Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения. Как начать разбираться в современном искусстве

Какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете - классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.

Основные течения классического искусства

Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.

Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.

Собрание Метрополитен-музея

Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.

Лекции знаменитых музеев

Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.

ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект , посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.

В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.

Работы Вивьен Вествуд и искусство

Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции - делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара - главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.

Любимые произведения Джерри Солца

Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.

Свежий взгляд на классическое искусство

Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» - незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил , что его жизнь никогда не будет прежней.

Искусство в контексте истории

Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender » на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна - но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.

Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства - его нахождение в историческом контексте - предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.

Искусство вне времени

Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти ) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников - от дадаистов до Энди Уорхола.

Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».

есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.

Часть 1. Подготовительная

1. Найдите вдохновляющий объект для рисования

Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.

В подборку должны входить предметы, на которые приятно смотреть: это немаловажно для создания удачной работы.

Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.

Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги

2. Познакомьтесь с кистями и красками

Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.


Иллюстрация из книги

Попробуйте наносить краску разными кистями - овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.


Иллюстрация из книги

3. Полезные приемы работы с палитрой

Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.

  1. 1Выдавливайте краску из тубы на край палитры, оставляя расстояние между цветами. Центр палитры используйте для смешивания. Замесы делайте подальше друг от друга, чтобы предотвратить нежелательное смешивание.
  2. Чистый цвет на кисть набирайте с края палитры, а не сверху и не из середины выдавленной «колбаски».
  3. Интенсивные темные цвета, такие как черный (хотя он и не считается цветом с научной точки зрения), добавляйте с осторожностью: даже небольшое его количество может значительно изменить смешиваемый цвет.
  4. Перемешивать цвета между собой нужно до тех пор, пока замес не станет полностью однородным.
  5. Не жалейте краску. Выдавливайте столько, сколько нужно, - обычно это круг размером с рублевую монету (для белил - с пятирублевую). Расход краски - неотъемлемая часть процесса живописи. Будете чрезмерно экономить - так и не научитесь пользоваться краской.

4. Научитесь получать нейтральные цвета

В любой картине присутствуют нейтральные цвета - «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.

Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.

Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов - желтого и фиолетового, красного и зеленого.


Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, - они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги

5. Основные, вторичные и третичные цвета

Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний - синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.

На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.

Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.


Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги

Часть 2. Рисовательная

6. Начните с абстракций

Абстракция - интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.

Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача - сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.


Иллюстрация из книги

7. Схема мазков

Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.


Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги

8. Как наносить тени

Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:

  • Собственные тени , расположенные на объектах. Это области темного тона, контрастирующие с освещенными частями изображаемой формы. Обычно у них резкая граница на внешнем контуре и плавный переход на границе с областями светлого тона объекта. Им принадлежит главная роль в создании объема.
  • Области полутона - узкие, с мягким контуром, расположенные на границе между собственной тенью и освещенным участком объекта. Эти тени являются средним тоном между контрастными темными и светлыми тонами объекта.
  • Падающие тени - силуэты объекта, «упавшие» или отбрасываемые им на любую поверхность, кроме себя. Они создают впечатление, что объект находится на какой-либо поверхности.
  • Тени в точке соприкосновения - самая темная область падающей тени, лежащая рядом с объектом. Они отвечают за «устойчивость» и массу объекта. Эти тени также называются акцентом - самой темной областью среди темных тонов. Акцент - темный двойник блика, самой светлой области среди светлых тонов.

Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.


Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги

9. Как наносить блики

Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.


Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги

10. Пишите картины в воображении

Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.

) знает, как заинтересовать детей искусством. И сегодня она делится полезными советами. Слово Наташе.

Итак, вы решили приобщить ребенка к прекрасному, но не знаете, как к этой задаче подступиться. Для начала избавьтесь от сомнений, мешающих сделать шаг вперед.
За время работы в области искусства я часто сталкивалась с тремя типичными предубеждениями: искусство появляется из ниоткуда по прихоти художника, искусство скучное и искусство недоступное. Подчеркиваю, это предубеждения.

Предвосхищая сомнение начинающих изучение искусства, я написала три небольших пояснения:

1. Искусство - это язык. Это художественный язык, на котором можно говорить и который можно понимать. Искусство решает определенные задачи, а не снисходит на художника в виде вдохновения или творческого порыва. Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида искусства, цвета и т.д. Чтобы оценить произведение во всей полноте, нужно разобраться, как внутреннее (идея) связано с внешним (произведением, выполненном в некотором материале).

Разворот из книги «Играем в искусство».

Для наглядности приведу пример из истории искусства.

Он связан с появлением стиля барокко. Контекст: XVI век, у католической Церкви проблемы из-за Реформации, власть пошатнулась. Задача: показать могущество и силу католической Церкви, ее богатство. Задача понятна. Какое решение? Художественное решение: огромные масштабы, динамичность и стремительность в композиции и рисунке, буйство красок, накал эмоций и любовь к кульминационным моментам в историях, обилие рельефов, резьбы и золота. Роскошь во плоти. Впечатляет? Конечно!

2. Искусство доступно всем , вопрос только в глубине восприятия.

Первый уровень, базовый, - узнавание объектов (например, вы видите, что на картине изображены люди в комнате, у одного из них есть крылья, а в вазе стоит букет белых лилий).

Второй уровень - вы можете определить сюжет, жанр или направление, то есть поставить это произведение в ряд других (например, вы опознали в картине именно сюжет «Благовещение»).

Третий уровень профессиональный - вы можете поместить произведение в контекст (например, это не просто «Благовещение», а это работа художника Симоне Мартини, который работал в традициях поздней готики, хоть и был современником Джотто, потому что тогда в Сиене… и так далее). Вы находитесь как минимум на первом уровне восприятия искусства - то есть оно доступно и вам тоже.

3. Искусство - это весело! Главное - превратить изучение в игру.

Как изучать искусство с ребенком дома?

Для начала определитесь, какими ресурсами для изучения вы обладаете. Самый минимум - интернет, время и большое желание. В ресурсы также входят: художественные альбомы дома или в библиотеке, детские занятия по истории искусства, музей. Идеально, если вы сможете сходить в музей и посмотреть произведения вживую.


Как рассказывать детям об искусстве. Шпаргалка-подсказка Наташи Кайя. Кликните по картинке — и она откроется в полном размере.

Должен ли взрослый разбираться в искусстве, чтобы изучать его с ребенком?

Желательно, но не обязательно.

С какого периода или с каких художников начать знакомство с миром искусства?

- Выберите, изучаете ли вы русское или зарубежное искусство.
- Выберите одно направление или одного художника. В первое время придерживайтесь своего выбора, чтобы не запутаться.

Лучше начинать с классического искусства (до ХХ века). Отлично подойдут передвижники или мирискусники. В зарубежном искусстве удобно начинать тоже с классиков - например, с постимпрессионистов. И начните с фигуративного искусства (изображен окружающий мир в узнаваемом виде).

Как подготовиться к изучению искусства с ребенком?

1. Почитайте хотя бы немного об эпохе и художнике. Попробуйте найти пару интересных фактов, которые наверняка останутся в памяти вашего ребенка.

Например, мирискусник Александр Бенуа всю жизнь собирал коллекцию детских игрушек и хранил ее в разбросанном по комнате виде, чтобы игрушки были в естественном для них состоянии.

2. Постарайтесь найти фотографию художника, его мастерской или его в компании друзей - детям проще говорить о конкретном человеке. И так художники запоминаются лучше!

3. Соберите несколько репродукций картин, которые вы посмотрите с ребенком (подойдет художественный альбом или распечатки из интернета).

Приступаем к изучению

1. Немного расскажите ребенку об эпохе (Тогда были телефоны, самолеты, телевизоры? А огромные магазины? А на чем передвигались? Где жили?). Можете опираться на собственные знания. Свои рассказы о художниках начала ХХ века я обычно начинаю словами: «Во времена, когда не было телевизоров, смартфонов, планшетов и жвачек, когда появились первые автомобили и лампочки были редкостью, жил-был художник..». Все, в глазах ребенка этот художник превратился в почти былинного персонажа, а сказки - это всегда интересно!

2. Покажите ребенку фотографию художника, его мастерской или его друзей. Обсудите внешний вид художника (А сейчас люди так одеваются? Как думаешь, какой у него был характер?). Задайте ребенку такой вопрос, чтобы он мог на минутку перевоплотиться в художника (Покажите походку этого художника. Как он красовался перед зеркалом в этой шляпе? Какой у художника был голос?)

3. После этого самое время познакомиться с произведениями.

Основной принцип

Начинаем обсуждение с того, что сделано, затем как сделано, а в завершении пытаемся понять, почему сделано именно так. То есть через простой анализ пробуем отгадать, как идея художника связана с конкретными техническими приемами.

Примерный план обсуждения произведения:

ЧТО :
- Что ты видишь? (например, люди, вещи, природа и пр.)
- Что происходит? (например, люди бегут, едят и пр.)
- Видел ли ты еще похожие произведения? (например, видел другие натюрморты). Задайте дополнительные вопросы, чтобы ребенок пофантазировал на тему произведения. Например, такие: Что было до или после события, изображенного на картине? Чей это завтрак? Чья эта комната? Где такая природа?

КАК (о технике художника):
- Красиво/некрасиво
- Похоже/непохоже
- Спокойно или динамично
- Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.)
- Много ли различных цветов?
- Видны ли мазки?
- Картина с глубоким пространством или кажется плоской?
- Какое настроение в картине? (мрачно, возвышенно, радостно и пр.)

В завершении переходим к десерту - пришло время поиграть в искусство и заодно запомнить увиденное.

Примеры игр в искусство

1. Мозаика
Распечатайте картинку на формате А4 и разрежьте ее на квадратики. Перемешайте их. Нужно собрать картину по принципу обычной мозаики. Можно наперегонки.

2. Угадайка
Распечатайте 8-10 картинок произведений и напишите искусствоведческий диктант. Показывайте ребенку картинку 3-5 секунды. Он должен написать название произведения. Можно устроить соревнование среди детей: кто дал больше правильных ответов, тот победил.

Из книги «Играем в искусство».

3. Рисование по памяти
Это задание можно превратить в конкурс для детей. Покажите картинку примерно на 10 секунд. Спрячьте. Обсудите, кто что запомнил. Каждый пробует по памяти нарисовать композицию картины. Кто больше вспомнил, у кого больше сходства - тот и выиграл.

4. Перевоплощения
- Попросите ребенка повторить позы персонажей.
- Как и о чем говорят герои?
- Какая походка у персонажей?

Эксперимент. Ради интереса запишите свои впечатления от художника (или направления) и через некоторое время после начала изучения истории искусства вернитесь к этим записям. Изменится ли ваше восприятие этого художника (или направления) по мере накопления знаний по истории искусства?

Обложка поста: шпаргалка Наташи Кайя.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность : 7 недель
Начало : 14 сентября
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Автор : Проект MediaNovation
Универсариум

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность : 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Арзамас

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность : 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало : можно заниматься в любое время
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность : 8 недель
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : РГГУ
Универсариум

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность : 30 лекций
Язык : английский
Начало : можно заниматься в любое время
Стоимость : бесплатно
Университет : Оксфордский университет

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность : 7 недель
Начало : скоро, можно записаться на перезапуск
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : МГУ
Универсариум

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность : 9 модулей
Начало : можно записаться, о запуске сообщат
Язык : английский
Стоимость : бесплатно
Университет : Массачусетский университет

В этой подборке можно прослушать аудиозаписи 30 реальных лекций для студентов Оксфордского университета. Темы абсолютно разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая. Лекции читают лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета, приглашенные лекторы из Эссекского и Эдинбургского университетов, а также специалисты из коммерческой сферы.

Бесплатный онлайн-курс посвящен западному искусству и охватывает период от итальянского проторенессанса XIII века до современного искусства. Цель этого вводного курса, как утверждают его авторы, не столько познакомить аудиторию с какими-то конкретными произведениями и фактами из истории живописи, скульптуры и архитектуры, сколько подтолкнуть к дальнейшим изысканиям и более глубокому погружению в интересующие темы. Серия лекций должна научить понимать искусство, рассматривать его в историческом и культурном контексте. Курс рассчитан примерно на 25 часов и состоит из 11 тематических блоков, выстроенных в хронологическом порядке. В каждом блоке предлагаются задания или темы для размышления, а также даются ссылки на различные интернет-источники для самостоятельного изучения.

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них не только картины, но и скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры. В коллекции, например, оказались афинский Парфенон, Лаокоон, Евангелие из Линдисфарна, «Тайная вечеря» Леонардо, «Похищение Европы» Тициана, гравюры Дюрера. Завершается курс обсуждением работ Джексона Поллока. Вы увидите, как со временем меняется восприятие и интерпретация тех или иных произведений искусства, какие взаимоотношения связывают художника, его творение и зрителя, как влияет на восприятие произведения эпоха. Все лекции можно послушать бесплатно на Kadenze.

Женщины всегда занимались искусством, но, прежде чем их заметили и признали, прошло немало времени. В курсе Тейт-Британии рассказывается о трудностях, с которыми сталкивались художницы: от обучения до продажи картины, о борьбе за свои права, о феминизме в искусстве. Вы познакомитесь с работами Барбары Хепуорт, Лорны Симпсон, Нан Голдин и других художниц и увидите, как в них отражаются современные вопросы пола, равенства, свободы, демократии и многие другие.

Нью-Йоркский музей современного искусства знакомит со свой коллекцией периода 1880–1945 годов. Гуляя по виртуальным галереям, вы увидите главные произведения из собрания музея, от постимпрессионизма до ранних работ Нью-йоркской школы. Лекторы расскажут, почему картины Сезанна, Ван Гога, Дюшана, Матисса, Пикассо и других художников в свое время шокировали Академию художеств, и как они изменили взгляды на традиционную живопись. Курс состоит из ряда коротких лекций по истории искусства и сопровождается видеозаписями из картинных залов музея. Продолжительность курс - десять недель, стоимость - 7 700 рублей. Кстати, у MoMA также есть курс , посвященный роли техники и материалов в искусстве.

Бесплатный курс на русском языке по истории современного русского искусства. Его ведут историк-искусствовед Полина Зотова из Московского музея современного искусства и психолог Алеся Миюзова из Московского городского психолого-педагогического университета. В цикле лекций авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века, а также с концепциями произведений современных художников. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство.

В этом курсе авторы предлагают взглянуть на историю искусств с точки зрения художника. Главная задача - понять, как авторы создают свои произведения, откуда черпают вдохновение, каков их взгляд на историю искусства. Новаторы в искусстве, как правило, очень хорошо знают историю, но при этом нарушают традиции. Почему? Зачем современным гейм-дизайнерам осваивать курс классического рисунка? После прохождения этого 9-недельного курса можно получить ответы на все эти вопросы. В ходе обучения нужно будет не только слушать десятиминутные лекции и интервью с художниками, но и заниматься практикой в музеях, галереях и мастерских.

Sotheby’s предлагает целую серию онлайн-курсов по различным искусствоведческим темам и направлениям: например, вводный курс по истории искусства, современное искусство, история искусства от импрессионизма до концептуализма, искусство как бизнес и другие. Начало обучения по данным программам начинается осенью (в сентябре стартует пять сессий, а в ноябре еще три), но запись на них уже открыта. Один цикл длится шесть недель и стоит более 80 000 рублей; по окончании вы получаете сертификат Sotheby’s.

Что представляет собой музейный архив? Как хранятся произведения искусства? В этом курсе сотрудники галереи Tate приглашают заглянуть за кулисы и посмотреть на архивные экспонаты, среди которых есть как законченные произведения, так и наброски и черновики, оставшиеся от великих художников. Кроме того, в курсе рассказывают, как реставрируют шедевры, и как анализируется тема памяти в живописи и архитектуре.

Кейптаунский университет разработал интересный междисциплинарный курс, посвященный пониманию здоровью человека и медицины в искусстве и гуманитарных науках. В видеолекциях своими размышлениями на тему здоровья, болезней и их лечения, а также человеческой сущности в целом делятся психолог, онколог, генетик, патологоанатом, социолог, поэт и художник. Среди заявленных тем - сердце, искусство и мозг, воспроизводство и инновации, смерть и тело и другие. Курс бесплатный.

Загрузка...