Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Искусство средневековой африки. Древние и средневековые государства черной африки

На Востоке ещё в древности под влиянием Египта и торговых связей между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли государства Нубия и Аксум (нынешняя Эфиопия). Начиная с VII в., арабские и берберские купцы везли в западносуданские земли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие товары из Средиземноморья. На пересечении торговых путей стали вырастать торговые центры: Аукар, Гана, Томбукту, Гао, Мали и др. Их населяли в основном торговцы-мусульмане и мест¬ная торговая знать. Они постепенно захватили власть в образовавшихся средневековых государствах. В средние века в бассейнах рек Нигер и Сенегал образовались пер¬вые государства: Гана, Мали, Сонгаи. Самым ранним из них в Западном Судане была Гана. Она возникла в VIII в., а в X в. достигла вершины своего могущества.

Запомни!
Гана, Мали, Сонгаи и Аксум — первые средневековые государства Африки.

Одним из основных источников дохода Ганы являлась торговая пошлина, которую платили приезжие купцы, арабы, берберы, евреи. Однако главным её богатством было золото.

Торговля золотом и солью приносила большие доходы правителю Ганы и её знати.

У правителя была крупная армия, состоявшая из 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них были лучники и большое конное войско. О богатстве арабских купцов и несметных сокровищах правителя Ганы ходили легенды. Это привлекало к ней внимание воинственных соседних племён. В 1076 г.

Султан Марокко Абу Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разграбил её. Правитель Ганы обязался платить дань и вместе со своей знатью принял ислам. Хотя народные восстания 1087 г. положили конец правлению марокканцев, Гана распалась. Её преемником стало новое государство Мали.

Государство Мали.

Хотя Мали образовалось как государство в VIII—IX вв., дальнейшему его развитию препятствовала мощь Ганы.

В XI в. население Мали приняло ислам, что способствовало притоку в страну мусульманских купцов.

В результате развития ремесел и торговли к XIII в. Мали достигает пика своего могущества.

Правитель Мали Сундиата Кейт (1230—1255) создал многочисленную армию. Он завоевал соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото, в т.ч. и древние земли Ганы. Наместниками завоеванных территорий малийские правители назначали своих родственников и приближенных. Наместники наделяли отличившихся военачальников земельными угодьями. В их обязанности входил также сбор налогов с населения. Вскоре Мали прославилось на весь арабский мир. Его правитель Муса I в 1324 г. совершил хадж в Мекку. По преданию, он вёз с собой много золота и щедро раздавал его во время путешествия. Его сопровождали 8 тысяч воинов и 500 рабов, которые несли 10—12 тонн золота. Долгие годы после этого в арабском мире цена на золото оставалась низкой.

Столица Ниара и другие города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали ремесла и торговля. Большую роль играла родовая знать. Чтобы обезопасить себя от притязаний на власть близких родственников, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь и иноплеменников — рабов. Гвардия правителя также состояла из рабов.

Основная часть населения жила большими общинами, состоявшими из патриархальных семей. Рабы — чужеземцы жили в хозяйстве на правах членов семьи. Уже во втором поколении они становились свободными.

С конца XIV в. из-за распрей между династиями усилилась политическая раздробленность, и государство пришло в упадок.

Государство Сонгаи.

Племя сонгаи обитало к северо- востоку от Ганы и Мали, вблизи торгового центра Гао.

В XI—XII вв. сонгайское государственное объединение находилось под властью Мали. С его ослаблением в конце XIV в. сонгаиры, к тому времени принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство со столицей в Гао. В пору расцвета Сонгаи занимало всю территорию бассейна реки Нигер.

Страна была разделена на провинции, которые управлялись приближенными правителя. Основной доход в казну поступал от транзитной торговли и добычи золота. Вышим чиновникам щедро раздавались земли, на которых использовался труд рабов — иноплеменников. Через определённое время они превращались в зависимый крестьян, а их потомки становились владельцами небольших земельных наделов, который платили государству налоги. В Сонгаи было создано специальное наемное войско.

Запомни!
Государство Сонгаи с конца XVI века вело самостоятельную политику, его столицей был город Гао. В конце XVI в. Сонгаи завоеван султаном Марокко.

Государство Аксум.

На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого пришелся на IV—V вв.

Под власть его правителей попали побережье Южной Аравии вместе с караванными путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее с Византией. Правитель и его приближенные приняли христианскую веру.

В VII в. арабы завоевали южную часть Аравийского полуострова, которым владел Аксум, и стали продвигаться на континентальную часть страны. Аксум, терпел поражение за поражением и в X в. он был разрушен, а власть перешла к династии, не исповедовавшей христианство. По преданию, первым правителем Аксума является сын Соломона и царицы Савской — правительницы аравийской Сабы, с которой аксумиты были тесно связаны в древности — Манелик. Это свидетельствует о том, что отношение Аксума с Аравией были хорошими с древних времен, и название династии имеет историческую основу.

Африка в 10 вопросах

Правда ли, что африканцы едят бананы, почему близнецов и альбиносов считают колдунами, в чем ошибались первые европейцы, попавшие на континент, тайна местных языков и другие вещи, которые нужно знать об Африке.

1. Правда ли, что история человечества началась в Африке?

Похожее по теме... Древняя Нубия Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство…

Современная наука полагает, что биологический вид Homo sapiens происходит из Восточной Африки. Именно здесь, в центральной части рифтовой долины, на территории Южной Эфиопии, Кении или Танзании, много тысячелетий назад родился первый человек, генетическое и физическое строение которого в целом соответствовало современному. Генетические исследования доказы-вают, что все люди на Земле происходят именно от него (вернее, от них — ведь первых людей явно было двое). Эта милая пара, как полагают, проживала в вы-соких травах восточноафриканской саванны примерно 200 тысяч лет назад. Оба наших первопредка были чернокожими: согласно правилу Глогера , уро-вень пигментации кожи человека зависит от тепла и влажности окружающего климата, так что жившие в Африке первые люди должны были обладать тем-ной кожей, как и сегодняшние африканцы. В то же время монголоидные и ев-ропеоидные обладатели светлой кожи растеряли свой пигмент в ходе тысяче-летий, проведенных вдали от яркого солнца, в умеренных широтах. Но это случилось значительно позже эпохи первых людей: лишь спустя сто тысяч лет после генетических Адама и Евы их потомки вышли из Африки, чтобы отпра-виться в свое великое путешествие по планете.

2. Всегда ли Сахара была великой пустыней?


Пустыня Сахара

Похожее по теме... Фараоны и боги Древнего Египта Фараон - современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных…

Когда-то Сахара была еще больше нынешнего . Но окончание последнего лед-никового периода, ознаменованное в умеренных широтах вымиранием мамон-тов и других крупных травоядных, в Африке выразилось в повышении уровня влажности и росте земель, пригодных для расселения человека. Спустя всего лишь пару тысячелетий (для древнего человека не срок) после начала этого влажного периода Сахара по-настоящему зацвела: редкие оазисы превратились в плодородные долины, по ним потекли широкие полноводные реки, а круп-нейшее озеро Центральной Африки — Чад — увеличилось в размерах почти в восемь раз. Все это позволило неолитическому жителю Африки довольно бы-стро заселить Сахару. Когда примерно 7-9 тысяч лет назад в регионе Плодо-родного полумесяца, включающего Переднюю Азию и долину Нила, люди на-шли способы возделывать первые зерновые культуры (пшеницу, ячмень, про-со) и одомашнили скот, эти новейшие технологии того времени довольно бы-стро распространились по Африке к северу от экватора.

В дальнейшем Сахара вновь начала пересыхать и постепенно вернулась к ис-ходному пустынному состоянию. Но нет худа без добра: переместившись в долину Нила, выходцы из нее создали первую на Земле цивилизацию — древнеегипетскую.

3. Давно ли африканцы питаются бананами?


Праздник ямса в государстве Ашанти (территория современной Ганы).

Стереотипное убеждение, что африканцы жили исключительно промыслом падающих с неба бананов и манго, не соответствует действительности. Ни бананы, ни манго, как это ни удивительно, не являются местными куль-турами и были завезены в Африку сравнительно недавно. Бананы, например, приплыли вместе с переселенцами с островов Индонезии. Зато африканцы придумали свои собственные сельскохозяйственные культуры: в Западной Африке одомашнили ямс (до сих пор весьма распространенное там кушанье) , дикий рис (не тот, что в Азии, но тоже очень вкусный), различные виды проса и масличную пальму. Весьма вероятно, что в Африке был приручен и особый вид диких копытных — предки сегодняшних длиннорогих коров африканской саванны.

4. Действительно ли в Тропической Африке не существовало государств до прихода первых европейцев?


Руины Большого Зимбабве

Похожее по теме... Пирамиды Египетские пирамиды - архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» - пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы,…

Так думали только сами первые европейцы. Когда в 1871 году на юге Африки были обнаружены гигантские руины Большого Зимбабве, ученые, путеше-ственники и миссионеры, приезжавшие осматривать их, решили, что Зимбабве ни в коем случае не могли построить африканцы. В европейских географиче-ских обществах говорили о том, что строителями столь масштабного камен-ного города должны считаться египтяне, римляне, финикийцы, арабы; что гра-нитная башня является акрополем древних греков, а овальный храм — руи-ной легендарных «копей царя Соломона». Лишь проведенные здесь позднее работы историков, археологов и этнографов доказали: Большой Зимбабве был сто-лицей мощного южноафриканского государства, созданного народом шона в XII-XIV веках.

В Западной Африке с древности существовали государства, по могуществу пре-восходившие тогдашние европейские королевства. Например, Гана, о которой арабские путешественники писали, что «золото там растет, как морковь, и собирают его на восходе солнца». Или империя Мали, чей повелитель Канкан Муса в 1324 году отправился в паломничество в Мекку, захватив с собой ни много ни мало тринадцать тонн золота для раздачи жителям ближнево-сточных городов. После его визита цены на желтый металл в Египте и на Ближнем Востоке обрушились минимум на десятилетие. И наконец, круп-нейшая из западноафриканских империй — Сонгаи, по размеру немногим пре-восходившая всю Западную Европу.

Восточная Африка видела славу и мощь Эфиопии, богатства городов-госу-дарств Занзибара и Килвы. На юге процветали государства Конго и Мономо-тапа. К началу раздела Африки европейцами в 1870 году на территории кон-тинента находилось не менее 40 вполне сформировавшихся государств — почти столько же, сколько сегодня.

5. Сколько рабов было вывезено из Африки?

Обычно называют цифру 10-12 миллионов человек, проданных в рабство из Западной, Южной и Восточной Африки в период с XVI по XIX век. Точные цифры вряд ли могут быть установлены, тем более что не менее 10-15 % рабов умирали еще в пути через океан. Но несчастных везли не только на американ-ские плантации. В Индийском океане давние традиции работорговли получили дополнительный стимул, и в XV-XVIII веках постоянно рос объем вывоза рабов с восточного побережья Африки в Персию, Аравию и Индию. Экспорт неволь-ников через Сахару в Египет и на Ближний Восток тоже не ослабевал: почти 90 % евнухов, ценившихся при дворах ближневосточных султанов и эмиров, вывозились в обмен на оружие из империи Канем-Борну, раскинувшейся по бе-регам озера Чад. Хороший евнух на Ближнем Востоке ценился в десять раз вы-ше самых прекрасных рабынь.

Торговля людьми в равной мере лежала на совести как продавца, так и покупа-теля. Европейские державы редко захватывали рабов самостоятельно — в этом не было необходимости, ведь их охотно выставляли на продажу вожди при-брежных княжеств и племен, прекрасно понимавшие, что отправляют своих ближних на вечную каторгу или смерть. Мы не знаем, сколько из них испыты-вали при этом муки совести. В Африке продажа в рабство вообще не считалась преступлением, эта традиция существовала здесь тысячелетиями и была пресе-чена лишь после того, как в середине XIX века торговля и владение людьми бы-ли объявлены вне закона в государствах Европы — Англии и Франции, а затем и в США. Последней страной, где рабство было законодательно запрещено, стала именно та, что осталась вне европейского контроля, — Эфиопия. Рабство было отменено там лишь в 1942 году. Но и сегодня в некоторых районах конти-нента, где центральная власть по-прежнему слаба, бытовое рабство продол-жает существовать.

6. Сколько в Африке народов и языков?

Современная наука насчитывает на континенте не менее 2000 самостоятель-ных языков, притом что грань между языком и диалектом весьма размыта, а многие из них еще толком не изучены. Нередко язык распространен не боль-ше чем на пять-шесть деревень, и некоторые страны довольно скромного размера, например Камерун, населены народами, говорящими на нескольких сотнях языков. А народов (или этнических групп, как их точнее можно назвать) в Африке может быть вдвое или втрое больше. Неудивительно поэтому, что большинство африканцев с детства свободно владеют несколькими языками: своим собственным, парочкой соседских, престижным языком всего региона, а также колониальным — английским, французским или португальским, на ко-тором идет преподавание в школах и транслируются телепередачи.

Ученые, впрочем, полагают, что все это языковое многообразие происходит всего лишь от четырех великих языков-предков и, таким образом, может быть объединено в четыре крупные семьи: афразийскую (преимущественно в Север-ной и Восточной Африке), нигеро-конголезскую (в Западной и Южной Афри-ке), нило-сахарскую (в Восточной и Центральной Африке) и койсанскую — самую загадочную семью языков.

7. В чем загадка «щелкающего» языка бушменов?

Самой небольшой — всего 30 языков, — но зато и самой необычной языковой общностью Африки является койсанская, на языках которой говорят живущие в южной части континента скотоводы-готтентоты (они называют себя кхой) и полукочевые охотники и собиратели — бушмены (сан). Койсанцы представ-ляют собой одну из самых интересных загадок Африки, и не только в области языка, но и происхождения. Согласно исследованиям генетиков, по своему строению геном койсанца резко противостоит геному всех остальных людей на Земле. Это может свидетельствовать о том, что предки бушменов и готтен-тотов были первой ветвью, отделившейся от родословного дерева всего чело-вечества.


Бушмены разводят огонь

Койсанские языки прославились своими знаменитыми «щелкающими» соглас-ными. Эти звуки действительно уникальны. Пощелкивания языком «ц-ц-ц», которые мы слышали от бабушки в качестве порицания за досрочно съеденное варенье, или щелчок языком о задние зубы, которым наездник подгоняет своего впавшего в задумчивость скакуна, мы не рассматриваем как звуки рус-ского языка и не используем их в словах. В койсанских же языках эти и другие щелчки (лингвисты называют их кликсами, от англ. clicks — «щелчки»), произ-водимые с помощью губ, языка, неба и зубов, могут формировать целые слова и даже более частотны, чем обычные согласные звуки. Кликсы бывают губны-ми (похож на звук сухого поцелуя), зубными (как раз тот самый бабушкин звук с однозначным «не балуйся»), палатальными (задняя часть языка соприкаса-ется с небом), альвеолярными (кончик языка прикасается к альвеолам над верхними зубами) и боковыми (участвуют язык, задние зубы и щека, это и есть звук жокея). Перечисленные пять кликсов называют «основами», однако в большинстве койсанских языков к ним присоединяется еще и артикуляция, в которой участвуют голосовые связки, — и иногда количество этих артикуля-ций (или «исходов») едва не достигает двух десятков. Так что, например, в язы-ке бушменов къхонг насчитывают не менее 70 щелкающих звуков.

О происхождении кликсов имеются различные гипотезы: весьма вероятно, что эти звуки были обычными для языка первобытного человека, а впоследствии исчезли везде, кроме Африки. Но не менее удивительным, чем щелкающие звуки, кажется и набор гласных в койсанских языках. В том же къхонг, по неко-торым подсчетам, гласных звуков 88 (в русском всего шесть). Они могут быть долгими, краткими, носовыми, произносимыми с гортанной и заднеязычной артикуляцией. Особую серию составляют так называемые шепотные гласные, требующие заметно меньшего участия голосовых связок при произнесении. Лингвисты теряются в поисках ответа на вопрос, какую роль играет такое коли-чество гласных звуков для функционирования языка и почему нельзя было обойтись их меньшим количеством. Возможно, эти загадки и есть следствие глубокой древности языка койсанцев, который некоторые ученые склонны считать остатком самого первого языка человечества.

8. Во что верят африканцы?

Несмотря на то что сегодняшняя Африка почти поровну разделена между хри-стианами и мусульманами, ни те ни другие никогда не утрачивали своих древ-них традиций. Жители Тропической Африки издавна не отличались особой преданностью одной религиозной системе и не привыкли к суровым тотали-тарным догмам религии, так полюбившимся европейцам или жителям Ближ-него Востока. Еще средневековые арабские хроники с горечью констатировали, что даже правители исламских государств Африки, формально приняв новую веру, продолжали участвовать в традиционных церемониях и не стесняли себя в еде в течение священного месяца Рамадан. Они пренебрежительно относи-лись к необходимости пятикратных ежедневных молитв и не понимали, зачем ограничивать себя четырьмя женами, когда можно завести сто сорок четыре. В XIV веке мусульманин Ибн Баттута с возмущением писал о том, как дочери африканских правителей-мусульман танцевали на улицах города, не только не закрывая лиц, но и вообще обнаженными. Крестьяне же в массе продолжали придерживаться религии своих предков, и если даже ходили в мечеть, то от прежних верований отказываться вовсе не спешили.

Да и сегодня почитание предков, духов природы (камни, деревья и рощи, реки и озера), священных тотемных животных прекрасно уживается с посещением церкви или мечети. Многие африканцы полагают, что Христос выполняет просьбы безвозмездно, но не всегда и не сразу, тогда как местный дух Зангбето более пунктуален и оперативен, но слишком много берет взамен. В Гане же многие традиционные жрецы используют в своих церемониях не только толче-ные черепа обезьян, амулеты и курения, но и Священное Писание. Для стопро-центного эффекта на всякий случай к ним могут присоединить и Коран.

В современном обществе вера и религия — вещи очень разные. Так, кто-то может вовсе не ходить в церковь и не знать толком ни одного православного праздника, кроме Пасхи, но при этом верить в Бога, а также в черную кошку, гороско-пы и эзотерическое живое знание. Кроме того, сфера действия сверхъесте-ственных сил постоянно сужается: большинство из нас больше не считают мол-нию божественной дланью, а в заговоры, ворожбу и сонники верят только са-мые отчаянные энтузиасты.

В традиционном африканском обществе все по-другому. Сознание африканца вообще не предполагает разделения мира на естественное и сверхъестествен-ное. Для него этих понятий просто не существует: мир богов, духов, людей и животных един. Да, некоторые существа в нем невидимы глазу, но, как сказал житель Уганды, «клоп тоже невидимый, но никому же не приходит в голову говорить о его сверхъестественности». Тем более, добавил он после длительного размышления, духи могут показываться человеку в любом обли-чье, если захотят, а вот клопы никогда этого не делают.

9. Африка всегда славилась своим колдовством. Насколько оно сегодня распространено на континенте?

Практически любые беды, происходящие с человеком, семьей, городом или даже государством, в Африке по сей день приписываются колдовству. Падеж скота, отсутствие дождя, неожиданная смерть от болезни, гибель новорожден-ного ребенка или урожай зерна, съеденный птицами по недосмотру заснувшего сторожа, — все это имеет только одну причину: кто-то из недоброжелателей применил черную магию против жителей. Это простое объяснение, как ни странно, действительно помогает не только понимать мир, но и справляться с трудностями. Если человек заболел, это всего лишь значит, что ночью на крыле летучей мыши в его дом прилетел колдун и вставил зловредный фе-тиш 

С колдовством не может справиться даже XXI век. Законами целого ряда стран колдовство официально запрещено, на Сейшельских островах колдуны гри-гри объявлены вне закона и разыскиваются как самые настоящие преступники. Правительства африканских государств создают специальные «лагеря ведьм», в которые свозят со всех концов страны колдунов и колдуний, изгнанных из своих домов сородичами. Колдунов часто находят среди увечных, хромых, глухих людей, ими почти неизбежно будут считаться альбиносы, нередко страх колдовства распространяется на детей-близнецов, которых во многих районах Африки считают предвестниками несчастья для общины.

Бывают случаи, когда под воздействием антиколдовской истерии, под прессом которой постоянно живет африканец, человек сам начинает ощущать себя кол-дуном или ведьмой. Но после проведения над ним определенного обряда чары рассеиваются, и вчерашняя ведьма будет всю жизнь считать себя излеченной.

10. Правда ли, что Африка наполнена множеством неведомых науке заболеваний?

Еще недавно перед лихорадкой Эбола прочие болезни Африки отступали в об-щественном мнении на второй план, но самыми тяжкими недугами на конти-ненте продолжают оставаться малярия, желтая лихорадка, тиф, сонная болезнь (трипаносомоз), амебиаз, шистоматоз и, конечно, СПИД, по широте распро-странения которого Африка лидирует среди континентов. Большинство болез-ней можно с лег-костью предотвратить прививкой: это, прежде всего, брюшной тиф и жел-тая лихорадка. Но, к примеру, прививок от малярии не существует. Эта бо-лезнь существует в тропических регионах Африки уже десятки тысяч лет, и ежегодно от малярии умирают от полутора до трех миллионов человек — в 15 раз больше, чем от СПИДа, и в 500 раз больше, чем от Эболы. По некото-рым подсчетам, каждые 30 секунд от малярии в Африке умирает ребенок. Вплоть до конца XIX века малярия убивала тысячи европейских переселенцев в Африку, пока открытие хинина не сделало победу над этой болезнью возможной.


Муха цеце. Иллюстрация из энциклопедического словаря Мейера. 1888-1890 годы

Трипаносомоз, или сонная болезнь, передается той самой мухой цеце, которую хорошо знают и боятся все российские дети. Вообще-то, цеце охотится в основ-ном за коровами и является причиной крупнейших эпидемий для скотоводов саванны. Но и для человека ее укус страшен. Даже если трипаносомоз не ле-чить, смерть наступает только спустя несколько лет, однако современная меди-цина вооружена мощным арсеналом средств, позволяющих уничтожить бо-лезнь практически на любой стадии. К тому же муху цеце можно легко отпуг-нуть не только репеллентами, но и просто-напросто свободной белой одеждой.

Другая прославленная африканская болезнь — амебиаз, или амебная дизенте-рия. Ее возбудителя, дизентерийную амебу, можно легко заглотнуть вместе с сырой водой. Именно поэтому в Африке следует соблюдать осторожность с водой — пить ее только из фабрично закупоренных бутылок либо кипятить, а при отсутствии такой возможности обильно разбавлять таблетками хлора. Вода от этого приобретает стойкий отвратительный вкус, но зато сохраняет жизнь и здоровье. Ну а с заболеванием успешно справляются антимикробные препараты.

Прозванный «чумой XX века» ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Конго и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Сегодня в мире око-ло 34 миллионов ВИЧ-инфицированных, две трети из которых живут в Африке к югу от Сахары. По счастью, болезнь уже миновала свой пик и количество людей, зараженных ВИЧ, постепенно спадает. Однако носителями вируса по-прежнему являются до 26 % населения Свазиленда, до 23 % населения Ботсваны и 17 % жителей ЮАР.

1. Развитие народов Африки

На нашем уроке мы поговорим о государствах Средневековой Африки, путях их развития, истории и культуре. Ранее (еще до конца XIX века) ученые считали, что история Африканского континента началась с появлением там переселенцев с европейских территорий. Но последующие археологические раскопки и дальнейшие исследования опровергли эту теорию, она оказалась антинаучной.

Во времена Средневековья развитие народов Африки в разных частях континента происходило неравномерно. На территории Центральной Африки существовали племена бушменов и пигмеев, которые жили еще в условиях первобытнообщинного строя. Они занимались охотой, собирательством, не знали о железе, селились в примитивных жилищах из листьев и веток. В Южной Сахаре проживали более развитые кочевые племена, основным занятием которых было разведение скота. Прочие поселенцы континента жили оседло и занимались обрабатыванием земли. Чаще всего они выращивали такие культуры, как рис, просо, бобы, сахарный тростник, хлопчатник и кокосовые пальмы, излишками обменивались с соседними племенами.

2. Западный Судан в Средние века

Одной из самых развитых и богатых территорий Африки считался Западный Судан, расположенный на равнине в междуречье, на территории нынешних государств Нигерии и Сенегала. На этих землях добывали много драгоценных металлов и камней, и, кроме того, через Западный Судан шли важнейшие многочисленные торговые пути от Гвинейского залива к Средиземному морю. Поэтому правители Судана имели право (что и делали) взимать крупные торговые пошлины с караванов, которые были вынуждены везти товар по их землям. Таким образом, в казну государств, входящих в Западный Судан, поступали немалые средства.

Самым древним и могущественным государством Западного Судана была Гана, расцвет которой приходится на X век. Правитель и знатные люди этой страны были крайне богаты, наживаясь на торговле золотом и солью - в те времена соль была не намного дешевле золота. В столице Ганы были построены роскошный царский квартал с дворцом и святилищем, мечети и красивые дома арабских купцов; многие достопримечательности сохранились и до наших дней.

Но султану арабского государства Марокко из Северной Африки удалось захватить и разрушить Гану в конце XI века. Султан потребовал, чтобы царь вместе со знатью платил лично ему особую дань золотом и к тому же принял ислам. Население Ганы восстало против захватчиков, и, в конце концов, им удалось избавиться от марокканцев, но территория страны сильно сократилась, а впоследствии Гана и вовсе попала в подчинение государству Мали. Властитель Мали и его подданные, также как и марокканцы, исповедовали исламскую религию. К XIII веку Мали достигла своего расцвета, благодаря завоеванию близлежащих земель, где добывали золото, соль и драгоценные камни, что значительно укрепило его финансовое положение.

3. Конго и Аксумское царство в Средневековье

В XII веке на побережье Гвинейского залива сформировался ряд сильных государств, из которых особенно выделялся Бенин. А к началу XIII века на юге Африки образовалось государство Конго.

Приблизительно в конце I в. до н. э на севере нынешнего государства Эфиопии (Абиссинии) возникло Аксумское царство. Расцвет государства приходится на начало IV-V вв. и ознаменован, прежде всего, принятием христианской веры и появлением письменности. Аксум поддерживал постоянные торговые и культурные связи с Римской империей, а позднее и с Византийской. В VII веке арабским племенам удалось напасть на Аксум и отнять у него владения в Южной Аравии, вследствие чего держава распалась на удельные княжества. С тех пор началась постоянная борьба за престол между многочисленными мелкими князьями, и к X веку, после бесчисленных междоусобных войн, государство Аксум прекратило свое существование.

Между тем на восточном побережье Африки поселилось много арабов, индийцев и иранцев, где они и создали своеобразные города-государства. Купцы этих стран часто отправлялись в плавание по Индийскому океану, здесь строилось множество кораблей для торговли с Индией, странами Азии и Европы.

4. Развитие культуры Африки

О культуре и верованиях народов Африки в Средние века можно судить по легендам, преданиям, народным песням и сказкам, которые представляют собой большой интерес для исследователей. Высоким уровнем культуры отличался Западный Судан, где особенно была развита архитектура, так как по приказу правителей-мусульман возводилось множество мечетей, общественных зданий и царских дворцов. Строились мусульманские школы, в городе Томбукту было даже высшее училище для юношей знатного рода, в котором они подробно изучали право, историю, богословие, астрономию и математику, чтобы после окончания учебного заведения занять какие-либо видные государственные должности. Создавались библиотеки, где хранились рукописные книги. Книги пользовались большим спросом, и приобрести их можно было в специальных лавках.

О значительном развитии культуры говорят произведения искусства африканцев. В Средние века с помощью особых приемов литейного дела были созданы бронзовые скульптуры, среди которых часто встречаются изображения царей и знатных людей, сцены придворной жизни и войны. Также при раскопках были обнаружены многочисленные деревянные и бронзовые маски африканских правителей.

5. Краткие итоги урока

Таким образом, можно сделать вывод, что общественная жизнь и культура во многих африканских государствах вовсе не была первобытно-примитивной. Напротив, особенно с принятием монотеистической религии государства Африки стали интенсивно развиваться, значительно возрос уровень средневековой африканской культуры. Торговля со странами Африканского континента привлекала множество купцов со всего мира, начиная с античного времени и заканчивая новейшим.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Использованные источники:
http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/


1. Народы Африки На просторах равнины в междуречье Нигера и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили легенды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца». Через Западный Судан проходили важнейшие торговые пути от Гвинейского залива к берегам Средиземного моря. Земледельцы торговали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочевники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жажды или нападений кочевников.


2. Западная Африка Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торговли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы. В столице Ганы был огорожен стенами особый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.


2. Западная Африка В конце XI века войска султана арабского государства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам. Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.


2. Западная Африка Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах поселились мусульманские купцы из Северной Африки.


2. Западная Африка Позже, в XV веке, окрепло государство Сонгай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464-1492). Он построил большой речной флот; в армии была введена суровая дисциплина. Али Бер почти всю жизнь провел в походах. Ему удалось присоединить к своим владениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает волшебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.


2. Западная Африка Правители и вельможи держали на своих землях по 500-1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили владельцу оброк, а государству налоги. Свободные общинники также зависели от знати. С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие должности, устраивали заговоры, влиятельная мусульманская знать в городах мало считалась с правителями. Начавшиеся междоусобные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко.


3. Восточная Африка Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее - с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы отняли у Аксума владения в Южной Аравии, а затем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал существовать.


3. Восточная Африка На восточном берегу Африки выросли города-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие корабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Индийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.


4. Культура Африки Возникли мусульманские школы, а в городе Томбукту - высшее училище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки, где хранилось, много рукописных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих товаров».


4. Культура Африки Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охоты, войны и придворной жизни.


4. Культура Африки Европейцы стали осваивать Африку еще в античное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия европейских ремесленников на золото, очень ценимую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попугаев для знатных дам.


Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.


Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около 12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков. Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет правителя Мали среди мусульман.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2424

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Загрузка...