Оксана Чекман
"Зеленая аптека " в "Сказке". Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным» .
Программные задачи :
Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах .
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать любознательность, наблюдательность.
Предварительная работа :
Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях .
Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах .
Беседы о пользе лекарственных растений и ягод .
Словарная работа : одуванчик, ромашка, подорожник, календула.
Оборудование : иллюстрации растений : подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод .
Ход занятия
В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами .
Игра «Зеленая аптека »
(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод )
Вы пришли в зеленую аптеку . Чтобы купить растение , нужно про него обязательно узнать.
(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором ).
1. Вот это лекарственное растение , которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)
2. Если случится нам простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)
3. Вот это корень растения , от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик) .
4. Растение , которое поможет от кашля (мать-и-мачеха) .
5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.
Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.
В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.
Дыхательные упражнения
В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода .
Загадка :
Ягодку сорвать легко ,
Ведь растет невысоко .
Под листочки загляни-ка,
Там созрела. (земляника)
В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода . По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.
Загадка :
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.
Загадка :
В северных районах,
Ягода растёт ,
Средь зелёных кочек ,
Торфяных болот! (Клюква)
В. Клюква - одна из самых кислых ягод . Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды - маленькие , круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом . Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Загадка :
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем ,
А сами кусточки - Не выше кочки. Брусника
В. Брусника - шаровидная ягода , вначале зеленовато-белая , к концу созревания - ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.
Брусника - широко распространённое растение . Растёт по всей лесной зоне , в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае - июне. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.
В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды .
Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём» .
По чернику в лес пойдём,
В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)
Мы чернику наберём,
Наберём, наберём
(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)
Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)
А в лесу тропинка. (Приседают.)
Сладкая ты моя
Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка» .)
В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды , а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод ?
Ответы детей : (Компот, варенье, сок, джем, желе.)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
Из земляники какое варенье?
Из земляники земляничное варенье и т. д.
Из земляники - Из черники - Из клюквы - Из брусники - Из рябины -
Дидактическая игра «Какой компот?» :
Из земляники какой компот?
Из земляники земляничный компот и т. д.
Из черники - Из клюквы - Из брусники -
Дидактическая игра «Исправь ошибки» :
Земляника растёт на дереве .
Черника растёт на грядке .
Брусника растёт на кусте .
Клюква растёт на рябине и т . д.
В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах . Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений .
Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях . Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.
Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015
Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.
Программные задачи:
- расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
- уточнить части растений, используемых для лечения
- закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
- обобщить знания детей о деревьях
- развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .
Материал:
- картинки с изображением листьев деревьев
- слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
- картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
- карточки с частями лекарственных растений.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:
Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?
Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»
В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?
В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .
В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.
В каком лесу мы оказались?
Дети: Смешанном.
В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .
Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.
Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .
В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?
Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.
В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?
В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.
В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .
Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.
* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»
(Одуванчик)
Помогает повысить аппетит, снять жар.
- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Помогает от ран и порезов, от простуды.
* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»
(Крапива)
Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.
* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»
(Ромашка)
Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой)
»
Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»
(Мята)
Лечит головную боль, простуду, ангину.
В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.
З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.
В.: Ребята, а вы знаете?
(Отвары, настойки, лечебные чаи)
В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?
Дидактическая игра «Вершки-Корешки»
З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.
В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.
Назовите их.
Нельзя собирать траву вблизи дороги.
Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.
Нужно собирать в сухую погоду.
Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.
З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.
В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.
Елена Перегудова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»
Задачи :
1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований) ; 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка :
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая
Кто она такая? (Ромашка)
Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.
– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.
Милая ромашка, а чем ты полезна?
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)
Следующая загадка :
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки,
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?
Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.
Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.
Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)
А кто угадает это растение.
Жжется, а не огонь,
Злая, а людей лечит. (крапива)
Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.
Следующая загадка :
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина) –
Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.
А кто угадает это растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет- нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (одуванчик)
Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа .
А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.
(дети встают) .
Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.
(дети раскачивают поднятыми вверх руками) .
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.
(дети бегут в разные стороны и приседают) .
Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.
(дети встают) .
Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)
Человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.
Сушить растения надо не на солнце, а в тени.
Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.
Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда» .
Послушайте правила игры : пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.
(проводится игра) .
А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.
Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку :
Хоть куст у него зеленый вас ранить готов ,
Там красные таблетки
Развешены на ветке,
И всем готовы помочь
От разных бед. (шиповник)
Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)
Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу .
«Зелёная аптечка»
Тема: «Зелёная аптечка»
1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний
3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.
4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.
5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.
Ход занятия
1. Организация детей.
2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.
Детям дано задание на выбор:
Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»
Составление правил закаливания организма.
Выявление способов закаливания организма.
В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»
3. Сообщение темы минутки здоровья.
Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.
Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)
Где берете лекарства? (В аптеке)
Что такое аптека?
Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.
Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».
СЛАЙД № 1.
Как вы думаете, что это такое?
Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.
Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.
Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.
Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)
А сейчас сами растения расскажут нам об этом.
Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
ПОДОРОЖНИК.
Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет.
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)
На солнечной опушке я расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла
В народе говорят в траве она хоронится
Не любит лезть вперед
Но всякий мне поклонится и бережно возьмет
Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.
ВАЛЕРИАНА.
Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.
ЗВЕРОБОЙ.
Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.
КАЛЕНДУЛА.
В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.
СЛАЙД №10
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).
Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).
Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.
Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.
Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Простуда
Ранки и порезы
Головная боль
Аллергия
Желудок
Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.
СЛАЙД №11-12
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).
Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.
Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.
Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.
Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.
СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»
Ромашка. Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок
Дать в букет ещё цветок
Ромашка- Разгадала твой обман!
Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!
Разболится голова от подарка твоего
Забирай назад его!
Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.
Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята
Лучше вместе в лес пойдем
Соберем шалфей и мяту
Нежных ландышей нарвём
Дома их поставим в воду
Ромашка.Поняла я братцы сразу
Хитрый замысел её
А ну-ка уходи отсюда, вредная!
Мы растения эти знаем, бережём и охраняем
От таких как эта – собирательница букетов!
В Красную книгу они давно уже занесены
Мы их рвём не на потеху
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства люди делают лекарства!
Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?
Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.
Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.
СЛАЙД №13-15
Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.
Почему же растения оказываются в Красной книге?
Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.
Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.
Правила сбора
1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.
4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.
Практическая групповая работа (по отрядам).
Выполнение аппликации: знаком
1.Не вытаптывайте цветы
2.Не рвите цветы
3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)
Дети выполняют аппликации
Практическая работа (травы)
Что осталось на столе? (лук, чеснок)
Почему они вместе с лек. растениями?
Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.
Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.
Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.
/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла
Что ваша мама использует, когда вы болеете?
Петрушка – сердцередька – кашель
Морковь - глаза
Свекла - кишечник
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/
Лукангина
Лимонрасстройство желудка
Капустанасморк
Укропожоги
СЛАЙД№18 – проверь себя
Итог занятия. Блиц-опрос.
Назовите любимую траву кошки?
Чем можно заменить?
Растение, которым лечили веснушки?
Вместо бинта при ожогах и ранах?
Какое растение узнают даже слепой?
В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?
a)у валерианы
b) у ромашки
c) у подорожника
Что нового узнали?
Чего не знали?
Творческое домашнее задание /на выбор/
Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:
желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.
Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.
Стихотворение воспитателя
Я не степью хожу – я хожу по аптеке
Разбираясь в её травяной картотеке
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой написанный верный рецепт.
Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н.Н.Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ
Внеклассное мероприятие на тему:
Классный руководитель Щекочихина Л.А.
«Путешествие в зеленую аптеку».
Цель: Познакомить учащихся с целебными свойствами растений.
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям, к природе и собственному здоровью.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность; развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других.
Методы: словесные – рассказ учителя с элементами беседы, сообщения ребят; наглядные – демонстрации гербария трав, рисунков детей, рисунков в учебниках; практические – использование и применение свойств лекарственных растений.
Оформление: столы сдвинуты по кругу, рисунки детей по теме, выставка книг «Лекарственные растения», загадки о лекарственных травах, гербарии различных трав, мини доклады.
Литература:
Гаммерман А.Ф., Кадаев Г.Н. Лекарственные растения (Растения – целители): Справочное пособие. – М.: Высш. Шк., 1983, - 400с.;
О.В. Ильин Зелёные лекари. – М.: Ваше здоровье, 1990, - 16с.
Циттлау Й., Кригиш Н., Хайнке Д.П. Домашняя аптека: Перевод с немецкого А. Неделько. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006. – 400 с.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях – лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.
Сообщения детей.
1-й ученик: давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение сведения о целебных свойствах растений накапливались. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуны, шаманы. Они окружали свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова.
2-й ученик: народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достаточное место травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны - крапива. Людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество вкусных и полезных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. В крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.
Учитель: Отгадайте загадку, ребята.Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки. (Подорожник). Скажите: - почему это растение так называется? – кто из вас пользовался подорожникам? – для чего вы это делали? Подорожник очень быстро размножается. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что листья напоминают след ступни человека. Послушаем сообщение о подорожнике.
3-й ученик: в Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используют при болезнях желудка, простуде, останавливают кровотечение. Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.
Учитель: Послушаем сообщение о лопухе.
4-й ученик: Какое же растение может быть навязчивее лопуха-репея? Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. В Японии и Китае лопух возделывают как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении 2-х часов, то получится вкусное повидло. Отвар из корня лопуха рекомендуют для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечит раны.
Учитель: Послушаем сообщение об одуванчике.
5-й ученик: одуванчик – это тоже лекарственное растение. Его так ученые и называют – «одуванчик лекарственный». Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. Одуванчиком лечат: желудок, кишечник, мочевой пузырь, улучшают аппетит. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов.
Учитель: возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Это Мать-и-мачеха используется при кашле, язве, ранах, нарывах. Пустырник применяется как успокаивающее средство, при болезнях сердца. Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу.
Лес не только для нашей забавы, он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое, синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать, их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства люди делают лекарства.
Послушаем рассказ ребят.
6-й ученик: мой рассказ про ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними несколько маленьких колокольчика. Это растение является сырьем для многих лекарствот болезни сердца, нервной системы. Ландыш занесен в Красную книгу, поэтому заготовкой его могут заниматься только специалисты.
7-й ученик: медуница применяется при лечении бронхита, при воспалении верхних дыхательных путей, при недостатке витаминов. Малина при ангинах и простудах. Земляника для улучшения состава крови. Брусника при авитаминозах – ягоды, при заболеваниях почек – листья.
Учитель: немало лекарственных трав в поле и на лугу. Василек используется как жаропонижающее средство, в виде примочек при заболевании глаз. Пастушья сумка останавливает кровь, лечит почки, печень, мочевой пузырь, противорвотное средство. Валериана лекарственная применяется при нервных заболеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.
Учитель: но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать, и какая часть растения необходима для лечения. Растения должны бать чистыми и целыми. Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины. Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце, переворачивая не менее двух раз в сутки. Не вырывай растения с корнем, не собирай все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. ПОМНИТЕ: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растение в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если же это все же случилось необходимо срочно вызвать рвоту, промыть желудок, обратиться к врачу. Хранить высушенные лекарственные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
Викторина. А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегодня говорили. Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.
Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»? (лопух – репей)
Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»? (подорожник)
Какие растения заживляют раны? (крапива, подорожник, лопух)
Как правильно собирать, хранить сырье?
Какое лекарственное растение используется как овощ? (лопух)
Конкурс загадок. А теперь проведем конкурс загадок.
1.«Кошачья травка» - больным поправка:
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.
(Валериана)
2. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
3. Не огонь, А жжется.
(Крапива)
4. На зеленом шнурочке белые звоночки.
5. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка, был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
6. Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник)
7. Кто ни прикасается, за того цепляется.
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки.
(Репейник)
Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие в зеленую аптеку. Ребята, что нового вы узнали? Что вам было интересно? Спасибо вам за активное участие в нашем путешествии в зелёную аптеку. До свидания!