Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Все больше инвалидов стремятся к трудоустройству. Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу

Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности ;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего . Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Вконтакте

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” , инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство - “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для третьей группы - способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов - дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ . Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ . В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе , то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

Самыми удобными городами для инвалидов сегодня можно назвать Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры - например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей с ограниченными возможностями. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, «РГ» рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?

Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.

В этом году к Госпрограмме «Доступная среда» присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.

Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?

Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.

Нарекания людей вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

С точки зрения законодательства, мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?

Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например, Минтранс - в сфере транспорта, Минкультуры - в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода «дорожные карты» создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг. Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.

Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа «Доступная среда». Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.

Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе «Доступная среда» на сегодня?

Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. В этом году география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов - это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тысяч приоритетных объектов. Всего в этом году на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 миллиарда рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 миллиарда собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.

Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.

Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: «вакансия для инвалидов». А сами инвалиды готовы работать?

Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках госпрограммы «Доступная среда», а также расширения мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42 процентов от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011−2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тысяч инвалидов в рамках реализации «Доступной среды». Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76 процентов квотируемых мест сейчас занято - это 380 тысяч рабочих мест.

С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013−2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тысяч рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тысяч рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тысяч рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.

Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2 процента от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.

Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.

А какая зарплата сегодня у инвалидов?

Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2 процента - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тысяч рублей, 25,6 процента вакансий - с зарплатой от 15 20 тысяч, 12,8 процента вакансий - с зарплатой свыше 20 тысяч рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - порядка 80 процентов - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.

Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200−300 тысяч рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на «удочку» для инвалидов, а на «рыбу» для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?

Максим Топилин: Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тысяч рублей: государство дает 100 тысяч, остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.

О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012−2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тысячи из них, то есть 84,5 процента. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.

Мы также ежегодно проводим опросы среди инвалидов: замечают ли они изменение отношения к ним? Наши замеры показывают, что да, число граждан, дружественно настроенных к инвалидам, из года в год растет. И, как мне кажется, в этом есть вклад, в том числе, социальной рекламы. Сейчас мы финансируем размещение рекламных материалов и производство субтитров в рамках программы «Доступная среда». Для субтитрирования было закуплено и передано телеканалам (Первый канал, Россия-1, Россия-К, НТВ, Карусель, ТВ Центр-Москва) специальное оборудование. Считаю, что в дальнейшем такая практика должна стать общепринятой - для всех телеканалов и прокатчиков фильмов, вплоть до установления специальной квоты по использованию образа инвалида в телепередачах и фильмах.

Особое внимание Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема инвалидов, в частности организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

В соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и дополнительные гарантии занятости путём разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приёма инвалидов на работу (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек). Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости. Пожалуй, самым главным условием для обеспечения занятости инвалидов, является наличие в организации квоты для приема на работу инвалидов и создания для них минимального количества специальных рабочих мест.



Ответственность работодателей за несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов определена Положением «О порядке внесения обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов».

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О занятости населения в РФ». Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой идеи квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную "обходную технологию", когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Система квот редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль выполнения квоты. Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство

социологических опросов показывают, что это стремление существует и, что большая часть инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года закрепил положение о том, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. По данным Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, более 60% инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Результаты анализа, проведённого, в частности, в Тверской области, показали, что 20% впервые признанных инвалидами нуждаются в профессиональном обучении. Потребность в профессиональной реабилитации испытывают 63% всех граждан с ограниченными физическими возможностями, преобладающее большинство которых составляют инвалиды второй и третьей групп.

Необходимость получения профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, даёт медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. На 1 января 2001 года в стране функционирует свыше 1900 бюро медико-социальной экспертизы и более 300 Главных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что этого количества данных учреждений недостаточно. Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Высшее образование становится для этой категории граждан доступнее, в учреждениях среднего профессионального образования перечень специальностей, предлагаемых им для освоения, расширяется прежде всего за счёт современных профессий, конкурентоспособных на рынке труда. Однако в целом по стране потребности инвалидов в профессиональном образовании удовлетворяются далеко не полностью. В некоторых регионах профессиональное обучение инвалидов ведётся лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Потребности инвалидов в профессиональном образовании наиболее полно удовлетворяются в крупных городах, расположенных в промышленно развитых регионах, в то время как в небольших населённых пунктах, в сельской местности проблемы профессионального обучения этой категории населения стоят очень остро.

Трудовое устройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико-социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональная и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда. Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства. Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе - в полной мере относятся и к трудовому устройству. Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве. Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от степени нарушения функции пораженных систем. Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию. Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности. Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий. Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих

разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами. Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий. Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях. При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием. Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее. Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии. Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участии пенсионеров по возрасту и здоровых лиц. Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств. Важную роль в организации трудоустройства инвалидов, как в городе, так и в сельской местности до последнего времени играли органы социальной защиты. В районных отделах социальной защиты работа по организации трудоустройства инвалидов возлагалась на одного из инспекторов в городских и областных - на работников сектора по трудовому и бытовому устройству инвалидов. Эта работа включала: -

учет инвалидов нуждающихся в трудоустройстве;

Выявление при участии врачей МСЭК на предприятиях и учреждениях с соответствующих территорий и населенных пунктов рабочих мест, профессий и должностей, видов труда, доступных инвалидам, помощь предприятиям в составлении спектров профессий и должностей для преимущественного замещения инвалидами;

Проверку на предприятиях состояния трудового устройства инвалидов и выполнения решений администраций и местных советов по этому вопросу;

Внесение на рассмотрение местной администрации предложений по улучшению и совершенствованию организации труда инвалидов и подготовку соответствующих решений. Работа по организации трудоустройства инвалидов включалась в общий план работы отделов социальной защиты, которые формировали общественные советы инвалидов и пенсионеров по возрасту под руководством сектора по трудоустройству.

В настоящее время в связи с проведением коренных экономических реформ организация трудового устройства инвалидов претерпевает существенные изменения. В соответствии с Законом «О занятости населения РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и Указом Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» произошло существенное перераспределение обязанностей в области социально-трудовой реабилитации инвалидов между органами социальной защиты и органами по труду и занятости. На последнее возложена ответственность за профессиональное консультирование, профориентацию, подготовку и переподготовку безработных инвалидов, сохранение и создание для них рабочих мест, их трудоустройство. В связи с этим местные органы по труду и занятости должны осуществлять комплексную программу содействия занятости инвалидов, в которую входят целый ряд разноплановых мероприятий.

Это, прежде всего, расчет дифференцированной квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях разного профиля, льгот и штрафных санкций в зависимости от ее выполнения, подготовка проекта соответствующего нормативного документа региональной или муниципальной администрации. Это развитие акционерных предприятий, кооперативов и товариществ для преимущественного устройства инвалидов при долевом участии фонда занятости. В программу содействия занятости инвалидов входит так же создание специализированной биржи труда инвалидов с компьютерным банком данных о рынке труда, в том числе рабочей силы. Безусловно, необходимо наличие в службах занятости структурных подразделений по работе с инвалидами, укомплектованных подготовленными специалистами. Необходимо также тесное взаимодействие таких подразделений с медико-социальными комиссиями; последние должны давать органам занятости информацию о характере болезни, вызвавшей инвалидность, требованиях к доступному для инвалида труду, потребность в мерах реабилитации и формулировке трудовой рекомендации. Интересен опыт деятельности Департамента ФГСЗН по Томской области в решении проблемы занятости инвалидов. В своей работе с инвалидами он руководствуется Законами РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В 2002 году к услугам областной службы занятости населения обратились 203,9 тыс. человек, это каждый 3 гражданин в трудоспособном возрасте. В качестве ищущих работу, поставлены на учет 52,7 тыс. человек, из них 34,7 тыс. человек (65,8%) получили статус безработного. В истекшем году по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза увеличилась численность инвалидов, пользующихся услугами службы занятости, и составила 1373 человека (в г. Томске - 552 инвалида). Статус безработного получили 1226 инвалидов, или 89,3% от общего числа инвалидов, обратившихся в качестве ищущих работу. В начале 2003 года на учете в службе занятости состояли 688 безработных инвалидов (на 68,6% больше, чем в начале 2002г.).

По состоянию на 1 января 2003 г. в общей численности официально зарегистрированных безработных инвалидов 50,3% проживали в сельской местности, тогда как на 1 января 2002 года - 41,7%. Доля женщин в общей структуре безработных инвалидов на протяжении 2 последних лет не изменилась и составила 46,9%. При содействии службы занятости населения в 2002 году были трудоустроены 510 инвалидов, включая лиц, заявивших о своём трудоустройстве после окончания обучения, что на 17,8 % больше, чем за 2001 год. Рабочие места гражданам, имеющим инвалидность, подбирались в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). В 2002 году Департаментом социальной защиты разработано Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР). Специалисты службы занятости внесли свои предложения по заполнению органами медико-социальной экспертизы ИПР в части профессиональной реабилитации. Однако, на практике осталась проблема расплывчатой формулировки рекомендуемых видов труда в ИПР, что затрудняет нашим специалистам избежать постановки изначально бесперспективных целевых задач по трудоустройству инвалидов. Инвалидам подбираются рабочие места из общего банка вакансий, соответствующие их трудовым рекомендациям и профессиональным навыкам. Однако вакансий, которые могут быть замещены инвалидами, не так много (около 250 вакансий в течение года - 0,5% от общего числа, заявленных в службу занятости). В целях расширения возможности трудоустройства инвалидов служба занятости продолжала работу по реализации программы "Организация временного трудоустройства

граждан, особо нуждающихся в социальной защите" за счет бюджетных средств. В 2002 году на условиях поддержки доходов безработных граждан на временные рабочие места были трудоустроены 248 инвалидов, что составило 48,6% от общего числа трудоустроенных этой категории (в 2001 году - 72 чел.). Из них 162 человека были трудоустроены за счет средств областного бюджета. Наибольшее количество инвалидов трудоустроено в г. Томске - 106 человек, в Колпашевском районе - 35 человек. В г. Томске по договорам с работодателями инвалиды работали бухгалтером, администраторами, социальными работниками в Томском региональном отделении общероссийской организации "Ассоциация Молодых Инвалидов России" "Аппарель", юристом, экспедитором в Томской городской общественной организации инвалидов "Инвет"; историком в Томском региональном общественном учреждении "Комиссия по правам человека"; электромонтером, дворником, сторожем, диспетчерами, медсестрой, бухгалтерами, начальником отдела продаж на предприятиях города. По истечении срока действия срочного договора на постоянной основе в г. Томске были трудоустроены 9 человек.

Томским городским центром занятости населения был заключен договор с Томской региональной общественной организацией родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка", согласно которого были созданы рабочие места для 14 инвалидов детства I, II группы с умственными и физическими недостатками. Инвалиды под контролем воспитателей и реабилитологов выполняли работы по стирке и утюжке белья, уборке территорий, высадке цветочной рассады и саженцев на газоны. Продолжительность работы каждого инвалида составляла от 3 до 5 часов в день (согласно трудовых рекомендаций ИПР).

За 2002 год при содействии Колпашевского городского центра занятости были трудоустроены 30 инвалидов Ш группы по программе "Трудоустройство лиц, особо нуждающиеся в социальной защите". Договоры были заключены со следующими предприятиями: Колпашевское районное общество инвалидов, Судоверфь, муниципальный учебный центр "Школа искусств", Администрация Колпашевского района, детский сад № 20, детский сад "Золотой ключик", Комитет по культуре, молодежной политике и спорту, РЭБ ФЛОТА ПГО, ЗАО "Металлист", Центр социального обслуживания населения, ОАО Автотранспортник, филиал педагогического колледжа, ООО Колпашевские городские дорожные сети, Колпашевская центральная больница, ДК "Лесопильщик", Тогурский детский сад "Ивушка", Тогурская школа, Тогурская Воскресенская Церковь и др.

Инвалиды работали по таким специальностям и профессиям как: бухгалтер, художник-оформитель, рулевой-моторист, продавец, токарь, экспедитор, уборщик производственных помещений, сторож, дворник, сестра-хозяйка. сторож-кочегар, санитарка, рабочий. Из 30 человек, участвовавших в программе, на постоянную работу после истечения срока договора были трудоустроены 10 человек. В г. Северске в рамках реализации названной программы и в соответствии с заключенными договорами были трудоустроены 6 человек, имеющих инвалидность. Из них: 4 человека трудоустроены сторожами, 1 человек - уборщиком служебных помещений и 1 человек - фельдшером. Финансовые затраты на реализацию этого мероприятия в целом по области составили 3098,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1750,2 тыс. руб. (56,5%), областного и местных бюджетов - 1020,1 тыс. руб. (32,9 %), средств работодателей - 328,0 тыс. руб. (10,6%). Безработным инвалидам была предоставлена возможность участвовать в общественных работах. Воспользовались этой возможностью 39 человек. Например, Томский городской центр занятости совместно с Томской клинической психиатрической больницей организовал оплачиваемые общественные работы для трудовой реабилитации инвалидов II и III группы. В рамках договора на условиях поддержки доходов безработных граждан был трудоустроен 21 инвалид. Инвалиды выполняли подсобные работы в пекарне, картонажном и швейном цехах. Для более полной информированности инвалидов по вопросам законодательства о труде и занятости, специалистами службы занятости в здании государственной службы медико-социальной экспертизы оформлен стенд. В городских и районных центрах занятости населения каждый инвалид, обратившийся за содействием в трудоустройстве, получает памятки и рекомендации по активному поиску работы, составленные специалистами службы занятости. Специалисты Томского городского центра занятости установили взаимосвязь со специализированными школами-интернатами г. Томска с целью предоставления более полной информации по вопросам занятости инвалидов, детей-сирот. Например, была организована встреча с выпускниками специализированной школы-интерната №15 для глухих и слабослышащих детей и их родителей. Выпускники получили информацию о

возможных вариантах трудоустройства, порядке и условиях постановки на учет в службе занятости, консультации по вопросам законодательства о труде и занятости.

Новые формы взаимодействия появились между центром занятости г. Северск и Городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. В рамках "Соглашения о совместной деятельности" с целью обмена опытом по содействию адаптации на рынке труда данной категории граждан, специалисты центра занятости провели семинар по теме "Обеспечение занятости и трудоустройства инвалидов". На семинаре освещались вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, порядок и условия признания инвалидов безработными, возможности организации предпринимательской деятельности и профессионального обучения инвалидов. Специалисты центра занятости оказали помощь ГОО Всероссийскому обществу инвалидов в проведении социологического опроса "Уровень правовой грамотности членов городского отделения Всероссийского Общества инвалидов". Помимо выявления уровня правовой грамотности инвалидов, целью опроса являлось и выяснение мотивации к труду у членов Общества инвалидов. В целом, она не высока: около 12% опрошенных имеют работу, более половины (58,1%) опрошенных неработающих инвалидов не желают трудиться. Повышенное желание найти работу показали инвалиды III группы, имеющие общее среднее образование, а также молодежь в возрасте до 29 лет (23%).

Дополнительные гарантии в реализации права на труд инвалидов призван обеспечить Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов". В рамках реализации данного Закона в 2002 году органами местного самоуправления установлена квота на 1091 рабочее место для трудоустройства инвалидов. В службу занятости в счет квот были заявлены 95 рабочих мест. На всех работают инвалиды. На территории области действует Закон Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы". Однако исполнение данного закона идет сложно и не в полной мере. Проблемы, возникающие при реализации закона, дважды рассматривались на заседании Координационного комитета содействия занятости населения (21.09.2001г. и 10.10.2002г.), обсуждались в комитете по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области. Исполнение этого закона проверялось областной прокуратурой. Большинство предприятий и организаций не информируют органы местного самоуправления, городские и районные центры занятости населения о создании и сохранении квотируемых рабочих мест. Это не позволяет оперативно решать проблему занятости безработных граждан, относящихся к социально слабо защищенной категории населения.

В 2002 году постановлениями глав администраций муниципальных образований было предусмотрено создание и сохранение более 3,5 тысяч рабочих мест на 422 предприятиях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Постановления не были приняты в г. Томске, г.Северске, Каргасокском и Тегульском районах, в Парабельском районе постановление принято лишь в конце 2002 года. В соответствии с решением Координационного комитета, состоявшегося в октябре 2002 года, Главам городских (районных) администраций было рекомендовано совместно с директорами центров занятости населения в срок до 01.01.2003 г. принять постановление и необходимые нормативные документы по квотированию рабочих мест на 2003 год. На текущий момент соответствующие постановления приняты в 16 муниципальных образованиях. В г. Томске, г. Северске, Колпашевском и Чаинском районах проекты постановлений находятся на согласовании в органах местного самоуправления. Для реализации в полном объеме Закона Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" участниками Координационного комитета было предложено органам местного самоуправления использовать средства местных бюджетов, выделенных на реализацию районной (городской) программы содействия занятости. На основании договоров, заключенных в установленном порядке, осуществлять возмещение затрат работодателей по оплате труда безработных граждан, трудоустроенных по направлению центров занятости населения в счет установленной квоты. При решении задач социально-трудовой реабилитации инвалидов и его рационального трудоустройства, усилия всех звеньев, принимающих участие в этом деле, будут бесполезны, и эффективность работы будет низка, если сам инвалид не будет активно содействовать этому.

В целях приобретения навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к трудовой деятельности безработных инвалидов, служба занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Участниками данных программ стали 68 безработных инвалидов. После прохождения социальной адаптации в клубах 18 человек были трудоустроены. Наиболее активно эта работа проводится Томским городским центром занятости населения. Здесь в 2002 году начал работу специализированный клуб "Перспектива" для инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Целью деятельности клуба является психологическая поддержка инвалидов, помощь в самореализации, адаптация их к труду в условиях рыночных отношений. Специалистами ТГЦЗН была разработана учебная программа, подготовлены методические материалы. Специально для этого клуба разработан блок занятий "Формирование уверенного поведения", цель которых - научить навыкам

саморегуляции, активизации внутренних ресурсов и коррекции неблагоприятных состояний. Участниками клуба стали 20 человек. После завершения занятий в клубе 30% слушателей приняли решение о приобретении новой специальности и получили направление на профессиональное обучение.

В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов - участников клуба 9 человек нашли работу. В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов. В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.

В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно. С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек. Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39

вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.

Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php

Загрузка...