Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Анна австрийская и тайны французского двора. Дамы Люксембургского сада, Анна Австрийская, королева Франции (1601–1666)

О том, какие нешуточные страсти кипели вокруг имени этой женщины три столетия назад, знает, вероятно, каждый. Ведь о временах короля Людовика XIII и его красавицы-жены написан не один десяток исторических трудов и приключенческих романов. Однако никто из авторов так и не приблизился к разгадке тайн, которые хранила королева Анна.

Когда в 1615 году старшая дочь испанского короля Филиппа III отправилась в столицу Франции, чтобы стать женой юного наследника, придворные в кулуарах замка Алькасар в который раз обсудили эту во всех отношениях удачную партию. Какие чувства испытывала инфанта, конечно, никого не волновало: политические интересы - прежде всего.

А четырнадцатилетняя невеста, замирая от страха, ехала в чужую страну, где ее ожидал ровесник Луи: будущие супруги родились в сентябре 1601 года с разницей в пять дней.

К тому времени Людовик XIII уже был законным правителем Франции и Наварры: спустя четыре года после убийства его отца Генриха IV в 1610-м, он занял престол.

Но мать Людовика, Мария Медичи, не думала оставлять государственные дела: в стране царила смута. Тем не менее после официальной церемонии венчания законной королевой стали называть маленькую испанку Анну, неизменно уточняя: Австрийскую.

Дело в том, что ее мама Маргарита была австрийской принцессой. От нее дочь унаследовала не только сдержанный темперамент, но светлую кожу и белокурые локоны. Испанское происхождение французской королевы выдавали лишь карие глаза.

Мечтала ли молодая жена о семейной идиллии, озаренной любовью и взаимопониманием? Наверное, также, как любая женщина, которая хочет быть счастливой, независимо от возраста и положения в обществе. Но ее ждала совсем другая участь.

Холодность, с годами превратившаяся во взаимную вражду, под знаком которой прошла вся жизнь с Людовиком, казалась женщине незаслуженным наказанием за неведомые ей прегрешения. Ведь несмотря на подчеркнутое равнодушие, которое Луи демонстрировал Анне, она, воспитанная в строгих правилах своей страны, не допускала даже мысли об адюльтере. В отличие от неверного супруга, о многочисленных увлечениях которого знала вся Франция.

А желающих завоевать расположение Анны Австрийской было немало. Одним из первых претендентов на место в сердце королевы, как уверяют литераторы, был кардинал Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье.

Какие чувства влекли сорокалетнего отца церкви, связанного обетом безбрачия, к молоденькой жене короля, и почему она не приняла его ухаживания?

Об этом остается только догадываться. Но знаки внимания, которые Ришелье оказывал Анне, были для всех очевидны, однако вызывали у противников кардинала лишь язвительные намеки на корыстные интересы. Предполагают, будто затаенная обида отвергнутого и стала причиной его открытой вражды в будущем.

Его соперник, англичанин герцог Джордж Вильерс Бекингем в этом отношении оказался успешнее: историю его короткого романа с Анной Австрийской красочно описал Александр Дюма. Но счастье королевы было не долгим: в 1628 году Бекингем погиб от руки офицера Фелтона. Причиной гибели герцога в действительности стало недовольство его политикой в армии.

Рассказывали, будто, чтобы досадить жене, Людовик XIII приказал ей явиться на бал, устроенный в это же время в Лувре по совету Ришелье. А увидев слезы на глазах Анны, насмешливо спросил: “Разве у нас при дворе траур?”

Любила ли она англичанина или оплакивала свою загубленную в придворных интригах молодость? Об этом было известно лишь Богу и самой королеве, но она хранила молчание.

Кто знает, как бы поступила эта знатная, красивая и богатая дама, если бы в середине XVII века существовал институт развода. Вполне возможно, что она с радостью поспешила бы освободиться от семейных уз.

А может быть, оставила бы все как есть, приняв во внимание явные преимущества своего положения при королевском дворе даже несмотря на то, что этот брак долгие годы был не только безрадостным, но и бесплодным:

Ее первенец, будущий “король-солнце” Людовик XIV появился на свет в двадцать третью годовщину свадьбы родителей!

Несколько лет спустя Анна подарила ему брата Филиппа, герцога Орлеанского. Одна из легенд, которая до сих пор вызывает интерес своей таинственностью, приписывает ей еще одного сына, того, кто вошел в историю под прозвищем Железная Маска-близнеца Людовика XIV.

Его якобы скрывали от мира, опасаясь посягательств на престол. О жизни этого самого привилегированного узника Бастилии написаны десятки книг. А вот был ли он на самом деле - еще одна тайна, раскрыть которую могла только Анна. Но и ее она унесла с собой.

Зато открыто демонстрировала свои чувства к другому кардиналу - Джулио Мазарини. Правда, это произошло уже после того, как Людовик XIII отправился в мир иной.

Вероятно, портрет, заказанный Анной после кончины Людовика придворному художнику Симону Вуэ, “первому живописцу короля”, как его называли при дворе, стал для нее маленькой местью нелюбимому супругу. Ведь, согласно его завещанию, права королевы были ограничены Советом, но ей удалось добиться абсолютной власти.

Эту победу и запечатлел Вуэ на полотне, представив королеву Анну в аллегорическом образе богини мудрости Минервы - защитницы мира, покровительницы науки искусств.

Смысл изображения зашифрован, и лишь внимательный зритель понимал, что означают сова, щит и шлем с трехцветными страусовыми перьями, металлический пояс с маской Медузы Горгоны и латинская надпись на постаменте, которая гласит: Nullum numen abest - “Никакая власть не чужда”.

Несмотря на то что жизнь Анны Австрийской не была безоблачной, ей довелось не только изведать радость любить и быть любимой, но и почувствовать себя настоящей, а не формальной правительницей: в течение восьми лет она оставалась регентшей при малолетнем сыне.

Ее любовный тандем с кардиналом Мазарини, которого Анна назначила первым министром, стал довольно успешным и в политическом плане. А после смерти любимого Джулио в 1661 году королева удалилась в монастырь Валь-де-Грас, где и умерла в возрасте 65 лет, пережив не только своих врагов, но и тех немногих, кто был ей по-настоящему дорог.

Суета вокруг подвесок — ВИДЕО

Историю короткого романа английского герцога Джордж Бекингема с Анной Австрийской красочно описал Александр Дюма. Юная королева и её любовь к прекрасному герцогу Бэкингему, фавориту английского короля, стала одной из красивейших легенд в истории Франции.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:
Писать про Анну Австрийскую дело в общем-то неблагодарное, благодаря мсье Дюма о ней и так все знают:) Да и сложновато вкратце. Но не оставлять же девушку без внимания:)
"Австрийской" Анна была только по названию династии, испанская инфанта, дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов. А еще девочка любила привозимый из заморских провинций Испании шоколад, и в будущем научила любить его и французский народ.

Брак между дофином Людовиком и Анной был политическим следствем стремления Марии Медичи к сближению с Испанией и поддержки католицизма. В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа. В конце 1615 года 14-летняя Анна, считавшаяся первой красавицей Европы, прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Французский дофин как жених был, прямо скажем, не подарок. Юноша скрытный, замкнутый, заброшенный своими родителями, заикался, был не уверен в себе и предпочитал общество мужчин. Поначалу он был просто очарован юной невестой и старался оказывать ей знаки внимания. Но после первой брачной ночи Людовик проникся глубочайшим отвращением к плотской любви и детей у пары не было еще много лет. Отношения супругов с каждым годом всё больше охладевали. 23 года их брак был бездетным.

Людовик XIII

Людовик XIII, возможно из чувства протеста по отношению к распущенному двору Марии Медичи и Кончини был набожен, сдержан, одевался скромно. Не только супруге, но и всем придворным дамам он запретил носить чересчур откровенные декольте и платья в обтяжку, чтобы их вид не отвлекал его от благочестивых мыслей.
Тем временем на политическую арену вышел первый министр - кардинал Ришелье, который с 1624 года твердой рукой правил Францией. Анна тем временем вела скучную жизнь в Лувре, а ее супруг находил себе множество занятий. он молился, охотился, выращивал фрукты и варил из них варенье. После смерти кто-то сочинил ему ехидную эпитафию: «Какой отменный вышел бы слуга из этого негодного монарха!» Анне увлечения супруга казались глупыми, она тосковала по мужскому вниманию, которым попрежнему была обделена. Понадобились усилия Римского папы и испанского посла, чтобы Людовик появился в спальне жены, но «медовый месяц» и на этот раз оказался недолгим. И тем не менее королева, получившая строгое испанское воспитание, не желала изменять мужу. И надо же было такому случиться, что к ней оказался неравнодушен великий кардинал Ришелье. Возможно он просто хотел держать ее под своим контролем или решить проблему появления на свет наследника, но не исключено, что красавица действительно покорила сердце неравнодушного к женскому полу министра. Она часто приглашала его в свои покои для беседы, а порой вместо долгих бесед и обсуждения дворцовых сплетен устраивались танцы. Умный и дальновидный кардинал перед женским кокетством оказался настолько беспомощен, что однажды Анна и ее ближайшая подруга герцогиня де Шеврез заливаясь хохотом заставили его танцевать сарабанду в наряде испанского шута. Но красавица Анна была не против пошутить над кардиналом, но не готова открыть ему свое сердце. В итоге кардинал и королева стали врагами. Королева не раз устраивала заговоры против министра.

Кстати в том, что касается отношений короля и кардинала Дюма очень сгустил краски. На самом деле Людовик XIII вовсе не был таким уж безвольным глупцом и активно участвовал в политической жизни, а их отношения с Ришелье были пускай подчас не идеально гладкими, но вполне сотрудническими.
Неприступная королева тем временем все таки потеряла голову, встретившись с английским посланником красавцем Бекингемом. Бекингем был фаворитом и любовником английского короля Якова I, а при его сыне занял должность главного советника. Теперь герцог приехал сватать новому монарху сестру Людовика XIII принцессу Генриетту. Этот визит оказался роковым: едва увидев Анну Австрийскую, Бекингем потратил оставшиеся у него три года жизни на то, чтобы завоевать ее расположение. Как и в случае с Ришелье, трудно сказать, что это было - политический расчет или искренняя страсть. Несомненно одно: все эти три года политика обеих держав определялась злосчастным увлечением герцога.

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бэкингем.

Скандал разразился уже в Амьене, куда Бекингем и королева отправились провожать невесту короля Карла. Вечером из садовой беседки раздался громкий крик, на который сбежались придворные. Они увидели странную картину: Бекингем стоял на коленях, обнимая королеву. Об этом происшествии ходило много слухов - говорили, что пылкий герцог напугал Анну и даже расцарапал ей ноги своими украшенными жемчугом чулками. Потому-то она и стала кричать. Но возможно и другое: свидание состоялось с полного согласия королевы, а крик поднял кто-то из спохватившихся шпионов кардинала. Быть может, Анна все же не лишила Бекингема своего внимания. Иначе, почему при расставании в Булони она подарила ему пресловутые алмазные подвески? Да-да, подвески действительно были! О них говорят в своих мемуарах несколько современников, в том числе друг королевы, известный философ Франсуа де Ларошфуко. Правда, в бешеной скачке с драгоценным изделием не принимал участия Д`Артаньян - в ту пору этому сыну гасконского дворянина было всего пять лет.

Бэкингем в ярости дал клятву вернуться в Париж. И не униженным просителем, а победителем в войне, которую он собирался развязать. Скоро французские протестанты, лишенные кардиналом многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели. На помощь им тут же отправился английский флот во главе с Бекингемом. Однако французская армия сумела отбить нападение и взять мятежный город в осаду. Ришелье, переодевшись в военный мундир, лично командовал операцией. Бекингем собирал в Портсмуте новый флот, когда 23 августа 1628 года офицер по имени Фелтон заколол его шпагой. Многие считали убийцу шпионом кардинала, однако доказательств этого так и не нашли. Сам Фелтон утверждал, что убил фаворита в отместку за казнокрадство и «нечестивую жизнь». В октябре защитники Ла-Рошели, не получив обещанной помощи англичан, подняли белый флаг.

Король завел возвышенный духовный роман с юной монахиней Луизой де Лафайет. Она упрекнула Людовика в жестокости по отношению к жене и напомнила, что по его вине Франция до сих пор остается без наследника. Этого внушения оказалось достаточно, в 1638 г. на свет наконец-то появился долгожданный первенец, мальчик - Людовик, при рождении прозванный Дьедонне - данный богом. По весьма распространенной легенде, которая опять же подвхачена господином Дюма, мальчиков было двое и за одним из них навсегда захлопнулись двери Бастилии, обрекая его носить железную маску. Но мне все же кажется, что история с железной маской имеет свои корни где-то в другом месте. У пары 23 года не было детей, наследник необходим как воздух. Детская смертность в те времена была, увы высокой и среди королевских детей в том числе. Салический закон строго определял порядок наследования, все же один из близнецов рождается первым. Да они бы там вдвойне радовались тому факту, что детей двое и престолонаследование гарантировано вдвойне! Предполагаемые распри между наследниками - нууу.... в те времена этого добра и без наличия близнецов в Европе хватало)))

В 1632 году в жизни Анны произошла еще одна знаменательная встреча. Во Францию по поручению папы римского прибыл Джулио Мазарини. Сначала Ришелье с подозрением отнесся к неизвестному итальянцу: «Мазарини прибыл сюда скорее шпионить и вынюхивать…» Но очень скоро он оценил способности молодого человека: «Мой инстинкт подсказал мне, что передо мной гений», – писал он потом в своих «Мемуарах».
Молодой, обходительный и красивый итальянец был представлен королеве Анне и сразу понравился ей. В первый приезд Мазарини пробыл во Франции недолго и был отозван в Рим, но в 1939 вернулся уже навсегда. Карьеру ему помог сделать Ришелье, испытывающий уважение к способностям итальянца.

Четвертого декабря 1642 года кардинал Ришелье, измотанный трудами и интригами, скончался. Ему было 58 лет. Через несколько месяцев после кончины кардинала слег страдавший туберкулезом король Людовик XIII. После его смерти в мае 1643 года на французский престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV. Крестным отцом маленького короля был кардинал Мазарини.

Восемнадцать лет Анна Австрийская и кардинал Мазарини жили практически как семья. Восемнадцать лет итальянец Мазарини вершил судьбы Франции, был верным и любящим мужем французской королеве и готовил к государственной деятельности Людовика XIV, одного из самых блистательных королей в истории. Многие современники ссылаются на то, что брак между Анной и Джулио действительно состоялся и был освящен церковью. И еще один момент, который для меня был просто напросто откровением. Я все недоумевала, каким таким образом мог состояться тайный брак Анны Австрийской с КАРДИНАЛОМ Мазарини??? А как же обет безбрачия? Так вот, кардинал до 1918 года вовсе не обязан был быть священником! Такой кардинал не мог быть избран папой (мог только после принятия сана), но вполне себе являлся одновременно и кардиналом и мирянином. Он не давал обет безбрачия и не имел права осуществлять таинств, хотя и получал первый постриг - тонзуру. Таким кардиналом и был Мазарини. А вот любвеобильный Ришелье являлся епископом и был священником.

Джулио Мазарини

Тем временем Париж Мазарини ненавидел, королеву звали "кардинальской шлюхой", а о кардинале сочиняли немыслимое количество всяких памфлетов, сатир и политических песен о ненавистном министре – «мазаринады». На него было даже организовано несколько покушений. Но Мазарини был не глупее Ришелье, и каждый раз он оставался жив. Однако одними песнями и памфлетами дело не ограничилось. Ситуация в стране осложнялась с каждым днем. Мазарини продолжал политику Ришелье. Шла война с Испанией, казна пустела, вводились все новые налоги. И в 1648 году все проблемы и брожения вылились в Фронду, по сути, гражданскую войну. К парламентской, народной Фронде присоединилась и французская аристократия (которая в общем-то и заварила всю эту «кашу»), и в январе 1650 года началась «Фронда принцев». Принц Конде и другие принцы крови были очень недовольны правлением итальянца во Франции: на их взгляд, он слишком откровенно узурпировал власть, вернее, место рядом с королем и регентшей, и они решили во что бы то ни стало спасти корону Франции. В конце концов сторонники Конде и сам принц затеяли самую настоящую войну. Кардинал был вынужден вновь покинуть Париж, Людовику и Анне Австрийской не удалось бежать вместе с ним. Но Ришелье не зря восхищался «гением Мазарини»: совместными усилиями с королевой первый министр вновь обрел и силу, и власть, и в феврале 1653 года вернулся в Париж победителем. Он въехал в столицу Франции на белом коне, а навстречу своему крестному отцу выехал сам Людовик XIV, и народ восторженно встречал бывшего изгнанника, демонстрируя ему глубокую преданность.

В 1661 году в покоях кардинала в Лувре случился пожар. Простуженный Мазарини наглотался дыма, что отягчило течение болезни и через небольшой отрезок времени скончался. После его смерти королева была исключена из королевского совета. Молодой король уже рвался к валсти и желал править Францией самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас. Скончалась королева 20 января 1666 года от рака груди.


Анна Австрийская
Родился: 22 сентября 1601 года.
Умер: 20 января 1666 (64 года) года.

Биография

Анна Австрийская (фр. Anne d"Autriche, исп. Ana María Mauricia de Austria (de Habsburgo); 22 сентября 1601 - 20 января 1666) - королева Франции, супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению.

Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов.

В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643-1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.

Анна Австрийская в литературе

Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Анна Австрийская также одно из действующих лиц, и в его книге «Людовик XIV». В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны».

Киновоплощения

Мэри МакЛарен - «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло.
Жанна Декло - сериал «Три мушкетёра» (англ. Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже.
Маргарит Морено - «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже.
Белль Беннетт - «Железная маска» (англ. The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон.
Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1939 год.
Дорис Кенион - «Человек в Железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл.
Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1948 год.
Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год.
Жермен Монтеро - Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуан.
Катарина Ренн - Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини.
Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (англ. The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год.
Бренда Брюс - Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл.
Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (фр. Richelieu), Франция, 1977 год.
Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год.
Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год.
Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король - дитя», Франция, 1993 год.
Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия - Великобритания - США, 1993 год.
Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год.
Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год.
Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (фр. Le Roi danse), Франция - Германия - Бельгия, 2000 год.
Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (англ. The Musketeer), Германия - Люксембург - Великобритания - США, 2001 год.
Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год.
Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год.
Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год.
Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год.
Диан Столожан в художественном фильме «Версаль, мечта короля», Франция, 2008 год.
Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год.
Энн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год.
Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers), США, 2011 год.
Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год.
Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (англ. The Musketeers), Великобритания, 2014 год

Королева Франции Анна Австрийская. Анна Австрийская: биография

Сплетение ярких любовных историй, интриг и тайн в жизни Анны Австрийской, супруги французского короля Людовика XIII, и по сей день вдохновляет литераторов, художников и поэтов. Что же из всего этого правда на самом деле, а что – художественный вымысел?

Испанская инфанта Анна Австрийская

Анна Мария Мауриция, инфанта Испании, родилась 22 сентября 1601 года в городе Вальядолид. Её отцом был король Испании и Португалии Филипп III (из династии Габсбургов). Матерью стала его супруга, дочь австрийского эрцгерцога Карла Маргарита Австрийская.

Анна, так же как и её младшая сестра Мария, воспитывалась в атмосфере строгости нравов и неукоснительного соблюдения правил этикета, присущих испанскому королевскому двору. Образование, полученное инфантой, было очень приличным для её времени: она освоила азы европейских языков, Священного писания и генеалогии собственной династии, обучалась рукоделию и танцам. Анна Австрийская, портрет которой был впервые написан, когда ей был всего один год, росла милой и хорошенькой девочкой, обещая со временем превратиться в истинную красавицу.

Судьба юной принцессы была предрешена в её самые ранние годы. В 1612 году, когда между Испанией и Францией вот-вот готова была разразиться война, Филипп III и Людовик XIII, занимавший тогда французский престол, подписали соглашение. Инфанта Испании Анна должна была стать супругой французского короля, а сестра Людовика XIII Изабелла – выйти замуж за сына монарха Испании, принца Филиппа. Через три года данное соглашение было исполнено.

Королева и король: Анна Австрийская и Людовик XIII

В 1615 году четырнадцатилетняя испанская инфанта приехала во Францию. 18 октября её обвенчали с Людовиком XIII, который был старше своей невесты всего на пять дней. На престол французского государства вступила королева, носящая имя Анна Австрийская.

Анна поначалу, казалось, и в самом деле очаровала короля – и всё же семейная жизнь венценосной четы не заладилась. По воспоминаниям современников, страстная от природы королева не любила угрюмого и слабого мужа. Через пару месяцев после свадьбы отношения между супругами заметно охладели. Людовик изменял жене, Анна тоже не хранила ему верность. Кроме того, она неплохо проявила себя на поприще интриг, пытаясь проводить во Франции происпанскую политику.

Ситуация обострялась тем, что двадцать три года брак Людовика и Анны оставался бездетным. Лишь в 1638 году королеве наконец удалось родить сына, будущего Людовика XIV. А спустя два года после этого появился на свет его брат – Филипп I Орлеанский.

"Политика Вы сделали поэтом…": Анна Австрийская и кардинал Ришелье

О неразделённой любви могущественного кардинала к прекрасной королеве ходит много легенд, часть из которых нашла отражение в знаменитых художественных произведениях.

История действительно подтверждает, что с самых первых дней пребывания Анны во Франции её царственная свекровь, Мария Медичи, которая в период дофинства Людовика XIII являлась регентом, приставила к невестке в качестве духовника кардинала Ришелье. Опасаясь утратить власть в том случае, если Анна сумеет взять под свой контроль слабовольного супруга, Мария Медичи рассчитывала на то, что "красный герцог", верный ей человек, будет докладывать о каждом шаге королевы. Однако вскоре она впала в немилость у собственного сына и отправилась в ссылку. Сердце же кардинала, по слухам, завоевала юная красавица Анна Австрийская.

Анна, однако же, по данным тех же источников, отвергла ухаживания Ришелье. Возможно, сыграла роль существенная разница в возрасте (королеве было двадцать четыре года, кардиналу – почти сорок). Не исключено также, что она, воспитанная в строгих религиозных традициях, просто не могла видеть в духовном лице мужчину. Имели ли на самом деле место личные мотивы или всё сводилось исключительно к политическому расчёту, наверняка неизвестно. Однако между королевой и кардиналом постепенно возникает вражда, основанная на ненависти и интригах, которая временами проявляется вполне открыто.

При жизни Людовика XIII вокруг королевы сформировалась партия аристократов, недовольных жёстким правлением всемогущего первого министра. На словах королевская, эта партия на деле ориентировалась на австрийских и испанских Габсбургов – врагов кардинала на политической сцене. Участие в заговорах против Ришелье окончательно обострило отношения короля и королевы – длительное время они жили совершенно врозь.

Королева и герцог: Анна Австрийская и Бэкингем

Герцог Бэкингем и Анна Австрийская… Биография прекрасной королевы преисполнена романтических легенд и тайн, однако именно этот роман снискал славу "любви всего столетия".

Тридатитрёхлетний красавец-англичанин Джордж Вильерс прибыл в Париж в 1625 году, имея дипломатическую миссию – организовать брак своего короля Карла, недавно вступившего на престол, с сестрой французского монарха Генриеттой. Визит герцога Бэкингемского в королевскую резиденцию оказался роковым. Увидев Анну Австрийскую, он потратил всю свою оставшуюся жизнь на то, чтобы добиться её расположения.

О тайных встречах королевы и герцога история умалчивает, однако если верить мемуарам их современников, то история с подвесками, описанная Александром Дюма в бессмертном романе о трёх мушкетёрах, действительно имела место. Однако она обошлась без участия Д"Артаньяна – реально существовавшему гасконцу в то время было всего пять лет…

Невзирая на возвращение украшения, король с подачи Ришелье окончательно рассорился с супругой. Королева Анна Австрийская была изолирована во дворце, а Бэкингему запрещён въезд на территорию Франции. Разъярённый герцог поклялся вернуться в Париж с триумфом военной победы. Он оказал поддержку с моря мятежным протестантам французской крепости-порта Ла-Рошель. Однако французской армии удалось отбить первое нападение англичан и взять город в осаду. В разгар подготовки ко второму наступлению флота, в 1628 году, Бэкингем был убит в Портсмуте офицером по имени Фельтон. Есть предположение (впрочем, оно не доказано) что этот человек являлся шпионом кардинала.

Весть о гибели лорда Бэкингема ошеломила Анну Австрийскую. С этого времени её противостояние с кардиналом Ришелье достигает апогея и длится до самой смерти последнего.

Королева-регент. Анна Австрийская и кардинал Мазарини

Ришелье умер в 1642 году, а спустя год не стало и короля. Анна Австрийская получила регентство при малолетнем сыне. Парламент и дворянство, поддержавшие в этом королеву, рассчитывали восстановить свои права, ослабленные политикой Ришелье.

Однако этому не суждено было произойти. Анна отдала своё доверие преемнику Ришелье, итальянцу Мазарини. Последний, приняв кардинальский сан, продолжил политический курс своего предшественника. После тяжёлой внутренней борьбы с Фрондой и ряда внешнеполитических успехов он ещё более упрочил положение министров при французском дворе.

Существует версия, что королеву и Мазарини связывала не только дружба, но и любовные отношения. Сама Анна Австрийская, биография которой местами известна нам с её слов, опровергала это. Однако в народе злые куплеты и шутки о кардинале и королеве были весьма популярными.

После смерти Мазарини в 1661 году королева сочла, что её сын уже достаточно взрослый, чтобы править страной самостоятельно. Она позволила себе осуществить давнее желание – удалиться в монастырь Валь-де-Грас, где и прожила последние пять лет своей жизни. 20 января 1666 года Анны Австрийской не стало. Главная тайна - чего больше было в истории этой французской королевы:правды или вымысла, - так и не будет раскрыта никогда…

Больше информации

Корона Франции была достаточной компенсацией за то, что пришлось выйти замуж за юношу, которого она никогда раньше не видела, и, как сразу же обнаружилось, за то, что он оказался совсем не таким, как она ожидала 114 .

(Эвелин Энтони)

Почти все дни Мария проводила в обществе своего фаворита Кончино Кончини, а юный Людовик XIII жил в своих апартаментах один.

Мать приходила к нему только затем, чтобы отругать, а то и высечь за какую-нибудь провинность. Нередко бывало и так, что она приказывала сделать это кому-то из придворных дам.

– Королей надо воспитывать в строгости. Более того, их следует наказывать гораздо более сурово, чем простых людей, – любила повторять она.

Как утверждает писатель XVII века Жедеон Таллеман де Рео, за все годы регентства Мария ни разу не обняла своего сына. Понятно, что он возненавидел ее.

Только один человек проявлял внимание и даже нежность к заброшенному ребенку – шестидесятилетняя Маргарита Валуа, первая жена покойного короля Генриха IV, известная вам королева Марго.

Нельзя сказать, чтобы она так уж способствовала доброй славе королевской семьи, однако в отличие от флорентийки королева Марго всегда вела себя без фальши. Кроме того, у нее не было иных дурных советчиков, кроме собственных страстей, зато они сохранились в полной мере.

Людовик был одним из немногих, кого она по-настоящему любила. Маргарита часто заглядывала к нему, дарила подарки, рассказывала сказки и… ласково улыбалась. Когда она собиралась уходить, Людовик становился грустным и умолял ее поскорее прийти вновь. Марго в такие минуты казалось, что ее сердце вот-вот разорвется от жалости, и она осыпала маленького короля поцелуями.

Но всему на свете приходит конец. Двадцать седьмого марта 1615 года Маргарита Валуа умерла от воспаления легких, завещав все свое состояние Людовику, к которому она относилась как к сыну.

Людовик воспринял ее смерть как личную трагедию. Он прекрасно понимал, что потерял единственного в мире человека, который относился к нему с искренними чувствами. Он проплакал несколько дней, отказываясь даже от еды и игр. Чтобы приободрить юного короля, придворные дамы решили напомнить ему о свадьбе с испанской инфантой. Но подобная перспектива опечалила Людовика еще больше.

– Я ее совсем не знаю, – сказал он со вздохом. – А между тем у меня нет выбора. Будет ли она уродлива или красива, я все равно должен буду уложить ее в свою постель, обнимать и любить, как положено, до конца жизни…

* * *

Да, все именно так и обстояло. В августе 1612 года его мать, Мария Медичи, и испанский король Филипп III из династии Габсбургов подписали брачный контракт, соединявший Людовика с Анной Австрийской, которой было тогда всего одиннадцать лет.

Юный король думал об этой незнакомой ему девочке без всякого энтузиазма. Чтобы утешиться в своем горе после смерти Марго, он тесно сошелся с человеком, который здорово умел ловить ласточек. Звали этого человека Шарль д’Альбер, герцог де Люинь (вы уже встречали это имя на страницах нашего повествования). Раньше он был пажом Генриха IV, а теперь его приставили к Людовику.

В своих «Мемуарах» кардинал де Ришельё рассказывает о нем следующее:

«Его отец – капитан Люинь – был сыном мэтра Гийома Сегюра, каноника кафедрального собора в Марселе. Он прозывался Люинем по названию дома, принадлежавшего этому канонику и расположенного между Эксом и Марселем, на берегу реки Люинь. Он взял себе имя Альбер по матери, горничной каноника.

Все свое скудное имущество его отец [то есть отец герцога де Люиня. – Примеч. ред. ] оставил его старшему брату, ему же досталось немного денег. Он пошел в солдаты и стал стрелком в отряде охраны при дворе, зарекомендовал себя малым неробкого десятка, дрался на дуэли в Венсеннском лесу, что принесло ему известность, со временем получил губернаторское место в Пон-Сент-Эспри, где женился на девушке из дома Сен-Поле, владевшего землями в Морна. Они приобрели там домик президента д’Ардайона, из Эксан-Прованса, которого называли также господином де Монмирайем, – поместье Брант, весьма скромное, расположенное на скале, где разбили виноградник, а также остров Кадене, почти затопленный Роной. […] Все их имущество и их доходы оценивались приблизительно в 1200 ливров ренты […].

От этого брака на свет появились три сына и четыре дочери: старшего звали Люинь, второго – Кадене, третьего – Брант. Старший был пажом графа дю Люда, а затем остался при нем и следовал за ним некоторое время с двумя своими братьями. Они отличались ловкостью, преуспевали в игре в мяч […]. Господин де Ла Варенн, который их знал, поскольку дом Люда находился в Анжу, его родной провинции, а он сам был губернатором столицы, взял их на службу еще при покойном короле, положив старшему брату 400 экю содержания, на которые они жили втроем. Позже это содержание увеличилось до 1200 экю. Их тесный союз вызывал всеобщее уважение; король определил их на службу к дофину, и тот проникся к ним доверием за старательность и ловкость, с которой они дрессировали птиц.

Король рос, росло и его расположение к старшему из братьев, тот становился уже фигурой при дворе» 115 .

Увлекшись дрессировкой птиц, Людовик и вовсе перестал интересоваться приготовлениями к свадьбе.

Однако 7 октября 1615 года ему пришлось усесться в карету и поехать в Бордо навстречу «жене».

Анна Австрийская оказалась на редкость хорошенькой. Она была высокого роста, с гибкой, но уже хорошо сформировавшейся фигуркой. У нее была ослепительно белая кожа без малейших следов веснушек, которые обычно портят девушек подобного типа, глаза пронзительно-голубого цвета, тонкие пальцы, усыпанные бриллиантами, и классические черты лица, окаймленного сверкающими ярко-рыжими волосами. Когда Анна приехала во Францию, двор, где всегда было полно красавиц, признал, что юная испанка скоро затмит их всех.

Двадцать пятого ноября молодожены (каждому из них было по четырнадцать лет) получили благословение и в тот же день официально стали мужем и женой.

Роль королевы Франции привела юную Анну в восторг. Она даже готова была полюбить Людовика. Но ей пришлось бы сделать над собой усилие… Мрачный темноглазый юноша, похоже, избегал ее общества. Когда бы они ни встречались, он всегда приводил с собой герцога де Люиня, а Анне успели нашептать, что она должна презирать его, поскольку тот был низкого происхождения.

Напомним, что Шарль де Люинь, родившийся в 1578 году, первоначально был пажом короля Генриха IV. А кто такой паж? – всего лишь слуга, хоть и личный. В Испании такого рода людям не позволили бы находиться в близких отношениях с правителем. А де Люинь был повсюду, и вскоре Анна поняла, что во Франции бал правят фавориты. Ей пришлось смириться; вскоре она научилась быть любезной с ненавистным ей герцогом, а также с не менее отвратительным Кончино Кончини, который был тенью Марии Медичи.

Но… королева-мать родилась во Флоренции, и Анне не казалось странным, что она предпочитает общество своего соотечественника. И все же юная испанка никак не могла понять, почему такая могущественная женщина повинуется воле своего фаворита. У себя в Испании она слышала, что право монарха заключается в том, чтобы даровать милости, если у него есть к тому желание. Придворные же должны эти милости почтительно принимать и, что немаловажно, полностью отдаваться выполнению воли правителя. Во всяком случае, именно так на ее родине смотрели на королевскую власть, и Анна была глубоко проникнута таким ее пониманием.

Впрочем, ее недоумение не имело особого значения. Перед ней стояла совсем другая задача – родить наследника престола и наслаждаться жизнью во Франции, которая была куда веселее, чем в Мадриде. Действительно, корона Франции была достаточной компенсацией за то, что ей пришлось выйти замуж за юношу, который оказался совсем не таким, как она ожидала.

* * *

Церемония венчания закончилось в пять часов. После этого уставшие новобрачные отправились в опочивальню, но – каждый в свою. Однако Мария настаивала, что Людовик непременно должен исполнить свой супружеский долг. Посреди ночи она разбудила его и тоном, не допускающим возражений, сказала:

– Сын мой, обряд венчания узаконил ваш брак. Теперь вы должны отправиться к королеве. Она ждет вас.

– Хорошо, но я пойду вместе с вами, если вам так угодно, – ответил Людовик.

Ничтоже сумняшеся Мария зашагала впереди него.

Юная Анна Австрийская вовсе не ждала их прихода. Она уже спала и была очень напугана, увидев перед собой две темные фигуры со свечами в руках.

– Дочь моя, – сказала Мария, – я привела к вам короля, вашего супруга. Прошу вас, примите его и любите, как должно любить своего законного мужа. Ведь одного церковного благословения недостаточно, чтобы стать мужем и женой. Вы же меня понимаете, брак не держится одними лишь молитвами священника…

Анна покраснела, потом сжалась в комок, но не подчиниться не решилась.

– Ваше Величество, – грустно прошептала она, – все ваши замечания проникнуты материнской любовью, и я возьму на себя смелость доказать вам, что король действительно мне муж.

Людовик лег рядом с ней, и Мария принялась и долго занудно объяснять «суть впроса». Слушая ее, Анна готова была разрыдаться, а Людовик был белее простыни.

У Жюльетты Бенцони читаем:

«Что же сказала толстая флорентийка двум робким подросткам? Какой совет… или приказ она бесцеремонно дала им? Ей были неведомы нежность, стыдливость и деликатность, ее поведение всегда граничило с грубостью и вульгарностью, и хотя на этот раз – возможно, впервые в жизни – Мария Медичи руководствовалась благими намерениями, результатом ее усилий стала выросшая между королем и королевой Франции стена непонимания. Скорее всего, Мария, не затрудняя себя выбором слов, назвала вещи своими именами и в нескольких фразах объяснила, что требуется сделать.

Часа через два король вернулся в свою опочивальню и объявил Эроару, что он часик вздремнул и два раза сделал "это” со своей женой. Лекарь засомневался и попросил короля раздеться, чтобы осмотреть его. Как выяснилось, Людовик XIII по крайней мере пытался лишить жену девственности. В свою очередь кормилицы, остававшиеся в спальне новобрачных, заверили, что король дважды подтвердил свои супружеские права» 116 .

Тем не менее на следующее утро король и королева не могли без смущения взглянуть друг на друга. Они даже не разговаривали между собой.

Жюльетта Бенцони пишет:

«На вторую ночь Людовик не заикнулся о том, что хочет пойти к жене. Физическая близость с женщиной вызвала в нем отвращение, будни брака показались ему грязными и полными унижения. Он, наверное, был очень неловким, и юной королеве пришлось выдержать ужасное испытание, если вообще допустить, что Людовику удалось лишить ее девственности. Ведь простыни-то никто не осматривал! Ясно одно: Анна не влюбилась в своего супруга после первой брачной ночи. Совершенно очевидно, что оба так и не смогли забыть неудачный финал этого торжественного дня. Понадобилось очень много времени, чтобы неприятные воспоминания стерлись из памяти… целых четыре года» 117 .

Возвращаясь к эпизоду с доктором Эроаром, добавим, что он написал целый отчет о произошедшем – пожалуй, самый удивительный из всех «медицинских» отчетов. Вот он:

«Отдав последние распоряжения, королева и все, кто был в спальне, оставили молодоженов, чтобы дать им возможность исполнить то, что им предписано делать после церемонии бракосочетания. И король это исполнил дважды, как он признался сам и что подтвердили кормилицы. Потом король уснул и проспал в постели королевы около часа. Проснувшись, он позвал свою кормилицу, та надела на него теплые туфли и ночную рубашку и проводила до двери спальни, за которой его ожидали господа де Сувре, Беренгьен и другие, чтобы проводить его в спальню. Там он, попросив попить, выразил большое удовлетворение по поводу своего брака, лег в постель и крепко проспал всю ночь. Молодая королева, в свою очередь, встала с брачной постели после того, как король удалился, вошла в свою маленькую спальню и легла в свою кровать» 118 .

* * *

Через два года после бракосочетания Анна Австрийская вполне созрела физически, но, находясь замужем уже довольно долго, так и не изведала, что такое настоящее прикосновение мужчины. Людовик появлялся у нее в спальне раз или два. Об этом знали все во дврце, и испанскому послу было над чем задуматься. Что же касается дам из свиты Анны, то они только и говорили о том, почему король игнорирует свой супружеский долг.

Шел уже 1617 год, а Людовик, повсюду появлявшийся в сопровождении герцога де Люиня, продолжал проявлять к своей жене вызывающее равнодушие. Конечно, обсуждали это и Мария со своим фаворитом, Кончино Кончини, которого теперь все называли маршалом д’Анкром, но, признаться, без всякого почтения. Какое уж тут почтение, когда маршал д’Анкр, чей дом находился рядом с Лувром, приказал соорудить деревянный мост над оврагом, чтобы легче было добираться до дворца и… оставался там до утра. Парижане окрестили этот мост «мостом любви».

Самые смелые из придворных позволяли себе довольно рискованные шуточки в присутствии королевы-матери. Однажды, когда она попросила даму из своей свиты подать ей вуаль, один граф не удержался и воскликнул:

– Корабль, стоящий на якоре, не нуждается в парусе.

Чтобы было понятно: этот каламбур основан на игре слов: якорь по-французски будет ancre, а парус voile. Таким образом, фразу можно растолковать и так: «Связанная с д’Анкром, не нуждается в вуали».

А вот Франсуа де Бассомпьер (после смерти Генриха IV он приобрел расположение Медичи, сделавшей его начальником швейцарских наемных войск) пошел еще дальше.

– Поверьте мне, – заявил он как-то вечером, – все женщины – потаскухи.

– Даже я? – спросила Мария.

– О, мадам, – ответил он, церемонно поклонившись, – вы королева!..

Загрузка...