Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Обозначить орфограммы в предложении. Как выделить орфограмму

Дорогие взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

  1. СЛОВА В ДИКТАНТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ.
  2. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ.
  3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ СТОПРОЦЕНТНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ НАДО ПИСАТЬ В КЛАССЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 3 СЛОВА В КАЖДОМ. НО ПИСАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ МИКРОДИКТАНТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка

Узорова О.В.

ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1-2 КЛАСС

Орфография - часть науки о языке, изучающая правописание слов. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой. Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля на письме. Согласно морфологическому принципу, морфемы имеют постоянный буквенный состав, соответствующий постоянному фонемному составу, то есть фонетическое чередование звуков не отражается на буквенной записи морфем. Кроме указанных принципов, в частных случаях применяются фонетический, грамматический и традиционный принципы письма. (Киреева, 2006)

Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с орфограммой.

Следует различать понятие орфограмма и правила русского письма. В системе русского письма существуют следующие правила соответствия звук – буква:

1. Обозначение мягкости согласных: Мягкость согласных звуков обозначается:

а) с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным звуком следует гласный звук (мяч, лён, люк, лес, мир);

Данному правилу письма уделяется основное внимание в 1 классе. После периода обучения грамоте в разделе русского языка «Звуки и буквы» несколько уроков специально выделяется обозначению мягкости согласных. Особый акцент на различение букв А-Я (мал-мял), У-Ю (лук-люк), О-Ё (Тёма-Тома), так как дети в этом возрасте ещё слабо дифференцируют твёрдые и мягкие согласные звуки и путают буквы. Для формирования навыка правописания необходим комплекс тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, различные виды диктантов, письмо по памяти, различные виды списывания, творческие работы.

б) с помощью буквы на конце слова или перед другим согласным (хор-хорь, мел-мель; полка-полька, банка-банька).

2. Обозначение звука Й.

Звук Й обозначается:

а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

    Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

правописание

«опасное место»

Мягкий знак пишется

1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘],

в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым

1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба

октябрьский (но: январский!)

Мягкий знак не пишется

1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ,

в сочетаниях с шипящими: ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН)

1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик

2. зонтик, Настя, Костя, песня,

Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных)

служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И.

1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт

2. в словах иноязычного происхождения:

пьеса, обезьяна

3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

    Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.

Слабая позиция гласной фонемы.

Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы

период введения орфограммы

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверочное слово - форма слова.

наблюдение слабой позиции и проверка только в словах-предметах:

страны – страна, дом - дома

1 класс 4 четверть (пропедевтика темы)

Безударные гласные корня, проверяемые ударением

Состав слова. Корень

полевой - поле, темнеть – тёмный, лежать - лёжа

2 класс 3 четверть

Безударные гласные корня, непроверяемые ударением (словарные слова)

Ударение.

Состав слова. Корень.

ребята, дежурный, ученик

Орфографическая задача

Общее решение орфографической задачи

Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)

Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции!

1.В какой части слова?

2.Если в корне, ищу проверочное слово:

    изменю слово «один-много», «много-один»

    подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    подберу однокоренное слово по вопросам (что? – какой?, какой – что?)

    подберу однокоренное слово по вопросам (что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?)

    посмотрю значение слова(горькушка-горький)

Ритмическое правило для первоклассников:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ставь немедленно её ты под ударение .

1.изменение формы слова: слова-слово

2 . «скажу слово ласково »: скворец-скворушка

3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники:

Кто? что? - какой? старик - старый, морской –море

Что? - что делать? пляска- плясать

4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники

Что делать? - что делает? тянуть - тянет

Что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс

5.слова с буквой Е в корне , которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры

6 .слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный

7.установление этимологии слова (например, происхождение слова чернила)

8. наблюдение корней-омофонов: примирить, примерять, слизал, слезал

Слабая позиция согласной фонемы.

Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным (зуб о к) или перед звонким согласным (зуб н ой).

Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

    озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);

    при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

название орфограммы

название изучаемой темы

примеры орфограммы и способы решения (проверка)

ознакомление с орфограммой

Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один»)

2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»);

3. друг – нет друга (способ «слово-помощник»)

1 класс 3-4 четверть

Парные (сомнительные) согласные в корне слова.

Корень слова.

1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»);

2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»);

3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета);

2 класс 2-3 четверть

Непроизносимые согласные.

Корень слова.

1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`]

вестник – вести, грустный –грусть;

2.опасные стечения согласных[зн] [з`н`]

звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен

3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [нц] [рц]. с частье – счаст ливый, солнышко – сол нце, сердечко – серд це

2 класс 3 четверть

Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

    Состав слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание парных согласных в корне слова.

    Правописание непроизносимых согласных.

    Гласные и согласные в приставках.

    Приставки и предлоги.

    Разделительный твёрдый знак

Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

    Орфограмма «Заглавная буква».

орфограмма

начало ознакомления

Начало предложения.

Н аступила осень. С тало холодно.

период обучения грамоте

имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных

географические названия: город Таллинн, река Пирита

1 класс 3-4 четверть

Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки.

название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка»

2. Орфограмма «Перенос слова»

правило переноса

знакомство с правилом

1.Слова переносятся по слогам

трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на,

неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной)

1 класс 3 четверть

2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке

неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей

1 класс 3 четверть

3.Буква Й не переносится, остаётся на строке

линей-ка, строй-ка

1 класс 3 четверть

4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку

малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд

1 класс 3-4четверть

5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится

клас-сный, суб-бота, осен-ний

6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова

приставка и корень: пере-шёл, разо-грел

корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский

2 – 3 класс

Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки: уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

3.Орфограмма «Пробел»

орфограмма

начало ознакомления

1.раздельное написание слов в предложении

Наступила_ поздняя_ осень.

1 класс период обучения грамоте

2. раздельное написание предлогов со словами

с _другом (доказательство: с хорошим другом или вставляю вопрос: с (кем?) другом)

2 класс, 3 четверть

3.раздельное написание союзов А, И, НО со словами

Лена _ и _ Вера дружат, но_ часто ссорятся.

1, 3 класс

4.Раздельное написание частицы НЕ со словами

не_ люблю, не_буду

4.Орфограмма «Знаки препинания».

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

    http://cor.edu.27.ru

    http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=28027&p_page=2 Т аблицы по орфографии для школьников и абитуриентов. – М.: 2006. Составитель Киреева Н.П.

    http://www.prosv.ru/ebooks/Klimanova_Rus_Metod/4.html

Без умения русского языка, владения навыками грамотного письма в современном обществе не обойтись. Следственно многие молодые люди, тяготящиеся сделать отличную карьеру, мечтают о том, дабы не допускать ошибок на письме. Если вы обучитесь видеть орфограммы в словах, то сумеете добиться этого.

Инструкция

1. Трудности при постижении русского языка во многом объясняются тем, что в нем написание не соответствует произношению. Вы обязаны усвоить, что орфограммой в слове может быть буква, дефис либо пробел. Это те написания, которые нужно проверить, применив то либо иное правило.

2. Орфограмм, которые необходимо уметь проверять, дюже много. За курс средней школы дети постигают около семидесяти орфограмм. Особенно распространенная на письме – это написание проверяемой безударной гласной в корне слова.

3. Написание безударной гласной, т.е. находящейся в слабой позиции, примерно неизменно не соответствует произношению, и ее надобно проверять. Это дозволено сделать, изменив форму слова либо подобрав родное таким образом, дабы она оказалась под ударением.

4. Дабы обозначить такую орфограмму , вам необходимо выделить корень, поставить ударение (показать слабую позицию звука), подчеркнуть букву, которую вы проверяете.

5. Зачастую допускают ошибки в написании «н» и «нн» в суффиксах причастий и прилагательных. Для того дабы выделить эту орфограмму, вам надобно графически объяснить ваш выбор. Это дозволено сделать, скажем, показав при помощи вспомогательного вопроса присутствие зависимого слова либо приставки, помимо «не». Вы можете указать, от какого вида глагола образовано причастие. Не позабудьте подметить, если слово является исключением.

6. Если вам надобно выделить орфограмму в написании личного окончания глагола, выделите это окончание и укажите спряжение.

7. Орфограммой может быть также и постановка дефиса. Скажем, требуется трактование его написания в неопределенных местоимениях и наречиях. В этом случае вам необходимо выделить ту часть слова, присутствие которой требует постановки дефиса. Скажем, в местоимении «кое-кто» необходимо выделить приставку «кое», а в наречии «где-то» – суффикс «то».

8. Если орфограммой является пробел, подчеркните раздельное написание и укажите часть речи. Скажем, раздельно нужно писать предлоги с другими частями речи.

Орфограмма (от греч orthos – «положительный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в всяких частях слова, между частями слова либо даже между словами.


Если давать больше упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании дозволено допустить ошибку, потому что оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же положительно написать слово, содержащее орфограмму, дозволено либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в мощной позиции, либо обратившись к правилу орфографии. Орфографией называют каждый свод правил данного языка, тот, что регулирует положительное написание слов. Основным тезисом русской орфографии является морфологический тезис. Он заключается в том, что в родных словах сохраняется идентичное написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним главным правилом является фонетический правило – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «бесплатный» слышится громкая согласная, и надобно писать «з», а в слове «бессловесный» – напротив. Впрочем и данный тезис соблюдается вдалеке не неизменно. Орфограмма состоит из 2-х компонентов: вариантов положительного написания слова и обстановки, которая эту орфограмму характеризует.Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Скажем, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а помимо того нет зависимого слова. В том случае, если верное написание слова немыслимо проверить постановкой орфограммы в крепкую позицию, нужно обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Скажем, постановку гласных в слове «винегрет» нереально проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы присутствующего. Значит, правильность его написания надобно узнать в словаре. Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.

Видео по теме

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

Вконтакте

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под , или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дуб ок, дуб ы;
  • чест ный – чест ь, чест ен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно

.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

гласной А : —кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

  • нажа ть – сжима ть
  • поня ть – принима ть
  • кля сть – проклина ть
  • нача ло – начина ть
  • измя ть – смина ть

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар — (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный — сверхи нтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

Правильно правописание – залог Вашего успеха в любом деле. Орфографически-правильный написанный текст радует глаз. В то же время, как элементарные ошибки делают его непривлекательным, и подрывают репутацию автора «исковерканных» слов. Орфография – это базовые знания, которые необходимы каждому. Ведь человека, который грамотно излагает свои мысли, хочется и слушать. Само понятие орфограмма означает грамотное написание слов, согласно правилам конкретного языка, который используется. То есть, если при написании слова возникает вопрос, как правильно, то это – слово орфограмма. Орфограммы – это те слова, в которых есть «слабые» места, и написание которых вызывает трудности. Согласно правилам грамматики русского языка, в нем насчитывается около 70 орфограмм.

Они могут быть в следующих вариациях: Непроверяемая гласная. Пример: кОрова или кАрова? Правильно: кОрова. Орфограмма: буква «О». Проверяемая согласная. Пример: столБ или столП? Правильно: столБ. Орфограмма: буква «Б». Непроверяемая согласная. Пример: раЗрушить или раСрушить? Правильно: раЗрушить. Орфограмма: буква «З». Безударная гласная. Пример: запИвать или запЕвать? Правильно: запЕвать. Орфограмма: буква «Е». Но в качестве орфограммы может выступать не только буква. Также орфограммой считается общее написание слова, то есть, через дефис, слитно или раздельно (через пробел) . Например, слово «во-первых» пишется через дефис, а «полмиллиона» следует написать слитно.

В общем, знание правил русского языка дает не только возможность не пасть лицом в грязь, но и использовать сложные в написании, но «яркие» по смыслу слова. Так, что выучить все правила, человек машинально будет прокручивать их у себя в голове, когда возникнет вопрос при написании сложного слова. Допустим, с правилами разобрались. Следующим этапом орфографии, который учат еще дети в школе, является выделение орфограммы. Как выделить орфограмму? Во-первых, следует четко знать правильное написание слова, а также правило, по которому оно написано. Это подскажет, как подчеркивается орфограмма в конкретном случае.

Далее можно приступать непосредственно к выделению орфограммы. Это происходит в таких этапах: · Сначала необходимо выбрать слово, в котором есть орфограмма. Нужно удостовериться, что оно написано правильно, и подкрепить его соответствующим правилом. · Теперь следует правильно поставить ударение в слове. · Выделяется корень слова. · Подчеркивается орфограмма. Если это буква, то подчеркивается буква, если пробел – то пробел, и так далее. Ниже представлен пример, как подчеркнуть орфограммы в словах. Слово «Лосёнок». Правило: безударная гласная в корне слова, «О». Ударение попадает на букву «ё». Корнем слова будет «лос». Соответственно орфограммы – это буква «О».

Но, стоит помнить, что орфограммы может подчеркиваться разными методами. Чтобы выделить орфограмму в слове используют: - обычное подчеркивание. Так как подчеркивать орфограммы следует вместе с ее «условием», то нужно разобраться, когда и как уместно это делать. Сама орфограмма подчеркивается одной линией, а фонетико-графическое условие – двумя черточками. Например, в слове «цифра» следует подчеркнуть «и», а фонетико-графическое условием будет «ц». - морфему. Морфему, в которой находиться орфограмма выделяют согласно с правилами русского языка. К морфемам относятся: префикс, корень, суффикс, окончание. Поэтому, выделяется морфема согласно того, какой это ее вид. То есть, для суффикса – это уголок, для корня – дуга, и так далее.

Также, очень часто, при этом, ставиться ударение, чтобы показать «слабость» знаков (букв, дефиса) в слове. - проверочные слова. Часто для того, чтобы правильно написать слово, достаточно лишь подобрать к нему «проверку», то есть, проверочное слово. Например, слово «грустный». Орфограммы здесь буквы «ст». Чтобы проверить правильность написание можно использовать такое проверочное слово, как «грустить». Здесь ярче выражено словосочетание и не возникает вопросов с написанием. Поэтому, в связи с одинаковым корнем, в слове «грустный» будет писаться «ст». - краткое пояснение. Так, как подчеркнуть орфограммы бывает недостаточно, часто после слово в скобках пишется небольшое пояснение. В нем указывается правило, или же проверочное слово, или же наводящий вопрос и тому подобное.

Многие считают, что знать, как подчеркивают орфограммы, совсем не нужно. Но в таком занятии, которое проходит каждый ученик школы, есть много плюсов: - оно зрительно развивает грамотность. Подчеркивая орфограммы, память зрительно запоминает написание слов, акцентируя внимание именно на орфограмме. Такое понятие называется орфографическая зоркость. Человек, который имеет высокую орфографическую зоркость, меньше сомневается в написании слов, так как это он делает машинально. - этот процесс, также, повышает общую грамотность человека. Чем лучше разбираться в правильности написаний орфограмм, тем грамотней будет письмо. А для этого следует знать правила, разобраться в которых помогает именно подчеркивание орфограмм.

Загрузка...