Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Где и когда родился основатель ислама мухаммед. Рождение Пророка Мухаммада ﷺ – самое великое событие за всю историю Вселенной

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , затем Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусайю , Килаб , Муррат , Каабу , Луайю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Муаадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Братья отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис , Кусам , Зубайр , Хамзат , Аббас , Абу Талиб , Абу Лахаб , Абдуль Кааба , Хаджл , Зирар , Гайдак . Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас .

Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:

Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.

Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)

Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.

Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).

Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.

Жёны Пророка (мир ему и благословение)

Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.

Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!

Имя: Пророк Мухаммед (Muhammad)

Возраст: 62 года

Деятельность: пророк, купец, политик

Семейное положение: был женат

Пророк Мухаммед: биография

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.


В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Новые биографии пророка рассказывают о том, кем же был основатель ислама

текст: Кристоф Ройтер

Cередина восьмого века. Багдад. За столом сидит мужчина и пишет. Лихорадочно, много лет подряд. Содержание его трудов будут переписывать и бережно хранить многие поколения ученых мужей.

Сама рукопись Мухаммеда Ибн Исхака утеряна. Возможно, она сгорела в 1258 году во время нашествия монголов на Багдад. Но большинство дошедших до нашего времени повествований о жизни пророка Мухаммеда, включая и толкование многих непонятных мест в Коране, основаны именно на записях этого багдадского хроникера.

Ибн Исхак пользуется самыми разными источниками. Их содержание выходит за рамки событий, описываемых в Коране. Здесь и афоризмы, и занятные истории, и договоры, и даже стихи. Чтобы придать достоверность своим записям, летописец отслеживает всю цепь преданий. Например: «Рассказал мне Йакуб ибн Утба, со слов аз-Зухри, со слов Урвы, со слов Аиши, жены Пророка. Аиша рассказывала…»

К тому времени власти в Багдаде оправдывают цитатами из пророка любой непопулярный закон, любой новый налог. Из-за этого число цитат Мухаммеда растет, а их ценность падает. Ибн Исхак же рассматривает все изречения пророка и факты его биографии в контексте истории. Этим он лишает аргументов проповедников, произвольно использующих цитаты из пророка в своих целях.

Если летописец в чем-то не уверен, то честно признается в этом, приводя разные версии жизнеописания Мухаммеда. Он создает свою хронику довольно рано после описываемых событий и поэтому относится к ним непредвзято.

Позднее это станет невозможным. С ростом могущества ислама будет все больше славословия в рассказах о событиях, положивших начало новой религии. А невыясненных мест в жизнеописаниях Мухаммеда останется совсем немного.

Так что же на самом деле происходило тогда в Мекке, Медине и на Аравийском полуострове? Как смог обычный человек основать религию, которую сегодня исповедует более одного миллиарда верующих в мире?

Несмотря на богатство литературного наследия исламского Средневековья, от Аравии времен пророка Мухаммеда мало что сохранилось. Поэтому историю пророка можно восстановить лишь по легендам, записанным мусульманскими учеными и властителями, которые восхищались им - или использовали его в борьбе за власть. Все, что мы знаем о жизни Мухаммеда, основано на записях мусульманских хроникеров. В анализе разных версий летописей и внесенных в них исправлений открывается столь разнообразная биография пророка, что ее вряд ли можно было выдумать.

Запад Аравийского полуострова в VII веке: пески, пышущие зноем. Мало кто селится за пределами оазисов. Здешние пустыни не удается покорить ни одной из империй. Византия, могущественный сосед с севера, смогла продвинуться на юг только до городов Босра (сегодняшняя Сирия) и Джераш (нынешняя Иордания). В пустыне и оазисах Западной Аравии господствуют племена бедуинов. Их промысел - разбойни-чьи набеги. Только в течение трех священных месяцев, когда арабы совершают хадж к местам поклонения своим богам, нападения запрещены.

Большинство паломников отправляются в Мекку. Летописцы описывают ее как небольшое поселение с несколькими базарами, баней и больницей. Не сравнить со средневековыми южноарабскими мегаполисами городами Наджран и Сана. Но в Мекке уже стоит Кааба, кубическая постройка, в восточный угол которой вмурована святыня - «Черный камень».

Считается, что в Каабе находилась статуя бога-оракула Хубала, почитаемого племенем курайш, из которого происходил Мухаммед. Сама же Кааба, по преданиям, была святыней пророка и праотца Ибрахима.

Но прежде всего в Мекке почитают трех богинь, возвысившихся еще в доисторические времена, когда великое таинство материнства еще могло заставить людей поклоняться женским идолам. Это ал-Лат, богиня неба и дождя; ал-Манат, богиня судьбы; и, наконец, ал-Узза, которую отождествляют с Венерой. Кроме того, задолго до рождения Мухаммеда люди поклоняются их отцу, верховному богу: в древних надписях его именуют Илах. Позднее его называют Аллах.

VII век - время религиозного перелома. Христианство и иудаизм стремительно распространяются. Обе религии признают только одного Бога, ниспославшего им Книгу. По сравнению с ними культ древних богинь плодородия все больше приходит в упадок. Но аравийцы не готовы отказаться от своих верований. Позднее в 53-й суре Корана Мухаммед пошутит над тем, что арабы, предпочитающие иметь сыновей, поклонялись божеству, у которого были одни дочери.

На фоне этой разноголосицы богов и верований рождается Мухаммед. Единого мнения о дате его рождения нет. В ранних летописях утверждается, что Мухаммед родился в «год Слона», а это примерно 569 или 570 год нашей эры. Более поздние биографы Мухаммеда пишут, что он родился примерно в 570 году.

Мухаммед появился на свет в семье Абдаллаха из племени курайшитов, правивших в то время в Мекке. Отец Мухаммеда умер либо незадолго до появления сына, либо сразу после этого. Вскоре после рождения мальчика забирают у матери и отдают на воспитание женам бедуинов, подряжающимся в роли кормилиц. Сначала никто не хочет связываться с полусиротой, пока одна бедная женщина не сжалилась над ним. В тот год царила засуха, гласит одна из легенд, и груди кормилицы иссохли. Но стоило ей взять на руки Мухаммеда, как и «ее груди, и вымена скота наполнились молоком». Это чудо спасло и детей, и скот, и весь клан.

Мухаммед долго живет у кормилицы. Уже тогда он переживает чудо, которое ранние тексты относят ко времени его призвания, а поздние летописи к детству Мухаммеда, чтобы подтвердить чистоту пророка: изъятие из тела и очищение сердца двумя ангелами. По преданию, ангелы появились внезапно, рассекли грудь Мухаммеда, извлекли его сердце и омыли ледяной водой из золотого сосуда. Так Мухаммед стал пречистым.

Когда мальчику исполняется шесть лет, умирает его мать. Мухаммеда берет под опеку сначала его дед Абд Мутталиб, а после его смерти - дядя по отцу Абу Талиб, предводитель клана.

Абу Талиб никогда не станет мусульманином, но в дни испытаний всегда будет на стороне своего племянника.

Подростком Мухаммед начинает сопровождать караваны своего дяди Абу Талиба. Однажды они прибывают в Босру. Когда караванщики проходят мимо обители монаха-отшельника Бахиры, тот неожиданно впервые зовет их к себе. Те принимают приглашение, оставив мальчика на улице присматривать за верблюдами.

Но Бахира хочет видеть именно Мухаммеда. Это будущий пророк, говорит он. Монах уверен: именно о Мухаммеде идет речь в его священных книгах. Он отводит дядю Мухаммеда в сторонку и предупреждает: «Береги его от иудеев! Ибо они узнают в нем того, кого узнал я, и причинят ему зло». По другой версии, Бахира предостерегает Абу Талиба от византийцев.

Загадкой остаются караваны, идущие из Мекки на север. Ведь легендарный «Путь благовоний» проходил не через Мекку, а через расположенную севернее Медину. Да и о товарах, которые возил на север Мухаммед, и о его торговых сделках ничего не известно. Лишь позднее летописцы приукрасили подробности. А может, эти караваны были лишь декорацией для свершившегося чуда? Только представьте: христианский монах из далекой и процветающей Босры, узнающий из священных книг, что Мухаммед - это пророк! Более беспристрастного мнения трудно себе представить.

Путешествуя с караванами между оазисами, Мухаммед знакомится с женщиной, которая первой уверует в его предназначение. Богатую торговку зовут Хадиджа. Наняв Мухаммеда в свои подручные, она вскоре убеждается в его честности и добросовестности, а позднее решает взять его
в мужья. К тому времени ей уже 40 лет, она старше Мухаммеда на 15 лет. Она дважды была замужем.

Мухаммед, поселившись в доме Хадиджи, будет жить там до самой ее смерти. Своего дома у него нет. Поздние хроникеры охотно обращаются к этой истории. По их мнению, этот эпизод говорит о том, что пророк был куда более современным мужчиной, нежели об этом говорят его собственные откровения. При этом модель брака, в которой мужчина был порой гостем и спутником в ночи - для некоторых женщин далеко не единственным, - ислам упразднил, сохранив, однако, за мужчиной право иметь четырех жен.

Ислам изменит роль женщины в обществе. В частности, женщины впервые получат право на наследство. Но в то же время по правилам шариата свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. В конце своего последнего паломничества Мухаммед призовет мужчин: «Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц». До нас дошел и вопрос кормилицы Ибрахима, сына Мухаммеда, умершего в раннем детстве: «О, Посланник Аллаха, ты возвещаешь благодать только мужчинам, но почему не женщинам?» Пророк отвечает ей вопросом на вопрос: «Ты недовольна жизнью?» И обещает, что каждый глоток молока, высосанный младенцем из груди кормилицы, будет зачтен ей в загробном мире. Мухаммед выступает и против закапывания новорожденных девочек в песок, что было в то время широко распространено.

Есть доказательства существования и самой Хадиджы. Утверждение о том, что Мухаммед женился на Хадидже, когда ей было уже 40 лет, объясняется магией этого числа. Оно считается священным не только у мусульман: 40 дней провел Моисей на горе, а Иисус в пустыне. 40 лет было Мухаммеду, согласно Корану, когда на него снизошло первое откровение.

Согласно Ибн Исхаку, Мухаммед еще в юности присоединился к «Союзу благородных» в Мекке. Его члены следили за тем, чтобы приходящие к Каабе паломники были в чистых одеяниях. Чистота станет лейтмотивом всей жизни Мухаммеда, символом избавления от ошибочных мыслей и ложных богов.

В дни священных праздников пророк начинает уединяться на горе Хира близ Мекки, чтобы посвятить себя аскезе и ночным молитвам. В 610 году, в «ночь могущества» в месяц Рамадан, Мухаммеду будет ниспослано первое откровение. «Оно снизошло на него, как приходит рассвет», - гласит предание.

В канонических жизнеописаниях пророка архангел Джабраил приказывает испуганному Мухаммеду: «Читай!» (или «Произноси!»), держа перед его лицом свиток. На что взволнованный Мухаммед отвечает: «Ma aqra´!» Поскольку «ma» означает «что», непонятную фразу можно интерпретировать как начало вопроса «Что произносить, читать?» Но если перенести ударение на второй слог, то это слово можно перевести и как «не», и тогда ответ Мухаммеда будет звучать так: «Не читаю, не умею читать».

Этот простой перенос ударения свидетельствует о том, что автором ниспосланного текста является Бог. Ведь ударение на втором слоге четко указывает на то, что пророк не умеет читать и может лишь слушать и повторять за Джабраилом то, что тот диктует ему от имени Бога. А вот если бы ударение падало на первый слог, то оснований считать, что Мухаммед не умеет читать, не было бы.

Пророк неоднократно и недвусмысленно спрашивает Джабраила: «Madha aqra?», то есть «Что читать?» Несмотря на это, догматики до сих пор трактуют этот эпизод в выгодном для себя свете: пророк не умел читать, а значит, с него полностью снимаются любые подозрения в том, что он позаимствовал какие-либо фрагменты текста из священных книг других религий.

В ту ночь архангел Джабраил является к Мухаммеду с первыми аятами Корана.

«Джабраил не оставляет Мухаммеда в покое, - описывает Ибн Исхак диалог между архангелом и пророком. - Он говорит: «Читай вслух, во имя Господа твоего, который сотворил тебя, сотворил человека из сгустка! Произноси вслух! Твой Господь - всемилостивейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». «И я произносил это... При этом мне казалось, что все слышанное мною как будто написано в моем сердце».

В полном смятении Мухаммед спускается с горы, но на полпути слышит голос неба: «О, Мухаммед! Ты - Посланник Бога, а я - Джабраил!» Согласно преданию, нетвердым шагом и «с дрожью в плечах» Мухаммед возвращается к Хадидже. О пережитом он поведает только жене. Хадиджа станет первым человеком, принявшим ислам.

Вторым человеком, который подтвердит истинность пророческой миссии Мухаммеда, станет христианин, родственник Хадиджы. Позднее ислам будет считать самыми правдивыми свидетелями божественной миссии Мухаммеда именно христиан. Ибн Исхак приводит еще одно важное доказательство божественной миссии Мухаммеда: его посещал не дьявол, а ангел, который исчезал всякий раз, когда Мухаммед и Хадиджа делили ложе.

Такие исчезновения типичны для ангелов. Внезапные появления божественного посланника были важны, поскольку в первые столетия существования ислама споры шли не о правде или вымысле, а о том, кем ниспослан Коран - Всевышним или дьяволом.

Действительно ли божественные вдохновения начались с внезапного появления Джабраила, явившего испуганному Мухаммеду первые знамения и принудившего его к покорности?

У Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка - были на этот счет другие сведения. Как вспоминает его внук, Мухаммеда и до этого посещали некие видения. Сцену с такими видениями описал Ибн Исхак. Однако Ибн Хишам, переписывая жизнеописание пророка, составленное Ибн Исхаком, удалил ее.

Другой летописец, умерший в 814 году, Юнус ибн Букар, приводит такую подробность: в юности Мухаммед страдал приступами, от которых его бросало в дрожь. «В Мекке будущий посланник Аллаха нередко подвергался сглазу (всякий раз) неожиданно. Причем случалось это еще до того, как на него снизошли божественные вдохновения. В таких случаях он посылал Хадиджу за одной пожилой женщиной, которая (волшебством) снимала с него порчу. В один из дней после того, как ему был ниспослан Коран, его опять сглазили. Хадиджа спросила его: «Посланник Аллаха! Не послать ли мне за той старой женщиной, которая снимала с тебя порчу?» На что он ответил: «Теперь не надо!»

В 613 году Мухаммед впервые призовет к исламу жителей Мекки. Он произносит яркую проповедь об ужасах Страшного суда и муках в аду, на которые обречены все, кто откажется повиноваться Богу и его посланнику. Он призывает мекканцев веровать, молиться и совершать добрые дела - кормить бедняков и даже освободить рабов.

Новое учение зиждется на зыбкой почве. С одной стороны, оно должно быть новым. С другой - нельзя быть и слишком радикальным, ведь Мухаммед хочет привлечь и скептиков.

Прежние пророки - Иса, Исмаил, Ибрахим - должны сохранить свой высокий ранг и стать свидетелями истинного призвания Мухаммеда. И признать его последним пророком. Так, Мухаммед вновь вводит обычай жертвоприношения животных, широко распространенный среди арабов-язычников. Этот ритуал христиане символически исполняют хлебом и вином, а иудеи отменили вовсе.

Но жители Мекки медлят. Повсюду и так слишком много «кахинов» (прорицателей); одержимых, дергающихся в конвульсиях и бормочущих всякий вздор. Так что у проповедников не так уж много шансов быть услышанными. Однако ничего подобного в речи Мухаммеда в Мекке еще не слышали. Мелодика, интонация, неожиданные паузы и рифмы...

О «волшебной силе слова» вскоре заговорят по всей Мекке. Постепенно круг сторонников Мухаммеда расширяется. К нему присоединяются и мужчины из знатных семей, и богоискатели, и бедняки. Пророк пока не может предложить им ничего, кроме своего послания.

Новая община готова принять каждого, невзирая на статус и род. Одним из первых последователей пророка становится раб, которому он тут же дарит свободу.

В Мекке насмехаются над сподвижниками Мухаммеда, но не преследуют их. Но когда Мухаммед начинает все настойчивее требовать полного подчинения единственному и единому Богу, выступая против прежних богов, настроения резко меняются.

Для жителей Мекки Кааба - это не просто символ веры. Как им зарабатывать на жизнь, если не будет паломников, которым они сдают жилье, продают еду и жертвенных животных? И во что превратится Мекка, если отменят трехмесячное табу на все разбойничьи набеги, грабежи на дорогах и убийства? Ведь не географическое положение города, а царящий здесь в праздничные месяцы порядок делает его центром торговли. Не будь в Мекке Каабы, сюда никто бы не приезжал.

Мухаммед бросает вызов системе и в религиозном, и в политическом смысле. От призывает отменить племенную, клановую, возрастную иерархии. На смену им должно прийти исключительно послушание Богу и его посланнику. Речь уже идет не только и не столько о спасении душ, сколько о реальной власти.

Сторонники Мухаммеда подвергаются нападкам, община все больше оказывается в изоляции, мусульманам угрожают.

В конце концов на стене Каабы вывешивается официальное обращение: с представителями четырнадцати кланов общины первых мусульман запрещено заключать браки и сделки.

В первых жизнеописаниях Мухаммеда рассказчик стремится держать публику в максимальном напряжении. Да и в поздних биографиях пророка, откуда удалены все разночтения и описания человеческих слабостей, драматизм сохранится. Аллах ниспосылает пророка, а его никто не слушает. К нему недоброжелательно относятся, требуют чуда, готовят на него покушение. Напряжение нарастает. Неужели Аллах бросит его?

Нет. Он совершает чудо - и какое! Однажды ночью к Мухаммеду приводят белое верховое животное меньше мула, но больше осла, с двумя крыльями на ногах, при помощи которых оно передвигалось, едва касаясь земли копытами.

До Мухаммеда это существо, которое зовется «бурак», перевезло на себе уже не одного пророка. Оно и переносит Мухаммеда по небу к «священному дому» (мечети аль-Акса) в Иерусалиме. Там Мухаммеда уже ждет весь сонм его предшественников - пророки Иса, Ибрахим, Муса. Они творят совместную молитву. Затем с неба опускается лестница, по которой Джабраил и Мухаммед восходят наверх. Ангелы у врат семи небес спрашивают, посланник ли Мухаммед. Джабраил говорит «да».

Какое-то время после смерти Мухаммеда его вознесение на небеса будут считать видением, озарением, сошедшим на него во сне. Позднее оно станет предметом юридических препирательств.

Многие мусульманские авторитеты настаивают на том, что Мухаммед действительно побывал на небесах. Сомнение в этом считается оскорблением пророка и, как утверждали в свое время некоторые из них, должно быть наказано смертной казнью.

И даже в 2001 году уважаемая духовная академия Аль-Азхар в Каире запретила одну из книг, ставящую под сомнение факт вознесения.

Мухаммед сталкивается с проблемой всех пророков - как быть, если тебя уже опередили другие? Титул «Божьего сына» закрепили за Исой христиане. К тому же в этом случае Мухаммед окажется в весьма сомнительном обществе трех местных богинь, считающихся дочерьми Бога. Да и не подобает Аллаху «заводить» ребенка. Поэтому верить в это - «тяжкий грех», говорится в Коране (сура 19).

Но это создает новую проблему: как наставить на путь истинный заблудшие души? Мухаммед был обычным человеком, напоминают летописцы. Но в VII веке уже не было пророков, которые могли привлечь на свою сторону последователей. Да и что может противопоставить простой человек прежним богам, их власти и собственным страхам?

Ситуация в Мекке обостряется: в 619 году умирают Хадиджа и Абу Талиб - опора и поддержка Мухаммеда. У него становится не только больше последователей, но и больше врагов. Без покровительства Абу Талиба его положение становится шатким. Любой мог бы убить Мухаммеда, не опасаясь кровной мести со стороны его клана. В 621 году на ярмарке в Мекке Мухаммед знакомится с паломниками из Ясриба (Медины) - оазиса в 350 километрах к северу от Мекки. Интерес к пророку тамошних арабов - не религиозного толка. Как пишет Ибн Исхак, уже в молодости Мухаммед снискал себе славу «хакама», третейского судьи. А такой человек как раз и нужен в Медине.

Есть и другая история. Согласно Ибн Исхаку, многие люди сообщали, что всякий раз, когда между арабами и иудеями Медины вспыхивали конфликты, иудеи угрожали арабам: «Близится время, когда нам будет ниспослан пророк, с помощью которого мы вас уничтожим!» Этими угрозами, сами того не ведая, иудейские племена готовили почву для прихода пророка. Вот только они не подозревали, что посланник встанет не на их сторону.

В 622 году Мухаммед со сподвижниками переселяется в Медину. Так начинается новая эра: в Медине Мухаммед получает признание как посланник Аллаха и как светский предводитель. Благодаря своей харизме, ораторскому таланту, умению договариваться и, конечно, ссылкам на Аллаха Мухаммед умудряется разрешать конфликты между враждующими кланами. Вскоре он вырастет из роли арбитра и станет повелителем.

Медина будет трамплином к победе: отсюда ислам начнет завоевывать мир. Год хиджры - переселения Мухаммеда из Мекки в Медину - станет первым годом исламского календаря.

Гениальным образом ислам объединит в себе существовавшие прежде первоосновы. Строгие ритуалы и правила есть и в иудаизме, но послание мусульманского пророка было обращено ко всем, а не только к избранным. Христианство, хотя и несет в себе миссию, само по себе абстрактнее, это царство «не от мира сего». Будни христиан почти не регламентируются ритуальными предписаниями, соблюдение которых открывает дорогу в рай. Ислам же предлагает верующим именно такие установки - к тому же открыт абсолютно для всех. Такого еще не было.

Но так ли представлял себе Мухаммед ислам в самом начале своего пути? Или его религию сформировало стремление противостоять уже сложившимся течениям?

Иудейские племена в Медине отказываются подчиниться новоявленному пророку. Тем не менее Мухаммед пытается ссылаться на пророков, которых признают и иудеи - Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), - напоминая, что последний даже предсказал в Торе появление пророка. Но иудеи непреклонны.

Со временем ислам станет терпимым к «книжным религиям» иудаизма и христианства. Это объясняется не столько убеждениями пророка, сколько прагматизмом поздних правителей - и огромными доходами от подушной подати, которой облагаются иноверцы.

Спустя десятилетия после смерти Мухаммеда появится множество слухов о непредсказуемости иудеев, вступивших в тайный сговор с врагами пророка. Где правда, а где вымысел, оправдывающий убийство иудеев, - неизвестно. Тем не менее множество проклятий в адрес иудеев в Коране свидетельствует об их глубоком неприятии мусульманами: «О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами». Во многих сурах Корана говорится о коварстве и лживости иудеев. Через восемнадцать месяцев после прибытия в Медину Мухаммед велит верующим отныне творить молитвы, обратившись лицом не в сторону Иерусалима, города прежних пророков, а в сторону... Мекки!

Но Мухаммед понимает: одними только молитвами отвоевать священный город, прогнавший своего сына-пророка, не получится. Нужна небольшая война. Только сначала надо убедить своих сподвижников в Медине в том, что в их же интересах выступить войной против Мекки. Мухаммед ссылается на высшие инстанции: война, объясняет он, велена Аллахом. Сразу в нескольких сурах Корана, созданных в тот период, Аллах назовет войну с неверными священным долгом последователя ислама.

Вскоре посланник Аллаха издает и подробные правила джихада на пути Господнем. Так приходит время разбойных набегов во имя Бога.

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих, - объявляет Всевышний своему посланнику. Но он также говорит: «Убивайте (неверующих), где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали».

Все начинается с небольших стычек, но весной 624 года дело доходит до первой битвы: у источника Бадр, что примерно в 130 километрах к югу от Медины, происходит первое большое сражение между мусульманами, выселенными из Мекки, и курайшитами. Род-
ственники и бывшие друзья убивают друг друга. Малочисленный отряд Мухаммеда побеждает превосходящие силы мекканцев. Летописцы не огорчатся из-за этого братоубийства. Наоборот: победа над врагом станет знаком свыше, который недвусмысленно показал, на чьей стороне Всевышний. После битвы победители разделят трофеи и казнят часть пленников.

На вопрос одного из приговоренных к смерти: «Кто же позаботится теперь о моих детях, Мухаммед?» - пророк якобы отвечает: «Геенна». Впрочем, большинство пленников будут выкуплены родственниками. Коран воспоет успех в битве как волю Всевышнего: «Не вы убили неверных, а Аллах сразил их (…) дабы подвергнуть верующих доброму испытанию от Себя».

Летописцы составляют длинный список всех мусульманских участников бойни, а их потомков причисляют к благородному сословию. Засады, порабощение женщин и детей, похоже, считались в то время нормой - в отличие от выкорчевывания пальмовых рощ. Во всяком случае, в Коране есть стих, оправдывающий такого рода действия: «Что вы ссекли из пальм или оставили стоящим на своих корнях, - то по соизволению Аллаха и чтобы Он посрамил нечестивых».

Но когда через год вторая битва у горы Ухуд заканчивается поражением, у пророка возникают проблемы с толкованием неудачи: если победа приходит по воле Аллаха, то чем же тогда является поражение?

Ответ дается ему в виде откровения: поражение - это испытание. Испытание на прочность веры в трудные времена.

После того как Мухаммед берет власть в Медине, меняется и божественное послание. Аллах уже не сообщает пророку общие заповеди, как это было в Мекке. Теперь он разрешает конфликты, издает законы, вмешивается в ход военных действий - и даже в скандалы, сотрясающие гарем Мухаммеда.

Сначала Мухаммед настолько увлекается Зейнаб, которую сам выдал замуж за своего приемного сына Зайда, что готов взять ее в жены, тем более что ее жизнь с Зайдом не наладилась. Потом по настоянию нескольких своих жен он клянется прервать любовную связь со своей коптской рабыней Марией. Однако Мухаммед не в силах расстаться с Зейнаб и Марией, и тогда Аллах приводит все в надлежащий порядок. Всевышний ниспосылает Мухаммеду откровение (Коран, сура 33, стихи 37-40), позволяя ему жениться даже на разведенной жене своего приемного сына, поскольку Мухаммед в сущности ничей не отец, а «посланник Аллаха».

Верующим мусульманам дозволено иметь лишь четырех жен, но Мухаммеду Аллах дарует привилегию сочетаться браком постоянно. Меняются и ряды его приверженцев. Уже нет и в помине тех мирных богоискателей, которых высмеивали и унижали мекканцы. Их сменяет боевой отряд из представителей разных племен, соревнующихся между собой в послушании и силе.

«Никто из вас не уверует, - говорит Мухаммед, - пока не возлюбит меня сильнее, чем своего отца, сына и всех людей вместе». Волосы, состриженные с бороды пророка, и воду, которой он умывается, собирают и сохраняют. К ним прикасаются, чтобы обрести содержащуюся в них священную силу, рассказывает переговорщик вражеского племени.

Так что же это за человек, который все яростнее выступает в роли посланника Божьего? Он почти никогда не смеется, утверждают его приверженцы, лишь легкая улыбка временами касается его уст. «Всегда смеющийся убийца, - говорят его иудейские жертвы из племени бану надир. - Человек в широкой накидке и с мечом на плече, скачущий на верблюде и довольствующийся маковой росинкой... и постоянно изрекающий мудрости». Но как выглядел Мухаммед, какими были черты его лица? Обо всем этом доподлинно ничего не известно. Есть лишь сведения о том, что он любил сладкое, жил очень скромно, что у него была пара сандалий и единственный плащ. В начале 627 года доходит до решающей битвы между кавалерией мекканцев и частями Мухаммеда. К тому времени 3000 мусульман вырыли вокруг Медины ров, который стал непреодолимой преградой для
10 000 вражеских всадников. Две недели воюющие стороны противостоят друг другу, но штурм не удается, и предводитель мекканцев Абу Суфьян дает сигнал к отступлению. Так описывает сражение Ибн Исхак, а вслед за ним и более поздние летописцы. В решающий момент противники Мухаммеда всегда проявляют нерешительность. Даже после победы при Ухуде враги не стали добивать поверженные отряды мусульман. Да и под Мединой они попросту капитулировали. Самому же Мухаммеду, похоже, сомнения неведомы. На волне успехов Мухаммеда стремительно растет число его сторонников. В восторге от его решительности, военных успехов, числа его сторонников и веры в чудо, мекканцы следуют за ним в Медину. Противники загнаны в угол.

Но прежде чем выступить из Медины в поход, Мухаммед не упускает возможности рассчитаться с последним из трех враждебных ему иудейских племен. Якобы архангел Джабраил передает ему послание: Аллах приказал атаковать клан Курайза. Пророк велит взять дома-башни иудеев в осаду. Через 25 дней курайзиты сдаются. Женщин и детей продают в рабство, мужчин, которых было от 600 до 900 человек, убивают.

Но хотя Ибн Исхак и поздние летописцы подтверждают истребление нескольких иудейских кланов, остаются нестыковки. Курайзиты, пишет Ибн Исхак, легко покорились судьбе. Маленькая девочка, поговорив с молодой женой Мухаммеда Аишей, радостно пошла на свою казнь. Один из предводителей курайзитов произнес перед смертью: «Бог ниспослал сыновьям Израиля книгу, судьбу и кровавую расправу».

Нет ли здесь желания смягчить кошмар? Во всяком случае, на это указывают расхождения между преданиями, повествующими о событиях того времени. С другой стороны, в историографии иудаизма, в мельчайших деталях протоколирующей все акты насилия против народа Израиля, нет упоминаний об уничтожении иудеев в Медине и соседних оазисах. Может быть, этой резни не было вовсе?

Террор с одной стороны и великодушие ко всем, кто готов подчиниться воле Бога, - с другой: так растет община. Ислам теперь означает не что иное, как подчинение власти Аллаха и его посланника. Многие клянутся в верности пророку, чтобы угодить новой власти. Но Мухаммед требует от своих сторонников только иман - внутренне осознанную веру. Пока же Коран порицает тех бедуинов, в сердца которых еще не проникла вера.

В 628 году происходит нечто необычное: Мухаммед с горсткой сторонников появляется в родном городе. Он пришел не воевать, а молиться. Мухаммед всего лишь просит разрешить ему посетить святыню Каабы. Если мекканцы позволят ему это, то потеряют лицо. Но атаковать Мухаммеда они тоже не хотят. Между лагерем Мухаммеда и Меккой снуют переговорщики. В конце концов стороны заключают перемирие: пророк обязуется десять лет не нападать на караваны мекканцев и возвращать им перебежчиков. За это ему с последователями разрешено посещать святые места. На следующий год мусульмане совершают первое паломничество в Мекку.

Год спустя Мухаммед, используя в качестве предлога распри между двумя кланами, с одним из которых у него заключен союз, выступает походом на Мекку. Обуреваемые жаждой наживы, подстегиваемые религиозным рвением, уверенные в победе, сторонники Мухаммеда движутся к городу-святыне. Абу Суфьян, предводитель мекканцев, отступивший в битве у рва, принуждает свои войска
к капитуляции.

Мекка падет приблизительно 11 января 630 года. О каком-либо сопротивлении мекканцев история умалчивает. Мухаммед победоносно въезжает верхом на верблюде на площадь, где стоит Кааба, семь раз объезжает выложенный из камня куб, после чего входит в святилище. Момент велик, но, как выяснится позднее, этого недостаточно для тех, кто будет восхвалять Мухаммеда в более поздние времена.

Ибн Исхак пишет, что внутри Каабы Мухаммед находит лишь небольшого деревянного голубя, которого тут же ломает и выбрасывает. После этого он выходит на площадь и обращается с речью к тем мекканцам, которые рискнули покинуть свои дома. Спустя два столетия с этим сломанным деревянным голубем случится чудесная метаморфоза. Летописец аль-Азраки напишет, что пророк нашел в Каабе «не менее 360» изображений идолов, которых дьявол начинил свинцом. Но стоило Мухаммеду указать на истуканов посохом, как они тут же превратились в прах. При этом аль-Азраки ссылается на очевидцев с безупречной репутацией, которые свидетельствовали то же самое еще Ибн Исхаку. С одним лишь исключением: в трудах Ибн Исхака нет ни единого слова о 360 идолах, свинце дьявола и волшебном посохе.

Мухаммед не намерен запрещать старые ритуалы. Аллах вездесущ и не нуждается в каких бы то ни было местах поклонения, в отличие от ненавистных Мухаммеду прежних божеств. Но если упразднить Каабу, то Мекка лишится Его поддержки. Аллах подтвердил, говорит Мухаммед, что сам Ибрахим, праотец всех верующих в Бога, свое первое паломничество совершил в Мекку. Таким образом, Мухаммед всего лишь возвращает ритуалу его истинное предназначение.

Стремление совместить несовместимое будет давать о себе знать даже спустя 1400 лет. Символом мусульманской веры является формула «Ля иляха илля-ллах», то есть «Нет Бога кроме Аллаха». Но зачем тогда исламу нужен осколок метеорита, вмурованный в угол Каабы задолго до Мухаммеда, к которому стекаются миллионы паломников, считающих верхом блаженства возможность прикоснуться к «Черному камню» и поцеловать его? На то была воля Аллаха, говорит Мухаммед, и слушатели принимают эту благую весть с облегчением. А то они чуть было не отказались от своих прежних богов. Теперь же им оставлено место божественного присутствия и дарованы все тонкости исполнения ритуала: семикратный обход вокруг Каабы - точки притяжения всего святого, побивание камнями шайтана, великое стояние на горе Арафат.

Жить Мухаммеду остается недолго. Одержав победу над Меккой, он возвращается в Медину. Предпоследний год его жизни именуется «Годом посольств». Аравийские племена теперь сами приходят к новому пророку и повелителю, чтобы присягнуть на верность тому, кто ссылается на Аллаха и кого Аллах привел к большим победам.

И все же этот триумф, ставший возможным благодаря невероятно прочному сплаву религиозной и политической власти, объединенной в непогрешимом образе Мухаммеда, обернется для ислама своеобразной «закладной». Мухаммеда уже никто и никогда не заменит. Преемники (халифы), которые придут ему на смену и унаследуют его власть, уже не смогут сослаться на статус пророка.

«Остерегайтесь новоизобретенного, ибо все новоизобретенное является нововведением, каждое нововведение - заблуждение, а каждое заблуждение ведет в Огонь!» С такой проповедью выступил пророк перед верующими во время своего прощального паломничества, которое он совершил за год до своей смерти, чтобы раз и навсегда узаконить все, чего он достиг.

После Мухаммеда уже нельзя ничего менять в ритуалах. Тем не менее стремительное распространение веры после смерти Мухаммеда продемонстрирует удивительную метаморфозу: пока ислам доминировал только в Западной Аравии, религиозное и политическое господство курайшитов - родного племени Мухаммеда - расширялось. Однако чем больше народов им подчинялось, тем актуальнее становился вопрос: кого считать истинным мусульманином?

Период с IX по XII век станет «золотым веком» ислама. Ученые переведут труды древних греков на арабский язык, философы абсолютно безнаказанно возвысят разум до уровня веры. Но уже в середине XII века произойдет крутой перелом. И даже в далеком Магребе верх возьмут ортодоксальные поборники «истинности» вознесения пророка на небеса, требующие смертной казни для приверженцев всех иных толкований Корана. Эти ревнители веры назовут годы жизни пророка Мухаммеда лучшими из времен, его самого - свободным от ошибок и святым, а любое нововведение - злом.

Но как раз из-за этого возникнет проблема, неразрешенная и по сей день: если рассматривать пророка вне рамок его эпохи, то многие из его суждений и действий выглядят жестокими и даже варварскими. Но если оценивать его как героя своего времени, то тот же призыв к Священной войне, чтобы мобилизовать мединцев на борьбу с Меккой, предстает уже в несколько ином свете.

Незадолго до кончины Мухаммеда не покидало предчувствие, что в его религиозной общине произойдет раскол. Предчувствие не обмануло его: всего через несколько десятилетий непримиримыми противниками халифов стали шииты, которые считают, что руководить общиной могут лишь прямые потомки его двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба (сам Мухаммед не оставил мужского потомства, Али был женат на его дочери Фатиме). Да и историю пророка они трактуют иначе, чем прагматики-сунниты, к которым и сегодня причисляют себя большинство мусульман.

Июнь 632 года. Миссия Мухаммеда завершена. Он навеки закрывает глаза. Многие отказываются поверить в его кончину. Для них он уже давно стал бессмертным. Абу Бакр, ближайший сподвижник пророка, предстает перед скорбящими: «Пусть знают те из вас, кто поклонялся Мухаммеду, что Мухаммед умер. И пусть те из вас, кто поклоняется Аллаху, помнят, что Аллах жив и никогда не умрет».

Так и было записано.

Цитаты : 1. Вера - это свидетельствование сердцем, изречение языком и подтверждение деяниями вашего тела. 2. Мусульманин это тот, кто никогда не причиняет вреда другому ни языком, ни руками 3. Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца. 4. Не совершайте насилия над другими и не допускайте насилия над собой. 5. Если то, что я делаю, – на пользу мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, задача моя легка и благословенна. 6. Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам, тогда и они будут к вам чисты! 7. Почитает женщину только благородный, а унижает ее - только подлец! 8. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры. 9. Тот, кто познал себя, познал своего господа. 10. Кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности. 11. Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия! 12. Истинное богатство - это богатство души. 13. Слеп не тот, чьи глаза не видят, но тот слеп, чей разум слеп. 14. Нельзя ни причинять людям зло, ни возмещать злом. 15. Поистине большая радость быть искренним и честным.

Достижения:

Социальная позиция: Мухаммед духовный учитель и пророк ислама, политический и военный деятель.
Основной вклад (чем известен): Мухаммед является основателем религии ислама. Его большим достижением было объединение арабских племен. Он создал новое мощное государство, арабскую империю или Халифат.
Вклады: Мухаммед является основателем религии ислама (что означает «покорность») и рассматривается мусульманами как посланник и последний пророк Бога (араб. Аллаха).
Он был религиозным, политическим и военным лидером, моральным и социальным реформатором, который основал мусульманскую общину. Мусульмане считают, что он возродил истинную, исходную монотеистическую веру (ислам) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и других пророков.
Мусульмане верят, что Мухаммед был последним пророком и посланником Бога, «Печатью пророков» . В то же время в исламе традиционно признается, что Мухаммед получил окончательное откровение в виде Корана для всего человечества и на все времена.
Согласно Корану Бог даровал Мухаммеду шесть достоинств:
Он был наделен даром лаконичной и совершенной речи.
Он одержал полную победу над своими страхами.
Он обрел законное право на все военные трофеи.
Вся земля была названа местом поклонения нему.
Он был послан Аллахом, чтобы нести Его Божественное послание всему миру.
Он завершил ряд пророков.
Основными положениями его учения были: Есть только один Бог, люди должны во всем и всегда подчиняться Ему, в этом мире народы были строго наказаны за отказ от пророков Бога, и рай и ад ждут нынешнее поколение, мир придет к Судному Дню.
В учении Мухаммеда были изложены:
Пять столпов ислама (сунниты) — 5 основных обязанностей религиозного ритуала Ислама:
1. Шаха́да (вера) — свидетельствует что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Посланник Его;
2. Салят (молитвы) — совершение ежедневной пятикратной молитвы.
3. Закят (милостыня) подаяние милостыни, особенно во время Рамадана.
4. Сыям -пост в течение месяца Рамадан.
5. Хадж (паломничество в Мекку, где находится мечеть аль-Харам (Священная Мечеть), наиболее известная исламская мечеть.
Мухаммед предписал в качестве религиозных обязанностей частые молитвы и подаяние милостыни и запретил ростовщичество.
Этическая система ислама включает в себя несколько основных принципов, которые позволяют всем людям жить в любви, мире и гармонии. Одним из самых важных вкладов Мухаммеда в развитие социальных отношений является утверждение им принципов всеобщего братства и доктрины равенства человечества. Согласно исламу, все расы и национальности равны, женщины равны с мужчинами по своей человеческой сущности, но просто имеют разные обязанности.
Мусульманам предписывалось уважать представителей всех вероисповеданий и даже атеистов. Ненависть по отношению к другим культурам и религиям, была запрещена.
Мухаммед учил: Уважайте и любите родителей, даже если они относятся к вам не так, как вы хотите. Помогайте другим всегда, когда только можете, подаяние бедным является обязательным. Так мусульмане должны уважать все живые существа (включая растения). Убийство мирных людей строго запрещено в Коране («убийство одного человек, это убийство всего человечества»). Грабеж, мошенничество, нарушение обещания, ложь и проституция, алкоголь и наркотики строго запрещались. Признается, что Аллах видит все, что делают люди.
Одним из величайших жизненных уроков, который дает служение Мухаммеда, является важность выполнения своего предназначения и значение постоянных усилий и правильных действий. «Поистине, Бог любит творящих добро!» (3:134), “Аллах — на стороне тех, кто выполняет свой долг и тех, кто вершит добрые дела”. (Сура «Пчелы», 127-128.) и “Творящим благое уготовано еще большее и прекрасное благо” (Сура «Йунус», 10:26)
В 632 году, после завершения паломничества в Мекку, Мухаммед произнес знаменитую речь, которая была известна как Последняя проповедь.
В своей Последней проповеди, он сказал:
… у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам… Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен и совершает добрые дела.
“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. …” (Коран 5:3). Одними из его последних слов были: «Мы, сообщество Пророков не оставляем наследства. Все, что остается после нас, должно быть отдано на благотворительность».
Мухаммед также был успешным дипломатом, купцом, философом, оратором, законодателем, реформатором, военным лидером. Его большим достижением было объединение арабских племен. В Медине он построил свою модель теократического государства и оттуда управлял своей быстро растущей империей. Мухаммед создал новое мощное государство от Атлантического океана до реки Инд, которое впоследствии переросло в арабскую империю или Халифат.
Основные труды: Коран, который согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками.

Жизнь:

Происхождение: Он родился в 570 году в Арабском городе Мекке. Мухаммед был сыном Абдаллаха ибн Абд аль-Муталлиба торговца из правящего племени и его жены Амины.
Образование: В детстве он не посещал школы и не имел учителей. Однако он обладал высшей степенью мудрости, понимания и славлся красноречием и чистототой языка.
Жизнь и служение Мухаммеда:
Неудовлетворенный своей жизнью в Мекке, он время от времени, отправлялся в одну из пещер в окрестных горах для медитации и размышлений.
Первое откровение (610). Согласно исламским верованиям, в возрасте 40 лет, в 610 году в месяц Рамадан, Мухаммед получил первое откровение от Бога.
Архангел Джабраил явился к нему в пещере на горе Хира вблизи Мекки и сообщил Мухаммеду, что он есть посланником Бога. Джабраил приказал ему читать стихи посланные Богом и сказал Мухаммеду: «Iqraa», то есть «Читай». Кроме того, Джабраил приказал ему начать проповедовать Послание.
Эти откровения продолжались у Махаммеда на протяжении 23 лет до самой его смерти. Собрание этих откровений, составило содержание священной книги ислама Коран, который был запомнен и записан его последователями, и собран в единую книгу вскоре после его смерти.
Проповедование и сопротивление (613-621). Через три года, примерно в 613 году, он начал публично проповедовать, призывая богатых помогать бедным и требуя уничтожения идолов. В первые годы Мухаммед обратил в свою веру многих людей и привлек учеников и последователей.
В 619 году умерли его жена Хадиджа и его дядя Абу Талиб и этот год был назван «годом грусти».
Ночное путешествие. По Исламскому преданию, около 621 года, Мухаммед пережил Исра и Мирадж, чудесное ночное путешествие вместе с ангелом Джабраилом. Оба они оседлали белого крылатого коня Аль-Бурак и отправились в путешествие в Иерусалим, где он встретил Авраама и Моисея. Затем они совершили второе путешествие за пределы времени и пространства через семь небес. Большинство мусульман считают это физическим путешествием, в то время как другие говорят, что оно представляет собой духовно метафорическое видение.
Мадина и приход к власти (622-630). В 622 году правители Курайшитов решили убить пророка. Джабраил сообщил Пророку об их плане и попросил его немедленно покинуть Мекку.
24 сентября 622 он и его последователи оставшихся в Мекке переехали в Медину (называвшуюся тогда Ясриб). Это бегство, известное как Хиджра, знаменует собой начало мусульманской эры. Этот год явился началом мусульманского календаря Хиджры: 1A.H. (After Hijra -англ, после Хиджры).
В Медине, Мухаммед объединил конфликтующие племена Аравийского полуострова в федерацию союзных племен со столицей в Медине. Во время пребывания в Медине, Мухаммед взял в жены нескольких женщин, в основном по политическим или гуманитарным соображениям. После 8 лет борьбы с мекканскими племенами, Мухаммед укрепил свои позиции в регионе, проведя несколько успешных военных кампаний. Его известность возросла, а в 629 он беспрепятственно совершил паломничество в Мекку.
В 630 году он выступил против Мекки, которая сдалась без боя. Он объявил амнистию за прошлые преступления и обратил большинство жителей Мекки в ислам. Таким образом, он выиграл контроль над всей Аравией и стал правителем мусульман.
Основные этапы личной жизни: Отец Мухаммеда Абдаллах умер почти за шесть месяцев перед его рождением. Он потерял мать, когда ему было 6 лет и остался полным сиротой. Мухаммед был отдан на попечительство своего деду Абд аль-Мутталибу, а по истечении 2 лет, своему дяде дядя Абу Талиб, который воспитывал его до совершеннолетия. Мухаммед вырос и стал успешным и богатым купцом.
В 595 году, когда ему было 25 лет, он женился на Хадидже, богататой сорокалетней вдове. Их счастливый брак длился 25 лет и у него не было другой супруги при жизни Хадиджи. Он имел с ней шестеро детей — четырех дочерей и двух сыновей, которые оба умерли еще детстве. Все дети, за исключением двух его дочерей, Фатимы и Зейнаб, умерли при его жизни.
Мухаммед является одним из самых влиятельных личностей в истории. Исламская традиция подчеркивает его исключительно человеческую природу. Он исповедовал самый простой, строгий и скромный образ жизни. Он проводил одну или две трети каждой ночи в молитве и медитации.
Говорят, что Мухаммед был крепкого сложения, с выпуклым лбом, у него был нос с горбинкой, большие коричнево-черные глаза и приятная улыбка. Он проявлял большой такт в общении с людьми и, если это было необходимо, мягкость и даже нежность. Мухаммед до сих пор служит примером для всех мусульман и воспринимается как высший образец подражания.
Он совершил свою последнюю поездку в Мекку в 632 году, установив обряд хаджа или паломничества в Мекку. Через несколько месяцев после возвращения в Медину, Мухаммед заболел и умер на руках своей любимой жены Аиши, в понедельник, 8 июня 632 года, в возрасте 63 лет.
Он похоронен там же, где скончался, на месте, где был дом Айши и в настоящее время находится мечеть Пророка в Медине.

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Загрузка...