Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь. За железными столбами? Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10»

учителей начальных классов «___»__________2016г.

МБОУ «Школа №10» ________ К.В.Павловский

от «___»_____2016г. _______И.В. Курилова приказ № от «____»____2016г.

Руководитель МО

Н.Н.Остапенко

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по литературному чтению

для 4 класса

уровень изучения предмета базовый

Срок реализации 1 год

Разработчик:

Учитель начальных классов Ю.Г. Чуприна

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу предмета русский язык. КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Литературное чтение.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 247 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс / Сост. С.В. Кутявина. – 4-е изд. перераб. – М.: ВАКО, 2014.- 80 с. – (Контрольно-измерительные материалы)

4. Литературное чтение: 4 класс: Контрольно-измерительные материалы / Г.В. Шубина.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 80 с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»).

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.

Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанногои прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану,характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

    способ чтения;

    правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Оценивание навыка чтения

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Литературное чтение

Виды чтения

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вслух

25-30 слов – I-е полугодие, 35-40 слов II-е полугодие

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов

Про себя

50-60 слов

85-90 слов

115-120 слов

Наизусть *

8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

Не менее 15 стихотворений

*на усмотрение педагога

4 класс

Требования к чтению

На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст.

В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    неправильная постановка ударений (более двух);

    чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    неумение выделить основную мысль прочитанного;

    неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

    не более двух неправильных ударений;

    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    неточности при формулировке основной мысли произведения;

    нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

    правильная постановка логического ударения;

    соблюдение пауз;

    правильный выбор темпа;

    соблюдение нужной интонации;

    безошибочное чтение.

Оценка «5» – выполнены правильно все требования.

Оценка «4» не соблюдены 1 2 требования.

Оценка «3»

Оценка «2» допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

    своевременно начинать читать свои слова;

    подбирать правильную интонацию;

Оценка «5» – выполнены все требования.

Оценка «4» допущены ошибки по 1 какому-то требованию.

Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.

Оценка «2» допущены ошибки по 3 требованиям.

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» не может передать содержание прочитанного.

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению в 4 классе

Проверочная работа № 1. Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».

1. «Летописи. Былины. Жития».

1. Какое прозвище получил князь Олег?

А) Гордый

Б) Славный

2. С кем воевал Олег?

А) с греками

Б) с турками

В) с немцами

3. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?

А) от любимого коня

Б) от укуса змеи

В) от отравленного вина

4. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?

А) в восточную

Б) в западную

В) в северную

5. В какое дерево попала стрела Ильи?

6. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?

А) за женитьбу

Б) за освобождение от врагов

В) за принятие из закона

7. Где Илья нашёл сокровища?

А) под крестом

Б) в пещере

В) в лесу под деревом

8. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?

А) Кирилл

Б) Сергий

В) Варфоломей

9. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?

10. Как звали мать преподобного Сергия?

11* Объясни, что такое летопись.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Тест

«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин

«Мальчики» Л.Н.Толстой

«Детство» А.П.Чехов

    Соедини имя отчество и фамилию автора.

Чехов Александр Сергеевич

Ершов Антон Павлович

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Пётр Павлович

    По опорным словам определи название сказки.

Королевич кобылица музыкант

Царевна царь невеста

Царица братья мать

Богатыри сестра

«Мальчики»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Конек – горбунок»

    Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого Б) чёрного В) серого

    Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо Б) зеркало В) венец

    Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол Б) Соколко В) Соколик

    На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка Б) гармонь В) гусли

    В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку Б) в Индию В) в Америку

    Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер Б) мужик В) мэр города

Проверочная работа № 2 по теме: «Чудесный мир классики»

a) М.Ю. Лермонтов

b) А.С. Пушкин

c) С.А. Есенин

d) П.П. Ершов

    Укажи рассказ Л.Н. Толстого.

a) «Мальчики»

b) «Телефон»

c) «Как мужик камень убрал»

    Отметь чудо, которого не было в сказке П.П. Ершова «Конёк – Горбунок».

a) Разговор с месяцем

b) Купание Ивана в кипятке

c) Жар – птица

d) Кони с золотыми хвостами и алмазными копытами

    Отметь правильное значение слова седмица.

a) Пятница

5. Отметь произведение, к которому подходит данная пословица.

Сметлив и хитер – пятерым нос утёр.

a) «Мальчики»

b) «Детство»

c) «Как мужик камень убрал»

d) «Ашик – Кериб»

6. Отметь произведение, которое не принадлежит перу Л.Н. Толстого

a) «Детство»

b) «Как мужик камень убрал»

c) «Дары Терека»

d) «Акула»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест.

1.Узнай поэта.

Свои первые стихи он сочинил в девять лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик, так как переводил на русский язык художественные произведения с английского, немецкого и других языков. Он писал стихи для своей дочери Нины, сочинил для неё «Фейные сказки».

а) Н. А. Некрасов;

б) К. Д. Бальмонт;

в) И. А. Бунин.

2. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья:

а) с ковриком;

б ) ковром ;

в) паласом.

а ) « Полевые цветы » ;

б) «Дедушка Мазай и зайцы»;

в) «Золотое слово».

4. Узнай поэта.

Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями (например, «Коробейники», «Меж высоких хлебов»). Их поют и в наше время. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.

а) И. А. Бунин;

б) К. Д. Бальмонт;

в) Н. А. Некрасов.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов ;

в) И. А. Бунин.

6. Как зовут Некрасова?

а) Николай Александрович;

б) Никита Александрович;

в) Николай Алексеевич.

7. Как зовут Бунина?

А) Илья Алексеевич;

Б) Иван Алексеевич;

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили…

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов;

в) И. А. Бунин.

10. Какое стихотворение написал К. Д. Бальмонт?

а) «Золотое слово»;

б) «Полевые цветы»;

в) «Детство».

Проверочная работа № 3 по теме: «Поэтическая тетрадь»

1. Какое стихотворение написал Н.А. Некрасов?

□1) «Школьник»

□ 2) «Листопад»

□3) «Ещё земли печален вид...»

□4) «Бабочка»

2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки...»?

□ 1) И.А. Бунин □ 3) А.Н. Плещеев

□ 2) Е.А. Баратынский □ 4) Н.А. Некрасов

3. Узнай произведение по рифме.

Шёпот - ропот, лесов - лугов, голы - долы, зимы - холмы.

1) «В синем небе плывут над полями…»

□ 2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид...»

□ 4) «Где сладкий шёпот...»

4. Подбери синоним к слову шумный.

□1) грохочущий □ 3) скромный

□ 2) тихий □4) неслышный

5. О ком из поэтов эти строки?

От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

□ 1) об А.А. Фете □ 3) о Н.А. Некрасове

□ 2) о Ф.И. Тютчеве □4) об И.А. Бунине

6. Какое стихотворение написал А.А. Фет?

□ 1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

□ 3) «Бабочка»

□4) «Где сладкий шёпот...»

7. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот...»?

□1) Ф.И. Тютчев □ 3) И.А. Бунин

2) А.А.Фет □ 4) Е.А. Баратынский

Проверочная работа № 4. Обобщение по разделу: «Литературные сказки».

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1.Из чего была сделана табакерка?
а) из черепахи б) из золота в) из слоновой кости

2. Главного героя звали:
а) Володя б) Миша в) Алёша

3.Что было изображено на крышке табакерки?
а) лес б) чудесный сад в) город

4.Как назывался городок в табакерке?

А) Динь-динь Б) Дон- дон В) Дзынь – дзынь

5. Кто был надзирателем в городке?

А) Винтик Б) Валик В) Болтик

6. Кем была Пружинка?

А) царевна Б) королева В) принцесса

7. Перечисли жителей табакерки
а)_____________________ в)_____________________
б)_____________________ г)_____________________

8. Что почти понял Миша из своего сна?
а) отчего музыка в табакерке играет б) как приобретать новых друзей
в) что нужно много учиться и работать г) что делу время, а потехе час

9. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия б) литература в) механика

«Сказка о жабе и розе»

    Произведение «Сказка о жабе и розе» написал:

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г) С.Т. Аксаков

2. Почему мальчик весной не выходил в сад? А) был болен б) переехал в) не хотел

3. Символом света, добра, красоты в сказке является:
а). роза б) жаба

4. Что хотела сделать жаба с розой? а) сорвать б) понюхать в) съесть

5. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к … а) жабе Б) розе В) бабочке
6. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В
. Бесчувственность и равнодушие.

7. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В.
Она украсила последние минуты жизни мальчика.

«Серебряное копытце»

1. Произведение «Серебряное копытце» написал: а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г) С.Т. Аксаков 2. Сколько лет было Дарёнке?
а) 5, б) 8, в) 6
3. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий, б) Василий, в) Иван
4. Чем занимался Кокованя летом ?
а) охотился; б) добывал золото; в) лежал на печи
5. Как звали кошку Дарёнки? а) Мурка; б) Муська; в) Мурёнка
6. Кошка Мурёнка была… А) серой Б) белой В) бурой
7. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном; б) с балалайкой; в) с барабаном

8 . Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2; б) 4; в) 5

9. Какого роста козлик? А) ростом с человека б) не выше стола в) намного выше стола
10. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней; б) на левой передней; в) на правой передней

11. Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке? А) 1 Б) 2 В) 3

12. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зелёного.

Вариант 1

1. Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

2. Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»

Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4. Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

Б) Прокофьева

В) Шопена

Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

6. Укажи героев «Сказки о потерянном времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Кораблёв

Проверочная работа № 5 по теме: «Делу – время, потехе – час»

Вариант 2

1. Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

2. Кто написал «Сказку о потерянном времени»?

А) Е.Л.Шварц

Б) В.В.Голявкин

В) В.Ю.Драгунский

Г) Н.Н.Носов

3. Из какого произведения эти выражения?

Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

А) «Никакой я горчицы не ел»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Что любит Мишка»

Г) «Главные реки»

4. Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Песенки

Б) Музыку

А) у Е.Л.Шварца

Б) у Н.Н.Носова

В) у В.В.Голявкина

Г) у В.Ю.Драгунского

6. Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна

Б) Петя Зубов

Г) Кораблёв

Проверочная работа № 6 по разделу «Страна детства»

1.Соедини стрелками:

Б. С. Житков «Ёлка»

М. М. Зощенко «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский «Как я ловил человечков»

2.Как ты знаешь произведения?

    Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

а) Дима и Таня; б) Минька и Леля; в) Митька и Лиля

    Эта девочка вдохновила великого композитора.

а) Таня; б) Дагни; в) Лиля

    Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…

а) разбойником; б) писателем; в) художником

    Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

а) сыра; б) хлеба; в) леденец

    Этот инструмент мог петь обо всём.

а) пианино; б) рояль; в) гитара

3.Где это было?

    Где проводил осень Эдвард Григ?

а) в Париже; б) около Бергена; в) в Москве

    В каком городе родился К. Г. Паустовский?

    Где провёл детство Б. Житков?

а) в Париже; б) в Одессе; в) в Москве

4.Объясни значение слов:

КОРМА - ……………………………………………………………………………

БОТФОРТЫ - ………………………………………………………………………

ПОЛИРОВАТЬ - …………………………………………………………………...

5. Подберите синонимы к словам:

СМОТРЕТЬ - ……………………………………………………………………….

ШВЫРНУТЬ - ……………………………………………………………………...

ДЛИННОВЯЗАЯ - …………………………………………………………………

6. Подберите антонимы к словам:

ТОРОПЛИВО - …………………………………………………………………….

ЩЕДРОСТЬ - ………………………………………………………………………

ДОБРОДУШНЫЙ - ………………………………………………………………..

7. Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

……………………………………………………………………………………….……………..…………………………..………………………………………………………………….

Испокон века телевизор растит человека.

……………………………………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………….

Вариант 1.

А1. Как зовут Брюсова?

    Яков Валерьевич 3) Владимир Александрович

    Валерий Яковлевич 4) Яков Яковлевич

А2. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

    «Бабушкины сказки» 2) «Опять сон»

    «Детская» 4) «Наши царства»

А3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?

    С.А. Есенин 3) М.И. Цветаева

    В.Я. Брюсов 4) А.С. Пушкин

Что под нами, под цветами,

За железными столбами?

    «Детская» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А5. Найди слово, которое обозначает место, заросшее непроходимым лесом.

    чаща 3) дебри

    бурелом 4) бор

В1. Подберите синонимы к слову «притворяться»

    изображать 3) симулировать

    разыгрывать 4) быть естественным

В2. Подберите антоним к слову «замолчать».

    примолкнуть 3) сидеть тихо

    прикинуться 4) загалдеть

В3. Из какого стихотворения эти олицетворения?

Тропинка бежит. Ока лениво движется.

    «Детская» 3) «Опять сон»

    «Бежит тропинка с бугорка» 4) «Наши царства»

Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний…,

Бежим к себе. Деревья нам…,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

    свеж, качели

    мил, качели,

    жгуч, качели

    свеж, карусели

Идут три человека: одних отца и матери дети, меж собой не братья.

    «Бежит тропинка с бугорка»

    «Детская»

    «Наши царства»

    «Бабушкины сказки»

С 2. Стихи отличаются от прозы тем, что в них:

    есть ритм 3) краткость

    есть рифма 4) точность

    о С.А.Есенине 3) о М. И. Цветаевой

    о В.Я. Брюсове 4) о Ф. И. Тютчеве

Проверочная работа № 7 по теме: «Поэтическая тетрадь»

Вариант 2.

А1. Как зовут Есенина?

1)Александр Сергеевич 3) Сергей Александрович

2)Сергей Алексеевич 4) Сергей Сергеевич

А2. Какое стихотворение написала М. И. Цветаева?

1) «Бабушкины сказки» 3) «Опять сон»

2) «Детская» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А3. Кто написал стихотворение «Бабушкины сказки»?

    С.А. Есенин 3) М.И. Цветаева

    В.Я. Брюсов 4) А.С. Пушкин

А4. Из какого произведения эти строки?

Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

    «Бабушкины сказки» 3) «Наши царства»

    «Опять сон» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А5. Найди значение слова «бегемот»

    животное 3) гиппопотам

    зверь 4) млекопитающее

В1. Что значит «опостылеть»

    замёрзнуть 3) голодать

    надоесть 4) стать стылым

В2. Подберите антоним к слову «сон».

1)бессонница 3) интересное видение

2) бодрствовать 4) явь

    «Детская» 3) «Опять сон»

    «Бабушкины сказки» 4) «Наши царства»

В4. Подберите рифму к строчкам:

Колокола звонят в тени,

Удары за …,

И всё поют о добром …,

О детском времени они.

    ударом, новом

    ударом, старом,

    пожаром, старом

    ударом, и весёлом

С1. Отгадайте загадку и определите, в каком стихотворении об этом говорится.

Слаще мёда, тяжелее железа, в магазине не продаётся и на базаре не покупается»

1)«Опять сон»

2)«Детская»

3)«Наши царства»

4)«Бабушкины сказки»

С 2. Определите жанр произведения по его признакам: есть ритм, рифма, отличается краткостью.

    сказка 3) стихотворение

    басня 4) поэма

С.3 О каком поэте идёт речь в этих строчках?

Он родился 3 октября 1895 года в селе Константиново в небогатой крестьянской семье. Писать стихи начал в 9 лет.

1)о С.А.Есенине 3) о М. И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове 4) о Ф. И. Тютчеве

Проверочная работа № 8 по теме: «Природа и мы»

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Выскочка»

А. И. Куприн «Кабан»

В. П. Астафьев «Приёмыш»

Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин «Барбос и Жулька»

2. В этом произведении сорока лишилась хвоста

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3. Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

    Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!...........................................................................................

    Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………

    Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………

    Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………

    Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………

    Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов………………………………………………………………………

9.Объясни значения слов:

СТАЛАКТИТ - ……………………………………………………………………………..................

ЯР - …………………………………………………………………………………………

САЙМА - …………………………………………………………………………………………

МАРАЛ - …………………………………………………………………………………………

ЗАПОЛОШНО - ………………………………………………………………………………………

КАРЬЕР - …………………………………………………………………………………………

10. Подбери антонимы к словам:

СТРОГИЙ - …………………………………………………………………………

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

НАЧАЛЬНИК - ………………………………………………………………………

СХОДСТВО - …………………………………………………………………………

11.Подберите синонимы к словам:

МУЧЕНИЕ - …………………………………………………………………………

УКРАДЕННЫЙ - ………………………………………………………………………

БАЛОВСТВО - …………………………………………………………………………

Проверочная работа № 9

Введение

НЕКРАСОВ, Николай Алексеевич -- поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губ. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьею в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788-- 1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, в девичестве Закревская (ум. в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом

Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии, куда он поступил в 1832 г., Николай Алексеевич целиком отдался приобретенной от матери любви к литературе и театру.

Русский народ в изображении Н.А.Некрасова

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.

Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд -- везде страдания. Едешь ли по железной дороге -- за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда -- видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги -- по ней бурлаки со стоном тянут баржу.

Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью.

Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье -- в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы.

Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А похьд к обедне -- это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь.

Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она -- последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он?

Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова -- своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе.

Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова -- это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе -- они крепостные крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля -- арабом повенчаться,

Вторая -- быть матерью сына раба,

А третья -- до гроба рабу покоряться,

И все эти тяжкие доли легли

На женщину русской земли.

Крестьянка обречена страдать до самой смерти и молчать о своих страданиях. Никто не будет слушать ее жалоб, да и она слишком горда, чтобы поверять кому-нибудь свое горе. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. Она была счастлива, оберегаема, любима родителями до своего замужества. Но в девках долго не засидишься, находится жених, и начинается тяжелая жизнь в чужом доме. Приходится работать с утра до ночи, да еще ни от кого не услышишь ласкового слова. Муж на заработках, а семья его не жалует невестку. Первый сын Матрены Тимофеевны умирает в младенчестве, другого взяли в рекруты. Нет просвета впереди, не на что надеяться. Матрена Тимофеевна говорит мужикам:

Не дело -- между бабами

Счастливую искать!..

Одно остается женщине: терпеть до конца своих дней, работать и растить детей, таких же рабов, как их отец.

Тяжкая доля досталась и Дарье (“Мороз, Красный нос”). Ее семейная жизнь поначалу складывалась более счастливо: и семья была приветливее, и муж при ней. Трудились не покладая рук, но не жаловались на судьбу. И тут на семью обрушивается горе -- умирает муж Дарьи. Для крестьян это потеря не только любимого человека, но и кормильца. Без него они просто умрут от голода. Никто больше не сумеет ходить на заработки. В семье остались старики, дети да одинокая женщина. Дарья уходит в лес за дровами (прежде мужская обязанность) и замерзает там.

Есть у Некрасова еще один интересный крестьянский образ. Это Груша из стихотворения “В дороге”. Она выросла в барском доме и не обучалась тяжелому деревенскому труду. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за простого мужика. Груша начинает чахнуть, и конец ее совсем близок. Ее душа томится, но муж, конечно, не в состоянии понять ее. Ведь вместо того чтобы работать, она “на какой-то натрет все глядит да читает какую-то книжку...” Не под силу ей крестьянский труд. Она бы и рада работать, помогать, да не приучена. Для того чтобы вынести всю эту каторжную работу, нужно привыкнуть к ней с детства. А ведь многие поколения крестьян росли именно в такой обстановке. С детства работали не покладая рук. Но не шло все это впрок: работали на господ, а сами кормились впроголодь, только бы с ног не свалиться.

Таким униженным, но гордым предстает народ в произведениях Некрасова. Русский мужик гнет шею, но не ломается. И всегда его поддерживает женщина, сильная и терпеливая. Некрасов видит свое предначертание в том, чтобы без прикрас описать настоящее русского народа и дать ему надежду на светлое будущее. Поэт верит, что оно настанет, а он будет способствовать этой великой перемене.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 ода в местечке Немирово Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, он поселился вместе с семьею в родовом имении Грешнево Ярославской губернии, где и прошли детские годы Некрасова.

Отец его вёл обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подданных. Доставалось и домочадцам, особенно матери поэта, Елене Андреевне, в девичестве Закревской, женщине доброй души и чуткого сердца, умной и образованной. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она безропотно сносила царивший в доме произвол и терпеливо занималась воспитанием.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом. В Грешневе завязалась сердечная привязанность будущего поэта к русскому крестьянину. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал "грибные набеги". Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной и бойкой - столбовая Ярославско-Костромская дорога. Всё, что по ней шло и ехало, было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных. Юный Некрасов, также, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился со всем рабочим народом - с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей. Грешневская дорога явилась для Некрасова началом познания многошумной и беспокойной народной России. Няня поэта была крепостная, она рассказывала ему старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывались в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку.

В характере самого Некрасова с детских лет укоренился дух правдоискательства, присущий его землякам - костромичам и ярославцам. Народный поэт тоже пошёл по дороге "отходника" только не в крестьянском, а в дворянском её существе. Рано стал тяготиться крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять своё несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии, куда он поступил в 1832 г. Некрасов целиком отдался приобретенной от матери любви к литературе и театру. Юноша много читал и пробовал свои силы на литературном поприще. Отец не хотел платить за обучение сына в гимназии, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные, и требовали только тупой зубрёжки. Читал Некрасов что придётся, главным образом тогдашние журналы. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина " Вольность". В гимназии у мальчика впервые обнаружилось призвание сатирика, когда он стал писать эпиграммы на учителей и товарищей. В июле 1837 г. Некрасов ушёл из гимназии. В то время у него уже была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам - В.А. Жуковскому, А.И. Подолинскому.

20 июля 1836 г. шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с "заветной тетрадкой" и несколькими рублями. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил, по совету матери, поступить в Петербургский университет. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской школе не позволила ему выдержать экзамены, но упорный юноша определился вольнослушателем. В течение двух лет он посещал занятия на филологическом факультете. Узнав о поступке сына, А.С. Некрасов пришёл в ярость и лишил сына всякой материальной поддержки. "Петербургскими мытарствами" называют этот период в жизни Некрасова. Мытарств было много: провал на университетских экзаменах, разнос в критике первого сборника подражательных ученических стихов "Мечты и звуки" (1840 г.), полуголодное существование, наконец, поденная черновая работа в столичных газетах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер: " хождение по мукам" и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов. Бедствовал Некрасов пять лат. Литературный талант подмечает издатель театрального журнала "Репертуар и пантеон" Ф.А. Кони. Не без его поддержки Некрасов пробует силы в театральной критике, но обретает популярность как автор стихотворных фельетонов ("Говорун", "Чиновник") и водевилей ("Актёр", "Петербургский ростовщик").

В 1843 г. поэт встречается с В.Г. Белинским, страстно увлеченным идеями французских социалистов-утопистов, клеймящим существующее в России общественное неравенство. Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности, и он полюбил Некрасова за его непримиримую ненависть к народным врагам. Под его влиянием Некрасов впервые обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью - стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нём сразу проявился его свежий, многосторонний и глубоко правдивый талант.

Другим учителем Некрасова был Гоголь. Поэт всю жизнь преклонялся перед ним и ставил его рядом с Белинским. " Любить - ненавидя" - этому научился Некрасов у своих великих наставников.

В конце 1846 г. Н.А. Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым взяли в аренду журнал "Современник", основанный Пушкиным. В "Современнике" расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60 гг. прошлого века. И.С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И.А. Гончаров - роман "Обыкновенная история" и т.д. Некрасов стоял во главе этого журнала без малого двадцать лет (1847-1866 гг.). Он спасал высокую репутацию "Современника" в года "мрачного семилетия"(1848-1855 гг.). Случалось, что перед выходом журнала цензура запрещала добрую треть материала, и Некрасову приходилось защищать журнал от катастрофы. Именно в этот период он вместе со своей гражданской женой А.Я. Панаевой пишет два романа: "Три страны света" (1848-1849 гг.) и "Мертвое озеро" (1851 г). После смерти Белинского в 1848 году Некрасов подключается к работе в литературно - критическом разделе журнала. Его перу принадлежит ряд блестящих статей, среди которых выделяется очерк "Русские второстепенные поэты" (1850 г), восстанавливающий пошатнувшуюся в 40-е годы репутацию поэзии.

Начиная с 1855 г. наступил наивысший расцвет творчества Н.А. Некрасова. Он закончил поэму "Саша", где заклеймил презрением так называемых "лишних людей ", то есть либеральных дворян, выражавших свои чувства к народу не делами, а громкими фразами. Тогда же написаны им "Забытая деревня", "Школьник", "Несчастные", "Поэт и гражданин". Эти произведения обнаружили в их авторе могучие силы народного певца. Некрасов стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то время сделалась влиятельной общественной силой в стране.

Заслуга Некрасова-редактора перед русской литературой заключается в том, что, обладая редким эстетическим чутьём, он выступал в роли первооткрывателя новых литературных талантов. Благодаря ему на страницах "Современника " появились первые произведения А.Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Севастопольские рассказы". В 1854 г. по приглашению Некрасова постоянным сотрудником "Современника" становится идеолог русской революционной демократии Н.Г. Чернышевский, а затем литературный критик Н.А. Добролюбов.

Влияние "Современника" росло с каждым годом, но вскоре над журналом разразилась гроза. В 1861 году умер Добролюбов. Через год был арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство, вступившее на путь мстительной расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. Вначале оно приостановило издание "Современника" на восемь месяцев (июнь-декабрь 1862 г), а потом запретило навсегда (1866 г). Только спустя полтора года Некрасов арендует у А.А. Кравского "Отечественные записки" и с 1868 г. до самой смерти остаётся редактором этого журнала. В редакцию "Отечественных записок " Н.А. Некрасов приглашает М.Е. Салтыкова-Щедрина и Г.З. Елисеева. На издание нового поэтического сборника зрелых реалистических произведений Н.А. Некрасов решается в особых условиях. Сборник "Стихотворения Н. Некрасова" выходит в свет 15 октября 1856 г., а уже 5 ноября Чернышевский сообщил поэту, находящемуся на лечении за границей: "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мёртвые души" имели такой успех, как Ваша книга".

В начале 1875 г. Н.А. Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Билльрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт "Последние песни". Приходит время подведения итогов. Некрасов понимает, что своим творчеством прокладывал новые пути в поэтическом искусстве. Только он решался на недопустимую, на прошлом этапе развития русской поэзии стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения. Он совершает существенное обновление традиционных жанров русской поэзии.

Умер Н.А. Некрасов 27 декабря 1877 года. На похоронах возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб до Новодевичьего кладбища.

Сочинение

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных.

Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. Крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, почти повсеместным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу поэта, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне и дворовые, но и любимая \"русокудрая, голубоокая\" мать поэта. \"Это... было раненное в самом начале жизни сердце,- говорил о Некрасове Достоевский,- и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь\".

Но и от своего отца Некрасов унаследовал некоторые положительные качества - силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели:

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан.

От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился и охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком. Именно в Грешневе завязалась глубокая дружба Некрасова с крестьянами, которая питала потом его душу и творчество на протяжении всей жизни:

Приятно встретиться в столице шумной с другом

Но друга увидать, идущего за плугом

В деревне в летний зной,-

Стократ приятнее...

Так писал Некрасов летом 1861 г. в Грешневе, куда он часто наезжал после примирения с отцом.

Ссора с ним произошла по известному и весьма характерному поводу. Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии он уже целиком отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери,- литературе, театру. Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще. К моменту решающего поворота в его судьбе у Некрасова была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам:

Я отроком покинул отчий дом

(За славой я в столицу торопился)...

\"Петербургские мытарства\"

20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с \"заветной тетрадью\". Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав о его намерении, Алексей Сергеевич пришел в ярость, отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки и помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, без всякой поддержки и опоры. Началась жизнь, совершенно не похожая на жизнь обычного дворянского сына. Будущий поэт сам избрал для себя путь тернистый, типичный скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего себе дорогу. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамен в университет, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение трех лет посещал занятия на филологическом факультете.

\"Петербургскими мытарствами\" называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов \"Мечты и звуки\", полуголодное существование, наконец, поденная, черновая работа в столичных журналах, рабо-(*163)та ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно \"хождение по мукам\" формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное, открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники и мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень.

За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Литературный талант Некрасова подмечает издатель театрального журнала \"Репертуар и пантеон\" Ф. А. Кони. Не без его поддержки юноша пробует силы в театральной критике, но обретает некоторую популярность как автор стихотворных фельетонов (\"Говорун\", \"Чиновник\") и водевилей (\"Актер\", \"Петербургский ростовщик\"). В этих произведениях Некрасов ищет и подчас находит демократического зрителя и читателя. Увлечение драматургией не проходит бесследно и для его поэтического творчества: драматический элемент пронизывает некрасовскую лирику, отражается в поэмах \"Русские женщины\", \"Современники\", \"Кому на Руси жить хорошо\".

Загрузка...