Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Рыба пиктограмма. Символика рыбы

Символ рыбки можно встретить в древних христианских изображениях. Что в христианстве означает символ рыбки? В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос , потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным » (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова » (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156).

Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11).

Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21).

Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде » (О крещении. 1.1).

Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками: Жизни Радость вечная, Смертного рода Спаситель, Иисусе,Пастырь, Пахарь, Кормило, Узда, Крыло небесное святого стада! Ловец человеков, Спасаемых Из моря нечестия! Рыб чистых Из волны враждебной к сладостной жизни уловляющий! Веди нас, овец
Пастырь разумных! » (Педагог. Заключение)

о.Иов Гумеров

Инструкция

Сторонники первой теории утверждают, что рыба была избрана символом новой веры и опознавательным знаком среди ранних христиан, поскольку греческое написание этого слова составляет акроним главного догмата христианской веры. «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» - таково было и остается по сей день вероисповедание христианства, а первые этих слов на греческом (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ) образуют слово Ίχθύς, «ихтис», «рыба». Согласно этой теории, ранние христиане, изображая знак рыбы, исповедовали свою веру и одновременно узнавали единоверцев. В романе Генрика Сенкевича “Quo vadis” есть сцена, в которой грек Хилон рассказывает патрицию Петронию именно эту версию происхождения знака рыбы как символа христиан.

Согласно другой теории, знак рыбы у ранних христиан являлся символическим обозначением последователей новой веры. В основе этого утверждения лежат нередкие упоминания рыбы в проповедях Иисуса Христа, а также в Его личных беседах со своими учениками, впоследствии апостолами. Он метафорически называет людей, нуждающихся в спасении, рыбами, а будущих апостолов, многие из которых были прежде рыбаками – «ловцами человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10) «Перстень рыбака» Папы Римского, один из главных атрибутов облачения, имеет то же происхождение.
В библейских текстах также утверждается, что только рыбы пережили Всемирный потоп, насланный Богом за грехи людей, не считая укрывшихся в Ковчеге. В начале эры история повторилась, греко-римская цивилизация переживала чудовищный кризис нравственности, и новая христианская вера была призвана стать спасительными и вместе с тем очищающими водами нового «духовного» потопа. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

Заслуживает внимания также теория о том, что рыба стала символом христианства благодаря своей основной, пищевой функции. Новое вероучение прежде всего распространялось среди самой угнетенной части населения. Для этих людей простая пища вроде рыбы была единственным спасением от голодной смерти. Именно в этом некоторые исследователи видят причину, почему рыба стала символом спасения и от смерти духовной, хлебом новой жизни и обещанием жизни после смерти. В качестве доказательств сторонники этой теории приводят многочисленные изображения в римских катакомбах в местах совершения обрядов, где рыба выступала как евхаристический символ.

Большинство рыб имеет большие и круглые глаза, но устроены они совершенно не так, как у других животных. В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо и как способны видеть рыбы.

Инструкция

Зрение рыб устроено таким образом, что они могут с легкостью видеть цвета и даже различать оттенки. Тем не менее видят они несколько по-другому, в от обителей суши. При вверх рыбы способны видеть все без искажения, но если в сторону, прямо или под углом, искажается из-за сред воды и воздуха.

Максимальная видимость у обитателей водной стихии не превышает 10–12 метров в прозрачной воде. Нередко данное расстояние сокращается еще больше из-за наличия растений, изменения цвета воды, повышенной мутности и т.д. Наиболее четко рыбы различают предметы на расстоянии до 2 метров. Из-за особенности строения глаз, подплывая к поверхности воды, рыбы начинают видеть объекты, словно через .

Лучше всех способны видеть хищники, обитающие в прозрачных водах - хариус, форель, жерех, щука. Некоторые виды, питающиеся донными организмами и планктоном (лещ, сом, угорь, судак и др.), имеют в сетчатке глаза особые светочувствительные элементы, способные различать слабые световые лучи. За счет этого они могут довольно хорошо видеть и в темноте.

Находясь около берега, рыбы очень хорошо слышат рыболова, но не видят его из-за преломления луча зрения. Это делает их уязвимыми, поэтому большую роль

Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Вот один из таких символов.

В детстве мы как зачарованные слушаем сказку о золотой рыбке, которая исполняет три любых желания, но и воздает по заслугам.

В награду за добро Емеля получает в помощники щуку, благодаря которой женится на царской дочке. Сказка знает чудо-рыбу: у женщины, отведавшей ее, рождаются богатыри. Героя может проглотить огромная рыба, но он обязательно возвращается преображенным: начинает понимать птичий язык, находит богатства или открывает сокровенные тайны; а может в чреве рыбы перенестись в мир иной.

В юношеские годы, зачитываясь мифами Древней Греции и Рима, мы узнаем, что рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого.

Рыбные блюда в качестве жертвоприношения подносились всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этим связаны сирийская богиня Атаргатис — ее сын Ихтис был священной рыбой, — ассиро-вавилонская Иштар, египетская Исида, римская Венера, скандинавская Фрейя. В их честь по пятницам ели рыбные блюда.

Древнеиндийские мифы рассказывают, что бог Вишну во время великого потопа обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия. В Японии разные виды рыб соотносятся с разными значениями. Например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — это воплощение мужества, выносливости и выдержки. И ко Дню мальчиков, который приходится на 5 мая, перед домами, где есть мальчики, вывешивают стяги, на которых шелковыми нитями вышиты карпы.

Вступая в пору зрелости, задумываясь о смысле жизни, пытаясь найти свое предназначение, мы порой обращаемся к астрологии, алхимии, религии. И здесь нас ждут новые открытия.

Как 12-й знак Зодиака Рыбы знаменуют окончание одного цикла и начало следующего. Родившимся под знаком Рыб свойственны, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, «кропотливое корпение», а также «неукротимая плодовитость». Под знаком Рыб часто рождаются рыбаки и мореплаватели.

В алхимии две рыбы в одной реке символизируют первичную материю и два элемента — серу и ртуть в растворенном виде.

Прошедшие 2000 лет человечество жило в эпоху Рыб, которая началась с рождения Христа. Было замечено, что если сложить первые буквы слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (написанных по-гречески), то образуется греческое слово IXOYS, «рыба». Изображение рыбы, которая стала символом Христа, находят на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. Оно считалось тайным знаком первых христиан, находившихся во враждебном окружении язычников. Существует также аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский). Христос называл апостолов «ловцами человеков», а обращенных «рыбками». Как и во многих мировых и более ранних религиях, рыба с хлебом и вином в христианстве является священной пищей. Недаром мы часто видим рыбу на изображениях Тайной вечери.

В христианском символе рыб соединились не только астрологические, но и языческие значения. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. Рыба могла приносить ил со дна первозданного океана, и из этого ила создавалась земля. А могла служить опорой земле, которая в этом случае держалась на одной, трех или семи рыбах, плававших в мировом океане. Стоило рыбе махнуть хвостом, и начинались землетрясения.

Рыба была связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь.

Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов — весточки нам из тех далеких времен.

Да и сегодня мы, не зная всех этих подробностей, как древние люди, окружаем себя изображениями или стилизованными фигурками рыб. А как утверждают психологи, наши сновидения довольно «густо» населены рыбами, которые выступают как символ бессознательного и созидательных внутренних миров нашей души.

А значит, этот древний символ еще живет, и с его помощью мы можем разобраться в самих себе — надо только включиться в диалог с рыбами.

Известно. что у многих народов Рыбы - тотемное существо предков.

Рыбы в фольклоре разных народов.

В древних русских сказах и сказках такое обилие названий рыб, что можно с полной уверенностью сказать:
жителей своих водоемов население древней Руси знало прекрасно. Они хорошо отличали мирных рыб от хищников,описывая особенности щуки, ерша, карасей, язя, леща, налима, окуня, осетра, плотвы, семги, сигов, сома,калуги и прочих.

У многих народов рыбы употреблялись как символы, некоторых из них выделяли особо.

Лосось символизировал изобилие у американских индейцев, ирландцев и финно-угров. Карп почитался в Китае,а в Японии выведенные кои-карпы с яркими красными пятнами символизируют силу и храбрость, а также упорство в борьбе.
Сазан у многих древних народов Азии играл особую роль в шаманских ритуалах при изгнании злых духов.
У островитян акула была образом зла и смерти.

Главные храмы Стрибога, как известно от древних славян, находились на островах, близ устьев рек,
где часто останавливались рыбаки и купцы. Одним из таких островов считался Березань в устье Днепровско-Бугского лимана.
К острову, перед выходом в открытое море, подходили корабли русов, чтобы принести Стрибогу богатые дары.
Ведь, по преданию, Стрибог вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Много сыновей и внуков имел Стрибог.Ими были ветры — Посвист, Подага и Погода. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на Севере,Подага — жаркий, иссушающий ветер. Он живет на юге в пустыне. Пагода — теплый, легкий ветерок — бог приятной погоды.
До XVI в. не только моряки, но и ученые считали, что в море живет рак-великан, пожирающий рыбаков, упавших в море.“Во время одной из своих поездок в Страну золота (Индонезия) капитан Исмаилуйя приблизился к суше недалеко от Алмери (северная часть острова Суматра), так как ему понадобилось остановить корабль, который получил повреждение.
Когда моряки бросили большой якорь, судно по никому не известной причине продолжало плыть дальше.
“Спустись по якорному канату и узнай, в чем дело!” — приказал Исмаилуйя водолазу. Но водолаз, прежде чем нырнуть,заглянул в глубину и увидел, что якорь зажат между клешнями рака, который, играя им, тащит корабль.
Матросы стали кричать и кидать в воду камни; наконец они вытянули якорь и бросили его в другом месте”.

Как похожа эта сказка, родившаяся на берегах Индийского океана, на океанийский миф о гигантском моллюске,поглощающем суда со всей их командой! Оба сказания отражают, хотя и в фантастической форме,бесчисленные трудности и опасности, с которыми сталкивались моряки древности.

Удивительную историю о судах, чуть не ставших жертвами чудовищного рака, еще в Х в. поведал в своей книге “Чудеса Индии”Бузург ибн Шахрияр. “Люди верили, что Бог Тимбабанту посылал рыбакам хороший улов, но он же прогнал рыбу от берегов. Страхи со всех сторон окружали деревню. Страх таился в чаще лесов, страх подползал в болотных туманах,страх повсюду подкарауливал путника. Страх повсюду стонал, вопил, рыдал, щелкал челюстями, ревел, мяукал среди темной ночи, шелестел листьями, завывал сокрушительной бурей, грохотал раскатистым громом, полыхал молниями...
И пылал жертвенный огонь, трещали и шипели тела сжигаемых людей и животных. Тимбабанту пожирал жертву
за жертвой и ненасытный, требовал жертв еще и еще...”.

Легенды наших пращуров о подводном мире появились в V-I тысячелетии до н.э. Это был период,
зарождения собственно славянского эпоса, который выделялся из эпоса индоевропейских народов.
С этого периода до нас дошли некоторые археологические памятники.Тогда же родилась у праславян легенда о Морском змее. Черноморский змей живет на дне морском во дворце белокаменном — чудо те палаты украшены янтарем, кораллами, жемчугом.
Окружают его стражи лютые — раки-крабы с огромными клешнями. Тут же рыба-сом с большим усом, и
налим-толстогуб-губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан, и всем рыбам царь — Белорыбица! Черномору дельфины служат, и поют для него русалки, играют на гуслях звончатых, и трубят в огромные раковины.

Русы-мореходы еще в глубокой древности покорили морскую стихию. Они освоили не только Черное моря,
но и Средиземно¬морье. Бог ветров Стрибог почитался моряками и рыбаками. Он, обратившись в птицу Стратим, мог вызвать, и укротить бурю. Русы придумали руль, якорь и парус.
Они хорошо знали повадки морских рыб, кого вылавливали неводами, а кого — ставными сетями.

Период былин и священных текстов о рыбах был с середины второго тысячелетия до н. э. и длился
до III-IV веков н. э. С этого “времени древних царств” запомнились имена многих вождей и князей,
а многочисленные археологические памятники дополняют историю этой эпохи.

У различных народов сохранилось много былин, где значительную роль отводили рыбам и рыбообразным чудовищам.
У народов Севера олицетворял подземное царство налим. Ведь он нерестится и проявляет свою активность — жор,открывая для этого “страшный зев”, когда в Заполярье царствует полярная ночь. “На дворе морозы злые, а налиму — веселее”, — гласит народная пословица.

Вот как рассказывают современные рыбаки о зимнем лове налима: “Тащишь в потьмах из-подо льда страшилище какое-то, вроде водяного лешего, скользкое, покрытое липкой слизью, из-за чего его невозможно удержать в руках.
Вытащенный на лед налим в трескучий мороз трепыхается, шевелится, изворачивается, поднимает свою большую голову и раскрывает пасть...”

И можно было представить нашего пращура, который вышел на лед для рыбалки ночью, после посещения местного колдуна или жреца. Чаще у жертвенного места произносились молитвы, о даровании удачи, устрашались враги. Эти сцены и сохранились в эпосе северных народов.

В “Калевале” многие сцены связаны с борьбой с подводными чудовищами, представленными то щукой, то налимом.
Чтобы добиться расположения будущей тещи — хозяйки Похъемы, жених Ильмаринен должен сделать много добрых дел — вспахать змеиное поле, победить медведя и волка и, наконец, поймать и справиться с огромной рыбой из Туони или Маны — подземного мира, олицетворяющих злые силы.

Известия о глобальные событиях, происходившие на Земле, доходит до нас, потомков,в виде сказаний и мифов. Вот например, Всемирные потопы. Рыбы в мифах разных народов выступали как спасители жизни. Некоторые историки считают, что на памяти людей было пять больших потопов: “Платоновский” (7500 до н. э.), “Атлантический” (5500 до н. э.), “Всемирный” (3100 до н.э.),“Девкалионовый” (1400 до н. э.) и “Библейский” (800 до н. э.). Потопы связаны с землетрясениями, таянием ледников, прорывами вод, скопившихся в долинах, извержениями вулканов и падением небесных тел.

У всех народов, где существуют мифы о потопах, в Иране, Закавказье, Сирии, Турции, Палестине, существовал культ рыбы как спасителя людей и Земли. Отголоски находим в текстах разных сохранившихся до наших дней документов. Вот у шумеров есть текст, переведенный как “Дом рыбы”. Это монолог, в котором сказано, что для безопасности рыбы строится специальный дом — храмовый бассейн.
Храмовые бассейны для рыб — атрибут многих обязательных строений на Ближнем Востоке, в Закавказье, Египте.

Такие священные бассейны были известны еще у древних индоевропейцев — ариев, живших несколько тысяч лет назад на севере Европы. Обнаруженное святилище Белеса(Белобога) или Беловодское святилище ариев у Сейд-озера (по саамски “Святое озеро”) тоже имело на горе Нинчург священный колодец.

В древнем ливийском городе Сива священный бассейн Аммона-Ра до сих пор наполнен водой, хотя он был построен жрецами города Аммония в годы жизни фараона Эхнатона ІV (1419-1400 до н. э.). В России до наших дней почти каждая местность имеет свое Святое озеро, взгляните на карту любого крупного региона.

Небольшая карповая рыба, имеющая кроме местных грузинских названий — пичхули, калуги, капвести, луджа, капуети, имеет и другое — храмуля, то есть храмовая рыба. Это самая ценная рыба у грузин. Только в самых торжественных случаях она готовится к столу.

В древнем Китае разведение аквариумных рыб — следование древним поверьям.У Китайцев очень много легенд,
где карась выступает прародителем той или иной семьи. В бассейнах и аквариумах разводят серебряного карася. В Китае есть три разновидности карасей: куродзи или черный карась (Carassius carassius), гиндзи или горбатый черный карась (С. a. gibelio) и дзи — китайский серебряный карась (C. a. auratus). Первые же сведения о разведении оранжевых или золотых рыбок появились задолго до Конфуция (551-479 до н. э.). Их изображения встречаются в самых ранних письменных памятниках, на гербах знатных семей.

Они становятся неотъемлемой частью буддизма. Каждый буддийский храм имел бассейн с золотыми рыбками. Рыба выступает как земное начало у китайцев эпохи Шан (Инь) в ХVI-ХI вв. до н. э.

На бронзовых сосудах размером около 1 м, выполненных по восковой модели, отмечалось четыре продольных шва, которые служили символами четырех сторон света. Декор сосуда имел горизонтальные деление на три пояса. Самый нижний заполнялся стилизованными волнами с изображением плавающих рыб, символизирующих стихию воды. Средний слой — мир земли, заполнялся двигающимися животными,
а верхний — небо и горы — показывался треугольником.
У иранцев и их соседей рыба-спаситель бога — чистое существо. Известно, что когда один кафир выпустил стрелу из лука в небо, чтобы поразить бога, рыба закрыла его своим телом. После этого у нее образовались раны - жабры.
Видимо, поэтому и у славян-индоариев не было в обычае приносить в жертву рыбу. В “Велесовой книге”,
На одной из дощечек записано древними жрецами: “Боги русов не берут жертв людских и не животных,
единственно плоды, овощи, зерно, молоко, сырное питье (сыворотку) на травах настоенное, и мед.
Никогда живую птицу и не рыбу...” .

Чтобы не обидеть рыбу, выработался ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей.
У осетин, предков алан, бог Домбетыр запрещает ловить рыбу, когда она мечет икру.

У северных славян,был бог моря, которого называли Perdoatys. Он был богом рыбы и рыбаков. Перед выходом в море, рыбаки приносили жертвы, а жрец становился перед толпой рыбаков, с предсказанием успеха, повелевал куда, по какому ветру и когда должна отплыть каждая лодка.

Народы Северной Сибири считают, что в воде живет “волосатый отец”, который пасет рыбные отары и помогает рыболовам. Асях-Торум не только бог верхней Оби, но и распорядитель рыбными богатствами.
У нивхов или гиляков хозяин моря, живущий под водой, распоряжается икрой рыб, поддерживает их численность.
Близкий миф есть у японцев. Богиня пищи Укэмоти постоянно беспокоится о том, чтобы в море всегда была рыба, которая нужна ей для поддержания жизни подвластного ей народа.

Ацтеки верили, чтобы не исчезнуть с лица земли во время потопов, люди превращаются в рыб.
Бог Тескатлипок превращает себя в Солнце, а землю населяет людьми, сотворенными из пепла.
Остальные боги сделали так, чтобы все было смыто водой, а люди превратились в рыб.
В китайской версии потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй,
которому удается укротить воды. Рыба в Китае была одним из символов богатства.

Магическое значение рисункам рыб придали хевсуры и другие горцы Кавказа, а также жители Средней Азии.
До сих пор можно видеть “рыбные” мотивы в орнаменте построек, на посуде, на вышивках женской одежды
и полотенцах.

На многих древних рисунках можно видеть, как рыбы и киты выполняют роль опоры Земли. Сами же они плавают вводах безбрежного океана. При резком движении плавающей рыбы, как свидетельствует бурятский эпос,начинаются землетрясения или, как утверждает алтайский миф, наводнения. Такие же Объяснения этим явлениям природы можно найти у японцев и айнов.
В индийских верованиях рыба фигурирует в качестве ездового животного — Солнце объезжает в своей ладье, запряженной рыбами, Землю.

Интересное представление о мире существовало у скифов. Основание мира выполняла большая рыба — пластинка из золота. Рыба разделена по боковой линии. Внизу — изображения маленьких рыб, вверху, над боковой линией, высечены животные в зверином скифском стиле. На хвостовом стебле заканчивает боковую линию изображение летящей птицы. Золотая пластинка рыбы использовалась как застежка на поясе..

Рыба выступала и как символ силы. В древнееврейской традиции она связана с демоном Асмодеем,
особнно в его борьбе с Соломоном и Товией. Товия с помощью рыбы одолевает демона.

Религиозное табу на рыбу и священные водоемы

В связи с тем, что рыбы были у многих народов священными животными, выработалось табу на употребление в пищу некоторых видов. Хотя рыба могла быть ядовитой сама по себе как вид или являлась быстро портящимся продуктом питания.

Известно, что у европейских рыб — усача, маринки и др. — икра в период созревания становится ядовитой.
Не зря усач у украинцев и белорусов называется марена, что у древних славян означало царицу Смерти.
Слизь многих морских рыб также ядовита. Иногда неправильно приготовленная рыба, например фугу — деликатес японской кухни, может быть причиной отравления.

В библии читаем (гл. 47):
“И сказал Господь Моисею и Аарону...
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя...
А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и из всех живущих в водах, скверны для вас.
Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте, и трупов их гнушайтесь” (Левит, гл. II, Библия о животных чистых и нечистых).
В Коране, священной книге мусульман, из 107 айят 21 суры некоторые изречения (сура 16 и др.)
связаны с запретом ислама потреблять в пищу свинину и есть рыбу без чешуи... “это — скверна, или нечистое...”

Запреты были нужны, чтобы уберечь людей от отравления. Ведь в жарких и особенно пустынных районах при отсутствии в то время способов длительного хранения продуктов пищевые отравления— обычное явление. Бактерии ботулизма размножаются в первую очередь в быстро портящихся продуктах. А рыба, не имеющая чешуи, раненная гарпуном или покусанная хищником, быстрее могла испортиться.
То же относится и к быстро портящейся на жаре свинине.

Рыбы объявлены священными, поскольку принадлежали к храму. А жрецы и другие служители культа, посвященные в сакральные тайны, запрещали употреблять их в пищу. У буддистов это были золотые рыбки, как священная корова у индусов. В древнем Египте среди многих священных животных — кошек, крокодилов и других — была и небольшая рыбка — слонорыл нильский.
У многих народов рыба воплощает душу умершего человека, выступает как некое существо нижнего мира — царства мертвых. Чтобы воскреснуть, нужно там побывать. У монголов и других буддистов Будда выступает как рыбак — ловец душ. Поэтому и сейчас озера Монголии обильны рыбой, так как она практически не используется местными жителями.
Не случайна и “рыбная” символика Иисуса Христа. Формально греческое слово рыба (Ячхыт) расшифровывается как аббревиатура “Иисус Христос — божий сын, спаситель душ”.

С рыбой связан воскресший бог плодородия, в афро-евразийском мифе об Иштар. Основой культа Иштар является Ниневия, что означает “Дом рыбы”. Лукиан (120-190 гг.) в своем трактате

“О Сирийской богине” рассказывает о прекрасном юноше Комбабасу, который жил в Гиераполе. Он оскопляет себя сам,а фаллос бросает в воду, который проглатывает рыба. Похожие варианты египетского мифа об Осирисе есть и в грузинской сказки “О девяти сыновьях царя”. Младший сын грузинского царя берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе.
Когда юношу убивают и расчленяют, женщина-рыба собирает тело и, обрызгав водой из источника, воскрешает его
Чудесное воскрешение библейского Ионы, как известно, происходит после того, как он был проглочен рыбой.
Попадание человека в желудок рыбы, а затем его вызволение известно и у других народов. В русской сказке Ивана проглатывает щука-рыба, которая затем сама его и изрыгает. Такая же сказка есть и у меланезийцев, где героем был Камакаджак.

Не случайно на многих древних памятниках в Китае, Индии и Египте изображалась рыба, символизирующая новое рождение в потустороннем мире. В ранней христианской литературе Иисус Христос назывался “Рыбой” — символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия. Иногда в дарах рыба заменяла хлеб и вино. Евангельский мотив сочетает рыбу и хлеб.

Христиане-рыбаки Петр и Андрей — святые; их Иисус обещает сделать “ловцами человеков” (Матф. 4, 19).

Древние люди понимали заботу о природе рядом с домом, что чистая вода является основой жизни.
Содержание в чистоте озер и рек является темой многих сказаний.
Праславяне и другие индоевропейцы поклонялись
чистым родникам и ручьям, создавали колодцы, чтимые всеми, кто жил рядом и пользовался водой.

Древнегреческий философ Фалес Милетский (624-547 до н. э.) писал: “Самодвижущей силой стихии является вода, из которой произошло все, что есть, что было и что будет”.

На островах Океании практически нет млекопитающих. Основа пищи — кокосы и хлебное дерево. Хлебное дерево считается священным. Существует легенда, в которой рассказывается, как слуги одного из вождей преследовали богиню Папу. Богиня скрылась от преследователей на хлебном дереве. Она знала, что это дерево нельзя рубить и ломать его ветви. Даже отскочившая щепка может убить человека. Его рубят только тогда, когда нужно сделать изображение богини. Но прежде хлебному дереву принесут жертву — черную рыбу, красную рыбу и черную свинью.

Целительные свойства рыб в древних мифах

В древности знали не только строение многих рыб, но и их лечебные свойства. В клинописных табличках, найденных
в Месопотамии, среди десятка названий лекарственных средств упоминается рыба-кузовок.
По мнению вавилонских и ассирийских врачей, целительными свойствами обладали ее внуренние органы.
Эти рецепты подтверждаются современной медициной. Приготавливаемые из кузовка лекарства помогают при тяжелейших заболеваниях, таких как проказа, эпилепсия, болезнях сердца. Уже более двух тысяч лет лекарства из рыбы-кузовка японцы используют для поднятия общего тонуса и при различных заболеваниях.

Древние китайцы и корейцы изготавливали вытяжку из ядовитых рыб. Особенно ценился экстракт из морского судака (Lateobrax japonicus) и атлантического пуффера (Sphoeroides spen-gleri). А римляне и греки исцеляли головную боль и подагру с помощью электрических ударов от скатов (отр. Torpediniformes) и электрических сомов. Славяне издревле использовали линя (Tinca tinca), прикладывая к голове свежую рыбу для избавления от лихорадки.

О широком использовании рыб в лечении различных заболеваний свидетельствует Плиний Старший (23-79 гг.)в “Естественной истории”, где упоминается более 300 рецептов при-готовления лекарств из различных видов рыб.

В VI веке до н. э. в мидийском городе Экбатане существовала легенда, что печень, желчь и сердце рыбы,
выловленной в Тигре, обладают волшебством. С помощью курения высушенных этих органов изгоняли многие болезни.Считалось. что желчь лечит больные глаза.

Большое значение придавалось в мифах Вавилона и Закавказья богам-рыбам, исцеляющим больных. Рыбообразного бога Эа устанавливали у постели больного ребенка для того, чтобы прогнать демонов. Фигуркам рыб, их изображениям часто придавали магические значения для исцеления больных. Форель в Грузии и Армении — необходимый атрибут при лечении бесплодия и различных болезней, для этого достаточно было проглотить живого малька.

Об этом же говорилось и в славянском лечебнике “Книги Коляды”, в котором дается такая рекомендация: “кто съест волшебницу Щуку, сразу от нее забеременеет: ибо то не обычная щука — то сам Род приплывает по бурным водам” .
Выловили Щуку златоперую. Выловили, после приготовили. Лада — супруга Сварога Щуку златоперую съела, ее косточки на Землю бросила, а небесная корова Земун и коза, рожденная Родом — Седунь, кости те подлизала, и от щуки той забеременела Лада — богородица, мать богов, Мать сыра Земля, и Земун с Седунью.

Родила тогда Лада-матушка трех дочурок: Лелю — радость и любовь златокудрую, Киву — весеннюю деву огненную,
богиню жизни, Марену холодную — царицу смерти. А еще трех сыновей: Перуна - великого Громовержца, Туле — кузнеца, бога грозного, и Водного Ильма — царя морей, покровителя моряков и рыбаков.

Изображение рыбы в живописи мы встречаем нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.

Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В бронзовых фибулах VII века, найденных у села Зеньково на Полтавщине, связывающие звенья, по форме напоминают змей, рыб и хищных птиц, тем самым, соединяя три природные стихии: воздух, вода, земля. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии, где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет (Амударьинский клад V—IV вв. до н.э., рыбка из Новой Нисы II вв. до н.э.); рыбы-дельфины изображены в виде застежек из Тилля-Тепе (Афганистан, I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост «или «рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.

Из катакомб к вершинам

Самое широкое распространение и толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э., о чем свидетельствуют многочисленные образцы, обнаруженные в катакомбах, служивших местом собраний христиан в период первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.

Символ Рыбы поясняет происхождение монограммы Иисуса. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (первые буквы каждого слова составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» (греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

С распространением христианства и его изобразительной культуры символ рыбы обрел многозначность. Прежде всего, это — символ крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками служило не только примером милосердия, но и широко употреблялось как метафора евхаристии (Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н. э.).

Встречающиеся на церковных эмблемах три рыбы, переплетенные между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Не менее значимы сюжет о пророке Ионе, проглоченном «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым, символизирующий воскресение, а также евангельская притча о чудесном улове учениками Христа символизирующая «ловлю человеков» в лоно христианства.

Средневековую живопись, с ее строго религиозным характером реальный мир не интересовал. Поэтому выбор тем и сюжетов, разрабатываемых художниками, был крайне ограничен, а символика — строго зафиксирована рамками церковного богословия. От каждого художника требовалось четкое следование каноническим предписаниям и для этого существовали специальные учебники. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. птицы и рыбы символизировали «верхнюю и нижнюю бездны». В эмблемах рыбы использовались сравнительно редко, поскольку означали немоту и безгласие.

Код алхимиков и язык крестьян

Символы, аллегории, метафоры, сложные ассоциации, аналогии и параллели были элементами специфического языка средневекового мышления. Каждая отрасль знаний видела в реальном мире, прежде всего, определенную систему символов в зависимости от точки зрения, с которой они рассматривались. Например, рыба для астрономов и астрологов была знаком Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она связывалась с флегматическим темпераментом; толкователи снов интерпретировали её как воплощение плотского вожделения, а для простого народа она ассоциировалась с постом. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Причем, такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь, явление или предмет.

Ренессансное мироощущение пробило брешь в системе средневековых эстетических представлений, и сквозь нее в религиозную живопись хлынул широким потоком земной мир. Существенный вклад в развитие европейской живописи был сделан Нидерландами в XV- XVI вв. Художники искали новые сюжеты, средства и способы выражения творческих идей. По прежнему в ходу были символы, но смысл изображения менялся в зависимости от того, какой именно язык мог быть приписан автору.

Творчество Иеронима Босха можно рассматривать как кульминацию перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного кода. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в канонические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Одна из самых известных работ мастера — триптих «Сады земных наслаждений» (1500−1510 гг.).

В творчестве другого великого художника той эпохи — Питера Брейгеля Старшего изображение рыбы иллюстрирует исключительно фламандские пословицы. Например, на картине «Голландские пословицы» (1559 г.) герои картины визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца не прочитан искусствоведами, поскольку не все пословицы дожили до наших дней.

Например, сюжет, где мужчина жарит рыбу, иллюстрирует пословицу «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» (означает «сорить деньгами»). При этом возможно, в этом случае зашифрована пословица «Его селедка жарится не здесь» (все идет не по плану). К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. В другой части картины крестьянин безуспешно ловит рыбу сачком: «Он рыбачит ниже сети» (упускать удобный случай).

Конечно, на многих картинах присутствует любимый сюжет «Большие рыбы пожирают малых» (как на работе Питера Брейгеля Старшего, 1556) — могущественные угнетают слабых; съесть самому или быть съеденным и др.

Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.), составленном из различных морских обитателей.

Застолье сменило престол

Европейское общество претерпевало изменения и постепенно стала происходить переоценка ценностей. Символ Рыбы начал утрачивать свое сакральное значение и переходить в плоскость утилитарную: ловим, едим, получаем удовольствие. Это произошло в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Так появился натюрморт.

Первые натюрморты были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно и чинно в соответствии с устоявшимися канонами: хлеб, бокал вина, рыба (символы Христа); нож (символ жертвы); лимон (символ неутоленной жажды); орехи в скорлупе (душа, скованная грехом); яблоко (грехопадении) и так далее. (Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661).


Питер Клас. Завтрак
1646, 84×60 см. Масло, Дерево

Рыба-символ, наделённая разнообразием смыслов и оттенков (от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии) получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли Рыбы и. т.д. Религиозные сюжеты постепенно начали уступать место буржуазным. Заказчиками произведений искусства уже стали не только церковь, но и новый зарождающийся класс. Каждая гильдия старалась заказать полотно для увековечивания своих заслуг, стало популярным иллюстрировать деятельность различных специальностей, ремесел.

Голландия и Фландрия, как ключевые центры развития европейской живописи, сосредоточили свое внимание на новых гуманистических ценностях: человек и его интересы.

Фламандский художник Франс Снейдерс в знаменитой серии «лавок» — «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» (1613−1620 гг.) и др., изобразил столы, переполненные всевозможной снедью, чаще всего дичью или рыбой.
На полотнах сверкает серебристая рыбья чешуя, этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Не следует слишком доверять столь богатой картине — реальный быт того времени был значительно более скромным. Перед зрителем — воплощение духа старой доброй Фландрии, любви ее народа к земным дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

Всегда в цене

Активно использовали в своем творчестве «рыбную» тему художники начала XX века. Участники группы «Бубновый валет» стремились приблизить свое творчество к «народному лубку», создавая сочные красочные натюрморты конкурирующих с уличными вывесками, таких как «Натюрморт» (1910 г.) Ильи Машкова.

«Натюрморт. Рыбы» 1910 г. 88 x 138 см. Холст, масло.

Одно из ярких упоминаний, апелирующее к классической традиции — картина основоположника метафизической живописи Джорджио Кирико «Священные рыбы» (1918 г.), в которой сюжет полон таинственности и многозначности. Да и название прямо указывает на смысл. Через десять лет Кирико создал натюрморт с рыбами, в котором он отказался от иррациональной загадочности, обратившись к традиционной образной системе.

Художников авангарда уже интересовали оптические иллюзии, игра форм, цвета, фактур (Зинаида Серебрякова, Жорж Брак, Анри Матисс).

По-своему интерпретировал образ обитательницы водной стихии Пауль Клее, создав в 1925 году картину «Золотая рыбка». Своим свечением, угрожающими «колючками» рыбка приковывает к себе взгляд зрителя. Вполне вероятно, что в этой работе автор решил обратиться к нереализованным детским фантазиям, и милое создание трансформировал в загадочную пиранью.


Пауль Клее. Золотая рыбка

К мистической теме рыб обратился в 1940 г. Николай Рерих в картине «Заклятие. Терафим», на который изображен шаман, обращающийся в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха.

Художники любят изображать рыб по сей день и, наверняка, будут все время возвращаться к этому образу. Скорее всего, их интерес будет продиктован свойствами обитателей морских глубин, заложенными на подсознательном уровне: водная стихия, изобилие, богатство и разнообразие природы.

СМЫСЛ ДРЕВНЕ-ХРИСТИАНСКИХ СИМВОЛОВ,
ИЗОБРАЖЕННЫХ ВОКРУГ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА.

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам первых гонений на Церковь в Римской империи.

Мозаики пола времен Константина и Елены в базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Агнец, Крест, виноградная лоза, корзина с хлебами, чаша, голубь, Добрый Пастырь, лилия, павлин, рыба, феникс, якорь, пеликан, орел, хризма, петух, лев, оливковая ветвь, альфа и омега - вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.

Мозаичный пол с изображением виноградных листьев и гроздий, несущих евхаристический смысл, дополнением к которому служат изображения Евхаристических чаш и рядом с ними плодов гранатовых яблок - одного из вариантов плодов Древа Жизни.

Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых зашифрованных изображений, эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос.

В 2012 году, в ходе работ по благоустройству территории Ильинской горы, с западной и восточной, северной и южной стороны Свято-Ильинского храма с помощью декоративного мощения были изображены древне-христианские символы: лилия, хризма, рыба и якорь. Что же они означают?

Изображенная в декоративном мощении перед входом в храм лилия является символом невинности и чистоты, символом любящей Бога души. В Книге Песни Песней сказано, что ветхозаветный храм Соломона был украшен лилиями. По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу, несмотря на жестокие гонения.

Так и нам должно входить в храм Господень с чистыми и кроткими сердцами, если мы хотим принять участие в Божественной Литургии и достойно приобщиться Святых Христовых Таин.

ХРИЗМА.

Хризма или хрисмон - монограмма слова Христос, что значит Помазанник, Мессия, и которая состоит из двух начальных греческих букв этого слова "ΧΡΙΣΤὈΣ" - "Χ" (хи) и "Ρ" (ро) , наложенных одна на другую. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы "а" и "ω". Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1:8) .

Монета императора Магненция с изображением хризмы.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках, в том числе напольных, и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что ее происхождение связано со словами Апокалипсиса: "печать Бога живаго" (Откр. 7:2) . Греческое название монограммы "crisma" (собств. "помазание", "миропомазание") может переводиться как "печать".

Монограмма Христа на полу древне-христианской базилики Хрисополитисса.

В среде славянских народов древне-христианская хризма приобрела новый смысл, став символом Боговоплощения или Рождества Христова, по первым буквам, - "Р" и "Х" - его славянского написания.

Хризма на южной стороне Свято-Ильинского храма в Выборге

РЫБА.

Рыба - один из самых ранних и наиболее распространенных христианских символов. "Ихтис" (др.-греч. Ἰχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεού Ὺιὸς Σωτήρ(Иисус Христос Сын Божий Спаситель) , то есть выражает в краткой форме исповедание Христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью Учеников Христовых, некоторые из которых были рыбаками.

При этом и сами христиане часто изображались символическим образом - в виде рыбок. Один из ранних отцов Церкви Тертуллиан писал: "Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми".

Символическое изображение рыбы имеет также евхаристическое значение. В древнейшей части катакомб Каллиста исследователи обнаружили четкое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это - евхаристический символ, обозначающий Спасителя, Который дарует людям пищу спасения, новую жизнь.

Древняя мозаика, изображающая ступу с хлебами и рыбами, которыми Господь накормил страждущих, находится в Алтаре рядом со священным камнем. На камне, как предполагают некоторые исследователи Нового Завета, Спаситель стоял, когда благословлял рыбу и хлеб перед насыщением ими народа.

В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы часто встречается в сочетании с другими символами и означает насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9) , а также трапезу, приготовленную Спасителем для Апостолов по Его Воскресении (Ин. 21:9-22) на берегу Тивериадского озера.

Древне-христианский символ рыбы с восточной
стороны Свято-Ильинского храма в Выборге

ЯКОРЬ.

В раннехристианском искусстве якорь являлся символом надежды. Источником для возникновения этого образа послужило Послание к евреям св. Апостола Павла, где мы можем найти следующие слова: "Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (6:17-20) . Таким образом, якорь является для нас атрибутом персонифицированной надежды на спасение во Христе Иисусе от вечной смерти.

Напольная мозаика Морского собора.

Якорь, как древне-христианский символ надежды с северной стороны Свято-Ильинского храма в Выборге.

Со временем, Единая неразделенная Церковь Христова своим соборным разумом 82-м правилом Шестого Вселенского собора отвергла образ Агнца, как символ Крестной Жертвы Христовой: "На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительной смерти, и сим образом совершившегося искупления мира".

Также, 73-м правилом того же Собора Церковь запретила изображать Животворящий Крест Христов на земле: "Поелико Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих…".

Но, сегодня, когда современные средства информации, казалось бы, дают неисчерпаемые возможности для познания собственной Веры, неведомо откуда, появились несчастные«ревнители» собственного невежества, которые от воспаления еще неизжитых страстей прежней жизни стали хулить изображенные по четырем сторонам Свято-Ильинского храма древне-христианские символы, ложно утверждая, что их изображения на земле запрещены 73-м правилом Шестого Вселенского собора. Однако, как мы можем видеть из текста этого правила, Церковь запрещает изображать только Животворящий Крест Христов на земле, даже намеком не упоминая другие древне-христианские символы. Более того, это правило говорит именно о "Животворящем Кресте", а не о всяком ином, простом или декоративном, перекрестии линий. Потому что из трех, найденных равноапостольной царицей Еленой крестов, только один, - Крест Христов, - был Животворящим и достойным поклонения. Два других креста, среди которых был и крест благоразумного разбойника, который, по слову Господнему, первым вошел в райские обители, не были Животворящими и не являлись предметом поклонения для Церкви.

Опять же, если мы будем видеть Животворящий Крест Господень в любом перекрестии линий, то вынуждены будем отказаться от пользования транспортом и дорогами, которые постоянно перекрещиваются, как, впрочем, и тротуарами, которые неизбежно заканчиваются пешеходными переходами на перекрестках. Одновременно, к великой радости противников нашей веры, мы будем вынуждены прыгать как блохи, случайно оказавшись в перекрестии швов плиточных полов в общественных местах.

Поэтому Церковь издревле, изображая Животворящий Крест Господень, двумя дополнительными перекладинами и надписанием на них указывает на то, что сей крест есть не просто декоративное перекрестие линий или орнаментов, а есть образ Животворящего Креста Христова, которым мы спасены "от работы вражия".

Что же касается других древне-христианских символов, то, повторим, Церковь никогда не запрещала их изображение как на стенах, так и на полах христианских храмов, кроме как во времена позорного торжества иконоборчества. Те же, кто будучи заражен гордостным самомнением, вопреки всей традиции Единой неразделенной Церкви, ревнует о своих невежественных мнениях о недопустимости изображения христианских символов в православном храмостроительстве не только на стенах, но и на земле, уподобляется древним фарисеям, которые, вместо наблюдения за исполнением заповедей Божиих, самовольно приняли держаться ложного благочестия: "наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей" (Марк. 7:4) .

И таковые показывают себя подобными не только древним фарисеям, но и обнаруживают себя новыми иконоборцами, которые, будучи заражены тайным манихейством, забыли о том, что все сотворено "добра зело" (Быт. 1:31) ; и что мы сотворены из праха земного, который доныне "попираем" нашими ногами; и что Господь, в Своем Святом Воплощении, воспринял эту нашу телесность из праха земного, приобщив ее к Своему нетленному Божеству; и что Господь омыл в Своих Таинствах не только наши головы, но и ноги, что ясно показал на примере Петра (Иоан. 13:6-10) ; и что Бог есть не только Бог Неба, но и земли (Откр. 11:4) ; и что в день Святого Богоявления мы освящаем святой агиасмой не только стены наших жилищ, но и "во всяких местах, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть"; и что в будущий век, предсиянием которого наполнены наши храмы, "Бог будет все во всем" (1Кор. 15:28) - таковые желают отнять у нас не просто благолепие, но богатство благодатных и спасительных символов, наполняющих наши храмы, уподобив их печальному запустению протестантских кирх.

Более того, если нам следовать логике этих новых иконоборцев, то следует запретить архиерейские службы. Потому что епископы Церкви на богослужениях стоят не иначе как на орлецах, на которых изображен древне-христианский символ орла в сиянии благодати и город со святыми храмами, и которые, если верить басням новоявленных иконоборцев, предстоятели поместных Церквей в "постыдном неведении" об истинном благочестии "попирают" ногами. Но мы знаем, что где епископ, там и Церковь, и где нет епископа, там нет и Церкви. Что же нам теперь в угоду новым иконоборцам оставить Церковь? Да не будет этого!

Самое же печальное, что таковые лжеучителя, «не входя дверью во двор овчий» (Иоан. 10:1) , обольщают сердца простодушных и сеют разделение в единое Тело Церковное. Для них полезно будет хорошо помнить и не забывать совсем другое правило этого же Шестого Вселенского собора, - 64-е, - которое гласит: "Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучаться Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находяшийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другой иным чем-либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, Если и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все Пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себя пастырем, будучи овцею? почто делаешься главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовать, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах; не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти. Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковнаго".

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма города Выборга
протоиерей Игорь Викторович Аксёнов.

Загрузка...