маленькой горы

Два зверя сидят. (Уши. )

– Сформулируйте и объясните орфограммы, встретившиеся в отгадках.

2. Запись предложений, содержащих перечисления. Расстановка знаков препинания. Комментирование пропущенных орфограмм. (Упр. 70.)

3. Диктант с комментированием орфограмм.

Я долго лежал с открытыми глазами. Первые лучи солнышка разбудили маму.

Мы пьем чай. На столе лежат хлеб и пирог. Восемь часов. Пора в школу. Я иду с сестрой Анной. Она учится в первом классе.

4. Самостоятельная работа. (Упр. 69.)

– Объясните расстановку знаков препинания.

III. Итог урока.

– Определите цель, назначение в речи предложений с перечислением.

Домашнее задание. Повторить словарные слова.

Урок 39 (20)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

№ 1 . Прочитайте, подчеркните правильный ответ.

а) Имена существительные обозначают … (признак предмета, предмет, действие предмета).

б) Имена существительные отвечают на вопросы … (какой? какая? кто? что? что делать? что сделать?).

№ 2 . Прочитайте. Подчеркните имена существительные. Читать, дом, ходьба, бегать, красный, снег, ловить, любимый, белизна, град, серый, улов, заморозки, сидеть, зелень .

№ 3 . Прочитайте. Стрелками укажите, что обозначает каждое существительное.

иней действие

плач признак

синева предмет

дождь явление природы

№ 4 . Прочитайте, выделяя интонацией предложения. Запишите текст, расставьте знаки препинания. Где надо, замените строчную букву на прописную.

Загрузка...