Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Мартин лютер сообщение по истории. Мартин лютер биография

Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

Происхождение

Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку - вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа. О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние - более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям. А главное - смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

Несостоявшийся юрист

Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

Монах

Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным - человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

Доктор теологии

Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина - христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление - в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

Теория Лютера

С 1515 года он уже не только преподавал - под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла. Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов "первоверховного" апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость - такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу "95 тезисов". Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление "95 тезисов" и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании "95 тезисов" Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное - такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику - это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Вызов католической церкви

Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар - публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. "На сем стою и не могу иначе" - это слова из речи Мартина Лютера.

Перевод Библии

В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского. Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол. А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

Проповеди

В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене - немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

Личная жизнь

Мартин Лютер был личностью неординарной. Много лет он посвятил служению Богу, но полагал, что на продолжение своего рода имеет право каждый. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Они поселились в заброшенном монастыре августинцев. У Лютера было шестеро детей, но об их судьбе ничего не известно.

Роль Мартина Лютера в истории

Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял

Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его "теологом холокоста".

В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал "Иисус Христос родился евреем". Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

Память

Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. "Лютер" - совместный проект США и Германии.

Мартин Лютер Кинг

Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма - общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.

Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

Лютер, человек талантливый, образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру библейской истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

Лютер призывал союзных князей к расправе над этими «еретиками», возглавившими массовые восстания против существующего строя. К тому же Папа Павел III, вступивший на престол в 1534 г. при содействии Карла, взялся за борьбу с Реформацией всерьёз.

Лютер умер в родном городе 18 февраля 1546 г.
Гражданская война в Германии бушевала ещё почти десятилетие.

Содержание статьи

ЛЮТЕР, МАРТИН (Luther, Martin) (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими; мать, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы. В 1501 он поступил в Эрфуртский университет и в 1505 окончил его со степенью магистра искусств. Затем он обратился к изучению права, однако, по-видимому, карьера юриста отвечала скорее желаниям его отца, чем его собственным. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» – чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия. В июле 1505, когда Лютер возвращался в университет, погостив у своих родителей, он был застигнут в пути грозою. Упав на землю при страшном ударе молнии, он в ужасе закричал, обращаясь к святой покровительнице своего отца: «Святая Анна, спаси меня! Я стану монахом». Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.

Принятие обетов и монастырь.

В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником. В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику, а в 1510 был отправлен с поручением в Рим. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Однако прежние страхи продолжали его преследовать. Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, однако вскоре пришел к убеждению, что не в силах человека совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, все же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог-Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был «огнем поядающим».

Преподавание в Виттенберге.

Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Св. Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы в Виттенбергском университете. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Христос – это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.

С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.

Индульгенции для собора св. Петра.

Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Термином «индульгенция» обозначалось даруемое церковью освобождение от наказания за грехи. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Некоторые папы стали не только освобождать от епитимий, но и прощать грехи. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу (в зависимости от платежеспособности субъекта). Обоснованием всей этой практики служила теория, согласно которой Христос и святые своими подвигами заслужили гораздо большее, нежели требовалось для их собственного спасения, заложив таким образом «сокровищницу добрых дел», которой папа может распоряжаться в пользу других людей.

Привилегия продажи особых индульгенций, вызвавшая негодование Лютера, была дарована папой Львом X Альбрехту, архиепископу Майнцскому, Магдебургскому и Хальберштадтскому. Вырученные средства должны были пойти на строительство собора св. Петра. В действительности же половина денег отходила самому Альбрехту: он расплачивался ими за займы, благодаря которым смог купить себе у Рима второе архиепископство. Распространение индульгенций было поручено Иоганну Тецелю, доминиканскому монаху, уже имевшему в этом деле значительный опыт. В сопровождавшей индульгенцию грамоте объявлялось, что ею даруется прощение греха; кроме того, она включала положение о том, что купившие индульгенции для близких, обретающихся в чистилище, тем самым и самих себя избавляют от нужды в покаянии. Тецель заверял своих слушателей:

Чуть только монета в ларце зазвенит,
Душа из чистилища вон отлетит
.

Девяносто пять тезисов.

В последний день октября 1517 Лютер, следуя старому обычаю, вывесил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Они включали 95 пунктов, почему и получили название Девяноста пяти тезисов . Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Он отрицал распространение юрисдикции папы на чистилище. Если бы папа обладал властью вызволять души из чистилища, он должен был бы освободить оттуда их все безо всякой мзды. Многие современники Лютера согласились бы с этим, но он пошел дальше, вплоть до отрицания основополагающей теории «сокровищницы добрых дел», совершенных святыми. Таким образом, Лютер выступил не против злоупотребления индульгенциями, а против самой идеи индульгенций.

Копию своих тезисов Лютер отослал архиепископу Альбрехту, который, в свою очередь, переправил их папе Льву X. Папа принадлежал к роду Медичи, будучи сыном Лоренцо Великолепного. Он был широко образованным человеком и покровителем искусств; трудно было бы ожидать, что он станет пресекать злоупотребления в торговле индульгенциями. Лев X подкрепил обещания продавцов индульгенций своим авторитетом, подтвердив, что души действительно немедленно освобождаются из чистилища. Лютер возразил, что в данном пункте папа заблуждается. Папа вызвал Лютера в Рим. В этот момент за Лютера вступился его суверен, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, глава коллегии князей-избирателей (курфюрстов) Священной Римской империи, настоявший на том, чтобы его подданному предоставили возможность оправдаться в ходе справедливых слушаний, что было реально только на германской земле. Таким образом, многовековое недоверие германских правителей к итальянскому папству обеспечило Лютеру покровительство и защиту.

Были назначены слушания в присутствии кардинала Каетана, прибывшего в 1518 на Аугсбургский рейхстаг. Кардинал ознакомил Лютера с папской буллой, где излагалось учение о сокровищнице накопленных святыми заслуг. Лютер выступил против этой доктрины, оспорив тем самым не только авторитет данного папы, но и каноническое право, в котором было закреплено это учение. Кардинал объявил Лютера еретиком и приказал ему удалиться и не возвращаться до тех пор, пока он не будет готов отречься от своих мнений.

Диспут Лютера с Экком.

Перед Лютером явственно замаячил костер. Его противники предрекали, что не пройдет и пары недель, как он будет сожжен, и они оказались бы правы, если бы не внезапное изменение политической ситуации. Германский император Максимилиан скончался. Выбор его преемника зависел от семи курфюрстов во главе с Фридрихом Саксонским. Папа не желал укреплять могущество основных претендентов на имперский престол – Франциска I Французского, Генриха VIII Английского и Карла Испанского, поэтому отдавал предпочтение курфюрсту Фридриху. Чтобы завоевать расположение Фридриха, папа действительно разрешил Лютеру устроить публичный диспут с крупным теологом, доктором Иоганном Экком в Лейпцигском университете. В центре дебатов был вопрос о древности института папства: предполагалось, что, если преемство пап можно проследить до времен апостолов, этот институт имеет божественное происхождение. Лютер заявил, что власть папы над всей церковью существует всего 400 лет и что это человеческое установление. Тогда Экк вынудил Лютера публично признать, что, по его мнению, ни авторитет папы, ни авторитет вселенских соборов не обладают непогрешимостью. Экк указал, что это утверждение совпадает со взглядами Яна Гуса, богемского еретика, сожженного на костре веком ранее. Лютеру пришлось признать наличие некоторых пунктов, сближающих его позицию с позицией Яна Гуса.

Защищать заведомого еретика означало объявить еретиком себя самого, поэтому всем было очевидно, что на этот раз Лютеру не миновать костра. Однако влиятельные силы в Германии дружно выступили на его защиту. Это были немецкие националисты, возглавляемые рыцарем Ульрихом фон Гуттеном (известным своими сатирическими сочинениями), видевшим в Лютере освободителя Германии, из которой все соки высасывает ненасытное папство. Это были и гуманисты, возглавляемые Эразмом Роттердамским , который воспринимал Лютера как поборника свободной научной мысли, притесняемой папой. Папа медлил, ибо, хотя на престол Священной Римской империи взошел Карл Испанский (под именем Карла V), папа нуждался и в поддержке Фридриха, как некоего противовеса. Но в июне 1520 Лев X в своей охотничьей резиденции составил буллу Exsurge Domine – «Восстань, Господи... дикий вепрь вторгся в Твой виноградник». Лейпцигскому оппоненту Лютера Иоганну Экку было поручено обнародовать эту буллу, однако тот столкнулся с неожиданным противодействием со стороны герцогов и епископов, и только спустя три месяца, 10 октября 1520, булла была вручена Лютеру в Виттенберге.

Последующие сочинения.

Между тем Лютер, и не думая покориться, издал серию памфлетов, каждый из которых только усугублял его вину в глазах Рима. Его обращение К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства (An den christlichen Adel deutscher Nation: Von des christlichen Standes Besserung ) содержало призыв к светским правителям, включая императора, реформировать церковь. Лютер требовал, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Папа фактически должен был уподобиться св. Франциску Ассизскому, а земные дела церкви передать на усмотрение местных церквей. Эти призывы встретили самый горячий отклик в Германии. Более радикальным было требование отмены целибата для духовенства, против которого в Германии выступали еще задолго до Лютера, в 11 в., когда он был введен папой Григорием VII.

Следующее сочинение, О вавилонском пленении церкви (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium ), было еще более радикальным. В нем под удар был поставлен сам сакраментальный характер церкви и основанные на нем теократические притязания. Из семи церковных таинств, существовавших в эпоху Лютера, он признавал только два: крещение и причащение, причем последнее отказывался связывать с мессой.

Лютер считал, что месса – вовсе не повторение жертвоприношения Христа. Евхаристические вино, как и хлеб, следует давать и мирянам. Согласно церковному учению, в таинстве евхаристии хлеб и вино действительно превращаются в тело и кровь Христовы, сохраняя только внешние признаки (акциденции) хлеба и вина. Этой доктрине, известной как учение о пресуществлении (transsubstantiatio), Лютер противопоставил свое собственное учение о «сосуществовании» (consubstantiatio), или «соприсутствии»: после освящения Св. Даров сущности хлеба и вина продолжают наличествовать в них вместе с сущностями тела и крови Христовых. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. После публикации этого трактата Эразм объявил, что раскол между Лютером и церковью стал неустранимым.

Столь же революционным было и учение о священстве всех верующих. В сочинении О свободе христианина (Von der Freiheit eines Christenmenschen ) Лютер утверждал, что миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник – просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение.

Папская булла была вручена Лютеру 10 октября; в ней ему давалось 60 дней на то, чтобы покаяться. Ответом Лютера стал памфлет Против проклятой буллы Антихриста . 10 декабря, в день, когда заканчивалась отсрочка, он публично сжег буллу. Однако это само по себе еще не ставило Лютера вне церкви, так как для его отлучения требовалась новая булла, в которой бы возвещалось, что установленные сроки прошли. Эта вторая булла была подписана в январе 1521. Однако для обретения буллой законной силы ее следовало обнародовать, а эта булла обнародована не была. Кроме того, в ней упоминался не только Лютер, но и другие лица, в частности Ульрих фон Гуттен, располагавший значительным войском и имевший возможность защитить не только себя, но и Лютера. Алеандро, папский представитель на рейхстаге Германской империи, возвратил буллу в Рим и затребовал 40 копий новой буллы, направленной против одного Лютера. В результате Алеандро волей-неволей пришлось предстать перед имперским рейхстагом, созванным в Вормсе, вообще не располагая буллой, которая доказала бы трибуналу (в основном светскому), что Лютер действительно является еретиком. Имперский рейхстаг, первоначально созывавшийся для обсуждения административных и финансовых проблем, должен был, таким образом, принять на себя функции церковного собора. Однако рейхстаг не стал бы выносить решение, предварительно не выслушав Лютера. Фридрих Саксонский особенно решительно настаивал на том, чтобы его подданному предоставили возможность высказаться. Император Карл V, хотя и был ревностным католиком, распорядился вызвать Лютера.

Вормсский рейхстаг.

Лютер предстал перед рейхстагом. Ему предъявили издания его сочинений и спросили, все ли они написаны им. Лютер признал своими все эти сочинения. Тогда его спросили, настаивает ли он на всем, что сказано в этих книгах. Лютер попросил время на размышление и получил отсрочку до следующего дня. На другой день вопрос был поставлен снова, и Лютеру на школьной латыни предложено было ответить без обиняков, отрекается ли он от своего учения, или нет. Он отвечал по-немецки: «Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, хотите простого ответа, я дам его без всяких ученых ухищрений. Пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, - ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, - меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

Лютер в Вартбурге.

Даже после этого дерзкого выступления в свою защиту (знаменитая фраза «На том стою...» может быть и позднейшим добавлением) рейхстаг не решался осудить Лютера, но император дал понять, что непримиримая позиция Лютера несовместима с ортодоксальным вероучением. И после того, как часть сторонников Лютера удалились, оставшиеся приняли «Вормсский эдикт», подвергавший Лютера государственной опале. При нормальном ходе событий это означало бы костер, однако курфюрст Фридрих Саксонский вмешался вновь, на этот раз приказав своему капеллану укрыть Лютера в таком месте, о котором не будет знать даже сам курфюрст. Таким местом стал замок Вартбург.

Первоначально Лютер пребывал в подавленном настроении. Он утверждал, что несколько раз ему являлся дьявол (существует легенда о том, что однажды Лютер швырнул в беса чернильницу, но промахнулся). Однако вскоре ему удалось восстановить душевное равновесие, и он взялся за перевод Нового Завета на немецкий язык с греческого текста, незадолго до того изданного Эразмом. Затем он приступил к переводу Ветхого Завета с древнееврейского языка. Лютер был замечательным переводчиком; кроме того, ему был присущ подлинный религиозный пыл, позволявший ему возноситься к вершинам и проникать в глубины библейских текстов.

Покуда Лютер пребывал в Вартбурге, в Виттенберге стало шириться реформистское движение, которое возглавили некоторые коллеги Лютера по университету, прежде всего мягкосердечный, знаменитый своей ученостью Филипп Меланхтон и неистовый Андреас Карлштадт, известный своим радикализмом. Во время причастия прихожане получали не только хлеб, но и вино. Лютер от всего сердца приветствовал эти перемены. Его пригласили к более деятельному участию. Монахи покидали монастыри и женились. Одобряет ли это Лютер? В поисках ответа Лютер обратился к Писанию и пришел к заключению, что монахи были правы, хотя сам он никогда бы не взял жены. Затем стали доходить совершенно обескураживающие слухи о бесчинствах, устраиваемых во время католических богослужений, об уничтожении икон и т.п. Курфюрст предупредил его, что не сможет обеспечить защиту человеку, подвергнутому церковному отлучению и объявленному вне закона государством. Лютер отвечал, что он и не просит защиты, и возвратился в Виттенберг. То, что ему после этого удалось прожить еще 25 лет и умереть в собственной постели, объясняется лишь невероятно счастливым стечением обстоятельств. Император не мог деятельно вмешаться в происходящее, так как был отвлечен войнами с турками, с Францией и даже с самим папой.

Реформа церкви.

Лютер взялся за осуществление задачи реформирования церкви в соответствии со своим пониманием Евангелия. Вскоре он ощутил на себе удары как со стороны либералов, так и со стороны консерваторов. Либералы, т.е. католики-гуманисты и прежде всего Эразм, отошли от него после того, как осознали, что занятая им позиция ведет к расколу церкви, во вселенское единство которой они глубоко верили. Со временем Эразма даже убедили написать сочинение против Лютера и направить удар в самое сердце его учения – его учение о человеке. Эразм, как и официальная церковь, полагал, что человек способен содействовать собственному спасению. В ответ Лютер еще более решительно стал настаивать на абсолютной беспомощности человека.

Бунт реформаторов-радикалов.

Сторонники Лютера и фон Гуттена с его партией подняли восстание против духовенства и потерпели поражение. За этим последовал еще более сокрушительный удар. В лагере самого Лютера возникла экстремистская группа, заявлявшая, что его взгляды недостаточно радикальны. Карлштадт предложил вообще упразднить почитание священных изображений и церковную музыку и объявил, что евхаристия – всего лишь символ. Он отрицал необходимость денежных вознаграждений священнослужителям и особых облачений для них, отрицал он и все академические степени. Томас Мюнцер утверждал, что святые, т.е. те, кто возродился во Христе, могут узнавать друг друга, объединиться в союз и ускорить пришествие Господа, истребляя нечестивых. Он ставил превыше всего не букву Писания, а его дух и индивидуальный духовный опыт (личное откровение). Мюнцер нашел многочисленных последователей среди крестьян, долго страдавших от социальной несправедливости, и поднял волну беспощадных крестьянских бунтов, опустошивших Саксонию.

Лютер же вовсе не считал, что Римская церковь причинила ему зло. Он любил музыку, ему нравилась церковная живопись, и он настаивал на том, что евхаристические хлеб и вино – это подлинные тело и кровь Христовы. Он полагал, что святые не могут быть распознаны на земле. Во всяком случае меч, по его мнению, никогда не должен быть использован для распространения религиозной веры, – не говоря уж о том, что распространять ее должен не какой-нибудь простолюдин, а лицо, облеченное духовной властью. Таким образом, Лютер встал на позиции консервативного протестантизма. Впоследствии он резко осудил восставших крестьян и счел допустимым насилие в отношении сектантов. Ранее он говорил, что вера не может быть следствием принуждения и что о ереси не способны судить чиновники. От этих слов он не отступался никогда, но теперь все же признал, что публичное богохульство и подстрекательство к мятежу должны караться смертью. И когда возникло пацифистское движение анабаптистов, Лютер объявил их смутьянами, поскольку их нежелание мечом защищать справедливость подрывало авторитет и государство.

В созидательном плане Лютер приступил к осуществлению церковных преобразований. Его переводы Св. Писания стали его главным орудием. В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 – вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог (Ein" feste Burg ist unser Gott ), основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку. В качестве пособий для религиозного воспитания Лютер составил два катехизиса – один для взрослых, другой – для детей. В помощь проповедникам он издал том проповедей, внес изменения в литургию, сначала – латинскую, а затем – на немецком языке. Из-под его пера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские комментарии, особенно на Ветхий Завет. Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели, предстоял во время домашнего богослужения многочисленным домочадцам – детям, работникам и студентам. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами. Некоторые его «разговоры» было бы лучше предать забвению, а иные лекции невыразимо скучны, хотя и в них иногда вспыхивает истинный огонь.

После Вормсского рейхстага Лютер перестал играть ту общественную роль, которую играл прежде. Отлученный от церкви и поставленный вне закона, он не мог участвовать в рейхстагах. Эту обязанность взял на себя Меланхтон. Лютер не мог также и предстать перед светской ассамблеей, чтобы исповедать свои убеждения, как в Вормсе. За него это сделали германские князья на Аугсбургском рейхстаге в 1530. В последние 25 лет своей жизни Лютер был прежде всего педагогом и проповедником, хотя, конечно, продолжал писать статьи и памфлеты, получавшие самый широкий резонанс, и находился в самом центре движения Реформации, так что противники в насмешку называли его Виттенбергским папой.

Женитьба и последние годы жизни.

Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась непристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Умер Лютер в Эйслебене 18 февраля 1546.

ПРИЛОЖЕНИЕ

95 ТЕЗИСОВ. ДИСПУТ О ПРОЯСНЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ.

Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь...», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние – ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами – вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения – об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем – определенно посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несет с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они – ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса – различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в Чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и – много меньше – в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами – в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции – это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере дает повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций – дело добровольное а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, – при продаже отпущений – благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, – даже если необходимо продать храм св. Петра – отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции – ничтожнейшее благо – славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие – высшее благо – надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.

56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции – и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их – и это очевидно – непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно – без содействия папы – даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.

59. «Сокровища Церкви, – сказал св. Лаврентий – это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа – вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определенных ему случаях достаточно власти папы.

62. Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия – это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций – это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника – да будет тот благословен.

73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, – предполагая невозможное – обесчестит Матерь Божию – значит лишиться разума.

76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний – есть хула на св. Петра и папу.

78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее – как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, – то есть по причине наиглавнейшей, – если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма – то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?

84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?

86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании – значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того – просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!», – а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!», – а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Издание: Лютер Мартин. Disputatio pro declaratione virtutis indulgentianum . Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов ). СПб, изд-во «Герменевт», 1996. Пер. с лат.: А.И.Рубана под ред. Ю.А.Голубца

Литература:

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры . М., 1991
Христианство . Энциклопедический словарь , тт. 1–3. М., 1993–1995
Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520 1526 . Харьков, 1994
Лютер М. Избранные произведения . СПб, 1997
Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность . СПб, 1997



Мартин Лютер – глава Реформации в Германии, христианский богослов, основоположник лютеранства (немецкого протестантизма); ему принадлежит заслуга перевода на немецкий язык Библии и утверждения норм общенемецкого литературного языка. Появился на свет в Саксонии, г. Айслебен, 10 ноября 1483 г. Отцом его был владелец меднорудных разработок и плавилен, выбившийся «в люди» из рудокопов. В 14 лет Мартин поступил в марбургскую францисканскую школу. Выполняя волю родителей, юноша поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, чтобы получить высшее юридическое образование. Пройдя курс «свободных искусств» и получив в 1505 г. степень магистра, Лютер начинает изучать юриспруденцию, однако гораздо больше его увлекает богословие.

Проигнорировав мнение отца, Лютер, оставаясь в том же городе, уходит в монастырь ордена августинцев, где принимается за изучение средневековой мистики. В 1506 г. он становится монахом, в следующем году его посвящают в священники. В 1508 г. Лютер прибывает в Виттенбергский университет для чтения лекций. Чтобы стать доктором теологии, он параллельно учился. Отправленный в Рим по поручению ордена, был сильно впечатлен развращенностью римско-католического клира. В 1512 г. Лютер становится доктором богословия и профессором. Преподавательская деятельность сочеталась с чтением проповедей и выполнением роли смотрителя 11 монастырей.

В 1517 г., 18 октября, выходит папская булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. 31 октября 1517 г. на дверях Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывешивает сочиненные им 95 тезисов, критикующих католическую Церковь, отвергающих ее главные постулаты. Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество, авторитет папских декретов. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против общественного строя, с которым он был единым целым.

Лютера вызвали в Рим на церковный суд, однако, чувствуя общественную поддержку, он не поехал. В 1519 г. в ходе диспута с представителями католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. Лютера предают анафеме; в 1520 г. он во дворе университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело всей нации - борьба с папским засильем. Позднее, в 1520-1521 гг., с изменением политической обстановки, его призывы становятся менее радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу, которая совместима с несвободой телесной.

Поддержку Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 гг. Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке Вартбург. В это время он начинает переводить на родной язык Библию. В 1525 г. Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню, которая родила ему шестерых детей.

Следующий период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний, требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.

470 лет назад умер родоначальник Реформации, изменившей западный мир, – Мартин Лютер

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов.В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

3.Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два таинства – Крещение и Причастие, которые оно понимает лишь как символические действия, «возгревающие веру». При этом лютеране в Евхаристии видят в хлебе и вине напоминание о Голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров отрицают. Они говорят только о невидимом присутствии Спасителя в Таинстве Евхаристии «в хлебе, с хлебом и под хлебом» (Лат.in pane, cum pane et usb pane, «Формула согласия»).

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока»,«Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

Загрузка...