Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Юлианский и Григорианский календари: отличие друг от друга. История возникновения

Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Григорианский календарь

до н. э. н. э.


Юлианский календарь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря

до н. э. н. э.


Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Латинская версия

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI Januarius Februarius Martius Aprīlis Majus Junius Julius Augustus September Octōber November December

ante Christum (до Р. Хр.) anno Domĭni (от Р. Хр.)


dies Lunae dies Martis dies Mercurii dies Jovis dies Venĕris dies Saturni dies Dominĭca

Римская версия

Kalendis Ante diem VI Nonas Ante diem V Nonas Ante diem IV Nonas Ante diem III Nonas Pridie Nonas Nonis Ante diem VIII Idūs Ante diem VII Idūs Ante diem VI Idūs Ante diem V Idūs Ante diem IV Idūs Ante diem III Idūs Pridie Idūs Idĭbus Ante diem XIX Kalendas Ante diem XVIII Kalendas Ante diem XVII Kalendas Ante diem XVI Kalendas Ante diem XV Kalendas Ante diem XIV Kalendas Ante diem XIII Kalendas Ante diem XII Kalendas Ante diem XI Kalendas Ante diem X Kalendas Ante diem IX Kalendas Ante diem VIII Kalendas Ante diem VII Kalendas Ante diem VI Kalendas Ante diem V Kalendas Ante diem IV Kalendas Ante diem III Kalendas Pridie Kalendas Jan. Feb. Mar. Apr. Maj. Jun. Jul. Aug. Sep. Oct. Nov. Dec.


dies Lunae dies Martis dies Mercurii dies Jovis dies Venĕris dies Saturni dies Solis

Юлианская дата (дни)

Примечания

  • Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
  • Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
  • Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta ) - 753/754 г. до н. э. Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются .
  • Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:
  • Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:

Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон - от Ид, после Ид - от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):

a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);

ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).

Порядковое числительное согласуется с формой diem , то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:

tertium decĭmum

quartum decĭmum

quintum decĭmum

septĭmum decĭmum

Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:

День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):

Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:

Форма acc. pl. f

Форма abl. pl. f

  • Юлианская дата - это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

Календарь — привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет — древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год — вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвя¬щены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август — по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наб¬людениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский . За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астроно¬мического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослу¬жения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском. Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря —григорианский . Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григо¬рианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

На Руси , начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

19 декабря 7208 года ("от сотворения мира") Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди ин¬теллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

После великой октябрьской социалстической революции и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением време¬ни разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке — 11 дней, в XIX веке — 12 дней, в XX и XXI веках — 13 дней, в XXII — 14 дней.
Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлиан¬ским календарем — в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.

В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками — а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем .

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток. Не високосными стали года, числа которых кратны 100, но не кратны 400.

Папа угрожал отлучением от церкви каждому, кто не перейдет на «григорианский календарь». Почти сразу на него перешли католические страны. Через некоторое время их примеру последовали протестантские государства. В православных России и Греции юлианского календаря придерживались до первой половины XX века.

Какой из календарей точнее

Споры, какой из календарей - григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году - промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.

Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.

Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря - всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.

Загрузка...