Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как правильно рассчитать торговый сбор - пример. Торговый сбор

Екатерина Лазукова эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Торговый сбор - это местный налог. На сегодняшний день торговый сбор действует только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 (далее - Закон Москвы о торговом сборе)). В столице сбор введен с 1 июля 2015 года, то есть действует уже несколько месяцев. При этом не только предприниматели, но и квалифицированные специалисты в конкретной практической ситуации зачастую не могут достоверно определить, нужно ли уплачивать торговый сбор. Ни для кого не секрет, что закон (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ), согласно которому Налоговый кодекс (далее - Кодекс) был дополнен главой 33 "Торговый сбор", принимался в спешке. Видимо, поэтому многие положения указанной главы прописаны нечетко, имеют неточности и неясности. Давайте попробуем разобраться с тем, как оценить необходимость уплаты торгового сбора в той или иной ситуации.

Объект обложения торговым сбором

Возникновение обязанности по уплате налога или сбора законодательство связывает с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Другими словами, прежде всего нужно понять, что облагается торговым сбором.

Ответ на этот вопрос содержится в статье 412 Кодекса: объектом обложения сбором признается использование объекта торговли для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор. Таким видом деятельности в данном случае является торговая деятельность (п. 1 ст. 413 НК РФ). Напомним, что в общем случае объектами торговли признаются здания, сооружения, помещения, иные объекты недвижимого имущества, а также стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки, с использованием которых плательщиком осуществляется торговая деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Обратите внимание, что речь идет именно об использовании объектов торговли, а не об обладании ими. То есть, если компания владеет имуществом, признаваемым объектом торговли, но фактически им не пользуется (например, законсервировала или сдает его в аренду), то обязанности по уплате торгового сбора не возникает. Но если хотя бы раз в течение квартала с помощью указанных объектов была осуществлена торговая деятельность, уплаты торгового сбора не избежать.

Среди хозяйствующих субъектов бытует мнение, что уплачивать торговый сбор должны только торговые сети, состоящие из двух и более предприятий торговли (например, "Дикси", "Магнит", "Ашан"). Возможно, такое заблуждение возникло из-за того, что изначально введение торгового сбора было обусловлено необходимостью увеличения налоговой нагрузки именно на крупных сетевых ретейлеров. Однако в дальнейшем концепция торгового сбора была законодателем пересмотрена. Положения Кодекса в том виде, в котором они действует сегодня, не дают оснований для вывода об отсутствии обязанности уплачивать торговый сбор хозяйствующими субъектами, которые ведут торговую деятельность на отдельных объектах торговли (письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686@ направлено для использования в работе нижестоящим налоговым органам)).

Федеральный закон о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее - Закон о торговле)) определяет торговую деятельность как любую предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. Однако в главе 33 Кодекса данное понятие используется в более узком смысле. Как показывает анализ статьи 413 Кодекса, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности относятся:

  • торговля через объекты стационарной и нестационарной сети;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
  • деятельность по организации розничных рынков.

Иные виды предпринимательской деятельности, связанные с куплей-продажей товаров, не влекут возникновения объекта обложения торговым сбором.

Когда необходима уплата торгового сбора

Только ведение трех вышеперечисленных видов деятельности приводит к обязанности уплачивать торговый сбор.

Деятельность по организации розничных рынков. Данный вид несколько обособлен от остальных видов торговой деятельности. Под деятельностью по организации розничных рынков понимается деятельность управляющих рынком компаний (п. 1 ст. 11 НК РФ; письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256), определяемая в соответствии с положениями Федерального закона о розничных рынках (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (далее - Закон № 271-ФЗ)).

Объектом торговли для такого вида деятельности является объект недвижимого имущества, с использованием которого указанную деятельность осуществляет управляющая рынком компания (подп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ), она здесь и выступает плательщиком торгового сбора.

Отметим, что розничным рынком следует считать "имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные" (подп. 2 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). Для того чтобы юридическое лицо, которому принадлежит рынок, было признано управляющей рынком компанией, оно должно состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и иметь разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 7 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). После получения такого разрешения юридическое лицо признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Закона № 271-ФЗ).

Торговля через объекты стационарной и нестационарной сети. Для того, чтобы понять, какая деятельность сюда относится, необходимо выяснить, что такое "объект стационарной сети" и "объект нестационарной сети".

Сразу скажем, глава 33 Кодекса указанные понятия не расшифровывает. В авторских материалах нередко встречаются рекомендации использовать для толкования рассматриваемых терминов определения, приведенные в главе 26.3 ("ЕНВД") или главе 26.5 ("ПСН") Кодекса. По мнению автора, такой подход в корне неверен и прямо противоречит закону. Поясним.

Во-первых, в поименованных главах прямо указано, что приведенные в них понятия применяются "для целей настоящей главы", "в целях подпунктов 45-47 пункта 2 настоящей статьи" (абз. первый ст. 346.27, абз. первый п. 3 ст. 346.43 НК РФ), то есть использование этих понятий в иных целях, в том числе при анализе положений главы 33 Кодекса, является прямым нарушением. Исключение составляет наличие конкретной отсылочной нормы на эти определения. Так, например, прямо предусмотрено, что используемое для целей главы 33 Кодекса понятие "площадь торгового зала" определяется в том же значении, в котором оно расшифровано в главе 26.5 этого же документа (п. 5 ст. 415 НК РФ).

Во-вторых, в силу прямого требования Кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Исключение - случаи, когда иной порядок определения термина прямо предусмотрен Кодексом. Здесь напомним, что понятия, применяемые для всего Кодекса в целом, содержатся в первой его части (п. 2 ст. 11, ст. 38-41 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик не обнаружил в главе 33 и (или) первой части Кодекса определения того или иного понятия или отсылочной нормы на него, то для трактовки этого понятия следует воспользоваться иными отраслевыми законодательными актами, а не искать аналогии в главах Кодекса, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Правительство Москвы разработало постановление (пост. Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (далее - Порядок № 401-ПП)), которым утвердило порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором. В этом документе в том числе содержатся определения интересующих нас терминов. Вместе с тем хотим предупредить, что возможность использования этих терминов в целях применения главы 33 Кодекса не безусловна. Дело в том, что в соответствии с положениями Кодекса Правительство Москвы как представительный (законодательный) орган города федерального значения при установлении сбора на своей территории наделено правом только (пп. 2, 3 ст. 410 НК РФ):

  • определять ставку сбора в пределах, установленных главой 33 Кодекса;
  • устанавливать льготы, основания и порядок их применения.

Право устанавливать термины, используемые для целей главы 33, Кодекс Правительству Москвы не предоставляет.

Отметим также, что в целях определения понятий "объект стационарной сети" и "объект нестационарной сети" могут быть использованы такие отраслевые нормативно-правовые акты, как:

  • Закон о торговле;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-2009 "Услуги торговли. Требования к персоналу" (утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 770-ст).

Кстати, именно к Закону о торговле предлагает обращаться Минфин России при толковании в целях торгового сбора таких понятий, как "оптовая и розничная торговля", "торговая сеть" и "объекты нестационарной/стационарной торговой сети" (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Вместе с тем сравнительный анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что при разработке Порядка № 401-ПП Правительство Москвы, давая расшифровку понятий "объект стационарной сети" и "объект нестационарной сети", руководствовалось именно указанными отраслевыми актами. Поэтому, по сути, мы не видим проблем, связанных с применением определений данных терминов, предложенных в Порядке № 401-ПП.

Так как эти определения достаточно громоздки и трудно воспринимаемы, в данном материале мы охарактеризуем их кратко (выявим основную суть).

Объекты нестационарной торговой сети. К ним относятся (п. 1.7 Порядка № 401-ПП):

  • нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП;
  • объекты развозной розничной торговли;
  • объекты разносной розничной торговли.

Объекты стационарной торговой сети. Ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6 Порядка № 401-ПП).

Торговля в виде отпуска товаров со склада. Данный вид деятельности хотя и признается видом торговой деятельности в целях применения главы 33 Кодекса, но москвичам при его осуществлении платить сбор не нужно. Такую поблажку столичным предпринимателям предоставляет Закон Москвы о торговом сборе, который не устанавливает ставок сбора для рассматриваемого вида деятельности, а раз нет ставок, нет и обязанности платить (письма Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 № 90-01-01-07-38/15).

А вот с трактовкой понятия "склад" все обстоит гораздо сложнее. В действующих на сегодняшний день отраслевых актах этот термин не расшифровывается. Порядок № 401-ПП предлагает такое определение для данного термина: склад - здание (строение, сооружение) или его часть, предназначенная для хранения товара, не предусматривающая к ним доступ покупателей и не имеющая оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями (п. 1.9 Порядка № 401-ПП).

Специалисты Минфина России также полагают, что складом следует считать здание (строение, сооружение) или его часть, используемую для хранения товарно-материальных ценностей. Однако, по мнению финансистов, для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговле включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Какое определение является наиболее верным, покажет время. В настоящий же момент при принятии решения рекомендуем налогоплательщикам учитывать тот факт, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором осуществляют именно органы местного самоуправления (ст. 418 НК РФ). При этом специалисты Минфина России советуют: для получения информации по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором следует обращаться в указанный орган исполнительной власти города Москвы (письмо Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-06/24876).

Итак, мы более или менее определились с основными понятиями, смысловое значение которых необходимо налогоплательщику при принятии решения о необходимости уплачивать торговый сбор.

Нужна ли уплата торгового сбора в случае...

От теории перейдем к практике и поговорим об обязанности уплачивать сбор в конкретных ситуациях.

Торговли в арендованном помещении. Наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, так как объектом обложения сбором признается именно использование имущества для осуществления торговли. То есть сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник помещения (строения, сооружения и т.д.), в котором ведется торговля. Поэтому плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы (письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 (далее - письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15)).

Торговли товарами собственного производства. Глава 33 Кодекса торговлей называет вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ). Товаром для целей налогового законодательства (в том числе и главы 33 Кодекса) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Понятие "купля-продажа" в Кодексе не раскрывается. В соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 1 ст. 454 ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Отметим, что договор поставки, договор розничной купли-продажи являются разновидностями договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 Гражданского кодекса.

Поэтому реализация любого имущества, предназначенного для перепродажи (в том числе продукции собственного производства) любым способом (в том числе, например, дистанционно) как юридическим, так и физическим лицам, признается для главы 33 Кодекса торговой деятельностью. Таким образом, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, может быть отнесена торговля как продукцией собственного производства, так и товарами, приобретенными у третьих лиц. Однако если торговля товарами собственного производства осуществляется не через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, обязанности уплачивать торговый сбор не возникает (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43208 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13688@ доведено до сведения нижестоящих налоговых органов), от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

На территории хлебозавода расположена торговая палатка, через которую осуществляется продажа свежего хлеба. В этом случае завод признается плательщиком торгового сбора.

Если всю производимую продукцию хлебозавод со склада отгружает оптовым поставщикам, то объекта обложения торговым сбором не возникает.

Торговли из помещения офиса. Объектом обложения торговым сбором признается в том числе торговая деятельность, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети. Как было сказано выше, отличительной чертой объекта стационарной торговой сети является наличие оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Таким образом, объектом стационарной торговой сети может быть признана любая торговая точка, расположенная в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части, оснащенная оборудованием, предназначенным для:

  • выкладки, демонстрации товаров (например, прилавки, предназначенные для выкладки и демонстрации товара, и т.п. оборудование);
  • обслуживания покупателей (например, примерочные кабины);
  • проведения денежных расчетов (например, ККТ).

Следовательно, если в офисе организации имеется указанное оборудование, то такая организация будет являться плательщиком торгового сбора. В случае, когда никакого специального оборудования, предназначенного для указанных целей, в офисе нет, понятию торгового объекта помещение данного офиса соответствовать не будет, следовательно, и объекта обложения торговым сбором не возникнет (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

Покупатель заказывает нужный ему товар по телефону, а затем забирает его из офиса. Никакого специального оборудования в офисе нет. В такой ситуации организация-продавец плательщиком торгового сбора не является.

Торговли через интернет. В такой ситуации все будет зависеть от способа доставки товара покупателю. Так, если товар доставляется клиенту интернет-магазина курьером или по почте, объекта обложения торговым сбором не возникает. В этом случае можно говорить об осуществлении продавцом деятельности по реализации товара со склада (см. вышеприведенное определение понятия "склад)". Деятельность же, связанная с доставкой товара, к торговой деятельности не относится. Такая деятельность в целях налогообложения признается оказанием услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ; письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Если же покупатель забирает товар самостоятельно, то помещение, в котором осуществляется выдача данного товара, под понятие "склад" не подпадает (покупатель имеет доступ в это помещение). В таком случае ключевую роль будет играть наличие или отсутствие в данном помещении оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Продажи лотерейных билетов. Лотерейным билетом признается документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3).

Таким образом, при покупке лотерейного билета покупатель приобретает право на участие в лотерее, а не имущество, предназначенное для перепродажи (не товар) (см. дополнительно п. 2 ст. 38 НК РФ, где дана расшифровка понятия "имущество"). Поэтому при реализации лотерейных билетов торговый сбор уплачивать не нужно.

Аналогичная логика применяется и в отношении деятельности по реализации билетов на различные мероприятия или на проезд в том или ином виде транспорта. В таких ситуациях покупатель фактически приобретает право на проезд (на посещение мероприятия), поэтому объекта обложения торговым сбором не возникает (письма Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15, Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Реализации сопутствующих товаров в рамках оказания бытовых услуг. По мнению специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42966), у организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющих реализацию сопутствующих товаров, отсутствует обязанность по уплате торгового сбора в отношении реализации этих товаров. Такой вывод был сделан на основании положений ГОСТ Р 53108-2008 "Услуги бытовые. Классификация организаций" (утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст), которым реализация сопутствующих товаров в сфере бытовых услуг включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций. Важно, что указанное письмо было направлено ФНС России для использования в работе налоговыми инспекциями (письмо ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13687@).

Между тем приведенная точка зрения, по мнению автора, не бесспорна. Глава 33 Кодекса не ставит возникновение объекта обложения торговым сбором в зависимость от факта признания торговой деятельности налогоплательщика в качестве основного или сопутствующего вида его деятельности. Из определений, рассмотренных нами выше, можно сделать вывод, что в целях главы 33 Кодекса торговой деятельностью признается любая деятельность по купле-продаже имущества, предназначенного для перепродажи.

Кроме того, Закон Москвы о торговом сборе предусматривает при соблюдении определенных условий возможность освобождения от его уплаты. Данная льгота касается организаций, основной вид деятельности которых относится к предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, а также услуг по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей (ст. 3 Закона Москвы о торговом сборе). Само наличие такой льготы в Законе Москвы о торговом сборе свидетельствует, что законодатель не выводит из-под объекта обложения сбором торговлю сопутствующими товарами в рамках оказания бытовых услуг.

В то же время следует отметить, что под объект обложения торговым сбором не будет подпадать использование расходных материалов в рамках оказания бытовых услуг (письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Пример

Ателье в процессе пошива одежды использует пуговицы, ткань, нитки и т.п. В этом случае речь идет об использовании расходных материалов, объекта обложения торговым сбором, соответственно, не возникает. Если же указанные материалы будут продаваться клиентам (например, в холле ателье установлена витрина с различными образцами пуговиц, которые покупатель может приобрести одновременно с услугой по пошиву одежды, так и без нее), то деятельность по такой продаже облагается торговым сбором. Не уплачивать сбор в этом случае можно только при соблюдении условий, дающих ателье право на льготу.

Продажи покупных товаров в рамках оказания услуг общественного питания. Контролирующие органы по данному вопросу занимают позицию, аналогичную высказанной ими в отношении продажи сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг. По разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13689@ направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами), от 15.07.2015 № 03-11-10/40730), услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 Кодекса.

Отметим следующее. Несмотря на тот факт, что, как и в случае с бытовыми услугами, прямое прочтение норм Кодекса позволяет усомниться в справедливости подобных выводов, по данному вопросу мы солидарны с Минфином России. На взгляд автора, в ситуации, когда предприятие общественного питания в рамках своей деятельности реализует клиентам покупные товары (например, посетители кафе могут приобрести на барной стойке пачку жвачки), речи о торговой деятельности не идет. Здесь реализация покупного товара является составной частью услуг общественного питания. В пользу такой позиции, помимо официальных разъяснений, говорят также определения, приведенные в таких отраслевых актах, как ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (п. 41 ГОСТ 31985-2013, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) и ГОСТ 319842012 "Услуги общественного питания. Общие требования" (п. 3.1 ГОСТ 31984-2012, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 192-ст), которые к услугам общественного питания относят в том числе деятельность по реализации предприятием общественного питания покупных товаров.

Льготы по торговому сбору. Для кого они предусмотрены?

На федеральном уровне от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) и налогоплательщики, применяющие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Для москвичей Законом Москвы о торговом сборе предусмотрены местные льготы.

Например, освобождены от уплаты торгового сбора налогоплательщики, если их видом торговой деятельности является:

  • розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
  • торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
  • разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;
  • торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов;
  • торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией "Печать", размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы, и др.

Также освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи; автономные, бюджетные и казенные учреждения; религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Помимо этого, как мы уже сказали, не уплачивать торговый сбор могут организации и ИП, занимающиеся оказанием некоторых видов бытовых услуг (услуги парикмахерских, ателье и др.) при соблюдении определенных условий, а именно:

  • если торговля ведется ими через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, либо объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, через который осуществляется указанная выше деятельность.

Роман Самилло

На сумму торгового сбора можно уменьшить лишь часть налога, уплачиваемую в бюджет субъекта РФ (пока только в городе Москве). Для того чтобы уменьшить сумму налога на прибыль, необходимо выполнить следующие два условия:

  1. представить в налоговую службу уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора;
  2. уплатить торговый сбор в бюджет.

Причем уменьшить налог на прибыль можно на торговый сбор, уплаченный с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). То есть при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за 9 месяцев можно уменьшить сумму авансового платежа на торговый сбор, уплаченный за III квартал в октябре 2015 года.

Действующая декларация по налогу на прибыль не предусматривает возможности уменьшения налога на уплаченный торговый сбор, поэтому ФНС России выпустила письмо (письмо ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@), в котором предложила свой вариант отражения сбора в действующей декларации.

Роман Самилло , заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ "Градиент Альфа"

Налоговая служба предложила отражать уплаченный торговый сбор в Листе 02 по строкам 240 и 260 вместе с суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога в порядке, установленном статьей 311 Налогового кодекса.

Сумма торгового сбора и сумма налога, выплаченная за пределами России, отраженные по строкам 240 и 260 декларации, в совокупности не могут превышать общую сумму налога (авансового платежа) по строке 200 Листа 02 декларации.

При расчете показателей ранее начисленных авансовых платежей по строкам 210 и 230 Листа 02 их сумма уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансовых платежей предыдущего периода.

В приложениях к указанному письму ФНС России привела подробные примеры заполнения декларации для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи, и для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи. Вариант с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в письме не представлен.

Роман Самилло , заместитель руководителя аудиторско-правового департамента АКГ "Градиент Альфа"

Пример для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи, как наиболее часто используемым способом.

Торговый сбор за III квартал уплачен в октябре в сумме 2000 руб. Общая сумма начисленного за 9 месяцев налога - 2000 руб., в т.ч. 1800 руб. в бюджет г. Москвы. Сумма начисленных ранее авансовых платежей - 2400 руб., в т.ч. 2160 руб. в бюджет г. Москвы.

Организация не заявляла о зачете налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств.

Дополним пример налоговой службы условием, что сама организация зарегистрирована в Московской области, а в Москве имеет обособленное подразделение, уплачивающее торговый сбор. Налоговые показатели деятельности подразделений в Москве и Московской области в 2015 г. равны и составляют 50% от общей налогооблагаемой базы организации. В таком случае Лист 02 декларации по налогу на прибыль и приложения № 5 к Листу 02 за 9 месяцев 2015 г. должны быть заполнены следующим образом.

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

Чего ждать от нового торгового сбора? Сколько и за что придется платить предпринимателям? Как снизить налоговые издержки?

С 1 июля 2015 года вступает в силу глава 33 Налогового кодекса РФ, а вместе с ней на предпринимателей ложится новое бремя по уплате торгового сбора. Торговый сбор попал в Налоговый кодекс РФ в конце прошлого года, и у бизнесменов было время морально подготовиться к этому удару.

Кто и за что будет платить?

Платить торговый сбор должны будут все организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые используют недвижимость или передвижные торговые павильоны для торговли. В муниципальных образованиях могут быть льготы для некоторых видов предпринимательской деятельности, вплоть до освобождения от уплаты сбора. Например, Закон города Москвы «О торговом сборе» освобождает от уплаты сбора торговлю через вендинговые автоматы, торговлю на ярмарках выходного дня, на розничных рынках (но не сами рынки), разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Также не будет платить сбор Почта России и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральный закон также освобождает от уплаты сбора индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по патенту, и сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

Объект сбора, согласно закону, «использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности». Простым предпринимателям из этого набора слов мало что понятно, поэтому посмотрим еще определение понятия «объект осуществления торговли» и виды торговли, в отношении которой установлен сбор.

Сбор – с каждого торгового ларька?

Итак, объект сбора – это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. Деятельность по организации розничных рынков тоже облагается сбором: объектом являются собственно розничные рынки, сбор уплачивается управляющей компанией.

Виды торговли, в отношении которой устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Такой перечень позволяет предположить, что все предприниматели, торгующие в каком-либо помещении (ларьке, палатке, магазине) или со склада, обязаны уплачивать сбор. Возникает вопрос с интернет-магазинами: они тоже должны платить торговый сбор ? Вероятно, если торговля ведется с использованием арендованных складских помещений, то должны. Если же торговые помещения находятся не в аренде, а в собственности, то получается, что предприниматель платит дважды: налог на имущество организаций и торговый сбор.

Малый бизнес уже окрестил этот налог «налогом на аренду » и вовсю подумывает о том, как обойти Налоговый кодекс. Потому что если заплатить все, что положено по закону, то жить бизнесу будет не на что.

Ставки торгового сбора в Москве

Ставки торгового сбора определяются представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ставки определяются законами этих субъектов Федерации.

Закон города Москвы «О торговом сборе» варьирует ставки торгового сбора в зависимости от удаленности района от центра города. Так, самая высокая ставка для торговых точек без торговых залов – 81 000 рублей за квартал (3 месяца) – в Центральном административном округе. Глубокие и ближние «замкадыши» (Зеленоград и Новая Москва, Митино и Бутово, и другие) заплатят 28 350 рублей. Остальные «москвичи» заплатят 40 500 рублей, столько же «стоит» разносная и развозная торговля. Арендаторы в торговых залах должны будут заплатить за помещения до 50 кв.м в ЦАО 60 000 рублей за квартал, «замкадыши» - 21 000 рублей, остальные «москвичи» 30 000 рублей. За помещения свыше 50 кв.м ставка зависит от площади торгового помещения, естественно, это выйдет дороже, чем места до 50 кв.м. Для розничных рынков ставка составляет 50 рублей за квадратный метр.

Все эти немалые суммы (от 7 тысяч рублей в месяц) предприниматели должны будут выложить наряду с другими налогами, выплатами, арендной платой и прочими издержками. Торговый сбор не зависит от размера прибыли. Особенно негативно это сказывается на тех торговых точках, прибыльность которых обусловлена сезонностью.

Бюрократические нюансы

Помимо того, что выкладывать лишние деньги непонятно за что в принципе неприятно, придется еще и пройти бюрократические процедуры. Так, плательщики сбора должны встать на учет в налоговых органах в качестве таковых. Это надо сделать в течение 5 дней после заключения договора аренды. Для тех, у кого такой договор уже действует, обязанность встать на учет возникает со дня вступления в силу закона, то есть с 1 июля 2015 года. Причем о любом изменении торгового помещения надо будет также уведомлять налоговую в течение 5 дней. 5 дней есть у налоговой для постановки на учет плательщика торгового сбора и направления ему свидетельства. Если речь идет об использовании недвижимости для торговли, то уведомление направляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости. Если используется движимое имущество, то уведомление направляется по месту нахождения организации или по месту жительства ИП.

Предприниматели сами должны рассчитать размер сбора и уплатить его до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала. То есть налоговая не пришлет квитанцию, но проконтролирует уплату торгового сбора, если предприниматель ошибется или не заплатит. В этом случае он все-таки получит от налоговой требование об уплате сбора. В целом контроль возложен на органы местного самоуправления, которые должны обо всем уведомлять налоговую.

Каких последствий ждать?

История разработки законопроекта, которым вводился торговый сбор, умалчивает о том, какие благие цели должно достигать это нововведение. Положения о торговом сборе были введены в законопроект № 527250-6 депутатскими поправками ко второму чтению. Поэтому в первоначальной пояснительной записке о нем нет ни слова. Также мы не знаем мнения Правительства РФ по поводу введения нового сбора. Имеющийся отзыв Правительства РФ не упоминает этот сбор, так как его не было в первоначальном проекте. Очевидно, Правительство РФ одобрило новый источник доходов бюджета.

Можно ожидать роста цен в розничной торговле, так как предпринимателям придется компенсировать новые расходы. Даже если по факту им удастся уменьшить налоги на сумму сбора (а это можно сделать только по результатам года), то торговцы могут повышать цены просто от страха, что на них повесили новый сбор.

Хорошая новость есть для тех, у кого совпадает место нахождения организации (место жительства ИП) и место уплаты торгового сбора. Организации и ИП, находящиеся на «упрощенке» смогут уменьшить единый налог на сумму торгового сбора. Также может быть уменьшен налог на прибыль организаций.

Однако помимо налогов на прибыль или доходы предприниматели уплачивают еще множество других обязательных платежей. Например, ИП самостоятельно уплачивает страховые и пенсионные взносы, платит за ЭКЛЗ для контрольно-кассовых машин, аренду за помещение и несет другие расходы, связанные с бизнесом. Малый бизнес, занимающийся торговлей, - это, как правило, именно ИП. В этой ситуации многие предприниматели уже собираются объединять свои торговые площади, чтобы уменьшить расходы в части торгового сбора. То есть малый бизнес уже ожидает увеличения налоговой и административной нагрузки, несмотря на заверения в том, что торговый сбор не приведет к увеличению налоговых издержек. Да иначе зачем бы государство вводило новый сбор, если бы от этого не увеличились государственные доходы. Конечно, в условиях дефицита бюджета государству нужны доходы. Но эти доходы получаются за счет малого бизнеса. С одной стороны, государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а с другой, вводит новые налоги и сборы для предпринимателей практически на ровном месте. Это демонстрирует непоследовательность государственной экономической политики.

Источник: БухОнлайн.ру

С 1 июля 2015 года в РФ появятся торговые сборы для малого бизнеса. Торговому сбору законодатели отвели новую . Этот сбор с торговли является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 года только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На других территориях власти смогут вводить торговый сбор только после принятия специального федерального закона.

Торговый сбор, по сути, является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Поэтому если с 1 июля 2015 года он будет введен, допустим, в городе Москве, то его уплата на этой территории станет обязательной. Плательщиками торгового сбора, в таком случае, станут занимающиеся торговлей организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения или УСН.

Глава 33 НК РФ. Торговый сбор

Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Плательщики торгового сбора

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Освобождаются от уплаты торгового сбора

ИП на патентной системе и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (п. 2 ). А ЕНВД нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора (п. 2.1 ).

Кто должен платить торговый сбор при осуществлении торговой деятельности по агентскому договору

Специалисты Минфина России в письме от 18.08.17 № 03-11-09/53070 рассмотрели вопрос об уплате торгового сбора в случае, когда торговая деятельность осуществляется в рамках агентского договора. Кто должен платить торговый сбор - агент или принципал? По мнению чиновников, ответ на этот вопрос зависит от того, от чьего имени агент ведет торговлю.

Если агент ведет торговлю с использованием движимого и (или) недвижимого имущества от имени и за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается принципал. Если же агент ведет торговую деятельность от своего имени, но за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается агент.

Объект обложения торговых сборов

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях НК РФ используются следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Виды предпринимательской деятельности для торгового сбора

Причем в законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что торговым сбором, по всей видимости, будет облагаться торговля любыми товарами.

Сбор для малого бизнеса устанавливается правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

Чтобы стать плательщиком взноса объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (п. 1 ). То есть если ИП хотя бы раз квартал продаст свои товары, например, на рынке выходного дня, то после этого он становится плательщиком торгового взноса.

В законе не уточняется, на каком праве организация или ИП должны пользоваться объектом осуществления торговли. Не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в собственности или же арендуется. Определяющее значение, повторимся, имеет сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.

Сумма торгового сбора

Какую сумму потребуется заплатить в качестве торгового сбора? Точного ответа пока нет, до вступления в силу федерального закона.

Организации и ИП п общему правилу должны будут рассчитывать торговый сбор самостоятельно по каждому объекту торговли. Формула для расчета будет такая:

Торговый сбор

ставка торгового сбора

фактическое значение физической характеристики объекта торговли

Фактическое значение характеристики объекта, это, например, площадь объекта торговли. Ставка сбора описана ниже.

Изменение характеристик объектов торговли

В течение квартала количество торговых объектов или размер торговых площадей может измениться. Такое изменение влияет на сумму торгового сбора. Если количество объектов или их площадь увеличилась, при расчете торгового сбора изменения нужно учитывать с начала квартала, в котором изменение произошло. Если же количественные характеристики уменьшились, они снизят размер торгового сбора только со следующего квартала. Об этом сказано в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229 .

Ставки торгового сбора для малого бизнеса 2019

Согласно закону о торговых сборах, ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

В целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 .

Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

Максимальная ставка торгового сбора , установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на , установленный на соответствующий календарный год.

Площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 .

Нормативными правовыми актами муниципальных образований, могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Итак, законом предусмотрено ограничения по максимальным ставкам, которые зависят от нескольких различных показателей:

  1. от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  2. от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  3. от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Пример расчета максимальной суммы торгового сбора

Есть стационарная торговая точка находится в городе Санкт-Петербург. Площадь составляет 100 кв. м Патент на розничную торговлю на 3 месяца сейчас стоит 30 000 рублей. Поэтому максимальный торговый сбор за квартал () составит 60 000 рублей (30 000 рублей / 50 × 100 кв. м.).

Итак величина торгового сбора связана с размером стоимости патента. А этот размер власти городов федерального значения, вправе увеличивать. Тем самым может увеличиваться и максимальный размер торгового сбора.

Учет плательщиков торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор для малого бизнеса, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, о расчете сбора, служащее основанием для исчисления и уплаты сбора.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  1. по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения указанного объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора, впервые.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Согласно закона, в случае, если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Севастополь), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя. Потому что НДФЛ платится по месту прописки, а не ведения бизнеса.

УСН доходы-расходы

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расходах.

УСН доходы

Организации или ИП на «упрощенке» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно (например, на страховые взносы: п. 3.1 ) вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ).

Организации на УСН могут иметь обособленные подразделения (письмо Минфина России от 12.05.14 № 03-11-06/2/22075). И в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельно.

Льготы по торговым сборам

Какая торговля не облагается торговым сбором

Разновидность торговой деятельности
Облагается / не облагается
Комментарий ФНС
Реализация ломбардом предметов залога
не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита
облагается в случае продажи через торговые точки
не облагается в случае продажи через объекты общепита
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42962
Реализация продукции собственного производства
облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты
не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Использование офиса для заключения договоров купли-продажи
не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг
не облагается
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42966
Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером
облагается
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730

Рекомендуемые формы уведомлений для плательщиков торгового сбора, ТС-1, ТС-2

Федеральная налоговая служба разработала формы, форматы и порядок заполнения уведомлений для плательщиков торгового сбора (письмо от 10.06.15 № ГД-4-3/10036@). Данные уведомления необходимо заполнять тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые подпадают под уплату сбора.

Как известно, торговый сбор может быть введен с 1 июля 2015 года в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день .

Комментируемым письмом ФНС утвердила следующие формы:

  • ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;
  • ТС-2 «Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;

    Если деятельность, с которой уплачивался торговый сбор, прекращена, об этом тоже необходимо уведомить налоговую инспекцию. Порядок тот же, что и при постановке на учет: в течение пяти дней в инспекцию нужно направить уведомление. Оно будет основанием для снятия с учета в качестве плательщика сбора. Датой снятия будет считаться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ).

  • ТС «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора» .

В письме приведены порядок заполнения форм уведомлений ТС-1 и ТС-2 . Формы № ТС-1, № ТС-2 заполняются рукописным способом чернилами черного либо синего цвета или с использованием принтера и соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре. Все разделы и поля форм № ТС-1, № ТС-2 подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных Порядком. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документа на бумажном носителе, скрепление листов документов, приводящее к порче бумажного носителя.

В ФНС отмечают, что данные формы являются рекомендуемыми. Поэтому, если уведомление о постановке на учет либо уведомление о снятии с учета представлены в произвольной форме, но содержат необходимые сведения, налоговики не вправе отказать в их приеме.

Примечание :
1. Скачать бланк пустой формы ТС-1 (формат pdf)
2. Скачать пример заполнения ТС-1 для предпринимателя торгового киоска

Напоминание!

в Москве уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора необходимо подать до 7 июля.

Куда подавать уведомление о постановке на учет торговый сбор

Налоговая служба в письме от 17.06.15 № ГД-4-3/10382@ разъяснила некоторые нюансы постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков торгового сбора. Постановка на учет и снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Например, те организации или ИП, которые состоят на учете в налоговом органе в Московской области и осуществляют в Москве торговую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин), обязаны представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в инспекцию по месту нахождения данного недвижимого имущества.

Если указанные организации или ИП осуществляют в Москве торговую деятельность с использованием движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.), то уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора нужно подать в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в ФНС отмечают, что в уведомлении о постановке на учет могут быть указаны несколько объектов, в отношении которых установлен торговый сбор. Если эти объекты находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то уведомление о постановке на учет следует представить в инспекцию по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны в таком уведомлении первыми.

Торговый сбор: чтобы не платить, просто «свернуть» торговлю недостаточно

Организации или ИП, которые прекратили вести деятельность с использованием торгового объекта, но не уведомили об этом должным образом налоговую инспекцию, продолжают считаться плательщиками торгового сбора.

При прекращении деятельности с использованием объекта торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в ИФНС. В этом случае торговец будет снят с учета в качестве плательщика сбора с той даты, которую он указал в уведомлении как дату прекращения деятельности в торговой точке.

Если такое уведомление не представлено, компании или ИП придется исполнять обязанности плательщика торгового сбора, т.е. уплачивать сумму сбора в бюджет, даже если торговля уже не ведется.

Ошибочное уведомление о торговом сборе: как отменить постановку на учет

ФНС РФ в своем письме № ГД-4-3/14721@ от 20.08.2015 приводит разъяснения по вопросу ошибочного предоставления уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Письма Минфина посвященных торговому сбору.

Письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ;
Письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

ФНС дала разъяснения по торговому сбору

Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

в письме ДЭПиР г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 дал 24 ответа ответы на многочисленные вопросы по торговому сбору: когда возникает обязанность по уплате торгового сбора, постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, определения площади торгового зала в целях уплаты сбора, а также ставок данного сбора и сроков его уплаты.

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: Торговый сбор: кто плательщик

С 1 июля в Москве начал действовать торговый сбор. Это новый сбор, а четкого определения понятий в нет. Поэтому те, кто ведет торговлю в столице, часто не могут разобраться, надо ли им платить торговый сбор и если да, то в зависимости от чего рассчитывается его размер. Читать интервью...

Департамент экономической политики и развития Москвы дал ответы по торговому сбору в Москве

Среди прочего разъяснено, нужно ли вставать на учет в качестве плательщика данного сбора ИП и организациям, подпадающим под льготу и в связи с этим освобожденным от его уплаты. Также описаны критерии отнесения объекта торговли к стационарному или нестационарному в целях уплаты нового сбора.

Торговый сбор — это налог, взимаемый с организаций и ИП на общей системе налогообложения и на «упрощенке», которые занимаются торговлей с применением имущества (движимого или недвижимого). Торговый сбор платится в тех муниципалитетах, где он установлен (сейчас это только Москва). Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 33 НК РФ «Торговый сбор». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты торгового сбора и ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где и как вводится торговый сбор

Торговый сбор вводится по следующему алгоритму.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе для введения торгового сбора достаточно, чтобы эти города приняли свои соответствующие законы. В настоящее время такой закон принят только в Москве (см. « »).

А в муниципальных образованиях России (городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах) для введения торгового сбора требуется выполнение двух условий. Во-первых, должен быть принят соответствующий федеральный закон, один для всех муниципалитетов (п. 4 ст. 4 федерального закона от 29.11.14 № 382-ФЗ). Во-вторых, представительный орган муниципального образования должен принять свой отдельный нормативный правовой акт (закон, решение или постановление), посвященный торговому сбору. На сегодняшний день упомянутый федеральный закон еще не принят. Как следствие, торговый сбор не введен ни в одном муниципальном образованиии.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты торгового сбора закреплены в главе 33 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов и муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, регион или муниципалитет может утвердить свои ставки налога. «Местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от категории плательщика, от территории, от вида торговли и от объекта торговли. При этом глава 33 НК РФ устанавливает максимально допустимый размер ставок, превысить который местные власти не вправе. А вот нижнего предела не существует. Другими словами, муниципалитеты могут утвердить ставку, равную нулю.

К тому же местным властям разрешено устанавливать свои льготы, а также основания и порядок их применения.

После того, как торговый сбор введут в том или ином муниципалитете, информацию о размерах налоговых ставок и льготах можно будет получить в своей налоговой инспекции.

Кто платит торговый сбор

Организации и ИП на общей или упрощенной системе налогообложения, которые занимаются определенными видами торговли с применением движимого или недвижимого имущества на территории муниципалитета, где введен торговый сбор. Такие компании и предприниматели не вправе добровольно отказаться от статуса плательщика торгового сбора, поскольку его уплата является обязательной.

Кто не платит торговый сбор

Организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельхозналога. Кроме того, торговый сбор не платят предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Если налогоплательщик совмещает несколько налоговых режимов, то освобождение от торгового сбора распространяется только на виды деятельности, переведенные на ЕСХН и патентную систему. По остальным видам деятельности торговый сбор нужно платить на общих основаниях.
Плюс к этому установлен запрет на одновременную уплату ЕНВД и торгового сбора. Это относится к видам деятельности, в отношении которых применялась «вмененка», и которые подпадают под торговый сбор. По таким видам деятельности налогоплательщик обязан перестать платить ЕНВД и начать платить торговый сбор.

Какие виды торговли подпадают под торговый сбор

Торговый сбор предусмотрен для торговли через объекты стационарной торговой сети (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, для торговли путем отпуска товаров со склада и для деятельности по организации розничных рынков.

Под торговлей понимается деятельность, связанная с розничной, мелкорозничной и оптовой куплей-продажей товаров через торговые сети и склады. Деятельность по организации рынков — это работа компаний, управляющих рынком. Такая деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.06 № 271-ФЗ .

Обратите внимание: названные выше виды торговли облагаются торговым сбором только в случае, если компания или ИП использует для продаж какое-либо имущество. Оно может быть как движимым, так и недвижимым; как собственным, так и арендованным. Такое имущество называют объектом торговли.

Продавцам важно понять, считается ли помещение, откуда отгружаются товары, объектом торговли. Глава 33 НК РФ не дает прямого ответа. По мнению специалистов Минфина России, все зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта. То есть предназначено ли данное помещение для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с ними и прохода покупателей. Если да, то такое помещение признается объектом торговли, и, как следствие, продажи подпадают под торговый сбор (письмо ).

На практике возникает много вопросов относительно того, какие именно разновидности розничных и оптовых продаж облагаются торговым сбором. Из текста главы 33 НК РФ нельзя сделать однозначных выводов, поэтому плательщики руководствуются разъяснениями чиновников (см. таблицу).

Какие разновидности торговой деятельности облагаются (не облагаются) торговым сбором

Разновидность торговой деятельности

Облагается / не облагается

Комментарий чиновников

Реализация ломбардом предметов залога

не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита

облагается в случае продажи через торговые точки

не облагается в случае продажи через объекты общепита

Реализация продукции собственного производства

облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты

не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты

Использование офиса для заключения договоров купли-продажи

не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними

Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг

не облагается

Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером

облагается

Когда и как плательщик торгового сбора должен встать на учет

Плательщиком становится компания или предприниматель, который хотя бы раз в квартал продал товары с использованием объекта торговли на территории, где введен торговый сбор. Каждый плательщик обязан зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать в ИФНС уведомление в письменной форме или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с момента начала деятельности, подпадающей под сбор. В уведомлении следует указать вид деятельности и сведения об объекте торговли. Налоговики в свою очередь должны направить плательщику свидетельство о постановке на учет. Обратите внимание: встать на учет должны даже те налогоплательщики, кто подпадает под льготу в отношении торгового сбора.

Уведомить инспекцию надо и в случае, когда в процессе работы меняются показатели объекта торговли, если это приводит к изменению суммы сбора. Срок для такого уведомления составляет пять рабочих дней с даты изменения.

При прекращении деятельности, подпадающей под торговый сбор, плательщик также должен подать уведомление в ИФНС. Тогда моментом прекращения уплаты сбора будет дата, указанная в таком уведомлении. Если же плательщик забудет уведомить налоговиков, сбор придется платить несмотря на то, что фактически объект обложения уже отсутствует.

В какой ИФНС плательщик торгового сбора должен встать на учет

Это зависит от объекта торговли. Если продавец использует недвижимое имущество (например, магазин или киоск), то встать на учет необходимо в ИФНС по местонахождению данного имущества. Если торговля осуществляется с использованием движимого имущества (например, автомагазина или палатки), то встать на учет необходимо по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя.

Может так случиться, что в одном муниципалитете плательщик использует сразу несколько объектов торговли. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным инспекциям. В такой ситуации все объекты допустимо указать в одном уведомлении. Подать его нужно в ИФНС по местонахождению того объекта, который указан первым.

Заполнить и подать уведомление по форме ТС-1 через интернет

Как рассчитать сумму торгового сбора

Организации и ИП самостоятельно определяют величину торгового сбора один раз в квартал в отношении каждого объекта торговли. Данная величина равна ставке, умноженной на фактическое значение физической величины объекта торговли.

Ставка утверждается местными властями в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Например, в Москве ставка для развозной и разносной розничной торговли составляет 45 000 руб. за квартал на один объект торговли. Ставка для организации розничных рынков в столице составляет 50 руб. за 1 кв. м. площади рынка за квартал.

Фактическое значение физической величины — это площадь объекта в метрах квадратных. Оно используется, если ставка установлена в расчете на площадь объекта торговли. Значение площади можно узнать из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.

Утверждая ставки, муниципалитеты должны придерживаться ограничений. В частности, ставка для деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 руб. за 1 кв.м. площади рынка. Кроме того, ставка для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную стоимость патента для розничной торговли, выданного на три месяца, и деленную на 50.
Наконец, ставка для любого вида деятельности не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца.

Минимально допустимое значение ставки главой 33 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим муниципалитеты могут снижать ставки вплоть до нуля. К примеру, в Москве для отпуска товаров со склада утверждена ставка, равная нулю.

Когда перечислять торговый сбор

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, платеж за первый квартал нужно сделать не позднее 25 апреля, платеж за второй квартал — не позднее 25 июля, платеж за третий квартал — не позднее 25 октября и платеж за четвертый квартал — не позднее 25 января следующего года.

Как отчитываться по торговому сбору

Отчетность по торговому сбору не предусмотрена.

Как учесть торговый сбор при расчете других налогов

Компании на общей системе налогообложения вправе вычесть из налога на прибыль или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен с начала года. Но уменьшить можно не полную величину налога на прибыль, а только его часть, подлежащую перечислению в бюджет рег. Кроме того, должно соблюдаться условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, входит в состав данного региона.

Предприниматели на общей системе могут уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора. Это правило применяется только в ситуации, когда ИП платит торговый сбор в том регионе, где стоит на учете. Если же предприниматель зарегистрирован в одном субъекте РФ, а торговый сбор платит в другом, налог на доходы придется платить в полном объеме.

Налогоплательщики на упрощенной системе с объектом «доходы» могут вычесть из единого налога или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен в соответствующем периоде. Здесь есть условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, должен входить в состав региона, где зарегистрирован «упрощенщик». Причем, согласно разъяснениям чиновников, единый налог допустимо уменьшить на величину торгового сбора более чем на 50 процентов (письмо Минфина России ).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе включить торговый сбор в состав затрат, уменьшающих облагаемую базу.

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет

Сотрудники ИФНС получают информацию о торговых операциях не только от самих плательщиков, но и от местных властей. Поэтому даже если организация или ИП не направит уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, на учет его все равно поставят. Но в этом случае торговля будет приравнена к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. А это влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Сумму торгового сбора для «несознательных» плательщиков рассчитают сами налоговики. За основу вычислений они примут данные об объекте торговли, поступившие от местных властей. Полученную величину сбора инспекторы укажут в требовании об уплате, которое направят плательщику.

При этом плательщики торгового сбора, не подавшие уведомление по форме ТС-1, будут лишены права уменьшить налог на прибыль, НДФЛ и единый «упрощенный» налог на сумму торгового сбора.

Загрузка...