Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич. Иван III Васильевич - биография, информация, личная жизнь

Годы правления Ивана 3 были особенными для Руси: сын слепого царя Василия Второго Темного сумел начать важнейший процесс централизации - объединения русской земли вокруг Москвы.

Объединения княжеств или «собирание земель»

Иван III начал править государством еще при отце - Василий II сам поставил сына княжить вместе с собой, и даже монетный двор Московского князя чеканил надпись «осподари всея Руси». Более того, старый князь при жизни составил завещание, по которому престол и основную часть государственных земель он оставил сыну Ивану, а остальные, более отдаленные от Москвы земли - другим сыновьям. Иван Васильевич взошел на престол в 1462 году. Правление Ивана 3 ознаменовалось присоединением Рязанского, Дмитровского, Ярославского, Тверского княжеств, причем централизация проходила мирным путем. Только Новгородские земли стремились к самостоятельности и не желали зависеть от Москвы. В результате Иван III организовал жестокий завоевательный поход с грабежами, насилием и пожарами - так он хотел устрашить Новгород. Но только через шесть лет, в 1477 году, Новгород стал территорией Московского государства. После этого к Москве присоединились Тверское и Белозерское княжество и часть Черниговских, Рязанских, Северских, Гомельских и Брянских земель.

Усиление роли дворянства

Правление Ивана 3 было нацелено на усиление роли дворянства и дворянского войска. Для повышения статуса помещиков был введен запрет на переход крестьян от одного хозяина к другому. Только неделя до Юрьева дня и неделя после этого осеннего праздника (26 ноября) давали крестьянам право смены помещика.

Иван III и Золотая Орда

Одним из важнейших событий государственного значения, которыми было ознаменовано правление Ивана 3, стал отказ от уплаты дани хану Золотой Орды - стояние на Угре поставило точку в отношениях Руси и Орды, русские земли освободились от гнета. Благодарный русский народ сразу же дал Ивану III прозвище «Святой».

Реформа правовой системы

Централизация земель и получение независимости требовало реформ в сфере правовой системы - закон должен быть един для всех. В 1479 году был введен Судебник, который объединил в себе Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Уставные грамоты Белозерской и Двинской земель, а также указы и распоряжения князя. Здесь же зарождается приказная и поместная система управления.

Ересь жидовствующих

Глубоко верующий Иван III стремился не только восстановить единство земель русских, но и вернуть истинно православную веру, которая несколько ослабла за годы татаро-монгольского ига. Среди народа распространилось множество суеверий, примет, заговоров, а в медицине стало практиковаться ведовство. Такое явление, как «ересь жидовствующих», стало громадным стимулом для возрождения богословского просвещения. Ее основоположником считается еврей Захария из Киева, который обратил несколько священников в иудейскую веру. Ересь настолько глубоко пустила корни, что даже Киевский князь назначил митрополитом Зосиму - скрытого еретика. В 1490 году на Соборе около десятка духовных лиц было предано проклятию и отлучению от церкви. Это не принесло результатов, поэтому спустя 14 лет, в 1504 году, состоялся еще один Собор, в результате которого несколько еретиков были казнены, а другие высланы по закрытым монастырям. Более того, каждую неделю на еретиков читали анафему.

Архитектура и литература

Строительство Успенского и Благовещенского соборов, Грановитой палаты, зданий Кремля и других церковных сооружений способствовало укреплению веры. Крепостные сооружения практически во всех крупных городах были реставрированы или отстроены заново.

Итоги правления Ивана 3

При Иване III началось не только объединение русских земель и усиление православной веры, но и формирование государственной идеологии: появился герб - двуглавый орел - и титул великого князя, перечисляющий все земли, которыми правит князь. Историки говорят о том, что в этот период данный титул иногда заменяют словом «царь». Правление Ивана 3 послужило началом для формирования государственной идеологии, которая развивалась в течение не одной сотни лет, поэтому прозвище «Великий» Иван III получил по праву.

Великий князь московский (с 1462). Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула - великий князь «всея Руси».


Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста». В честь этого великого святителя младенец и был наречен Иоанном.

Желая узаконить новый порядок престолонаследия и отнять у враждебных князей всякий предлог к смуте, Василий II еще при жизни своей назвал Ивана великим князем. Все грамоты писались от имени двух великих князей.

В 1446 году Иван был обручен с Марией, дочерью князя Бориса Александровича Тверского, отличавшегося осторожностью и дальновидностью. Жениху в момент обручения было около семи лет. Этот будущий брак должен был символизировать примирение вечных соперников - Москвы и Твери.

В последние десять лет жизни Василия II княжич Иван постоянно находился рядом с отцом, участвовал во всех его делах

и походах. К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван был уже человек много повидавший, со сложившимся характером, готовый к решению трудных государственных вопросов.

Однако в течение еще пяти лет после восшествия на престол Иван, насколько можно судить по скудным источникам, не ставил перед собой тех крупных исторических задач, которыми позднее будет прославлено его время.

Во второй половине 60-х годов XV века Иван III определяет первоочередную задачу своей внешней политики обеспечение безопасности восточной границы путем установления политического контроля над Казанским ханством. Война с Казанью 1467-1469 годов окончилась в целом успешно для москвичей. Она заставила казанского хана Ибрагима надолго прекратить набеги на владения Ивана III. Вместе с тем война показала ограниченность внутренних ресурсов Московского княжества. Решающие успехи в борьбе с наследниками Золотой Орды могли быть достигнуты только на качественно новом уровне объединения русских земель. Осознав это, Иван обращает внимание свой взор на Новгород. Обширные владения Великого Новгорода простирались от Балтийского моря до Урала и от Белого моря - до Волги. Покорение Новгорода - главное достижение Ивана III в деле «собирания Руси».

Князь Иван «был человек государственного ума, выдающийся политик и дипломат, - пишет его биограф Н.С. Борисов. - Свои эмоции он умел подчинять требованиям обстоятельств. В этом умении «властвовать собой» - источник многих его успехов. Иван III, не в пример своему отцу, всегда тщательно просчитывал все возможные последствия своих поступков. Новгородская эпопея может служить тому наглядным примером. Великий князь ясно понимал, что трудность заключается не столько в том, чтобы завоевать Новгород, сколько в том, чтобы сделать это незаметно. В противном случае он мог восстановить против себя всю Восточную Европу и потерять не только Новгород, но и многое другое...»

Еще в декабре 1462 года из Новгорода в Москву отправилось в Москву большое посольство «о смирении мира». Его возглавлял архиепископ Иона. В Москве новгородская знать была принята с честью. Однако в ходе переговоров Иван III проявил твердость. Не уступали и новгородцы. В итоге многочасовые прения окончились взаимными уступками. Мир был достигнут.

Для заключения более выгодного соглашения обе стороны вели сложную дипломатическую игру.

Иван III стремился перетянуть на свою сторону Псков. Посланец князя Ф.Ю. Шуйский способствовал заключению 9-летнего перемирия между Псковом и немецким орденом на благоприятных для русских условиях.

Московско-псковское сближение сильное обеспокоило новгородцев и качнуло чашу весов в пользу мирных отношений с Москвой. Союз с Псковом стал сильным средством давления на Новгород. Зимой 1464 года между Москвой и Новгородом был заключено перемирие, оказавшееся довольно продолжительным.

Летом 1470 года стало ясно, что Иван III, управившись с Казанью, разворачивает свою военно-политическую мощь на северо-запад, в сторону Новгорода.

Новгородцы отправили посольство к литовскому королю Казимиру IV. Вместо войск тот прислал князя Михаила Александровича (Олельковича). Этот князь исповедовал православие и доводился двоюродным братом Ивану III. Все это делало его наиболее подходящим кандидатом на новгородский стол. Однако пребывание Михаила на Волхове оказалось недолгим. Посчитав себя чем-то обиженным, он вскоре уехал из Новгорода.

18 ноября 1470 года после смерти Ионы новым владыкой Новгорода стал Феофил. Нареченный владыка Феофил собирался по старой традиции отправиться в сопровождении бояр в Москву на постановление к митрополиту Филиппу. Иван III дал согласие на обычный порядок утверждения нового архиепископа. В послании московский князь назвал Новгород своей «отчиной», то есть неотъемлемым, передаваемым по наследству владением. Это вызвало возмущение у новгородцев, и особенно у «литовской партии».

Весной 1471 года новгородские послы отправились в Литву, где был заключен договор с королем Казимиром IV, по которому Новгород поступал под его верховную власть, а Казимир обязывался охранять его от нападений великого князя.

На деле польско-литовский король не собирался воевать за Новгород, что сильно облегчило московскую экспансию. Попытки же Казимира IV в критические моменты натравить на Ивана III какого-нибудь степного хана не приносили ожидаемых результатов.

В мае 1471 года Иван III послал в Новгород «разметные грамоты» - формальное извещение о начале войны.

13 июля на берегу реки Шелони новгородцы были разбиты наголову. Иван III двинулся с главным войском к Новгороду. Между тем из Литвы не было никакой помощи. Народ в Новгороде заволновался и отправил своего архиепископа Феофила просить у великого князя пощады.

Кажется, достаточно было одного усилия, чтобы разгромить Новгород и окончить войну небывалым триумфом. Однако Иван III устоял перед искушением. 11 августа 1471 года близ Коростыни он заключил договор, подводивший итог всей московско-новгородской войне. Как бы снисходя усиленному заступничеству за виновных митрополита, своих братьев и бояр, великий князь объявил новгородцам свое милосердие «Отдаю нелюбие свое, унимаю меч и грозу в земле новгородской и отпускаю полон без окупа».

Условия, выдвинутые победителями, оказались неожиданно мягкими новгородцы присягали на верность Ивану III и обязывались в течение года выплачивать ему контрибуцию. Внутреннее устройство Новгорода оставалось прежним. Волок Ламский и Вологда окончательно переходили к Москве.

И, самое главное, по Коростынскому договору Новгород признавал себя «отчиной» великого князя Московского, а самого Ивана III - высшей судебной инстанцией для горожан.

Вскоре Иван решил и личные проблемы. Внезапная кончина первой жены Ивана III, княгини Марии Борисовны, 22 апреля 1467 года заставила 27-летнего великого князя московского думать о новой женитьбе.

Присоединение Москвы к общеевропейскому союзу для борьбы с Турцией стало мечтой западной дипломатии. Внедрение Турции на побережье Средиземного моря в первую очередь угрожало Италии. Поэтому уже с 70-х годов XV века как Венецианская республика, так и папский престол с надеждой взирали на далекий Северо-Восток. Этим объясняется то сочувствие, с которым был встречен и в Риме, и в Венеции проект брака могущественного русского государя с находившейся под покровительством папы наследницей византийского престола Софией (Зоей) Фоминичной Палеолог. Через посредство греческих и итальянских дельцов проект этот был осуществлен 12 ноября 1472 года. Посылка в Москву одновременно с невестой и полномочного «легата» (посла) папы Сикста IV - Бонумбре, снабженного самыми широкими полномочиями, свидетельствовала о том, что папская дипломатия связывала с этим брачным союзом большие планы. Венецианский совет со своей стороны внушал Ивану III мысль о его правах на наследие византийских императоров, захваченное «общим врагом всех христиан», то есть султаном, потому что «наследственные права» на Восточную империю, естественно, переходили к московскому князю в силу его брака.

Однако все эти дипломатические шаги не дали никакого результата. У Русского государства были свои неотложные международные задачи. Их Иван III неуклонно проводил в жизнь, не давая себя прельстить никакими ухищрениями Рима или Венеции.

Брак московского государя с греческой царевной был важным событием русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. С другой стороны, вместе с Софьей при московском дворе утвердились некоторые порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам великий князь возвысился в глазах современников. Они заметили, что Иван после брака на племяннице императора византийского явился самовластным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил прозвание Грозного, потому что был для князей дружины монархом, требовавшим беспрекословного повиновения и строго каравшим за ослушание.

Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии. Герберштейн, бывший в Москве в княжение сына Софии, говорил о ней «Это была женщина необыкновенно хитрая, по ее внушению великий князь сделал многое».

Уже одно то, что невеста согласилась поехать из Рима в далекую и неведомую Москву, свидетельствует о том, что это была смелая, энергичная и склонная к авантюрам женщина. В Москве ее ожидали не только почести, оказываемые великой княгине, но также враждебность местного духовенства и наследника престола. На каждом шагу ей приходилось отстаивать свои права. Вероятно, она многое делала для того, чтобы найти поддержку и сочувствие в московском обществе. Но лучшим способом утвердить себя было, конечно, деторождение. И как монарх, и как отец великий князь хотел иметь сыновей. Желала этого и сама Софья. Однако, на радость недоброжелателям, частые роды принесли Ивану подряд трех дочерей - Елену (1474), Феодосию (1475) и опять Елену (1476). Встревоженная Софья молила Бога и всех святых о даровании сына.

Наконец ее прошение было исполнено. В ночь с 25 на 26 марта 1479 года на свет появился мальчик, нареченный в честь деда Василием. (Для матери он всегда оставался Гавриилом - в честь архангела Гавриила, память которого праздновалась 26 марта.) Счастливые родители связали рождение сына с прошлогодним богомольем и усердной молитвой у гроба преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре.

Вслед за Василием у нее родились еще два сына (Юрий и Дмитрий), затем две дочери (Елена и Феодосия), потом еще три сына (Семен, Андрей и Борис) и последней, в 1492 году, - дочь Евдокия.

Но вернемся к политической деятельности Ивана III. В 1474 году он выкупил у ростовских князей оставшуюся еще у них половину Ростовского княжества. Но более важным событием было окончательное покорение Новгорода.

В 1477 году «московская партия» в Новгороде под впечатлением массового исхода горожан на суд к великому князю решила предпринять собственные шаги в том же направлении. В Москву приехали два представителя новгородского веча - подвойский Назар и дьяк Захар. В своей челобитной они назвали Ивана и его сына государями, тогда как прежде все новгородцы именовали их господами. За титулом «государь», по существу, скрывалось признание права Ивана распоряжаться в Новгороде по своему усмотрению.

24 апреля великий князь отправил своих послов спросить, какого государства хочет Великий Новгород Новгородцы на вече отвечали, что не называли великого князя государем и не посылали к нему послов говорить о каком-то новом государстве, весь Новгород, напротив, хочет, чтобы все оставалось без перемены, по старине.

Послы вернулись ни с чем. А в самом Новгороде вспыхнул мятеж. Сторонники «литовской партии» бросились громить дома бояр, выступавших за подчинение Москве. Особенно досталось тем, кого считали виновниками приглашения Ивана III на «государство».

30 сентября 1477 года Иван III отправил в Новгород «складную грамоту» - извещение о формальном разрыве и начале войны. 9 октября государь покинул Москву и направился в Новгород - «за их преступление казнити их войною».

27 ноября Иван вплотную приблизился к Новгороду. Однако государь не спешил со штурмом города.

5 декабря на переговоры с ним приехал владыка Феофил в сопровождении нескольких бояр. Иван принял гостей в присутствии своих братьев Андрея Большого, Бориса и Андрея Меньшого. На этот раз Иван III высказался прямо «Мы, великие князи, хотим государства своего, как есмы на Москве, так хотим быти на отчине своей Великом Новгороде».

В последующие дни переговоры продолжались. Беспощадно диктуя новгородцам свои условия, Иван III счел необходимым уступить им в некоторых важнейших моментах. Великий князь гарантировал новгородским боярам сохранение за ними тех вотчин, которыми они владели, а также освобождение от службы в московском войске за пределами Новгородской земли.

4 января 1478 года, когда горожане стали жестоко страдать от голода, Иван потребовал, чтобы ему отдали половину владычных и монастырских волостей и все новоторжские волости, чьи бы они не были. Расчет Ивана III был точным и безупречным. Не задевая интересов частных владельцев, он получал при таком раскладе половину огромных вотчин новгородской кафедры и монастырей.

Через два дня Новгород принял эти условия. 15 января все горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву. Иван настоял на том, чтобы резиденция его «правобережных» наместников находилась на Ярославском дворище, где обычно собиралось общегородское вече. В древности именно здесь находился двор киевского князя Ярослава Мудрого.

В марте 1478 года Иван III возвратился в Москву, благополучно завершив дело. Новгородские заботы не оставляли государя и в последующие годы. Но все выступления оппозиции пресекались самым жестоким образом.

В 1480 году хан Большой Орды Ахмат выступил на Москву. Фактически Русь была независима от Орды уже много лет, но формально верховная власть принадлежала ордынским ханам. Русь крепла - Орда слабела, но продолжала оставаться грозной силой. В ответ Иван выслал полки на Оку, а сам поехал в Коломну. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, пошел к западу, к литовской земле, чтоб проникнуть в московские владения через Угру; тогда Иван велел сыну Ивану Молодому и брату Андрею Меньшому спешить к Угре; князья исполнили приказ, пришли к реке прежде татар, заняли броды и перевозы.

Ахмат, которого не пускали за Угру московские полки, все лето хвалился «Даст Бог зиму на вас, когда все реки станут, то много дорог будет на Русь». Опасаясь исполнения этой угрозы, Иван, как только стала Угра, 26 октября велел сыну и брату Андрею со всеми полками отступать к себе в Кременец, чтобы биться соединенными силами. Но Ахмат не думал преследовать русские войска. Он стоял на Угре до 11 ноября, вероятно, дожидаясь обещанной литовской помощи. Начались лютые морозы, а литовцы так и не приходили, отвлеченные нападением крымцев. Без союзников Ахмат не решился преследовать русских дальше на север. Он повернул назад и ушел обратно в степи.

Современники и потомки восприняли стояние на Угре как зримый конец ордынского ига. Возросло могущество великого князя, и вместе с тем заметно возросла жестокость его характера. Он сделался нетерпимым и скорым на расправу. Чем далее, тем последовательнее, смелее прежнего Иван III расширял свое государство и укреплял свое единовластие.

В 1483 году верейский князь завещал свое княжество Москве. Затем наступила очередь давнего соперника Москвы - Твери. В 1484 году в Москве узнали, что тверской князь Михаил Борисович завязал дружбу с Казимиром Литовским и женился на внучке последнего. Иван III объявил Михаилу войну. Москвичи заняли Тверскую волость, взяли и сожгли города. Литовская помощь не являлась, и Михаил принужден был просить мира. Иван дал мир. Михаил обещал не иметь никаких отношений с Казимиром и Ордою. Но в том же 1485 году был перехвачен гонец Михаила в Литву. На этот раз расправа была скорой и жесткой. 8 сентября московское войско окружило Тверь, 10-го были зажжены посады, а 11-го тверские бояре, бросив своего князя, приехали в лагерь к Ивану и били ему челом, просясь на службу. И в том им не было отказано.

Михаил Борисович ночью бежал в Литву. Утром 12 сентября 1485 года из Твери навстречу Ивану выехали владыка Вассиан и весь клан Холмских во главе с князем Михаилом Дмитриевичем. Вслед за ним повалила знать помельче, потом «и земские люди все». Тверь присягнула на верность Ивану, который оставил там княжить своего сына Ивана Молодого.

Тверская земля в состав Московского государства Иван III входила постепенно. С годами следы прежней независимости постепенно стирались. Повсюду вводилась московская администрация и устанавливались московские порядки. Согласно завещанию Ивана III (1504), тверская земля была разделена между несколькими правителями и утратила свою былую целостность.

В 1487 году Иван III усмирил Казань и посадил на престол Мухаммеда-Эмина. Теперь у великого князя были развязаны руки для наступления на других направлениях от окончательного покорения Вятки (1489) до наступления на Литву и Прибалтику.

Новое государство, объединившее под своей властью обширные пространства Восточной Европы, заняло видное международное положение. Уже в конце 80-х годов XV века великое княжество Московское представляло собой весьма внушительную политическую силу на европейском горизонте. В 1486 году силезец Николай Поппель случайно попал в Москву. По возвращении он стал распространять молву о Русском государстве и о богатстве и могуществе правящего в нем государя. Для многих все это было новостью. О Руси в Западной Европе ходили до тех пор слухи как о стране, якобы подвластной польским королям.

В 1489 году Поппель вернулся в Москву уже как официальный агент императора Священной Римской империи. На тайной аудиенции он предложил Ивану III ходатайствовать перед императором о присвоении ему титула короля. С точки зрения западноевропейской политической мысли, это был единственный способ легализовать новое государство и ввести его в общую систему западноевропейских государств - заодно и поставить его в некоторую зависимость от империи. Но в Москве держались иной точки зрения. Иван III с достоинством ответил Поппелю «Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы... а поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим». В ответной грамоте императору Иван III и титуловал себя «Божиею милостью великим государем всея Руси». Изредка в сношениях с второстепенными государствами он даже именовал себя царем. Сын его Василий III в 1518 году впервые назвал себя официально царем в грамоте, отправленной императору, а внук, Иван IV, в 1547 году был торжественно венчан на царство и тем самым было определено то место, которое его государство должно было занимать среди прочих государств культурного мира.

Успешное противостояние Большой Орде и Литве становилось возможным для Ивана III лишь при условии союза с Крымом. На это и были направлены усилия московской дипломатии. Иван привлек на свою сторону нескольких влиятельных крымских «князей». Они побудили к сближению с Москвой и самого хана Менгли-Гирея.

Иван III домогался этого союза ценой больших уступок. Он соглашался даже, если потребует хан, титуловать его «государем» и не щадил расходов на «поминки», то есть ежегодные подарки для своего татарского союзника. Русской дипломатии удалось в конечном итоге добиться заключения желанного союза. Крымские татары периодически стали совершать набеги на литовские владения, проникая далеко в глубь страны, до Киева и дальше. Этим они не только наносили материальный ущерб великому княжеству Литовскому, но и ослабляли его обороноспособность. Союз с Менгли-Ги-реем был связан и с другой проблемой русской внешней политики конца XV - начала XVI века - проблемой окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды. При ее разрешении Иван III более чем когда-либо действовал не столько оружием, сколько дипломатическим путем.

Союз с Крымом и был решающим моментом в борьбе с Золотой Ордой. К союзу были привлечены ногайские и сибирские татары. Хан Ахмат при отступлении от Угры был убит в 1481 году татарами сибирского хана Ибаха, а в 1502 году Золотая Орда была окончательно разгромлена Менгли-Гиреем.

Первая московско-литовская война началась в 1487 году и продолжалась до 1494 года. Предметом спора в этой войне были пограничные области с неопределенным или двойственным политическим статусом. На южной и западной границе под власть Москвы то и дело переходили мелкие православные князья со своими вотчинами. Первыми передались князья Одоевские, затем Воротынские и Белевские. Эти мелкие князья постоянно ссорились со своими литовскими соседями - фактически на южных границах не прекращалась война, но и в Москве и в Вильно долгое время сохраняли видимость мира.

Те, кто переходили на московскую службу, немедленно получали уже в качестве пожалования свои прежние владения. Для защиты «правды» и восстановления «законных прав» своих новых подданных Иван III отправлял небольшие отряды.

Замысел кампании 1487-1494 годов состоял в том, чтобы достичь успеха незаметно, без лишнего шума. Иван III избегал широкомасштабной войны с Литвой. Это могло вызвать аналогичные действия со стороны Литвы, Польши, в то же время сплотить «верховных князей» и толкнуть их в объятия Каземира.

В июне 1492 года король польский и великий князь литовский Казимир IV скончался. Его сыновья разделили наследство. Ян Ольбрахт получил польскую корону, а Александр Казимирович - литовский престол. Это значительно ослабило потенциал противника Москвы.

Иван III вместе с Менгли-Гиреем немедленно начал против Литвы войну. Хотя, по заявлению московских дипломатов, войны не было; происходило только возвращение под старую власть московского великого князя тех его служебных князей, которые либо временно отпали от него в смутные годы при Василии Васильевиче, либо и прежде служили «на обе стороны».

Дела пошли удачно для Москвы. Воеводы взяли Мещовск, Серпейск, Вязьму. Князья Вяземские, Мезецкие, Новосильские и другие литовские владельцы переходили на службу к московскому государю. Александр Казимирович сообразил, что трудно будет ему бороться с Москвой и Менгли-Гиреем; он задумал жениться на дочери Ивана, Елене, и таким образом устроить прочный мир между двумя государствами. Переговоры шли вяло до января 1494 года. Наконец 5 февраля был заключен мир, по которому Александр признавал новые московские границы, новый титул московского великого князя. При таких условиях Иван согласился выдать за него свою дочь.

Мирный договор с Литвой можно считать важнейшим военным и дипломатическим успехом Ивана III. «Значение мирного договора для России было велико, - отмечает известный историк А.А. Зимин. - Граница с Литовским княжеством на западе значительно отодвигалась. Создавалось два плацдарма для дальнейшей борьбы за русские земли один был нацелен на Смоленск, а другой вклинивался в толщу северских земель».

Как и следовало ожидать, этот «брак по расчету» оказался тяжелым и для Александра, и для Елены.

В 1500 году отношения между Москвой и Вильно перешли в явную вражду по поводу новых переходов на сторону Москвы князей, подручных Литве. Иван послал зятю «разметную грамоту» и вслед за тем отправил на Литву войско. Крымцы, по обычаю, помогали русской рати. Многие украинские князья, чтобы избежать разорения, поспешили передаться под власть Москвы. В 1503 году было заключено перемирие сроком на шесть лет. Вопрос о принадлежности захваченных Иваном земель, площадь которых составляла около трети всей территории Великого княжества Литовского, оставался открытым. Литва продолжала считать их своими. Однако фактически они оставались в составе Московского государства.

Иван III рассматривал «Благовещенское» перемирие как краткую передышку. Однако дальнейшую экспансию пришлось осуществлять его преемникам.

Свою международную политику Иван III всецело подчинял «собиранию земель русских». Антитурецкая лига не представляла для него ничего заманчивого. В ответ на посул «константинопольской отчины» в Москве отвечали, что «князь великий хочет отчины своей земли Русской».

Более того, Русское государство было заинтересовано в мирных отношениях с Оттоманской Портой в целях развития своей черноморской торговли. Завязавшиеся в 90-х годах XV века сношения между Русским государством и Турцией велись в неизменно благожелательных формах.

Что касается отношений с Римской империей, то Иван III стремился не только поддержать дружеские отношения, но и использовать соперничество императора Максимилиана с польскими Ягеллонами из-за Венгрии. Он предлагал союз и намечал план будущего раздела добычи Венгрию - Максимилиану, Литву с порабощенными ею русскими землями - себе. Однако Максимилиан думал достичь своих целей мирным путем. В зависимости от колебаний в германо-польских отношениях происходили изменения и в отношениях германо-русских, пока Максимилиан не нашел для себя более выгодным примириться с Польшей и даже предложил свое посредничество для примирения с ней и Русского государства.

При Иване III наметилась линия внешней политики Русского государства и в балтийском регионе. Присоединение к Москве Новгорода и Пскова потребовало новых торговых союзов на Балтике и ускорило войну с ливонским орденом. Поход русских войск на Ливонию в 1480-1481 годах прошел успешно для московского князя. После побед на землях Ливонии войско ушло, а в сентябре 1481 года было заключено перемирие на десять лет.

В противовес русскому интересу к балтийской торговле орден выдвигал территориальные вопросы. В 1491 году для пролонгирования перемирия в Москву приезжал с посольством Симон Борх. Длившиеся почти два года переговоры сводились к торговым вопросам московский великий князь требовал гарантий для транзитных купцов, а также восстановления русской церкви в Ревеле. В 1493 году договор был продлен на десять лет. Союз с Ливонией обеспечивал России хорошие торговые отношения с Ганзой, в чем Иван III был заинтересован, поскольку московский великий князь мог таким образом контролировать стабильные многовековые отношения между Новгородом, Псковом и ганзейскими городами.

Однако вскоре началась новая война с Ливонией, а в XVI веке отношения с орденом приобрели несколько иной оттенок на них все более сказывались отношения обеих сторон с Польско-Литовским государством. Именно невыполнение Ливонией условий договора 1503 года дало формальный предлог для начала Ливонской войны в 1558 году. В 90-х годах XV века стали более активными переговоры с Данией. После заключения договора с Ганзой из Дании пришло посольство договариваться «о братстве», и в 1493 году Иван III заключил «докончание» с королем. Этот союз был направлен против Швеции, которая систематически нападала на корельские земли, старинные владения Новгорода, отошедшие к Москве. Кроме антишведской направленности отношения с Данией приобретали и оттенок борьбы с монополией ганзейской торговли, где союзником Дании выступала Англия.

В начале 1503 года ливонские представители вместе с послами великого князя литовского Александра прибыли в Москву для переговоров о мире. Слегка покуражившись перед ливонцами, князь Иван заключил с ними перемирие сроком на шесть лет. Стороны возвращались к тем границам и отношениям, которые существовали между ними до войны 1501-1502 годов.

Разгром ганзейского двора в Новгороде и установление дружеских отношений с Данией имели, несомненно, целью освободить новгородскую торговлю от тех преград, которые ставила ей всемогущая Ганза. С другой стороны, требование дани с Юрьевской епископии (Дерптской области), согласно договору с ливонским орденом в 1503 году, являлось первым шагом к распространению русского политического влияния на Ливонию.

Осенью 1503 года Ивана III разбил паралич «...отняло у него руку и ногу и глаз». Своим наследником он назвал сына Василия.

В результате тонкой и осторожной политики Ивана III Русское государство к началу XVI века, не претендуя на решающую роль в Европе, заняло в ней почетное международное положение.

«К концу княжения Ивана III мы видим его сидящим на независимом троне. Рядом с ним - дочь последнего византийского императора. У ног его - Казань, обломки Золотой Орды стекаются к его двору. Новгород и другие русские республики порабощены. Литва урезана, а государь литовский - орудие в руках Ивана. Ливонские рыцари побеждены».

Иван 3-й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2-го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3-й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографии Ивана 3-го необходимо упомянуть о том, что он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий 2-й назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух князей. Уже в семь лет Иван Васильевич был обручен с дочерью князя тверского Бориса - Марией. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.

Впервые возглавил войско князь Иван 3-й Васильевич в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван обвенчался со своей невестой. Иван 3-й Васильевич совершил победоносный поход в 1455 г., направленный против вторгшихся в русские пределы татар. А в 1460 г. смог закрыть татарскому войску путь на Русь.

Князь отличался не только властолюбием и настойчивостью, но и умом, рассудительностью. Именно великое княжение Ивана 3-го стало первым за долгое время, не начавшимся с поездки за получением ярлыка в Орду. В течение всего периода правления Иван 3-й стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и т.д.

Внутренняя политика Ивана 3-го была сосредоточена на борьбе с княжеско-боярской аристократией. В период его властвования было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому. Это разрешалось только в течение недели до и недели после Юрьева дня. В армии появились артиллерийские части. С 1467 по 1469 г. Иван 3-й Васильевич вел военные действия, направленные на подчинение Казани. И в результате поставил ее в вассальную зависимость. А в 1471 г. присоединил к Русскому государству и земли Новгорода. После военных конфликтов с Литовским княжеством в 1487-1494 гг. и 1500-1503 гг. территории государства были расширены за счет присоединения Гомеля, Стародуба, Мценска, Дорогобужа, Торопца, Чернигова, Новгорода-Северского. Крым в этот период оставался союзником Ивана 3-го.

В 1472 г. (1476) Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 г. ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это князь Иван получил прозвище Святой. На период правления Ивана 3-го приходится расцвет летописания и зодчества. Возведены такие памятники архитектуры, как Грановитая палата и Успенский собор.

Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 г. был создан Судебник. Судебник Ивана 3-го объединял правовые нормы, ранее отраженные в и уставных грамотах, а также в отдельных указах предшественников Ивана Великого.

Иван 3-й дважды был женат. В 1452 г. вступил в брак с дочерью тверского князя, которая умерла в тридцатилетнем возрасте. По мнению некоторых историков, она была отравлена. От этого брака остался сын Иван Иванович (Молодой).

В 1472 г. он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина 9-го, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея. Стоит отметить, что второй брак Ивана 3-го стал причиной сильной напряженности при дворе. Часть бояр поддерживали Ивана Молодого, сына Марии Борисовны. Вторая часть оказывала поддержку новой великой княгине Софье. В то же время князь принял титул государя всея Руси.

После смерти Ивана Молодого великий Иван 3-й короновал своего внука Дмитрия. Но интриги Софьи скоро привели к изменению ситуации. (Дмитрий умер в тюрьме в 1509 г.) Перед смертью Иван 3-й провозгласил своим наследником сына . Князь Иван 3-й умер 27 октября 1505 г.

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Иван III (1440 – 1505 годы) – один из выдающихся деятелей российской истории. Нас разделяет пять столетий.

Краткое описание «властителя Великой Белой Руси» оставил, находившийся в Москве в 1476 году, венецианец Амброджо Контарини: «Государю от роду 35 лет, …он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек» . Итальянец зафиксировал, что государь выказал по отношению к нему величайшую учтивость, обходительность и даже предупредительность .

Современники именовали его Грозный, Правосуд, Державный. Потомки назвали его Великим.

Каким же был тот, кому выпало принимать на себя нелегкие вызовы времени? Он не оставил нам ни одного документа, написанного собственной рукой: нет ни писем, ни дневников, ни записок, ни мемуаров. В те времена властители не писали собственноручно. Остались Летописи ‒ Никоновская, Львовская, Архангельская, Софийская II. Сохранились Акты, Договоры, Грамоты, Разрядные приказы, дипломатические документы, свидетельства иностранцев. Они сделали возможным изучение эпохи, позволили прийти к пониманию проблем XV столетия. Вчитываясь в них, можно понять, как князь Иван добивался своих целей. Поступки, решения, дела, свершения позволяют потомкам представить фигуру исторического деятеля более объемно.

О «Государе всея Руси» оставили свои размышления Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов. А так же М.И. Покровский, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников.

И в настоящее время появляются историки, которые по-новому прочитывают уже известный материал, находят новые документы, свидетельства, артефакты и добавляют к существующему историческому образу новые краски.

Княжение Ивана III началось в 1462 году. Однако к этому времени он уже не был новичком в политике, поскольку включился в управление государством по поле своего слепого отца с десятилетнего возраста.

По завещанию Василия Темного Иван III получил 16 городов, часть Москвы, которой управлял поначалу вместе с братьями. Они также получили вотчины. Последняя воля Василия II была политически уязвимой. Угроза гражданской войны вновь нависла над страной. Большая заслуга Ивана Васильевича состояла в том, что он сумел избежать этой напасти, не допустить масштабных распрей между Рюриковичами. Вот почему он ограничивал их права в распоряжения своими уделами . Четыре брата были уверены, что должны совместно управлять всей Русской землей. Они жили нормами «старины». А мир менялся. Старший, Иван III, так не считал. Он продолжил курс предшественников на централизацию. Уделы становились помехой делу создания единого государства. Все, без исключения, должны были признать себя подданным. Современные ученые уверены: компромиссы привели бы к торможению на пути объединения. Иван Васильевич действовал жёстко. Но и братья отчаянно боролись за «старину». «Удельный князь был крамольник, если не по природе, то по положению: за него цеплялась всякая интрига…» . Самый беспокойный родственник, князь Андрей Васильевич Большой, был объявлен изменником за то, что ослушался великого князя в 1491 году, не отправил своих воевод в военный поход против ордынцев. Андрей Горяй был заключен в тюрьму, где вскоре погиб. Такая изоляция противника вполне заурядный (и не самый жестокий) метод средневековый борьбы.

С высоты прошедших столетий, понятно, что братья великого князя проиграли ему в противостоянии «старого» и «нового». Но также понятно, что дорога к этому новому была трудной и кровавой . Похожие сюжеты найдутся в истории любого правящего дома.

Вместе с тем, московский великий князь не был патологическим мучителем. Жестокость его имела определенные политические цели. Иван Васильевич, прежде всего, стремился объединить русские земли. «Собирание» Руси отвечало интересам широких слоев общества . Родственные узы не стали препятствием на этом пути. Государь действовал различными способами. Впрочем, историки считают, что вопрос не вполне изучен, механизм наследования московской власти еще ждет своего вдумчивого исследователя .

Земли Северо-Восточной Руси были поглощены почти бескровно. Еще в 1471году окончательно присоединили Ярославское княжество, в 1474 году Ростовское. В 1472 году началось присоединение Перми Великой . В 1485 году перешла к Москве Тверь. В 1489 году – Вятская земля. Отношения с Псковской землей проходили в русле постепенного ограничения ее государственности .

Это был объективный процесс, сущностные моменты основательно проанализированы в научной литературе. Великое княжение и удельное княжество имели одинаковую структуру управления. А.Ю. Дворниченко пришел к выводу, что объединялась не только территория, объединялась и власть, так как власть удельная была подобна центральной . В отношении с Новгородом политика оказалась иной.

Объединение русских земель при Иване III

Соперничество Новгорода с Москвой усилилось еще при Дмитрии Донском. В пику московского титула «великий князь», новгородцы стали именовать свой город Великий Новгород .

Противостояние Новгорода и Москвы от десятилетия к десятилетию усиливалось. Уже в середине XV века было ясно, что финал республиканской независимости – дело ближайшего времени. Узнав о стремлении новгородцев перейти под власть католической Литвы, Иван III под лозунгом защиты православия совершает против новгородцев два военных похода (1471год;1477год) и один мирный (1475 год). У боярской власти не нашлось защитников, и «Новгород упал в руки московского князя, утвердившего полную власть над новгородцами в январе 1478 года» .

Великий князь призывал новгородцев не отступать от «старины», вспоминал Рюрика и Владимира Святого. «Старина» в глазах Ивана Васильевича ‒ исконное единство Русской земли под властью великого князя. Это ‒ принципиально важный момент, его следует отметить особо, так как впервые предприняли историческое обоснование новой политической доктрины. Иван III стремился исключить удельную традицию, на которую собственно опирался новгородский сепаратизм . В январе 1478 года услышав, от побежденных, что они не знают особенностей московского правления, великий князь дал разъяснение: «наше государьство великих людей таково: вечю колоколу во отчине нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а господарьство свое нам держати» . Янин высказался весьма определенно по поводу тех событий: «О каких-либо проявлениях демократии в XV веке говорить не приходится, и когда наступает решительный момент окончательного столкновения Москвы и Новгорода, оказывается, что простому населению Новгородской земли нечего защищать в сложившихся к тому времени порядках…Не было столкновения деспотизма и демократии. Было столкновение однородных сил феодализма, в котором новгородская боярская власть не получила поддержки со стороны населения» . Все специалисты единодушны во мнении: Россия обрела свое могущество, объединив Москву и Новгород. Политическое влияние Руси распространилось вплоть до Северного Урала. Новгородский «взнос» в фонд создания единого русского государства оказался решающим .

Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 г. Миниатюра из Лицевого свода.

Великий князь не стремился тотально уничтожить проигравших. Современные историки считают, что финал боярской республики на Волхове не был равнозначен крушению Новгорода . Город стал важнейшим элементом в системе Московского государства. Присяга новгородцев российскому государству, увоз вечевого колокола в Москву не ликвидировало новгородскую самостоятельность, вольности и экономическую деятельность. К этому привела Ливонская война (1558 ‒ 1583 годы), в результате которой потеряли выход к Балтийскому морю .

Иван Великий – ключевая фигура нашей истории. Его по праву можно называть создателем Русского государства. Символом этой новой страны стал Московский Кремль. За белокаменными кремлевскими стенами, которые помнили Дмитрия Донского, располагались великокняжеский и митрополичий дворцы, дома знати, правительственные учреждения, монастыри, монастырские подворья, церковные храмы. Древнейший из них — Успенский собор. Как и все в Кремле, он обветшал, требовал перестройки. Об обновлении храма еще в 1471 г. задумался митрополит Филипп. По традиции были объявлены торги на сооружение собора.

Самую низкую цену объявили московские мастера – Мышкин и Кривцов. Из казны митрополита на возведение храма были выделены большие деньги. В 1472 г. закипела работа. Но в мае 1474 г. уже возведенные стены обрушились. В летописи названа причина – землетрясение. Приглашенные для консультации псковские мастера объяснили, что «известь неклеевита», не смогла удержать постройку. Очевидно, срыв строительства был связан с утратой русскими мастерами навыков крупного строительства. Москвичи усмотрели в случившемся знак, поданный свыше. И митрополит Филипп прекратил свои хлопоты . Иван III год смотрел на полуразрушенный собор. Безусловно, он понимал, как важна новая архитектура для его столицы. Современные строения ярко продемонстрировали бы соседям суверенность России. Великий князь принял решение: осуществить восстановление храма, применив передовые строительные техники и технологии. В этом и состоял смысл приглашения итальянских специалистов в Россию. Именно при Иване Васильевиче в Московское царство стали звать на службу иностранцев. Первые из них появились в Москве после бракосочетание Ивана III с Софьей Палеолог. Прибыли в свите византийской невесты и стали придворными Ивана Васильевича Фома и Дмитрий Ивановичи Рале (Ларевы в русской традиции), Никула и Эммануил Ивановичи Ангеловы, семейство Траханиотовых. Помимо греков на службе появились итальянцы, «фрязи», как их называли в то время, отделяя от прочих «немцев». Аристотель Фиорованти, Антон Фрязин, Марко Фрязин, Алевиз Фрязин Старый, Пьетро Антонио Солари создали и построили то, что по праву может считаться синтезом европейской и русской культуры . Знаменитого Аристотеля Фиорованти пригласили официально, предложив весьма значительную сумму за его услуги. Опытный инженер и строитель из Болоньи, нуждался в заказах. В нем также были весьма заинтересованы. Получив одновременно предложение от турецкого султана и от московского государя, он выбрал второе. В 1475 г. итальянец приехал в Москву. В православной столице его встретили ласково. Поручили создание главной русской святыни собора Успения Богородицы. Исследователи уверены, что изучая русское зодчество, Аристотель совершил две поездки – одну во Владимир, вторую – на север, в Новгород и Псков. И только после этого приступил к делу. Он использовал незнакомые русским инженерные практики, кирпичную кладку, пользовался циркулем и линейкой.

Успенский Собор

В августе 1479 года Успенский собор был торжественно освящен. Для жителей Московского царства возведение собора Успения Божией матери имело особый смысл. Ведь Богородица обещала и после смерти заботиться обо всех христианах. По библейскому преданию иудейский первосвященник Афония, пытавшийся помешать траурной процессии, проводам Богоматери, был жестоко наказан неведомой силой. Он лишился обеих рук. А потому молящиеся в Успенском соборе православные русские люди верили, что это святилище – залог их успеха в победах над всеми врагами земли Русской, что Богородица поможет единственной оставшейся православной стране отстоять свою веру. Новый Успенский собор в Кремле был своего рода призывом великого князя к своим подданным. Иван Васильевич, таким образом, призывал к противлению Орде. Старое мышление нашептывало: нельзя противиться ханом. Новое, носителем которого стал московский правитель, объявляло: с ханами нужно бороться, сдаваться нельзя, надобно победить! Так, соединив искусство Ренессанса и традиции древнерусского зодчества, Аристотель Фиорованти воплотил мечту русского правителя о главном храме страны. Воскресенская летопись точно передает впечатление современников: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою и светлостью и звонкостью и пространством; такова же прежде не бывало на Руси, опричь Владимирской церкви…». Воздействие итальянского Возрождения революционизировало русскую архитектуру, изменило своеобразие московского зодчества и создало новые стилистические формы. При этом, безусловно, исторические особенности русской архитектуры, совпадающей по времени с эпохой Возрождения в Италии, оказываются весьма необычными. В Московской Руси идеи Возрождения так никогда и не освободились от черт Средневековья. Они явились соединением старого и нового . Величественный Московский Успенский собор превзошел Владимирский. Теперь, до самого окончания XVII столетия, повсюду на Руси он стал образцом, идеалом, которому следовало подражать . Росписи собора выполнялись в 1482-1515 гг. Среди иконописцев был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Именно в этом храме находилась чтимая народом русская святыня — «Владимирская икона Божьей матери».

Успенский собор стал символическим образом Московского царства и православной церкви . Он продемонстрировал устремления Ивана III к единству страны и превращению Москвы в столицу объединенных русских земель под дланью московского великого князя.

В это время продолжалось укрепление власти Державного правителя, развитие идеологии, стремившейся придать новый характер русскому государству.

Складывание территории единого государства в основном было закончено к 1480-м годам . И все соседние страны – Польша, Литва, Ливонский Орден, Швеция, Большая Орда, Казанское ханство – восприняли это крайне враждебно.

Большая Орда – осколок Золотой Орды – претендовала на все владения последней. Занимавший трон честолюбивый хан Ахмат ощущал себя наследником Чингисхана. Однако с начала 1470-х годов Иван III «выход» Орде не посылал, сам туда не ездил, ограничиваясь подарками. А.А. Горский замечает:

Иван III разрывает ханскую грамоту. Худ. А.Д. Кившенко.

«Создается впечатление, что именно в начале – середине 70-х годов происходит «идеологическое осмысление» необходимости обретения независимости от Орды». Он приходит к выводу, что тогда начался принципиально новый этап в отношениях Руси с Ордой. А в окружении правителя сложилась серьезная группировка, ратующая за непризнание ханского сюзеренитета . Первую попытку наказать Москву Ахмат предпринял в 1472 году. Тогда же впервые татары отступили перед русскими полками. Позже, в 1476 году, посол хана в ультимативной форме потребовал заплатить долги. Иван III отказался. Развязка приближалась стремительно.

В 1480 году ордынцы двинулись на Русь, остановились у притока Оки – Угры, здесь пролегала граница между Литвой и Русью. Началось знаменитое «стояние на Угре»: ордынцы пытались форсировать реку, русские пушки не давали им этого сделать.

Стояние на реке Угре. Худ. А. Серов.

Успех русской армии был обеспечен применением полевой артиллерии, огнестрельного оружия, правильным расположением войск, их умелым маневрированием. Полки Ивана III были вооружены современным оружием, русские пушкари стреляли точно и метко, уничтожали и рассеивали ордынцев, которые так и не решились перейти в наступление .

Кампания 1480 г. - пример стратегической оборонительной операции с решительным результатом в условиях войны на два фронта, в сложнейших внешне- и внутриполитических условиях. Ставка государя находилась в ближайшем тылу и имела реальную возможность для действенного оперативного руководства войсками .

При Иване III появилось целая плеяда выдающихся военных деятелей. Достойны упоминания кн. Семен Федорович Воротынский, кн. Борис Иванович Горбатый (Суздальский), кн. Семен Иванович Ряполовский, кн. Семен Данилович Холмский кн. Василий Федорович, Шуйский, Дмитрий Васильевич Шеин, кн. Данило Васильевич Щеня.

Стоит напомнить, что Иван III провел успешную военную реформу, которая привела к созданию единой военной системы Русского государства. Армия получила надежные боевые доспехи, современное огнестрельное вооружение, прежде всего, пушки. Иван Васильевич умел выслушать своих военных специалистов, понять суть их размышлений и предложений, принять (в большинстве случаев) верное решение. И победил. Обретение суверенитета – ключевой момент не только в истории правления Ивана Великого, но и в истории России в целом.

Политические успехи Ивана III требовали перемен в столице. Завоевания независимости сделали Кремль сосредоточением государственной власти. И правитель задумался о перестройке своей резиденции. Вновь были востребованы знания и таланты Аристотеля Фиорованти, который составил план предстоящих трудов. Известна дата начала работ. 19 июля 1485 г. итальянский зодчий Антон Фрязин заложил стрельницу вместо старых белокаменных ворот. Так появилась Тайницкая башня (в ее основании имелся тайный ход к реке). Опытные итальянские фортификаторы возвели первоклассную крепость, стены которой протянулись на два километра, их высота колебалась от 19 до 8 м, а ширина составляла 3-6 м. По периметру располагалось 18 мощных башен с 3-5 ярусами бойниц. Угловые башни сделали круглыми (исключением стала многогранная Собакина башня). Водовозная прятала колодец, который снабжал Кремль водой, Троицкая стала тюрьмой для особо важных преступников, Набатная своим колоколом подавала москвичам сигналы опасности, собирала народ на площадь. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, которую с внешней стороны закрывали тысячи зубцов. Знаменитый миланский ласточкин хвост удивительным образом вписался в русский ландшафт. Проездные башни тщательно укрепили отводными стрельницами, опускающимися герсами, дополнили подъемными мостами и предмостными укреплениями. Крепость была практически неприступной. Искусствоведы восхищаются цельностью, законченностью архитектурного ансамбля, отмечают стремление его к геометризму.

Московский Кремль при Иване III. Худ. А. Васнецов.

Тем самым, полагают они, гений Фиорованти утверждал в архитектуре порядок, в противовес хаосу Средневековья. Замысел гения европейского Возрождения нашел полную поддержку православного правителя. Стоит подчеркнуть, что решая задачу борьбы за независимость, Иван Васильевич стал присматриваться к Европе. Московский князь обнаружил, что при общении с европейцами русские порой существенно уступают, и решился приступить к преодолению отставания. И начал европеизацию страны . Ни турецкие султаны, ни китайские богдыханы, ни шахи и падишахи, ни великие моголы, не замечал европейские «новины». А московский властитель проявил к ним большой интерес. Однако был он осторожен, действовал постепенно. Сконцентрировался на оружейном и техническом мастерстве (главным образом, пушколитейном деле и каменном строительстве), а также на организации дипломатической службы . Не боялся иностранцев, но кардинально не менял московскую жизнь. Твердо хранил русские обычаи и православную веру . В 1491 г. завершили строительство Грановитой палаты. Начатая Марком Фрязином и законченная Пьетро Антонио Солари она в истории русской гражданской архитектуры занимает особое место. Как и Успенский собор, она хранила в своем облике национальные традиции, которые не поглотило искусство Возрождения. В Грановитой палате устраивались праздничные обеды, проходили приемы иностранных гостей, позже заседали Земские соборы. В просторных Святых сенях ожидали государевой аудиенции. Красное крыльцо предназначалось для торжественных выходов государя. При Иване III псковские мастера поставили церковь Ризположения и Благовещенский собор. Они сочетали в себе элементы псковской и московской архитектуры. И все построенные храмы находились в гармонии, не противоречили друг другу, составляя единое художественное целое.

Следует признать, что во всем Ивану Васильевичу было присуще чувство меры. Правитель был человеком выдающегося ума и государственного таланта. Иван III умер, не увидев завершения строительства Архангельского собора, ставшего усыпальницей московских правителей. Его положили в еще недостроенный храм. Вокруг Державного, который уже стал историей, продолжала кипеть жизнь, не прекращалось строительство и благоустройство Кремля. Иван Васильевич определил главные цели этих изменений, он руководил главными работами, его замысел приобрел мощные очертания. Но не был им завершен. Как не был окончательно завершен и его царственный замысел. Но именно Иван Великий осуществил важнейший созидательный рывок в строительстве Русской державы.

Единое Русское государство ещё в ходе своего становления начало целенаправленно осваивать разнообразный опыт модернизирующегося Запада, что обеспечило ему конкурентоспособность и военно-политическое превосходство над восточными соседями.

Иван III выиграл во Времени и в Пространстве. Россия при его приемниках стала Империей. Именно процесс европеизации стало основой конкурентоспособности России. Великий государь Иван III, в определенной степени, сформировал предпосылки преобразований Петра I , создал основы превращения России в великую европейскую державу в XVIII в.

В его правление начинаются реформы общегосударственного масштаба. Перемены охватили все сферы: политическую систему, социально-экономический строй, законодательство. Стала складываться система правления единого государства. В 1470-е годы Иван Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». Россия становится заметным государством в тогдашнем мире, устанавливает дипломатические отношения, взаимодействует как с европейскими, так и с азиатскими государствами. Складываются, внешнеполитические приоритеты, постепенно формируются национально-государственные интересы страны. Международно-правовой статус Российского государства – это, прежде всего, статус его монарха, который базируется на символах его власти. Возникла потребность в создании герба, и он был создан. В Государственном архиве древних актов хранится документ, датируемый 1497 годом. Великокняжеская печать Ивана III, скрепила «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Сделана она была из красного воска. В то время печать привешивалась, а не прикладывалась, так что она имела две стороны. Эмблемы печати – всадник, поражающий змия копьем (на лицевой стороне) и двуглавый орел (на оборотной стороне).Еще Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» отметил, что символика российского герба берет свое начало от печати 1497 года. Данное мнение разделяет большинство научного сообщества . Мы знаем, что всадник – древнее изображение, символизирующее князя. Почитался на Руси и Георгий Победоносец, он воспринимался как небесный покровитель войска. Популярен был святой Георгий и в Европе, где почитался покровителем рыцарства.

Небесный Воин на белом коне, поражающий копьем Змия присутствовал на знаменах княжеских дружин, шлемах и щитах ратников, на монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников, на великокняжеских печатях. Святой Георгий во времена Дмитрия Донского стал покровителем Москвы. Икона-горельеф святого Георгия была установлена на Фроловской (Спасской) башне Кремля по приказу Ивана Васильевича в 1464 г. Образ водрузили с наружной стороны, для охраны Кремля от врагов. Позже итальянские мастера на этом месте построили Спасскую башню, над ее воротами поместили образ Спасителя, а скульптуру святого Георгия перенесли сначала в Георгиевскую церковь, потом в Вознесенский монастырь. Георгия Победоносец был образцом христианских добродетелей. Совсем неслучайно образ его был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру . Многие исследователи полагают, что изображение святого Георгия на государственной печати и в московской символике времен Ивана Великого стало знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Также символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия. Анализ семантики изображений показывает, что обе эмблемы соответствовали определенным частям титула: всадник – субъектному титулу, называющему самого государя, а орел – объектному или территориальному, описывающему государство . Орел – издавна воспринимался как символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия, как символ богов и их посланец. В Средневековье он почитался как символ воскрешения Христа. Двуглавый орел заменил льва Василия II, потому что имел принципиально новое значение. Государственная символика стала необходимой, так как государственная идеология требовала подкрепление своих идей, в том числе и зрительно, наглядно. Следовало решить две задачи. Во-первых, объяснить своему народу новую систему власти, новую политическую реальность. Во-вторых, показать всему миру державное достоинство Московского государства . Наиболее обоснованное предположение заключается в том, что двуглавый орел на государственной печати Ивана III символизирует, прежде всего, претензии московской власти на обширные территории некогда единого Древнерусского государства, которое мыслилось великим князем как его родовая отчина. Историки полагают, что две головы орла можно трактовать как две части Российского государства: одна уже находилась под властью Москвы, вторую еще московским Рюриковичам предстояло вернуть. С точки зрения великого московского князя, именно он обладал владельческими правами по отношению ко всем землям, которые когда-то принадлежали Киеву. Вот почему, тогда же, в конце XV века изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле. Московский правитель реализовал свои устремления: в результате войн с Литвой, к России отошли значительные территории на западе, в 1510 г., затем при Василии III, был присоединен Псков, а в 1514 г. Смоленск .Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению и не остановились на согласованной версии об источнике появлении орла в русской государственной символике. Орел был заимствован. Но у кого? У Священной Римской Империи? У Балканских стран? У Византии? У Новгородской республики? Каждая из версий является основательной .Но не одна до конца не является убедительной. Вполне возможно, что все варианты вместе содействовали формированию решения Ивана III. Важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже несколько столетий.

Печать Ивана III (1497 г.)

В 1498 г. состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Иван III венчал шапкой Мономаха на великое княжение Дмитрия-внука. Была введена система присяги знати на верность правителю, появилась крестоцеловальная грамота о княжеском и боярском «неотъезде». Возникла особая форма землевладения – поместная система, при которой помещик держал землю только на время исполнения действительной службы. Была создана общерусская монетная система.

В 1497 г.был создан первый общерусский Судебник . Традиционно считается, что Судебник предназначался для регулирования процессуальных, уголовных и гражданских правоотношений . Однако анализ текста, проведенный Б.Н. Земцовым, показал, что в конце XV в. наиболее важным для авторов, во главе с Иваном III, было создание новой системы органов исполнительной власти. Сложная политическая ситуация в стране потребовала новой регуляции судебных функций центральных и местных органов власти .

При Иване Великом происходит становление Государева Двора, осуществлявшего функции государственного аппарата власти. Его верхней палатой была Боярская дума. Она приобретает черты представительности от различных слоев аристократии, становится «соправительствующим» органом при государе, возглавляющем единое государство . Современный дискурс по вопросу о политических формах русского государства связан с вовлечением в научный оборот новых источников. Ранее высказанные идеи требуют уточнения на основе последних данных .

Преодоление раздробленности, начало формирования государства способствовали появлению идеи «Москва – новый Царьград». Впервые она была озвучена митрополитом Зосимой на церковном соборе в 1492 г. Позже высказанные мысли получат развитие в сочинениях старца Филофея (ок.1465-1542 гг.), который назовет Россию «Третьим Римом». Но лишь после обретения патриаршества в XVII столетии эта формула наполнится политическими смыслами. Тогда, в конце XV в., нет еще имперских амбиций, речь идет о необходимости утверждения в стране истинно христианской веры .

Софья Палеолог. Пластическая реконструкция (1994 г.)

Стоит сказать о втором браке Ивана Васильевича с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог в 1472 году и «получении прав на Константинополь». Римские Папы, Павел II, Сикст IV, греки-униаты, восточные православные трактовали «византийское наследство» как возможность и обязанность Московии вести войну за конкретные территории, бывшие некогда византийскими. А государь суверенной России стремился на «семи московских холмах» воздвигнуть новый православный Царьград. Воевать с Османами московиты не стали. Отечественная дипломатия приложила все усилия к налаживанию добрых отношений с Великой Портой. Для Ивана Васильевича в основе внешней политики лежали российские национально-государственные интересы и осознание достоинств царства, которым он правил .

Москва, по мере собирания русских земель, утвердилась в роли преемника Киевской Руси, стала символом политического объединения на народной национальной основе. Иван III превратился в политического лидера, Государя всея Руси, призванного объединить все православные русские земли, когда-то входившие в состав Древнерусского государства. Отсюда новое понимание государственного начала, как отражения интереса складывающейся нации . Как правитель, Иван III был первоклассным мастером своего дела. Начав процесс собирания русских земель, поглощения их более сильным Московским княжеством, Иван III приступил к изменению ранее существовавшего политического строя. Рожденный данником степной Орды, он стал правителем страны, признанной в Риме и Стамбуле, Стокгольме и Вене, Вильно и Кракове. Умело сочетал тактику войны и мира, восстановил свободу и целостность России, охранял ее границы от вражеских поползновений. Разумеется, Московское государство во второй половине XV в. переживало процесс становления. Его институты были еще аморфны, границы властных полномочий различных органов не были строго очерчены. В этих условиях властное поведение Ивана III правителя играло весьма важную роль. В историю страны державный правитель Московского царства вошел как создатель независимого государства под названием Россия.

Щербакова Ольга Михайловна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Земцов Борис Николаевич,
доктор исторических наук, профессор. профессор кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Кудрявцев О.Ф. Визит поневоле: Россия Ивана III глазами венецианского посла Амброджо Контарини //Средние века. 2014, №75. С. 157.

Там же. С. 156-158.

Пейзак А.В. Особенности внутренней политики России в конце XV в. как условие формирования служилого государства и централизации государственной власти //Общество и право. 2011. № 4 (36).С. 73.

8 Талина Г.В. Московская Русь от удельного княжества к царству: эволюция государственности сквозь призму представлений современников //Знание. Понимание. Умение. 2015, № 2. С. 145-146.

Ключевский В.О. О русской истории. М., Просвещение, 1993. С. 198.

Борисов Н.С. Иван III. Отец русского самодержавия. М., Академический проект, 2016. С. 568- 569.

Михайлова Т.В., Михайлов А.В. Аргументация права на верховную власть в русском политическом дискурсе XV-XVII вв. /Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Т. 2. Гуманитарные и естественные науки, 2011. № 3 (17). С. 89.

Кинёв С.Л. Принципы наследования власти на Руси в XIV–XVI вв. в Отечественной историографии //Вестник Томского государственного университета, 2011, № 353. С. 91-92.

Чагин Г.Н. Пермь Великая и первые века ее христианизации //Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 5 (42). С.12-13.

Салмин С. А. Новгородские походы и московско-псковский конфликт 1489/99 г. в свете «византийского брака» Ивана III //Псковский военно-исторический вестник. 2015. № . С.17.

Дворниченко А.Ю. Время Ивана III и становление Российскойгосударственности //Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Т.1. Санкт-Петербург. Из-во СПГУ, 2006. С.11-13.

Янин В.Л. Очерки истории Средневекового Новгорода. 2-е изд., М., Русскiй Мiръ, ИПЦ «Жизнь и мысль». 2013. С.412.

Там же. С. 414.

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, Наука, 1991. С.138.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. Кузьмин А.Г., Переверзенцев С.В., ред. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004. С. 530.

Янин В.Л. Указ. соч. С. 13.

Янин В.Л. Роль Новгорода в Отечественной истории //Вестник Новгородского Государственного Университета. 2006. №38. С.8.

Бессуднова М. Б. Великий Новгород конца XV в. между Ливонией и Москвой //Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 2, 2013. №2. С. 6-7.

Соловьев К.А. Указ. соч. 270-275, 285-287.

Нагибин Ю.М. Книга о старой Москве. Всполошный звон. Москва: РИПОЛ классик, 2015. 306 с. С.38-50.

Черникова Т.В. Европеизация России во второй половине XV – XVII веках. М., МГИМО — Университет, 2012. С. 108-109, 114-115, 117.

Швидковский Д. О. Пути развития российской архитектуры. Пространство и время, 2013, № 1(11), с. 103-116.

Мезенцева Ю.И. Древняя Архитектура Кремля. Вестник Московского Государственного областного Университета. Серия: История и политические науки, 2013. №2. с.27-31

Баталов А.Л. Успенский собор Московского Кремля в сакральной топографии Москвы, с.64–75 / Московский Кремль XV столетия: Сборник статей, Т.1: Древние святыни и исторические памятники. Москва, Арт-Волхонка. , 2011.

Рубаник В.Е. К дискуссии о причинах и предпосылках образования Русского централизованного государства //Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2009. № 5. С. 103.

Горский А.А. Москва и Орда. М., Наука, 2003. С. 168-169.

Волков В.А. Ратные подвиги Древней Руси. М., Эксмо, 2011. С. 81-82 .

Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. 2-е изд. СПб., Из-во СПГУ, 2009. С.430-432.

Черникова Т.В. Процесс европеизации в России во второй половине XV-XVII вв. Автореф. д.и.н. М., 2014. С. 6-7.

Черникова Т.В. Начало европеизация России во времена Ивана III //Вестник МГИМО-Университета, 2011, № 5. С.108-109, 114-115.

Соловьев К.А. Властное поведение в Московском государстве во второй половине XV в. //Государственное управление. Электронный вестник, 2013, № 38. С. 224-225. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/38_2013soloviov.htm (дата обращения 28.12.2016).

Хорошкевич А.Л. Герб, флаг и гимн: Из истории государственных символов Руси и России Москва. Время, 2008, 192 с.

Борзова Е. П. Значение символа Победы в образе святого Георгия Победоносца в культуре России. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского института культуры, 2009. Т.185. С.11-14.

Пчелов Е.В. Изменения государственного герба России в XVI-XVII в. и их причины. Древняя Русь: вопросы медиевистики.2015. №3 (61) . С.101-102.

Загоруйко М.В., Алиев О.Г. «Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас (прогностический аспект геральдики). Государственный советник, 2014, №3(7). С.61-71.

Чернышева М.И., Дубовицкий А.Б. Царские (царственные) и солнечные птицы (павлин, феникс, петух и орел). Пространство и Время, 2016 , № 3–4 (25–26) . С. 156-174.

Агоштон М. К вопросу о происхождении российской государственной символики: двуглав на красновосковой печати Ивана III 1497 года. Известия Волгорадского государственного технического университета, 2005, № 5, с. 89-92

Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформы. – СПб., Дмитрий Булавин, 2001. С. 130-134, 432.

Морунова Е.А.Происхождение Судебника 1497 года //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2009, № 70. С. 128-129.

Земцов Б. Н. Судебник Ивана III: цели законодателя //Ленинградский юридический журнал, 2016, № 1 (43). С.29-30].

Цветкова М.А. Пути формирования Государева Двора //Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 4: история, регионоведение, международные отношения, 2005, №10. С. 173-174].

Шишкин И.Г. Пути развития политической системы России XV-XVII в исторических исследованиях конца XX в. //Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2004, № 1. С. 37-39].

Линькова Е.В. К вопросу о формировании образа России в Западной Европе //Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Всеобщая история, 2014, № 1. С. 57-58].

Черникова Т.В. Россия и Европа в XV – начале XVI веков. Точки соприкосновения и заимствования //Вестник МГИМО-Университета, 2010, № 3. С.39-40, 45

Ларионов А.Н. Структура русского общества периода централизации //TerraEconomicus, 2013. № 1-2 (Т.11). С142-143].

Великий князь Московский и всея Руси (1462-1505).

Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года. Он был сыном Великого князя Московского Темного (1415-1462) и его супруги великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

Иван III Васильевич воспитывался при дворе своего отца. В 1452 году молодой князь лично возглавлял московское войско во время междоусобной войны. В 1456 году он уже наравне с отцом принимал реальное участие в управлении государством. Незадолго до своей кончины в 1462 году составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван III Васильевич получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства - 16 главных городов (не считая , которой он должен был владеть совместно с братьями). Став великим князем, Иван III Васильевич впервые со времен нашествия Батыя не поехал в Орду для получения ярлыка.

Продолжив политику отца, Иван III Васильевич силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467-1469 годах он успешно вел военные действия против Казанского ханства, добившись его вассальной зависимости. В 1471 году Иван III Васильевич совершил поход на и, благодаря одновременному удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, одержал победу в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства. В 1478 году Новгородская феодальная республика перестала существовать и формально.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинул на Русь огромное войско, желая вновь подчинить страну, не платившую дань с 1476 года. В это время основные силы русских были отвлечены на войну с Ливонским орденом на северо-западных границах государства. Феодальный мятеж младших братьев великого князя также ослаблял силы Ивана III Васильевича. Кроме того, хан Ахмат заключил договор с польским королем Казимиром IV. Силы последнего Ивану III Васильевичу удалось нейтрализовать благодаря мирному договору с крымским ханом Менгли-Гиреем. Стремясь обойти полки великого князя, стоявшие в , Ахмат совершил обходной маневр, но его попытка форсировать реку Угру не удалась. Впервые на поле сражения были применены русские легкие полевые орудия - «пищали», благодаря которым ордынцы были отбиты от бродов. После длительного «стояния на Угре», сопровождавшегося мелкими стычками, в ноябре 1480 года началось отступление и бегство Ахмата. Военный успех Ивана III Васильевича положил конец монголо-татарскому игу на Руси.

Победа над внешними врагами позволила Ивану III Васильевичу ликвидировать большинство уделов. После войн с Великим княжеством Литовским (1487-1494 и 1500-1503) к Русскому государству отошли многие западно-русские города: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, и др.

Усиление центральной власти при Иване III Васильевиче потребовало совершенствования правительственного аппарата, Были созданы новые органы управления - приказы. Появился и первый законодательный кодекс Русского государства - Судебник 1497 года. Придворная жизнь великокняжеского дворца в Московском Кремле стала сложнее и церемоннее.

Иван III Васильевич развил активную дипломатическую деятельность, задачам которой подчинялась и династическая политика. В 1472 году, два года спустя после кончины первой жены великого князя, он вступил во второй брак. Его супругой , племянница византийского императора Константина XI. Благодаря этому браку род великих князей Московских породнился с последней династией Византии, а в русской государственной символике впервые появился двуглавый орел Палеологов.

Великий князь Иван III Васильевич скончался 27 октября 1505 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространенное в науке и публицистике прозвище великого князя - «Великий» - как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи создания единого Российского государства.

Загрузка...