Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как оформить ипр инвалида. Ипр инвалида

2.2 Структура ИПР

2.3 Выбор исполнителя ИПР

Список использованной литературы

1. Индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида

В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты.

Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, на одном из которых, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, остановимся в данной работе более подробно.

Статья 11 ФЗ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается определение: "Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности".

Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д.

ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.

Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.

2. Карта индивидуальной реабилитации инвалида

С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР. Она разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где инвалид получает или будет получать свидетельство об инвалидности.

2.1 Что даёт инвалиду заполнение карты ИПР?

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации.

Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР - это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

Кроме того, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.

2.2 Структура ИПР

Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

об образовательном уровне (общем и профессиональном);

о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

«____»_________20 ____ г.

Н.А.Маликова__________

С.А.Чернышкова

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения

Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г

«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

Планирование работы учителя

Педагог-психолог,

Реализа-ции програм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Итоговое заседание ПМПк

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

Логопед;

Учитель ЛФК;

Мед. работник;

Учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.

Таблица 2.Содержание программы

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Рябокобыленко Е.Н.

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики пальцев рук;

Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты;

Пальчиковая гимнастика

Совместное выполнение заданий;

Объяснение;

Построение учебного высказывания

Индивидуаль-ная;

Групповая

Понимать и принимать учебную задачу;

Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

Обратиться к учителю в случае затруднений

Учитель - логопед:

Боровинская Л.В.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и памяти;

Формирование фонематических процессов;

Формирование связного речевого высказывания

Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

Составление вопросительных предложений по образцу

Демонстрация;

Объяснение;

Самостоятельное выполнение;

Отраженное проговаривание;

Упражнения артикуляционной гимнастики

Индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Способность удерживать базовые артикуляционные позы;

Сформированность слухового внимания к речевым звукам;

Умение задать вопрос

Педагог - психолог:

Соколовская Е.И.

1)адаптация в образовательном учреждении:

Соблюдение правил поведения,

Соблюдение режимных моментов,

Осознанное выполнение обязанностей;

2)развитие высших психических функций;

3)развитие ЭВС.

Создание ситуаций успеха;

Чередование видов деятельности;

Наблюдение

Практическая деятельность

Тестирование

Групповая;

Индивидуальная

Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Проявление слухового внимания на уроках;

Демонстрация слухового сосредоточения;

Проявление интереса, установление зрительного контакта

Проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК:

Нарижняк О.В.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие темпо-ритмической организации

Развитие координации движений

Выполнение упражнений под счет;

Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

Выполнение речевых инструкций

Совместное выполнение упражнения

Оказание направляющей помощи;

Самостоятельное выполнение ребенком

Групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

Соблюдение темпа выполнения упражнений;

Скоординированность движений;

Понимание и принятие инструкций с первого раза

Критерии оценки эффективности программы:

Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

Улучшения физического и психического здоровья учащегося;

Развитие его познавательной сферы;

Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

Развития положительных качеств личности;

Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

Формирование прочных учебных умений и навыков.

Приложение 1

Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения

Сроки

Коли- чество

заня-

деятельности

Сентябрь

Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации

НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская

Список литературы.

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей

работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.

Приложение №3

с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем

20.05.2008 года рождения

Сроки

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Выявление знаний и умений.

Занимательные упражнения.

Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.

Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.

Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.

Цвет, назначение предметов.

Дидактический материал, карточки.

Игровые методы формирования учебной мотивации.

"Цветовая угадай-ка"

*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Фрукты. Овощи. Одежда.

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Раздаточные карточки;

"Раскрась правильно"

Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.

*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Картинная азбука;

Карточки для индивидуальной работы;

Настенная касса для букв разрезной азбуки;

Наборное полотно;

Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

Трафареты

Геометрические фигуры

Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.

Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.

Игра "Найди фигуру"

Игра "Подбери картинку"

Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"

*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.

Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Русские народные сказки.

Игра "Найди образец"

"Повтори и добавь"

Игры: «Эхо», «Поймай звук».

*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Игры: "Эхо", "Поймай звук"

Раскрась фигуры.

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

Выделение звука в начале слова в ударной позиции.

*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

"Выше, слева, правее, снизу"

Игра "Летает - не летает"

"Говори правильно"

Игра "Где спрятались игрушки"

"Найди одинаковые"

Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко

Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.

Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: медицинская и социальная. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 25.

Согласно медицинской модели инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Данная модель существует многие десятилетия в государственной политике России. А вот социальная модель призывает к интеграции инвалидов в общество, а также приспособлению условий жизни в обществе для инвалидов. Это включает в себя создание так называемой доступной среды; поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, и т.д. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции в РФ. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 25.

В нашей стране организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации, скидки по оплате жилья, санаторные путевки. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 26.

Но одно из главных, на что может рассчитывать инвалид, это индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР).

В соответствии с Федеральным законом закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563. (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") Правительством Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018..

ИПР - это комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, позволяющих человеку вести полноценную независимую жизнь. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 N 379н Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011) // Российская газета", N 190, 10.09.2008. утверждены Новые формы карты ИПР. В настоящее время они стали более совершенными, что позволяет экономить время специалистам. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 26.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" ИПР представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Карта ИПР имеет следующие разделы: медицинская, социальная, профессиональная реабилитация. Для детей до 18 лет предусмотрена психолого-педагогическая реабилитация. В разделе "социальная реабилитация" предусмотрены информирование и консультирование по вопросам реабилитации; оказание юридической помощи; социально-психологический и социально-культурный патронаж семей, имеющих инвалидов; адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности; технические средства реабилитации; социокультурная реабилитация.

Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д. Мигуренко, Р.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - Томск: изд-во ТПУ, 2005. С. 31.

ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.

Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.

Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

Об образовательном уровне (общем и профессиональном);

О профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

О группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. Мигуренко, Р.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - Томск: изд-во ТПУ, 2005. С. 32.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Форма ИПР содержит: программу медицинской реабилитации; программу профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская реабилитация включает:

1) восстановительную терапию;

2) реконструктивную хирургию;

3) протезирование и ортезирование;

4) обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации;

5) санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов. Малеева Т.В., Васин С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // Человек в социальном государстве. 2001. № 6. С. 23.

Программа социальной реабилитации в рамках ИПР включает:

Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

Обучение самообслуживанию, в том числе информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, приёму пищи и т.д.;

Адаптационное обучение семьи инвалида, обеспечивающее информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам;

Обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

Организацию жизни инвалида в быту;

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, включая подбор, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;

Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

Обучение социальным навыкам;

Обучение социальному общению;

Обучение социальной независимости;

Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.;

Консультирование по правовым вопросам;

Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Малеева Т.В., Васин С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // Человек в социальном государстве. 2001. № 6. С. 22.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Программа профессиональной реабилитации включает следующие мероприятия и услуги:

2) профессиональная ориентация;

3) профессиональное обучение (переобучение);

4) содействие в трудоустройстве;

5) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1) получение дошкольного воспитания и обучения;

2) получение общего образования;

3) психолого-педагогическая коррекционная работа;

4) технические средства реабилитации для обучения.

Таким образом, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения).

При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:

Исполнителя (учреждение);

Форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, реабилитационная квартира, клубная);

Сроки выполнения;

Прогнозируемый результат (возможность компенсации, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания или интеграции в общество).

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида.

На настоящий момент очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Можно привести пример трудоустройства, сейчас ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда как безработный, без заполненной на этот счёт ИПР. А значит, не может бесплатно приобрести новую профессию, а следом за тем и работу, как финансовый источник существования (не секрет, что на нынешнею пенсию нормально жить невозможно).

Сейчас формируются отделения социальной реабилитации инвалидов призванные выполнять ИПР в разделе социальная реабилитация. И если в ИПР вносится, к примеру, пункт о получении средне - специального или высшего образования, то это становится заботой данного отделения. Их специалисты должны найти подходящее учебное заведение и решать все возникающие трудности инвалида при поступлении и в процессе учёбы. Или другой пример, инвалид - колясочник и ему нужен пандус в подъезде дома, можно конечно самому писать заявления и добиваться этого у местных властей. Но если данный пункт внесён в ИПР, то решать все вопросы с установкой пандуса будет призвано отделение социальной реабилитации инвалидов, где состоит инвалид на учёте.

В общем, сформированная для ИПР это способ решения проблем связанных с инвалидностью и возможность реализовать с помощью государственных структур жизненные цели и желания.

В соответствии с Законом №181-ФЗ органом, ответственным за разработку ИПР, являются федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), структуры, сформированные на базе прежних врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы функционируют на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О Порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Именно эти учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ, и, как правило, располагающиеся в районных поликлиниках, должны разрабатывать ИПР всем лицам, признанным в установленном законом порядке инвалидами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. И делается это в автоматическом порядке при первичном и очередном освидетельствовании в бюро МСЭ. По большому счету, инвалид не обязан подавать заявление о разработке ему ИПР в бюро МСЭ.

В соответствии с совместным Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2005 г. №229 и Приказом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» от 29 июня 2005 г. №14 «Об утверждении инструкции и формы документов по разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида в Самарской области» ИПР по любому разделу разрабатывается сроком на 1 год независимо от группы и причины инвалидности. Круг вопросов, регулируемых данным документом, выходит за пределы, очерченные его названием, в частности, в нем прописывается порядок обращения в бюро МСЭ за составлением ИПР, какие документы необходимо представить. Поэтому имеет смысл ознакомиться с ним поближе.

Как уже было сказано выше, разработка ИПР при первичном и повторном освидетельствовании – обязанность бюро МСЭ. Однако на практике нередки случаи, когда необходимо обращаться в бюро МСЭ самостоятельно. Примерная форма заявления в бюро МСЭ приведена в приложении №1. Содержательная часть заявления будет варьироваться в зависимости от того, в чем суть Ваших требований (хотите ли Вы дополнить ИПР или жалуетесь на невыполнение специалистами бюро МСЭ обязанности по оформлению ИПР при освидетельствовании).

Если Вы обращаетесь в бюро МСЭ самостоятельно, Вам необходимо знать следующее.

Если Вы имеете группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, и с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо оформить справку КЭК лечебно-профилактического учреждения, к которому Вы прикреплены, т. е. предварительно Вам нужно сходить в районную поликлинику за получением такой справки.

Если Вы нуждаетесь в том или ином техническом средстве реабилитации, то опять набор документов, представляемых в бюро МСЭ, будет зависеть от того, имеете ли Вы группу инвалидности со сроком переосвидетельствования или же инвалидность Вам установлена бессрочно. В первом случае для разработки ИПР на техническое средство реабилитации будет достаточно письменного заявления от Вас (или Вашего законного представителя). В последнем случае при условии, что с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, ИПР на техническое средство реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя) и справки КЭК лечебно-профилактического учреждения.

ИПР по разделу профессиональной реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида и данных последнего освидетельствования при условии, что с момента последнего освидетельствования прошло не более 3-х месяцев.

Если с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, то для разработки ИПР инвалид должен представить в бюро МСЭ следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида (или его законного представителя).

Инвалидам, имеющим группу инвалидности со сроком переосвидетельствования, разработка ИПР по разделу медицинской реабилитации осуществляется на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя). К заявлению также должно прилагаться направление из поликлиники, в котором указывается нуждаемость инвалида в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Инвалидам, имеющим группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования и с момента последнего освидетельствования у которых прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо представить следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида или его законного представителя.

2. Справка КЭК лечебно-профилактического учреждения с указанием нуждаемости в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Для разработки ИПР с целью проведения реконструктивных операций, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить заключение специалиста профильного стационара о нуждаемости инвалида в том или ином виде оперативного лечения.

При нуждаемости в слухо- или глазопротезировании, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить в бюро МСЭ заключение специалиста профильного центра.

Мероприятия по разделу психолого-педагогическая реабилитация (детям в возрасте до 18 лет) включаются в ИПР на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При формировании ИПР проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается справкой лечащего врача из районной поликлиники или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке ИПР. Сформированная карта ИПР подписывается руководителем бюро МСЭ и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

Существует несколько способов направления гражданина в бюро МСЭ на освидетельствование и составление ИПР. Самый распространенный способ, когда районная поликлиника направляет человека на медико-социальную экспертизу, был подробно описан выше. Другие порядки направления встречаются на практике крайне редко, поэтому скажем о них кратко.

Постановление Правительства «О порядке и условиях признания лица инвалидом» предусматривает возможность направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Вместе с тем, хотелось бы отдельно остановиться на вопросе отказа родителей от составления их детям-инвалидам ИПР, на том, какие последствия такой отказ может повлечь в юридическом плане. Сразу предостерегаем Вас от смешения отказа с несогласием родителей с содержанием карты ИПР.

В соответствии с Семейным кодексом РФ «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей... При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию... Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, несут ответственность в установленном законом порядке».

Здесь идет речь об ответственности, предусмотренной законом. Типичной ответственностью в этом смысле является лишение родительских прав: «Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей…». Уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось. При этом в зависимости от возраста и состояния ребенка в каждом конкретном случае становятся губительными вполне определенные действия (бездействие) родителя. Понятно, что отказ родителей от составления их ребенку-инвалиду ИПР вообще может быть квалифицирован в качестве такого действия, и следовательно, вменен родителям как уклонение от выполнения родительских обязанностей обеспечить ребенку-инвалиду полноценную реабилитацию.

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Загрузка...