Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Рассказ зощенко самое главное. Михаил Зощенко

Поучительный рассказ Зощенко учит детей, что в жизни нужно быть не только смелым и сильным. Важно многое уметь и постоянно учиться новому. Эта история о трусливом мальчике Андрюше, который захотел быть смелым. А что из этого вышло ты узнаешь, прочитав рассказ…

Самое главное читать

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:
- Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
- С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком.

И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.

И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:
- Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:
- Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
- Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:
- Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.

Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.
Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: - Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.

Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:
- Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:
- Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме: - С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:
- Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
- Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде.

Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:
- Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:
- Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное.
Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:
- С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала:
- Вот и хорошо.

(Илл.Андреева А.С.)

Опубликовано: Мишкой 19.04.2018 11:13 31.05.2018

Рассказ Зощенко «Самое главное» был написан в 1938 г. и напечатан в детском журнале «Чиж» в № 6. В 30-е гг. зрелый писатель Зощенко, воспитывающий родившегося в 1921 г. сына, написал много рассказов для детей. Некоторые объединены в циклы, но рассказ «Самое главное» совершенно отдельный.

Литературное направление и жанр

Детский рассказ «Самое главное» написан в лучших традициях детской литературы. Он предназначен для детей 5-7 лет, которым читают книжки родители. Такое произведение должно иметь сюжет, описывающий привычные для ребёнка занятия, быть поучительным, но не навязчиво-назидательным. Кроме того, читающий рассказ взрослый должен получать удовольствие от созданного образа взрослого. В данном случае ассоциировать себя с мамой героя, быть согласным с ней в методах воспитания.

Проблематика

«Взрослая» проблема рассказа – проблема воспитания. Зощенко – сторонник мягкого воспитания, при котором ребёнок может совершать неизбежные ошибки, а взрослый не предупреждает их, а мягко корректирует их последствия.

Другая проблема детского рассказа – проблема гармоничного развития, которое, по Зощенко, невозможно без ошибок. Это рассказ о становлении характера, который формируется сознательно, усилием воли.

Сюжет и композиция

Мальчик Андрюша труслив. Но его вполне устраивает такое положение вещей. Он слишком мал, чтобы задумываться о своём характере. Зато его мама «в одно прекрасное утро», почувствовав, что сын готов к изменениям, объяснила ему, почему плохо быть трусом. И Андрюша принял решение быть храбрым. Это важнейший поступок в жизни ребёнка, потому что он отважился на столкновение своей воли с волей других людей.

Мальчишки побили Андрюшу, но мама, хоть и называет его глупым мальчиком, всё равно довольна: ребёнок почувствовал, как это – быть храбрым, да ещё и понял, что воспитание характера происходит постепенно. Мама открывает сыну следующий этап воспитания характера – силу.

Нельзя стать сильным в одно мгновение. Поэтому Андрюша тайком от мамы берёт оружие – палку. Оружием играют мальчики всех времён и народов, да и у взрослых мужчин оружие часто становится мерилом силы и залогом победы в войнах.

Андрюша – маленький мальчик, поэтому его потери невелики: мальчишки его только немножко побили, а собака, которую он дважды ударил по голове, только немножко порвала ему штаны. Мама учит ребёнка сдерживать силу с помощью смекалки, не драться зря. Такое мягкое обучение приводит Андрюшу к следующему этапу: нужно думать, прежде чем действовать и применять силу со всей храбростью.

Уже этих трёх умений Андрюше достаточно, чтобы броситься спасать тонущего Саньку. Андрюша смекнул, что нужно воспользоваться лодкой, потому что он плохо плавает. Но он не умел грести, так что спасать пришлось и его самого.

Анализируя этот поступок, мама открывает, что самое главное, о чём она забыла – это знания. Таким образом, для Андрюши сложилась вся цепочка жизненного успеха, который мама определяет в начале рассказа так: «Только храбрые люди хорошо живут на земле… И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали». Путь к жизненному успеху таков: нужно получать знания, чтобы становиться умным. Ум в сочетании с силой и храбростью сделает человека полезным для общества, и он будет побеждать врагов, спасать людей. В крайнем случае – летать на самолёте.

Таким образом, мама достигает своей дидактической цели, помогая сыну отыскать начало жизненного успеха, заключённое в финальной фразе Андрюши: «С этих пор я буду всему учиться».

Герои рассказа

Главный герой рассказа – мальчик Андрюша со смешной фамилией Рыженький. Возможно, создавая этот милый образ, Зощенко рассчитывал и на тех маленьких слушателей, которые ещё как следует не понимают, что такое фамилия, так что просто считают, что Рыженький – характеристика Андрюши.

Сам малыш не понимает, что быть трусом – это плохо. Мальчик просто старается угодить маме. Зощенко точно подмечает, что основа как воспитания, так и послушания – любовь. Четыре раза Андрюша приходит к маме в слезах, пережив неудачу, поступив неправильно. Он похож на дурака из сказки, который в точности выполняет советы матери, не соотнося их с жизненными обстоятельствами, но добиваясь успеха только благодаря послушанию. Разница состоит в том, что сказочный дурак не умнеет, а только случайно достигает цели, а Андрюша принимает науку матери как жизненную установку, осознавая логическую цепочку жизненный успех – смелость – сила – смекалка – знание через обучение.

Мать Андрюши – мудрая женщина. Она понимает, что мальчик не может в одночасье приобрести жизненный опыт. Поэтому мама описывает жизненный успех так, как она его понимает. Есть в этом описании и чисто внешний антураж (ордена и медали), и сама суть хорошей жизни. Хорошего человека любят и уважают, а над плохим смеются. Жизнь труса «плохая, скучная и неинтересная». Мать не хочет такой жизни для сына.

Каждый раз мама называет Андрюшу глупым мальчиком или глупым мальчишкой. Но это единственное её эмоциональное восклицание. В остальном она логична, добившись своего, произносит только: «Вот и хорошо».

Художественное своеобразие

Образ рассказчика должен был сразу расположить к себе маленького читателя. Рассказчик не просто излагает историю маленького Андрюши, но вживается в его образ, мыслит, как ребёнок. Страшные животные, которых боялся Андрюша, не пугают читателя. Но рассказчик сочувствует мальчику.

Даже речь рассказчика имеет какую-то неправильность, как детская речь.

Он ошибочно строит превосходную степень наречия: «наибольше всего». Эмоции мамы тоже описаны как бы с точки зрения ребёнка. Сначала она «очень и очень грустила» из-за трусости сына, а потом почувствовала, что всё хорошо. Гармоничное сосуществование с мамой – счастье каждого ребёнка.

Известен, прежде всего, своими сатирическими произведениями, но он был еще и прекрасным детским писателем. То сочинение, которое мы предлагаем читателю, конечно, сильно выдержано в советском духе, но это его совсем не портит, а даже наоборот. Итак, сегодня в центре нашего внимания рассказ (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко.

Мальчик, который всего боялся

Главный герой повествования Зощенко, Рыженький Андрюшка - замечательный мальчик. Одна беда: его все время мучает страх по любому поводу. Это, разумеется, печалит его мать, ведь мужчина должен быть храбрым. Она говорит, что только храбрые люди в почете, а таких трусишек, как он, никто не любит, и нигде эти бедные товарищи не найдут себе места.Тогда Андрюшка утверждает, что с этого дня он больше бояться не будет и станет храбрым, как Геракл.

Наш Рыженький герой пошел во двор, где были ребята. Дети, к сожалению, пользовались Андрюшкиной слабостью и постоянно его шпыняли и задирали, а он только ревел, но в этот раз мальчик сказал своим обидчикам: «Эй вы, сегодня вы меня не тронете». Детвора сделала вид, что испугалась, а сама провернула свой привычный ритуал с Андрюшкой, а герой обыкновенным образом расстроился и побежал к маме.

Именно так постигла неудача Рыженького в первый раз, и произведение (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко нам об этом правдиво рассказывает.

Одной храбрости недостаточно

Если бы эту сказку писал А.С. Пушкин, то мама бы сказала сыну так: «Дурачина ты, простофиля…». Но, к нашей общей радости, ее писал Зощенко, поэтому у него мама приласкала сына и после того, как он успокоился, она сказала мягко: «Глупенький сынишка, к храбрости должна прилагаться еще и сила». Андрюшка усвоил урок и пошел вторично доказывать свою состоятельность.

Интересно, что еще таит в себе краткое содержание? «Самое главное» Зощенко - удивительно милая и добрая история.

Схватка с собакой

Чтобы стать сильным, Андрюшка взял с собой палку и вышел во двор, но ребят там уже не было, но зато его ждал еще более достойный и опасный противник - черная собака. Ее мальчик всегда боялся. И он решил проверить коктейль из храбрости и силы на ней, предварительно пригрозив зверю, что если он будет на него лаять, то ему несдобровать.

К несчастью Рыженького, собаки не обучены русскому языку, и даже в некоторых сказках они не говорят и не понимают человеческой речи, а уж тем более в детских реалистичных рассказах. Битва была знатная, но Андрюшке снова досталось от собаки, и он проследовал по известному маршруту.

Никак не везет мальчугану, но не окончено еще краткое содержание. «Самое главное» Зощенко еще может завершиться хорошо.

Храбрости и силы слишком мало, нужен еще и ум

Мальчик снова пожаловался маме, родительница же сказала, что мальчик сам виноват, ибо незачем было поступать опрометчиво и злить собаку, размахивая перед ней полкой. Нужно думать о том, что делаешь, и, соответственно, прикладывать храбрость и силу в нужном направлении. Мальчик побежал из дома прочь, пообещав впредь быть осмотрительнее.

Улыбнется ли удача на это раз Андрюшке? Это знает только тот, кто прочел до конца «Самое главное» Зощенко. Но есть и другой выход: дойти до конца настоящей статьи.

Случай на реке

Андрюшка выбежал во двор посмотреть, где остальные мальчишки, а они оказались на речке, и один из них тонул. Андрюшка крикнул ему, чтобы он ни о чем не волновался, мальчик собирался его спасти. Но помня о словах матери, он смекнул, что сам он плавал плохо, поэтому нужно взять лодку. Она стояла у берега. Мальчик сел в нее, оттолкнулся от берега, но он не учел только то, что не умеет работать веслами. Течение отнесло его лодку на середину реки. На счастье Андрюшки и тонувшего мальчика, поблизости были рыбаки, они-то и спасли несостоявшегося утопленника и спасателя.

Почему у мальчика ничего не выходит, знает ли мама то, что она еще не рассказала сыну? Ответ далее, до конца краткого содержания произведения «Самое главное» Зощенко осталось совсем немного.

«Учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал великий Ленин

Мальчик, расстроенный, приходит к маме, говорит, что был и храбрым (решил спасти), и сильным (оттолкнул лодку от берега), и умным (не бросился в речку вплавь, так как плохо плавает), но все равно потерпел неудачу. Мама спохватывается и говорит: «Я же тебе не сказала самого главного. Мало быть смелым, умным и сильным, нужно еще много знать и многое уметь (плавать, например), чтобы заслужить уважение людей, поэтому нужно учиться, чтобы обрести знания, поэтому учись, сынок, и все у тебя будет хорошо".

И тут на Рыженького Андрюшку снизошла благодать, и он пообещал маме учиться прилежно. Вот, наконец-то, М. Зощенко самое главное сказал в сочинении своем.

Мораль

Да, но она правильно ориентирует подрастающее поколение. Конечно, у советского государства была цель - воспитать который одновременно и силен, и умен, и храбр, и сообразителен, а ключ ко всем этим качествам только один - образование.

Бесспорно то, что это светлый, хороший и вполне достижимый идеал, учитывая советскую систему образования. Кажется, это понимал и М. Зощенко. «Самое главное» он писал вдохновенно и без напряжения.

Сейчас же, безусловно, главная мораль сказки остается актуальной, но теперь мир учит человека немного иному, а именно: человек должен делать что-то одно очень хорошо, и тогда он будет востребован, ибо он будет штучным специалистом, уникальным, но ключ по-прежнему все тот же - образование.

Если сравнивать две идеологии, советскую и российскую, то, конечно, первая давала более выигрышный человеческий продукт, чем вторая (чтобы не было сомнений в справедливости такого утверждения, можно сравнить хотя бы научные достижения двух государств).

Главные герои сказки

История хороша тем, что из нее нельзя никого убрать, в ней нет лишних персонажей. Может быть, только рыбаки сыграли в этом произведении эпизодическую роль. Удивительно цельным получилось произведение «Самое главное». Михаил Зощенко - блестящий мастер слова. Поэтому трудно кого-то выделить, и все же мы постараемся.

Рыженький Андрюшка - главный герой повествования и будущий «советский человек», например, такой, как Юрий Гагарин. В первых рядах стоит и его мама - источник житейской мудрости образца недавнего прошлого. Детвора, рыбаки и собака исполняют эпизодические роли в замечательной сказке «Самое главное» Зощенко. Главные герои в ней, кажется, очевидны с самого начала.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Самое главное" Зощенко М. М. и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка "Самое главное" Зощенко М. М. читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Ж ил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.

И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.

Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: - Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.

Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме: - С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:

Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:

Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Один мальчик Андрюша Рыженький был очень трусливым. Он боялся всех животных, а больше всего – мальчишек во дворе. Мама мальчика очень переживала, что ее сын – трус. Она объяснила Андрюше, что трусливым людям живется плохо, скучно и неинтересно. Храбрые же, напротив, совершают героические поступки, и за это их любят и уважают. Послушав маму, Андрюша решил быть храбрым.

Отправившись во двор, он заявил соседским мальчишкам, что не боится их, и не стал убегать, как делал обычно. Мальчишки не поверили и немного побили Андрюшу. Мальчик прибежал домой в слезах и пожаловался маме. Мама объяснила, что нужно быть не только храбрым, но и сильным.

Андрюша взял бабушкину палку и снова побежал во двор, но мальчишек уже не было. Зато пришла черная собака, которой мальчик очень боялся. Но теперь он решил защититься от собаки с помощью палки и очень разозлил ее, ударив пару раз. Животное разорвало мальчику штаны.

Андрюша снова заплакал и побежал к маме. Она рассказала, что помимо храбрости и силы важна еще и смекалка: нужно понимать, что и зачем делаешь. Андрюша поступил неправильно: он размахивал палкой, ударил собаку, чем рассердил ее.

Мальчик сказал, что будет впредь обязательно думать и побежал на поиски мальчишек. Они купались в реке. Один из них Санька Палочкин стал тонуть и звать на помощь. Мальчишки побежали за взрослыми. Андрюша хотел кинуться Саньке на помощь, но, подумавши, вспомнил, что не умеет плавать. Тогда он залез в лодку, которая стояла рядом, и попытался отплыть. Но у него ничего не получалось, а лодку отнесло на середину реки. Андрюша очень испугался и закричал. К счастью, ему на встречу плыла другая лодка. Сидевшие в ней люди спасли и Саньку, и Андрюшу.

Дома Андрюша рассказал маме, что сегодня он пытался быть храбрым, сильным и умным, но ничего не вышло. Мама ответила, что она забыла объяснить ему самое главное: одних этих качеств мало, нужны еще и знания и умения, всему нужно учиться. И Андрюша решил, что с этого дня будет учиться.

Основная мысль рассказа – тот, кто учится, обладает знаниями и может их использовать в самых разных ситуациях. Такие качества, как храбрость, сила, смекалка, очень важны, но без знаний их применение не всегда доводит до добра.

Картинка или рисунок Самое главное

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Зощенко Колдун

    В истории Зощенко Колдун рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники

  • Краткое содержание В лесах Мельников

    События романа разворачиваются в середине 19 века в Верхнем Заволжье. Это многолюдный, богатый густыми лесами и мастерами-ремесленниками край России. В этих местах живут глубоко верующие люди

  • Краткое содержание Время всегда хорошее А. Жвалевский, Е. Пастернак

    «Время всегда хорошее» - это увлекательная современная книга про современных подростков, написанная в соавторстве Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак.

  • Краткое содержание Эдгара По Похищенное письмо

    Осенью вечером автор сидел с приятелем по имени Огюст Дюпен. Они сидели, пили чай и вспоминали расследование Дюпена об убийстве на улице Морг. В этот момент к ним пришел префект парижской полиции, который был другом Дюпена

  • Краткое содержание Шукшин Ванька Тепляшин

    Ванька Тепляшин молодой деревенский парень. Он трудится шофером. Однажды у него обнаружили болезнь, язву двенадцатиперстной кишки. Шофера положили в больницу, сначала его лечили в родном селе, а потом перевели в город.

Загрузка...