Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Издательский бизнес почти с нуля.

Книгоиздание - один из тех видов бизнеса, которые, пожалуй, не требуют практически ничего, кроме идеи, небольших инвестиций и элементарной организации бизнеса. Это роднит его с такими полувиртуальными бизнесами, как программирование или Интернет-проекты. Большинство этапов здесь без труда, как ныне модно говорить, «аут-сорсятся». Сколько стоит создать и поддерживать собственный издательский бизнес?

Со стороны может показаться, что книжное издательство - бизнес крупный, или, по крайней мере, средний. Многие еще помнят издательства советских времен, кои занимали целые здания, а те, что калибром поменьше, - хотя бы отдельный подъезд. А там - коридоры, по которым сновали редакторы, корректоры, технологи, ну и, конечно, вечно недовольные авторы.

Впечатление о физическом размахе бизнеса может возникнуть и оттого, что в качестве неотъемлемой части издательства предполагается полиграфический комплекс с печатными станками, переплетным цехом и перманентно похмельным заведующим складом готовой продукции. В действительности все не так. Издательство может занимать всего одну комнату, а может и не занимать вообще. В штате нужен генеральный директор, бухгалтер, главный редактор, начальник отдела продаж и начальник производственного отдела. Все эти функции могут успешно выполнять 2–3 человека. А то и вовсе один человек, который к тому же по совместительству еще и автор. Теоретически можно создавать издательство даже для выпуска одной книги, если популярность ее гарантирована.

Все это стало возможным благодаря появлению персональных компьютеров, точнее, росту их мощности до такой степени, что они легко справляются с настольными издательскими системами, то бишь, по-простому говоря, программами верстки. Кроме того, издание книг как вид деятельности сегодня не требует лицензирования.

Неслучайно в настоящее время малый издательский бизнес переживает настоящий бум. Если в Советском Союзе в конце 80-х существовало всего около 200 государственных издательств (многие из которых сегодня откровенно загибаются), то сейчас каждый год появляется около 1500 новых частных издательств, а общее количество ежегодно издаваемых названий, по разным оценкам, составляет от 50 до 100 тысяч. Многие издательства создаются ради печати не более 5 книг, и это не предосудительно. Рентабельность бизнеса составляет от 30 до 100%, и на хлеб с маслом можно заработать, издав всего одну-две книги. Лишь бы они раскупались.

Основы бизнеса

Начнем с того, что издательство физически не изготавливает книги. Их печатает типография. Основные же его функции - подготовка рукописи (которая заканчивается изготовлением оригинал-макета) и последующая продажа книг (как правило, оптовая).

Начинать издательский бизнес необходимо с регистрации юридического лица (ЗАО или ООО). Эта процедура не имеет никаких особенностей по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности, поэтому нет смысла рассказывать о ней подробно. Просто нужно создать юридическое лицо, в уставе которого будет прописан такой вид деятельности, как издание книг. Если нет опыта в регистрации юрлиц, то лучше воспользоваться услугами специализирующихся на этом фирм. В Москве регистрация «под ключ» обойдется примерно в 500–600 долларов вместе со всеми сборами, уставным капиталом, юридическим адресом, печатью и прочими атрибутами официального бизнеса.

В принципе можно зарегистрировать издательство и как ПБОЮЛ. Раньше книготорговые фирмы это не любили, поскольку возникали проблемы с зачетом НДС (для книг он составляет всего 10%, а НСП книги не облагаются). Сейчас ПБОЮЛы платят этот налог, так что принципиальной разницы в выборе формы предпринимательства нет.

Получать лицензию для издания книг в настоящее время нет необходимости. В закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 8 августа 2001 года) книгоиздание не попало, хотя прежде нужно было получать лицензию Минпечати РФ. Книгоиздание не относится и к такому лицензируемому виду деятельности, как СМИ, поскольку, по определению закона «О средствах массовой информации», СМИ предполагает «периодическое печатное издание» на регулярной основе. Книги же издаются однократно, не считая, конечно, переизданий.

В то же время книгоиздание остается в правовом поле российского законодательства, в том числе таких законов, как «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах» и т.д., поэтому отсутствие лицензирования не означает, что можно издавать что угодно и как угодно.

Требуется упомянуть также обязательность регистрации в Российской книжной палате bookchamber.ru Это позволит получать международные коды ISBN . Без такого кода книгу издать теоретически можно, но это создает определенные трудности для оптовых и розничных продавцов, к тому же книги с нарушением правил издания не станут закупать библиотеки. Коды ISBN стоят относительно недорого (около 500 рублей за штуку), однако в России издательства, особенно региональные, как ни странно, пытаются на этом экономить. Способов здесь три: не использовать код, «срисовать» (то есть украсть) код с любой другой книги, наконец, использовать полученный от Книжной палаты код многократно. И все три вызывают проблемы с книготорговлей, внося путаницу в товарный учет, который проще всего организуется именно по уникальным номерам ISBN .

Вообще деятельностью Книжной палаты не стоит пренебрегать: хотя она играет и незначительную роль в рекламе, но извещает библиотеки о выходе новых изданий, рассылает в наиболее крупные библиотеки и коллекторы экземпляры, которые издательства обязаны предоставлять с каждого издания (это около 15 экземпляров, обычно их отдают сами типографии). Книжная палата также занимается и определением кодов УДК и ББК, они отражают тематику издания. За 350 рублей эксперты Палаты вам подберут их, хотя в этом случае как раз можно списать эти коды с аналогичного издания.

Идея

Конечно, чтобы выпускать книги, нужны идеи. Тут, по классическим законам маркетинга, надо или издать книгу, подобной которой нет, или сделать ее лучше, чем другие (и/или дешевле). Многие книги сейчас выходят в расчете на узкопрофессиональные группы. В целом же можно отметить, что выгодно издавать полезные книги. Однозначно не стоит связываться с художественной литературой, если вы, конечно, не наткнулись на гениального автора. Но для раскрутки даже гениального автора вряд ли у вас найдутся такие же средства, как у титанов вроде «Эксмо», АСТ или «Росмэна».

Думая, издавать или не издавать книгу, необходимо понять, кому она интересна и нужна, купят ли ее по предполагаемой цене, как вообще продвигать ее на рынок. Чтобы получить представление о том, что сейчас хорошо продается, можно зайти, например, в Интернет-магазин «Озон» www.ozon.ru и посмотреть, какие книги там считаются бестселлерами.

Легко готовить книги, на которые не распространяется авторское право: тексты законов и нормативных актов (особенно ценятся хорошо прокомментированные законы), перепечатывать старые, срок авторских прав на которые истек (например, можно было бы неплохо заработать, издав «Идиота» Ф. Достоевского на волне популярности одноименного сериала - здесь, кстати, подсуетилось только издательство АСТ). Легко делать книги советов, гороскопов, анекдотов из Интернета. Но их трудно продавать из-за высокой конкуренции и невозможности на первых порах печатать большие тиражи (а это залог конкурентной цены), к тому же у такого безымянного материала впоследствии может обнаружиться и автор.

Одним словом, для начинающего издательства нужна толковая книга, конкурентов у которой практически нет и которую читатель готов взять, не экономя. Есть и такое правило: число будущих покупателей должно быть на порядок больше, чем предполагаемый тираж. Желательно иметь и априорные ресурсы для раскрутки книги (то есть извещать о ней потенциальных читателей). Хорошо, если сам автор обладает соответствующими ресурсами (известен в нужных кругах, пользуется доверием как эксперт, имеет популярный сайт и т.д.).

Как правило, у хорошей книги все же есть автор (или авторский коллектив). С ним необходимо заключить авторский договор. Договор регулирует взаимные права и обязанности автора и издателя. Автор обязуется представить рукопись в конкретный срок в виде, определяемом издателем (обычно это документ в формате Word). На автора, как это часто бывает, перелагается ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц, а также за разглашение государственной, коммерческой или ведомственной тайны. Издатель отследить это обычно не в состоянии. Последний, в свою очередь, обязуется выпустить книгу (можно определить минимальный тираж и крайний срок) либо забраковать представленную рукопись (можно обозначить условия отклонения - задержка сдачи рукописи или ее низкое качество). Договором предусматривается и порядок уплаты гонорара (авторского вознаграждения). В основном гонорар определяется как процент от стоимости тиража (отпускная цена издательства, умноженная на тираж книги, - схема распространяется и на оплату переизданий). Для российского рынка характерен размер гонорара в 7–12%, хотя возможны и иные ставки, равно как и фиксированная оплата за рукопись с правом издания определенного тиража.

Для издателя выгодно заключать договор на передачу исключительных прав на издание конкретной книги, которые предусматривают права на издание и продажу книг по всему миру, в том числе издание на других языках, частичную или полную переуступку прав третьим лицам. Исключительные права могут быть срочными (например, 5 лет). Но опять же, поскольку время летит быстро, издателю выгоднее иметь бессрочные права. Примерные тексты авторских договоров без труда можно найти в Интернете.

Заключив договор, остается ждать, когда автор принесет рукопись. Надо сразу смириться с тем, что не все, кто обещает написать книгу, сделают это в действительности. Пишущие - люди творческие и переменчивые. Поэтому на первых порах лучше работать с теми, кто приносит готовые рукописи.

От рукописи до оригинал-макета

Итак, рукопись в издательстве. Опишем стандартный технологический цикл, в котором можно оптимизировать отдельные элементы.

Первым знакомится с рукописью главный редактор. Он оценивает ее качество, логику и структуру. Здесь нелишне бывает привлечь экспертов. Если не требуется принципиальная доработка рукописи, то за дело берется редактор, который (в интерактивном режиме с автором) оттачивает стройность книги, лексику, терминологию, грамматику, стиль. Работа редактора оплачивается в довольно широких пределах, она зависит и от объема книги, и от качества рукописи. Даже в крупных городах нетрудно найти редактора (непременно надо брать с опытом работы), который возьмется обработать книгу по 20–40 центов за страницу (как правило, редактору отдается текст без иллюстраций). То есть на 300-страничную книгу с 30%-ным заполнением иллюстрациями потребуется около 50–100 долларов.

После первичного редактирования книги рукопись отдают верстальщику. Оплата его труда зависит от сложности макета и квалификации верстальщика (он ведь может в разной степени выполнить и дизайн книги). Здесь вариации труда в оплате также велики, но если снова ориентироваться на цены крупных городов, то верхняя планка лежит в пределах 0,5–1 доллара за страницу, хотя можно найти и значительно дешевле. Что касается выбора программы верстки, то это дело вкуса и профессионализма самого верстальщика. Несмотря на снобизм профессиональных дизайнеров, с полной ответственностью утверждаю, что даже сложные макеты нетрудно сверстать в «родном» Word " e , тем более что и сама рукопись часто готовится автором в той же программе.

Сверстанная рукопись в виде распечатки (то, что раньше называлось «гранками») передается корректору, работа у которого проще, чем у редактора, - он только вычитывает текст и исправляет грамматические ошибки (их после работы редактора уже гораздо меньше, чем в авторском тексте) и ошибки верстки. Посему работа корректора оплачивается дешевле: 10–20 центов за страницу. Корректор отмечает исправления понятными верстальщику знаками, и последний вносит их в макет книги.

Желательно редакторскую и корректорскую правки согласовывать с автором (это может оговариваться в договоре). Так же как и последнее слово, подписание в печать культура книгопечатания требует оставить за автором. Тот получает чистовой макет и обязан дать добро на издание с устранением отмеченных им недостатков (в разумных, конечно, пределах).

Путь в типографию

Дальнейшая судьба макета зависит от выбранного способа печати. В настоящее время их по сути два: цифровая и офсетная (плюс уже редко используемая высокая печать).

Увы, нет возможности обсуждать достоинства и недостатки того или иного вида печати. Отметим только, что офсет в плане себестоимости печати эффективен на тиражах от 1000 (лучше от 3000) экземпляров. И чем больше тираж, тем ниже себестоимость печати (дорогостоящая операция - изготовление печатных форм). Дешевая печать начинается от 5000 экземпляров. Очень большие скидки типографии дают только при тиражах от 100 тысяч. До этого порога стоимость печати практически линейно зависит от количества страниц в книге и тиража.

Для заказа печати офсетным методом в типографию необходимо представить диапозитивы - макет книги на прозрачной пленке, впрочем, практически все производственники могут изготавливать пленки сами или через смежников. Требования к макету лучше согласовывать с выбранной вами типографией. Способов изготовления диапозитивов два - фотовывод и печать на лазерном принтере.

Фотовывод, безусловно, привлекательней по двум причинам: он дает практически абсолютно черный цвет, идеальное разрешение (от 2400 точек на дюйм и выше), точную передачу полутонов в иллюстрациях. Даже дорогие лазерные принтеры не всегда на это способны. Недостаток - относительно высокая стоимость (как правило, заказывается в виде услуги, собственная машина фотовывода - удовольствие дорогое). В Москве фотовывод стоит порядка 1 доллара за одну пленку А4. Сэкономить можно, печатая на больших листах (по несколько страниц на листе), однако это потребует соответствующей подготовки макета.

Изготовить диапозитивы на лазерном принтере стоит дешевле, для этого вместо обычной бумаги надо использовать «прозрачку» или кальку. Тут есть, правда, тонкость: «под офсет» диапозитив изготавливается «эмульсией вниз», то есть необходимо печатать макет в зеркальном отображении. На лету это умеют делать только postsript-принтеры или принтеры с эмуляцией режима postscript . Обойти это можно путем промежуточного изготовления PDF-файлов.

Когда готов макет, остается разместить заказ в типографии, выбрав бумагу для книги и обложки. Это дело вкуса и во многом зависит от цели издания: одно дело бюджетное, другое дело - подарочное. Еще труднее определиться, когда хочется сделать книгу и дешевой, и хорошо оформленной.

Бумага для самой книги («блока», то есть книги без обложки) стоит от 14 тысяч рублей за тонну (газетная) до 22–27 тысяч (офсетная; цена ее во многом зависит от степени белизны и плотности). Чтобы посчитать нужное количество бумаги, необходимо перемножить площадь листа (например, 60 на 90 см) на количество печатных листов (обычно по 16 книжных страниц формата 84х108/32) и на плотность бумаги (60–70 г/кв. м). Бумага продается в «ролях», поэтому важно знать формат книги. Например, полиграфический формат 60 x 90/16 соответствует размеру A 5, для этой книги нужна бумага с шириной роля 60 см.

Бумагу можно приобрести как у фирм-агентов, так и в типографии. Ответить, где лучше покупать, однозначно нельзя. Во-первых, не все типографии предлагают бумагу в необходимом ассортименте; во-вторых, надо просто сравнить цены. Как правило, около типографий «крутятся» фирмы, торгующие бумагой. Можно договориться с ними - они доставят бумагу в нужном количестве в типографию. Вообще по всем подобным вопросам лучше консультироваться непосредственно с местным технологом.

Что касается бумаги на обложку, то она должна быть плотной, может быть гладкой или рифленой («скорлупа», «лен», «молоток» и т.д.). Обычно продается в листах. Здесь лучше не экономить и приобрести хорошую импортную бумагу, которая стоит около 1,5 долларов за килограмм.

Вообще обложке следует уделить особое внимание в плане и дизайна, и полиграфического исполнения. Ведь первое визуальное и тактильное ощущение потенциальный читатель получает именно от нее. Возможно, стоит потратиться на ламинирование или, по крайней мере, на лакирование (оно повысит износостойкость) и сэкономить на самом блоке (на такую хитрость часто идут именитые издательства). Можно разориться и на переплет (то есть твердую обложку), но это стоит намного дороже и ограничивает выбор бумаги для книги.

Не стоит забывать, что книга может долго стоять на полке в магазине, и экономия на качестве бумаги и полиграфии приведет к тому,

что после просмотра десятком читателей она потеряет презентабельный вид. Для достижения высокого качества обложки ее можно печатать отдельно от книги, воспользовавшись услугами небольшой типографии. Там, возможно, сделают заказ оперативней и аккуратней. К тому же, если вы привезете свои обложки, то застрахуете себя от печати типографией «левого тиража» (то есть сверх заказанного количества, которое потом попадет на рынок по демпинговой цене).

Вот и все, книга готова. Остается отвезти ее на заранее арендованный склад и начать продажу. Как - разговор отдельный, но подумать об этом надо, разумеется, до того, как браться печатать книгу.

Как вы уже поняли, прелесть издательского бизнеса в том, что практически все операции без труда передаются на аутсорсинг: не надо иметь в штате ни автора, ни редактора, ни корректора, ни верстальщика. Надо просто уметь их найти и договориться. Они могут быть в другом городе и другой стране.

От вас требуются только идея книги и умение ее продать.

Что входит в понятие «Издательский бизнес»

Издательский бизнес начинался с издания книг и газет, но сейчас он этим не ограничивается. Почти всё то, что сейчас называется «шоу-бизнес», выросло из издательского бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что в этой статье в основном имеется ввиду классическое литературное издательство, принципы применимы и к студиям звукозаписи, и к кинокомпаниям, и даже к «контент-провайдерам».

Если отбросить всё лишнее, то издательский бизнес – это:
1. Поиск авторов и покупка авторских прав на произведения авторов.
2. Создание из произведения автора товара.
3. Продажа товара (произведений).
4. Раскрутка и продажа авторов.

Если с первыми тремя пунктами всё ясно практически сразу, то последний требует некоторых комментариев.

В издательском бизнесе есть две бизнес-модели:
1. Продажа товара
2. Продажа авторов

Эти две модели редко когда существуют в чистом виде. Чаще всего они сочетаются. Но вот какая особенность в сочетании этих моделей. Крупные издательства («мейджоры») работают в основном по первой модели – берут раскрученных авторов и штампуют их произведения. Редко когда они раскручивают новых авторов. Мелкие же издательства в основном вынуждены работать как раз с начинающими авторами – ищут таланты и продают их «мейджорам». И иногда продажа автора может принести прибыли больше, чем прибыль от продаж произведений за год.

Почему этот бизнес можно начать с нуля

Сразу скажу, что политика «мейджоров» недоступна для семейного бизнеса (ну, если это только не семья Бориса Николаевича). А вот открыть небольшое издательство можно с минимальным начальным капиталом. Правда, при этом придётся много потрудиться. Если же начальный капитал есть, то можно сэкономить усилия. Впрочем, это относится ко всем стартам.

Для того, чтобы открыть издательство с нуля, вам нужно:

1. Компьютер с выходом в Интернет и хотя бы одним издательским пакетом (для начала может быть даже Word и PDFMaker).
2. Телефон/факс.
3. Один-два человека.
4. Некоторая небольшая сумма денег (на аванс автору и услуги типографии).

Что желательно, но необязательно:

1. Место для временного складирования тиража. При определённой сноровке (или хорошо поставленной логистике) можно обойтись и без него – придержать тираж в типографии с вывозом из типографии прямо к оптовику и т.п. (В гараже книги лучше не хранить). Но на всякий случай, пока логистика не отлажена, место быть должно.
2. Собственный автотранспорт. Для перевозки небольших тиражей вполне подойдёт ВАЗовская четвёрка. Но лично я предпочёл бы либо услуги специализированной кампании, либо доплатить типографии за доставку.

Что не нужно для начинающего издательства

1. Собственная полиграфическая база (у аутсорсера всё равно будет дешевле).
2. Представительский офис (если очень будет нужно произвести впечатление, то переговорные комнаты в
бизнес-центрах сдаются по часам).

Авторов у нас – каждый второй, не считая каждого первого. Поэтому после небольшой рекламной кампании в издательстве появится «самотёк» — присланные произведения. Присылать будут как по электронке, так и обычной почтой (да, такие маньяки ещё остались – печатают на машинке и присылают заказной бандеролью!) И вам потребуется не столько искать авторов, сколько ставить «фильтры». И здесь на первое место выходит личность редактора. Даже Редактора. Это самый главный человек в издательстве. Именно он должен отсечь откровенную халтуру, отфильтровать «середнячков» и выцепить из самотёка потенциальный шедевр.

Как только появляется откровенный талант, его жизненно необходимо посадить на эксклюзивный контракт. Он понадобится, чтобы «перепродать» автора. Если эксклюзивный контракт не подписывается, то хотя бы заключитесь на несколько книг вперёд – сможете неплохо заработать.

Сказанное выше применимо не только к художественной литературе, но и к любой другой – специализированной, литературе по хобби, гороскопы и т.п. Даже среди этих авторов существуют свои звёзды.

Как сказано чуть выше, такого быть не должно. Но если вдруг случилось – обратите свой взор к классике. Классика неплохо покупается (особенно если близится выход фильма или сериала по классическому произведению, как это было с «Идиотом»). А самое главное достоинство классики – отсутствие необходимости покупки прав.

Как работать с розницей

Главный принцип издательства в работе с розницей – не работать с розницей. Лучше месяц уговаривать оптового клиента и получить заказ на 1000 экземпляров, чем потратить день на точку и, получив отказ в половине случаев, за месяц набрать заказов на 150 экземпляров.

Берите пример с промышленности. Аналогия – 100%. Издательство = завод. Завод редко когда договаривается с розницей. Старайтесь действовать только через оптовиков. А если интересуют данные о продажах в конкретных точках – покупайте данные у тех же оптовиков со своими розничными сетями.

В настоящее время ситуация в книгоиздательском бизнесе складывается довольно тревожная. Повсеместное распространение устройств, с помощью которых можно легко читать книги в различных электронных форматах, а также развитие сети Интернет, поставили под угрозу существование издательств, занимающих печатанием книжной продукции.

Стоит отметить, что столь мрачная обстановка складывается практически во всех странах. Ранее некоторые эксперты связывали снижение объемов продаж книжной продукции с кризисом 2008 года, однако, и в настоящее время спрос на некоторые виды бумажной литературы так и не восстановился. Не исключено, что немаловажную роль сыграл тот факт, что на протяжении двух десятков лет рынок книгопечатной продукции развивался крайне хаотично, в результате чего на складах магазинов начало скапливаться крайне много невостребованной литературы.

Несмотря на неясные перспективы, среди российских предпринимателей издательский бизнес очень популярен, что, в принципе, объясняется довольно низкой себестоимостью издания книги, колеблющейся в пределах 150-300 тыс. руб.

Проблема сбыта

Проблема сбыта книжной продукции состоит в специфичности ее потребления. Человек, как правило, читает больше или меньше только в зависимости от наличия на рынке качественного продукта. Таким образом, практически каждая книга с определенной долей вероятности может стать бестселлером. Помимо сложности определения потенциальной популярности книги, начинающему предпринимателю нужно учитывать, что в настоящее время происходит значительно снижение спроса на художественную литературу. Однако веяния прогресса не захватили такие сегменты в издательской сфере, как детская, профессиональная и подарочная литература. Родители по-прежнему стараются приобретать ребенку именно бумажные книги, так как они имеют привлекательный, яркий и позитивный дизайн. Подарочная литература изначально ориентирована на информационную составляющую и красивое оформление.

Авторы

Одной из самых сложных частей в организации собственного издательства является поиск авторов. Сложность, в частности, заключается в том, что состоявшиеся авторы уже работают в крупных издательствах, способных предложить им более выгодные условия, нежели начинающие издательства. Еще одним неприятным моментом является низкая вероятность того, что начинающий писатель сможет быстро завоевать популярность среди читателей, хотя, конечно, успешные примеры есть. Между тем, практически невозможно просчитать окажется ли автор читаемым.

Персонал

Начинающему издательству не стоит нанимать слишком большой штат сотрудников. В принципе, большую часть работы можно отдать подрядчикам, так как в этом случае не придется нести ежемесячные расходы на оплату труда не задействованных сотрудников. Однако на должности редакторов и менеджеров по продажам людей в любом случае придется нанимать. Дело в том, что функционирование любого издательства практически полностью держится на работе редакторов. Редактор книжного издательства должен чувствовать возможного читателя книги, он также должен следить за соответствием содержания книги и ее обложки.

Реализация

Полный цикл производства книги занимает около четырех месяцев, однако издание книги составляет только часть работы. Гораздо сложнее начинающему издательству продать книгу, ведь большинство компаний, занимающихся распространением книжной продукции, интересуют большие объемы, а также сотрудничество с уже состоявшимися издательствами. Поэтому наиболее оптимальным выходом представляется заниматься продвижением книги собственными силами, то есть заключать соглашения с ритейлерами и договариваться об информационной поддержке книг издательства.

Риски и перспектива

Основной риск для любого издательства представляют авторы, работающие с ним. Среди возможных проблем стоит выделить такие, как:

  • Зависимость издательства от одного автора;
  • Появление разногласий с авторами;
  • Конечность плодотворного периода любого автора;
  • Переманивание хороших авторов конкурентами.

Перспективность деятельности книжного издательства очень трудно просчитывается. По сути, продажи книги напрямую зависят от того, насколько она понравилась читателям, причем иногда известность автора не является залогом успешной реализации продукта. Также малоприятным моментом является отсутствие перспективы продажи готового бизнеса, так как, по сути, сам по себе он не представляет для инвестора сильного интереса, в отличие от авторов, на которых завязана работа издательства.

Энциклопедическая справка: издательство - предприятие (часто - полного цикла), занимающееся производством печатной продукции: от подготовки до выпуска.

Задумываетесь о том, как открыть свое издательство и наладить выпуск газет, журналов или книг? Информация из этой статьи может оказаться полезной.

Шаг за шагом к конечной печатной продукции

Шаг первый: выбираем специализацию

Выбор специализации напрямую зависит от имеющегося опыта. Так, универсальный издательский дом - роскошь, которую могут позволить себе крупные компании, «акулы» издательского бизнеса. Новичкам надежнее выбрать собственную нишу : книги, журналы, газеты. Если книги, то не «художественная литература вообще» (не рекомендовано для старта из-за сложностей просчета рынка), а кулинария, эзотерика, фантастика, детская литература, прочее.

Важно : несмотря на обилие печатной продукции, система ее реализации развита слабо. Особенно сложно продвигать на рынке книги. Вывод: продумайте возможность реализации продукции силами издательства.

Шаг второй: подбираем кадры

Кадровый вопрос - основной в издательстве, требующий решения по двум направлениям: выбор автора (авторов) и подбор персонала.

Авторы - главная возможность достичь успеха и главный фактор риска одновременно. Работа с новым автором - как лотерея: книга или «пойдет», или нет. В то же время именитый автор вряд ли согласится работать с начинающим издательством. Только за хороший гонорар.

Мозг издательства - редактор. От его идей и профессионализма зависит качество продукции и ее привлекательность в глазах аудитории. Также важно позаботиться о специалисте, который займется продажами. Издательству нужны и многие другие специалисты: от наборщиков и корректоров до печатников и резчиков.

Важно : любое издательство - это производство, связанное со стрессами . На конечном результате сказывается необходимость экстренно реагировать на новости, дедлайны, срывы сроков и другие факторы. Вывод: нужна команда, умеющая работать в стрессовой ситуации.

Можно ли обойтись без команды? Можно. Нужны подрядчики, которых несложно найти на рынке.

Шаг третий: формируем материальную базу

Выбор материальной базы зависит от того, по какой схеме вы решите работать: выпускать от А до Я самостоятельно или использовать подрядчиков. В последнем случае кроме соответственно оборудованного кабинета редактора ничего не нужно: подготовку материалов, допечатную подготовку и печать выполнят смежники.

Если вы затеяли предприятие полного цикла, понадобятся:

Обустроенные помещения для персонала и встреч с авторами;

Компьютеры для допечатной подготовки: от набора текстов до верстки;

Печатное оборудование;

Устройства послепечатной обработки: резательные и листоподборные машины, брошюровщики, переплетное и другое оборудование.

Важно : рост объемов производства неизбежно связан с расширением материальной базы. Вывод: необходимо сопрягаемое оборудование, а также станки с запасом производительности.

Где взять деньги?

Точно ответить на вопрос, сколько стоит открыть издательство, сложно. Например, в 2010 году инвестиции в издательство одной книги, по оценкам специалистов, составляли 5–10 тыс. долл. Каждый год эта сумма меняется, причем не только из-за инфляции: чтобы оценить объем вложений, необходимо провести собственные исследования.

Из-за высокой рискованности банки не выдают кредиты под залог издательского бизнеса. Вариантов финансирования три:

Собственные средства;

Кредит под залог собственности или другого бизнеса;

Инвестиции.

Учитывайте, что на первоначальном этапе инвесторов в вашем проекте может заинтересовать скорее имиджевая сторона: издатель - это престижно. Вопрос прибыли можно поднимать лишь после нескольких удачно реализованных проектов.

Есть и альтернативный способ - найти более крупное издательство, использовать его материальную базу (печатное и постпечатное оборудование) и свою идею (тексты, материалы).

Подводные камни

Книгоиздательство относят к видам бизнеса с высоким риском. От начала производства книги до выхода тиража проходит определенное время. За этот период читательские вкусы могут измениться. Кроме того, издательство сильно зависит от авторов и персонала. Если тексты или другие материалы не готовы в срок, издатель теряет драгоценное время и внимание изменчивого читателя.

Главный риск - невозможность просчитать спрос - действителен в отношении как книг, так и журналов.

Поводим итоги

Однозначного ответа на вопрос, выгодно ли издательство, нет. При условии правильной организации работы, точного расчета и наличия определенного издательского чутья можно добиться выдающихся успехов. У книгоиздательства больше потенциала в смысле прибыли, но оно и более рискованно. Проще и безопаснее сосредоточиться на выпуске журналов и газет, но в этом случае знатоки рекомендуют уделить особое внимание поиску собственной ниши или уникальной «фишки».

На сегодняшний день издательский бизнес один из самых популярных в Российской Федерации. Сейчас их насчитывается около 16 тысяч! Такая цифра обуславливается в первую очередь невысокой стоимостью выхода на данный рынок, но удержаться здесь очень сложно. Кроме того успех и рентабельность того или иного издательства трудно, а иногда просто невозможно просчитать.

Данный рынок открыт благодаря своей специфики. Посудите сами, ведь потребление продуктов питания является лимитированным явлением. Больше того или иного потребитель не сможет физически употребить. Вот почему неизбежно встаёт дилемма купить продукт этого производителя или же отдать предпочтение его конкуренту? В книжном бизнесе всё по-иному. Человек может столько книг, сколько ему потребуется! Если потребитель приобретает книгу, то не делает никакого ущерба другой.

Прежде чем запускать проект необходимо в первую очередь найти свою специализацию и выбрать направление литературы, которую вы будете выпускать. Кроме того задумайтесь о своей целевой аудитории, как вы будете доносить готовый продукт до потенциальных потребителей. Если вы всё продумаете до мелочей, то шансы на успех велики: наша страна большая и любая полезная и хорошая книга имеет более миллиона потенциальных читателей.

Инвестиции

Низка цена выхода на рынок – это именно то, что сыграет на руку любому начинающему бизнесмену. Привлечение больших инвестиций для одной-двух книг не потребуется. Если рассчитывать себестоимость выпуска одной книги тиражом 10 тысяч, то в итоге получится около 1$. Соответственно вам необходимо будет вложить от 5 до 10 тысяч долларов.

Рассчитывать придётся исключительно на собственные силы! Всё потому что у вас не получится добиться кредита или же помощи от какого-либо банка. Это обуславливается исключительно высоким риском бизнеса. Автор может не сдать работу в срок, да и книга вовсе может оказаться невостребованной. Такие форс-мажорные ситуации на этом рынке самое обычное явление, так что вам изначально нужно будет к этому подготовиться!

В данном случае наблюдаются следующие варианты финансирования проектов:

Первый вариант: привлечение частных инвесторов. Учитывая, что вам требуется не большая сумма денег, то многие охотно вкладываются в издательство книги. Кто-то это делает ради своего статуса, кто-то ради души, но многие всё же рассчитывают на хорошую прибыль. Главное правильно преподнести очередной проект (той или иной книги).

Второй вариант: небольшие издательские компании достаточно часто обращаются к своим «старшим братьям». К солидным издателям «малыши» приходят с хорошей идеей, и если она заинтересует, то финансирование обеспечено. Такая практика достаточно распространена в России.

Специализация

Начинающим бизнесменам даже не стоит замахиваться на универсальность своего издательского дома. Для этого как минимум потребуется довольно большой штат сотрудников. Если всё же вы желаете стать универсалом в своём деле, то необходимо будет разделить издательство на несколько редакций различной специализации.

Кроме кадровых вопросов подобным издательствам придётся решить большую массу различных проблем: работа с несколькими типографиями, большие объёмы различных книг, разветвление в сети дистрибьюторах.

Совет: если вы только начинаете, то вам просто необходимо в первую очередь выбрать определённую нишу, в которой вы хотя бы слегка разбираетесь. Только не стоит выбирать художественную литературу – этот жанр не подходит для начала маленького издательского дома.

Что сегодня востребовано?

Можно перечислить несколько направлений:

  • Кулинарные книги.
  • Цветоводство.
  • Приусадебное хозяйство.
  • Эзотерика.
  • Психология.

Если рассматривать статистику по России, то следует отметить следующие факты:

  • 20% от общего объёма продаж занимает остросюжетные книги и обучающая, прикладная литературы.
  • 15% — детская, подростковая и художественная литература.
  • 8% — современная проза, фантастика, фэнтази, а так же деловая литература.

Конечно, из таких расчётов можно спокойно сделать вывод, что художественная литература – это реальный шанс для новоиспечённого издательства. Однако конкурентов у вас будет очень и очень много! Тем более что крупные издательские дома вас просто «задавят». Лучше всего занять более узкую нишу.

Примеры: «Росмэн» — ориентировано исключительно на детей; «Армада» — фантастика, «BBPG» — книжники обо всём, что связано с вином.

Если вы последуете такому примеру, то высока вероятность того, что вы уже после второго издания достигните успеха.

Издательский бизнес с нуля и подбор авторов

Это самая сложна часть в издательском бизнесе и все трудности только удваиваются для тех, кто только начинает развиваться в этом деле. Всё потому что уже состоявшиеся «акулы пера» точно откажутся работать с новичком, так как крупные издательские дома могут предложить привлекательные условия сотрудничества.

Пример: годовой бюджет для продвижения отдельных авторов может достигать отметку в 100 тысяч долларов! При этом вероятность того, что издатель сможет спокойно выйти на рынок с новичком, очень мала. Конечно, никто не отменял самородков, которых пока не заметили. Яркий пример: издательство «Захаров» поверили в молодого, тогда ещё неизвестного автора, Бориса Акунина, который сегодня известен многим!

Успешный тандем залог успеха

Помните, что вы можете стать известны благодаря автору! Как издательство «София» стали узнаваемы из-за своего автора Паоло Коэльо. Однако таких примеров единицы. Просчитать данный фактор просто невозможно. Даже в молодое издательство могут приходить до тысяч рукописей, из которых лишь пятая часть может быть зарекомендована к издательству. Вот только и из этого числа авторов 2-4 тысячей экземпляров не более 20 будут проданы и только один-два автора создадут настоящие бестселлеры.

Необходимый персонал

Формирование своего штата следует начинать с поиска хороших редакторов . Если в продуктовой стези самым важным является директор по реализации товара, то в издательском доме абсолютно всё держится именно на редакторах! Именно они отбирают рукописи, которые в итоге будут выпущены в свет.

Именно эти специалисты должны представлять себе, кто сможет читать тот или иной «шедевр», как правильно донести до читателя информацию о книге. Обложка должна соответствовать, доступная цена, подобрать нужный канал для сбыта.

Директор по реализации товара – второй по важности человек. Так как бывают ситуации, что книжка становится бестселлером в ларьке на остановке, но в крупных магазинах вовсе не продаётся!

Очень крупные компании держат более 500 сотрудников, но чтобы стать хорошим издательством не нужно иметь столько людей в подчинении! Вот вам пример:

  • «Манн, Иванов и Фербер» — этот издатель работает вовсе без какого либо штата сотрудников. Три учредителя компании учувствуют исключительно в процессе создания книги на уровне мерчендайзинга и общей концепции. Всё остальное выполняют подрядчики!

Дистрибуция

Больших средств, как уже мы упоминали ранее, бизнесмену на открытие издательского дома не потребуется. Производство занимает не так много времени: от одобрения рукописи автора до выхода книги в продажу проходит около 4 месяцев. Однако это лишь часть работы!

Важная проблема – это отсутствие эффективной системы сбыта. В России достаточно трудно донести книгу до потенциального читателя: страна очень большая, а магазинов достаточно мало. Любые оптовые компании и дистрибьюторы, которые занимаются распространением готовой книжной продукции из Москвы в другие регионы, ориентируются исключительно только на крупные издательства и большие объёмы.

Поэтому если на первых парах развития на вашей книге нет популярного имени автора или нет подтверждения того, что у вас действительно на руках бестселлер, дистрибутор не захочет сотрудничать с новичками в издательском бизнесе. Однако если даже оптовик согласится на реализацию вашего товара, то это не гарантирует вам высоких уровней продаж. Так как книжка может просто потеряться на краю дальней полки.

Оптимальный выход:

Стоит заняться продвижением своей продукции самостоятельно! Лучше чем вы этого никто не сделает. Так что вам стоит взять всё в руки:

  • Наладить контакты с ритейлерами.
  • Договориться о поддержке продукции.
  • Провести рекламную акцию.
  • Убедите магазин в том, что ваша книга должна занять выгодную позицию на витрине!

И это не полный перечень ваших обязательств! Более того ваши усилия обойдутся вам не дорого, да ещё и обязательно плоды принесут.

Важный момент: рассчитывать следует на все магазины в столице и регионах! Собирать все свои силы и распространять книгу исключительно по известным книжным магазинам в центре не стоит. Так как по статистике продажу бестселлеров они осуществляют всего в соответствии с 1-2%, а обычные и вовсе продаются единичными экземплярами.

Издательский бизнес с нуля и предпринимательский риск

К примеру:

Издательство смогло сделать для себя имя на одном из авторов. С одной стороны это очень хорошо – не нужно распыляться на нескольких авторов, публика уже реагирует на его имя и т.д. Вот только есть и обратная сторона – теперь от его «пера» будет зависеть ваш успех и репутация. Кроме того не каждый автор может выдавать (а точнее практически никто) один шедевр за другим. Рано или поздно продажи у любого автора снижаются, так как на рынок выходит более интересный писатель.

Если в такой ситуации издательский дом не сможет диверсифицироваться, то 100% останется у разбитого корыта. Это довольно типичная ситуация для тех, кто занимается издательством.

Ещё вариант:

У вас могут начаться разногласия с авторами! К примеру, писатель потребует более высокие бонусы и условия для работы или ему захочется поэкспериментировать! Такие повороты могут не устроить вас. Кроме того автора могут переманить конкуренты.

Законодательство не будет на вашей стороне, так как в этом вопросе все будут на стороне автора. Заключать контракт на бедующие книги вы не сможете. Так что держать писателей возле себя вы не сможете. Тем более что предложить малое издательство высокий гонорар не сможет в отличие от крупных игроков на книжном рынке.

Кроме того начиная подобный бизнес вам стоит помнить о двух важных моментах:

  1. Во-первых – успех книг просчитать не получится. Очень часто бывает так, что книга подходит по всем канонам и просто обязана стать бестселлером, тем более, что автор известный и сюжет интересный. Продажи при этом отсутствуют! Любая технология маркетинга на книжном рынке гарантирует лишь 20% успеха, остальные 80% зависят от такого, насколько книга понравится читателю.
  2. Во-вторых – продать свой бизнес у вас не будет шансов! Всё потому что в издательском бизнесе отсутствуют активы, которые были бы интересны инвесторам. Нереализованный товар, который будет пылиться на складе, никому не нужен! Всех интересуют исключительно авторы.

Сравните всевозможные риски и подумайте, хотите ли вы ввязаться в такую «бумажную авантюру» или нет? Помните, что при хороших раскладах вы сможете обеспечить себе не просто безбедную жизнь, а спокойно жить в особняке на берегу моря!

Загрузка...