Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Икона Божией Матери «Иверская»: молитва, история, значения, в чем помогает. Иверская икона Божьей Матери и её первые списки в России

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.

Обретение Иверской иконы Богородицы

В IX веке правление Византией императором Феофилом (813-843 годы) стало жестоким временем испытаний для молодой христианской веры, периодом угнетения и уничтожения святых икон. Божественные образы забирали из монашеских обителей, из домов христиан, а затем разжигали на улицах костры, бросали реликвии в огонь. Изображение Богоматери как святыню хранила у себя дома благочестивая вдова, жившая неподалеку от города Никеи. Однажды к ней также пришли воины императора-иконоборца. Один из жестокосердых ударил богородичную икону мечом, и все увидели, как из повреждения на доске потекла кровь. В ужасе наемники отступили, а ударивший пал на колени. Когда растерянные воины покинули дом, женщина решила надежно скрыть икону, чтобы спасти ее от других варваров.

Благочестивая женщина пошла к морю и опустила на воду святой лик. Икона не утонула, а удивительно поплыла по волнам в вертикальном положении. Сын вдовы видел это, после он отправился на Афон, где посвятил себя иночеству. Благодаря его рассказам и свидетельствам предание о чудесной иконе Божией Матери сохранилось.

Прошло много лет, одного дня (1004 года) святой образ Богоматери, окруженный «столпом огненным», появился на море недалеко от Иверской монашеской обители, что на горе Афон. Тогда в Иверском монастыре проживал старец-подвижник по имени Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Дни и ночи он посвящал изучению святых книг, а питался ключевой водой и горными травами. К нему во сне пришла Пречистая, повелела сказать братии и настоятелям, что дает обители свою святую икону для заступничества и помощи. Далее Богородица велела старцу без страха и опаски пойти прямо по воде к иконе. Гавриил выполнил наказ. С молитвой, верой он прошел, ступая просто по поверхности водной глади, взял чудесную икону, а затем вынес ее на сушу.

Пришедшие крестным ходом монахи внесли образ в обитель и поместили его в алтарь. Но утром следующего дня иконы на месте не оказалось. После безрезультатных поисков святой лик, к всеобщему удивлению, был обнаружен на стене выше монастырских ворот. Его вернули, но наутро все повторилось. И вновь явилась преподобному Гавриилу Пресвятая Богородица. Сказала передать монахам и игумену, что не им хранить Матерь Божию, а она сама явилась, чтобы быть хранительницей. А еще, пока святая икона с обителью, а монахи будут трудолюбивы и добродетельны, не оскудеет для них милость Господа.

Иноки поняли, что чудодейственный образ сам выбрал себе место. Икону разместили в киоте над входом, а вскоре соорудили специально для нее небольшой храм возле врат. Здесь святыня пребывает до сегодняшнего дня. Имя иконе дали по названию обители – Иверская, а также упомянули ее особенность, место пребывания, назвав «Вратарницей» (что на греческом языке звучит как «Портаитисса») .

Иверский монастырь: обитель образа Богородицы

Иверская обитель расположена в чудесном месте – на северо-восточном побережье Святой Горы. Северо-западная сторона монастыря окружена горами с густым лесом. Монастырь получил имя Иверского из-за грузинского происхождения его первых монахов, основателей. Латиняне причинили много бед святой обители, разорили ее (1259 год). С 1285 до 1306 года следовали нападения латинян и каталонцев. Монастырь был в упадке до конца XVI века.

XVII столетие ознаменовалось возрождением Иверского монастыря. К XIX веку политические перевороты изменили расстановку сил, грузин на востоке становилось все меньше. Управлять обителью стали исключительно греки.

Оригинал Иверской иконы Богородицы ни разу не вывозили из обители, святой лик всегда находится на Афоне, в Иверском монастыре. Но по обращениям, молитвам монахи-изографы пишут списки и предоставляют их храмам, монастырям, мирянам. Только три раза каждый год «Вратарницу» выносят из храма:

  1. Перед Христовым Рождеством (после 21.00) монахи с почетом переносят образ в собор и оставляют там до первого понедельника после празднования Собора Иоанна Крестителя.
  2. В день вторника Пасхальной недели иноки совершают крестный ход внутри монастыря.
  3. На празднование Успения Пресвятой Божией Матери.

Афонское предание гласит, что перед Вторым Пришествием Иверский образ Приснодевы покинет обитель на Афоне. Об этом поведал преподобный Нил (Мироточивый), который являлся монаху Феофану (1813-1819 годы).

Почитание Иверской иконы Богородицы на Руси

История старинной реликвии на Руси начинается с посещения Москвы игуменом Иверской обители архимандритом Пахомием. Монах прибыл в столицу, собирая пожертвования. Узнав о чудесной иконе, царь Алексей Михайлович (Романов) пригласил (середина XVII века) иверских иноков посетить Россию, а архимандрит Никон просил о даровании извода святыни.

Готовя копию русскому царю, иверский иконограф иеромонах, имя которого Ямвлих Романов, соблюдал строгий пост, а другие иноки усердно молились. Список иконы был выполнен идентично оригинальному изображению, соблюдены все размеры. Прибыв в Москву 13 октября 1648 года, иверские монахи (экклисиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин, келарь Игнатий) подарили царю, вышедшему с торжественной процессией навстречу, копию образа Иверской Божьей Матери. В ответ на молитвы чудотворная святыня помогла излечить царскую дочь. Желая отблагодарить Царицу Небесную и Иверских иноков за чудо, русский царь выделил им обитель Святого Николая, расположенную в центре Москвы.

Сначала Вратарницу с почетом вручили Успенскому собору Кремля. Затем передали церкви при доме царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году, отправляясь в военный поход, государь взял икону с собой. Сражение под Вязьмой завершилось разгромом вражеских польских войск. В благодарность за одержанную победу Алексей Михайлович поставил Иверский богородичный образ в Смоленском соборе на территории Новодевичьего монастыря. В XVI-XVII веках храм являлся местом «царского богомолья».

Слава об Иверской иконе быстро разошлась по Руси. Появились новые списки:

  • В 1656 году благодаря деятельности Патриарха Никона доставили второй афонский извод Вратарницы для обустройства Валдайской Иверской обители.
  • В 1669 году возвели еще одну московскую (Иверскую) часовню. Место для нее выбрали у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь разместили список Иверской иконы Богоматери, написанный в Москве с афонского образа (Новодевичьего монастыря). Новое изображение имело немного больший размер. Сейчас его можно увидеть в Воскресенском храме, что в Сокольниках.
  • Также копия святого образа есть в Третьяковской галерее. Ранее икона находилась в Иверской часовне. Ее брали для молебнов на дому тяжелобольных. Чтобы богородичный лик удобно было транспортировать, внизу сделаны петли.


Днями празднования святой Иверской иконы Богоматери являются:

  • 12 февраля (по старому стилю 25 февраля), во вторник Пасхальной недели в честь явления святыни на Афоне.
  • 13 октября (по старому стилю 26 октября) появление в Москве (1648 год) чудотворного афонского списка образа, дара царю Алексею Михайловичу.

Традиции написания Иверского образа Божьей Матери

Иверская икона Богородицы является особым вариантом иконографического типа «Одигитрии». В византийском искусстве писания он получил название «Милостивая». Изображение наносят на доску вытянутой формы. При этом фигуры Богородицы и Богомладенца заполняют практически всю поверхность. Царица Небесная написана по пояс, ее голова слегка склонена в сторону Христа. Правая рука Девы Марии в молитвенном движении приподнята до уровня груди.

Богомладенец прямо и высоко расположен на левой руке Божьей Матери. Его голова немного откинута назад в повороте к Богородице. Правая рука Христа направлена к руке Матери в двуперстном благословляющем жесте. Левой рукой Иисус удерживает свиток, который вертикально опирается на колено.

Характерной чертой Иверской иконы представляется особое расположение рук Девы Марии, а также повторяющиеся полукруглые складки одежды Богоматери. Эти детали визуально создают определенное место для Божественного Младенца, напоминающее трон. Изображение полностью отвечает поэтической и богословской византийской трактовке образа Пресвятой Богородицы. Она есть вместилище, храм Невместимого. Эта черта четко наблюдается в произведениях искусства Византии периода XI-XII веков.

Прослеживается своеобразная иконопись в изображении святых ликов. У Богоматери и Иисуса массивные, крупные черты, миндалевидные широко раскрытые глаза; взгляд направлен вперед. Мать и Сын имеют сосредоточенное выражение лиц. Обязательной чертой Пречистой является изображение на правой щеке (ланите) раны, нанесенной рукой воина-иконоборца, из которой сочится кровь.

Копии, написанные монахами Иверского монастыря, не отличаются от оригинала ни размерами, ни изображением. На иконе мастер оставлял автограф на греческом языке. (Например, что эту икону писал Ямвлих Романов, который живет в Иверской келье. Лето 7156). Над головой Девы Марии между двумя ангелами слова «Вратарница Иверская», возле правого плеча – «Милующая». В начале XVI века для иконы из золота и серебра грузинские мастера изготовили драгоценный чеканный оклад. Он полностью покрывал образ, оставляя открытыми только лики Богородицы и Младенца Христа. Украшение точно повторяет иконографию древнего образа, но на полях накладка дополнена чеканными изображениями 12 апостолов.

В чем поможет Иверский лик Богоматери

К Иверской иконе Божией Матери люди приходят с проблемами, бедами, просят о помощи, разрешении дилемм, пр. Прежде всего, Богородица – Великая утешительница, она уменьшит скорби, направит на верный путь. Сельским жителям можно молиться о хорошем будущем урожае, о том, чтобы земля была плодородной.

Само название «Вратарница» говорит о том, что икона оберегает домашний очаг, дом, помогает защитить его от врагов, пожара, отвернет от дома недоброжелателей и напасти. Поэтому держать образ лучше у входа в дом, квартиру или офис.

Чудотворный образ, если нужно, способен вразумить и самих хозяев дома. Старая притча рассказывает историю о голодном путнике, который решил в монастыре поискать пристанища на одну ночь. Время для обители было нелегкое, и привратник решил взять плату с человека. Денег у него не было, поэтому остался путник без пищи и крова. Продолжая свой путь, он повстречал женщину, которая дала ему золотую монету. Бедняк обрадовался и вернулся к монахам, чтобы поесть за плату. Когда иноки взяли монету, поразились. Точно такими же был украшен оклад Иверской иконы. И поняли они – сама Богородица пожалела бедняка, пристыдив их.

Раскаялись иноки, захотели угостить путника, да только все их продукты испортились. С тех пор больше никогда монахи не брали денег за кров, хлеб и воду. Они радушно встречают своих гостей, угощая их ракией, фруктами, сладким лукумом.


Наверняка, каждому глубоко верующему представителю православной конфессии немало известно об Иверской . От чего помогает, где вешать образ в доме лучше и правда ли с её помощью можно выйти замуж, узнайте далее.

Значение святыни в православном мире

Еще в 10 столетии в одном из афонских монастырей возникла та самая чудотворная икона. О её бесспорном значении в жизни священнослужителей и простых людей можно сказать очень много. На протяжении стольких веков подряд она является святыней, оберегающей от неудач в любых начинаниях, сокровищницей, защитницей от разных болезней.

Называют святой образ по-разному – Привратница, Портаитисса, Вратарница. Все эти имена связаны с предысторией иконы. Важно сказать и о главной характерной черте именно этого лика Пресвятой Богородицы. На правой щеке Богоматери, присматриваясь внимательнее, можно рассмотреть кровавую струйку.

Прямым предназначением икон является вселение в человеческие души веры. Прося помощи и заступничества каждый раз при обращении к Иверской Иконе Божьей Матери, от чего помогает она важно предварительно узнать. Образ Богородицы, как и другие лики святых, можно по праву считать прямыми посредниками между Богом и человеком. А поскольку Богоматерь имеет множество изображений, значений и имен, то и назначение каждого образа заключается в чем-то конкретном. Значением же Иверской Богородицы является защита жилища, оберег от врагов, покровительство женским делам и избавление от недугов различного происхождения.

История святого образа берет свое начало еще со времен Иисуса Христа. Авторство работы приписывают Луке – один из первых иконописцев, изобразивших Богородицу на руках с младенцем в скорбящем виде.



Предание о появлении чудотворной иконы

Происхождение иконы является чудесным и заслуживает детального рассмотрения. По преданию христиан, начинается история с рассказа о вдове, проживающей давным-давно поблизости от города Никея, что в Малой Азии. Женщина жила по религиозным законам, была верующим благочестивым человеком, которому удалось привить христианскую веру и собственному сыну.

Иверская икона Божьей Матери (от чего помогает, фото образа должны быть знакомы каждому верующему человеку) хранилась в её доме. Император Феофил, всячески преследующий христиан, ставил своей основной задачей лишить людей предметов, подпитывающих веру и дух убеждений. Однажды надсмотрщики заявились и в дом к вдове. Обнаружив святыню, один из них пронзил изображение копьем. Однако тут же упал на колени и раскаялся в содеянном, поскольку сразу же заметил, что по щеке Богоматери потекла кровь. Он решил спасти реликвию и рассказал женщине, что ей необходимо для этого сделать.

Прочитав несколько молитв подряд, вдова отправилась к морскому берегу в ночное время и пустила образ в плаванье по волнам. Икона проплыла некоторое время, после чего волнами она была прибита к монастырю на Святой Горе. Монахи Иверского монастыря, расположенного там же, сразу заметили странное свечение. Кроме того, от него к самому небу исходил столп огня. В течение нескольких дней продолжалось это удивительное явление. Поборов свои опасения, монахи решили, во что бы то ни стало, узнать, что же происходит на самом деле, и поплыли на лодке.
Обнаружив у берега невероятную икону, они захотели тотчас же достать её из воды. Однако их попытки не увенчались успехом. Святыня как будто специально отплывала от них в сторону при малейшем приближении.



Вернувшись в храм с пустыми руками, они приступили к молебну, в котором просили Богородицу помочь им обрести святой образ. В следующую ночь Пресвятая Матерь Божья пришла во сне к одному из старцев – Гавриилу, сказав, что готова подарить афонской обители свой лик. Наутро иноки решили снова попытать счастья и попробовать достать из воды Иверскую икону Божьей Матери (от чего помогает, Акафист образу поможет понять любому).

Гавриил лично отправился в воду, и ему удалось с благословением принять в руки чудотворный лик, после чего с почестями образ был помещен в монастыре. Однако здесь чудеса продолжались. Несколько раз подряд помещая реликвию в храм, на следующий день монахи обнаруживали её над воротами в монастырь. И вскоре Богородица снова пришла во сне к Гавриилу и пояснила, что не желает быть охраняемой, она хочет сама охранять обитель иноков. И пока находиться святой образ будет на территории монастыря, благополучие и милость Господняя будут сопутствовать всем молящимся здесь. В честь такого иконы иноки возвели над вратами церковь, в которую и смогли определить лик.

По прошествии долгих лет в обители случайно очутился и сын бывшей хозяйки иконы. И он узнал фамильную христианскую реликвию. Более тысячи лет сберегается Иверская икона Божьей Матери (от чего помогает, видео расскажет более подробно, в т.ч. как правильно молиться) на территории монастыря. Образ, будучи почитаемым хранителем своей обители, получил свое именование, естественно, с названия монастыря.

Имеет такую же мощную силу, как и просьбы к данной иконе.

Предназначение святыни

За время существования образа в храме, её внешний вид претерпел некоторые изменения. Во-первых, изображение получило серебряное обрамление. Во-вторых, местные иконописцы оставили открытыми и визуально доступными только обличия Богоматери и Младенца на ее руках. Множество случаев известны истории о том, что Богородица приходила на спасение к монахам, избавляя их в тяжелые времена от голодной смерти, различных заболеваний и наступления врагов, стремившихся поработить родные земли.



Заслуживает отдельного внимания и монастырь, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери. От чего помогает (выйти замуж или избавиться от болезни) еще тогда узнали настоятели храма. Одна из около двух десятков святейших храмов, эта обитель располагается на горе Афон, что на одноименном греческом полуострове. Основателями монастыря были грузины, преподобный Гавриил был той же национальности. К тому же, само название храма имеет непосредственную связь с грузинскими корнями настоятелей.

На сегодняшний день полуостров называют Ибирон, а образ Иверсокй иконы Божьей Матери зовут Портаитиссой, что в переводе с греческого означает «Привратница». Здесь обитают около 30 монахов. Дважды в год на крупные религиозные праздники они совершают торжественные шествия вокруг монастыря. В праздники выносят также и главную реликвию – Иверскую икону Божьей Матери (от чего помогает, когда празднуют образ известно не каждому, однако глубоко верующий человек просто обязан знать, что отмечают событие 26 октября), и несут её к морю, где в первый раз была обнаружена она иноками. Интересным моментом считается то, что подержать в руках «Портаитиссу» разрешают любому желающему.

Примечательно также и то, что копии чудотворной иконы были получены в России во времена правления великого царя Алексея Михайловича. Святые образы царь встречал в окружении толпы православных жителей. Один из полученных им списков был отправлен на Валдай. Вскоре там был возведен монастырь Иверский. Еще одна копия возвышается над парадными воротами в столице. Открытый доступ для к святыне практически в центре Москвы сделал ее одной из самых уважаемых, почитаемых образов Богородицы.

Иверская икона, дни памяти:
25 февраля (12 февраля по старому стилю)- в этот день произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан Афонским иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае по точному подобию Афонского.
6 мая (25 апреля по старому стилю)- второе обретение списка иконы. В 2012 году икона была торжественно передана Русской Православной Церкви и установлена на свое место в Новодевичий монастырь, где она находилась с 1648 года. В годы советской власти, после закрытия монастыря, святыня находилась в фонде Государственного Исторического музея.
26 октября (13 октября по старому стилю) — день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 году
Во вторник Светлой седмицы — по преданиям именно во вторник Светлой седмицы монахи Иверского монастыря увидели, что по воде к ним плывет икона Божьей Матери.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОБРАЗ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

Второе название этой иконы Божией Матери, Вратарница (Портаитисса). Она, как настоящий страж, стоит на защите Вас и Вашего дома и ограждает от злых действий и разрушительных мыслей.

Богоматерь через Иверский образ настоящей Матери является Заступницей нашего жилища от разных бедствий – от ограбления, потопов, пожаров и т.д.
Иверская икона помогает в исцелении душевных и телесных заболеваний, она показывает грешникам путь к раскаянию.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

После первого Вселенского собора, на котором, в том числе благодаря и приверженцы арианской ереси получили достойный отпор и в христианском мире наконец-то наступило спокойное время. Но в 9 веке пришла новая беда – появились борцы с православными образами, они просто уничтожали иконы.

В те годы в области Никея (сейчас — это Турция) жила семья православных христиан, вдова и ее сын-подросток. Женщина была не бедной и рядом со своим домом воздвигла храм, в котором была старинная икона Божьей Матери. Однажды смутьяны-иконоборцы пришли в эту церковь и начали требовать у женщины деньги. Она сказала им, что сейчас у нее нет такой суммы, услышав этот ответ, один из нападавших ударил мечом в икону по лику Божьей Матери. Вдруг по иконе, будто из живого тела, потекла кровь.
«Герои » испугались увиденного и ушли из храма, но покидая его, предупредили, что вернутся за деньгами на следующий день.

Ночью вдова с сыном взяли поврежденную икону, пошли на берег моря и прочитав молитву, положили ее на воду. Неожиданно икона встала в вертикальное положение и поплыла от берега в открытое море. Мать и сын, пораженные происходящим, смотрели на это чудо. После всего произошедшего они были вынуждены покинуть свой дом. Сын отправился в Фессалоники, потом – на Афон в Иверский монастырь, где приняв постриг, стал монахом.
Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.

Как-то раз, находясь возле монастырских ворот, недалеко от воды, старцы увидели огненный столб, поднимающийся над морем. Это зрелище напугало их. Они начали молиться Господу, но видение не исчезало, а к ночи стало еще ярче.

Наконец, монахи увидели плывущую в море икону Богородицы. Они попробовали достать ее, но когда стали приближаться к ней, икона от них отстранялась.
После нескольких неудачных попыток, монахи собрались вместе и стали молиться Господу о помощи в обретении иконы. Бог услышал их мольбы, а человеком, который доставит святыню в Иверскую обитель, избрал монаха Гавриила, который сейчас известен, как Гавриил Святогорец. Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель.
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать.

Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала » с места на место.

Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон.
С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.

Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона . На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.

Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы ».
Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов.
Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона.
В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба.

Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы.

Через ворота Иверона не могут пройти нераскаявшиеся грешники.

В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
С тех пор, по повелению Божией Матери, которая охраняет мир и покой монашествующих, Афон недоступен для посещений женщинами вот уже 1700 лет.

В России существуют два основных списка этой иконы. Один из них находится в храме Патриаршиего подворья в Переделкине. Говорят, что эти списки делались краской, которая растиралась святой водой, взятой с подлинной иконы с Нового Афона.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

ВИДЕО -ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Загрузка...