Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Амундсен и Скотт. История покорения Южного полюса Земли

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен родился (16 июля 1872 - 18 июня 1928) - норвежский полярный путешественник и рекордсмен, "Наполеон полярных стран" по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Ораниенбург, 1910

К сожалению, его мечте – покорить Северный полюс – не дано было сбыться, так как его опередил Фредерик Кук. Этот американский полярный исследователь был первым покорителем Северного полюса 21 апреля 1908 года. После этого Руаль Амундсен кардинально изменил свой план и решил направить все свои силы на покорение Южного полюса. В 1910 году он направился в Антарктиду на судне «Фрам».

Аляска, 1906

Но все же, 14 декабря 1911 года, после долгой полярной зимы и неудачного выхода в сентябре 1911 года, экспедиция норвежца Руаля Амундсена первой достигла Южного полюса. Сделав необходимые измерения, 17 декабря Амундсен убедился, что действительно находится в самой серединной точке полюса, и 24 часа спустя, команда направилась обратно.

Шпицберген, 1925

Таким образом, мечта норвежского путешественника в некотором смысле осуществилась. Хотя сам Амундсен не мог сказать, что он достиг цели своей жизни. Это было бы не совсем правдой. Но, если подумать, то никто еще никогда не был так диаметрально противоположен своей мечте, в прямом смысле слова. Он всю жизнь хотел покорить Северный полюс, а оказался первопроходцем к Южному. Жизнь иногда все выворачивает наизнанку.

Каждый путешественник-исследователь глубоко верит, что на свете нет ничего непреодолимого и невозможного. Он отказывается принять поражение, даже если оно уже становится очевидным, и неотступно продолжает идти к своей цели. Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец - Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

Неукротимое влечение

Годы жизни Руаля Амундсена были насыщенными. Он родился в 1872 году в семье потомственного мореплавателя и торговца. В пятнадцать лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу. Мать старательно прочила ему место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет. Но будущий полярник готовился к иному: он усердно занимался спортом, всячески закаливал свой организм, приучая себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни. Поэтому спустя два года Руаль с облегчением оставляет учебу, вернувшись к своей мечте о приключениях.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов. Молодой человек поставил цель быть первым, кто ступит на Южный полюс.

Становление лидера

В 1894-1896 годах жизнь Руаля Амундсена круто меняется. После окончания курсов штурмана он попадает на корабль «Бельжик», став членом команды антарктической экспедиции. Это тяжелое путешествие обделено вниманием историков, но именно тогда люди впервые перезимовали у ледяного континента.

Огромные льдины Антарктиды зажали корабль путешественников. Не имея другого выбора, они были обречены на долгие месяцы темноты и одиночества. Испытания, выпавшие на долю команды смогли перенести не все, многие сошли с ума от трудностей и постоянного страха. Сдавались самые стойкие. Капитан корабля, не справляясь с ситуацией, сложил с себя полномочия и отстранился от дел. Именно в эти дни происходило становление Амундсена как лидера.

Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

На пути к мечте

Интересный факт есть в биографии Руаля Амундсена. Оказывается, поначалу он намеревался покорить Северный полюс, но в процессе подготовки к экспедиции пришла новость, что Фредерик Кук его уже опередил. Через неделю аналогичная новость пришла и от экспедиции Роберта Пири. Амундсен понимает, что создается конкуренция между желающими покорять неведомое. Он быстро меняет свои планы, останавливая выбор на Южном полюсе, и идет на опережение соперников, никому ничего не говоря.

Шхуна достигла берегов Антарктиды в январе 1911 года. В Китовой бухте из привезенных материалов норвежцы возвели дом. Они стали тщательно готовиться к будущему походу на полюс: постоянные тренировки людей и собак, перепроверка снаряжения, а базы с провизией были подготовлены до 82° южной широты.

Первая попытка покорения Южного полюса потерпела поражение. Команда из восьми человек вышла в начале сентября, но вынуждена была вернуться из-за быстро понизившейся температуры. Стояли такие ужасные морозы, что остывала даже водка, а лыжи не шли по снегу. Но Амундсена неудача не остановила.

Южный полюс

20 октября 1911 года была предпринята новая попытка добраться до полюса. Норвежцы группой в составе пяти человек подобрались к границе шельфового ледника 17 ноября и начали восхождение на Полярное плато. Впереди были самые тяжелые три недели. Оставалось 550 километров.

Надо отметить, что в жестких условиях холода и опасности люди постоянно находились в стрессовом состоянии, и это не могло не повлиять на отношения в группе. Конфликты происходили по любому поводу.

Экспедиция смогла преодолеть обрывистый ледник на высоте 3030 метров над уровнем моря. Этот отрезок пути отличался глубокими трещинами. И собаки, и люди были вымотаны, страдая горной болезнью. А 6 декабря они покорили высоту 3260 метров. Южного полюса экспедиция достигла 14 декабря в 15 часов дня. Полярники сделали несколько повторных вычислений, чтобы развеять малейшие сомнения. Расчетное место пометили флагами, а затем была установлена палатка.

Полюс был покорен несгибаемыми людьми, их упорством и стремлением на грани безумия. И надо отдать должное лидерским качествам самого Руаля Амундсена. Он открыл, что победа на полюсе, помимо человеческой целеустремленности и отваги, - это еще и результат четкого планирования и расчетов.

Достижения путешественника

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории. Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

Не все знают, но Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен. Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех. А в 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

Последний поход

Жизнь легендарного полярника оборвалась трагично. Неуемная натура не могла не отреагировать, когда 25 мая 1928 года поступил сигнал бедствия от экспедиции итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Вылететь на помощь получилось не сразу. Несмотря на все достижения, Руаль Амундсен (что он открыл, мы рассмотрели выше) по-прежнему нуждался в деньгах. Поэтому только 18 июня из Тромсе на гидросамолете «Латам-47», благодаря общим усилиям, бесстрашный норвежец вместе с командой вылетел на помощь.

В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий. После связь была потеряна. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. А несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета. Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды.

Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

Назовите десять знаменитых норвежцев, тут же возникнет Нансен – высокий голубоглазый блондин, полярник, Нобелиат как спаситель народов, политик, человек, которого сложно в чем-то упрекнуть. Непременно список дополнит Амундсен – путешественник и полярный исследователь, который продолжил начинания Нансена и первым покорил Южный полюс, совершил перелёт на дирижабле над Северным полюсом и осуществил морской переход как Северо-восточным, так и Северо-западным путём.

Страсть к путешествиям в норвежцах пробудили ещё праотцы-викинги. Хитроумное сплетение легенд и саг пронесло славу этих храбрецов сквозь века, и с тех пор чуть ли не в каждом норвежце живёт желание исследовать что-то загадочное, неприступное, сложное… Географическое положение Норвегии изначально предполагало морские путешествия в северном направлении, где наиболее притягательными – особенно в конце XIX – начале XX в. – виделись заледенелые просторы Северного полюса.

Из двух великих норвежских исследователей льдов, Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, последний – фигура более противоречивая. Когда Амундсен узнал, что Роберт Скотт собирается покорить Южный полюс, он вопреки цеховой этике бросился наперерез, опередил шотландца и стал первым человеком, достигшим абсолютного юга. Скотт пришёл к цели чуть позже и погиб в снегах, потрясённый проигрышем. Научный мир осудил норвежца и решил считать первопроходцами и Скотта и Амундсена. Действительно, по сравнению с вечностью разница в 36 дней незначительна.

У Нансена всё проходило не так драматично. Был благонравен, радовал окружающих. Родился в 1861 году, учился на зоолога. Ещё во время учёбы в университете Нансен совершил своё первое путешествие по Северному Ледовитому океану. Потом будет ещё несколько полярных экспедиций. Будущему учёному и политику пригодилась спортивная выучка. Несколько раз Нансен становился чемпионом Норвегии по бегу на лыжах.

В 1888 году, перед тем как возглавить экспедицию в Гренландию, стал доктором наук. А из экспедиции вернулся знаменитым, совершив с пятью спутниками пеший переход от восточного побережья Гренландии до западного. В 1890-е годы продолжал опасные ледовые походы. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Джексон – для современников это равнялось первым полётам космонавтов. На севере и сейчас не сахар, а в те годы без современной техники было совсем тяжело. Когда Нансен отплывал на своём судне «Фрам», проект которого он специально разработал для арктических экспедиций, его провожали как на эшафот. Зато эти экспедиции, завершавшиеся чудесным возвращением героев, заложили основы новой науки, физической океанографии и серьёзно подняли акции лично Нансена. Герой-мореход завоевал всемирное признание и репутацию, которыми ему довелось позже воспользоваться на благо сотен тысяч наших соотечественников. В 1922 году получил Нобелевскую премию мира. Умер Нансен 13 мая 1930 года в своей усадьбе близ Осло. Согласно завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян над Осло-фьордом.

Руаль Амундсен родился в 1872 году в семье судовладельца и с юности мечтал о полярных исследованиях. Тем не менее, уступив настояниям матери, он поступил на медицинский факультет университета, который бросил в 1893 году, сразу после её смерти. Поступив матросом на судно, Амундсен несколько лет плавал на разных судах и постепенно вырос до штурмана. В 1897-1899 годах он принял участие в бельгийской антарктической экспедиции, участники которой из-за ошибок при подготовке и в ходе её проведения были вынуждены провести 13-месячную зимовку. Этот тяжёлый урок пригодился Амундсену при подготовке его собственной арктической экспедиции. В 1903 – 1906 годах на небольшой яхте «Йоа» Амундсен с шестью спутниками исследовал Северо-Западный путь из Атлантического океана в Тихий. Однако это была лишь прелюдия к главной цели – Южному полюсу.

Стартовавшая летом 1910 года на знаменитом судне «Фрам» экспедиция прибыла к Антарктиде 13 января 1911 года. Построив базу и тщательно подготовившись к переходу, в октябре 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились на собачьих упряжках к Южному полюсу и достигли его 14 декабря 1911 года. В дальнейшем Амундсен совершил ещё несколько путешествий на север и погиб, участвуя в спасении экспедиции Умберто Нобиле 18 июня 1928 года. Его так и не нашли.

Первоначально Амундсен планировал достигнуть Северного полюса, однако получив известие о покорении полюса Фредериком Куком, а позднее Робертом Пири, решил достичь Южного полюса. Когда 12 октября 1910 года Скотт прибыл в Мельбурн, там его ожидала телеграмма из Мадейры. Она была краткой и по существу: «Позвольте сообщить Вам, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен.» Экспедиция Амундсена высадилась в Антарктиде одновременно с экспедицией английского путешественника Роберта Скотта, однако сумела достичь Южного полюса на 36 дней раньше.

В решающий поход к Южному полюсу норвежец отправился 20 октября. А Скотт – только 2 ноября 1911 года. Путь Амундсена был короче, правда, несколько труднее с точки зрения рельефа. Тяжёлым оказался подъём на горный хребет. Зато по ровной местности собаки легко тащили сани, и люди лишь держались за привязанные к ним верёвки, скользя на лыжах. Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой, зато Амундсен в своём снаряжении учёл каждую мелочь. Английский и норвежский отряды были равны по количеству людей – пять человек в каждом. Моторные сани англичан быстро вышли из строя, задолго до полюса пришлось застрелить выбившихся из сил пони. Люди сами потащили сани. Оказалось, что англичане пренебрегают даже лыжами, в то время как для норвежцев это было привычное средство передвижения. Экспедиция Скотта осталась без топлива: оно вытекло из железных сосудов сквозь плохо пропаянные швы.

14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса. Англичане всё ещё шли, проявляя чудеса стойкости, но очень медленно. Лишь 18 января 1912 года они прибыли на полюс и уже не удивились, когда увидели там флаг Норвегии. Обратный путь оказался Скотту и его товарищам не под силу. Страшные морозы и ветер сделали своё дело. Они часто сбивались с пути, голодали. 29 марта, в 20 км от продуктового склада, Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике: «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!». Тела троих полярников, в том числе и Роберта Скотта, были обнаружены в ноябре 1912 года. На месте первой зимовке Скотта был воздвигнут крест со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 1936 году в Осло, на полуострове Бюгдой, был открыт музей, посвященный истории норвежских полярных экспедиций. Главный его экспонат – судно «Фрам», восстановленное полностью, на борт и во внутрь которого поднимаются туристы со всего мира!

Добро пожаловать в Норвегию , страну первооткрывателей и путешественников!

Краткая хронология

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. Христиания .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске .
  • На судне «Фрам» отправился в Антарктику ; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта .
  • Летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в достигла Берингова пролива .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска .
  • В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле , потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море .

Жизнь

Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:

  1. Руал Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  2. Годфрид Хансен , датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  3. Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  4. Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  5. Хельмер Хансен - второй штурман.
  6. Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  7. Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

Последние годы и гибель

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде , под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в году писал одному из своих друзей:

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле , которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле стал генералом при Муссолини . 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море , радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

(1872-1928) норвежский полярный путешественник

Руаль Амундсен родился в семье капитана и владельца судоверфи, и любимым его занятием с детства было чтение книг, где описывались путешествия в далекие страны. Он постарался прочитать все книги о полярных путешественниках, которые ему удалось достать. Его привлекали неизведанные страны, расположенные у полюса планеты. Тайком от матери Руаль начал готовиться к полярным путешествиям: настойчиво тренировался, занимался лыжным спортом; играл в футбол, считая, что эта подвижная игра укрепляет мускулатуру ног; закалялся, обливаясь ледяной водой. Поступив на медицинский факультет университета г. Христиания (ныне Осло), Руаль Амундсен усиленно занимался изучением иностранных языков, считая, что будущему путешественнику необходимо их знать.

После смерти матери Руаль решает сделаться штурманом дальнего плавания. Однако, чтобы получить диплом и сдать экзамены, необходимо было прослужить матросом не менее трех лет, поэтому он поступает на шхуну и отправляется вместе с ней промышлять тюленей к берегам Шпицбергена. После этого Руаль переходит на другое судно, отправляющееся к берегам Канады. Амундсен служил матросом на многих кораблях, побывал в таких странах, как Мексика, Испания, Англия. Был он и в Африке.

В 1896 году РуальАмундсен сдал экзамены и получил диплом шгурмана дальнего плавания. Вскоре после этого он отправляется в экспедицию в Антарктиду для изучения земного магнетизма. Во время экспедиции он впервые самостоятельно вел судно. Экспедиция была очень трудной: частые вьюги, морозы, сильно обжигающие лицо, длительные переходы на санях по материковому льду, трудная голодная зимовка. Только благодаря энергии Руаля Амундсена люди не погибли от голода. Он добывал тюленей, мясо которых восстанавливало силы умиравшей команды. Экспедиция продолжалась около двух лет.

В 1903-1908 гг. Руаль Амундсен, являясь уже опытным полярным путешественником, организовал самостоятельную экспедицию. На парусной яхте «Иоа» он решил пройти вдоль северных берегов Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый Северо-западный проход. Экспедиция была трудная и опасная: гигантские волны обрушивались на палубу, грозя перевернуть яхту, путь пролегал среди множества островов и скал, казалось, что льды и шторм разобьют корабль о скалы. Во время зимовок постоянно велись метеорологические и астрономические наблюдения. Амундсену удалось определить местоположение магнитного полюса Земли, что явилось крупным достижением экспедиции.

В 1910 году Руаль Амундсен приступает к подготовке экспедиции к Северному полюсу. На судне «Фрам» он отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф. Нансена. В его планы входило пройти поблизости от Северного полюса. Перед выходом в море мир облетело известие, что Северный полюс открыт американским полярным исследователем Робертом Пири. Эта новость была серьезным ударом для Амундсена, но отступать было поздно. Экспедиция вышла в море, и в Атлантическом океане Амундсен неожиданно сообщил команде о своем решении идти в Антарктику, к Южному полюсу. Высадившись в Китовой бухте, команда встала на зимовку, во время которой занималась организацией трех продовольственных складов на пути к полюсу. С наступлением весны путешественники стали готовиться к походу в глубь материка.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен с командой из четырех человек на собаках отправились в путь. Сначала путешествие было не особенно трудным: погода была благоприятная, собачьи упряжки двигались быстро. Однако на 85" южной широты путешественникам преградили дорогу горы, где и начались трудности на пути к леднику. Впоследствии, вспоминая об этом, Амундсен писал, что их встречали широкие и глубокие трещины, которые надо было обходить; им приходилось взбираться вверх по скользкой ледяной корке, двигаться в сильнейший буран, ночевать на высоте 5000 м.

14 декабря 1911 года путешественники достигли Южного полюса. Здесь они пробыли три дня, водрузили норвежский флаг, провели различные наблюдения, а затем благополучно вернулись в Китовую бухту, где их ждал «Фрам», и вернулись на родину.

Одновременно с экспедицией Руаля Амундсена к Южному полюсу стремилась и экспедиция английского путешественника Р. Скотта, но она достигла цели месяцем позже и погибла во льдах на обратном пути. Не только в Великобритании, но и на родине самого Амундсена думали, что внезапное появление его экспедиции во льдах Антарктиды явилось для Р. Скотта и его друзей страшным ударом, так как желание достигнуть Южного полюса было для них многолетней мечтой, и много месяцев подряд они, не жалея сил, готовились к так и не состоявшемуся успеху. Узнав о гибели экспедиции Скотта, Руаль Амундсен в одном из писем написал: «. . . я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни. . . ».

Путешественник не оставил своей давней мечты и в 1918 году отправился в плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Он намеревался, вмерзнув судном в лед, повторить знаменитый дрейф Ф. Нансена. Амундсен рассчитывал, что его корабль попадет со льдами на Северный полюс. Однако тяжелые льды прижали судно к берегу, и команда вынуждена была дважды зимовать у берегов Сибири.

Руаль Амундсен так и не отказался от своей мечты побывать на Северном полюсе. В Норвегии он научился управлять самолетом и получил диплом гражданского летчика. В 1925 году с пятью спутниками путешественник отправился в полет на двух самолетах со Шпицбергена до полюса, однако не достиг его. Только чудом людям удалось спастись и на одном из гидропланов вернуться обратно. В 1926 году Амундсен вместе с американцем Л. Элсуортом и итальянцем У. Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. Таким образом, он стал первым человеком, который посетил оба полюса Земли.

Позднее, в 1928 году, Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» организует новую экспедицию в Арктику. Однако ей суждено было закончиться трагически. Обледеневший дирижабль ударился гондолой об лед. Часть экипажа была выброшена на льдину, а часть улетела с дирижаблем. Судьба тех, кто улетел, неизвестна, а участников экспедиции, которые оказались на льдине, удалось спасти, в том числе и У. Нобиле. В спасении экспедиции хотел принять участие Руаль Амундсен. Узнав об аварии дирижабля, он вылетел из Норвегии на самолете «Латам», но самолет с экипажем пропал без вести. Только через несколько месяцев в Баренцевом море к побережью Норвегии волны прибили поплавок самолета, на котором летел путешественник. Погиб Руаль Амундсен в 1928 году, на 56-м году жизни.

Загрузка...