Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Отрицательная проба ринне. Исследование слуха камертонами

Проба Ринне.

У больных с головокружением обязательно проводят проверку слуха. Каждое ухо проверяют отдельно; при проверке одного уха на другое подают маскирующий шум. Больного просят повторять одно-двусложные фонетически сбалансированные слова (например, "много", "мороз", "сети", "чашка", "яйцо", "стул"). Больной должен услышать и повторить не менее 9 слов из 10.

В проверку слуха обязательно входят пробы с камертоном (Вебера и Ринне). Эти несложные пробы позволяют отличить кондуктивную тугоухость от нейросенсорной.

Проба Вебера

Для проведения пробы Вебера рукоятку звучащего камертона приставляют к середине лба больного.

  • При односторонней кондуктивной тугоухости больной слышит звук больным ухом, так как здоровое заглушают или "отвлекают" внешние звуки.
  • И наоборот, больной с односторонней нейросенсорной тугоухостью воспринимает звук здоровым ухом.
  • Если испытуемый одинаково слышит обоими ушами, то у него либо нормальный слух, либо двусторонняя тугоухость (кондуктивная или нейросенсорная) с равномерным снижением слуха на оба уха.

Проба Ринне

С помощью пробы Ринне сравнивают воздушную и костную проводимость звука. В норме человек лучше слышит при проведении звука через воздух. Звучащий камертон приставляют к сосцевидному отростку; нужно убедиться, что больной слышит звук исследуемым ухом. Затем камертон подносят к наружному слуховому проходу и выясняют у больного, в каком положении звук был слышен четче и дольше.

  • Больные с нейросенсорной тугоухостью и люди с нормальным слухом дольше слышат звук, проводимый через воздух (положительная проба Ринне).
  • При кондуктивной тугоухости длительность восприятия звука дольше при костной проводимости (отрицательная проба Ринне).

проф. Д.Hoбeль

"Проверка слуха при головокружении" и другие статьи из раздела

Слух является одним из наиболее важных чувств, и нарушение функционирования уха не только приводит к потере слуха, но и вызывает головокружение и потерю равновесия.

При проверке слуха оценивается общее функционирование уха человека. Это тестирование поможет обнаружить проблемы улитки, находящейся во внутреннем ухе. Иногда, эти методы используются для проверки слуха у детей (вместо МРТ).

Некоторые из этих тестов, сочетаясь с другими, способны выявить такие расстройства, как болезнь Меньера. Они же используются и при проверке работы слухового аппарата.

Одним из методов является тест Швабаха. Во время этого (и других) тестов используются камертоны (один из старейших и наиболее надежных методов проверки слуха). Тест Швабаха не является инвазивной процедурой и его можно провести в любом месте, даже дома у пациента, что удобно в том случае, если пациент лежит в кровати.

Способы проверки слуха, в которых используется камертон

Некоторые из таких общедоступных тестов: проба Ринне, проба Вебера и проба Швабаха.

Проба Швабаха

Тест Швабаха используется при сравнении костной проводимости пациента и здорового человека.

Камертон помещают между ними, затем создается его вибрация. Если пациент продолжает слышать звук даже тогда, когда его не слышит здоровый человек, значит у пациента проблемы звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость). Если же здоровый человек слышит колебания камертона, а пациент – нет, значит у пациента проблемы звуковоспринимающего аппарата (нейросенсорная тугоухость).

Результаты этого теста зависят от слуха здорового человека.

Проба Ринне

Это обычный тест, в котором проводится сравнение между костной и воздушной проводимостью.

Сначала ножку камертона прижимают к сосцевидному отростку височной кости, замеряют время вибрации камертона. Когда она затихнет, снова вызывают вибрацию и подносят камертон к слуховому проходу, снова замеряя время, в течение которого пациент слышит звон. Если звук во время второго теста кажется пациенту громче, чем звук во время первого теста, то у него нейросенсорная тугоухость. Если же пациенту кажется, что камертон звенел громче тогда, когда был прижат к височной кости, то у него кондуктивная тугоухость.

Эта проба применяется не очень часто.

Проба Вебера

Во время этой проверки слуха, звенящий камертон устанавливают посередине темени или лба пациента. Если камертон слышится одинаково с обеих сторон, то слух в порядке. но, когда пациент слышит звон одним ухом лучше, чем другим, у него тугоухость. При кондуктивной тугоухости лучше слышит пораженное ухо, а при нейросенсорной – здоровое.

Для исследования применяют камертон с частотой колебаний 512 Гц.

а) . Проба Вебера основана на бинауральном сравнении костной проводимости. Вибрирующий камертон прикладывают ножкой к черепу посередине темени. При нормальном слухе и при симметричной тугоухости пациент локализует тон в центре головы или одинаково обоими ушами.

При односторонней кондуктивной тугоухости (поражение среднего уха) он слышит тон пораженным ухом, в то время как при одностороннем поражении внутреннего уха тон слышим здоровым ухом.

Теоретические предпосылки пробы:
При поражении среднего уха уменьшается подвижность цепи слуховых косточек, поэтому она хуже проводит звуковые колебания, чем при физиологических условиях (теория угасания звука Маха).
Патологический процесс в среднем ухе увеличивает массу звукопроводящего аппарата, поэтому он воздействует на внутреннее ухо с большей силой в связи с возросшей инерцией, т.е. стимуляция внутреннего уха усиливается (инерционная теория).

. Ножку вибрирующего камертона прикладывают к центрально-теменной области по срединной линии.
а - Одинаковое восприятие звука с обеих сторон говорит о симметричности слуха,
б - При кондуктивной тугоухости происходит латерализация звука к пораженному уху (справа).
в - При нейросенсорной тугоухости происходит латерализация звука в сторону уха, которое слышит лучше (слева).
г - Правильное расположение вибрирующего камертона.

б) . Эта проба основывается на монауральном сравнении воздушной и костной проводимости. Если воздушная проводимость преобладает над костной, проба Ринне считается положительной. Такая картина характерна для нормального слуха и нейросенсорной тугоухости (поражение внутреннего уха).

Если костная проводимость преобладает над воздушной, проба Ринне считается отрицательной. Такая картина характерна для кондуктивной тугоухости при поражении .

Вибрирующий камертон удерживают вблизи уха и затем, не прибегая к повторной активации, прикладывают к сосцевидному отростку и просят пациента сказать, в каком положении он слышит звук камертона лучше. Если пациент затрудняется ответить, измеряют период угасания тона при воздушной и при костной проводимости.


. Сравнение воздушной и костной проводимости на одной стороне:
а - При нормальном слухе проба Ринне положительная: воздушная проводимость превалирует над костной, т.е. звучание камертона, расположенного вблизи уха, более громкое и воспринимается более длительно.
б - Отрицательная проба Ринне - признак кондуктивной тугоухости. Звучание камертона, приложенного к сосцевидному отростку более громкое и воспринимается более длительно.
в - Положительная проба Ринне при нейросенсорной тугоухости. При проверке воздушной проводимости звук слышится громче и дольше, чем при проверке костной проводимости, но менее продолжительно, чем при нормальном слухе.

в) . Пробу Желле выполняют для определения подвижности слуховых косточек при отосклерозе и степени фиксации наковальни. Эту пробу в настоящее время вытеснила импедансная аудиометрия.

P.S. Определение слухового порога с помощью шепотной и разговорной речи в сочетании с исследованием с помощью камертона дает ценную информацию о локализации поражения в органе слуха. Описанные выше пробы все еще остаются основными методами диагностики у пациентов с нарушением слуха.


. Неподвижность цепи слуховых косточек приводит к кондуктивной тугоухости:
а - При нормальном слухе компрессия баллона Политцера вызывает колебания громкости воспринимаемого звука.
б - При фиксированных слуховых косточках колебания громкости воспринимаемого звука отсутствуют.

Аудиология изучает особенности работы слухового органа. Клиническое направление, в рамках которого происходит , называется сурдология.

Главным методом исследования является . Для изучения используются специальные электронные-акустические приборы. С их помощью оценивается субъективная реакция «слышу-не слышу».

Еще одним методом является изучение слуха живой речью. Для тестов используют речь:

  • разговорную,
  • шепотом,
  • громкую,
  • очень громкую.

При исследовании с использованием шепотной речи рекомендуется произносить слова шёпотом после физиологического выдоха с использованием резервного воздуха в легких.

При применении обычной речи слова произносятся со средней громкостью.

Критерием оценки является расстояние от испытуемого до врача. Человек должен уверено озвучить 8 из 10 слов.

Громкая речь произносится непосредственно возле уха. Такой метод исследования применяется при тугоухости третьей степени.

Простая диагностика слуха:

Показания

Слух в обязательном порядке проверяют у новорожденных детей с помощью аппаратных методов исследования, у работников, которые работают в условиях шумных производств. Проверяется особенность работы органа слуха и при прохождении водительской комиссии.

Во всех этих случаях диагностика является обязательной даже при отсутствии каких-либо жалоб. Если есть проблемы, то тесты проводятся до и после назначения лечения.

Показаниями могут быть:

  • аденоиды,
  • болезни уха,
  • необходимость ,
  • патологии ЦНС,
  • появление признаков ,
  • головы.

Тесты на слух

Есть несколько техник, позволяющих оценить уровень работы органа слуха. Среди них:

  • Вебера,
  • Ринне,
  • Швабаха,
  • акустической эмиссии.

Вебера

Техника используется для определения у людей, которые страдают тугоухостью. Она позволяет определить степень нейросенсорной или . Исследование проводится с использованием камертона. Он активизируется и приставляется к различным участкам головы.

Во время исследования человека просят прислушаться и ответить на вопрос о том, какое ухо слышит лучше. Здоровый человек обоими ушами хорошо слышит. Если есть глухота, то звук будет громче в больном ухе. Чтобы ухо не адаптировалось к звукам, его подносят через каждые 4-5 секунды.

Исследование костной проводимости осуществляют с помощью басового камертона. Его ножку подставляют к середине темени. Бранши должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости.

Как проводят тест Вебера

Ринне

При проведении такого теста звучащий камертон подставляется к площадке сосцевидного отростка. Когда восприятие звука прекращается, устройство подносится к наружному слуховому проходу. При положительном опыте отмечается преобладание воздушной проводимости звука над костной. При отрицательном – наоборот. Положительный опыт свидетельствует о нормальном слухе.

Во время теста зубцы камертона приводятся в колебательные движения таким же способом, как и при проведении теста Вебера. Пациента предупреждают, что они услышат два звука: один в кости за ухом, а второй – в самом ухе. Ответить нужно, не задумываясь о том, какое звучание более громкое.

Как проводят тест Ринне

Швабаха

Камертон также помещается на . При патологиях выявляется, что время костной проводимости снижено или равно 0. Если поражено , то время костной проводимости увеличивается.

Исследования проводится на двух субъектах. Камертон помещается между ними. Если здоровый человек слышит колебания, а пациент нет, то дальнейшие методы исследования будут направлены на изучение нейросенсорной тугоухости.

Когда здоровый пациент не слышит, а обследуемый может описать получаемые звуки, то речь идет о кондуктивной тугоухости.

Этот метод используется с 1948 года. Было установлено, что наличие у людей ОАЭ зависит от работы чувствительных клеток органа слуха. Если есть нейросенсорная тугоухость, то отоакустическая эмиссия отсутствует.

Есть два вида ОАЭ:

Задержанная вызванная. Она возникает, если клетки улитки делают колебательные движения на звук, полученный в виде широкополосного звукового щелчка. Звуку требуется некоторое время, чтобы дойти до внутреннего уха и вернуться в обратном направлении.

Эмиссия на частоте продукта искажения. Она возбуждается двумя чистыми тонами. Поскольку улитка обладает нелинейными свойствами, то кроме передаваемых тонов появляются искажения.

Такое исследование проводится с помощью специального оборудования. Для регистрации эмиссии в наружный слуховой проход вводится зонд. В его корпус встроен маленький микрофон и телефон. Исследования проводятся для каждого уха в отдельности.

Отоакустическая эмиссия у новорожденных

Другие методы

При аудиометрии слышимость измеряется в децибелах. Благодаря этому специалист может сравнить полученные показатели с нормой. Техника используется для:

  • определения чувствительности к звукам,
  • анализа воздушной и костной проводимости.

Процедура является полностью безболезненной, не имеет противопоказаний. Пациенту дают наушники. Через них он получает различные сигналы. Результатом становится аудиограмма.

Для оценки болезней может использоваться . Она измеряет уровень давления в среднем ухе, а также подвижность барабанных перепонок. Позволяет оценить аномальные и целостность слуховых косточек. Процедура не имеет противопоказаний.

Включает целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы и среднего уха. Особенность метода заключается в том, что результаты не зависят от условных реакций.

Может использоваться для детей с раннего возраста. В процессе проведения в слуховой проход подается воздух под давлением или звук.

Дополнительно может быть назначена электрокохлеография. Она позволяет оценить электрические потенциалы нерва и . Иногда для подтверждения диагноза применяется метод акустических стволовых вызванных потенциалов. В этом случае проводится изучение биоэлектрических реакций подкорковых структур.

Как проводится аудиометрия:

Как проверить у ребенка и взрослого?

У новорожденного ребенка проверить слух можно самостоятельно. Если малышу нет еще и месяца, то на громкий звук он может вздрогнуть или сделать движение ручками. В возраст 2-3 месяца работа слухового органа определяется просто. Малыш начинает реагировать на голос матери. Появление агуканья является первым признаком, говорящим о том, что со слухом у него все хорошо.

Если вы хотите проверить слух сами, то возьмите игрушку-пищалку, банки с:

  • гречкой,
  • горохом,
  • манкой.

Встаньте недалеко от малыша. На расстоянии в 10 см от уха потрясите ёмкостью с манкой. В ответ на такое действие ребенок должен успокоиться или проявить другую реакцию. Через 30 секунд выполните такие же процедуры с другими банками и игрушкой. На каждое действие ребенок должен среагировать. Если изменений в поведении не произошло, через некоторое время повторите свое исследование.

Для взрослых сделать проверку можно с помощью шепота или громкой речи. Проверяющий отходит на расстояние около 6 метров. Исследуемый закрывает одно ухо. Норма, если человек без проблем услышал все названные цифры.

Если произнесенные фразы не расслышаны, то расстояние между двумя субъектами уменьшается. При невозможности услышать шепот повторная проверка начинается с разговорной речи.

В заключение отметим, что если из-за патологии слухового нерва, то восстановление его будет практически невозможным. Поэтому важно своевременно проводить диагностику, чтобы следить за состоянием и не дать ему ухудшиться.

  • Сердечно-сосудистая система
  • 18. Методика регистрации экг. Виды отведений.
  • 19.Амплитудно-временные характеристики экг здорового человека. Анализ экг здорового человека.
  • 20. Определение электрической оси сердца по стандартным отведениям экг
  • 21. Исследование сердечного выброса (св)
  • 22. Оценка сократительной функции миокарда.
  • 23. Исследование звуковых явлений – тонов сердца (аускультация, фонокардиография)
  • 24. Определение артериального давления по методу Короткова и Рива-Роччи.
  • 25. Прямая регистрация артериального давления (3 типа волн на кривой ад)
  • 26. Экспериментальные исследования влияния блуждающего и депрессорного нервов на ад.
  • 27. Сопоставление кривых одновременной записи электрокардиограммы и фонокардиограммы.
  • 28. Методы оценки работы клапанного аппарата сердца: аускультация, фонокардиография, эхокардиография, допплерография.
  • 30. Пальпация пульса и его оценка.
  • 31. Определение центрального венозного давления (цвд)
  • Соотношение между цвд и ад
  • 32. Определение времени кругооборота крови.
  • Дыхание
  • 33. Исследование показателей вентиляции лёгких. Лёгочные объёмы и ёмкости. Показатели парциальных давлений и содержания газов крови.
  • 34. Содержание и парциальное давление о2 и со2 в атмосферном, альвеолярном и выдыхаемом воздухе.
  • 35. Сатурационная кривая, характеризующая насыщение крови кислородом.
  • 36. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, на нее влияющие.
  • 37. Способы определения величины плеврального давления.
  • 40. Оксигемометрия, пульсоксиметрия.
  • 41. Пневмотахометрия и пик-флоуметрия, индекс Тиффно.
  • Сенсорные системы
  • 42. Определение остроты зрения.
  • 43. Аккомодационный рефлекс. Значение.
  • 44. Зрачковый рефлекс. Физиологическое значение.
  • 45. Исследование цветового зрения.
  • 46. Исследование световой и темновой адаптации глаза (адаптометрия)
  • 47. Определение границ поля зрения (периметрия).
  • 48. Исследование вестибулоокулярных рефлексов (нистагм, проба кукольных глаз, калорическая проба.
  • 49. Исследование воздушной и костной проводимости звука, слуховые пробы Вебера, Ринне.
  • 50. Аудиометрия.
  • 51. Методы исследования вкусовой чувствительности (густометрия).
  • 52. Определение порогов обоняния (ольфактометрия)
  • 53. Исследование тактильной чувствительности. Пороги различения (эстезиометрия)
  • 54. Исследование температурной чувствительности (термоэстезиометрия).
  • Нервная система и высшие мозговые функции
  • 55. Метод электроэнцефалографии. Значение для клиники.
  • 57. Классическая методика и.П.Павлова выработки условного рефлекса.
  • 58. Методы регистрации электрической активности головного мозга. Метод вызванных потенциалов.
  • 59. Методики исследования биоэлектрических явлений: виды отведений, необходимая аппаратура, микроэлектродная техника.
  • 60. Стереотаксический метод.
  • 61. Изучение проприоцептивных и кожно-чышечных рефлексов у человека.
  • 62. Представление о методах исследования высших когнитивных функций (памяти, внимания, мышления).
  • Обмен, пищеварение, питание.
  • 64. Основные физиологические требования к составлению пищевого рациона и режиму приёма пищи.
  • 65. Определение суточного прихода энергии.
  • 66. Методы измерения расхода энергии в организме (принцип прямой и непрямой калориметрии)
  • 67. Определение расхода энергии по методике Крога: ход исследования, расчёт расхода энергии.
  • 68, . Определение расхода энергии методом Дугласа-Холдена: необходимые принадлежности, Ход исследования, принцип расчёта.
  • 69.Определение расхода белков, жиров, углеводов, расхода энергии по способу Шатерникова. Принцип метода, Последовательность расчёта.
  • 70. Методика определения основного обмена.
  • 71. Вычисление должных величин основного обмена.
  • 72. Определения процента отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.
  • 73. Методики и.П.Павлова исследования пищеварительной системы. Преимущества хронического эксперимента.
  • 74.Исследование секреторной деятельности слюнных желез.
  • 75. Исследование моторики желудочно-кишечного тракта.
  • Выделение
  • 76. Определение скорости клубочковой фильтрации.
  • 77. Исследование почечного плазмотока и кровотока с помощью клиренса парааминогиппуровой кислоты (паг).
  • 78. Оценка величины почечной реабсорбции (методом клиренса).
  • 79. Оценка почечной секреции (методом клиренса).
  • 80. Количественные показатели в анализах крови и мочи, отражающие функции почек.
  • 47. Определение границ поля зрения (периметрия).

    Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).

    Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.

    48. Исследование вестибулоокулярных рефлексов (нистагм, проба кукольных глаз, калорическая проба.

    Дуга вестибулоокулярных рефлексов: вестибулярный аппарат – вестибулярные ядра (VIII пара) – ядра нервов глазодвигательных мышц (III, IV, VI пары). Нистагм – медленное движение глаз в одну сторону, сменяющееся быстрым скачком в обратную сторону. Это позволяет удерживать взор в постоянном направлении во время вращения головы. Медленная фаза нистагма представляет собой стволовой вестибуло-окулярный рефлекс; быстрая фаза –обусловлена командами из префронтальной коры. Проба кукольных глаз – один из способов проверки вестибулоокулярных рефлексов. Осуществляют медленный поворот головы в горизонтальной, затем в вертикальной плоскости. В норме глаза двигаются в направлении, противоположном повороту головы. Движения глаз рефлекторные, регулируются стволовыми центрами и обусловлены импульсацией от вестибулярного аппарата и проприорецепторов шеи. При сохраненном сознании эти рефлексы подавляются корой больших полушарий за счёт фиксации взора, и появляются лишь при отсутствии корковых влияний. Так, например, содружественное движение глаз в полном объёме при пробе кукольных глаз позволяет утверждать, что кома не связана с повреждением ствола мозга. Калорическая проба (холодовая проба)

    Орошение наружного слухового прохода холодной водой вызывает движение эндолимфы. Если пути от лабиринта к ядру глазодвигательного нерва в среднем мозге не повреждены, то глазные яблоки быстро смещаются в сторону раздражаемого уха и остаются в этом положении 30-120 сек. При сохранности полушарий головного мозга, например, при истерической коме, во время холодовой пробы возникает нистагм. Отсутствие нистагма свидетельствует о поражении или угнетении полушарий головного мозга.

    49. Исследование воздушной и костной проводимости звука, слуховые пробы Вебера, Ринне.

    Путь воздушной проводимости звука: наружный слуховой проход – среднее ухо – внутреннее ухо (Кортиев орган) – слуховой нерв.

    Путь костной проводимости звука: кости черепа – внутреннее ухо (Кортиев орган) – слуховой нерв.

    (а) Проба Вебера. Одна из проб для сравнения восприятия звука через воздух и черепную коробку. При патологических процессах в среднем ухе звучащий камертон, поставленный на середину темени, воспринимается значительно сильнее на стороне поражения. При этом у пациента создаётся впечатление, что источник звука расположен сбоку, на стороне больного уха.

    При поражения внутреннего уха или слухового нерва звук воспринимается лучше на здоровой стороне. У пациента создаётся впечатление, что источник звука расположен сбоку, на стороне здорового уха.

    (б) Проба Ринне. Одна из проб для сравнения восприятия звука через воздух и черепную коробку. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток. Когда восприятие звука путём костной проводимости оканчивается, камертон подносят к уху пациента и отмечают продолжение восприятия звука теперь уже за счёт воздушной проводимости звука (положительный симптом Ринне). При поражении звукопроводящего аппарата (барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки) звук камертона ухом через воздух не воспринимается (отрицательный симптом Ринне).

    Костная проводимость звука Воздушная проводимость звука

    "
    Загрузка...