Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Вальдорфская школа: принципы обучения, плюсы и минусы, отзывы. Сущность вальдорфского обучения

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.

Вальдорфские школы — характерные черты

Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Отличительные черты вальдорфских школ

  • В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
  • Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
  • Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
  • В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.

Перспективы

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А

Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.

Особенности обучения

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы;
  • изучение английского и немецкого языков.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Свободная школа

Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10

Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.

Особенности обучения

К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Частная школа «Семейный лад»

Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2

Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.

В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.

Особенности обучения

Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несёт в себе вальдорфская педагогика - пользу или вред, - поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Об истоках

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики "Вальдорф Астория". Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом - «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Об основателе вальдорфской школы

Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию - разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.Рассмотрим, как именно эти задачи находят решение в вальдорфской методике и что это такое - вальдорфская педагогика.

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно – задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3-4 недели, что позволяет ребёнку «вжиться».

3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребёнка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, применяют до 12 лет «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно - не интересно, радостно - грустно и т.п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребёнка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка - сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподаётся такой предмет, как эвритмия - разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребёнка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребёнку, создаёт комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования - ребёнок сам оценивает себя и свои достижения.

«Козыри» вальдорфской педагогики

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад - школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете - физическое и творческое развитие ребёнка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10-11 лет - также как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5-2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведёт один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому, более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребёнка», гуманной школой, где основа - не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Немного статистики

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее её существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

Критика вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг неё. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ являются сами антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребёнка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это всё дает основание противникам вальдорфской школы называть её «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребёнку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов - выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе - разное содержание образовательных программ, характеристики вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения - в заучивании стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия - плавные движения под музыку, - становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребёнка из вальдорфской школы в обычную даётся ответ: «Умный ребёнок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

Системное заключение

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребёнок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. , а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребёнка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6-7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счёту, развитию абстрактного мышления. В 12-15 лет современный ребёнок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперёд, и наличие одного учителя с первого по седьмой класс, который ведёт все учебные дисциплины, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше было больше людей только с нижними векторами и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития его способностей для успешности ученика в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку - задача педагога, но при этом он опирается на свой опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию - то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не позволяют им всем реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врождённые особенности которых вовсе не лежат в плоскости развития гибкости и грациозности.

Создание в школе, дома тепличных условий жизни для ребёнка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребёнок должен находиться во главе угла только до определённой степени - важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребёнок – это ребёнок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно - Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упрёком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся, прежде всего, для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребёнок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребёнка без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретёнными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врождённых свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей - формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо - не используется. Ребёнок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему даётся легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребёнка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживётся в вальдорфской школе и уретральный ребёнок - маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с и векторами - послушными, любящими делать всё в определённом порядке, усидчивым. будет импонировать дисциплина, чёткий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе - это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю бороду... Их врождённые свойства не развиваются - из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать своё естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребёнок, а затем серьёзно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

    создание атмосферы, благоприятной развитию;

    воспитание через подражание и пример;

    культивирование многообразных форм игровой деятельности;

    создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

    организация здорового ритма жизни группы;

    занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику - учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. - ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании -мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» - писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие - прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти - сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение - важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Итак, подведём итоги. Если рассматривать вальдорфскую педагогику с сугубо положительной точки зрения, то можно сделать следующие выводы.

Очевидные плюсы вальдорфской системы воспитания.

    Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

    В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

    Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

    Специальных «музыкальных занятий» в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

    Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

    Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Неоднозначные моменты в вальдорфской педагогике

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто.

    Во-первых, к какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали и как бы ни относились к религии вообще, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.

    Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие, как уже говорилось, относятся у нас скорее к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что вы отдадите ребенка в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Безусловно, можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьяно, но так вы обречете его на двойную жизнь. Представьте себе, как трудно маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей.

    То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только руганные-переруганные Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

    Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.

Как же быть?

Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, стоит очень хорошо взвесить все «за» и «против». Но это не значит, что стоит бездумнои навсегда отвергать уникальные возможности вальдорфской педагогики.

Совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки. Потребуется лишь пара лоскутков, клочок шерсти да час свободного времени и немного терпения.

Научитесь вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски.

А как рад будет ваш малыш, если вы устроите для него и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе. Сделать это совсем не сложно.

Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

А может, темным и ненастным осенним вечером вам захочется смастерить из молочных пакетов разноцветные веселые фонарики и отправиться на поиски сокровищ гномов? Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в нужном месте оказался роскошный клад: золотые шоколадные медальки, бенгальские огни, хлопушки и фейерверки!

Словом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Valdorfskaja_doshkolnaja_sistema_vospitanija.txt · Последние изменения: 2013/09/05 13:02 (внешнее изменение)

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

О методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы вальдорфской педагогики:

Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Вальдорфская школа – педагогическая система, сформировавшаяся в Германии в начале ХХ века. Немецкий ученый Рудольф Штайнер по просьбе дирекции табачной фабрики в Штутгарте основал школу для детей работников предприятия. Штайнер, имеющий весьма широкий кругозор и издавший 300 томов научно-публицистических трудов (из которых 25 посвящены педагогике), создал принципиально новый тип учебно-воспитательного учреждения, - так называемую, свободную вальдорфскую школу. Суть вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы развить способности каждого ребенка и помочь ему обрести веру в собственные силы.

В технологии вальдорфской школы нашло воплощение философское учение о том, что развитие способности к познанию, - путь к совершенству человека. Согласно этим взглядам, ребенок – духовное существо, которое развивает заложенные природой возможности в партнерских отношениях с педагогом.

Отсюда основные задачи вальдорфской педагогики:

  • воспитание чувств;
  • формирование художественного вкуса;
  • развитие умения творить на основе знания природы.

Вальдорфская технология сочетает интеллектуальный, эстетический и трудовой аспекты воспитания, обеспечивая межпредметные связи. Не менее важные стороны технологии – внимание к здоровью детей и коллегиальность в управлении школой.

Принципы вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика обучения строится на основе следующих принципов:

  1. Гармонизация духовной жизни. Учителя уделяют равное внимание развитию чувств, мышления и воли.
  2. Преподавание «эпохами». Каждый блок (эпоха) длится 3 – 4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы.
  3. Гармонизация социальной среды. Педагоги организуют обучение без принуждения и с учетом индивидуальности каждого ребенка.
  4. Личностный подход к ребенку. Безоценочная система обучения не позволяет детям разочаровываться в себе, нацеливает на дальнейшее развитие и способствует сохранению душевного и психического здоровья учащихся.
  5. Совместная деятельность. Приветствуется работа в группах, что воспитывает дружелюбие и толерантность, развивает взаимопомощь.
  6. Особые требования к преподавателю. Вальдорфская педагогика нацеливает учителей на постоянное развитие и самосовершенствование, справедливо полагая, что качественно воспитательно-обучающий процесс может проводить только развитый во всех отношениях педагог.

Вальдорфская школа: за и против

Вальдорфский метод становится все более популярным на постсоветском пространстве. Педагоги-последователи Штайнера и многие родители отмечают особую гуманность методики обучения, быструю адаптацию ребенка в социальной среде, царящую в учебном заведении атмосферу взаимопонимания и уважения. Подчеркивая результаты действия вальдорфской педагогики, обращают внимание на то, что выпускники школы отличаются творческими способностями, развитым воображением, способностью к самоорганизации и дисциплинированностью.

В то же время у вальдорфской школы имеются некоторые недостатки, самым значимым из которых является отсутствие цели подготовить ученика к следующей социальной ступени – поступлению в специальное или высшее учебное заведение, так как система знаний, полученных в данной школе, отличается от стандартной общеобразовательной.

Сейчас по всему миру действуют учебные заведения, объединенные и курируемые ассоциацией вальдорфских школ. Выбирая школу для собственного ребенка, обязательно задумайтесь, что вы считаете приоритетным в воспитательно-образовательном процессе, какими бы вы хотели видеть своего сына или дочь в будущем. Вполне возможно, что вашим представлениям о воспитании и обучении соответствует гуманная вальдорфская система.

Загрузка...