Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Мотивация это побуждение к деятельности совокупностью различных. Контрольная работа: Мотивация трудовой деятельности Теория Ф

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 1

Успехи организации определяют ее сотрудники, персонал. Результативный труд приносит человеку удовлетворение и вызывает желание работать более производительно, поэтому механизм мотивации играет важную роль в процессе бизнес-развития современной организации. Мотивация - это побудительная сила, желание человека что-то сделать.

С точки зрения психологии мотивация - это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью. Это внутреннее состояние, которое заряжает энергией человека, направляет и поддерживает его поведение.

С позиции менеджмента мотивация - это процесс побуждения человека или группы людей (сотрудников) к деятельности, направленной на достижение целей организации .

Что же такое мотив с точки зрения экономической науки? Прежде всего, мотив - это форма проявления потребности, причем потребности, уже осознанной, потребности, которая сформировалась под воздействием внешних условий и в то же время является побуждением к деятельности.

С точки зрения экономической науки логическая схема, характеризующая

структуру деятельности, будет выглядеть следующим образом: потребности

--> мотивы --> интересы --> стимулы.

Таким образом, в конечном итоге речь идет о реализации интересов, но центральным связующим звеном между потребностями и стимулами будут все те же мотивы.

Другими словами, мотивы представляют собой диалектическое единство потребностей и стимулов :

1) формы проявления потребностей + 2) осознанной потребности + 3) внутренней потребности.

Без потребности нет мотива, но и без стимула мотив также не возникает из-за отсутствия условий реализации самой потребности. Если мотив - это внутренняя потребность субъекта хозяйствования, то стимул - ее внешнее выражение. Стимулы - те внешние условия, которые созданы самими субъектами хозяйствования для более успешной реализации собственных потребностей.

Думается, что наиболее сильные и устойчивые мотивы возникают только тогда, когда стимулы, будучи объективными условиями деятельности, перерастают в субъективный интерес, последний - в личную потребность. Такой мотив должен быть оформлен для субъекта хозяйствования как цель.

Мотивы исключительно разнообразны и подвижны. Стимулы более стабильны и оказывают регулирующее влияние на потребности.

В условиях рыночных отношений система мотивов деятельности человека представляет собой сложный биосоциальный организм, в основе которого лежат потребности, интересы, ценности человека .

Стимулы трудовой деятельности являются лишь отражением внешней среды, в которой формируется система мотивов человеческой деятельности. Они, так же как и потребности, интересы, ценности человека, встраиваются в механизм мотивации его труда.

Механизм мотивации труда - это взаимосвязанная и взаимообусловленная система социально-экономических факторов, формирующая производственные отношения между субъектами хозяйствования, стремящимися реализовать поставленные цели в процессе различных форм деятельности . Сущность и структура механизма мотивации труда и образования представлена на рис. 1.

Механизм мотивации к труду и образованию персонала

┌──────────────────────────────────────────────────┐

│ Механизм мотивации труда и образования │

└───┬──────────────────┬───────────────────────┬───┘

┌───┼───┐ ┌───┼───┐ ┌───┼───┐

\│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/

┌──────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Мотивационные │ │Мотивационные модели│ │ Образовательная │

│ модели бизнеса │ │ интеллекта │ │ система │

└──────────────────┘ └────────────────────┘ └───────────────────┘

\│/ \│/ \│/

воздействуют воздействуют формирует

на способности на интеллектуальные интеллектуальные

к деятельности способности способности

\│/ \│/ \│/

┌───────────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Способности │ │ Интеллектуальные │

│ к деятельности │ │ способности │

└───────────────────┘ └────────────────────┘

│ обмен │

\│/ способностей \│/

┌───────────────────┐

│Способности к труду│

│ и образованию │

└───────────────────┘

Механизм мотивации труда формируется на всех уровнях - государство, предприятие, индивид, и все уровни тесно связаны между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние. Эффективный механизм мотивации труда можно создать только на основе учета личных интересов и общественных потребностей людей. Механизм мотивации труда объединяет мотивационные модели бизнеса, воздействующие на способности к деятельности, мотивационные модели интеллекта, влияющие на интеллектуальные способности и образовательную систему, формирующую интеллектуальные способности.

В любой экономической системе в механизме мотивации труда человек (и его интересы) - это и субъект этого механизма, и его объект. Учитывая важность развития способностей индивида, образовательная система должна быть органично включена в механизм мотивации труда на всех уровнях. Система мотивов, стимулов деятельности человека и совокупность его потребностей чаще всего рассматриваются с точки зрения трудового поведения. Ориентации данного категориального аппарата во внутреннюю сферу функционирования бизнес-развития не происходит, и это снижает эффективность ее функционирования. Важной составляющей мотивационной модели бизнеса является задача самореализации личности. Так, в японской системе персонального менеджмента выделяются три основных аспекта подготовки кадров:

Управленческий - приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;

Личностный - самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;

Социальный - социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.

Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы. Духовное, нравственное начало труда становится приоритетным для наиболее цивилизованных стран мира, и сегодня уже целесообразно говорить не о мотивации труда как такового (это, скорее, актуально на уровне фирмы), а о мотивации на макроуровне всей общественно полезной деятельности человека. Внерыночные ресурсы, такие как способность субъектов хозяйствования к сопереживанию, взаимопомощи, чувство сопричастности к общему делу (идее), и умелое включение их в структуру механизма мотивации на любом уровне способны повысить эффективность этого механизма без дополнительных материальных затрат .

Сегодня происходит расширение как "горизонтального" набора операций, то есть внесение большого разнообразия в работу в рамках функции одного рода, так и "вертикального" набора обязанностей, то есть обеспечение большей автономности работников в выполнении порученного дела, включение в их обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством собственного труда. Традиционные формы участия рабочих в управлении: участие в "кружках качества", работе научно-технических советов, паритетном представительстве работников в наблюдательных советах и правлении компании.

Инновационные структуры находят свое воплощение в использовании проектного принципа построения. Суть его заключается в объединении части материальных, людских и финансовых ресурсов организации в рамках проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач: от решения той или иной научно-технической проблемы до создания нового вида продукции.

Проектная группа может быть оформлена в качестве самостоятельного звена предприятия (центра, отдела и т.д.), дочернего предприятия либо существовать как временный творческий коллектив. Модификацией проектных групп являются центры по развитию новых сфер бизнеса ("стратегические хозяйственные подразделения", "стратегические хозяйственные центры", "центры прибыли").

К факторам, блокирующим нововведения, можно отнести:

1) барьеры организации (степень соответствия новшеств сложившейся организационной системе, нормам поведения, слабая поддержка высшего руководства, чрезмерная централизация);

2) барьеры коммуникации (недостаточно развитая сеть коммуникаций);

3) барьеры компетенции (опыт, знания и умения работников);

4) психологические барьеры (нововведения воспринимаются как угроза привычному состоянию).

К факторам, способствующим новаторству, можно отнести: наличие творческой и поисковой атмосферы в коллективе, поддержку со стороны высшего руководства, обеспечение необходимыми ресурсами, предоставление должной свободы при разработке новшеств, эффективную систему коммуникаций, обеспечение содержательной деловой информацией, наличие системы повышения квалификации и переподготовки персонала, создание атмосферы доверия и восприимчивости к переменам и др.

Инновации являются имманентной составляющей предпринимательства, всегда присущей рыночным отношениям, сопровождающейся конкуренцией. Инновационность - это сочетание рациональности и иррациональности. Творчество - это двигатель инноваций, "первичный ресурс" предпринимательства в условиях рыночного хозяйствования. Ошибочным является мнение, что инновационная деятельность лежит в области свободного творчества и носит стихийный характер. Эта деятельность обязательно должна быть организованной на систематической основе. Организация управления нововведениями - международная модель интеллекта - важное условие интенсификации развития. Быть новатором - это предвидеть будущие перспективы. В литературе встречаются самые разные толкования понятия "предвидение": мыслительные картины желаемого будущего; позитивное представление о будущем положении вещей; идея, которая приходит человеку в виде творческого озарения, и т.п. Предвидение всегда направлено в будущее. Предвидение не ограничивается реальной областью. Оно может содержать в себе идеалы и мечты предпринимателя, отражать его творческие возможности. В предвидении принято различать предсказание, прогноз и предположение.

Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее и быстрее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех и лидирующие позиции. Если предприятию удается, то ресурсы обретают форму "ключевых концепций" (оригинальное, особо эффективное сочетание ресурсов). К ключевым компетенциям предприятия следует отнести, прежде всего, потенциал их сотрудников .

Экономическая мотивация требует, чтобы люди как производили товары и услуги, которые они желают потребить, так и получали доход, эквивалентный их вкладу в производство. Одной только трудовой занятости недостаточно, поскольку приходящаяся на труд доля дохода от производства не может обеспечить последовательный рост уровня жизни, возможный благодаря технике. Труд производит как максимум средства к существованию. Капитал же способен производить богатство. Работа трудом временна; работа капиталом обеспечивает пожизненную занятость.

В качестве примера мотивационной модели бизнеса рассмотрим модель Profit sharing. Мотивационная модель бизнеса Profit sharing ("Процент от прибыли") - это устоявшаяся мировая практика. Многие компании используют эту форму мотивации, заключающуюся в распределении прибыли в равных долях между всеми участниками программы. Суть этой программы в следующем. Компания в начале года заявляет о своих планах на весь год и определяет, что если чистая прибыль после уплаты всех налогов превысит определенную сумму, то некоторый процент от этой прибыли будет поровну распределен между всеми участниками программы. Участниками считаются штатные сотрудники, работающие в компании на определенную дату. Выплачиваемая часть прибыли разделяется между сотрудниками в равных долях, вне зависимости от позиции, должности, положения и статуса человека. Таким образом, от работы каждого зависит, насколько компания будет прибыльна на конец года. В программе Profit sharing не участвует топ-менеджмент компании и некоторые другие высокопоставленные руководители. Для них предусмотрены другие компенсационные и мотивационные программы, например опционы. Мотивационная модель бизнеса Profit sharing вносит свой вклад в укрепление корпоративной культуры: выпускается журнал, газета, много информации помещено в Интернете. В результате происходит поддержание имиджа инновационной компании, решена проблема с подбором персонала и максимального задействования его потенциала в направлении повышения уровня творческой активности и рационализма. В рамках модели постоянно заявляются и внедряются новые мотивационные и компенсационные программы, направленные на оценку работы компании. У каждого сотрудника компенсационный пакет состоит из трех частей: зарплата, премиальные и выплаты по результатам деятельности компании. Но кроме компенсаций применяются также некоторые методы нематериальной мотивации персонала, например проводится соревнование с целью определения лучшего сотрудника, которому вручают подарок. Например, мотивационная программа по результатам работы каждого сотрудника в течение года определяет "почетных пчеловодов" (обычно в корпорации их бывает не более десяти в год). Для них придуман специальный знак - "бриллиантовая пчела". И есть Доска почета, на которой вывешены все "бриллиантовые пчелы". Это укрепляет корпоративную культуру и повышает уровень мотивации. Если люди готовы постоянно обмениваться идеями, увлечены своей работой и во главе стоят лидеры, умеющие быстро накапливать потенциал, то коллектив всегда будет работать на высочайшем уровне. В наши дни руководство преуспевающих компаний понимает, что нет ничего постоянного, кроме перемен. Общие черты методов мотивации инновационной деятельности в рамках креативной деятельности:

Создание в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы;

Использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и широкий набор мер социально-психологического воздействия. В работнике необходимо поддерживать чувства социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального роста;

Всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях;

Нацеленность всей инновационной деятельности на нужды бизнеса.

Чаще всего люди в своем отношении к работе руководствуются одновременно несколькими мотивами, но один из них всегда преобладает. С учетом этого выделяют следующие основные типы мотивации :

1. Инструментальная мотивация. Работник с этим типом мотивации ценит в работе главным образом заработок, по преимуществу в денежной форме. Он будет работать с максимальной отдачей, если его труд будет справедливо и высоко оплачиваться.

2. Профессиональная мотивация. Такой человек видит в работе возможность реализовать свои знания и умения и тем самым получить признание окружающих, достичь более высокого положения на предприятии и в обществе. Для такого работника главное - интересная, содержательная работа, возможность проявить себя. Индикатором работника этого типа является развитое профессиональное достоинство.

3. Патриотическая мотивация. Тип работника-"патриота", преданного своему делу, коллективу, стране. Эти люди стараются хорошо работать, исходя из высоких моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник более всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия, выраженное более не в материальных, а в моральных знаках и оценках.

4. Хозяйская мотивация, по мнению ученых, - одна из самых глубоких и устойчивых. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или на очень высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Но хозяином очень трудно управлять - он суверенен.

Для креативной деятельности характерно преобладание профессионального типа мотивации. На эффективность развития компании огромное влияние оказывает мотивация персонала к образованию и труду, представляющая собой механизм, направленный на активизацию способностей к деятельности и интеллектуальных способностей сотрудников фирмы. Представленная в данной статье мотивационная модель - это механизм, стимулирующий творчество, энергетику, ответственность сотрудников. Мотивационная модель персонала и мотивационная модель бизнеса тесно взаимосвязаны. Мотивационная модель бизнеса - механизм мотивации труда путем определения соответствия способностей работника характеру выполняемой работы, развития выявленных способностей и получения максимального эффекта от трудовой деятельности с помощью организационной системы. Специфика мотивационной модели персонала заключается в работе с интеллектуальными способностями сотрудников, нацеленной на повышение творческой активности в процессе развития персонала. Где потенциал работников фирмы - это подсистема общего творческого потенциала сотрудников, представляющая собой органическое единство индивидуальных интеллектуальных способностей, отражающих в первую очередь способности к воспроизводству знаний, а также реализованные и нереализованные креативные индивидуальные возможности работников.

Таким образом, нами предложены рекомендации по моделированию процесса развития персонала с учетом важности единства его производства и обращения, задействования мотивационной основы рыночного механизма воспроизводства и эффективной организации процесса творчества. Модель - имитация функционирования системы в условиях конкретной рыночной ситуации. Существуют следующие модели воспроизводства интеллектуального капитала: индивидуальные, корпоративные, национальные, международные. Данные формы являются базовыми моделями современного общества. Кроме них можно выделить также межотраслевые и внутриотраслевые, территориальные и региональные и другие. Учитывая важность развития способностей индивида, образовательная система должна быть органично включена в механизм мотивации труда на всех уровнях. Результатом активизации процесса образования должно послужить объединение научных знаний, потенциала преподавателей, творческой активности слушателей системы дополнительного профессионального образования и студентов высших учебных заведений на базе адекватной оценки рыночных потребностей с целью развития экономики России.

Если люди готовы постоянно обмениваться идеями, увлечены своей работой и во главе коллектива стоят лидеры, умеющие быстро накапливать потенциал, то этот коллектив всегда будет работать на высочайшем уровне функционирования и развития своего бизнеса. В наши дни руководство преуспевающих компаний понимает, что нет ничего постоянного, кроме перемен. Базовые методы мотивации креативной деятельности: создание в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы, использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности. А также - широкий набор мер социально-психологического воздействия, всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях, нацеленность всей инновационной деятельности на нужды бизнес-развития.

Литература

1. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002.

2. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ МАрТ, 2003.

3. Мотивация персонала: Метод. пособие / Под ред. Герчикова В.И., Опариной Н.Н., Володиной Н.А., Самуйловой Л.Э. - М.: Проект журнала "Справочник по управлению персоналом", 2005.

4. Симонова И.Ф., Еремина И.Ю. Управление трудовым процессом. - Учебное пособие. - М.: ЦентрЛитНефтегаз, 2007.

5. Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала в таблицах, схемах, тестах, кейсах. - М.: Проект журнала "Справочник по управлению персоналом", 2005.

6. Шаховская Л.С. Мотивация труда в переходной экономике: монография / Науч. ред. С.А. Ленская. - Волгоград: Перемена, 1995.

Л.Дудаева

кафедры экономики и управления

в нефтяной и газовой промышленности

ГГНИ им. академика М.Д.Миллионщикова

И.Еремина

кафедры управления трудом и персоналом

РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

Подписано в печать

  • Мотивация, Стимулирование и Оплата труда

Ключевые слова:

1 -1

Введение 3

1. Понятие мотивации как система побуждений человека к деятельности 3

2. Система мотивации деятельности в Локомотивном депо Сызрань 8

3. Виды, типы и уровни мотивации в трудовой деятельности 10

4. Анализ системы мотивации на примере организации Локомотивное депо Сызрань 15

Заключение 19

Список литературы 20


Введение

Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.

Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью.

Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не ина­че. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс, а организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.

Цель настоящей работы рассмотреть анализ и совершенствование системы мотивации деятельности на примере Локомотивного депо Сызрань. Для этого в ходе работы будут рассмотрены такие вопросы как: понятие мотивации как система побуждений человека к деятельности, мотивация к труду, виды, типы и уровни мотивации в трудовой деятельности, а также анализ системы мотивации на примере организации Локомотивное депо Сызрань


1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает моттивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.

Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффектив­ность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).

Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или ос­нованными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее за программировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного на­пряжение и вместе с тем - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуали­зированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определя­ются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).

3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).

4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).

5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желании, стремлений и влечений.

Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формиру­ются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.

Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к дости­жению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.

Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На, следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.

Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрица­тельные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.

Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.

2. Система мотивации деятельности в Локомотивном депо Сызрань

Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.

Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.

Н.К. Семенов подчеркивает, что о мотивации можно сделать заключение, только наблюдая за поведением или высказываниями людей, представляющих собой ресурс, в корне отличающийся от всех других, которыми менеджер управляет.

Человеческая деятельность на предприятиях и в организациях, в том числе и в Локомотивном депо Сызрань имеет целевой характер, моральную ценность, что оказывает существенное влияние на манеры и поведение личности на работе. Отношение к менеджерам формируется под влиянием микроклимата в Локомотивном депо Сызрань, личных проблем и других факторов, жизненно важных для работника и оказывающих большое воздействие на его мотивацию.

Сложность выявления чувств и эмоций человека объясняется также тем, что каждый человек, работающий в Локомотивном депо Сызрань - это уникальная индивидуальность. Каждый из них - это результат эволюции многих факторов, являющихся уникальным сочетанием, характеризующим конкретную личность.

Результативность любого специфического воздействия на работников зависит от индивидуума и возникшей конкретной ситуации. В идеале менеджеры должны изучить подчиненных так хорошо, чтобы они могли увязать свои методы работы и подходы к работникам с их индивидуальными качествами. Исследования поведения людей показывают, что они стремятся быть похожими друг на друга в боль­шей степени, особенно в сфере мотивации потребностей и мотивов поведения.

Если менеджер предпочитает в управленческой деятельности использовать в большей степени идею сходства в мотивации, а не различий среди работников, то в этом случае имеется более значительный шанс для достижения успехов в производственной деятельности. Это не означает, что будут отвергнуты персональные интересы личности. Зная об индивидуальных нуждах и запросах, в менеджменте первичного уровня возникает реальная возможность учета этих различий и увязывания их с основными, общими тенденциями развития мотивации работников подразделения.

Согласительный подход в менеджменте первичного уровня основывается на сходстве мотивов в значительно большей степени, чем на их различии, и является более предпочтительным для усиления мотивации работников и улучшения производственной деятельности. Согласительный подход также способствует сплочению трудового коллектива и формирует чувство принадлежности к единой команде.

Довольно часто мотивация рассматривается как нечто такое, что один человек может дать другому или сделать, выполнить для него. Менеджеры иногда говорят об условиях выдачи работникам права на мотивацию или наличии условия мотивировать их. Однако положительная мотивация работников не очень легко достигается, так как она отражает внутренний стимул или импульс. Мотивация не может поступать внутрь от слов других или быть впрыснута внутривенно. Она возникает внутри человека.

Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация - решающий фактор в достижении успеха организации. Это категория, которая подтверждается многочисленными исследованиями.

3. Виды, типы и уровни мотивации в трудовой деятельности

При формировании мотивационного комплекса персонала руководитель Локомотивного депо Сызрань гибко сочетает разные виды, типы и уровни мотивации.

Внутренняя мотивация - это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внутренняя мотивация - это то «топливо», которое поддерживает и не дает сдаться в момент преодоления трудностей и неудач. К внутренней мотивации относят:

Мечту, стремление к самореализации;

Стремление к творчеству;

Самоутверждение, востребованность;

Убежденность;

Любопытство;

Личностный рост;

Руководители Локомотивного депо Сызрань знают: нет негативного результата, есть просто результат, с которым надо работать, и тогда поражение оборачивается победой. Поэтому никогда не следует снижать внутреннюю мотивацию персонала. Но и опираться исключительно на нее нельзя. Потому что человек - существо социальное и потребность в признании в нем чрезвычайно сильна. Но здесь важно равновесие.

К внешней мотивации относят:

Карьеру;

Статус, признание;

Престижные вещи (дом, машина и т. д.);

Возможность путешествовать.

Внешняя мотивация постоянно меняется, она возрастает при успехе и понижается при неудачах, то, что вчера радовало, сегодня может раздражать, и наоборот. Это зависит от преобладающего типа мотивации: «мотивации ОТ» или «мотивации К». Еще Фрейд говорил, что человек, как животное, стремится избежать страдания и получить удовольствие. Не принимая слишком упрощенную трактовку человеческого поведения, все же нужно учитывать, от чего человек хочет уйти и к чему он хочет прийти. «Мотивация ОТ» - это женский тип мотивации, направленный на спасение от голода, нищеты и т.д. путем пересмотра запасов, перехода на режим жесткой экономии и т.д. «Мотивация К» - это мужской тип мотивации, направленный на поиск резервов и стремление увеличить прибыль вместо того, чтобы сокращать расходы. Если человек ориентируется на «ОТ», то он, как правило, зациклен на прошлом и своих проблемах, если для него важнее «К», то он устремлен в будущее, ориентируется на достижения, одновременно уходя от текущих проблем.

Руководитель Локомотивного депо Сызрань, формируя в своих сотрудниках «мотивацию К», прежде всего ориентируется на перспективу. Он намечает конкретные цели деятельности организации (или уточняет, если они намечены извне), а потом представляет их так, чтобы это дало людям, идущим за ним, мощную мотивацию и чувство уверенности. Для этого необходимо:

1. Видение перспективы. Руководитель дает конкретное направление и образ желаемого будущего, а не просто составляет набор альтернативных или возможных направлений.

2. Стабильность перспективы. Люди должны быть уверены, что представленное руководителем направление или цель не будут неожиданно изме­нены или исправлены. Если цель или направление резко меняются на стадии реализации, это часто становится гибельным для дела.

3. Вдохновение перспективой. Видение перспективы руководителем должно возбуждать воображение людей. В большей мере все зависит от того, насколько руководитель сам действительно воодушевлен видением. Если воображение руководителя не «бурлит», то он никогда не вдохновит подчиненных.

4. Активизация перспективой. Видение перспективы руководителем должно призывать людей к личному участию и действию в достижении цели. Если этого не происходит, то руководителю не удалось передать свое видение другим.

5. Этапность перспективы. Когда необходимо поэтапное осуществление замыслов руководителя, то он должен представить людям те ближайшие этапы, которые люди могут без труда понять.

В Локомотивном депо Сызрань в деятельности персонала учитывается и уровень мотивации.

С. Полукеев, проанализировав представления Гумилева о пассионарности, предложил к рассмот­рению девять уровней мотивации. Самая безмятежная и комфортная жизнь на третьем уровне.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ мотивации - «Жизнь тихого обывателя, адаптированного к среде», живущего по принципу: «Моя хата с краю, я ничего не знаю», который «всегда доволен собой, своим обедом и женой». По Александру Зиновьеву, это «Гомо Советикус» эпохи развитого социализма, или милый сердцу каждого ленинца идеал: «Минимум усилий с максимальной экономией!»

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ - «Стремление к благоустройству жизни без риска» - без риска что-то потерять: дачу, приработок и т. д. Между третьим и четвертым уровнями находится ЗОНА КОМФОРТА. В этой зоне, согласно Гумилеву, живут вялые эгоистичные люди, руководствующиеся потребительской идеологией, для которых характерна «обывательская затхлость жизни».

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ - «Поиск удачи с риском». Ключевые слова здесь УДАЧА и РИСК. Это мир игр на удачу без гарантий успеха, в надежде «на авось» и улыбку фортуны. С этого уровня мотивации стартуют начинающие коммерсанты и бизнесмены.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ - «Стремление к идеалу знаний и творчества». Для большинства людей работа по профессии - это, прежде всего, ПРИЗВАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. По сравнению с пред­принимательством и тягой к риску, здесь, казалось бы, достаточно благополучная зона творчества. Но риск здесь в другом - не получить ПРИЗНАНИЯ своего ПРИЗВАНИЯ, которое приходит либо посмертно, либо вообще не приходит!

СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ - «Стремление к идеалу успеха». Именно с этого энергетического уровня начинается большой бизнес. Это - ЗОНА ПОБЕ­ДИТЕЛЯ, который прилагает серьезные усилия для достижения цели.

ВОСЬМОЙ УРОВЕНЬ - «Стремление к идеалу победы». Люди, ориентирующиеся на этот уровень мотивации, стремятся победить во что бы то ни ста­ло. Это - настоящие бойцы, чемпионы.

ДЕВЯТЫЙ УРОВЕНЬ - «Жертвенность». Чтобы блистать в ЗОНЕ ПОБЕДИТЕЛЯ, нужно платить отказом, отречением или жертвой. Пока человек подобен переполненному сосуду, он невосприимчив ни к чему новому.

При переходе с одного уровня мотивации на другой, более высокий, человек берет на себя ответственность, принимает волевое решение и делает выбор, преодолевая страх - страх быть более свободным. Выходя из привычной ЗОНЫ КОМФОРТА, человек рискует погибнуть или быть отвергнутым, смешным или обманутым. И так на каждом этапе развития - новый уровень мотивации, новое волевое усилие и свои жертвенность и отречение.

Однако за последние 10-15 лет около 80 % населения нашей страны деградировали из ЗОНЫ КОМФОРТА на уровни, лежащие ниже третьего, в ДОЛГОВУЮ ЗОНУ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - это «Неспособность регулировать потребности». Кто не способен изменять свои потребности? Тот, кто имеет то, что имеет, а не то, что хочет. Кому нечего терять, у того страх потерять сильнее желания приобрести, поэтому он останавливается в своем росте и умирает, теряя все.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - «Неспособность удовлетворять потребности». Это уже нищета. Человек живет по принципу «Четырех Д»: Доедать, Донашивать, Деградировать и Доживать.

Парадокс заключается в том, что люди тешат себя иллюзиями, что живут в ЗОНЕ КОМФОРТА, в то время как на самом деле живут в ДОЛГОВОЙ ЗОНЕ.

Задача руководителя, подчеркивает С. Полукеев, - открыть то, что есть в человеке святого, живого, человеческого. Подлить масла в огонь, если он еще теплится, пробудить те желания, которые спят, чтобы человек начал охотно трудиться ради будущего.

Но это возможно лишь в том случае, если сам руководитель находится, как минимум, на шестом уровне.

4. Анализ системы мотивации на примере организации Локомотивное депо Сызрань

Стремительное совершенствование информационных технологий - мощный фактор обновления всех сфер работы - требует готовности воспринимать, усваивать новое. Учиться приходится всем. Рассмотрим особенности содержания и организации труда персонала и приоритетные направления управления на примере организации Локомотивное депо Сызрань

Таблица 1.

Особенности содержания труда в Локомотивном депо Сызрань (ЛДС)

Особенности содержания и организации труда Специфика мотивации труда и управления персоналом
1 2
Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Труд в ЛДС носит изначально коллективный характер. Стремление каждого работника к осознанию, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависят от деятельности организации
Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению с недавним периодом их деятельности Необходим поиск новых методов мотивации, а также совершенствование и усиление стимулирующей роли материального вознаграждения.
Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда Сильная мотивация необходима как фактор достижения целей организации и как инструмент повышения психологической устойчивости
Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения Повышение заинтересованности в безошибочном проведение операций и максимально взвешенном принятии решений
Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д. Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему мести выполняемым функциям работников (проведение тестирования и аттестации)

Из таблицы видно, что менеджеры по работе с персоналом в Локомотивном депо Сызрань должны уделять особое внимание факторам, влияющим на мотивацию труда персонала.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Труд в ЛДС носит изначально коллективный характер. Практически все виды деятельности не может осуществить один работник. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от успешной деятельности органиазции. Этому способствует усиление групповой мотивации и ее сочетание с индивидуальной.

Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых рабочих операций, внедрение новых компьютерных технологий необходимы для ускорения и упрощения проведения деятельности. Для восполнения недостающих знаний и профессиональныx навыков целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные тренинги, семинары, «круглые столы» где узкопрофессиональные знания приобретаются в ходе специально организованного обучения, в результате общения с более знающими и компетентными в этих вопросах коллегами. Необходимо отслеживать соответствие квалификации работников новым этапам развития посредством тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и на­выков.

Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения характерна практически для всех работников Локомотивного депо Сызрань.

Высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена также очевидна. Вся работа этого персонала в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на деятельности организации в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении деятельности и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всей организации. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.

На характер, содержание и качество деятельности работников влияют специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос: «Часто ли вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с вашей работой?» - ответ: «достаточно часто», - дают каждый третий работник. Данные социологических опросов по­зволяют уточнить причины таких негативных состояний.

Из негативных факторов у работников на первом месте (21,22%) - неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года). Высокая степень ответственности имеет место в работе каждого пятого опрошенного руководителя высшего и среднего звена управления. Из общих для всех категорий работников факторов превалируют длительная работа на компьютере, монотонность и др. Работники в Локомотивном депо Сызрань часто работают в режиме сверхурочного времени; типичны и традиционны переработки. В некоторые дни, рабочий день может увеличиваться на несколько часов.

Кроме специфических (особых) факторов, связанных с работой, на работников действуют и последствия обычных, общих стрессовых явлений, свойственных всем россиянам. Это - угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силпу напряженности. Это часто приводит к преждевременному утомлению, снижению внимания, ухудшению показателей самочувствия, активности и, как следствие, к увеличению числа ошибок, ухудшению качества работы и другим нежелательным явлениям.

Действие специфических (особых) факторов, приводящее к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и надёжности деятельности. Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих место в деятельности персонала Локомотивного депо Сызрань, осуществляется субъектами труда за счёт волевых усилий с подключением ре­зервных возможностей.

Анализ показывает, что деятельность руководителей высшего и среднего звена управления происходит в экстремальных условиях, характеризующихся постоянным и интенсивным действием специфических (особых) факторов. Последние могут представлять потенциальную опасность для управленцев. Негативные функциональные состояния выражены сильно, и работа в этих условиях требует восстановления.

Деятельность работников, сопряженная с эпизодическим, непостоянным действием специфических факторов, можно отнести к особым условиям, после которых необходим отдых.

Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затруднённых условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования, характеризующихся нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой психофизиологической Деятельности и приводят к нарушению её (деятельности) структуры, снижению эффективности и надёжности. Негативные психологические состояния, с одной стороны, могут стать тормозящим фактором активности и инициативности, с другой - стимулировать на поспешные скоропалительные решения и действия.

Учитывая затруднённые условия деятельности работников, соответствующим образом нужно подходить к вопросу мотивации их труда. Во-первых, необходима психологическая готовность к работе в этих условиях. Во-вторых, нужна система положительных мотиваций как главного компонента устойчивости профессиональной деятельности в количественном и качественном аспектах, а также во временном аспекте профессиональной деятельности.

Наличие в рамках одного Локомотивного депо Сызрань совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений предполагает применение различных методов мотивации, систем оценки персонала, подходов и принципов премирования и материального вознаграждения.

Таким образом, работа в Локомотивном депо Сызрань имеет особенности, которые целесообразно учитывать при разработке мотивационной политики и в практике управления персоналом.


Заключение

Таким образом, мотивация играет огромное значение в трудовой деятельности человека. Руководителю любой организации очень важно это учитывать при разработке мотивационной политики и в практике управления персоналом.

Теории и идеи для понимания мотивации, изучаемые в данной работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях. Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям.


Список литературы

1. Смиронова Г.Б. Менеджмент. – М.: «Дашков и К», 2002

2. Управление персоналом: Учебное пособие. Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М: Изд-во ПРИОР, 1999

3. Шекшня ЕВ. Управление персоналом современной орга­низации. - М.: Интел-синтез, 2002

4. Психология труда. /Под ред. проф. К.К. Платонова. – М., ИНФРА-М, 2004

5. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности:управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2000


Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 - С. 254

Шекшня ЕВ. Управление персоналом современной орга­низации. - М.: Интел-синтез, 2002 – С. 187

Управление персоналом: Учебное пособие. Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М: Изд-во ПРИОР, 1999 - С. 180

Смиронова Г.Б. Менеджмент. – М.: «Дашков и К», 2002 - с. 278

Смиронова Г.Б. Менеджмент. – М.: «Дашков и К», 2002 - С. 141

Тема занятия: Мотивы. Движущие силы развития личности

Метод обучения: лекция

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Цели занятия:

Обучающая: дать характеристику понятия направленности личности; мотивы и мотивация.

Воспитательная: вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить любознательность, побудить учащихся к активности

Развивающая: учить выделять главное, строить аналогии

Тип занятия: формирование новых знаний

В результате учебной деятельности учащийся должен:

-знать на уровне представления: что такое мотивационные явления, виды мотиваций

-знать на уровне понимания : что такое мотив, мотивация, направленность,

-уметь свободно ориентироваться в материале, свободно высказываться по вопросам темы, ориентироваться в мотивах поведения личности

Материальное обеспечение: лекция, конспект

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся

2. Активизация опорных знаний

Что такое личность? Чем это понятие отличается от понятий человек, индивид, индивидуальность?

Как вы думаете, что такое направленность личности?

3. Постановка целей и задач урока

4. Объяснение нового материала

Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: "Чего он хочет? Что он может? И что он есть?" Эти три вопроса - не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания.

Ведущей характеристикой личности выступает направленность. Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, направляющих человека на выполнение поставленных задач.

Устойчивые мотивы относительно независимы от текущих ситуаций.

В основе направленности личности лежат потребности как главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движении, он нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях. Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.



В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.

Например, организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо "дефицит": заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние - нужда - преобразовалась в психическое состояние - потребность. Потребности бывают биологические (потребность в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.д.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (в одежде, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении).

Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.

А.Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней: 1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.); 2 - потребности в безопасности; 3-потребности в общении, в социальных контактах; 4 - потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех); 5 - потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя.

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенной потребности.

Мотивы подразделяются на неосознаваемые и осознанные . К осознанным мотивам поведения относятся желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Интересы, склонности, убеждения и идеалы личности являются устойчивыми мотивами и в совокупности выражают мировоззрение личности, проявляются в духовных потребностях и практических действиях индивида.

Желание - это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Например, один ученик стремится хорошо учиться потому, что у него высоко развита жажда знаний, для другого хорошая учеба - средство завоевать уважение окружающих, третий не хочет огорчить родителей, четвертый намерен поступить в институт и готовит аттестат с высоким баллом и т. д. Очень важно научиться вызывать интерес у себя и у других. В качестве примера можно привести ситуацию, описанную в знаменитой книге М. Твена "Приключения Тома Сойера".

Том провинился, и тетушка Полли в наказание заставляет его белить огромный забор (общеизвестная истина: превращать труд в наказание - верный способ вызвать к нему отвращение).

Том принялся за дело безо всякого энтузиазма. Перед ним возникла проблемная ситуация - выполнить задание и при этом не прикоснуться к забору. И здесь его посещает гениальная идея. Том разыграл перед Беном Роджерсом сцену работы с увлечением. Всем своим видом он демонстрировал, что белить забор - удовольствие, что это приятное занятие и к тому же очень необычное. И вот уже Бен умоляет Тома разрешить ему побелить немножко и отдает ему за эту честь свое почти целое яблоко. С этого момента все мальчишки, которые проходили мимо, покупали у Тома право на работу, которую они в другой психологической ситуации ни за что не стали бы делать. И сам того, не ведая, Том открыл закон, управляющий поступками людей: Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. По направленности интересы подразделяются на материальные и духовные. Материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к приобретению вещей, облегчающих труд и обеспечивающих комфорт. При удовлетворении материальных потребностей развивающаяся личность выходит за пределы материальных интересов, к интересам духовным.

Духовные интересы - это интересы роста. Они имеют отдельные цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал.

Склонность - это ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью.

Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия.

Например, можно с удовольствием посещать кинотеатр, читать книги о выдающихся актерах, коллекционировать их фотографии и т. д. Но при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Равным образом, например, известно много любителей спорта, которые ходят на стадионы, активно "болеют" за любимые команды, но сами... не делают даже утренней физзарядки. Есть интерес, но нет склонности.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. Убеждения выступают регулятором поведения человека.

Идеал - это образ, которым личность руководствуется в настоящем и которым определяет план своего самовоспитания. Следует отметить, что идеалы меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.

Мировоззрение человека тесно связано с формированием идеалов. Оно представляет систему взглядов человека на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действия, привычек и склонностей.

К неосознаваемым мотивам относятся влечение и установки.

Влечение - это смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие и движимое маловыраженной потребностью.

Установка - это готовность действовать определенным образом в различных ситуациях. Установка имеет важное значение, т.к. оказывает влияние на характер поведения, восприятия и общения.

Термин "мотивация" представляет собой более широкое понятие, чем термин "мотив". Чаще всего мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

Мотивационные явления неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Личность также характеризуется такими мотивационными образованиями, как аффилиация, мотив отвергания, мотив власти, альтруизм, эгоизм, агрессия.

Это мотивы, имеют большое социальное значение, т.к. определяют отношение личности к людям.

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные взаимоотношения. Антиподом аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти -стремление человека обладать властью над другими людьми, управлять и господствовать над ними. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь другим людям; его антипод - эгоизм как стремление удовлетворять свои личные потребности, пренебрегая интересами других людей. Агрессивность - стремление человека нанести физический или моральный вред другим людям, причинить им неприятности.

В процессе всей своей сознательной жизни человек ставит перед собой определенные цели, которые он стремится достичь. Но прежде, чем для того, чтобы сделать это, осуществить те или иные действия, человеку приходится преодолевать разнообразные препятствия. Для преодоления их человек напрягает свои умственные и физические силы, проявляет волевые усилия.

Повторение пройденного материала

Домашнее задание

Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т. д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс в организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.

Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.

Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:

  • 1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
  • 2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
  • 3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
  • 4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
  • 5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.

Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.

Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.

Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.

Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.

Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.

Мотивация

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности , разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность ». Мотив часто путают с потребностью и целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт , а цель - результат сознательного целеполагания . Например: утолить жажду - это потребность , вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель .

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

См. также

Примечания

Ссылки

  • Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с. -
Загрузка...