Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Что можно сделать беринга как его приготовить. Экспедиции беринга

Посмотри на карту и найди Берингов пролив, в который далеко выдается мыс Дежнева. Мы уже знаем, почему он так назван. Отважный казак первым прошел проливом между Азией и Америкой и поселился на реке Анадырь, но позже о его открытии забыли.
В начале XVIII века после тяжелой Северной войны Россия получила выход в Балтийское море. Прорубив «окно в Европу», русские снова обратили свое внимание на Восток.
Колыбелью нашего Тихоокеанского флота и главной базой русских экспедиций стал Охотск, основанный в 1647 году отрядом казака Семена Шелковника на берегу Охотского моря. Здесь же вблизи было заложено «плотбище» - корабельная верфь. Первые морские суда-шитики строились так. Из ствола дерева выдалбливалось днище, к днищу мореходы нашивали гнутые доски, скрепляя их деревянными гвоздями или стягивая их еловыми корнями, пазы конопатились мхом и заливались горячей смолой. Якоря тоже были деревянными, и для тяжести к ним привязывали камни. На таких суденышках можно было плавать только вблизи берега. Выходить далеко в море на них было опасно. Кроме шитиков строились также кочи.
Но уже в начале XVIII века в Охотск приходят умельцы-корабелы, родом из Поморья. И вот в 1716 году, построив лодию - большое парусное морское судно, отряд под командованием казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода Никифора Трески проложил из Охотска морской путь на Камчатку. Вскоре плавания кораблей по Охотскому морю стали обычными, и мореходов манили уже просторы иных морей.

Самыми значительными из всех русских тихоокеанских экспедиций первой половины XVIII века были Камчатские экспедиции Беринга - Чирикова.
Датчаиин Витус Беринг, опытный моряк, поступивший на русскую службу в 1703 году, участвовал в Северной войне, не раз бывал в морских сражениях и дальних походах. Ему и поручил Петр I установить сходится ли Азия с Америкой и далеко ли от русских берегов находятся европейские владения в Новом Свете. Помощниками Беринга назначили молодого русского моряка Алексея Ильича Чирикова и выходца из Дании Мартина Петровича Шпанберга.
И начале 1725 года экспедиция отправилась из Петербурга в трудный и долгий путь. Только через два года последний ее отряд ее достиг Охотска. Из Охотска в Большерецк моряки плыли на лодии «Восток» и шитике «Фортуна», а из Большерецка в Нижне-Камчатск перебрасывали грузы на нартах.
Здесьсь, в Ннжне-Камчатске, был построен бот «Св. Гавриил», на котором 14 (25) июля 1728 года экспедиция вышла в море. Взяв курс на север, бот поднялся выше мыса Дежнева, а затем повернул обратно, так и не побывав у побережья Северной Америки. Эта честь выпала на долю геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова, в 1732 году на том же боте «Св. Гавриил» плававших в Беринговом проливе. Однако сообщениям их власти не при- дали значения.
В 1733 году Беринг возглавил новую русскую экспедицию на Тихий океан. В этот раз кроме моряков в ее состав вошли ученые и студенты Академии наук, экспедиция эта называется по-разному - и Второй Камчатской, и Сибирско-Тихоокеанской, и Великой Северной, потому что в круг задач, которые ей предстояло решать, входили и опись побережья Северного Ледовитого океана, и поиски путей в Северную Америку и к берегам Японии.
Моряки, вышедшие в июне 1741 года вместе с Витусом Берингом в далекое плавание, побывали у берегов Аляски, открыли много неизвестных островов в этой части Тихого океана. Однако на обратном пути их корабль «Св. Петр» волнами выбросило на необитаемый остров, позднее названный именем руководителя экспедиции. Зимовка была тяжелой. Многие моряки, и в том числе Витус Беринг, погибли от цинги и других болезней. Оставшиеся в живых, из обломков разбитого корабля построили небольшое судно и на нем летом 1742 года возвратились на Камчатку.

Второй корабль, «Св. Павел», под командованием Алексея Ильича Чирикова достиг берегов Северной Америки благополучно, хотя в самом начале плавания разминулся со «Св. Петром». Чириков ликовал: его мечта сбылась!
Моряки нанесли на карту открытые ими острова и северо-западное побережье Америки на протяжении четырехсот километров, установили, что европейским мореплавателям эти места совершенно неизвестны. При возвращении в Петропавловск они испытали огромные лишения и трудности, многие из них умерли от цинги и истощения. проложили путь к неведомым прежде берегам, и вскоре, с 1743 года, начались массовые плавания русских промышленников на Командорские и Алеутские острова. На Курильские острова русские стали плавать еще раньше - в самом начале XVIII века.

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга принадлежит военно-морскому флоту. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга, 23 декабря 1724 г. Петр I собственноручно написал инструкцию Берингу.

Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г., а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Нужно было дойти по материковой земле до Охотска, а оттуда – на Камчатку. Там все запасы доставлялись из Большерецка в Нижнекамчатский острог. Это создало большие трудности при доставке материалов и провианта. Нам трудно даже представить всю неимоверную тяжесть пути по безлюдной тысячеверстной тундре для путешественников еще не имеющих организационных навыков. Интересно взглянуть, как протекало путешествие, и в каком виде прибывали люди и животные к месту назначения. Вот, например, рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путем провиант прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни,
кожи и кожаные штаны и подошву. А прибывшие лошади питались травою, доставая из-под снега, понеже за поздним приездом в Охотск сена заготовить не успели, да не можно было; все перемерзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск». Отсюда грузы были переправлены на Камчатку. Здесь, Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».

На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.

Результаты I Камчатской экспедиции

Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. В первом печатном сообщении об экспедиции, опубликованном в «Санкт-петербургских ведомостях» за 16 марта 1730 года, отмечалось, что Беринг достиг 67 градуса 19 минут северной широты и подтвердил, что «тамо подлинно северовосточный проезд имеется, таким образом, что из Лены… водяным путем до Камчатки и тако далее до Япона, Хины
(Китая) и Ост-Индии доехать возможно б было».

Большой интерес для науки представляли географические наблюдения и путевые записи участников экспедиции: А.И. Чирикова, П.А. Чаплина и др. Их описания побережий, рельефа,
животного и растительного мира, наблюдения за лунными затмениями, течениями в океанах, состоянием погоды, замечания о землетрясениях и т.д. явились первыми научными данными по физической географии этой части Сибири. Описания участников экспедиции содержали также сведения об экономике Сибири, этнографии и другие.

Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I , 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.

Источники:

1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.

2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.

3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.

4. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

5. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.

6. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.

7. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.

8. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 110.

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Загрузка...