Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

С нато или без - швеция и финляндия хотят защититься от россии. Швеция, финляндия и нато: скандинавский феномен

Североатлантический блок пытается сомкнуть «кольцо» вокруг России на Севере Европы

Эта кампания началась еще в советские времена, а после распада СССР и Варшавского договора не прекратилась, наоборот, усилилась. В шведском обществе нагнетается антироссийская истерия, и, таким образом, непосредственно готовится почва для включения страны в НАТО. Прежде всего, понятно,с целью усиления альянса в его противостоянии с Россией.

Швеция, напомним, наряду с Данией не входит в зону евро и остается вне НАТО. Закрыть эту «шведскую брешь» в альянсе вполне определенные внешние силы стремятся любыми путями. Вместе с тем скандинавские, в том числе шведские, деловые круги вопреки экономическим санкциям и антироссийской пропаганде заинтересованы развивать взаимовыгодные связи с Россией.

В Скандинавии далеко не все воспринимают навязанное клише об «агрессивности России». Нередко высказываются мнения, что именно НАТО инициировало напряженность, рассматривая теперь Россию, как раньше СССР, в качестве главного врага.

В свое время шведский премьер-министр Улоф Пальме в ходе переговоров с премьер-министром СССР А.Н. Косыгиным в Стокгольме в начале апреля 1973 г. говорил, что, «поскольку Швеция остаётся вне НАТО и на намерена туда вступать, то это влияет на политику всех скандинавских стран в отношении СССР. И одновременно не позволяет НАТО сомкнуть "кольцо" вокруг СССР на Севере Европы».

Та же задача «кольца», но уже антироссийского, остается у альянса и сегодня. И в этом смысле небезынтересно мнение, как говорят, простых людей. В определенной мере здесь может быть показательно письмо Рангвальда Нильссона, жителя северо-шведской области Вестерботтен, которое было опубликовано местной газетой «Västerbottens Folkblad» (г. Умео) в июле с.г. Автор признаётся, что в большой политике не очень разбирается, и задается вопросами, волнующими сейчас общество. «… не понимаю, зачем, собственно, России вторгаться в Швецию? – пишет он. – Абсурдно сравнивать Швецию с Украиной: мы с Россией - даже не соседи! Кроме того, у Швеции много лет были прекрасные отношения с Россией. С какой стати им сейчас меняться? А вот если мы вступим в НАТО, то сразу же станем потенциальными противниками. Ведь НАТО участвует в военных конфликтах по всему миру!.. Состоять членом этой организации нам будет накладно. При вступлении Швеции в НАТО нарушится баланс сил, и риск войны станет огромным. Зато вне НАТО я чувствую себя очень спокойно».

Удивительное совпадение, но в тот же день датская Jyllands-Posten опубликовала редакционную статью, где прямо сказано: «Считать Россию "ужасным" агрессором - большая ошибка. Скорее, агрессор - это Запад. С конца холодной войны НАТО систематически распространяет свое влияние на те страны, которые ранее входили в сферу интересов СССР… Самый страшный грех ЕС и НАТО - империализм - расширение любой ценой. Западу следовало бы уяснить, что его цивилизация находится под угрозой… Упрямое вмешательство Запада в другие цивилизации - это постоянный источник конфликтов, и не в последнюю очередь из-за того, что у Запада уже нет прежней силы и воли. Западу нужны союзники. Один из них - Россия».

За взаимодействие шведского и российского военных ведомств выступают шведские Västerbottens-Kuriren и Norrtelje Tidning (06.07.2016).

А шведский политолог Микаэль Биден считает, что «...любая ошибка может привести к несчастному случаю, когда будет нанесен удар по ложной цели. Диалог ведется и сейчас, но не среди военных; а ведь военные очень хорошо понимают друг друга!»

На фоне этих оценок примечательны расширяющиеся объемы и ассортимент торговли России со Швецией и Данией, в т.ч. после введения антироссийских санкций.Например, по Дании эти данные показывают, что в послесанкционный период российский экспорт в эту страну отнюдь не сократился, а, наоборот, возрос примерно на 10% (в первом квартале 2016 г. в сравнении с тем же периодом 2015 г.). Почти 70% этих поставок составляют топливная продукция (почти 206 млн долл.), черные металлы и изделия из них (более 40 млн долл.), древесина, изделия из нее, древесный уголь (свыше 16,5 млн), продукция пищепрома, корма для животных (свыше 20 млн), химудобрения (около 7 млн долл.).

Российский же импорт из Дании сократиться более чем на 15% из-за ответных мер РФ и удорожания импорта ввиду динамики валютного курса рубля. Но ассортимент датских поставок остается столь же разнообразным, как и в досанкционные годы. Около 65% этих поставок приходится (первый квартал 2016 г.) на разнообразное оборудование, комплектующие и запчасти (почти 60 млн долл.), продукты химпрома и биохимии (свыше 31 млн), фармацевтические товары (почти 30 млн), продукцию пищепрома (свыше 17 млн), а также спортивный инвентарь и его принадлежности (почти 7 млн долл.).

Аналогично выглядит товарная структура и динамика российско-шведской торговли за те же периоды.

Эти данные еще раз доказывают традиционную, точнее, историческую заинтересованность бизнес-кругов этих стран в долговременном сотрудничестве с Россией.

Вступление скандинавских стран в НАТО никак не будет способствовать успешному развитию их отношений с Россией. Отсюда понятно, зачем их втягивают в альянс.

Специально для Столетия



11/01/2018

По прошествии двадцати лет сотрудничества с НАТО, начав с «Партнерства ради мира» в 1994 году, Швеция стала одним из пяти партнеров, которым были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с НАТО на саммите организации в Уэльсе в 2014 году, в котором мне впервые довелось участвовать в качестве посла Швеции при НАТО. Статус партнера с расширенными возможностями предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений, помимо других форматов партнерства. Это совпало с российской незаконной аннексией Крыма и военным вмешательством на востоке Украины, а также с принятием нашего закона об обороне на период с 2016 по 2020 годы. Необходимость пересмотреть нашу собственную оборонную политику в сочетании с серьезным сигналом, свидетельствующим о готовности европейской страны нарушить существующий порядок безопасности с помощью военной силы, придали импульс новой платформе партнерства.

Восстановление равновесия в национальной обороне

В Швеции, как и в большинстве европейских стран, события 2014 года снова вывели политику обороны и безопасности на первый план политической повестки дня. С окончанием «холодной войны» зародилась концепция воцарения вечного мира, и в последовавшие за этим десятилетия национальной обороне уделялось меньше внимания. В связи с отсутствием четких угроз нашей национальной безопасности мы постепенно отказались от предыдущей концепции мощной национальной обороны, призванной не допустить и предотвратить возможное полномасштабное вторжение. Сменившие затем друг друга правительства сокращали оборонный бюджет. Первоочередной задачей стало внесение вклада в международные миссии, нацеленные на обеспечение стабильности в Европе и в соседних регионах. Оборона страны была переведена на более гибкие и скромные рельсы, при этом особый упор делался на экспедиционные войска.

Шведская офицер по связи и взаимодействию служит в составе Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане, миссия которых закончилась в декабре 2014 г. © Министерство обороны Швеции

В настоящий момент наш самый крупный международный военный вклад – в Мали (МИНУСМА). За истекший период более 80 000 шведских мужчин и женщин служили в миссиях по поддержанию мира, проводившихся ООН, ЕС и НАТО в различных точках мира. Швеция участвовала во всех операциях под руководством НАТО, проводившихся по мандату ООН, и по-прежнему оказывает активную поддержку Силам для Косово на Западных Балканах и миссии «Решительная поддержка» по учебной подготовке, консультированию и содействию национальным силам безопасности и учреждениям в Афганистане. Это имеет принципиальное значение для повышения оперативной совместимости между вооруженными силами Швеции и международными партнерами, и это также должно восприниматься как проявление международной солидарности.

По окончании эпохи «холодной войны» (1949-1989) и в последующие десятилетия НАТО уделяла основное внимание международным миссиям по кризисному регулированию, и наш новый статус партнера с расширенными возможностями также совпал с решением НАТО адаптироваться и перенаправить свое внимание в соответствии с новыми реалиями. Ухудшение условий безопасности и необходимость для НАТО сосредоточиться на коллективной обороне и обороне Европы подчеркнули нашу общую заинтересованность в еще более тесной совместной работе. Тот факт, что район Балтийского моря надо воспринимать как один стратегический район, стал естественным движущим фактором расширения нашего сотрудничества.

Швеция наметила три первоочередных направления: политические консультации, учения и обмен информацией. За последние три года мы проделали огромную работу по всем ним. На встрече на высшем уровне в Варшаве в 2016 году НАТО подчеркнула, что необходимо развивать регулярные политические консультации, обмениваться информацией об обстановке и проводить совместные учения с Финляндией и Швецией. Работа с коллегами из стран НАТО и сотрудниками НАТО по данной повестке дня была для нас поучительной и полезной.

Вызовы миропорядку

Общие вызовы, стоящие перед нами, масштабны и сложны, как никогда за последние десятилетия. Региональные державы и негосударственные субъекты проверяют свою силу на соседях, других государствах и международных учреждениях. Угроз множество, и они более сложны. Готовность и боеспособность вооруженных сил будут и впредь сохранять жизненно важное значение, но их будет недостаточно, чтобы действовать в ответ на террористические, кибернетические или гибридные угрозы. С ними можно справиться только расширяя международное сотрудничество, а не сворачивая его.

Шведские войска участвуют в учениях НАТО «Балтопс – 2015».

В этой связи отрадно отметить недавние шаги вперед в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Швеция вместе с рядом других государств-членов ЕС заявила о своем намерении присоединиться к новому Постоянному структурированному сотрудничеству (ПЕСКО) – структуре и процессу, в основе которых лежит договор и которые призваны углубить сотрудничество в области обороны и безопасности в Европейском союзе между теми государствами, которые способны и готовы к этому. Европейский союз, НАТО и США, вместе с глобальными партнерами должны и впредь отстаивать миропорядок, основанный на международном праве и уважении прав человека. Прочная трансатлантическая связь важна для стабильности НАТО и Европы. Действуя вместе на международных площадках, при проведении операций и учений мы повышаем порог, ограждающий нас от агрессии.

Наряду с уставом ООН принципы и обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образуют нормативно-правовую основу европейской безопасности. При этом важнейший элемент – право всех государств на территориальную целостность и на самостоятельный выбор политики безопасности, включая принцип, согласно которому границы стран нельзя менять с помощью силы. Швеция приветствует Европейскую инициативу сдерживания, выдвинутую США, а также усиленное присутствие НАТО в районе Балтийского моря, что способствует региональной стабильности в целом. Среди ответных мер, принятых Швецией в связи с агрессивной военной линией и непредсказуемыми действиями России: укрепление национальной обороны и расширение сотрудничества в области безопасности. В сочетании с активной дипломатией посредством диалога это дает возможность вновь заявить о нашей неизменной поддержке международного права, демократических ценностей и принципов.

Преобразование оборонной политики Швеции

Обеспечение безопасности нашей страны – наша основная обязанность, и это непосредственно связано с миром и стабильностью на севере Европы. В этом году правительство Швеции приняло стратегию национальной безопасности – рамочный документ, в котором определены национальные интересы и угрозы в различных областях. Оборонная политика Швеции сосредоточена на двух направлениях: модернизация военного потенциала страны и углубление сотрудничества с другими странами и организациями. Эта политика пользуется широкой поддержкой со стороны парламента.

Швеция инвестирует в новые силы и средства, в частности новое поколение самолетов-истребителей Gripen («Грипен»). Фото любезно предоставлено Luftstridsskolan and Forsvarsmakten

С 2015 года наметилась новая тенденция в оборонных расходах Швеции. Тогда правительство впервые за более чем два с половиной десятилетия приняло решение об увеличении оборонных расходов на 11 процентов до 2020 года. В этом году с заключением многостороннего соглашения бюджет вырос еще больше, и таким образом за пять лет он увеличится в общей сложности на 17 процентов.

В настоящий момент Швеция создает сеть оборонного сотрудничества. У нас давно сложились особые отношения с Финляндией – страной, которая, как и мы, не присоединилась к военным союзам и является партнером с расширенными возможностями. Вместе мы планируем совместные действия в мирное время и не только. Мы работаем в тесной увязке с североевропейскими и балтийскими странами, а также с Германией, Польшей, Соединенным Королевством и США.

Призыв, силы и средства, устойчивость

В этом году правительство Швеции решило вновь ввести систему набора по призыву. Призыв для мужчин и женщин начнется 1 января 2018 года, и в первый год планируется набрать около 4000 человек.

Среди примеров наших первоочередных задач – обеспечение вновь военного присутствия на острове Готланд и более активная учебная подготовка и учения. Участие в самых продвинутых и комплексных учениях НАТО принципиально важно для повышения оперативной совместимости и подготовки к возможной координации в будущем со странами-партнерами. Строятся две подводные лодки следующего поколения. Будут вложены дополнительные инвестиции в силы и средства противолодочной борьбы. Что касается противовоздушной обороны, мы и впредь будем вкладывать средства в создание нового поколения самолетов-истребителей Gripen («Грипен»), и недавно правительство приняло решение о начале процесса закупок комплекса ПВО «Патриот». Окончательное решение о закупках ожидается в 2018 году.

Основной приоритет в законе об обороне – повысить боеспособность вооруженных сил, что также предусматривает возрождение подхода к обеспечению безопасности с участием всего правительства, укрепление устойчивости в соответствии с семью базовыми требованиями, принятыми НАТО на встрече на высшем уровне в Варшаве.

Все эти меры четко обозначают, что мы серьезно подходим к вопросу безопасности.

Неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет

Хотя Швеция до сих пор не присоединилась к военным союзам, она больше не стремится к нейтралитету в случае конфликта, как во время «холодной войны». Тогда наша доктрина гласила, что в мирное время мы не состоим в военных союзах, чтобы сохранять нейтралитет в случае войны. Когда в 1995 году мы вступили в Европейский союз, наша бывшая доктрина нейтралитета устарела, особенно с подписанием в 2007 году Лиссабонского договора и статьи 42.7 этого договора (которая обязывает государства-члены ЕС оказывать содействие и поддержку всеми средствами государству-члену, подвергшемуся нападению, в соответствии со статьей 51 Устава ООН).

С 11 по 29 сентября 2017 года Швеция провела свои самые крупные за более чем двадцать лет военные учения – «Аврора – 17». На фото – батальон морского десанта передвигается в боевом порядке по южному архипелагу Швеции, географическое местоположение которого имеет важнейшее стратегическое значение для защиты столицы страны – Стокгольма.
© Вооруженные силы Швеции

В 2009 году парламент Швеции единодушно принял заявление о солидарности, которое с тех пор стало частью нашей доктрины безопасности. В заявлении в частности сказано: «Швеция не состоит ни в одном военном союзе. Оптимальный способ избежать угроз миру и нашей безопасности – действовать сообща и сотрудничать с другими странами. Невозможно представить себе военные конфликты в нашем регионе, которые коснулись бы лишь одной страны. Швеция не будет оставаться пассивной, если какое-либо государство-член ЕС или североевропейская страна пострадает от бедствия или подвергнется нападению. Мы ожидаем, что эти страны поступят аналогичным образом, если пострадает Швеция. И поэтому Швеция должна быть способна предоставлять военную поддержку и получать ее. »

В 2016 году правительство приняло закон о «Меморандуме о взаимопонимании о поддержке принимающей страны». Цель этого меморандума с НАТО – сделать так, чтобы Швеция как принимающая страна могла оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям на территории Швеции в связи с учениями, кризисами или военными операциями в Швеции и в близлежащем районе. В сентябре этого года мы провели учения «Аврора», в которых участвовали ряд европейских стран и США. Эти учения стали самыми крупными военными учениями Швеции более чем за двадцать лет: в них было задействовано почти 20000 военнослужащих и более 40 организаций. При планировании и проведении этих учений мы руководствовались принципом транспарентности. В соответствии с Венским документом (соглашение между государствами-участниками ОБСЕ, предназначенное для осуществления мер укрепления доверия и безопасности), были приглашены международные наблюдатели, в том числе из России и Беларуси.

Надежный партнер, но не член

В результате положительной оценки первых лет нашей работы в качестве партнера с расширенными возможностями этот статус был продлен еще на три года. Я убежден, что мы сможем продолжать развивать наше сотрудничество дальше. Хотя в основе лежит общность наших интересов и ценностей, мы также должны учитывать политические и военные ограничения, проводящие различие между странами-партнерами и странами-членами НАТО. Мы с нетерпением ждем консультаций со странами НАТО и должностными лицами организации о возможных последующих шагах и первоочередных задачах. В заключение позвольте высказать признательность за щедрую поддержку, оказанную нам коллегами из стран НАТО и сотрудниками организации в деле дальнейшего продвижения вперед нашего партнерства!

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Публикации «Вестника НАТО» необязательно отражают официальную позицию или политику правительств государств-членов НАТО или самой организации.

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

К бомбардировкам Ливии готова присоединиться не входящая в НАТО, но мощная в военном отношении Швеция. Фактически это означает активизацию сотрудничества шведов с Североатлантическим альянсом. И данный факт может неприятно отразиться на геополитическом положении не столько далекой Ливии, сколько России.

Первым инициативу об участии скандинавов в военной операции против Муаммара Каддафи озвучил глава МИД Швеции Карл Бильдт. Этот политик, занимавший в свое время пост премьера, известен своим благожелательным отношением к сотрудничеству своей до сих пор нейтральной страны с НАТО. Как выяснилось, почин главы шведской дипломатии поддержал и премьер Фредрик Рейнфельдт.

В канун встречи с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном Рейнфельдт выступил с предложением отправить в Ливию восемь шведских истребителей "Грипен", военно-транспортный лайнер "Геркулес" и разведывательный самолет. Окончательное решение о посылке шведских самолетов в Африку должен принять парламент. Рейнфельдт надеется, что депутаты Риксдага одобрят его планы.

Вопрос об участии шведов в ливийской операции НАТО может стать примером скрепления их "боевого братства", за которым может последовать, в том числе, и присоединение Швеции к Североатлантическому альянсу. А это ведет к изменению сил у самых границ России — на Балтийском море и в Арктике.

Вот уже почти 200 лет Швеция является нейтральной страной. Однако этот нейтралитет в последнее время кажется декларативным. Шведы (как и так же внеблоковая Финляндия) участвуют в программе НАТО "Партнерство ради мира". Натовские силы все чаще проводят учения на шведской территории. Два года назад Швеция и Финляндия договорились с входящими в альянс Норвегией, Данией и Исландией о совместном патрулировании морских границ в Арктике, создании общих ВМФ и отряда быстрого реагирования.

А в начале этого года по инициативе Великобритании в Лондоне прошла встреча с участием англичан, прибалтов и представителей всех пяти стран Северной Европы. Речь на ней шла об укреплении военного сотрудничества в арктическом и балтийском регионах. Организация уже получила название "Арктическое мини-НАТО". Видимо, ее будущие контуры и станут обсуждать генсек НАТО и бывший датский премьер Расмуссен и глава шведского правительства Рейнфельдт завтра.

Многое говорит о том, что недолго осталось ждать часа, когда Швеция поступится нейтралитетом и войдет в Североатлантический блок. Если события станут развиваться подобным образом, шведы станут для НАТО не обузой, а приобретением. Само собой разумеется, что альянс получит новую страну на Балтике близ российских границ. Но этим ценность Швеции не исчерпывается.

Небольшая девятимиллионная страна имеет сильные для своих размеров армию и военно-промышленный комплекс. Еще в годы холодной войны нейтральная Швеция была десятым в мире экспортером оружия. За последние же 20 лет она и вовсе поднялась на седьмое место, продавая вооружения на сумму почти в два миллиарда долларов. Покупателями продукции шведского ВПК являются Голландия, Индия, Пакистан, ЮАР, страны Латинской Америки и даже… США и Великобритания.

Особую славу снискали себе истребители JAS 39 Gripen (те самые, что готовы лететь на бомбардировки Ливии), БМП CV90 и артиллерийские радары ARTHUR. Шведский ВПК выпускаеттакже вертолеты, подлодки, надводные корабли и радары для них, системы дальнего радиолокационного обнаружения, танки, самоходные гаубицы, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК).

Численность шведской армии составляет 25 тысяч человек, но местный Генштаб разработал план, позволяющий быстро ее удвоить. На вооружении скандинавской военной машины состоят 165 боевых и 102 вспомогательных самолета, свыше 50 надводных кораблей и пять подлодок. Примечательно, что решения о наращивании боевой мощи Швеции и активизации сотрудничества были приняты… после войны в Южной Осетии.

Так что участие Швеции в бомбардировках Ливии — возможный пробный шаг к членству в Североатлантическом альянсе или, по крайней мере, к установлению с ним особых отношений. Как это изменит положение у российских границ? Какие неприятности для России может повлечь за собой членство Швеции в НАТО? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждают военные эксперты Леонид Ивашов и Анатолий Цыганок.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем:

— Нельзя сказать, что Швеция имеет слишком уж сильную армию, способную решать сверхкрупные боевые задачи. Она больше думает о том, как поддерживать свой более высокий статус по сравнению с Норвегией и Финляндией. Последние десятилетия у нас со шведами складывалось очень неплохое сотрудничество, отношения были довольно теплыми. И шведский генерал фон Сюдов очень радовался тому, что его страна не участвовала в агрессии НАТО против Югославии. Этот факт надо отметить особо.

Однако США проводят активную политику по окружению России. Вокруг нас создается кольцо военных баз. Они есть в черноморском регионе, есть они и у наших северных рубежей. Вот американцы и приступили к обработке Швеции на предмет втягивания ее в НАТО. Похоже, политическое решение принято и шведы вступят в Североатлантический блок. Участие в бомбардировках в Ливии и создание "Арктического мини-НАТО" — шаги именно на этом пути.

Сама по себе Швеция в одиночку России вряд ли угрожает. Однако в составе НАТО она уже куда опаснее. Североатлантический альянс — это отлаженная, продуманная американцами система по окружению нас. И в этом смысле окончание эпохи шведского нейтралитета для нас неприятно.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

— На сегодняшний момент в шведском обществе нет единства по поводу возможного вступления в НАТО. Сторонники указывают на опасность, исходящую от России, противники — на издержки членства в альянсе. Однако тот факт, что шведы в последнее время тесно координируют с НАТО свои усилия, а теперь еще и самолеты в Ливию посылают, говорит о том, что "атлантический" вектор шведской политики сегодня сильнее.

Если Швеция войдет в Североатлантический альянс, это создаст России немало проблем и на Балтике, и в Арктике. Так, на севере близ наших границ появится совместная шведско-норвежская ударная группировка, теоретически способная выступить и против нашего Балтийского и Северного флотов. Сегодня НАТО наращивает свое присутствие в Арктике. И пополнение в этой связи рядов альянса Швецией — очень неприятный для нас сигнал.

В сложном механизме взаимодействия стран НАТО особую роль всегда играли две скандинавские страны — Швеция и Финляндия. Не являясь членами НАТО, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса, являясь, по сути, его форпостом у северных рубежей России.

Считается, что Евросоюз (ЕС) и НАТО — родственники. Ведь из 28 членов Альянса только 6 не входят в ЕС. Так что связь между ними кровная. И всякое колебание, тем более — потрясение в одном из них масштаба brexit, резонирует в другом. Неудивительно, что после британского референдума появились разные версии на тему, как он аукнется в Альянсе. По одной из них — ЕС ослабнет, а НАТО — укрепится.

Подобно ЕС, НАТО — структура, не ограничивающаяся прямым членством: она окружила себя разнообразными орбитами, на которые притягивает в сферу своего влияния. Существуют такие хорошо или менее известные формы сотрудничества с ним, как партнерство ради мира (ПРМ), индивидуальный партнерский план, ускоренный диалог, план действий по членству. При этом три последних можно рассматривать как подготовительные ступени к членству. Ну а Партнерство — оно и есть партнерство. В этом качестве вплоть до апреля 2014 была даже Россия. Если посчитать участников всех этих форм интеграции, то к 28 членам добавляется еще 21 страна, из которых 10 считаются кандидатами (в том числе Казахстан, Армения, Азербайджан, Молдова, не говоря уже о Грузии и Украине).

В этом сложном механизме особую роль всегда играли две скандинавские страны — Швеция и Финляндия. Она выражается в том, что, в отличие от Норвегии, не будучи членами НАТО, а будучи всего лишь участниками ПРМ, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса. Особенно Швеция.

Нейтралитет по-шведски

После поражения в войне с Россией 1808-9 годов Швеция вышла из баталий. И объявила «политику неприсоединения и нейтралитета» сакральной ценностью, которой придерживается уже более двух веков. Это — ее конституционная позиция.

Одним из атрибутов такой позиции считается наличие крепкой армии, способной к эффективной обороне. Подобно швейцарской, она строится на началах ополчения. То есть на основе краткого срока обязательной службы, но с регулярной переподготовкой. Это позволяет иметь небольшой постоянный контингент и мощный резерв. После реформы 2010, взявшей курс на профессиональную армию, ее численность сократилась примерно до 30 тыс. Но в случае конфликта можно мобилизовать от 570 до 600 тыс. человек. Шведские ВВС имеют более 160 боевых и 100 вспомогательных самолета, ВМС — 50 надводных судов и пять подлодок.

Другим условием является способность страны самой обеспечить себя оружием. И в этом шведы тоже преуспели. Ее ВПК производит практически все виды вооружения, за исключением ядерного. Начиная от винтовок Ak 5 и Ak 4 до истребителей JAS 39 Gripen. У Швеции собственные танки Strv 121 и Strv 122 и самоходные артиллерийские установки (в этом году военные приняли на вооружение первую серийную партию 155-мм САУ «Арчер» — совместная разработка с Норвегией, которая придет на смену буксируемой гаубице FH-77), переносные зенитно-ракетные комплексы, артиллерийские и морские радары.

Судоверфи страны выпускают военные корабли, включая корветы класса Visby и подводные лодки. Качество дизельных субмарин Gotland с двигателем Стирлинга столь высоко, что их даже на год арендовали американцы. Швеция является седьмым в мире экспортером оружия. Среди покупателей Норвегия, Нидерланды, Индия, ЮАР...и даже США и Великобритания.

Впрочем, в кругах шведского истеблишмента в последнее время зреет мнение, что в случае столкновения с Россией она вряд ли сможет сама себя защитить. И даже продержаться до прихода помощи. Да и придет ли она вообще?

— Мы не в состоянии защитить себя в случае нападения русской армии. НАТО же ясно дала понять, что Швеция не может рассчитывать на военную помощь, если не будет являться членом организации. Мы не можем больше закрывать глаза на эту ситуацию. — говорится в заявлении либеральной Партии Центра.

И это притом, что, будучи страной внеблоковой, Швеция, однако, вряд ли может считаться нейтральной. Ее отношение к Альянсу — и на словах, и в поведении — всегда было заинтересованным. Вместе с финнами она сразу же (в 1994) подписалась под платформой ПМР, а в 2006 вошла в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. При этом активность ее участия в таких структурах всегда несколько зашкаливала за дипломатические рамки. Как в части географии: Афганистан, Ирак, Босния, Косово, Ливия, Конго и т.д., так и по ее интенсивности. Например, во время натовской операции в Ливии она занималась уже отнюдь не миротворческой деятельностью. Ее самолеты Griрen и Gulfstream IV совершили более 570 вылетов и обеспечили треть разведывательной информации (2,7 тыс. донесений). Это участие, в сущности, проводилось под полным патронажем НАТО — от размещения шведских самолетов на его военной базе на Сицилии до полной координации всех действий с его командованием.

Примечательно, что решение о применении ВВС за пределами страны легко проскользнуло через парламент, поскольку общественное мнение было враждебным к Кадаффи.

Особая роль Швеции во взаимоотношениях с НАТО проявляется и в форме созданного еще в 2009 г. Северного оборонного сотрудничества (Nordic Defence Cooperation — NORDEFCO), куда входят, помимо ее и Финляндии, три члена НАТО ( , ). Особенно интересна ее роль в качестве военного куратора стран Балтии. Не парадоксально ли, что, не будучи членом Альянса, шведы не только обеспечивают львиную долю поставок вооружения трем ее членам, но и занимаются реформированием их вооруженных сил под натовские стандарты!

Так что как часть Западного мира Швеция всегда консолидировалась с ним, а Россию рассматривала лишь как соседа, с которым стоит быть в добрых отношениях. И когда случился Крымнаш, она, не колеблясь, осудила Москву, присоединившись к санкциям. Реакция на новую ситуацию проявилась во множестве шагов. Вот только некоторые из них.

В апреле 2014 года скандинавские страны — , Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия — подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Этот пакт уже прозвали «Атлантическим мини-НАТО».

Шведы и финны одновременно запустили проекты милитаризации своих островов — Готланда и Аландских соответственно. Финский военный министр Юсси Ниинисте напрямую связал решение о размещении войск там с украинским кризисом и аннексией Крыма.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

25 мая с.г. Риксдаг ратифицировал договор с НАТО о сотрудничестве, согласно которому его военные допускаются для участия в учениях на шведской территории. Кроме того, в случае начала войны в регионе Стокгольм готов одобрить размещение контингента НАТО.

Со своей стороны Россия, впавшая в имперско-реваншистскую истерику, ответила угрозами и демонстрацией силы. Полеты российских самолетов в провокационной близости от шведского воздушного пространства стали едва ли не повседневной забавой. Чего стоит, например, инцидент в июле прошлого года, когда были подняты в небо истребители для перехвата двух российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М вблизи острова .

Другой темой «выяснения отношений» стали российские субмарины, якобы шныряющие в шведских водах и обнаруживаемые то там, то здесь. В частности, вспомним ажиотаж в октябре 2014, когда в операции в зоне Стокгольмского архипелага была задействована целая флотилия. Чаще всего такие истории заканчиваются либо признанием в ложной тревоге, либо концы канут в воду, но сами по себе и мания куража, и мания преследования свидетельствуют о резком повышении градуса напряженности в отношениях двух стран.

Более резким стал и язык дипломатического общения. Когда в сентябре прошлого года пресс-дама российского МИД Мария Захарова предупредила о военно-политических последствиях присоединения к НАТО, шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему шведская дама — министр Маргот Валльстрем сделала внушение: «Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности» — объяснила она.

Это отразилось и на настроениях рядовых шведов. Социологи отмечают рост числа «атлантистов»: их стало около 40%. Но всё же пока они в меньшинстве. Поэтому голоса «атлантистов» публично звучат лишь на уровне отдельных партий или «частных мнений». Примером может служить предложение либералов (Партии Центра) пересмотреть нейтральный статус страны. А власти продолжают повторять мантру о приверженности табу на военные блоки. Оно подтверждено и в программе нынешнего правительственного кабинета Стефана Левена. Эту установку он подтверждает и сейчас, объясняя тем, что Риксдаг все равно не утвердил бы вхождение в НАТО.

Примечательно, что даже после утверждения парламентом договора о сотрудничестве с НАТО нынешний военный министр Петер Хульквист счел нужным заверить:

— Эта сделка не изменит ни наших отношений с НАТО, ни основ нашей оборонной политики. Мы не будем вступать ни в какие альянсы, и ни один солдат НАТО не ступит на шведскую землю без приглашения.

Нейтралитет по-фински

Еще сложней ситуация в Финляндии. Казалось бы, историческая память, причем совсем свежая, должна толкать финнов навстречу НАТО гораздо сильней, чем шведов. Однако вместо обид и старых счетов в послевоенный концепт они заложили внеблоковую парадигму с еще большей основательностью, чем их сосед. Со своей стороны, СССР и Россия поспособствовали тому, чтобы превратить «дружбу с Финляндией» в эталон двусторонних отношений.

Договор 1948 и его новая редакция 1991 года позволили финнам сохранить себя как часть западного мира. И одновременно получить ренту в виде обильных заказов для своей промышленности и сырье для нее по бросовым ценам, по совокупности немало способствующими «финскому экономическому чуду». Такой опыт закрепил в сознании упертых по характеру финнов убеждение, что именно «нейтралитет» является гарантом их безопасности.

Как и в Швеции, Крымнаш стал катализатором порчи этих отношений. Тогдашний премьер Юрки Катайнен (2011-2014) заявил в марте 2014 в интервью немецкой газете Der Tagesspiegel, что его страна не является нейтральной стороной российско-украинского конфликта.

Более того, он едко прокомментировал совет Генри Киссинджера Украине придерживаться «финляндизации» и сохранять нейтралитет. Он сказал, что Киссинджер видит Финляндию страной времен холодной войны, хотя она уже почти двадцать лет входит в ЕС. «Мы больше не занимаем нейтральную позицию, хоть и не входим ни в какой военный союз», — сказал он. Катайнен добавил также, что Финляндия рассматривает возможность вступить в НАТО в качестве полноправного члена, и решение о вступлении в североатлантический союз не зависит от желания страны сохранить хорошие отношения с Россией.

Социологи (в частности, из агентства Taloustutkimus) зафиксировали, что Крымнаш отразился и на отношении к НАТО. Число «атлантистов» подросло. Особенно это заметно среди офицерства (до 50%). Но в целом абсолютная доля их остается еще ниже, чем в Швеции (рост с 20 до 30%).

И это является главной причиной того, что политическая элита все еще проявляет сдержанность в части смены курса. Парадокс состоит в том, что даже будучи «атлантистами» (а к таковым можно отнести и бывшего премьера Александра Стубба (2014-15) с его военным министром Карлом Хаглундом, и нынешнего президента Саули Нийнисте), ее представители, встав у руля, вынуждены подтверждая верность классическому курсу.

«Пусть лично я и выступаю за членство моей страны в НАТО, однако не думаю, что для этого наступил подходящий момент. К тому же надо понимать, что эту идею одобряют лишь 25% финнов», — заявил Стубб, придя к власти. На выборах 2006 Нийнисте агитировал за НАТО. Но тогда победил нейтрал Таря Халонен. А сегодня в ранге президента он вынужден объяснять «младшим братьям» эстонцам, что такой вопрос можно решать только путем референдума. Только какой смысл его затевать, когда отрицательный ответ итак очевиден. Поэтому президент считает, что благоприятный момент для вступления в НАТО был в начале 90-х. Но он был упущен.

Вот и нынешний премьер Юха Сипиля настроен весьма скептически: «Маленькие страны не так часто меняют свои базовые политические принципы, долгосрочность для них более значима, чем для крупных государств», — заявил он в одном из своих интервью.

Однако сегодня, как и в шведском случае, внеблоковость Финляндии вовсе не означает ее нейтралитет. Как и Швеция, она вступила и в ЕС, и присоединилась к ПРМ, а в 1997 — к Совету Евроатлантического сотрудничества в качестве страны-партнера. Соответственно, как и шведы, финны добросовестно отправляли своих солдат в самые разные миротворческие миссии НАТО и ЕС. А ее армия по оценкам экспертов полностью соответствует натовским стандартам.

Кстати, финская армия оценивается экспертами как более мощная, чем шведская. В ней 35 тыс. чел. регулярных сил и до 900 тыс. резерва, 60 боевых самолетов (истребители — финская калька американского FA-18 Hornet), около 250 танков и других боевых машин, более 40 судов. Правда, техника в основном импортная, а флот намного уступают шведскому (в основном катера и полное отсутствие подводных лодок). Но этих сил едва ли достаточно, чтобы выдержать вторжение со стороны России. Поэтому приобщение к 3,3-миллионным силам НАТО, конечно, тот весомый аргумент, который используют «атлантисты».

Ну и...

Так насколько вероятно продвижение НАТО к России с севера? Этот вопрос в который раз уже задают себе и авторы специального доклада финского МИД, в котором по полочкам разложен пасьянс «за» и «против» НАТО. Как и в нашем раскладе, в нем, в сущности, аргумент «против» лишь один. Но он свинцово перетягивает все «за»: скандинавы боятся и не хотят ссориться с Россией. Уходя от прямого ответа, авторы текста заключают его в форме пожелания: если уж входить, то непременно нужно вместе со шведами.

Это, кстати, фиксируют и понимают с той стороны, что проявляется в сочетании все более страшных пугалок с советами быть с соседями помягче и повежливее. Практически это выражается в рекомендации не сильно распространяться на счет активности участия соседей в натовских мероприятиях. Мол, чем бы ни тешились, лишь бы не перешли красные метки.

Метки имеются в виду две. Невступление. И табу на размещение натовских баз.

Эти две метки, особенно — вторая, и есть психологические и политические табу, которые вгрызлись в менталитет шведов и финнов. И пока нет признаков того, что в ближайшей перспективе со стороны скандинавских элит последуют какие-то резкие движения в части формализации отношений — просто потому, что они не получат электоральной поддержки.

Другой вопрос — насчет нейтралитета. Но как явствует из реальной практики, его давно уже де факто не существует. И тут возможны самые тесные формы «работы с НАТО», не будучи в нем. Причем, возможно, даже с тайного одобрения самого Брюсселя. Ведь вступление Швеции и Финляндии чревато реальной военной конфронтацией, которая в Европе никому не нужна. Но есть ведь еще американский игрок.

Правообладатель иллюстрации AFP

Шведские военные . Финские - на демилитаризованных Аландских островах.

Эти территории долгие годы были вдалеке от очагов напряженности, но теперь Балтика, на четверть века забывшая о холодной войне, похоже, опять становится местом противостояния России и Запада.

В докладе генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по итогам 2015 года говорится, что за последние три года Россия провела как минимум 18 крупномасштабных учений, в каждом из которых участвовало до 100 тысяч военных.

В ходе некоторых из учений отрабатывался ядерный удар по союзникам и партнерам НАТО, говорится в докладе. В качестве примера приводится как раз отработка военных действий против Швеции.

В России, в свою очередь, говорят, что эти страны стремительно сближаются с блоком НАТО, который в Кремле снова считают главной угрозой.

На случай войны

Разговоры о движении Швеции и Финляндии в направлении НАТО идут уже несколько лет.

В апреле 2014 года скандинавские страны - Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия - подписали документ о более тесном военном сотрудничестве.

Этот документ не имеет статуса соглашения, обязательного к выполнению, но уже тогда заговорили о сближении двух нейтральных стран, Швеции и Финляндии, с Североатлантическим альянсом, в котором состоят остальные подписанты этой декларации.

Милитаризация островов в Балтийском море двумя нейтральными государствами обсуждается формально в рамках укрепления национальной обороны.

Более того - там не планируется размещать крупные силы, но в случае угрозы гарнизоны можно быстро пополнить.

Многие эксперты считают, что, учитывая подписанную декларацию, а также участие Швеции и Финляндии в различных учениях в рамках Альянса, в случае войны эти страны как минимум предоставят свою территорию, военные объекты для войск НАТО.

Угроза с Запада

В России НАТО официально считается главной угрозой безопасности страны. Этот тезис содержится в утвержденной Владимиром Путиным в последний день 2015 года обновленной стратегии национальной безопасности.

В начале декабря, выступая на расширенной коллегии в министерстве обороны, министр Сергей Шойгу сразу же заговорил об опасности расширения НАТО.

"Только за этот год в странах Балтии, Польше, Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в 8 раз, а по количеству военнослужащих - в 13", - сказал министр.

По его словам, сегодня активно готовятся к вступлению в блок Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия, Украина.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Финляндия, как и Швеция, участвует не только в натовских маневрах, но также готовится самостоятельно оборонять свою территорию

Отдельно министр обороны России упомянул Финляндию, Швецию, Сербию и Молдавию, которые, по его словам, вовлекаются в сферу интересов альянса.

В январе стало известно, что Западном военном округе Россия в дополнение к 1-й танковой армии, которую также создают на этом направлении.

Нервозность в отношениях Москвы и Стокгольма из-за сотрудничества Швеции с Альянсом проявилась в начале сентября. Тогда представитель МИД России Мария Захарова сделала заявление, предупредив Швецию о возможных последствиях.

"Присоединение Швеции к НАТО имело бы военно-политические и внешнеполитические последствия, которые потребовали бы необходимых ответных шагов с российской стороны, - заявила она, - Мы по-прежнему рассматриваем политику неучастия Швеции в военных блоках как важный фактор обеспечения стабильности на севере Европы".

В ответ шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему было заявлено, что подобные угрозы российских властей абсолютно неприемлемы.

"Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности", - сказала министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрем.

Под впечатлением от Крыма

Хотя Швеция и Финляндия по сей день не являются членами НАТО, с Североатлантическим союзом их связывает тесное сотрудничество.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

И Финляндия, и Швеция крайне серьезно относятся к возросшей активности российских вооруженных сил на северо-востоке Европы, однако сильным импульсом для собственных действий по укреплению обороны стала внезапная аннексия Крыма.

"Мы предвидели возможность аннексии Крыма? Мы понимали, что они собирались начать что-то на востоке Украины?" – задавал риторические вопросы в интервью Би-би-си верховный командующий шведскими вооруженными силами Микаэль Бюден.

Загрузка...