Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Славянские мифы - сказочные существа. Мифологические существа в культуре древних славян

"С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха Одноглазого… Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано: «Проверено. Лих нет. Богатырь Попович".

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»

«Славянские монстры» — согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные — все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.

Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150—1220) — раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125—1177) — два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» — компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.

Книга Велеса

«Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры — 9 век нашей эры.

Ее текст якобы был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, либо вывезены после войны в США).

Увы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги — фальсификация, выполненная в середине 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь разных славянских наречий. Несмотря на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книгу эту посвящаем».

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.

Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал — в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации — чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований.

Алконост

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). В русский язык слово «Алконост» вошло в результате искажения старинного высказывания «алкион есть птица».

Славянский Алконост — райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis — ядовитая змея.

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.

Баба-Яга

Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).

Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.

Происхождение имения «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского «ега» — болезнь.

Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2—3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упирается в потолок.

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Баш Челик (Стальной человек)

Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.

Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.

Вурдалаки

Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн

Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой — осуществление предсказаний. Хорошо известна присказка «Гамаюн — птица вещая». Также умела управлять погодой. Считалось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? — Ку. — А чего так ма…?

Дивьи люди

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Домовой

В самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Дрекавак (дрекавац)

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует — некоторые считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак — душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном — дрекавак умеет жутко кричать.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.

Жар-птица

Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно — знание. Ее ближайший родич — средневековая птица Феникс, известная и на Западе, и на Руси.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог — бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) — первой династии русских правителей. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец — так появился современный герб Украины.

Кикимора (шишимора, мара)

Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям — разбив яйцо об голову Кощея).

Георгий Милляр — лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.

Леший

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Лихо одноглазое

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Русалка

В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие неда

dva_gontsa — 13.01.2014

Продолжаем тему славянской мифологии и поговорим сегодня о мифических существах. Имена некоторых нам известны с детства, а о ком-то, возможно, вы услышите впервые.

Начать хочется с птиц, которым отводилось особое место у славян.

Стратим-птица – житель моря-океана, своим криком поднимает бури. Когда она взлетает, то море забирает корабли и выкатывается на берег, смывая леса, деревни, города.

Я слышал только о фениксе, но эта птица очень большая, раз может такое.

Ну, размеры ее действительно способны внушить благоговейный ужас. Море приходит в движение лишь от ее легкого движения крыла.

Вещая птица Гамаюн – посланник богов и их глашатай. Каждому, кто услышит ее божественные гимны, она предвещает будущее. Есть такое поверье – крик птицы Гамаюн является вестником счастья.

В славянском раю обитали Алконост и Сирин. Алконост несёт свои яйца посреди зимы в морскую глубину. Яйца лежат там 7 дней, и после этого поднимаются на поверхность. Птица ожидает всплытия яиц, глядя на воду. Если удаётся украсть яйцо Алконоста, то его вешали под потолком в церкви. Оно символизировало единение народа, приходящего в церковь.

Райская птица Сирин - спутник Алконоста. Есть версия, что птица происходит от греческих сирен или наоборот. Пение птицы Сирин завораживало. Изначально ей приписывали одурманивающее воздействие, с целью увлечь путников в царство мертвых. Но позднее птица стала защитницей и символом красоты, счастья и радости.

Птицы Сирин и Алконост едины, они являются символами Горестного и Радостного пения.

Ну и, конечно же, Жар-птица. Перья жар-птицы светятся и способны поразить зрение человека. Жар-птица – олицетворение солнца, света, огня. Питается она золотыми яблоками, которые дарят молодость, красоту и бессмертие. Во время пения из её клюва сыплется жемчуг. Пение Жар-птицы способно исцелять больных и возвращать слепым зрение.

Этот персонаж уже более привычен. О нем, как говорится, я наслышан, но может не в таком объеме.)

Вот теперь будешь больше знать.

А теперь о божествах и нежити.

Берегини - Воздушные девы, которые оберегают людей от упырей. По поверью, Берегини живут возле дома и оберегают его обитателей от злых духов.

Думаю, эти девы не такая уж и нежить. Те, кто бережет дом не могут быть нежитью. Это скорее духи защитники.

А ничего, что написано было: «…теперь о божествах и нежити»? Тоже мне, внимательный читатель.)

Вилы - женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами, у них есть крылья и козьи ноги. Очень дружелюбные, помогают обиженным и сиротам. Но если их разгневать, то они способны жестоко наказать и даже убить взглядом. Вилы не бессмертны, хотя могут предсказывать смерть и лечить людей. Бескрылые вилы и становятся простыми женщинами.

Домовой – это Хранитель домашнего очага, помощник, которого никто не видит. Его дело - смотреть за хозяйством. Домовой заботится о том, чтобы все было в порядке и наготове.

Дух леса - Леший. И не только дух, но и его сущность. Леший легко оборачивается любым зверем, птицей, пнем и кочкой, может обрасти мхом, а шум леса – сопение Лешего.

Водяной - Злой дух, воплощение водной стихии, ее отрицательного и опасного начала. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Русалки - водяные девы. Русалки оживают весной, а обитают в темных недрах земных вод. Они – веселые, поющие шалуньи, которые любят качаться на ветвях деревьев. Неосторожных путников могут защекотать до смерти и утопить, заливаясь при этом злым хохотом. Иногда их представляют неприветливыми, растрепанными и нечесаными, с зелеными волосами и глазами.

Нууу, про русалок совсем все мрачно, а уж размечтался Теперь все всем мечтам моим конец пришел.))

Хорошо, уговорил, при следующей встрече буду веселиться, петь и щекотать тебя. Вот только зимой на дерево не полезу.)))

Разновидность русалки - Болотница - дева-утопленница, живущая на болоте. От русалок ее отличал черный цвет волос.

Так, а как же Болотник? Про него я тоже слышал. Вроде есть такой - самый главный в болоте.

Ага, он самый – болотный главнюк.

Ма́вки - славянские мифические существа, которыми становятся умершие или задушенные матерями без крещения малолетние дети, или мертворожденные. Забирают их русалки и превращают в мавок. Обычно представляют их в виде детей в белых сорочках. У мавок отсутствует кожа на спине, второе их название - «не имеющие спины».

Упыри - Немертвые (живые мертвецы), неупокоенные мертвецы. Это существа, которые убивают людей, сосут из них кровь и охотятся за человеческим мясом.

Все мы знаем о Медузе Горгоне (или большинство из нас), но далеко не все знают, что и в славянской мифологии было подобное существо - девица Горгония. Ее лик смертоносен, она знает языки всех живых существ. Обезглавить ее можно только обманом, и тот, кто это сделает, будет всегда одерживать победу над врагом.

Даа, мощно! Но как такую победить, вообще не представляю нужно быть мастером тактики.

Таких побеждали только чародейством, тактик ты мой.)

Банник - дух, живущий в бане. Он пугает людей и требует жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Шишига - демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Вий - мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли. Веки поднимают вилами помощники. Взгляд Вия убивает людей и обращает в пепел города и деревни. Слово «вии» означает ресницы. Вий – сын Чернобога у славян был судьей над мертвыми. Его так же считали насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.

Лихо Одноглазое – это тот, кого следовало избегать. Обычно Лихо представляют в образе одноглазой худой женщины. А само «Лихо» происходит от слова «лишний». Обитает Лихо Одноглазое в глухой лесной чаще.

Кащей Бессмертный – символ оцепенения природы зимой. Это божество подземного царства. Представляли его обычно живым остовом - скелетом.

Баба-Яга - лесная старуха-ведьма. Жительница глухой чащобы подчиняет себе зверей и птиц. Бабу-Ягу обычно считают хозяйкой зверей и мира мертвых.

Мы не зря закончили наш небольшой обзор замечательной старушкой. Ее история настолько интересна и переплетается таким чудным образом, что у нас возникло желание посветить ей отдельный пост. Затянула нас что-то славянская мифология. J

Сохранено

"/>

Мифология славян колоритна и разнообразна. Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были "свои" мифические соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Русы наделяли сверхъестественными способностями небесные светила и природные явления, горы, деревья и водоемы. Древние мифические существа сопровождали наших предков повсюду: дома, в поле, на конюшне, в дороге, на охоте...

Леший

Леший представлялся высоким косматым стариком. Славяне верили, что он хранит лес и всех его обитателей, защищает деревья и зверьё от непрошеных гостей. Леший любит пошалить - запутать путника, показывая ему заветные ягоды-грибы. А вот если не на шутку разозлить его - рассердится, заманит в самую глушь!

Некоторые исследователи считают, что образ Лешего переродился из образа древнего - покровителя пастбищ и скота, степных и подателя охотничьей удачи.

Домовой

В каждой избушке непременно жил Домовой - хранитель очага, заботящийся о благополучии и достатке всей семьи, охраняющий домашнюю скотину и урожай, помогающий найти потерянное. Пожалуй, Домовые - это самые многочисленные мифические существа. Картинки с их изображениями, разнообразные присказки и пословицы, сказки и песни говорят о всенародной любви к маленьким хозяевам.

Добродушного Домового принято было подкармливать, оставляя на кухне на ночь всякие вкусности. Особенно любит Домовой кашу, заправленную маслом. Все старались жить в ладу с домашними хранителями, не злить их. А разозлить, кстати, легко: достаточно запустить дом, не заботиться о порядке, обижать домочадцев и животных. Тогда пеняйте на себя! Ох, и отомстит же добрый дедушка-Домовой за такое безобразие!

Кикимора

Важной частью славянской культуры являются мифы и легенды, передающиеся из поколения в поколение. Они хранят в себе представления о мире, истории и мудрость народа. Боги и существа славянской мифологии - олицетворение знаний о мире наших предков.

Cлавянские боги и божества

Как и многие древние народы славяне наделяли природные явления божественными обличиями, пытаясь объяснить то, чего не понимали. Боги в древнеславянских мифах и легендах являются воплощениями различных сфер человеческой жизни, явлений, связанных с силами природы, страхов и желаний, представлений о мироздании.

Белбог

В верованиях славян Белбог (Белун) появляется как олицетворение:

  • света;
  • добродетели;
  • счастья;
  • положительных человеческих чувств;
  • богатства;
  • плодородия.

Белбога считают одним из наиболее влиятельных и могущественных богов в древнеславянской мифологии. Его часто противопоставляют Чернобогу – угрюмому и мрачному воплощению тьмы.

Обычно Белуна изображаю в качестве добродушного старца с длинной бородой белоснежного цвета, в простой крестьянской одежде. В таком обличии он является людям, помогает им собирать урожай, найти потерявшимся в лесу путникам дорогу домой. Обитель бога света находится на верхушке священной горы, вечно освящённой тёплыми лучами Солнца.

В народе появились устойчивые выражения, связанные с именем этого бога.

Когда человек чувствовал прилив энергии и находился в хорошем расположении духа, он говорил: «Будто подружился с самым Белбогом».

На Руси одним из наиболее значимых и уважаемых богов всегда считался Велес. Он принимал участие в сотворении мира - подарил миру движение. Велес сделал так, что день стал сменять ночь, создал само время, смену времён года. Благодаря ему существует баланс между плохим и хорошим. У него также есть и такие обязанности:

  • защитник дикой природы;
  • даритель удачи;
  • покровитель странникам, торговцам, деятелям науки и творцам;
  • хозяин загробного мира Навь, судья душ умерших людей.

Велес способен принимать обличия диких животных и в таком виде являться к людям.

Первым сыном верховного бога-творца Сварога является Даждьбог. Он отвечает за солнечный свет и тепло. У Даждьбога есть множество других имён. Среди них:

  • Радегаст;
  • Дабь;
  • Сварожич;
  • Радигош.

Считают, что лев является священным животным бога Солнца, поэтому на фресках его изображают как прекрасного юношу, который едет в колеснице, запряженной огромным львами.

Согласно легендам, солнечный бог покровительствует брачующимся. Он сопровождает свадебную процессию молодоженов и дарит им радость.

Ясная погода и спокойный, приятный ветер нашли своё отражение в образе древнеславянского бога Догода. Это высокий и стройный молодой человек с длинными кудрявыми волосами русого цвета и ярко-голубыми глазами. Одет бог в простые одеяния серебряных и голубых цветов, которые ассоциировались у славян с тихим ветром и спокойствием. На его голове можно увидеть венок из васильков.

Некоторые люди утверждали, что у Догоды разноцветные крылья за спиной. Он летает над человеческим миром среди облаков и дарит ему свою тёплую улыбку.

Славяне любили и чтили этого бога, посвящали ему песни и танцы.

Коляда

Мудрый и могущественный бог по имени Коляда с удовольствием делился священными знаниями с людьми. Он научил их божественным законам жизни, рассказал об устройстве мира, создал первый календарь.

Коляда также бог застолий и досуга. В его честь люди с давних времён в рождественскую ночь ходят друг к другу в гости и рассказывают колядки - обрядовые стихи и песни.

Один из величайших богов славянского пантеона - малоизвестный младший брат бога Рода, покровитель вселенской мудрости Крышень. Его появление на свет имело особое предназначение - богу Крышеню было суждено спасти человечество и вернуть им огонь, сразившись с могущественным Чернобогом. Брат Рода вступил в схватку насмерть с богом тьмы у берегов Ледовитого океана и одержал победу.

У сына прекрасной богини Лады множество имён:

  • Любич;

Лель - воплощение жгучей страсти, отличается добродушным, но легкомысленным характером. Он принимает образ прекрасного юноши со светлыми кудрями, который может пускать искры из своих рук. Этот бог способен зажечь пламя страсти в сердцах влюблённых, принимать облик священной птицы аиста.

Овсень

После того как бог Коляда передал людям свои священные знания, его младший брат Овсень взял на себя ответственность за воплощение этой мудрости. Его также считают олицетворением человеческой веры в светлое будущее. Считают, что Овсень - это тот, кто смело шагает в неизведанное и ведёт за собой людей.

Озем

Согласно легендам, в подземном царстве обитает бог Озем со своей бледнолицей красавицей Сумерлой. Они являются обладателями всех подземных сокровищ, металлов и драгоценных камней, которые тщательно оберегают от алчных людей. Вопреки собственным ожиданиям, обладание сокровищами не приносят Озему и Сумерле счастья, а лишь тревогу и страх потерять их. Единственное время, когда они могут почувствовать себя спокойно и спать без страха - это зима, когда снег оберегает их несметные богатства.

У подземных повелителей есть свои слуги и разведчики: змеи, кроты, крысы и мыши.

Самым известным и могущественным сыном Сварога является Перун - бог грома и молнии. Перун отличается вспыльчивым и неуравновешенным характером. Когда он гневается, то сыпет молниями с небес.

За силу и отважность Перуна считают покровителем воинов и всех, чья работа связана с оружием. Он оберегает истинных воинов, помогает им одержать победу, сохранить свою жизнь. Это справедливый бог, который может наказать любого, кто нарушил закон.

Согласно одной из легенд, Перун отдал свой священный щит людям, чтобы защитить их от Чернобога. Он оберегает жителей человеческого мира Яви.

Со времён глубокой древности славяне поклонялись богу грома и молнии, молились ему с просьбами о защите, силе и поддержке.

Прародителем всех богов и создателем человеческого мира считают бога Род. Он сотворил Землю и всё, что на ней есть. Он также является отцом Сварога - верховного бога, который завершил творение Рода.

Семаргл

Когда Сварог молотом высек из священного камня Алатыря искры, из этого пламени родился бог огня Семаргл. Он оберегает семейные очаги и следит за урожаем. Семаргл может принимать облик священного крылатого пса.

Бог огня круглый год стоит на страже, держа в руках меч, что горит ярким пламенем. Он охраняет мир людей от зла, но в день осеннего равноденствия он покидает свой пост и следует за своей возлюбленной Купальницей. Считают, что в это время вся нечистая сила выбирается наружу.

Воплощением ветра является Стрибог, рождённый из дыхания творца Рода. Обычно Стрибога изображают в виде добродушного старика с густыми седыми волосами, который живёт где-то на краю леса. Он способен управлять ветрами, создавать бури, оборачиваться птицей. К помощи бога ветра обращались мореплаватели и земледельцы.

У Стрибога много сыновей, которые являются воплощениями разных ветров:

  • Посвист - буйный и сильный ветер;
  • Подага - горячий и сухой ветер, что обитает в пустынной местности;
  • Догода - лёгкий летний ветерок, что играет с волосами;
  • Сиверко - холодный и суровый северный ветер.

Помимо основных богов ветра известны упоминания в легендах о богах западного, восточного, южного, дневного, ночного ветров.

Хорс

Одним из сыновей творца Рода является Хорс. Он оберегает небесное светило и отвечает за солнечный свет. Хорса считают добрым, трудолюбивым и весёлым богом. Он всегда находится рядом со своим братом Даждьбогом.

В древнеславянской мифологии Чернобог - воплощение всего отрицательного:

  • холод;
  • смерть;
  • болезнь;
  • тьма;
  • разрушение;
  • безумие.

Его изображают с длинными чёрными волосами, чёрными глазами, в чёрной одежде. Чернобога единственный, кому приносят кровавые жертвоприношения. Люди боятся его гнева и просят о милосердии.

Ярило

Бога Ярило в древних славянских легендах изображают как мужчину с густыми рыжими волосами. Он одет во всё белое и едет верхом на белоснежном коне с золотой гривой. Его голову часто украшает венок из первых весенних цветков. Ярило имеет большое значение для славянской культуры:

  • вестник начала весны;
  • олицетворение весеннего тепла и света;
  • воплощение плодородия и любви.

Мифические существа в славянских легендах

Древнеславянский бестиарий разнообразен образами мифических существ. В старых легендах нередко можно встретить упоминания о необыкновенных созданиях, образы которых основаны образах зверей, птиц, людей.

Одним из наиболее ярких и распространённых мифических образов в славянской культуре. Изображают Алконост в виде огромной птицы с головой прекрасной девушки. Согласно легендам, эти чудо-птицы обладают необычайно красивым голосом. Когда Алконост поёт, сердца людей замирают от восторга. Обитает мифическая птица на небесах - в раю Ирий.

Русские люди всегда чтили и уважали матерей за самоотверженность, заботу и искреннюю любовь. Сила материнства стала основой для мифического образа Арысь-поле.

Согласно легенде, вдовец женился на ведьме, которая возненавидела его родную дочь. Мужчина выдал девушку замуж за доброго юношу, и со временем у них родился сын. Злую и завистливую ведьму это не успокоило. Обратила она падчерицу в Арысь-поле, выгнала в лес и с помощью колдовства подменила её на свою родную дочь. Только та не желала за ребёнком приглядывать и его кормить.

Тогда мать юноши заметила, что что-то не так, взяла ребёнка и позвала Арысь-поле. Родная мать прибежала из лесу, скинула шкуру рыси и накормила младенца. Это увидел её муж, украл шкуру и сжёг, благодаря чему девушка вернула свой родной облик. Когда все узнали правду о случившемся, ведьму в качестве наказания сожгли на костре.

В реках и озёрах живёт Водяной - злое мифическое существо. Водяного часто изображают в облике отвратительного старика. Иногда его образ дополняют элементами внешнего облика животного или рыбы.

Живёт Водяной в своём подводном дворце из ракушек и камней. Его окружают рыбы и русалки - души утопленниц. Считают, что в его царстве живёт скот, который по ночам выходит из воды и пасётся в лесу.

Образ человека, способного превратиться в волка, много веков существует в мифах и легендах разных народов и культур. В славянской мифологии такое существо имеет множество названий:

  • оборотень;
  • волкодлак;
  • вурдалак;
  • вовкулак.

Чтобы принять образ зверя, волкодлак должен совершить кувырок через старый пень или осиновый кол, вбитый в землю. Согласно древним легендам, затмения случаются тогда, когда оборотень съедает Луну или Солнце.

Гамаюн

Ещё одним образом божественной птицы с головой красавицы является Гамаюн - посланник между мирами богов и людей. Если человек увидел священную птицу и услышал её крик, то в скором времени он найдёт своё счастье.

В славянских легендах Домовой выступает как положительный, но озорной персонаж. Особенности этого мифического создания:

  • Домой любит, чтобы в доме было чисто. Он с удовольствием помогает трудолюбивым хозяевам, убирает, исправляет их небольшие ошибки, помогает поддерживать порядок.
  • Он отличается особой бережливостью, не любит расточительства.
  • С особой любовью и вниманием домашний дух относится к скоту, ухаживает за ним и следит, чтобы животные не болели.

Несмотря на то что домовые отличаются добродушием, они могут издеваться над хозяевами, которые им не нравятся.

Особенно духи не любят ленивых, распутных и алкоголиков. Они могут щекотать их во сне, скидывать с кровати или даже душить, разбрасывать вещи, шуметь и бить посуду.

Обитают домовые за печью. Если хозяин дома решит помириться с маленьким духом, для этого достаточно подложить под печь небольшой подарок - табак, хлеб, красивая ткань и т. д.

Если домовому нравится хозяйка дома, то он всеми возможными способами старается облегчить её труд. По ночам он заплетает девушке маленькие косички и тешится, что смог украсить любимицу.

Злыдни

Злыдень - злой дух, который приносит проблемы и беды людям. Есть несколько вариантов изображения злыдней в легендах. Некоторые считают, что злыдни - это духи нищих стариков, которые поселяются в человеческих домах и обрекают их жителей на вечную бедность. Иногда их описывают как злых домовых - маленьких духов, живущих за печью, что приносят беды жителям их дома.

Одним из самых известных и распространённых существ в народных сказаниях считают Лешего - духа лесов. Это неоднозначный и многогранный образ, можно встретить большое количество описаний внешнего вида и поведения Лешего. Часто лесного духа описывают как старика с длинными, зелёными волосами, тусклыми глазами и острыми ногтями. Он может быть человеческого рода, а может становиться то великаном, то карликом. Носит Леший самую простую крестьянскую одежду, а иногда и вовсе ходит босиком.

Главное занятие Лешего - оберегать лес от любого вреда и сбивать с толку путников. Он может принимать образы животных и птиц, пугать заблудившегося в лесу человека звуками, криками, шелестом, бить его ветками деревьев и т. д. В некоторых легендах рассказывают, что лесные духи способны защекотать до смерти.

Иногда Лешие крадут человеческих девушек и женятся на них. У них рождаются дети, и они навечно остаются жить в лесу. В ночном лесу опасно ходить по тропам, т. к. можно наткнуться на свадебную процессию духов.

Духи, обитающие в лесу, находятся во враждебных отношениях с водяными и домовыми.

Мавки

В древней Руси верили, что мертворождённые дети и умершие младенцы становятся мавками. Образ лесного духа мавки имеет много общего с русалкой. Обычно мавку изображают в виде красивой девушки в белой сорочке или маленького ребёнка. Обитают эти духи в лесу. Они заманивают людей в чащу, сбивают с пути, издеваются и иногда убивают.

Заключение

Древнерусские мифы и легенды пестрят большим количеством различных божеств и нечисти, которые обычно являются воплощениями той или иной природной силы, сферы жизни людей. Боги могут быть дружественными или враждебными по отношению к людям. Русские мифологические существа отличаются необычными внешними обликами, напоминающими животных и людей одновременно. Преимущественно, они являются олицетворением человеческих страхов.

История и мифология древних славян удивительно богата и разнообразна. До наших времен сохранилось множество легенд, сказок и мифов, героями которых являлись удивительные создания, по преданиям, населявшие территорию Древней Руси. Некоторые помогали главным героям в борьбе со злом, другие же олицетворяли это самое зло, одни обладали удивительной могущественной силой, другие же – являлись простыми спутниками, не обладавшими особой магией. В общем, эти существа очень необычны и разнообразны, и, что самое важное, они придают легендам славян особую русскую атмосферу и самобытность. Поговорим поподробнее о некоторых из таких существ.

Славянские Боги мифологии

Начать стоит с самых могущественных существ, а именно, с Богов.

Древнейшим языческим Божеством считался Бог Род – прародитель всех остальных божеств, которому поклонялись все языческие народы. Остальные Боги делились на две группы: Боги солнца (четырех его ипостасей) и функциональные Боги (олицетворяющие силы природы). Славяне разделили год на четыре времени, четыре солнечных ипостаси, и каждой присвоили своего Бога солнца: Хорс (с конца декабря по март), Ярило (с конца марта по июнь, день летнего солнцестояния), Даждьбог (с середины лета и до конца сентября) и Сварог (конца сентября до дня зимнего солнцестояния). Возглавлял пантеон функциональных Богов Перун – бог грома и войны, образ священного небесного огня олицетворял Семаргл – Бог смерти. Богом дома и домашнего скота считался Велес, а Богом ветра – Стрибог. Главной Богиней считалась Мокошь – богиня урожая, плодов труда человека. Помимо этих Богов, славянский пантеон включает в себя множество менее значимых и сильных божеств.


Духи у славян

Славяне, как и все древние народы, верили в большое количество духов и покровителей, они им поклонялись, задабривали или наоборот, отпугивали.

Духи у славян делились на три группы, первую из которых составляли так называемые атмосферные духи :

  • Вихрь (опасный ветер, вызванный нечистой силой), Мороз и Огненный змей, который мог принимать обличье умерших людей.
  • Ко второй группе относились домашние духи, оберегавшие быт людей и помогавшие в хозяйстве или наоборот, старавшиеся навредить жильцам: Домовой (покровитель дома, его очень почитали и уважали), Кикимора (существо женского рода, вредящее людям и приносящее беды), Стопан (главный дух домашнего очага у южных славян), Коргоруши (маленькие помощники домовых).
  • К третьей самой многочисленной группе относятся духи места, то есть обитающие на одной территории и оберегающие её. Это Банник, обитающий в бане (обычно невидим, но может принимать обличье старичка с длинной седой бородой), Болотник – житель и хранитель болот, Водяной – хозяин вод, рек, озер, олицетворяющий воду, как нечистую силу. Также к ним относятся Дворовой — покровитель домашнего скота, живший в хлеву, Леший – могущественный хозяин лесов, и Полевик – покровитель полей и лугов.

Нечисть и низшие духи

Нечисть, или нежить, по поверьям древних славян населяла все уголки природы: воду, леса, поля и даже жилища. Как правило, нечисть олицетворяла злую, темную силу, поэтому её опасались, старались уберечь свое жилище от неё, и даже совершали особые ритуалы и обряды.


Заложные покойники – души людей, умерших не своей смертью (или некрещенные) и бродящие по земле в поисках успокоения. Русалки в разных районах представлялись совершенно по-разному: где-то они также считались злыми духами, пугающими и вредящими людям, а где-то – нимфами, оберегающими озера и реки. Мавки – злые духи южных славян, которыми становились умершие младенцы и некрещенные дети. Упырь – покойник, поднимающийся ночью из могилы и пьющий кровь у людей и скота. Баба-Яга – знаменитый женский персонаж, обитающий в лесу, в избушке и умеющий колдовать.

Загрузка...