Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Ученые звания и степени. Ученые степени и звания

Мы уже как-то писали о том, какие существуют , какова структура званий и их присуждения соискателям. Поговорим, чём особенность российской структуры учёных званий степеней.

Зачем вообше они нужны? Это система квалификации и ранжирования научных сотрудников, их карьерная лестница, если можно так выразиться, знаки достижения определённых высот в науке и/или в преподавании. Наличие степени может поднять авторитет и повлиять на оплату труда даже на бизнес-предприятиях, которые могут благодаря таким сотрудникам поднять деловую репутацию.

Учёные степени

Сейчас в России сложилась смешанная система. Конечно, страна стремиться интегрироваться в международную систему, поэтому была частично введена система Болонского процесса, по которой из вузов выпускаются бакалавры и магистры (4- и 6-летний курс, соответственно), а частично осталась сатарая с дипломированными специалистами (5-летний курс). Диплом бакалавра уже является свидетельством получения высшего образования , а также даёт право на осискание степени кандидата наук.

Однако до полного присоединения к Болонскому процессу звания бакалавра и магистра являются не учёными степенями, как в Европе и США, а квалификациями выпускников вузов вместе со степенью (квалификацией) специалист.

Вместо единой высшей научной степени доктора в России присваиваются две степени

  • кандидат наук
  • доктор наук

по унаследованной от СССР германской системе. Обе степени присуждаются учёным соеветом Высшей аттестационной комиссии и утверждается приказом минста образования и науки.

Чтобы получить степень кандидата или доктора, необходимо защитить диссертацию на заседании специального совета, который создаётся при вузе или другом научном учреждении. При этом доктором можно стать только после получения степени кандидата. Хотя нет запрета получать высшую степень в другой отрасли науки или специальности (например, химик может стать доктором экономических наук, только для медицинских и ветеринарных наук обязательно высшее медицинское образование).

Учёные звания

В России звания разделены на 2 категории, которые в свою очередь могут быть по кафедре вуза и по специальности, то есть:

  • ученое звание профессора по специальности;
  • ученое звание доцента по специальности;
  • ученое звание профессора по кафедре;
  • ученое звание доцента по кафедре.

Все звания присваиваются приказами министра образования и науки по представлению ВАК. При этом к каждой категории для получения предъявляются разные требования.

Для присвоение учёного звания профессора по кафедре необходимо быть как минимум кандидатом наук, для звания доцента можно не иметь учёную степень, но тогда другие требования по квалификации будут жёсче.

Звание профессора по кафедре подразумевает автороство (соавторство) учебников или пособий, а для профессора по специальности основным критерием является число защитивших под его руководством кандидатские диссертации (не менее 5, для профессора по кафедре достаточно 2). Кроме того звание профессора по кафедре может быть присвоено крупным специалистам, внёсшим признанный вклад в мировую и российскую науку, проходить через ступень доцента по российскому законодательству не обязательно.

Такова структура учёных степеней и званий для научных сотрудников и специалистов по действующему российскому законодательству. Как правило, студентам, точнее выпускникам, которые хотят получить научную степень, нужно прослушать курс , в конце которой сдаются соответствующие экзамены и защищается кандидатская диссертация. Если вашей целью не является обогащение мировой копилки научных знаний, такая степень всё равно будет большим плюсом, представит вас как специалиста с глубокими теоретическими знаниями, который будет востребован на рынке труда. Многие при этом совмещают аспирантуру, написание диссертации и работу в коммерческой организации. Это, кстати, к вопросу зачем и кому нужны учёные звания и степени.

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.

Учёные степени

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским и ветеринарным наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского (ветеринарного) образования. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. .

Параллельно существуют аналогичные степени доктора права, теологии и т. п., присуждаемые аккредитованным высшим учебным заведением. Степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается, как правило, практической деятельностью, а не наукой. Получение таких степеней также не требует выполнения самостоятельного научного исследования, поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета; так, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской. Ряд университетов Великобритании (включая Оксфорд и Кембридж) даже включают степень доктора медицины в высший докторат (приблизительный аналог доктора наук в России), требующий существенного вклада в медицинскую науку .

Учёные звания

В России учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента (или профессора) по специальности и по кафедре . С 2011 г. учёные звания как по кафедре, так и по специальности присваиваются приказами министра образования и науки по представлению Высшей аттестационной комиссии . Квалификационные требования к соискателям учёных званий по кафедре и по специальности несколько отличаются, например, для представления к учёному званию профессора по кафедре необходимо быть автором (соавтором) учебников или учебных пособий, чего для звания профессора по специальности не требуется. Но профессору по специальности необходимо большее число лиц, защитивших под его руководством кандидатские диссертации: для профессора по кафедре - как правило, не менее двух, для профессора по специальности - как правило, не менее пяти.

Кроме того, требования различаются и в пределах каждой категории (профессора по кафедре, доцента по кафедре, профессора по специальности, доцента по специальности). Так, допускается присвоение учёного звания профессора по кафедре лицам, имеющим учёную степень кандидата наук, а доцента - лицам, не имеющим учёной степени, но требования к ним намного жестче, чем к соискателям, имеющим учёную степень доктора и кандидата наук соответственно. Особые требования предъявляются к соискателям учёного звания, являющимся работниками культуры и искусства и имеющим соответствующие почётные звания (народный артист, заслуженный артист и т. д.), а также работниками физической культуры и спорта, имеющим звание заслуженного тренера. Кроме этого, допускается присвоение учёного звания профессора по кафедре крупным специалистам, получившим международное или российское признание в соответствующей отрасли знаний .

По действующей в России и Белоруссии системе, для получения учёного звания профессора не обязательно иметь учёное звание доцента.

Учёные степени и звания, существовавшие ранее

Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

До 1950-х гг. в СССР существовало учёное звание «старший лаборант».

До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента , кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора, учёные звания адъюнкта , приват-доцента , доцента, адъюнкт-профессора, экстраординарного профессора, ординарного профессора, заслуженного профессора . Вся эта иерархия целиком была отменена в 1918 году (хотя некоторые из перечисленных степеней и званий были отменены ещё в XIX веке). Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса (см. Табель о рангах).

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям (степеням) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Номенклатура учёных степеней

В зависимости от специальности, по которой происходит защита диссертации, соискателю присуждается одна из учёных степеней .

Почётная степень

Почётная степень доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa) выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.

Почётная степень может присуждаться и сниматься .

Негосударственные организации

Религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д. Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии). Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации.

Современные дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах. Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Примечания

Ссылки по теме

  • Сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации
  • Балеевских Л.С., Муранов А.И. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение . - 2008. - № 5. - С. 243-259.

Означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Однако в современной Российской Федерации (России) учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий .

Учёные звания в России

Современное состояние

В настоящее время (2019 год) в России присваиваются два учёных звания: «доцент » и «профессор ». Эти термины суть общепринятые укорочения полного наименования званий, указывающего на сферу деятельности: «доцент по такой-то специальности», или «профессор по такой-то специальности», или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению». Прочие титулы и понятия, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук , членкор , научный сотрудник , ассистент и другие) учёными званиями не являются.

Изменения последних лет

До конца 2013 года присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям), доцента по специальности и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров). До 2002 года работники НИИ могли также получить учёное звание старшего научного сотрудника (снс), требования к соискателям которого не включали наличие педагогического опыта; оно теперь соответствует доценту по специальности.

С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки » , затем - само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось , то 15 мая данное министерство было реорганизовано , а с 18 июня сокращение «Минобрнауки » официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ .

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое - с ограничением по возрасту - за заслуги в научной деятельности . Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии . Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО .

История учёных званий в России

Учёные звания в Российской империи

Единственным учёным званием в Российской империи являлось, введённое Уставом 1804 , звание заслуженного профессора , даваемое после 25 лет службы в университете, обычно перед выходом на пенсию. Звание заслуженного профессора обеспечивало пожизненную пенсию.

В научно-образовательной системе Российской империи , устроенной по германскому образцу и оформившейся на рубеже XVIII-XIX вв., существовали преподавательские должности адъюнкта , экстраординарного профессора и ординарного профессора . Позднее, с 1863 года, вместо адъюнктов были введены штатные доценты , в 1884 году переименованные в приват-доцентов . Должность ординарного профессора соответствовала заведующему кафедрой , а экстраординарного - профессору; для занятия этих должностей была необходима докторская степень. Адъюнкты, или доценты, являлись помощниками и заместителями профессоров; изначально адъюнктами становились лица из числа студентов , но с 1835 г. требования к ним были повышены до наличия степени магистра , аналогичной нынешнему кандидату наук .

Как «учёные звания» наименования вышеупомянутых должностей в те годы в России не использовались, кроме разговорного употребления. Вместо этого, роль «званий» университетских преподавателей и исследователей играли определённые чины в рамках единой системы - Табели о рангах . При занятии преподавательской должности и при получении степени доктора присваивался соответствующий чин:

Учёные звания в Союзе ССР

Учёные звания и степени в СССР были вновь введены постановлением Совнаркома в 1934 году . Гратификационная система в части учёных званий была более обширна, чем сегодня , и включала 6 званий, по три для вузов и для НИИ: вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения , званию доцента - старший научный сотрудник, а званию ассистента - младший научный сотрудник. Таким образом, в это время в научных и образовательных учреждениях страны действовала полностью параллельная система из трёх градаций учёных званий: в НИИ - младший, старший научный сотрудник, действительный член учреждения; в вузах - ассистент, доцент, профессор.

Впоследствии перестали присваиваться звания действительного члена учреждения (не упоминается в «Положении о порядке… присвоения учёных званий», утверждённом в 1975 году ), затем младшего научного сотрудника и ассистента (нет в «Положении» 1989 года , введённом в действие с 1 июля 1990 г.) и - уже в постсоветский период - старшего научного сотрудника (отсутствует в «Положении» 2002 года ).

Звания младшего научного сотрудника и ассистента были близки по квалификационным требованиям и не предполагали обязательного наличия у претендента учёной степени. В 30-х годах эти звания присваивались лицам, успешно окончившим аспирантуру и ведущим научную или образовательную работу , но позже требование об окончании аспирантуры было отменено. В отличие от званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника, утверждение в учёном звании ассистента или младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза/НИИ без участия ВАК СССР , а аттестаты, удостоверяющие присвоение этих учёных званий, не выдавались.

Учёные звания в религиозных учебных заведениях

Иностранные учёные звания

Общая характеристика ситуации

Правила присвоения учёных званий в разных странах различны и часто основаны на национальных традициях, хотя предпринимаются шаги к унификации . В отличие от России и стран бывшего СССР, в большинстве государств отсутствует выраженное разграничение одноименных должностей и званий: например, прием сотрудника на должность профессора в учебном заведении одновременно означает получение титула профессора. Общим является строгое дифференцирование степеней от званий - учёная степень документирует квалификацию сотрудника, а звание отражает его соответствие конкретной научно-педагогической должности.

Наименования званий во многих странах повторяют принятые в России термины доцент и профессор - с различными определениями: «заслуженный», «полный», «ординарный», «ассоциированный» и т. п.. В ряде стран учёными званиями также считаются ассистент, лектор, постдок. При этом «ассоциированный профессор» (associate professor) примерно соответствует российскому доценту, а «ассистент-профессор» (assistant professor) - просто научному сотруднику без звания. Достаточно подробные перечни ученых званий имеются в английском и итальянском разделах Википедии.

Признание иностранных званий в РФ

Неформальное установление соответствия профессионального уровня обладателей званий из разных стран затруднительно, так как в каждой стране есть свои «сильные» и «слабые» институты, а квалификация тоже индивидуальна. Гораздо информативнее в этом смысле Curriculum vitae конкретного ученого.

В юридической плоскости, признание в РФ званий, полученных за рубежом, осуществляется либо в соответствии с международными договорами о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, либо в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации». В случае, если иностранные учёные звания не подпадают под условия вышеупомянутых договоров и распоряжения, вопрос о признании иностранных учёных званий решается в индивидуальном порядке (до своей реорганизации в 2018 году этим занималось Министерство образования и науки РФ ).

См. также

Примечания

  1. О порядке присвоения учёных званий (неопр.) . Сайт «Документы Правительства России» (10 декабря 2013). Проверено 1 октября 2017.
  2. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (неопр.) (2012).
  3. Приказ МВД РФ N 1258 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат…" (неопр.) . Российская газета – Фед. вып. № 5687 (14) (2012).
  4. (неопр.) (1992).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Проверено 16 мая 2018.
  6. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
  7. Нормативные документы о звании «Профессор РАН» и о Координационном совете профессоров РАН (рус.) .
  8. Приказ об учреждении почетного звания «Профессор РАО» (неопр.) . Сайт РАО . Проверено 20 февраля 2018.

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание "доцент". Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин "доцент" - это форма латинского слова, в переводе она обозначает "обучать" или "учить", что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент - это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент - это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора - это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент - это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания "доцент". Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность "доцент по кафедре". Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент - это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность "доцент". Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский "ассистент профессора" или европейский "лектор".

Загрузка...