Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Строение и функции почек. Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система

Строение и функции почек.

План изучения нового материала:

  1. Значение выделения
  2. Система органов мочевыделения
  3. Строение почек
  4. Строение нефрона
  5. Функции нефрона

А) образование первичной мочи

Б) образование вторичной мочи

6)Строение и функции мочеиспускательного канала, мочеточников, мочевого пузыря.

Ход урока

П: Основной структурной единицей организма является клетка. Для её жизнедеятельности необходимы питательные вещества и кислород, которые в процессе ассимиляции и диссимиляции образуют энергетические вещества: белки, жиры, углеводы, а так же углекислый газ и вредные вещества. Белки, жиры, углеводы используются организмом для его построения. Энергия расходуется на жизнедеятельность организма, углекислый газ выделяется через дыхательную систему, а вредные вещества через органы выделения. Значит, постоянство состава внутренней среды поддерживается путем удаления конечных продуктов обмена и избытка других веществ через легкие, кожу и почки. Накопление во внутренней среде организма таких веществ может привести и его отравлению и гибели.

Откройте тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока «Строение и функции почек»

Итак, основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы выделения: почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Составим схему строения мочевыделительной системы.

Система органов выделения

(Учитель, перечисляя, чертит схему на доске, затем так же показывает, используя, таблицу «парные почки», демонстрирует модели почек.)

Почки являются основным органом мочевыделительной системы. У человека их 2, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. Величина каждой из них с кулак человека.

Корковый слой

Почечная лоханка

(Учитель использует таблицу поперечный срез почки, рисует схему)

Нефрон - структурная единица почки.

Почка – система микроскопических почечных канальцев, начинаются в корковом слое почки двухслойной капсулой, стенка её стоит из одного слоя эпителия, благодаря чему легко происходит очищение крови.

Почечная капсула выполняет функцию фильтра. В капсулу входит артерия, имеющая большой диаметр, образуя в ней капиллярный клубочек, а выходит меньшего диаметра.

А теперь зарисуем строение нефрона.

Строение нефрона

В результате сплошного строения почек, образование мочи идет поэтапно.

Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей, благодаря чему в клубочке создается большое давление крови, и из клубочка просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества.

Образовавшаяся жидкость в полости почечной капсулы, содержащая полезные, органические вещества как глюкозу и вредные неорганические вещества: мочевину, мочевую кислоту, калий, натрий – называется первичной мочей.

П: Запишем определение первичной мочи.

Первичная моча

Составим схему «Состав первичной мочи»

Первичная моча

Вывод: В состав первичной мочи входят как органические, так и не органические вещества.

П: Из почечной капсулы первичная моча поступает в почечный каналец. Его тонкие стенки всасывают из первичной мочи воду и некоторые растворенные вещества, такие как: сахар, всасывается мочевина, мочевая кислота. Значит, остаются те вещества, которые не нужны организму – вторичная моча. Запишем определение вторичной мочи. Вторичная моча – это жидкость, образовавшаяся из первичной, и содержащая неорганические вещества. Составим схему «Состав вторичной мочи».

Вторичная моча

Неорганические вещества: Мочевина, Вода

мочевая кислота, калий, натрий.

Вывод : В состав вторичной мочи входят только неорганические вещества и вода.

П: Ребята обратите внимание на таблицу «Состав первичной и вторичной мочи». Проанализируем эту таблицу.

Состав первичной и вторичной мочи

Название вещества

Плазма крови

Моча

Соотношение во II и I моче.

Первичная

Вторичная

  1. Мочевина

0,03

0,03

В 65 раз больше

  1. Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

В 12 раз больше

  1. Глюкоза

0,1 – 0,15

0,1 – 0,15

Отсутствует

  1. Калий

0,15

В 7 раз больше

  1. Натрий

0,32

0,32

0,35

Примерно столько же

П: Ребята, перечислите вещества, находящиеся в плазме крови

У: В плазме крови находятся такие вещества как: мочевина, мочевая кислота, глюкоза, калий, натрий.

П: Правильно! А какие вещества находятся в первичной моче?

У:В первичной моче находятся все те же вещества, которые находятся в плазме крови.

П: Верно! За сутки первичной мочи образуется 150 литров. В чем особенности состава вторичной мочи?

У: Во вторичной моче находятся мочевина, мочевая кислота, калий, натрий. Органический вещества отсутствуют.

П: Верно! За сутки вторичной мочи образуется всего 1,5 литра.

Из таблицы видно, что содержание I и II мочи различно. Это обуславливается тем, что все питательные вещества всасываются почками, а вредные вещества выносятся из организма, именно вода обеспечивает вынос вредных веществ из организма.
Итак, мы выяснили, что состав первичной и вторичной мочи различен, благодаря сложному строению почек.

Даже вторичная моча проталкивается небольшими объемами в почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь. Проталкивание мочи происходит за счет сокращения тонкого слоя гладкой мышечной ткани.

В мочевом пузыре происходит дополнительное всасывание воды в кровь. Когда объем пузыря доходит до определенного предела, моча по короткому мочеиспускательному каналу выводится наружу через сфинктер.

Сфинктер – это мышца округлой формы, образованная поперечно - полосатой тканью, которая находится под контролем высшего отдела ЦНС – коры больших полушарий головного мозга, поэтому человек способен сознательно задерживать мочеиспускание.

Таким образом, мы выяснили, что почки играют очень важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах.

А для закрепления, ребята, прочтите в учебнике §39 и устно ответьте на представленные там вопросы. Выучить рисунки 69 и 70 строение нефрона, почек и мочевыделительной системы.

Таким образом, мы выяснили, что почки играют важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах, и тем самым поддерживается постоянство внутренней среды.

Закрепление

1.Какова функция почек в нашем организме?

2.В чем различие первичной и вторичной мочи?

Домашнее задание

  1. Прочитать §39
  2. Выучить все записи в тетради.

Лист ученической тетради.

Строение и функции почек.

Мочевыделительная система

Почки Мочеточник Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал

Корковый слой

Почки Мозговой слой Почечные пирамиды Нефрон

Почечная лоханка

Нефрон – структурная единица почек.

Строение нефрона

Первичная моча

Органические вещества Вода Неорганические вещества: Мочевина,

Мочевая кислота, калий, натрий

Первичная моча – это жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, содержащая органические и неорганические вещества.

Вторичная моча

22.01.2015 3812 0

Цели урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен­ностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.

Оборудование: таблицы «Органы выделения», модель «Строение почки млекопи­тающего», муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи (кошки или собаки), лупы, схематичные рисунки поперечного разреза почки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Письменная проверочная работа по теме «Обмен веществ и энергии» (см. тест в конце книги)

III. Изучение новой темы

Выделение - это важнейшая составная часть обмена веществ, завершение про­цесса, начинающегося в момент поступления пищи в организм. Удаление продуктов распада потребленных питательных веществ обеспечивает постоянство внутренней среды человека - гомеостаз. Без этого разладился бы точный и чуткий механизм поддержания баланса различных веществ, без которого невозможна сама жизнь.

Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Какие же вещества удаляются из организма?

Гетеротрофные организмы главным образом метаболизируют белки, жиры и уг­леводы.

С углеводами и жирами все достаточно просто: их избыток запасается в виде гли­когена в печени и мышцах или в жировых депо либо они, по мере необходимости, утилизируются в реакциях распада (диссимиляции) до С0 2 и НгО.

А вот с белками (и нуклеиновыми кислотами) возникают определенные трудности.

Белки и нуклеиновые кислоты не могут «откладываться про запас» - в природе нет такого механизма. Кроме того, эти соединения содержат азот, поэтому в про­цессе расщепления белков и нуклеиновых кислот образуется токсичный аммиак, который в печени превращается в мочевину и мочевую кислоту. К числу азотистых продуктов обмена относятся креатин и креатинин.

Освобождение организма от «отходов», образовавшихся при обмене веществ, состав­ляющее основу выделения, было названо экскрецией (от лат. excretum - выделение).

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специа- лизированные органы, образующие выделит ельную систему.

I Составлен на основе урока ЕА. Евсеевой, учителя биологии школы № 462 г. Москвы // Биология в школе № 2 - 2003.


Выделительные функции у позвоночных, в т. ч. и у человека, выполняют легкие (удаляют С0 2 и Н 2 0), кожа (НгО, мочевину, соли натрия и др.). Однако основным органом выделения являются почки.

Вспомните из раздела «Животные» строение мочевыделительной системы у мле­копитающих ми перечислите органы, изображенные на таблице, определите, какие из них относятся к мочеобразующим, а какие - к мочевыводящим.

Учитель обобщает ответы учащихся и рисует на доске схему мочевыделительной системы, демонстрирует расположение органов выделения на торсе человека.


Мочеобразующий орган : почки - парный орган бобовидной формы, сверху рас­положены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний - до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «да­вит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. Вес почки 300 г, снаружи она покрыта прочной и эластичной капсулой.

й> Мочевыводящие органы: - мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препро­вождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокра­щаются по спирали, что препятствует обратному току мочи.

Мочевой пузырь - непарный орган, не слишком большой и не слишком малень­кий - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качес­твами. Емкость мочевого пузыря составляет 500-7850 мл.

- Осмыслите следующий факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и че­ловек погибает уже через 5 дней.

Объясните: а) какими веществами отправляется человек с поврежденными поч­ками, хотя никакие яды в организме из среды не поступали; б) какую функцию вы­полняют почки.

В ходе обсуждения формулируются основные функции почек:

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических ве­ществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма. Самостоятельная работа учащихся с рельефной таблицей почки.

Цели", дать конкретное представление об особенностях строения почки, связан­ных с ее выделительной функцией.

Материалы и оборудование", муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи, кошки или собаки, лупы, настенные таблицы.

Ход работы.

Вариант I. Изучение строения почки с использованием натурального объекта (почки животного).

1. Рассмотрите зафиксированные почки животных. Найдите капсулу, покрыва­ющую почку, опишите форму и цвет почки.

2. Отыщите мочеточник (тонкую спавшуюся трубку), акротерию (сосуд с упру­гой стснкой) и вену (более широкую спавшуюся трубку).

3. Выяснить, используя настенную таблицу или муляж, как почка связана с большим кругом кровообращения.

4. Рассмотрите почку в поперечном разрезе и найдите корковое вещество (на­ружный слой), мозговое вещество - пирамидки с сосочками и почечную ло­ханку (см. рис. 71, с. 128 Уч. Б., Уч. К. с. 214).

5. С помощью лупы изучите корковое вещество, найдите клубочки капилляров с капсулами.

6. Обратите внимание на кровоснабжение почки и укажите, с чем это связано.

Вариант II . Изучение строения почки с использованием рисунков учебника, тек­ста «Анатомическое строение мочевыделительной системы».

2. Найдите на модели «Строение почки млекопитающего» мочеточники, круп­ные кровеносные сосуды, почечную лоханку.

3. На поперечном разрезе почки модели найдите более темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый внутренний слой (мозговое вещество).

4. Найдите во внутреннем слое пирамидки, состоящие из тоненьких трубочек и заканчивающиеся сосочками. Посчитайте количество пирамидок.

5. Выясните, какие образования располагаются в корковом слое почки.

6. Ответьте на вопрос: почему почку можно назвать сложным биологическим фильтром.

После выполнения работы организуется обсуждение результатов деятельности, подводятся итоги и формулируются выводы.

1. Почки млекопитающих, в т. ч. и человека, имеют сложное строение.

2. Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество - из канальцев.

3. Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, от­крывающиеся сосочком в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал выходит наружу.

На следующем этапе урока учитель акцентирует внимание учащихся на микро­скопическом строении почки.

Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон можно сравнить с жемчужиной, россыпь которых хранит в себе почка, или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.

Схема строения нефрона представлена на рис. 71 с. 128, Уч. Б., Уч. К.

IV. Закрепление изученного материала

Прокомментируйте следующее стихотворение:

Они как два больших боба На связках закрепились,

У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу крови С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион Содержат наши почки.

Прохолодить кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

V. Домашнее задание

Уч. Б.: § 40, работа с терминами.

Уч. К.: § 42.

Уч. Д.: §3.9.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделитель­ной системы.

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Биология, 8 класс

Тема: Строение и функция почек

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.Средства обучения:

Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003

Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.


План урока:
    Приветственное слово учителя Актуализация пройденного материала Определение темы урока Изучение нового материала Первичное закрепление знаний Рефлексия Домашнее задание. Переход к теме следующего урока.

Ход урока.

1. Приветственное слово учителя. Добрый день, ребята! 2.Актуализация материала.

А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

Проверка работ, учащихся у доски:

Вопросы первому ученику : Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке ), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме ).

Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? (Кишечник, легкие, почки, кожа)

    Определение темы урока

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки ). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

    Изучение нового материала.

Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение ». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал )

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Главным органом выделительной системы являются почки:Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку . Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо - функциональной единицей почки является нефрон - специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования . В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.


Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение) Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2 х -сторонний скотч)

Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

    медленным током крови

    высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

    разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой . По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Задание:1 Заполните таблицу.
Органы выделения

Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме. 6. Рефлексия. Закончите предложение: 1. Сегодня на уроке я узнал….. 2. На уроке для меня было сложным…. 7.Домашнее задание . § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек) 8. Переход к теме следующего урока.

Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.

Приложение

Задания учащимся, работающим у доски.

1 Составить схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)
2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

Тестовая работа классу

1 вариант

1. Из аминокислот состоят:А) жирыБ) углеводыВ) белкиГ) нуклетновые кислоты 2. Максимальной энергетической ценностью обладает:А) говядинаБ) сырВ) сахарГ) масло 3. Роль витаминов заключается в (во) А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма Б) поддержании постоянства внутренней среды организма В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ Г) защите организма от инфенкций 4. Образование гликогена происходит в:А) печениБ) поджелудочной железеВ) желудкеГ) стенках кишечника 5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:А) расщепление белковБ) образование воды и углекислого газа из углеводовВ) образование жираГ) расщепление гликогена до глюкозы 6) В состав зрительного пигмента входит витамин:А)-С В)-АБ)-В1 Г)-D
1.Продуктами распада жиров являются:А) глюкозаБ) глицерин и жирные кислотыВ) нуклеотидыГ) аминокислоты 2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:А) в желудкеБ) в тонкой кишкеВ) в клеткахГ) в толстой кишке 3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:А)-А В)-СБ)-В Г)-D
4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?А) куриный бульонБ) стакан молокаВ) стакан сметаныГ) манная каша 5) К реакциям энергетического обмена относится:А) окисление глюкозыБ) растворение солей натрия в водеВ) синтез белкаГ) фотосинтез
6) Наиболее благоприятным режимом питания является:А) двухразовое питаниеБ) питание 4 раза в деньВ) питание через каждые 2 часаГ) трехразовое питание

Раздаточный материал


Таблица №1 Выделение веществ из организма.

Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

Характер мочи


Строение почки и нефрона

Вопросы рефлексии

1. Сегодня на уроке я узнал….. 2. На уроке для меня было сложным…. 3. По данной теме я ещё хочу узнать…

Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: карточки (раздаточный материал) презентация «строение и функции почек» видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: карточки (раздаточный материал) презентация «строение и функции почек» видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Цель урока : сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.

Задачи:

Образовательные : изучить строение мочевыделительной системы; рассмотреть более подробно строение почки и её функции, этапы образования мочи;

Развивающие : развивать умения работать с учебником, проводить анализ и делать выводы.

Воспитательные : воспитание и формирование здорового образа жизни (о влиянии алкоголя и никотина на мочевыделительную систему); Привитие навыков гигиены, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1. Мультимедийные таблицы «Органы выделения», «Строение почки»» «Образование первичной и вторичной мочи»

2. Модель человека (внутренние органы).

3. Компьютер

4. Электронная доска.

5. Указка.

6. Карточки.

Ход урока;

Этапы урока

    Организационный момент (1 мин)

Приветствие учителя. Готовность класса к уроку.

Проверка отсутствующих.

    Актуализация знаний (10 мин)

    Строение мочевыделительной системы млекопитающих из раздела «Млекопитающие».

    Человек относится к классу Млекопитающих исходя из этого, давайте попробуем перечислить органы мочевыделительной системы человека.

    Учащиеся перечисляют органы, на модели человека, относящиеся к мочевыделительной системе.

Проблемный вопрос:

При нарушении функции обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(4 мин)

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к теме урока «Строение и функции почек». Вместе с классом определяет задачи урока.

Постановка задач урока.

    Изучение строения и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.

    Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

    Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

    Изучение нового материала

(20 мин)

Основные положения урока:

    Значение выделения и органы, осуществляющие его.

В процессе жизнедеятельности в организме человека постепенно накапливаются некоторые вредные вещества, главным образом конечные продукты обмена веществ. Они выводятся из организма с помощью специальных органов выделения.

Подумайте, что может выводить из организма кожа? (потовые железы, расположенные в коже выделяют воду, мочевину и соли.)

Вспомните, что из организма человека выделяется через легкие во внешнюю среду? (углекислый газ и некоторое количество паров воды.)

Однако основная роль в процессах выделения принадлежит мочевыделительной системе.

    Система органов мочевыделения, их функции.

Подумайте, какие функции выполняет мочевыделительная система в организме человека? (удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ; обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами).

Ученики записывают в тетрадь схему строения мочевыделительной системы и ее функции.

канал

    Строение и работа почек.

Конечно же, главным органом выделительной системы являются почки. Почки выводят из организма избыток воды, мочевину, мочевую кислоту, соли и ряд других химических соединений.

Почки имеют бобовидную форму, располагаются в задней части брюшной полости по обеим сторонам позвоночника. Масса каждой составляет 120-200 гр. Длина примерно 10 см, ширина 6 см, а толщина 3 см. (Ученики записывают размеры почек в тетрадь).

Правая почка обычно расположена на 2-3 см ниже левой. Вогнутый край почки имеет борозду - ворота почки, через которые проходят мочеточник, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Снаружи каждая почка одета плотной гладкой эластичной соединительнотканной капсулой. Под капсулой выделяются два слоя: наружный, более темный - корковое вещество, и внутренний, более светлый - мозговое вещество. В мозговом веществе различают 15-16 почечных пирамид, разделенных корковым веществом. Верхушки пирамид примыкают к почечным чашкам, которые, сливаясь, образуют почечную лоханку.

Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Длина канальцев одного нефрона достигает 35-50 мм, суммарная длина всех канальцев нефронов почек - свыше 100 км, а их поверхность - до 40-50 м 2 .

Нефрон – это структурно-функциональная единица почки, обеспечивающая процессы фильтрации.

    Функции нефрона.

Вспомните, ребята, какой состав имеет кровь, плазма? Давайте, сравним её с мочой. (Используя таблицу презентации )

Первичная моча содержит по составу те же вещества, что и плазма, кроме белка, за сутки её образуется 150 л.

Вторичная моча - это вредные вещества, за сутки - 1-2 л.

Запись в тетрадь таблицы.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав мочи

образование первичной мочи

фильтрация

в капсуле

плазма без белка

образование вторичной мочи

обратное всасывание -

реабсорбция и секреция

в канальце

мочевина, мочевая кислота, креатин, лекарства, вода

Почки выполняют многочисленные функции, главными

из которых являются:

очищение организма от токсических веществ

(как вырабатывающихся в процессе жизнедеятельности организма, так и поступающих извне),

выведение лишней жидкости,

продукция гормона эритропоэтина, необходимого для поддержания нормального уровня гемоглобина (Нb),

участие в обмене кальция, фосфора и витамина D3

поддержание артериального давления,

поддержание кислотно-основного состояния,

поддержание питательного статуса организма.

    Поступление вторичной мочи в мочевой пузырь и удаление

её во внешнюю среду.

(Рассказ с элементами беседы).

    Закрепление и применение новых знаний

(5 мин).

Работа по карточке (каждому ученику учитель раздаёт карточки).

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика. (Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК:две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина , Масса.

ТЕКСТ:

    У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы , с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

    Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

    Мочевой пузырь - непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

После выполнения задания один из учащихся читает ответы (по усмотрению учителя.)

Затем учащиеся обмениваются карточками и ставят друг другу оценки. (Работа в парах).

    Подведение итогов (4 мин)

Давайте вспомним, какая у нас стояла проблема при изучении

данной темы и попробуем её разрешить!

Проблема.

Объясните: какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали.

Возможные ответы: при нарушении работы почек, человек отравляется собственными продуктами распада так, как почки выполняют функцию фильтров, они очищают кровь от вредных для организма веществ, образующихся в результате метаболизма.

    Домашнее задание. (1 мин)

§39, выполнить в рабочей тетради задания № 139,143.

Загрузка...