Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Марии египетской. Мари́я Египетская

Святая преподобная Мария Египетская в Православной церкви считается эталоном совершенного и искреннего покаяния. Не зря множество икон святой Марии Египетской написаны так, что по ним можно восстановить события жизни преподобной. Целая неделя Великого поста посвящена этой святой.

На Всенощном бдении пятой недели поста читается житие святой и поются тропари, кондаки (гимны) посвященные ей. В народе эту службу называют «Мариино стояние». День памяти Марии Египетской празднуют 1/14 апреля.

Жизнеописание святой

Родилась будущая преподобная в середине пятого века от Рождества Христова в Египте и с двенадцати лет убежала из дома в огромный город того времени Александрию. Девочка с головой окунулась в порочный мир портового города. Разврат ей нравился, она искренне считала, что все так проводят время и не знала другой жизни.

В течение семнадцати лет Мария жила такой жизнью, пока случайно не попала на корабль, направляющийся в Иерусалим. Большая часть пассажиров состояла из паломников. Все они мечтали попасть на Святую землю и поклониться святыни. Однако у молодой женщины были другие планы на этот счет. На корабле Мария вела себя вызывающе и продолжала соблазнять мужскую половину.

Перемена в жизни

Вместе со всеми на Святой Земле преподобная захотела войти в храм Воздвижения Креста, но необычайная сила не впустила ее внутрь. Несколько попыток не привели к удаче, и это событие так изумило ее, что присев около церкви, она задумалась о своей жизни. Случайно взгляд упал на лик Пресвятой Богородицы и сердце Марии растаяло. Она в один миг осознала весь ужас и порочность своей жизни. Святая горько сожалела о содеянном и плакала, моля Богородицу впустить ее в храм. Наконец, порог храма открылся перед ней и зайдя во внутрь, Мария Египетская припала перед Крестом Господним.

После этого случая с небольшим куском хлеба Мария ушла за реку Иордан и целых 47 лет провела в уединении и молитве. Святая 17 лет посвятила тому, что каялась и боролась с блудной страстью, оставшееся время она провела в молитве и покаянии. За два года до святой своей кончины Мария Египетская встретилась со старцем Зосимой, попросила, чтобы он причастил ее на следующий год, и когда приняла Святые Дары, вскоре отошла в иной мир в блаженном успении.

Иконы преподобной отшельницы

На иконе Марию Египетскую изображают по-разному. На одних она написана полуобнаженной, так как от долгого пребывания в пустыне вся одежда святой истлела и лишь гиматий (плащ) старца Зосимы прикрывает ее. Зачастую на таких иконах святая написана со скрещенными руками.

На другой иконе Мария Египетская держит в руке крест, а другой указывает на него. Часто пишут святую с распущенными уже седыми волосами со скрещенными на груди руками, ладони которых открыты. Этот жест означает, что святая принадлежит Христу и в то же время это символ Креста.

Положение рук на иконе Марии Египетской может быть и другим. Например, если перекрещены средний и указательный пальцы — это жест говорения. Другими словами — покаянная молитва.

Святая помогает всем, кто прибегает к ее помощи. Запутавшиеся в жизни люди, находящиеся на распутье, могут искренне помолиться преподобной и без сомнения примут помощь. Раскрытые ладони на груди, написанные на иконе Марии Египетской, означают, что она приняла благодать.

В чем помогает святая?

У Марии Египетской нужно просить прощения за свои грехи. Особенно она помогает кающимся женщинам. Но для искреннего покаяния необходимо потрудиться, пересмотреть свою жизнь, усердно молиться, не пропускать богослужения, вести праведную, по возможности, жизнь и так далее.

Еще чем помогает икона Марии Египетской? Считается, чтобы загладить вину перед кем-то, следует помолиться перед иконой святой, предварительно зажечь свечу или лампаду и искренне попросить прощение перед Богом, прося Марию Египетскую быть посредницей между кающимся и Господом.

Икона с житием Марии Египетской

Известно, что преподобная поделилась историей своей жизни со святым старцем Зосимой. Он лично лицезрел ее идущей по воде как по суше и видел стояние святой на воздухе во время молитвы.

На многих иконах Мария Египетская изображается в середине с поднятыми в молитве руками, а перед ней на коленях стоит старец Зосима, вокруг написаны фрагментами отдельные события ее жизни. Например, как она перешла Иордан как по суше, как причащалась Святых Даров, кончина преподобной и другие события. Старец Зосима также изображен несколько раз.

Известно одно предание: когда Мария Египетская скончалась, старец не мог похоронить ее, так как ему нечем было вырыть могилу в пустыне. Неожиданно появляется кроткий лев и лапами копает яму, в которую и положил старец нетленные останки святой Марии Египетской. Это событие также изображено на иконе преподобной отшельницы.

Много икон, где написано лишь одно событие из жизни святой. Например, где она принимает из рук старца Зосимы Святые Дары или где Мария Египетская переходит Иордан. Существует икона, изображающая, как святая молится Богородице и сидящему у Нее на коленях Младенцу.

Любой верующий, зная историю жизни святой преподобной Марии Египетской, любя и восхищаясь подвигом этой необычной женщины, никогда не перепутает икону святой Марии Египетской с иконой другой святой.

Эта святая считается покровительницей кающихся женщин. Если говорить о том, в чем помогает Мария Египетская, то считается, что она способствует получению истинного прощения. Но, для того чтобы просьба действительно была исполнена, необходимо соблюдать некоторые правила.

В чем помогает святая Мария Египетская?

Как уже было сказано выше, у этой святой следует просить истинного прощения за свои проступки. Для того чтобы действительно получить прощение за свой поступок, следует выполнить некоторые действия. Покой в душе, умиротворение, а также избавление от чувства вины за содеянное не придут сами по себе. Придется действительно потрудиться, а уж силы на это даст эта святая, вот в чем еще помогает икона Марии Египетской.

Считается, что при желании действительно загладить свою вину, следует найти этой святой и прочитать перед ней специальную молитву, конечно, предварительно поставив свечу. Просить у нее стоит сил на то, чтобы сделать все возможное для уменьшения последствий своего поступка. Но и это еще не все. Люди полагают, что, только начав действительно делать что-то для обиженных вами людей, можно получить содействие этой святой в получении прощения. Ну а силы на это найдутся благодаря чудодейственной силе этой святой. Вот чем действительно помогает икона Марии Египетской.

Только после искреннего раскаяния и действий по минимизации последствий своего проступка или необдуманных слов, можно ожидать того, что человек получит прощение истинное, то есть божье. Иначе, ничего не получиться.

Так ли это на самом деле, решать должен каждый сам для себя. Но в любом случае, и религия, и говорят о том, что избавиться от чувства вины можно лишь искренне раскаявшись и постаравшись сделать все, чтобы уменьшить вредоносные последствия.

– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое

Преподобная Мария Египетская, которая на примере собственной жизни продемонстрировала, что спасение может получить любой, даже самый последний отчаявшийся грешник, жила в середине V и в начале VI столетия. Мария родилась в Египте в Александрии.

С двенадцати лет девочка жила без родительского надзора и с головой окунулась в греховную жизнь. Соблазнов было много и соблазнителей не меньше. В годы юности Марии пришлось многое пережить, но близился час, когда девушке было суждено познать милость Божью.

Путь из Александрии в Иерусалим

Однажды она присоединилась к группе паломников, которые следовали в Святую Землю. Так и началось ее путешествие к благости и спасению. В Иерусалим они прибыли на корабле. Мария держалась паломников, которые следовали в храм Воскресения Христова. Все прибывшие проследовали внутрь. За исключением Марии, которая и шагу не могла ступить, будто ее удерживала какая-то невидимая, но необычайно сильная рука.

Через много лет после этого Мария расскажет старцу Зосиме о своей попытке войти в храм. «Грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой».

Самое значимое, что происходило с юной грешницей в эти мгновения, снаружи не было заметно. Начало духовного перерождения происходило внутри. Мария внезапно осознала все свои грехи и в ней зародилось непреодолимое желание изменить свою жизнь. В дверном проеме храма сбоку Мария заметила икону Богородицы. Девушка начала молиться и просить ее помощи. Внезапно она ощутила, как-будто пелена спала с ее тела и почувствовала, что больше ничего не мешает ей войти внутрь храма.

Первые минуты просветления принесли свои плоды. О чем Мария молилась перед Богородицей в тот день, она исполнила и даже более того. Когда Мария молилась в храме, она услышала внутренний голос, который сообщил ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Мария поняла, что ее молитва принята и отправилась в пустыню. Она вышла из храма. Незнакомец подал ей милостыню - три медные монеты. На них Мария купила себе хлеб.

Из Иерусалима она отправилась в Иорданскую пустыню и провела там практически в полном уединении почти половину столетия. Все эти годы она провела, соблюдая пост и молитву. Суровые аскезы очистили ее сердце и позволили превратить его в достойную обитель для Святого Духа. Подробнее о правилах читайте в разделе . Напомним, что память о Марии Египетской совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста. В 2019 году — 14 апреля.

Старец Зосима и путешествие в пустыню

Кто в полной мере в то время смог оценить великие подвиги, совершенные Марией, так это святой старец Зосима, который жил в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи. По внутреннему зову он направился в Иорданскую пустыню, где и состоялась его встреча со святой, которую позже стали называть Марией Египетской. Их встреча состоялась, когда Мария уже была глубокой старицей. Зосима, который сам отличался высоким духовным уровнем, был поражен ее святостью и обретенным даром прозорливости.

По преданию, однажды он увидел Марию Египетскую, когда та во время молитвы возвысилась над землей, в другой раз - когда святая пересекала реку Иордан, передвигаясь, подобно Иисусу Христу по воде, словно по суше. Зосиме было суждено впоследствии проводить ее в последний путь. Мария попросила его прийти спустя год после последней встречи, чтобы совершить причащение. Однако, Зосима не застал святую в живых. Останки святой Марии Египетской он похоронил в пустыне. Предание гласит, что захоронение для святой своими лапами вырыл лев. В образовавшуюся яму Зосима и поместил останки святой. Большинство источников сходятся во мнении, что это произошло в 521 году.

Этот день старец Зосима впоследствии часто вспоминал. Но еще больше первую встречу с Марией Египетской. В монастыре, где в последнее время находился Зосима, существовал обычай. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и земные поклоны, старцы брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?» открывали монастырские ворота и уходили в пустыню, прихватив с собой немного пищи. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и молится. Так же поступил и Зосима.

Знаковая встреча с Марией Египетской

Старец шел по бесконечной пустыне уже длительное время. Он перешел Иордан. Вокруг ни души и внезапно на горизонте показалась человеческая фигура. Старец направился в сторону, где заметил человека. Но настичь его никак не удавалось. Зосима закричал, призывая незнакомца остановиться, рассчитывая увидеть монаха, который удалился так далеко в пустыню для молитвы и покаяния. К его удивлению путник ответил женским голосом, сообщив, что святому старцу Зосиме не следует приближаться к такой великой грешнице, которая столько лет прожила в блуде и всяческом грехе.

Зосима, заметно обессиленный за двадцать дней пребывания в пустыне, с трудом поспевал за загадочной путницей. «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем», — кричал он. Мария ответила ему, что полностью нага и не смеет показаться перед святым. Она попросила старца перебросить ей свой плащ, чтобы скрыть наготу и приблизиться к старцу. Зосима сразу понял, что имеет дело со святой, которой удалось достичь такого высокого духовного уровня и очищения, поскольку Мария, обладая даром прозорливости, сразу обратилась к нему по имени.

В беседе Мария сообщила ему еще множество других фактов из его биографии. «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары», — обратилась к нему Мария. На это старец Зосима ответил: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня. Господа ради». Мария Египетская согласилась совершить молитву. Старец Зосима увидел, как святая, совершая молитву, вознеслась над поверхностью земли. Зосима пал ниц и ничего не мог произнести, кроме как: «Господи, помилуй!». Вернувшись в монастырь, старец Зосима рассказал монахам и игумену о Марии Египетской. Позднее Зосима подробно изложил все, что ему довелось узнать о жизни святой Марии Египетской.

Молитва первая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва вторая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о её обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь Свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении * , поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нём есть строка, ёмкая и глубокая, передающая суть её истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершённое Богом. Вот что говорит Свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил её в пустыне ночью, эту - из великих грешниц - великую праведницу…» .

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удаётся не часто. Ведь что означают слова Свмч. Серафима, что увидел он? - Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет … Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Пётр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц - великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она - святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется всё это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» - «Сколько?» - хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и ещё больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем» , благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть ещё раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет её прошлого .

Что поражает в её житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдаёт» Богу при свидетельстве исповедающего её иерея свои грехи, сама её исповедь, обращённая и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Всё совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие её, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она ещё раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово Свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека , начавшееся ещё до его обращения, помимо его воли , через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне - найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всём её облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от неё народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Её попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее её далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что всё произошедшее с ней не случайно: её не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю её жизнь.

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни всё было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы её, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший её волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим её привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определённых планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Её привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили её. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог её видит.

Изумлённая явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала всё сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой - с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший её движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были её слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном - не отвергать её до конца, если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой осквернённой жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребёнка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А ещё через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Её отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена , что на этом самом месте Господь понёс все её грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она ещё перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдёшь через Иордан, то найдёшь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и всё ещё видя перед собой Её Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей её с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слёз, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Загрузка...