Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; - создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организации обучения инвалидов новым профессиям.
- Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 21 вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентированы условия труда инвалидов. Так, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.
24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
1.
Медицинскую реабилитацию.
2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
3.
Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
2.
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3.
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, понимается система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые инвалиды имели до наступления инвалидности.
5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по электроэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной защиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.
31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.
Организация трудового устройства инвалидов.
Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.
24.11.95 ᴦ. был принят Федеральный Закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
1. Медицинскую реабилитацию.
2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
3. Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счёт средств федерального бюджета͵ средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счёт средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счёт средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места͵ определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, принято понимать система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые инвалиды имели до наступления инвалидности.
5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Οʜᴎ создаются по решению местных органов, министерств, ведомств. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по электроэнергии, затраты на содержание средств производства, в т.ч. и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. Сегодня распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной защиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.
31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.
Организация трудового устройства инвалидов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация трудового устройства инвалидов." 2017, 2018.
Закон не разделяет людей в зависимости от национальной принадлежности, пола или физических достоинств или недостатков. Каждый гражданин, каким бы он не был, имеет право на труд, и это также касается инвалидов. Государство печется о такой категории граждан, создавая для них специальные рабочие места на предприятиях, подстраивая под них условия труда, контролирует, как исполняется Закон № 181-ФЗ, касающийся трудоустройства инвалидов, предприятиями. Несмотря на все законодательные акты, не все проблемы при трудоустройстве инвалидов решаются полностью и быстро.
Законодательные меры
Руководствуясь Законом № 181, статьей № 20, организации и предприятия с численностью работников свыше 100 человек обязаны выделять определенное количество мест для обеспечения инвалидов рабочими местами, согласно установленным квотам.
Законодательство РФ принимает меры по трудоустройству инвалидов, которые осуществляются органами власти всех уровней путем внедрения специальных мероприятий. Они то и помогают неполноценному человеку выдержать конкуренцию на рынке труда.
Какие это мероприятия:
- осуществляются льготная финансовая и кредитная политика, помогающая предприятиям, которые трудоустраивают граждан льготной категории}
- определяют количество квотированных мест на предприятиях}
- резервируются или создаются рабочие места согласно профессиям, учитывая возможности инвалидов выполнять ту или иную работу}
- осуществляется стимуляция работодателей для создания специальных вакансий в организациях, на предприятиях или учреждениях}
- создаются для льготников подходящие условия труда, руководствуясь рекомендациями, установленными в ИПР}
- создаются условия для предпринимательства инвалидов}
- организовывается обучение инвалидов}
- проводятся адаптации рабочих мест под персональные возможности и потребности конкретного лица, оснащение рабочих мест специальными приспособлениями и оборудованием.
Для работодателя, по Закону № 181-ФЗ ст. 24 предусмотрены обязанности, касающиеся обеспечения занятости работников льготной категории. Если конкретно, то руководитель должен зарезервировать вакансии в пределах установленной квоты, снабдить эти места надлежащими условиями и устройствами для полноценного труда, принимать меры по улучшению трудоустройства инвалидов, а также отчитываться в соответствующие органы о количестве таких мест.
Что можно сказать о квотах? Квота – это минимальное количество вакантных рабочих мест для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Специальные места вводятся на всех организациях и предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ).
Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.
Что нужно для трудоустройства
Работать могут практически все инвалиды, и для этого существует некоторая квалификация и определенные критерии для определения трудоспособности инвалида:
- способность воспроизводить специальные профессиональные знания, навыки и умения с целью выполнения порученной работы}
- способность выполнять свои обязанности на рабочем месте без изменения условий труда или введения дополнительных условий, оборудования или оснащения, а также без внесения корректив в сменность, объемы и темпы работы}
- способность мотивировать себя к труду}
- способность придерживаться рабочего графика}
- способность организовывать свой рабочий день.
Для того, чтобы инвалиду устроиться на работу необходимо иметь следующие документы:
Приведенные документы, как было сказано, не являются обязательными для трудоустройства. И, если работник может работать на общих основаниях без льгот, то он может не ставить в известность работодателя о своей инвалидности. А в случае, если льготы необходимы и желательны, то данные справку и ИПР следует предоставить вместе со всеми документами.
Гарантии от государства
Льготы инвалидам при трудоустройстве предусмотрены следующие:
- сокращенное количество рабочих часов – не больше 35 ч. в неделю, согласно Закону № 181, ст. 23, ч. 3 и ст. 92 ч. 1 ТК РФ}
- удлиненный ежегодный отпуск составляет не менее 30 календарных дней, согласно Закону № 181 ст. 23}
- предоставляется ежегодный неоплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней для инвалидов 3 группы и до 60-ти дней для 1 и 2 группы инвалидности (ст. 128 ТК РФ)}
- запрещено устанавливать ночные смены, только если работник добровольно дал письменное согласие}
- согласно ИПР в некоторых случаях запрещается работа в выходные и праздничные дни по медицинским показаниям.
Следует заметить, что инвалиду 3 группы назначают укороченный день и создают специальные условия, только если он сам этого захочет и потребует. И требования его будут законны.
Проблемы при трудоустройстве
Надо отдать должное государству за заботу об инвалидах, но проблемы на местах все же остаются. Во-первых, трудоустройство инвалидов колясочников затруднено еще и тем, что для данной и другой маломобильной группы инвалидов не на всех предприятиях создаются необходимые условия для беспрепятственного доступа в помещения. Только в последние годы стали кое-где появляться специальные конструкции-пандусы, помогающие колясочнику подняться по ступенькам. Также не во всех организациях есть достаточно вместительные лифты или туалетные комнаты, оборудованные под нужды инвалида.
24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
- Медицинскую реабилитацию.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, понимается система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
В соответствии с рекомендациями МСЭК.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые инвалиды имели до наступления инвалидности.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по электроэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной защиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.